Пояснительная записка курса «Литература» icon

Пояснительная записка курса «Литература»




Скачать 484.04 Kb.
НазваниеПояснительная записка курса «Литература»
страница1/2
Дата20.08.2014
Размер484.04 Kb.
ТипПояснительная записка
источник
  1   2

Пояснительная записка

курса «Литература» в 7 классе на 2013-2014 учебный год
1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя:

  • Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года. Вступает в силу с 01.09.2013.

  • ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312.

  • Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067.

  • Примерные программы по литературе (к ГОС-2004г.): Примерная программа основного общего образования по литературе; Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе. Базовый уровень; Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе. Профильный уровень.

  • Методическое письмо МО РФ о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.).

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Литература.

  • Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС, утверждённые Министерством образования и науки Российской Федерации 24.11.2011 № МД-1552/03.

  • Методические письма ГОАУ ЯО ИРО о преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области за предыдущие три года.

^ 2. Краткая характеристика особенностей предмета «Литература» в 7 классе:

Для 7 класса доминантным становится понимание творчества и творческого процесса, проникновение хотя бы в отдельные уголки лаборатории писателя: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть; характеристика не только одного художественного произведения, но и элементов сопоставительного анализа; усвоение понятия, характеризующее одно из направлений в историко-литературном процессе (классицизм). Знакомство с жанрами, вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся; приключения, фантастика.

^ 3. Место курса «Литература» в учебном плане:

На изучение литературы отведено 2 часа в неделю, 68 часов в год, 34 учебных недели. Рабочая программа учебного курса «Литература» в 7 классе на 2013 -2014 год составлена на основе «Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений», изд. «Русское слово», 2012 г. Авторы – составители программы: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. Учебник в 2-частях «Литература», 2008 г. Автор – составитель Меркин Г. С. Учтены все рекомендации стандарта основного общего образования по литературе и «Методического письма о преподавании учебного предмета «Литература» в 2013-2014 году в образовательных учреждениях Ярославской области».

Задачи преподавания литературы в 7 классе:

- освоение текстов художественных произведений;

-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- освоение теоретико-литературных понятий и др.

Цели:

- развитие обучающегося как компетентной личности;

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

- формирование эстетического вкуса;

- развитие самостоятельной читательской деятельности и др.

Стержневым понятием в изучении художественной литературы становится «герой». Организуется постоянная работа с терминами «герой», «образ писателя», проникновение хотя бы в отдельные уголки его лаборатории, «характер». Многие произведения, включённые в программу, небольшие по объёму, поэтому классное чтение остаётся важной составной частью методики преподавания. Предварительное домашнее чтение изучаемых в классе повестей, рассказов, пьес является обязательным и основным. Спланирована разнообразная работа с текстами художественных произведений, что тоже способствует развитию навыков письменных работ по литературе. В порядке контроля на уроках используются тесты.

В 7 классе обучающиеся 5 человек: 4 + 1 (7 вид). У всех разная степень обучаемости, учитывая это, изучение некоторых произведений ведётся по методике «медленного» прочтения художественного текста. Есть необходимость постоянного контроля техники чтения. Уделяется внимание формированию навыков тезирования, конспектирования, реферирования, составления разного вида планов, что способствует подготовке обучающихся к ГИА по русскому языку. Включено в учебную программу обучение сочинению, изложению с целью постоянного совершенствования речи школьников, заостряется внимание на освоение учащимися литературоведческой терминологии. Уроки внеклассного чтения с использованием краеведческого (регионального) материала тоже предусмотрены программой Г. С. Меркина.
^ 4. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:

Ученики, закончившие 7 класс, должны знать:

- содержание текстов программных произведений;

- определение основных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;

- основные принципы создания художественного мира и системы характеров в литературном произведении;

должны уметь:

- определить тип литературного произведения;

-назвать основные художественные приемы и средства создания художественного мира и характеров в литературном произведении;

- сделать самостоятельное устное сообщение;

- вести аргументированную и корректную полемику;

- составить письменный план устного сообщения или сочинения;

- самостоятельно подобрать из литературного произведения цитаты для иллюстрации ответа на поставленный вопрос;

- выполнять творческие задания программного характера.
^ 5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1. Документальные материалы: книги и статьи о литературе и искусстве. 2. Группа средств словесно-образной наглядности: художественные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тютчева, Фета, Некрасова, Достоевского, Есенина, Распутина и др. 3. Произведения и статьи литературных критиков: Белинский В. Г. Статьи о классиках. М., 1996 г.Писарев Д. И. О литературе. М., 1989 г. и др. 4. Периодическая печать: Журналы: «Литература в школе»; «Русский язык в школе»; «Русский язык в школе и дома»; газета «Русский язык». 5. Учебники и дополнительная литература для учащихся: учебники по русскому языку для 5 – 11 классов. Авторы: Никитина, Власенков, Греков, Бабайцева, Ладыженская, Баранов, Тростенцова и др. Учебники по литературе для 5 – 11 классов. Авторы Чалмаев, Маранцман, Кутузов, Меркин и др. Орфографические словари. Толковые словари и др. Дидактический материал для 5-6 класса, М., 2006 г.. Учебно-методический комплекс для 5, 6, 7 класса «Вокруг тебя – Мир». 6. Художественно-изобразительная и графическая наглядность: Произведения живописи: картины Левитана, Саврасова, Шишкина, Крамского, Крымова и др. Художественные иллюстрации: к произведениям Пушкина, Гоголя, Твардовского, к русским народным сказкам. Альбомы: «Литература» (писатели и поэты 20 века); «Русский язык» (портреты русистов); «А. С. Пушкин»; «В. В. Маяковский»; «М. А. Шолохов»; «А. М. Горький»; портреты: Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Крылова…7. Графическая наглядность. Таблицы по русскому языку для 5-9 класса (список прилагается к паспорту кабинета). 8. Средства научной организации труда словесника (из собственной домашней библиотеки): методические пособия по русскому языку и литературе; книги и брошюры, содержащие образцы работы над произведениями по литературе и преподаванию уроков русского языка; методическая литература для внеклассной работы по русскому языку и литературе; книги для подготовки к ЕГЭ, сочинениям, изложениям, для подготовки к олимпиадам. Портфолио учителя русского языка и литературы. Статьи, вырезки из газет и журналов для организации работы по русскому языку и литературе, литературному краеведению и др. Справочно-биографическая литература о писателях, поэтах и русистах. Примерные планы изучения отдельных тем. Конспекты открытых уроков, обычных уроков, разработки по темам. Доклады учителя и учащихся на различные темы по русскому языку, литературе, литературному краеведению, внеклассной работе. Выступления на конференциях. Сборники тренировочных и контрольных работ. Карточки с заданиями по русскому языку и литературе. Тренировочные билеты для 5-9 классов по литературе и русскому языку. Работы школьников: проекты, доклады, рефераты, конкурсные творческие работы, выступления, рисунки и др. 9. Технические средства обучения: грамзапись по русскому языку. Программа Ладыженской Т.А. (5 класс). Кассеты (4 шт.) «Писатели и поэты 18-19 века»: Тютчев, Фет, Чехов, Гоголь…Диск. Сказка «Садко». Диски по русскому языку для 6-9 классов (компьютерный кабинет). 10. Экспозиция кабинета: стенды «Русский язык», «Литература», «Культура речи», «К уроку русского языка», «К уроку литературы». 11. Техника: телевизор, видео, DVD.

1. Учебник «Литература» в 2-х частях, М., изд. «Русское слово», 2008 год. Автор Г. С. Меркин.

2. «Программа по литературе для 5-11 классов образовательной школы», М., изд. «Русское слово», 2012 г. Авторы – составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 3. Книга «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи», изд. «Русское слово», М., 2008 г. 4. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов по курсу «Литература». М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2008 г. и др.

^ 6. Для заучивания наизусть в 7 классе:

М. В. Ломоносов. «Из оды на день восшествия…» (отрывок).

Г. Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).

А. С. Пушкин. 1-2 стихотворения по выбору.

М. Ю. Лермонтов. «Родина».

Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).

А. А. Фет. Стихотворение - по выбору.

С. А. Есенин. Стихотворение – по выбору.

Стихи о России поэтов 19 века. 1-2 стихотворения – по выбору.

Н. А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться…»

А. Т. Твардовский. «На дне моей жизни…»

У. Шекспир. Один сонет – по выбору.

Проза – по выбору учителя и учащихся.
^ 7. Содержание программы для учащихся 7 вида.

Введение. Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество. Теория литературы: литературные роды.

^ Из устного народного творчества. Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием). Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

^ Русские народные песни (ознакомительно). Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая... »); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне. Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня. Краеведение: песенный фольклор региона. Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки» в литературной гостиной, устная газета.Из древнерусской литературы. Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность. Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть). Развитие речи: подробный пересказ; изложение с элементами сочинения. Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.
  1   2



Похожие:

Пояснительная записка курса «Литература» iconПояснительная записка к учебной программе курса «Литература»
Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года. Вступает в силу с 01. 09. 2013
Пояснительная записка курса «Литература» iconПояснительная записка цели и задачи курса: Основная цель курса «География. Начальный курс»
Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого...
Пояснительная записка курса «Литература» iconI. пояснительная записка цели и задачи
Планирование составлено на основе программы курса биологии для общеобразовательных учрежд
Пояснительная записка курса «Литература» iconПояснительная записка предмет литература входит в образовательную область «филология»
Предмет литература входит в образовательную область «филология». Главная цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе,...
Пояснительная записка курса «Литература» iconПрограмма по предмету «математика» пояснительная записка
Рабочая программа курса «Математика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального...
Пояснительная записка курса «Литература» iconДокументи
1. /рабочие программы по русскому языку и литературе/Рабочие программы Лебедевой М.А/6 В/Литература/Литература.rtf
Пояснительная записка курса «Литература» iconДокументи
1. /Пояснительная записка/01_ПЗl.pdf
2. /Пояснительная...

Пояснительная записка курса «Литература» iconПрограмма курса по выбору «старение и долголетие» Автор: учитель биологии Галактионова Л. Ф. Пояснительная записка
Цель программы: создание ориентационной и мотивационной основы у девятиклассников
Пояснительная записка курса «Литература» iconПояснительная записка к рабочей учебной программе «Технология»
Примерная программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ
Пояснительная записка курса «Литература» iconОльга Станиславовна Кузнецова г. Дзержинск 2007г пояснительная записка программа
Программа «Умелые ручки» является программой модифицированной (Т. Н. Преснякова «Уроки мастерства», издательство «Учебная литература»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы