Программа для детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: \"Личностное становление детей, нуждающихся в государственной защите\" icon

Программа для детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: "Личностное становление детей, нуждающихся в государственной защите"




Скачать 136.22 Kb.
НазваниеПрограмма для детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: "Личностное становление детей, нуждающихся в государственной защите"
Дата08.12.2012
Размер136.22 Kb.
ТипПрограмма
источник

Комплексная программа для детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: "Личностное становление детей, нуждающихся в государственной защите"



Конечной целью работы учреждений для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является социальная адаптация воспитанников в современных жизненных условиях, установление их психического равновесия и создание для них устойчивого эмоционального климата. По разработанным программам, высококвалифицированными специалистами осуществляются всесторонняя реабилитация, развитие и воспитание детей, по воле судьбы попавших в учреждение интернатного типа.
^

1.Паспорт программы:


1.Наименование программы:“Личностное становление детей, нуждающихся в государственной защите”.

2. Основания для разработки программы: изменение специфики работы учреждения в связи с изменением статуса учреждения.

Программа разработана на основании следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ “ Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации ( с изменениями от 10,25 ноября 2002 года, 10 января 2003 года).

  • Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 года № 25 “Об утверждении рекомендаций, об организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации ( с изменениями от 23 января 2004 года).

  • Федеральный Закон от 24 июня 1999 года 120–ФЗ “ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних” ( с изменениями от 13 января 2001 года).

  • Федеральный Закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ “ О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( с изменениями т 8 февраля 1998 года, 7 августа 2000 года).

  • Постановление Министерства Труда РФ от 30 января 1997 года №4 “ Об утверждении порядка приёма, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации”

  • Конституция РФ.

  • Конвенция о правах ребёнка.

^ 3. Заказчик программы: Управление социального обеспечения и управление образования Ростовского МР.

4. Основные разработчики программы: Директор МАОУ ДОД ДООЦ «Борок» Менячихин А.Н.

5. Цель программы: создание оптимальных условий для успешной социализации и интеграции в обществе детей, нуждающихся в государственной защите, путём развития различных форм и проведения комплексных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений.

^ 6. Задачи программы:

  • обеспечить детям условия проживания, максимально приближенные к домашним.

  • оказать помощь в решении жилищных, финансовых и других социальных вопросов, касающихся жизнеобеспечения детей;

  • создать условия для физического и духовного развития детей, стимулировать позитивные изменения в их личностном развитии;

  • создать условия для успешного осуществления процессов самовыражения ребёнка и развития его способностей;

  • формировать у детей основные понятия об этикете, психологии семейных отношений и семейных ролях, осуществляя таким образом подготовку к будущей семейной жизни;

  • развивать у педагогов внутренние позитивные установки к детям группы риска с целью формирования единых подходов к воспитанию;

  • осуществить поиск новых способов и приёмов работы по нейтрализации влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребёнка и его развитие;

  • осуществить в учреждении постепенный переход от интернатных условий к семейным формам сопровождения детей, нуждающихся в государственной защите;

^ 7. Сроки реализации программы: 2012г.

8. Перечень основных подпрограмм:

  • программа коррекционно-логопедического обучения;

  • программа психолого-социального становления ребёнка в изменённых социальных условиях посредством коррекции самовосприятия, самоотношения и отношения к окружающим “Самопознание”;

  • программа психологической помощи младшим школьникам с эмоциональными нарушениями и отклонениями в поведении;

  • программа психологической помощи подросткам с нарушениями эмоциональной сферы и отклонениями в поведении;

  • примерная программа коррекционно - развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста, имеющими проблемы в обучении, поведении и общении;

  • программа психологического обеспечения ;

  • программа профилактики приобщения и зависимости от ПАВ;

  • программа тренинга для детей и взрослых;

  • программа работы социальных педагогов.

^ 9. Перечень разделов программы:

  • Социальная защита и воспитание детей

  • Коррекционно - развивающая и оздоровительная работа.

  • Методическая работа.

  • Взаимосвязь с учреждениями и предприятиями социума.

  • Предполагаемый результат.

  • Приложения.

^ 10.Исполнитель программы: администрация и педагогический состав МАОУ ДОД ДООЦ «Борок»

11. Источник финансирования программы: бюджет муниципального района

12.Система организации контроля за исполнением программы:

внутриучрежденческий контроль

^ 13. Предполагаемый результат:

снижение уровня беспризорности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию; успешная их социализация и интеграция в обществе.
^

2.Пояснительная записка:


АКТУАЛЬНОСТЬ:

Конечной целью учреждений для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является социальная адаптация воспитанников в современных жизненных условиях, установление их психического равновесия и создание для них устойчивого эмоционального климата. По четко разработанным программам осуществляются всесторонняя реабилитация, развитие и воспитание детей.

С ними работают группы высококвалифицированных специалистов и педагогов, используются всевозможные методы и приёмы работы, разрабатываются и внедряются различные инновации для эффективного достижения поставленных целей и задач. Учреждение , подобное нашему, становится для воспитанников, находящихся в его стенах, моделью социального мира. Отслеживая жизнедеятельность детей ,которые оказались в трудной жизненной ситуации, мы убеждаемся в том, что у наших воспитанников

  • не сформированы некоторые необходимые жизненно-важные навыки практического и материального порядка;

  • есть существенные трудности в общении с окружающими;

  • проявляются неумения противостоять асоциальным явлениям;

  • имеются затруднения в построении собственной семьи и личной жизни;

  • отсутствуют навыки взаимопомощи.

Возникла необходимость внесения педагогических корректив в сопровождение детей группы риска.

Конвенция ООН о правах ребёнка декларирует”… ребёнок, который временно или постоянно лишён своего семейного окружения, или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством”. Полноценная семья оказывает то влияние на ребёнка, которое не заменят никакие педагоги, никакие специально искусственно созданные условия.

Для достижения выше поставленных целей в МАОУ ДОД ДООЦ «Борок» разработана программа

“ Личностное становление детей, нуждающихся в государственной защите”
^

3.КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.


На протяжении нескольких лет наше учреждение работает с детьми группы риска. Отличительными чертами учреждения были преемственность, укрепление позиций специалистов, усиление социальной значимости центра уже как специализированного учреждения в системе социальной защиты. Приоритетным направлением дальнейшей работы стало жизнеобеспечение детей , попавших в трудную жизненную ситуацию, по инновационным методам. Администрация центра несёт ответственность за детей, нуждающихся в государственной защите проживающих в лагере . Администрация берёт на себя ответственность за решение социальных проблем , обеспечение потребности в образовании, медицинской и психологической помощи воспитанников. Воспитатели отвечают за жизнь, развитие и воспитание. Организация жизнедеятельности детей основывается на совокупности принципов информированности, психологической поддержки, диалогичности в общении и взаимодействии, принципе сочетания свободы и ответственности. В своей работе мы широко используем опыт учреждений, которые работают с данной категорией детей. Воспитание и в детских оздоровительных центрах - наиболее эффективное и перспективное направление в работе с детьми, нуждающимися в помощи. Надеемся на то, что в ближайшее время на федеральном уровне будет разработан и принят ряд документов, позволяющий проводить работу в данном направлении более качественно и целенаправленно.

^ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ.

Создание оптимальных условий для успешной социализации и интеграции в обществе детей, нуждающихся в государственной защите, путём развития различных форм их жизнеустройства и проведения комплексных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений

ЗАДАЧИ

  • обеспечить детей питанием; создать нормальные условия проживания;

  • оказать помощь в решении социальных вопросов, касающихся жизнеобеспечения детей;

  • создать условия для физического и духовного развития детей, стимулировать позитивные изменения в их личностном развитии;

  • создать условия для успешного осуществления процессов самовыражения ребёнка и развития его способностей;

  • формировать у детей основные понятия об этикете, психологии семейных отношений и семейных ролях, осуществляя, таким образом, подготовку к будущей семейной жизни;

  • развивать у педагогов внутренние позитивные установки к детям группы риска с целью формирования единых подходов к воспитанию;

  • осуществить поиск новых способов и приёмов работы по нейтрализации влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребёнка и его развитие;
^

4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.




Основные направления программы:

  • Социальная защита и воспитание детей.

  • Коррекционно - развивающая и оздоровительная работа.

  • Методическая работа

Комплексная реабилитационная работа по каждому направлению реализации программы имеет 5 этапов.

1 ЭТАП. (личностно-ориентированный)

ЦЕЛЬ: первоначальное знакомство с детьми, прибывшими в “Центр помощи” и выбор направления деятельности относительно каждого ребёнка

Длится до полной адаптации прибывших детей

Предполагает:

  • создание атмосферы доверия, уважения со стороны педагогов и сотрудников Центра;

  • безусловное принятие детей такими , как они есть;

  • создание условий для устранения тревожности , озлобленности, недоверия со стороны детей;

  • проведение доверительных бесед с целью сближения с детьми;

  • стабилизацию эмоционального фона , способствующая полному раскрепощению прибывших детей через общение с воспитанниками Центра;

  • установку на сознательное выполнение основных режимных моментов;

2 ЭТАП ( основополагающий)

ЦЕЛЬ: формирование знаний и навыков социального взаимодействия и общежития.

Предполагает:

  • изучение детьми своих прав и обязанностей;

  • четкость, последовательность в работе и требовательность со стороны взрослых;

  • закладка основ позитивного мировоззрения воспитанников;

  • изучение понятий нравственности, справедливости;

  • выработка первоначальных навыков общения с социумом;

Второй этап может считаться успешно завершённым только пи соблюдении всех условий первого. Это период “ близкого знакомства”, период трудностей, когда дети должны найти точки соприкосновения и воздействия друг на друга.

^ 3 ЭТАП ( самопознание).

ЦЕЛЬ: формирование навыков самоорганизации, саморегуляции и волевого

преодоления жизненных трудностей.

Предполагает:

  • выработку умения самостоятельно принимать решения по любым вопросам;

  • совершенствование навыков самообслуживания;

  • выработку умения контролировать своё эмоциональное состояние, регулировать психические процессы в рамках возможного;

  • познание жизни и самих себя путём участия в различных видах деятельности;

  • развитие способности противостоять негативным проявлениям извне;

  • формирование основных понятий об этике и психологии ;

  • погружение ребёнка в ситуацию свободного выбора с целью развития в нём многовариантности подходов к действительности.

Третий этап представляет собой период осознанных действий. Воспитанник берёт на себя все больше и больше самостоятельности.

^ 4 ЭТАП ( культурно-развивающий)

ЦЕЛЬ: формирование мотивации достижения и успеха.

Предполагает:

  • развитие познавательных, эстетических и творческих способностей;

  • создание условий для разнообразной деятельности ( клубы, кружки, походы, спорт);

  • включение ребёнка в разнообразие культурной жизни общества;

  • оказание различных видов и форм поддержки детям в различных социально приемлемых увлечениях.

5 ЭТАП ( заключительный)

ЦЕЛЬ: формирование социальной позиции личности, личностного и профессионального самоопределения.

Предполагает:

  • ориентацию на закон, гражданские права и личную ответственность;

  • выработку умения самостоятельного обеспечения себя за счет своего труда;

  • конструктивный стиль общения и правовые формы защиты себя;

  • саморуководство, необходимость выбора жизненного пути и персональную ответственность за него;

Это заключительный этап, на котором ребёнок не может получить должного развития, если он не получил его на предыдущих этапах.

Поэтапное осуществление работы с детьми зависит от контингента самих детей.

^ 1 НАПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

ЦЕЛЬ: ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД ПРЕБЫВАНИЯ

В ЦЕНТРЕ, ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА, ЗАЩИТА И

^ ОХРАНА ПРАВ ДЕТЕЙ.

Направление “ Социальная защита и воспитание детей” предполагает развитие личности ребёнка до уровня достаточной адаптированности в социуме при полной защите прав и законных интересов этого ребёнка со стороны учреждения.

^ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Эффективность воспитательной работы определяется чёткостью поставленных целей и задач, умением правильно выбрать методы и приёмы работы с каждым ребёнком, умением осуществлять индивидуальный подход к воспитанию, а также преемственностью в работе всех специалистов учреждения. В целях оказания помощи социально дезадаптированным воспитанникам в учреждении работает гибкая система воспитательной работы, позволяющая детям освоить и приобрести навыки самообслуживания, культуры поведения до полного уровня их сформированности.

Организационно-методическое руководство воспитательной работой в учреждении осуществляется руководителем учреждения , заместителем директора по воспитательно-реабилитационной работе и методистом. Ответственными за качество воспитания детей являются воспитатели групп. В начале смены каждый воспитатель составляет свой перспективный план работы по тому направлению деятельности, которое выбрал. А именно, чтобы всесторонне добиться поставленных целей в воспитательном и реабилитационном процессах, работа с детьми ведётся одновременно по таким направлениям : правовое воспитание, развитие социально-бытовых навыков, подготовка воспитанников к семейной жизни, основы безопасности жизнедеятельности и профилактика здорового образа жизни, правила хорошего тона, общение.

Методические рекомендации к проведению занятий разрабатывает методист учреждения.

Количество занятий по каждому направлению, разнообразие методов и форм работы определяет сам воспитатель

Тема занятий может повторяться, но значительно увеличивается объем информации и расширяется её диапазон в зависимости от этапов реализации программы.

^ ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ:

  • Беседа ( разговор, обмен мнениями).

  • Анкетирование (заполнение опросного листа с целью получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет).

  • Тренинг (занятие, упражнение служащие для совершенствования умений и навыков).

  • Семейные посиделки ( семейный вечер, дружеское собрание с чаепитием и играми)

  • Экономические уроки ( занятия, обучающие как сэкономить собственный бюджет).

  • Моделирование проблемных ситуаций ( занятия, предполагающие искусственное создание определённых проблем и пути их решения ).

  • Погружение ребёнка в ситуацию свободного выбора ( предоставление возможности ребёнку самостоятельно принять решение в определённой ситуации)

  • Игра ( тот или иной способ развлечения).

  • Метод сотворчества ( совместная работа над чем-то ребёнка и взрослого)

  • Метод психологической адаптации.

  • Праздничные массовые мероприятия.

  • Вечера тихого чтения.

  • Практикумы (практические занятия, проводимые для закрепления изученного материала, темы)

  • Метод творческих возможностей. ( предоставление ребёнку показать свои возможности и способности)

  • Соревнование ( форма деятельности, в которой участники стремятся превзойти друг друга).



^ СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Цель: создание условий для успешного укрепления физического и социального здоровья детей. Оказание помощи в получении знаний о своих законных правах и умении защитить себя.

Задачи:

  • создать среду для формирования нравственно-правовых знаний и соответствующего социально-нормативного поведения;

  • организовать работу по профориентации детей;

  • формировать и закреплять у воспитанников понятия “долг”, “право”, “ обязанность”, “ ответственность”;

  • формировать детское правосознание;

  • знакомить детей с основами права (семейное, уголовное, гражданское, жилищное, административное)



^ ЗАЩИТА И ОХРАНА ПРАВ ДЕТЕЙ.

Цель: обеспечить полную социальную защищённость детям, находящимся в трудной жизненной ситуации на время пребывания в центре.

^ СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Цель: предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, проведение профилактической работы по предупреждению правонарушений и вредных привычек. Пропаганда здорового образа жизни.

^ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.

Цель: отследить динамику социогенеза личности каждого ребёнка. Определить причины его нарушения .

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ воспитателя.

  • ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ – соответствие педагогического влияния природе ребёнка;

  • СОЦИОСООБРАЗНОСТИ – создание или компенсация приемлемых социальных условий для успешного развития и саморазвития ребёнка;

  • АМБИВАЛЕНТНОСТИ - организация педагогического влияния , согласованного с изменчивыми средовыми и внутриличностными условиями;

  • ПРИНЦИП ЛЮБВИ В ВОСПИТАНИИ – отказ от функциональных педагогических отношений и выстраивание глубинного, ценностного эмоционального взаимодействия;

  • ПРИНЦИП ГЛУБИННОГО ОБЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ – активизация собственных внутренних усилий ребёнка на самосовершенствование, мобилизацию личностных ресурсов;

  • ^ СТИМУЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УСПЕХОВ В СОЦИАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ.

Уже 10 лет работаю директором в центре «Борок». Контингент воспитанников достаточно сложный, прошедший трудную жизненную школу. Каждый ребёнок имеет свой характер, свои трудности и свои проблемы. Достаточно тяжело достучаться в детское сердечко, но работа воспитателя не предусматривает никаких исключений. Детей необходимо вернуть к нормальной жизни, напомнить им радость детства. Наиболее удачной для решения поставленных целей и задач считаю досуговую деятельность. С помощью праздников, развлечений, игр и массовых мероприятий есть возможность реабилитировать наших воспитанников во всех отношениях. Общаясь друг с другом они становятся добрее, понятливее, дружнее и частично погашают в душе горечь потерь и переживаний.



Похожие:

Программа для детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: \"Личностное становление детей, нуждающихся в государственной защите\" iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ от 15 апреля 2010 г. N 240н о проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
...
Программа для детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: \"Личностное становление детей, нуждающихся в государственной защите\" icon7. 06. 2011 И. Г. Назарова
Подготовка специалистов образовательных учреждений по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Программа для детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: \"Личностное становление детей, нуждающихся в государственной защите\" iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ от 3 марта 2011 г. N 162н о проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Собрание законодательства Российской Федерации 2011, n 2, ст. 395; n 9, ст. 1249 приказываю
Программа для детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: \"Личностное становление детей, нуждающихся в государственной защите\" iconПравительство российской федерации постановление от 31 декабря 2010 г. N 1234
Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования...
Программа для детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: \"Личностное становление детей, нуждающихся в государственной защите\" iconПравительство российской федерации постановление от 31 декабря 2010 г. N 1234
Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования...
Программа для детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: \"Личностное становление детей, нуждающихся в государственной защите\" iconПлан работы наркопоста на 2013-2014 учебный год
Рейды в семьи находящиеся в трудной жизненной ситуации; детей состоящих на вшу; детей находящихся под опёкой
Программа для детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: \"Личностное становление детей, нуждающихся в государственной защите\" iconМеры социальной поддержки
Предоставление бесплатных путевок для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в лагеря дневного пребывания
Программа для детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: \"Личностное становление детей, нуждающихся в государственной защите\" iconПриказ №51 о внесении изменений в приказ фомс от 2 апреля 2009 года №61 «Об утверждении форм мониторинга проведения диспансеризации»
Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, №1, ст. 11, в целях оптимизации сбора отчетных форм мониторинга проведения...
Программа для детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: \"Личностное становление детей, нуждающихся в государственной защите\" iconНоминация «Организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в каникулярное время»
Победители ежегодного конкурса социально значимых проектов в сфере организации отдыха и оздоровления детей
Программа для детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: \"Личностное становление детей, нуждающихся в государственной защите\" iconИ. Г. Назарова зав кафедрой общей педагогики и психологии гоу яо иро федеральный закон от №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Подготовка специалистов образовательных учреждений по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы