Образовательная программа муниципального волонтерского лагеря по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних icon

Образовательная программа муниципального волонтерского лагеря по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних




Скачать 84.53 Kb.
НазваниеОбразовательная программа муниципального волонтерского лагеря по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних
Демичева Н.Г
Дата08.12.2012
Размер84.53 Kb.
ТипОбразовательная программа
источник


МОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения детей г. Ростов


Образовательная программа


муниципального волонтерского лагеря

по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних


авторы: Демичева Н.Г., социальный педагог МОУ ЦПМСС детей,

Карцева С.С., заместитель директора МОУ ЦПМСС детей,


Ростов

2009

Пояснительная записка


Анализ ситуации с употреблением психоактивных веществ (ПАВ) несовершеннолетними и опыт работы по первичной профилактике в Ростовском муниципальном районе свидетельствуют о необходимости включения в данную деятельность самих подростков. Для этого следует внедрять новые эффективные технологии первичной профилактики, поддерживать и развивать молодежные инициативы, строить новые, более демократичные взаимоотношения с детьми и молодежью. Одной из форм такого взаимодействия может стать инициация волонтерского движения, через организацию лагеря волонтёров по первичной профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними. Данный проект актуален и востребован как на муниципальном, так и на региональном уровне.

Программа муниципального лагеря волонтеров по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних разработана на основе Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, Концепции активной профилактики и реабилитации (КАПР), компетентностном подходе и принципе «равный-равному».

Стратегической целью программы является развитие и сопровождение волонтерского движения в муниципальном районе.

Цель программы лагеря - подготовка волонтеров для работы по сохранению и укреплению здоровья в детско-молодежной среде.

Задачи программы:

  • повышение осведомлённости участников по вопросам организации и содержания профилактической деятельности;

  • мобилизация личностных ресурсов участников, направленных на формирование активной жизненной позиции в области сохранения и укрепления здоровья;

  • освоение волонтёрами интерактивных психолого-педагогических форм и методов ведения профилактической работы со сверстниками и с детьми более младшего возраста.

Технологичность программы заключается в том, что достижение каждой из представленных задач происходит через формирование определенного компонента компетентности участников в сфере профилактики. Так, первая задача направлена на формирование информационной составляющей, вторая – на развитие мотивационной и эмоционально-личностной, третья задача соответствует методико-технологическому или деятельностному компоненту.

Особенностями организации подготовки волонтеров по данной программе являются: практико-ориентированный характер обучения; преобладание активных методов обучения (дискуссионные, ролевые игры, моделирование и анализ проблемных ситуаций и др.); совместное обучение детей и взрослых.

Особенности реализации Программы:

  • Направленность содержания занятий на развитие личностных ресурсов, так как без личной заинтересованности и стойкой мотивации подросток не будет заниматься добровольческой деятельностью.

  • Организация занятий методом «погружения» по 6 учебных часов в день способствует стимулированию активности и продолжению мыслительной деятельности за пределами заданной ситуации.

  • ^ Обучение педагогов, руководителей групп «на равных» с подростками позволяет им стать фасилитаторами идей волонтерства и носителями практического опыта организации данной деятельности, а также быть активным участником, а не наблюдателем процесса обучения.

  • ^ Активные методы обучения стимулируют развитие творческой направленности, продуктивность формирования практических умений, активизацию мышления и эмоциональность, выступая средством саморазвития обучающихся. По наблюдениям авторов курса и отзывам подростков наибольшую заинтересованность и эмоциональность они проявляли, участвуя в ролевых профилактических играх и моделировании проблемных ситуаций. Применение АМО оправданно, так как создаются условия для большей вовлеченности участников в процесс познания, лучшего усвоения информации и навыков, а также в связи с краткосрочностью обучения.

  • ^ Информационно-методическая поддержка. Участникам предоставляется возможность получить материалы, в том числе и в электронном виде, а также ознакомиться с литературой и практическими разработками по проблеме профилактики употребления психоактивных веществ.

Данная образовательная программа предусматривает лекционную и тренинговую формы учебных занятий, а также организацию самостоятельной работы участников, с возможностью дальнейшего повышения компетентности в волонтерской деятельности.

Срок обучения: 30 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: 6-8 часов в день

Целевые группы: подростки и молодежь в возрасте от 13 до 16 лет, педагоги – кураторы команды.

Условия реализации программы:

Оптимальные:

- наличие у ведущих опыта тренинговой и профилактической работы;

- количество команд от образовательного учреждения – 6;

- состав команд: 5 обучающихся + 1 педагог, куратор волонтерского

отряда ОУ;

- количество тренинговых групп 3;

- численность тренинговой группы участников 12-14 человек;

- количество ведущих на 1 группу – 2 человека;

- проведение лагеря в каникулярное время;

- стационарный режим лагеря (круглосуточное проживание участников лагеря);

- организация питания участников лагеря;

- смешанный состав группы (участники – представители различных типов ОУ либо разных социо-культурной среды (городские, сельские школы));

- наличие помещений, пригодных для проведения тренинговой работы (просторные, светлые, оборудованы необходимой мебелью, наличие шумоизоляции), технических и канцелярских средств обеспечения обучения;

- условия для неформального общения;

- дополнительная досуговая программа

^ Достаточно необходимые условия:

- наличие у одного из ведущих группы опыта тренинговой и профилактической работы, при отсутствии таковых навыков у соведущего;

- 1 ведущий на 1 тренинговую группу;

- численный состав группы от 12- до 16 человек;

- наличие помещений, технических и канцелярских средств обеспечения

обучения;

- организация питания участников лагеря (кофе-пауза).

Результаты реализации программы:

  1. Формирование у волонтёров установок на формирование активной жизненной позиции в области сохранения и укрепления здоровья, готовности противостоять приобщению к употреблению ПАВ;

  2. Повышение осведомленности подростков в области первичной профилактики употребления ПАВ,

  3. Развитие деятельностного компонента компетентности в области первичной профилактики УПАВ (овладение эффективными формами и методами ведения профилактики);

  4. Создание волонтёрских отрядов из числа подростков и молодежи в образовательной среде муниципального района.


Мониторинг эффективности программы осуществляется с помощью:

  • ежедневной обратной связи (рефлексия, шеринг),

  • анализа самостоятельно разработанных и проведенных волонтёрами профилактических занятий;

  • сравнительного анализа результатов начального и итогового анкетирования участников.


Структура программы


Содержание программы можно условно разделить на три блока:

  • занятия, направленные на формирование собственных установок участников,

  • занятия по развитию лидерских качеств,

  • обучение формам и методам ведения профилактики.


Учебно-тематический план




п/п

Тема занятия

Форма проведения

Кол-во часов

1.

Актуализация знаний участников по вопросам профилактики употребления ПАВ

Лекция

Входящая диагностика

2

2.

Формирование установок участников на занятие волонтёрской деятельностью

Занятие с элементами тренинга

4

3.

Основные понятия профилактики: уровни, виды, способы и др.

Лекционно-практическое занятие

2

4.

Развитие лидерских качеств

Занятие с элементами тренинга

4

5.

Особенности интерактивных методов ведения профилактики

Занятие с элементами тренинга

6

6.

Профилактические ролевые игры

Занятие с элементами тренинга

4

7.

Отработка навыков ассертивного поведения

Занятие с элементами тренинга

6

8.

Методы обратной связи, рефлексия, шеринг

Практическое занятие

Итоговая диагностика

2

ИТОГО:




30


Апробация программы:

Программа лагеря на муниципальном уровне апробирована дважды.

В 2008 году 6 команд старшеклассников из образовательных учреждений Ростовского муниципального района прошли обучение в 2 этапа продолжительностью по три учебных дня с завершающим итоговым испытанием – творческой презентацией своего волонтерского отряда (на муниципальном Фестивале волонтёрских отрядов).

В 2009 году программа волонтерского лагеря была реализована в стационарных условиях на базе детского санатория.

Преимущество такой формы проведения лагеря заключается:

- во-первых, в достижении эффекта погружения и наибольшей концентрации внимания;

- во-вторых, в реализации возрастной потребности старших подростков и юношей в неформальном общении и взаимодействии и как эффект – большей сплоченности команд;

- в увеличении образовательной компоненты досуговой составляющей;

- в возможности получения детьми профилактических и лечебных процедур.


Практической значимостью программы является ее универсальность: во-первых, она имеет достаточно краткосрочный характер (30 учебных часов), во-вторых, рассчитана на разновозрастные группы участников и на разные уровни осведомленности участников по проблеме употребления ПАВ.

Данная программа лагеря может быть использована как самостоятельная программа по подготовке волонтёров по профилактике употребления ПАВ, так и в качестве одного из блоков программы организации досуговой, оздоровительной деятельности подростков и молодежи, в форме проведения педагогической практики студентов, работающих в качестве организаторов досуговой деятельности, соведущих тренинговых занятий и кураторов волонтерских отрядов.

Программа волонтёрского лагеря может быть реализована как на локальном уровне (школа, детский дом, учреждение дополнительного образования), так и с участниками детских и молодежных общественных объединений.



Похожие:

Образовательная программа муниципального волонтерского лагеря по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних icon«центр развития творчества детей и юношества» организация работы по профилактике аддиктивного поведения подростков в профессиональном лицее №32
Организация работы по профилактике аддиктивного поведения подростков в профессиональном лицее №32
Образовательная программа муниципального волонтерского лагеря по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних iconПоложение об областном конкурсе среди образовательных учреждений на лучшую организацию работы по профилактике вич/спид и аддиктивного поведения и среди несовершеннолетних
Конкурс проводится в рамках реализации областной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками...
Образовательная программа муниципального волонтерского лагеря по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних iconПеречень программно-методических материалов
Методические материалы по вопросам профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних
Образовательная программа муниципального волонтерского лагеря по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних iconФункции общественного формирования по профилактике наркомании
Реализует на основе групповой и индивидуальной воспитательной работы программы, проекты профилактики и устранения аддиктивного (зависимого)...
Образовательная программа муниципального волонтерского лагеря по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних iconПрограмма по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Профилактике правонарушений среди несовершеннолетних через создание здоровьесберегающей среды, развитие творческих способностей,...
Образовательная программа муниципального волонтерского лагеря по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних icon14 апреля 2011 года на базе гоу яо «Институт развития образования»
«Актуальные вопросы профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних в рамках национальной образовательной инициативы «Наша...
Образовательная программа муниципального волонтерского лагеря по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних iconПрограмма по профилактике употребления пав» 22. 10 «Работа волонтёрского отряда «Данко» по формированию зож у учащихся школы»

Образовательная программа муниципального волонтерского лагеря по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних iconПриказ №311 Об утверждении Положения о Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в целях повышения эффективности деятельности по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
Утвердить прилагаемое Положение о Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
Образовательная программа муниципального волонтерского лагеря по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних iconПоложение о Кабинете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Кабинет по профилактике) – специально оборудованное помещение, обеспечивающее организацию работы по профилактике безнадзорности и...
Образовательная программа муниципального волонтерского лагеря по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних iconПлан работы по профилактике зависимого поведения на 2012-2013 учебный год
Создание доверительного психологического климата между педагогами, учениками и родителями. Профилактика безнадзорности и правонарушений...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы