Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище совершеннее icon

Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище совершеннее




Скачать 63.92 Kb.
НазваниеЛюбите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище совершеннее
Дата19.01.2013
Размер63.92 Kb.
ТипДокументы
источник

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище совершеннее. Вы увидите жизнь в иных тонах и красках…» Эти слова принадлежат великому композитору Шостаковичу Д.Д. Не раз в своей педагогической работе возвращаясь мыслью к этим словам, я убеждалась, что только с таким отношением к искусству музыки человек может посвятить свою жизнь музыкальной педагогике. Став на этот путь, он должен стремиться почувствовать до конца необыкновенную природу музыки, признать все силы ее воздействия на человека, все ее тайны. И одновременно, находясь в непрерывном поиске, настойчиво учиться тому, как передавать эти тайны своим ученикам.

Более 20-и лет я работаю в СШ №2 педагогом дополнительного образования, в музыкальной школе веду класс фортепиано. Дополнительное образование – это специфическая органическая часть системы общего образования, представляющая собой процесс и результат формирования личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющая детям интеллектуальные, образовательные, развивающие и другие услуги на основе их свободного выбора.

Перестройка жизни общества в последнее время, подвергается большим изменениям, обуславливает возрастание роли музыкального образования детей, которое направлено на формирование и развитие человеческой личности. Центром такого музыкального воспитания и образования является Детская Музыкальная Школа. Дать общее музыкальное образование, сформировать эстетические вкусы, воспитать подготовленного слушателя, активного участника самодеятельности, обучить игре на музыкальном инструменте, развить творческие задатки – эти задачи по - прежнему определяют направления работы ДМШ. Но такие явления, как демографический спад, массовое распространение у детей нарушений психофизического и двигательно – моторного характера отсутствие гармонично развивающей ребенка звуковой окружающей среды, резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста, при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах, недооценка роли искусства, падение интереса родителей к художественному образованию усиливают неоднородность контингента учащихся ДМШ по уровню способностей, усложняют процесс освоения программ. Часто, особенно в сельских музыкальных школах, отсутствие конкурса вынуждает принимать практически всех желающих, поэтому в последние годы в музыкальных школах занимаются учащиеся не только с хорошими или средними, но и с минимальными музыкальными данными. Наблюдая за тем, что у некоторых детей, особенно со слабыми музыкальными данными, снизился интерес к занятиям, я на протяжении нескольких лет в своей работе использую различные нетрадиционные методы в обучении и как можно больше внимания уделяю внеклассной работе. Что в нее входит?

Прежде всего это концерты. За последние 5 лет ребята нашего класса приняли участие в более 60-ти концертах. Многие из них участвуют с большим желанием и я это очень приветствую, потому что всякое выступление очень полезно, оно содействует приобретению навыков публичного выступления и уверенного владения собой на сцене. Частые выступления детей способствуют развитию интереса к музыке, обогащению музыкальных впечатлений, а также выявляют достоинства и недостатки юных исполнителей.

Чтобы сделать выступления детей разнообразными, я стала составлять сценарии концертов на определенную тему. Например, нами были сделаны такие концерты – беседы: «Веселые путешественники», «Звуки народных песен», «Музыка о животных», «Джазовые мелодии», «Народные танцы», «Детские игры и забавы», «Сказочные образы в музыке», «Веселый цирк». На таких концертах я использовала рассказы ребят к музыкальным произведениям, стихи, рисунки, загадки, репродукции картин, детские игрушки, шумовые инструменты.

В 2001 учебном году я провела концерты – беседы из цикла «Времена года и цветы. Осень, зима, весна». Все эти концерты прошли очень удачно. Один из концертов «Зима и цветы» я показала на семинаре преподавателей музыки.

Хочу более подробно остановиться на концерте «Осень и цветы». При составлении сценария я пользовалась большим количеством литературы, использовала репродукции картин, стихи, загадки, рисунки цветов, живые букеты цветов, составляла текст сценки «Кленовый листочек», использовала на концерте просмотр фрагмента видеофильма «Фантазия», где звучал вальс цветов из балета П.Чайковского «Щелкунчик». На концерте прозвучали стихи, сольные исполнения музыкальных пьес, ансамбли, хоровое пение, сольное пение, шумовой оркестр. Какие задачи я ставила, проводя такие сложные концерты – беседы?

  1. Показать ребятам межпредметную связь: история, музыка, литература, живопись, биология и т.д.

  2. Объединить учащихся в единый дружный коллектив при участии их в подготовке таких концертов.

  3. Развить чувственное восприятие природы.

  4. Воспитать чувство прекрасного, бережное отношение к природе, которое способствует экологическому и патриотическому восприятию учащихся.

Слушая такие концерты, ребята не только познают прекрасный мир музыки, видят рисунки, слушают рассказы к музыкальным произведениям, но и расширяют свой познавательный кругозор.

Старшие ребята нашего класса являются активными пропагандистами музыкального искусства. Многие из них рассказывают о музыке на утренниках и классных часах в общеобразовательной школе, активно участвуют в неделе музыки. Мы вместе ищем материал, который мог бы заинтересовать слушателей. Очень интересны темы таких выступлений: «Есенин и музыка», «Поющая гитара», «Кто такие трубадуры», «Музыка в кино», «Волшебная арфа», «Любят ли животные музыку», «Великий мастер скрипок», «Танцы народов мира» и другие.

Многие ребята нашего класса принимают активное участие в исполнении своих сольных концертов. В программы входят разнообразные пьесы, народные песни и танцы, ансамбли в 4 руки, детские популярные песенки. Несмотря на то, что в программу входят от 8 до 12-и произведений и это требует большой сосредоточенности и напряженности – ребятам очень нравится такая форма выступления. Они гордятся тем, что сами могут дать целый концерт.

Часто в своем классе мы проводим конкурсы на лучшие рисунки к музыкальным произведениям, кроссворды и загадки, рассказы к музыкальным произведениям. Чтобы выполнить такие работы, учащиеся обращаются к разной дополнительной литературе, учатся размышлять и представлять. Все это повышает большой интерес к музыке. Я стараюсь бережно относится к работам детского творчества. Развитие творческих способностей позволяет ребятам более осмысленно работать и над обязательной программой, формирует хороший вкус, дает возможность слушать и лучше понимать музыку.

Некоторые ребята нашего класса очень любят сочинять музыку и я поддерживаю их композиторские способности. На протяжении нескольких лет мы с ребятами нашего класса проводили конкурсы на лучшее сочинение колыбельной песни, польки, вальса, марша.

Очень много ребята сочиняют песен на определенные небольшие стихи, особенно в младших классах. Так например, на концерте – беседе «Весна и цветы» был проведен конкурс на лучшее сочинение музыки к стихам. Стихи были о весеннем цветке – лютике:

Звать его нам нечего,

Он и так придет.

Расцветет доверчиво

Прямо у ворот.

Солнцем налитой,

Лютик золотой!

Примерно такого плана я подбираю ребятам интересные стихи. Ученикам очень понравился этот конкурс и они с большим удовольствием исполняли каждый свою песенку. И настолько каждое сочинение было интересным и неповторимым, что членам жюри невозможно было определить чье – то преимущество. Такие мероприятия развивают способности, раскрепощают мышление, делают ребенка смелее и увереннее. Ребята нашего класса принимают участие и в исполнительских конкурсах, так в конкурсе на лучшее исполнение произведений И.С.Баха они подготовили более 10-и выступлений.

Чтобы привлечь и родителей к музыкальной жизни детей и расширить их музыкальный кругозор, я устраивала встречи в музыкальном клубе нашего класса. Ребята и я рассказывали родителям о жизни великих композиторов и исполняли их известные произведения. Часто звучали стихи о музыке. Такие встречи сближали родителей и детей. В нашем музыкальном клубе звучала музыка И.Баха, В.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шопена, был проведен очень интересный вечер русского романса, в котором участвовали не только ученики нашего класса, но и бывшие выпускники.

Большое значение имеют мои собственные выступления на концертах. Для меня всегда была примером моя преподавательница в музыкальном училище Латышева А.Н. Она часто выступала на концертах перед студентами. И я помню, как я гордилась ей, мне хотелось быть похожей на нее, хотелось достичь большего. То ощущение, которое у меня было, я взяла на вооружение и в своей работе. Ребятам нужен пример. И я стараюсь выступать на концертах, родительских собраниях с сольным исполнением, в ансамблях с детьми и с преподавателями Величко Н.Д. (фортепиано) и Земцевой А.Т. (домра), пою в вокальной группе преподавателей музыкальной школы, аккомпанирую хору средних классов «Радуга» (руководитель Величко Н.Д.).

В прошлом году я попросила учащихся старших классов написать литературное сочинение – размышление на тему «Музыка в моей жизни». И я была приятно удивлена откровениями детей, из которых я поняла, что музыка стала их другом навсегда. Это будущие слушатели и ценители музыки в ее истинном значении, это грамотные музыканты – любители и профессионалы, которые могут реализовать свои творческие способности. Кем они станут, когда вырастут? Музыкантами, певцами или кому – то откроются перспективы поважнее? Можно поручиться в главном: они станут хорошими людьми. Об этом говорил и П.И.Чайковский, наставляя своего племянника: «Кем бы ты ни захотел быть, -прежде всего, стань хорошим человеком». Музыка, с которой сроднилась, от которой воспиталась детская душа, не позволит делать плохое, злое, недоброе.

Так, шаг за шагом, ведя учеников от первых музыкальных впечатлений к глубокому и серьезному постижению музыки, когда искусство из приятного препровождения времени превращается в жизненную потребность человека, я стараюсь различными формами педагогической и внеклассной работы приобщить своих учеников к прекрасному миру музыкального искусства.



Похожие:

Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище совершеннее iconДзен"Потребность побежать"
Тогда вас здесь нет. Вы смотрите, но вы не видите; вы слышите, но все равно вы пропускаете, прослушиваете; вы чувствуете, но ощущение...
Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище совершеннее iconТема: «Милосердие»
Сегодня мы поговорим об одном из нравственных качеств, которое иногда забывается в наш век компьютеров и машин, кто-то считает его...
Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище совершеннее iconНаблюдения за явлениями неживой природы
Во время наблюдений прежде всего обращайте внимание на солнце. Какое оно сегодня: тусклое, яркое, закрытое тучами? Вспомните, какое...
Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище совершеннее iconЗигмунд Фрейд. Я и Оно
«По ту сторону». Оно носит скорее характер синтеза, чем спекуляции, и ставит, как кажется, перед собою высокую цель. Но я знаю, что...
Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище совершеннее iconМ. И. Корниенко учитель математики вышей квалификационной категории
Начинается оно на стадии освоения профессии и продолжается на последующих этапах. Более того, оно не заканчивается на стадии самостоятельного...
Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище совершеннее iconМихеева Людмила Викентьевна Музыкальный словарь в рассказах
Если в каком-нибудь рассказе вам встретится непонятное слово, поищите и это слово, прочитайте о нем. Так, "цепляя" один термин за...
Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище совершеннее iconМетодические рекомендации старшеклассникам по сдаче экзаменов
Если это напряжение не слишком сильное, то оно способствует мобилизации организма на лучшее выполнение задания. Если же это напряжение...
Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище совершеннее iconПояснительная записка Целью уроков музыки в 8 классе является расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки.
Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную...
Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище совершеннее iconЛекция (01. 03. 06) Стресс, проблема стресса. Впервые этот термин был введен канадским физиологом Гансом Селье (1936)
Стресс – реакция нервно-психического напряжения возникающую в чрезвычайных обстоятельствах и призванную мобилизовать защитные силы...
Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище совершеннее iconЗрения (глаза), слуха (уши), вкуса
Сенсорика в переводе с латинского «sensus» восприятие. Это познавательный процесс с помощью органов чувств, то есть, формирование...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы