Программа утверждена на заседании педагогического совета моу центра психолого-медико-социального сопровождения детей icon

Программа утверждена на заседании педагогического совета моу центра психолого-медико-социального сопровождения детей




Скачать 122.83 Kb.
НазваниеПрограмма утверждена на заседании педагогического совета моу центра психолого-медико-социального сопровождения детей
Дата08.12.2012
Размер122.83 Kb.
ТипПрограмма
источник


Управление образования администрации

Ростовского муниципального района Ярославской области Муниципальное образовательное учреждение

Центр психолого-медико-социального сопровождения детей


Программа утверждена на заседании

педагогического совета МОУ Центра психолого-медико-социального сопровождения детей

«__»____________2010 года


Программа

профилактики эмоционального выгорания педагогов

«ТОЧКА ОПОРЫ»


Авторы:

Дойкова Светлана Владимировна – педагог-психолог

Дувакина Ольга Викторовна – педагог-психолог


Ростов

2010

^ Краткая аннотация


В условиях современной системы образования предъявляются всё более высокие требования к профессиональной компетентности учителя и результатам его работы. Результативность работы учителя во многом зависит от его психологического самочувствия. Повышение компетентности педагогов в вопросах профилактики и преодоления синдрома профессионального выгорания является в настоящее время одним из самых распространённых запросов к психологу со стороны педагогических коллективов.

Предлагаемая программа включает в себя как теоретические основы феномена эмоционального выгорания, так и практические способы его преодоления.

Универсальность программы состоит в том, что она может использоваться как для длительной систематической работы в течение учебного года, так и для работы методом погружения, например, в каникулярное время.

Программа представляет интерес для педагогов-психологов, работающих с педагогическими коллективами.

^ Пояснительная записка


Научный и практический интерес к синдрому эмоционального выгорания обусловлен тем, что его наличие оказывает непосредственное влияние на эффективность и результативность профессиональной деятельности.

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам учителя, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологическому самочувствию.

В процессе профессиональной деятельности педагог   общается с учениками, родителями, коллегами.  Профессиональное общение учителя характеризуется следующими факторами: протяженностью во времени, эмоциональной насыщенностью, интенсивностью.

По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность - один из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности. Сложившийся комплекс экономических проблем, среди которых низкая заработная плата, недостаточная техническая оснащенность школ и др., а также социально-психологических, связанных с падением престижа педагогической профессии, делают труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным. Возникающие профессиональные деформации характера начинают мешать педагогу в работе, затрудняют его общение в кругу близких и друзей.

Эмоциональное выгорание развивается вследствие действия естественных механизмов психологической защиты, в первую очередь – вытеснения эмоций, с помощью которых человек неосознанно пытается отгородиться от неприятных переживаний. Вытесненные из сознания эмоции превращаются сначала в телесный дискомфорт, а со временем – в расстройства.

Следствием эмоционального выгорания является такое негативное проявление профессиональной деятельности, как стандартизация общения, применение в работе стереотипных навыков, одинаковых заготовок, подмена творческой продуктивной деятельности формальным исполнением своих обязанностей, желание снизить объем работы. У человека появляется желание устраниться от дополнительных нагрузок, увеличить дистанцию в общении, избегать новых обязанностей.

Для совладания со стрессовыми ситуациями человек на протяжении своей жизни вырабатывает так называемое копинг-поведение или копинг-стратегии – то есть систему целенаправленного поведения по сознательному овладению ситуацией для уменьшения вредного влияния стресса (Фолкман, Лазарус).

Достаточно недавно исследователи, занимающиеся проблематикой копинг-стратегий стали придерживаться так называемого ресурсного подхода (Селигман, Муздыбаев, Хобфолл и др.).

Установлено, что психическое и физическое самочувствие зависит от выбора копинг-стратегий в момент столкновения с психотравмирующей ситуацией.

Основным психологическим качеством, обеспечивающим стрессоустойчивость, является уровень личностной зрелости педагога - степень осознания себя, способность брать на себя ответственность, принимать решения и делать выбор, умение строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, открытость изменениям и принятие своего и чужого опыта во всем его разнообразии.

Поэтому при разработке программы мы основывались на подходе, который ориентирован не только на работу с освоением навыков саморегуляции, но и на формирование эффективных копинг-стратегий, развитие ресурсов личности и поддержанию позитивной Я-концепции.

Наиболее оптимальным при работе с профессиональным выгоранием является проведение регулярных занятий в течение длительного времени (учебного года). Однако опыт работы показывает, что для педагогов наиболее предпочитаемой является работа площадки психологической разгрузки в каникулярное время с ограниченным количеством встреч методом погружения.

Универсальность данной программы состоит в том, что её можно использовать как для длительной систематической работы в течение учебного года (с включением в занятия большего количества релаксационных процедур и процедур, предполагающих использование специального оборудования кабинета психологической разгрузки), так и для работы методом погружения, например в каникулярное время. Реализация программы возможна как при наличии специально оборудованной комнаты психологической разгрузки, так и в приспособленном для групповой работы помещении.


^ Цель:

Повышение компетентности педагогов в вопросах профилактики и преодоления синдрома эмоционального выгорания.

Задачи:

  1. Повышение информированности педагогов по вопросам эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности.

  2. Формирование эффективных копинг-стратегий.

  3. Обучение навыкам релаксации, эмоциональной саморегуляции и техникам быстрого восстановления в стрессовых ситуациях.

  4. Актуализация личностных ресурсов, развитие позитивного мышления.



Программа опирается на общепринятые психолого-педагогические принципы:

  1. Принцип научности.

  2. Принцип гуманистической направленности, уважения уникальности и своеобразия личности.

  3. Принцип целесообразности. Появление данной программы обусловлено системой социальных ценностей и ожиданий, принятых в сегодняшнем обществе.


Предполагаемые результаты:

    1. Получение педагогами систематизированных знаний относительно феномена эмоционального выгорания.

    2. Повышение стрессоустойчивости за счёт использования оптимального копингового поведения.

    3. Формирование навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний.

    4. Повышение устойчивости педагогов к профессиональной деформации.


^ Структура программы:

Программа состоит из трёх этапов:

1 этап - диагностический.

Используемые методики (основные):

- «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко);

- «Методика диагностики стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (Д. Амирхан)


Для повышения мотивации педагогов в ходе занятий возможно использование дополнительных методик:

- «Состояние вашей нервной системы» (К. Либельт);

- «Уровень тревожности вашей личности (по Спилбергеру – Ханину);

-Опросник САН и других экспресс-диагностик.


2 этап – коррекционный в форме социально-психологического тренинга

^ Учебно-тематический план


№ п/п

Содержание

Количество часов

1

Феномен эмоционального выгорания

4

2

Эмоциональная саморегуляция: снятие мышечных зажимов

4

3

Эмоциональная саморегуляция: релаксация и управление дыханием

4

4

Копинг-стратегии

4

5

Я в профессии

4

6

Мои ресурсы

4




Итого

24


3 этап – консультационный - предполагает процессное консультирование педагогов по запросу.


^ Формы и методы работы:

На диагностическом этапе – психологическое тестирование.

На основном этапе – социально-психологический тренинг с использованием следующих методов (использована классификация Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой (2005)), направленных на:

-изменение содержания сознания – переключение внимания на другие виды деятельности, предметы;

- управление физическим «Я» - регуляция дыхания, темпа движений, снятие напряжения в теле;

- репродукцию ресурсных состояний или позитивных образов;

- отражение своего социального «Я» - умение ставить цели, управлять временем, учиться комфортно чувствовать себя в любых социальных ситуациях;

- работу с иррациональными убеждениями;

- позитивное внушение и самовнушение (или развитие позитивного мышления).

На консультационном – индивидуальные и групповые консультации.


При выборе методов мы руководствовались тем, чтобы обеспечить участников тренинга набором экспресс-методов, удобных и доступных как специалистам-психологам, так и педагогам образовательных учреждений, руководителям, поэтому они должны отвечать следующим требованиям:

- простота в усвоении;

- возможность использовать в течение рабочего дня, на рабочем месте;

- небольшие временные затраты.


^ Условия проведения:

Оптимальные:

- наличие у ведущего опыта ведения тренинговой и консультативной работы;

- количество участников в группе – 6-15 человек;

- постоянный состав группы;

- наличие оборудованного кабинета психологической разгрузки.

Достаточно необходимые:

- наличие педагога-психолога;

- постоянный состав группы;

- наличие оборудованного помещения для групповой тренинговой работы с возможностью проведения релаксационных техник.


Апробация

Программа апробировалась в течение 2 лет в образовательных учреждениях Ростовского муниципального района.        

На диагностическом этапе были использованы следующие методики:

- методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;

- методика диагностики стресс-совладающего поведение (копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (Д. Амирхан)

Целью исследования являлось определение  уровня эмоционального выгорания учителей;  факторов, его вызывающих, а так же выявление желаемых способов эмоциональной компенсации педагогов.

В апробации приняли участие 56 педагогов.

14 из них имеет стаж работы более 25 лет, 20 - свыше 15 лет, 14 - от 5 до 15 лет и ещё 8 работают в школе до 5 лет. 54 из них женщины и 2 мужчин.

Возрастной диапазон обследуемых находился в пределах от 24 до 57 лет.

Полученные данные можно представить в виде таблицы:

Фазы эмоционального выгорания

Фаза не сформировалась

Фаза в стадии формирования

Сформировавшаяся фаза

Фаза «напряжения»

-

48 чел. – 86%

8 чел. – 14%

Фаза «резистенции»

5 чел. – 9 %

48 чел. – 86%

3 чел. – 5%

Фаза «истощения»

27 чел. – 48%

27 чел. – 48%

2 чел. – 4%


Таким образом, можно сделать вывод о том, что 100 % обследованных педагогов имеют симптомы эмоционального выгорания в различных фазах формирования, что подтверждает актуальность ведения работы по его преодолению и профилактике.

Анализ количественных показателей фаз эмоционального выгорания показывает, что 14 % педагогов имеет сформировавшиеся фазы, у 86 % они находятся в стадии формирования.

Анализ результатов проведения «Методики диагностики стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (Д. Амирхан) показал, что:

- у 63% педагогов базисной копинг-стратегией является «разрешение проблем»;

- у 11% - «избегание»;

- у 26% - «поиск социальной поддержки».

Результаты диагностики использовались при обсуждении эффективного копингового поведения.

Для оценки результативности тренинга по окончании занятий проводилось анкетирование. Результаты анкетирование приведены в таблице:


Вопросы анкеты

Ответы педагогов

1. Оцените актуальность темы тренинга

Средний балл по группе - 4, 78 (из 5 баллов)

2. Оцените практическую значимость занятий

Средний балл по группе - 4, 39 (из 5 баллов)

3. Чувствовали ли Вы себя комфортно во время занятий?

Да – 89 %

Нет – 3 %

Затрудняюсь ответить – 8 %


4. Что Вам больше всего понравилось?


- «Методы снятия эмоционального напряжения (релаксация)» –88 %;

- «Процедуры, в которых требовалось что-то нарисовать» –15 %;

- «Оптимальность чередования теоретического и практического материала» – 12%.


5.Что не понравилось? Почему?

- «Всё понравилось»– 74 %;

- «Оставаться на более длительное время на работе на время проведения занятий»-3 %;

- Не ответили на данный вопрос – 23 %.


6.Что для Вас было наиболее важным, значимым?

- «Всё» - 58%;

- «Научиться снимать стресс»– 24%;

- «Более уютно почувствовать себя в профессии»– 11%;

- «Понять, за что я ценю свою профессию»- 4%;

- Не ответили на данный вопрос – 13%.

Таким образом, работа с эмоциональным выгоранием актуальна и востребована педагогами. Программа «Точка опоры» показала свою эффективность при ведении профилактической и коррекционной работы с синдромом эмоционального выгорания.


Список литературы


1. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. – СПб.: Питер, 1999.

2. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Издательство Московского университета, 1984.

3. Василюк Ф. Е., Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Журнал практической психологии и психоанализа, № 4 декабрь 2001.

4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.

5. Иванова В. Мандала для педколлектива. Игра-метафора//Школьный психолог, № 6, 2005, с. 26-27.

6. Игры – обучение, тренинг, досуг/Под ред. Петрусинского В.В. – М.: «Новая школа», 1994.

7. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.

8. Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости».- СПб.: Речь, 2009.

9. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, том 1, вып. 2.

10. Психодиагности эмоциональной сферы личности: Практическое пособие / Авт. – сост. Г.А. Шалимова. – М.: АРКТИ, 2006.

11. Самоукина Н.В. Карьера без стресса. – СПб.: Питер, 2003.

12. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига, 1992.

Стресс жизни. Сборник. – ТОО «Лейла», СПб., 1994.

  1. Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности // Школьный психолог. – 2003. - № 7.

  2. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. –1994.




Похожие:

Программа утверждена на заседании педагогического совета моу центра психолого-медико-социального сопровождения детей iconПрограмма утверждена на заседании педагогического совета моу центра психолого-медико-социального сопровождения детей
Использование игр с песком в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста
Программа утверждена на заседании педагогического совета моу центра психолого-медико-социального сопровождения детей iconПрограмма утверждена на заседании педагогического совета моу центра психолого-медико-социального сопровождения детей
...
Программа утверждена на заседании педагогического совета моу центра психолого-медико-социального сопровождения детей iconПрограмма утверждена на заседании педагогического совета моу центра психолого-медико-социального сопровождения детей
Особенность психологии ребёнка младшего школьного возраста заключается в том, что он ещё мало осознаёт свои переживания и далеко...
Программа утверждена на заседании педагогического совета моу центра психолого-медико-социального сопровождения детей iconПрограмма утверждена на заседании педагогического совета Центра психолого-медико-социального сопровождения детей
С другой стороны, в подростковом возрасте начинается активное развитие самосознания, складываются основы нравственности, формируются...
Программа утверждена на заседании педагогического совета моу центра психолого-медико-социального сопровождения детей iconВнутришкольный контроль
Проведение малых медико- психолого педагогических консилиумов по каждому классу с обсуждением результатов комплексного психолого-педагогического...
Программа утверждена на заседании педагогического совета моу центра психолого-медико-социального сопровождения детей iconУстав муниципального образовательного учреждения Центра психолого – медико социального сопровождения «надежда» новая редакция
Учреждение создано путём изменения типа муниципального образовательного учреждения Центра психолого – медико социального сопровождения...
Программа утверждена на заседании педагогического совета моу центра психолого-медико-социального сопровождения детей iconПрограмма психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с девиантным поведением мбоу «Ибресинская сош №2» на 2012-2013 учебный год
При составлении программы сопровождения мы опирались на положения федеральной программы “Профилактика безнадзорности и правонарушений...
Программа утверждена на заседании педагогического совета моу центра психолого-медико-социального сопровождения детей iconПрофилактика аддиктивного поведения несовершеннолетних
«Моделирование психолого-педагогических условий профилактики употребления психоактивных веществ несовершеннолетними в школьной и...
Программа утверждена на заседании педагогического совета моу центра психолого-медико-социального сопровождения детей iconАнализ деятельности Центра психолого -медико- социального сопровождения, диагностики и консультирования детей и подростков «Стимул» (г. Тутаев) за 2011- 2012 учебный год
Назначение центра, цели и приоритетные направления деятельности, роль и место центра в системе образования, связи с другими учреждениями...
Программа утверждена на заседании педагогического совета моу центра психолого-медико-социального сопровождения детей iconЦентр психолого-медико-социального сопровождения Пушкинского района Санкт-Петербурга «согласовано»
Семья для ребёнка – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. Поэтому обеспечение психологической...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы