Предлагаемые формы проведения мероприятий в рамках проекта «Начни с себя» Сроки проведения – 1 смена: 13-15 июня icon

Предлагаемые формы проведения мероприятий в рамках проекта «Начни с себя» Сроки проведения – 1 смена: 13-15 июня




Скачать 328.75 Kb.
НазваниеПредлагаемые формы проведения мероприятий в рамках проекта «Начни с себя» Сроки проведения – 1 смена: 13-15 июня
Дата12.10.2012
Размер328.75 Kb.
ТипДокументы
источник

Летний лагерь может стать школой «образования культурой» экспериментальной площадкой памятниковедения, площадкой совершенствования традиционных и разработки новых интерактивных, культуротворческих, деятельностных форм и методов работы с детьми, методик сотворчества детей и взрослых в области интерпретации и актуализации историко-культурного наследия.


Предлагаемые формы проведения мероприятий в рамках проекта «Начни с себя»


Сроки проведения – 1 смена: 13-15 июня

2 смена: 17-20 июня

1.Дни культурного наследия в лагере.


Любовь к Родине – главная составляющая духовности, и эта любовь начинается с тщательного изучения культурно-исторического наследия, оставленного нам предшествующими поколениями. История Отечества - лучший учитель. Вспомним слова великого поэта А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему - вот отличительная черта, отличающая образованность от дикости…», «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»; «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой , как нам Бог её дал».

Дадим определение понятия «культурно-историческое наследие» на основании «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия». В Конвенции под "культурным наследием" понимаются:

- памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства и науки;

- ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

- достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

В Список всемирного наследия ЮНЕСКО включен и ряд объектов нашей страны:

  1. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников

  2. Погост Кижи

  3. Московский Кремль и Красная Площадь

  4. Историко-культурный комплекс Соловецких островов

  5. Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей

  6. Белокаменные памятники Владимира и Суздаля

  7. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад

  8. Церковь Вознесения в Коломенском

  9. Девственные леса Коми

  10. Озеро Байкал

  11. Вулканы Камчатки

  12. Золотые горы Алтая

  13. Западный Кавказ

  14. Куршская коса

  15. Ансамбль Ферапонтова монастыря

  16. Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля

  17. Центральный Сихотэ-Алинь

  18. Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента

  19. Убсунурская котловина

  20. Ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва)

  21. Природный комплекс заповедника Остров Врангеля

  22. Исторический центр Ярославля

  23. Геодезическая дуга Струве

  24. Плато Путорана

Россия и ее народ обладают древней и сложной историей. Наша страна является создателем и хранителем богатого историко-культурного наследия мирового значения.

Россия часто выступает в роли главного хранителя исторических связей, вековых традиций и обычаев, народной мудрости, а также объектов духовного, культурного и природного наследия.

На территории нашего региона на сегодняшний день нет объектов Всемирного культурно-исторического наследия. Но наше прошлое уникально и своеобразно. И с природно-географической, и с историко-культурологической точек зрения Симбирско-Ульяновский край может выступить благодатным полем для организации серьезной просветительской и исследовательской деятельности по сохранению и приумножению культурно-исторического наследия региона.

На территории Ульяновской области расположены 2136 объектов культурного наследия.

Видовое разнообразие наследия области представлено памятниками археологии, монастырскими и церковными комплексами, деревянной архитектурой, старинными усадьбами, объектами исторического промышленного наследия. Все это позиционирует Ульяновск как самобытный, богатый культурными традициями регион.

Назовем лишь некоторые из них: село Акшуат Барышского района; село Верхняя Маза Радищевского района; село Кезьмино Сурского района; село Новый Дол Барышского района; село Языково Карсунского района и другие.

Акшуат - село Барышского района, расположено в 22 км к востоку от районного центра, в верховьях реки Малая Свияга. В 1913 в Акшуате было 246 дворов, 1363 жителей, две школы и Тихвинская церковь (не сохранилась). Рядом с Акшуатом находилась старинная усадьба Поливановых (еще 18 дворов и 73 жителей) с лесным питомником и большим винокуренным заводом, известным с 1835 (не сохранился). К 1996 году в селе осталась школа, клуб, 1496 жителей, в основном - русские. Село является центром СПК "Красная Заря". На южной окраине села расположен Акшуатский парк - памятник природы и истории лесохозяйственной деятельности.

^ Акшуатский парк-дендрарий занимает в настоящее время площадь 63 га. Интересен в лесотехническом отношении и может служить памятником лесоразведения и интродукции деревьев и кустарников в Симбирской губернии. История создания Акшуатского парка относится к 80-м годам XIX столетия и связана с именем владельца с. Акшуат В. Н. Поливанова, который был вынужден прибегнуть к лесоразведению на песках и старых порубках, поскольку "при малейшем суховее песок приходит в движение и, поднимаясь в воздух, занимает хорошие земли иногда на далекие расстояния". В 1908, обобщая опыт 25-летнего акшуатского лесоразведения, В. Н. Поливанов указывает общую площадь всех посадок свыше 325 десятин, поэтому Акшуатский парк надо рассматривать как часть лесовосстановительных работ, проводимых Поливановым в своем имении, как и акшуатскую сосновую аллею - посадку сосны обыкновенной вдоль дороги от села Старотимошкино до села Акшуат. Акшуатский парк состоит из двух участков - верхнего и нижнего. Основная часть парка занята хвойными породами, здесь их 13 видов из 16 родов. Многие из них являются интродуцентами: сосна веймутова, туя западная и лиственница европейская - из Средней Европы, сосна сибирская, или сибирский кедр, лиственницы сибирская и даурская - из Сибири. Из всех хвойных в парке наиболее обычной является сосна обыкновенная - "дерево наиболее ценное и выносливое" и наиболее пригодная порода для искусственного лесоразведения в Симбирской губернии, как и лиственница сибирская и кедр сибирский. Все хвойные хорошо растут, насаждения выглядят настоящим лесом. Подрост отмечен у всех, за исключением лиственницы, сосны горной и ели канадской. К примеру, вблизи посадок туи на каждое взрослое дерево приходится 1-2 молодых из числа подроста, а многочисленный подрост можжевельника обыкновенного и пихты встречается во всех хвойных насаждениях парка и его можно использовать как посадочный материал. Древесно-кустарниковые покрытосеменные представлены 53-мя видами из 31 рода и 16 семейств, большая часть которых является обычными для средней полосы России: это тополь белый и черный, вяз гладкий и шершавый, клен платановидный и татарский, липа мелколистная, лещина обыкновенная и др. Из деревьев наиболее распространенными являются дуб обыкновенный (занимает в верхнем парке около 16 га) и береза повислая. Более 20% приходится на интродуценты: 7 видов - представители Сев. Америки (клен американский, тополь бальзамический и сероватый, ясень американский, магония падуболистная, ирга многоцветковая, пузыреплодник калинолистный), сирень обыкновенная и садовый жасмин - из Юж. Европы, виды спиреи из Сибири, а яблоня ягодная - родом из Восточной Азии. Всего из видов, указанных в каталогах лесного питомника В. Н. Поливанова за 1893 и 1898, в парке не найдены сейчас 15. Это 3 вида винограда, ольха перистолистная, сосна карликовая, которую, кстати, Поливанов особенно рекомендовал как выносливую и неприхотливую на почву породу для создания живой изгороди вдоль проезжих дорог, посаженная в два ряда она "образует прекрасную сплошную цепь", туя восточная и канадская, можжевельник казацкий и др. Акшуатский парк имеет статус охраняемой территории.

^ Верхняя Маза, село Радищевского района (бывшего Сызранского уезда Симбирской губернии). Расположено в 13 км к северу от Радищево. Возникло в 18 в. Названо по речке Маза, с тюркского - «сухое». Село известно, прежде всего, тем, что здесь провел последние 10 лет жизни и умер Герой Отечественной войны 1812 года, поэт, сподвижник А. С. Пушкина Денис Васильевич Давыдов (1784—1839). В Верхнюю Мазу к Давыдову приезжали передовые люди того времени: Ивашевы, Татариновы, Языковы, Бестужевы и др. Здесь, в Мазе, Д.В.Давыдов написал более двух десятков стихотворений, мемуары, военно-исторические статьи. На месте, где до перенесения в Москву покоился прах Давыдова, разбит сквер. В 1944 г. здесь побывал известный советский писатель Н. А. Задонский, автор книги «Денис Давыдов». В 1913 в селе Верхняя Маза (бывшее Покровское) было 373 двора, 2005 жителей, каменная Покровская церковь, построенная помещицей С. Н. Давыдовой в 1845 (не сохранилась), земская школа (в 1872 по инициативе И. Н. Ульянова и при содействии Н. Д. Давыдова в селе было открыто начальное мужское училище); волостное правление, конезавод дворянки А. А. Давыдовой, 2 паровых и 4 ветряных мельницы, усадьбы землевладельцев Н. Н. Давыдова, С. Н. Буторовой, В. А. Феденко. Ныне в селе - отделение АОЗТ «Сызранское», средняя школа (в современном каменном здании), каменное здание Дома культуры, построенное в 1956 г. и представляющее характерный образец архитектуры той эпохи, медпункт, машинно-мелиоративная станция. Памятник Д. В. Давыдову (скульптор Р. А. Айрапетян). В 1994 году открылся школьный музей Д. Давыдова. Обнаружена надгробная плита с могилы С. П. Давыдовой. Верхняя Маза - родина революционера-народника В. А. Аверьянова (1863—1931). В 1996 — население села составляло 1060 человек, в основном русские.

^ Кезмино (Кезьмино) - село Сурского района (бывшее село Покровское Симбирского уезда Симбирской губернии). Расположено на одном из притоков р. Якла в 33 км к вост. от районного центра. Основано в начале 1680-х дворянином М.Е.Кезьминым на землях, полученных от правительства за службу. Как отдельное село впервые упоминается в документах 1686 года. Первоначально было заселено крепостными, переведенными из Курмышского уезда. Название дано по фамилии владельца. Около 1796 г. перешло в собственность И.С.Кроткова (136 дворов с населением 692 человек). В 1825 г. в селе были крестьянские волнения, подавленные военной силой. В 1827 г. помещиком построена суконная фабрика и кирпичный завод. В 1868 г. открыта школа. В 1870-х земля и промышленные предприятия были проданы наследниками Кроткова купцу В.Крылову, в руках которого имение, перестроенное на капиталистический лад, стало приносить значительные доходы. В течение 10 лет купец производил перестройку бывшей дворянской усадьбы. Строительство каменного двухэтажного дома-дворца в стиле средневекового замка с роскошной внутренней отделкой, других жилых и хозяйственных зданий обошлось более чем в 100 тыс. руб. В отдельном корпусе был открыт первый в истории губернии народный театр с труппой, состоявшей из служащих экономической конторы и фабрики. Усадьба и фабрика освещались электричеством. Часть усадебных построек сохранилось до наших дней и охраняется государством как архитектурный памятник 80—90-х 19 в. (арх. В.Н.Брюхатов). В первое десятилетие 20 в. усадьба и фабрика перешла в руки сначала М.Селецкой, затем М.Степанова, которому принадлежала суконная фабрика в с. Языково. В эти же годы в селе появился и винокуренный завод. К 1897 в Кезьмино насчитывалось 177 дворов и 1161 жителей, были развиты такие ремесла, как ткачество, кустарное производство валяной обуви и др. В 1913 в Кезьмино было 230 дворов, 1125 жителей (русские), каменная Покровская церковь, построенная помещиком И.С.Кротковым в 1821—27 г.г., а в 1898—1903 перестроенная на средства М.К.Селецкой-Крыловой (здание церкви сохранилось в полуразрушенном виде, представляет историческую и архитектурную ценность), часовня (утрачена), школа (начальное училище существовало с 1868), суконная фабрика купца М.Ф.Степанова (основана Кротковым в 1827 г.). Кроме того, при селе находились хутор и винокуренный завод наследников купца В.А.Арацкова. В период гражданской войны суконная фабрика перестала существовать. До 1928 г. не работал и винокуренный завод. Многие из рабочих-суконщиков перешли работать на Языковскую фабрику. В марте 1929 г. 34 бедняцких хозяйства объединились в ТОЗ.

^ Новый Дол, село Барышского района, центр сельской администрации (быв. Карсунского у. Симбирской губернии). Расположено в 17 км к сев. от р. ц. на р. Барыш. Основано в 1675. Первоначально называлось Богородицкое, с 1675 до 1937 — Старая Зиновьевка. Накануне крестьянской реформы принадлежало помещичьей семье Дурасовых (6500 дес. земли) и состояло из 79 дворов с населением в 705 чел. Имелись церковь, базар, торговые лавки. К концу 19 в. — более тысячи жителей, волостное правление, земская больница, школа, открытая по инициативе И.Н. Ульянова, почта, еженедельные базары. В образцовом хозяйстве Дурасовых в 1897 имелось 12436 дес. земли, в том числе 4522 десятины пашни, до 50 человек постоянных рабочих с жалованьем по 30—45 руб. в год (в среднем по 10—15 копеек за рабочий день). Особой славой пользовался дурасовский конезавод (1904) графини А.Ф. Толстой (в первом замужестве Дурасовой) с поголовьем до 100—120 маточного состава, содержавший до 500 голов породистых лошадей и поставлявший их по цене от 300 до 2000 руб., в т.ч. и царским конюшням. В том же году в имении числилось 65 рабочих лошадей и 80 волов, 2 паровые молотилки, 2 сортировки и веялка, 14 трехкорпусных плугов. Хозяйственный двор состоял из нескольких конюшен, 4 каретников, скотного двора, молотильного сарая, мельницы, 3 хлебных амбаров, кузницы, 8 флигелей для служащих и др. В окрестностях села на р. Барыше работало 3 водяные мельницы (сельского общества сел М. Хомутерь, Дурасовки и Новой Савадерки). Крестьянские наделы находились вдали от села, отличались низким плодородием и трудностью обработки. Первое крупное волнение произошло здесь в 1893. Оно было подавлено полицией, 6 активистов-крестьян были подвергнуты телесным наказаниям. Новые крестьянские выступления произошли под влиянием эсеров (1906), которые совершили здесь ограбление почты, что вынудило губернские власти направить сюда эскадрон казаков. Графиня Толстая оборудовала для них в имении казарму, взяла на себя их содержание. В 1913 в русском селе было 117 дворов, 513 жит., церковь, школа, волостное правление, почтово-телеграфное отделение, базары по воскресеньям. В авг. 1917 Симбирский комиссар Временного правительства сообщал в столицу, что «имение графини Толстой при Старой Зиновьевке… разгромлено крестьянами соседних сел; отобрана паровая земля и тысяча десятин лугов, разграблены хутора, из коих один сожжен… взято из амбаров экономии 8600 пудов зерна, уничтожены заборы, сад и огороды. В имении находится 300 человек семейных служащих, 3 конных завода, рассадник выводного рогатого скота». В село вновь была введена воинская команда, началась жестокая расправа с «бунтовщиками». Не случайно здесь после Октябрьской революции одним из первых в губернии летом 1918 был создан добровольческий красноармейский отряд, вошедший затем в состав Железной дивизии.

В марте 1919 село оказалось охваченным антисоветским «чапанным» мятежом, во время которого в Старой Зиновьевке была зверски замучена группа сельских партийных и советских активистов. В 1931 в селе было 229 дворов, население — 1166 чел. В 1890-е учитель П.М. Сытин записывал здесь народные песни, опубликованные в «Сборнике в честь десятилетия Симбирской губернской архивной комиссии 1895—1905». До 1951 был колхоз им. Ворошилова, переименованный в 1957 в колхоз имени Дзержинского. В 1996 — насел. 667 чел., преимущ. русские. СПК им. Дзержинского, школа, б-ка, клуб, участковая больница, детский дом, отделение связи. Памятник-обелиск 303 землякам, погибшим в Великой Отечественной войне.

ЯЗЫКОВО, рабочий поселок (пос. городского типа) Карсунского р-на, центральный поселок администрации (бывший Симбирский уезд Симбирской губернии). Расположен на р. Урень в 28 км к северу-востоку от районного центра. Основан в 1670-х командиром стрелецкого полка боярским сыном В.А. Языковым, который получил от приказа Казанского Дворца жалованную грамоту на владение 60 «четвертями» (90 десятин) «порожней» земли по р. Урень вдоль большого Московского тракта. Сюда из родовой вотчины Языковых — д. Елхи Мелеховского уезда Владимирской губернии были переведены 28 крепостных крестьянских семей, которые стали первыми жителями Я. Первое документальное упоминание о Я. относится к 1684. В это время в деревне было 30 крестьянских курных изб, одноэтажный барский дом, наказная изба и 100 чел. жителей.

В 1770 в деревне была построена деревянная церковь, Я. стало считаться селом, получившим по названию церкви имя Богородское. В тот же год в имении Языковых был заложен парк, представлявший образец паркового искусства своего времени. В Я. прошли лучшие годы русского поэта-лирика Н.М. Языкова. В 1820, 1826, 1829 он бывал здесь периодически, а с 1833 по 1838, будучи уже известным поэтом, жил здесь постоянно. В родовом имении Языковых неоднократно бывали: декабрист В.П. Ивашев, поэт партизан Д.В. Давыдов, поэт и переводчик Д.П. Ознобишин, писатель А.С. Хомяков, фольклорист П.В. Киреевский и др. видные деятели культуры. В 1833 здесь дважды на пути в Оренбург гостил А.С. Пушкин. Жители Я. активно участвовали в событиях крестьянских войн под руководством С. Разина и Е. Пугачева. Во время Пугачёвского восстания, когда отряд Ф. Иванова занял село, местные крестьяне разгромили помещичью усадьбу, а самого помещика, отставного полковника В. Языкова, державшего здесь, по словам его правнука П.М. Языкова, «такие порядки, что крестьяне до сих пор без содрогания вспоминать о них не могут», сожгли заживо. Власти жестоко расправились с участниками этого крестьянского выступления. В Отечественной войне 1812 особо отличились командир роты Г.П. Языков, ополченцы — уроженцы села Иван Крайнов, Захар и Дементий Кузнеченковы, Владимир Фролов, Логин Симоненков и др.

В 1853 здесь появилась вотчинная суконная мануфактура, основателем которой был сын известного учёного-геолога П.М. Языкова и племянник Н.М. Языкова, отставной артиллерийский подпоручик В.П. Языков. На мануфактуре работали крепостные крестьяне Языковых, вырабатывавшие для казны на 40 ткацких ручных станках от 70 до 150 тыс. аршин армейского сукна по заказу военного интендантства. К 1861 мануфактура имела уже 30 прядильных «колёс» по 40 и 60 веретён, 70 ручных ткацких станков и 5 аппаратов, подключённых к водяному приводу. После того, как на фабрике был установлен локомобиль, часть оборудования была переведена на паровую тягу. Первыми ткачами работали: крепостные Емельян Крайнов, Степан Лобов, Никита Федорин и др.; первыми чесальщиками шерсти — братья Иван и Фёдор Кузнеченковы, мастером — Иван Шипков. В 1884 имение и фабрика были проданы купцу Ф.С. Степанову. К 1901 М.Ф. Степановым было выстроено новое здание фабрики с большим количеством ткацких станков, прядильных машин и чесальных аппаратов и к 1903 здесь было выработано 322 тыс. аршин сукна. В 1900—1901 на фабрике появилось электричество.

В период революции 1905—1907 Языковская суконная фабрика стала одним из очагов забастовочного движения текстильщиков Симбирской губ. Жители села активно участвовали в революционном движении 1917, вступали добровольцами в Красную Армию, воевали в составе Железной дивизии.

В 1913 в Я. было 216 дворов, 1148 жит., церковь во имя Владимирской иконы Божьей Матери (1796), школа (1869), почтово-телеграфная станция (1899). После 1917 в бывшем доме Языковых находился детдом, в 1922 здание было уничтожено пожаром. Зимой 1919 в Я. на базе подсобного хозяйства суконной фабрики был организован совхоз для обеспечения рабочих сельско- хозяйственными продуктами. Первоначально совхоз расположился в бывшей барской усадьбе, насчитывал 11 чел., имел в своём распоряжении 51 дес. земли, 4 лошади, 1 корову, 2 свиньи, 1 соху и 2 садовых плуга. Первым председателем (директором) его был И.П. Тимофеев.

В 1931 в Я. насчитывалось 260 дворов и 2194 жит., детсад, школа, клуб, больница. В 1933 на суконной фабрике было выработано 2174200 метров ткани. В 1937 этот показатель вырос до 2453 тыс. метров, не в последнюю очередь за счёт увеличения парка технического оборудования фабрики и проведения соцсоревнования. В 1936 рабочими фабрики было активно подхвачено стахановское движение. Передовики производства стали работать вместо двух на трёх, четырёх и пяти станках, обслуживать не по 150, а по 300 веретён.

В 1960—1970 в Я. были построены многоквартирные каменные дома с центральным отоплением, водопроводом, газом, канализацией, общей площадью 12 тыс. м2, был проложен водопровод протяжённостью 11 км, осуществлена газификация 765 квартир, открыты детские учреждения на 210 мест, средняя школа на 900 учащихся, участковая больница. В 1974 была сдана в эксплуатацию поликлиника на 250 посещений в день, оснащённая новейшим медицинским оборудованием. Имелась новая общественная баня, прачечная, гостиница, при ДК работала музыкальная школа. В 1996 — насел. 5,7 тыс. чел., преимущ. русские. АО «Текстильщик Поволжья» (быв. текстильный комбинат им. М.И. Калинина), СПК «Языковский», лесничество, школа, ДК, библиотекака, Сергиевская православная церковь, больница, отделение милиции, отделение связи, аптека, музей семьи Языковых. Сохранился старинный парк, в котором ежегодно в июне проводятся Пушкинские литературные праздники. Памятник-обелиск воинам-землякам, погибшим в Великой Отечественной войне.

^ ЯЗЫКОВСКИЙ ПАРК, расположен в центральной части районного поселка Языково Карсунского района, площадь 14,4 га. Территория бывшей усадьбы Языковых. Парк является образцом садово-паркового искусства и историко-литературным памятником. Богатство окружающей природы не вызывало необходимости благоустраивать большую территорию, поэтому декоративный сад был устроен только перед домом со стороны въезда и на склоне к пруду. Между выездными воротами и домом располагался парадный двор, обсаженный вязами и оформленный группами садового жасмина (чубушника), сирени и цветниками. К пруду парк спускался тремя террасами: на верхней — стоял дом, на второй террасе были две видовые площадки с цветниками по бордюру и легкими деревянными беседками, а третья терраса — самая большая по площади, завершалась склоном. С третьей террасы центральная дорожка с лестницей вела вниз на круглую площадку с цветником и фонтаном, а затем — вниз по мостику, который был перекинут с берега на остров пруда. Ручей, протекающий у подножья

склона, соединял два пруда — верхний и нижний. Пейзажный парк на склоне был создан посадкой на фоне газона живописно расположенных групп из липы, сосны, березы, вяза, ели и кустарников. К юго-востоку от террасного парка находился натуральный сад. Живописные берега прудов с зарослями черемухи, сирени и ветел придавали пейзажам необыкновенную романтичность. В 1884 усадьба Я. перешла к купцу Ф.С. Степанову, а позднее к его сыну, и на территории парка произошли изменения: увеличилась площадь парка до 37 га, произведены новые посадки деревьев, сохранившиеся до настоящего времени, был вырыт новый пруд — «австрийский». К 1990-м в парке произрастало 33 вида деревьев и кустарников, относящихся к 26 родам и 15 семействам, насчитывается 1970 экземпляров деревьев. В верхней части парка из мемориальных посадок сохранились 24 вяза, растущих по сторонам парадного двора, ныне пространство этого двора используется для проведения Пушкинских праздников в первое воскресенье июня. Вдоль центральной дорожки и круглой площадки сохранились посадки сирени и два ряда желтой акации. Последние представляют собой остатки одной из аллей, разделявшей в старину парк и хозяйственный двор усадьбы. Недалеко от верхнего пруда находится «Пушкинская» ель, возраст которой определяется в 200—210 лет. Вершина дерева раздвоена и начинает усыхать. Из мемориальных насаждений сохранились также отдельные деревья липы, вяза, березы, ивы и ели в разных участках парка. Большая часть последующих насаждений в парке была посажена в два периода: при Степанове-старшем (липы и березы, которым теперь 90—100 лет) и Степанове-младшем (березы, сосны, вязы, дубы, лиственницы). К 1997 заболоченность в нижней части парка привела к суховершинности деревьев и появлению болотных растений: вербейника обыкновенного, камыша лесного и др. В травостое преобладают рудеральные (крапива двудомная, лопух войлочный, пустырник пятилопастный, яснотка белая и др.) и луговые (мятлик луговой, овсяница луговая, клевер ползучий и др.) растения. Из нежелательных трав в парке начала распространяться полынь коноплевая.

Познание прошлого начинается с изучения культуры, истории родного края. Здесь, в пространстве повседневной жизни, человек постигает ценности и смыслы культуры, впитывает представления о добре, красоте, учится любить, гордиться, ценить. Изучение человека в локальном культурно-историческом пространстве создает возможность вступить в активный диалог с историческим прошлым, поскольку опирается на культурное творчество. Именно культурное творчество людей выступает инструментом исследования локального исторического пространства: семьи, крестьянского мира, городской среды. Это пространство делается близким и понятным школьнику достаточно быстро хотя бы по тому, что оно находится рядом - в том месте, которое принято называть «малая родина». Ученику важно понять, что «малая родина» и есть начало большой, называемой Отечеством. С этого начинается культурно-историческое самосознание личности, осознание самого себя в культурном и историческом контексте, формируется важнейшее качество – культурно-историческая идентичность. Это и есть начало большой работы не только по становлению культурно- исторического мышления, но и по воспитанию патриотизма. Вспомним нашего великого земляка, историка Н.М.Карамзина, писавшего, что «любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству ,а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорою патриотизма».

Через историю своей семьи, дома, улицы, школы, села или города учащиеся ищут те нити, которые связывают людей разных поколений. Они учатся постигать важность сохранения культурно-исторического наследия. Они учатся вступать в диалог с прошлым для того, чтобы лучше понять и ценить окружающих их людей, с которыми вместе, здесь и сейчас, создают то, что называется историей. Большое и малое пространство Отечества объединяется через человеческую творческую, созидательную практику, посредством диалога традиции и новации, разных культур.

Одним из направлений изучения культурно- исторического наследия региона является знакомство с фольклором, костюмами, праздниками, традициями, обычаями, обрядами, бытом, кухней народов, живущих в Ульяновской области. Ученики учатся исследовать прошлое, постепенно продвигаясь из прошлого в настоящее, постигая ценность народной мудрости, народной культуры. Одним из самых эффективных приемов формирования исторического мышления, мотивирующих учащихся на исследовательскую деятельность, является изучение и реконструкция родословной своей семьи и составление генеалогического древа.

Историю, культуру создают люди. Воспитать гражданское самосознание и мировоззренческие идеалы молодого поколения в современных условиях - задача не из лёгких. «И жизни след оставили своей»- так можно назвать огромный пласт исследовательской работы, который даёт учащимся возможность осмыслить, изучая судьбы великих людей, своих земляков, что путь гражданина – патриота чаще всего тернист: это путь страданий, борьбы; каждодневной, напряженной работы. Можно предложить два критерия отбора персоналий истории, достойных тщательного изучения в школе:

  • общественное положение (религиозные деятели, государственные деятели, воины, защитники Отечества, реформаторы, меценаты, общественные деятели);

  • личность нравственно-эстетическая, интеллектуальная (выразители национального духа, гении, мученики, борцы). Занятия проводятся в форме семинаров, проектов, диспутов, конференций, викторин, экскурсий. Учащиеся под руководством учителя собирают материал, изучают документы, научную и историческую литературу, которая помогает доказать, что изучаемая личность значима для России.

Следующее важное направление работы - ценность символов малой и большой Родины. Можно организовать интересную работу по изучению символики региона: гербы малых городов Симбирской губернии и Ульяновской области, герб Ульяновска, Гимн, Герб и Государственный флаг России. Интересна в этой связи и работа по выявлению (и формированию) представлений учащихся о сакральных символах нашего народа.

Безусловно, самый весомый акцент в деле изучения и сохранения культурно-исторического наследия необходимо уделить вопросам культуры. Через призму культуры как несущей конструкции национальной истории школьник получает возможность «понять умом Россию», точнее - её идею, поэтому необходима серьезная исследовательская работа на уроке с понятийным аппаратом истории и культуры, знакомство с объектами, памятниками материальной и духовной культуры региона, их драматической историей (города, их архитектурный облик, дворянские усадьбы, памятники, архивы, кладбища, парки). Очень важно при этом представить учащимся тот пласт культуры и истории, который был безвозвратно утрачен и сохранился лишь в воспоминаниях уходящих поколений, архивных источниках, документах. Знакомство с утраченными и сохранившимися артефактами позволит пробудить в сознании и душе учащихся чувство ответственности за сбережение для потомков культурно-исторических ценностей, стремление передать их будущим поколениям

^ Разработка учебного занятия «Нам крепить времен связующую нить»

(сохранение культурно-исторического наследия региона)


Цель: приобщение учащихся к культурно-историческому наследию родного края.

Воспитание патриотических чувств.

Задачи:

  • знакомство учащихся с историческим и культурным наследием Симбирско-Ульяновского края;

  • введение учащихся в мир нравственных ценностей;

  • обогащение опыта творческой деятельности ребенка (школьника);

  • формирование исследовательских навыков и коммуникативной культуры.


^ I. Мотивационная часть:

Учитель: Нашу встречу я хочу начать с замечательных, очень глубоких, на мой взгляд, поэтических строк: «Вложите матери, в детей

Любовь к Отчизне, чтобы в детях

Сердца от чувств высоких этих

Отважней стали и святей.

Вдохните в них, что небо наше

В полночном блеске звездных вех

Пускай не выше и не краше,

Но не такое, как у всех

И будет близок детям тот,

Кто с ними чувством слит единым»

(строки спроецированы на экран)


Внимательно вчитайтесь в строки. Как вы поняли главную мысль автора?


^ Учитель, принимая ответы, рассуждения учащихся резюмирует:

  • Любовь к Отечеству – важнейшая человеческая ценность;

  • Это чувство свято для каждого человека. Оно возвышает его, делает сильнее, отважнее.

  • Небо, звезды – символ единства людей, общности исторических судеб народа.

  • Сила народа – в непрерывающейся связи поколений, в наследовании его культурных ценностей, традиций.


Учащиеся подводятся к формулировке темы занятия: « Сохранение культурно-исторического наследия, передающегося из поколения в поколение».


^ II. Информационно-познавательная часть.

Учитель: «Используя методику «мозгового штурма», давайте попробуем определить объекты, которые составляют понятие «культурно-историческое наследие».





Культурно-историческое

наследие





Учитель может заранее подготовить старые ярко иллюстрированные журналы, где есть изображение объектов культурно-исторического наследия. Отбирая нужный материал, учащиеся вырезают иллюстрации, чтобы оживить, сделать эмоционально-образной выстраиваемую логическую структуру.


былины,

земляные валы, сказания,

дамбы фольклор

библиотеки обряды архитектурные сооружения




поля, парки,

скверы



монументальные

скульптуры

Культурно-историческое наследие

архивы


мосты, образцы живописи

хозяйственно-

производственные дворянские улицы и уникальные города

сооружения и городские площади и селения

усадьбы


Учитель: Я предлагаю вам посмотреть видеопрезентацию «7 чудес света». После просмотра попробуйте определить и сформулировать критерии, которые позволили эти объекты отнести к сокровищнице мирового культурно-исторического наследия. (исходя из возможностей и желания учителя в презентации могут быть представлены объекты культурно-исторического наследия России, определенные ЮНЕСКО, такие как Кижи, Московский Кремль, архитектурный ансамбль Троицко-Сергеевой лавры, Озеро Байкал, белокаменные памятники Владимира и Суздаля и другие.


После обсуждения учащиеся называют критерии:

  • является шедевром человеческого созидательного гения

  • является уникальным для определенной культурной традиции или цивилизации

  • уникален по способу технического решения

  • поражает уникальным сочетанием человеческого взаимодействия с окружающей природной средой

  • связан с каким- либо очень значимым, масштабным историческим событием, религиозными верованиями, традициями

  • исключительная природная или эстетическая красота


Учитель: Мы совершили небольшой экскурс по страницам Всемирного культурно- исторического наследия. Наш регион - Ульяновская область не имеет памятников Всемирно- исторического значения. Но он своеобразен, неповторим, и нам, его жителям, есть чем гордиться.


^ III. Исследовательская часть.

Учитель предлагает учащимся поделиться 5 на рабочих групп. Каждая получает специальное задание:

На столах у каждой рабочей группы лежит раздаточный краеведческий материал, который могут использовать в своем творческом отчете учащиеся. Учителю целесообразно подобрать материал об объектах, расположенных на территории своего села, района, города.


I группа: Назовите объекты архитектуры, расположенные на территории нашего края, которые заслуживают внимательного, всестороннего изучения и сохранения.

Подготовьте небольшой рассказ об одном из них.(см. приложения: Храм в селе Пятина Сурского района, Кезьминская башня, башня первого городского водопровода)


^ II группа: Назовите интересные с культурно- исторической точки зрения памятники, скульптуры, воздвигнутые на территории нашего региона. ( см. приложения: Александр II,Столыпин П.А.)


^ III группа: Назовите известные вам объекты природы, имеющие уникальную ценность. Подготовьте рассказ об одном из них. (см. приложения: Скрипинские Кучуры, Ундоровский палеонтологический музей)


^ IV группа: Вспомните имена наших выдающихся земляков, внесших огромный вклад в развитие российской культуры и истории. Расскажите об одном из них. (см. приложения: Д.В. Давыдов, В.Н. Поливанов)


V группа: Вспомните былины, предания земли Симбирской. Поведайте одну из них. (см. приложение: Кудеяров Клад)

Командам отводится время на обсуждение задания и ознакомление с раздаточным материалом. Затем поочередно каждая команда представляет свой творческий отчет. Презентовать его могут все члены команды, либо один- два участника.

Оценивать работу учащихся будут эксперты (2-3 человека).


^ 2.Лэнд-арт фестиваль


Сроки проведения – 1 смена: 3-5 июня, 10-15 июня

2 смена: 13-16 июля


В русском языке перевод словосочетания «лэнд-арт» пока что не закрепился, а возможный перевод «земляное искусство» не передает сути этого вида творчества.

Что такое лэнд-арт


Суть лэнд-арт заключается в том, чтобы на природе создавать скульптуры и образы, используя природные материалы, такие как листья, шишки, палочки, камушки, песок, ракушки и т.п. Обычно не уже созданные скульптуры помещаются в какое-либо природное место, а пейзаж изначально рассматривается как средство для создания художественных произведений.


Многие скульптур – крайне хрупкие. Они не ждут, пока каждый на них посмотрит. Времени хватает только на то, чтобы успеть сделать фото. Когда люди видят меня за работой, их реакции варьируются от огромного интереса к тому, что я делаю, до полного отсутствия понимания, почему я вообще хочу делать что-то среди природы!! Но в основном людям нравится то, что они видят, им нравится находить скульптуры в неожиданных местах.


^ Задачи конкурса-фестиваля Лэнд-арт:

Способствовать творческому и духовному развитию ребёнка на основе активного использования историко-культурного наследия Ульяновской области.


Актуализировать историко-культурное и природное наследие Ульяновской области, используя культуротворческую деятельность детей; содействовать превращению общего наследия в личное достояние каждого ребенка, способствовать обогащению жизненного опыта ребенка.


Выявлять и поддерживать передовые технологии в области интерпретации культурного и природного наследия, традиционной народной культуры; современные информационные, средовые, культуротворческие, интерактивные, деятельностные и другие методики и формы работы.


Вовлекать учащихся и педагогов в изучение, популяризацию и творческую интерпретацию истории, проблем изучения, сохранения и реставрации недвижимых памятников, памятников нематериального наследия, музейных коллекций Ульяновской области.


В основе учебного музейно-образовательного процесса лежит методика «погружения» в историко-культурную Ульяновской области.

Очень часто это напоминает искусство древних людей (какие-то таинственные знаки и символы). Например орнаменты, которые отражают культуру народов.


^ В рамках Лэнд-арт фестиваля предлагается провести конкурс на построение фигур из песка по мотивам орнаментов народов Поволжья.


Орнамент - язык тысячелетий.


Орнамент - слово это латинское. В буквальном переводе оно означает "украшение, узор".

Наши далекие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. Человек вырезал на плоской доске дугу или просто волнистую линию, и все понимали, что это символическое обозначение радуги. Холодная, снежная зима представлялась владычеством сил, враждебных людям. Весна с ее разливами , туманами, внезапными заморозками, потеплением дождями – борьбой между силами добра и зла, весны и зимы. И после долгих ожиданий на небе появлялась радуга как символ долгожданной победы добра. Она, по преданию славян, означала союз, мост между матерью-землей и небом: от дружеского согласия последних зависела жизнь человека, урожай, благоденствие стад.

Вырезая на доске радугу в виде дуги, человек призывал на помощь себе добрые силы окружающего мира, отгонял злые.

Люди долго помнили язык орнамента, придавая магическое значение ритмическим плавным завиткам, кружкам-розеткам, цветам, травам, листьям, канавкам, зарубкам, причудливым животным, обитателям подводного царства. Постепенно символический смысл треугольника, звезд, кругов забывался, хотя значение многих помнилось еще долго. Деревенский мастер вырезал на оконных ставнях поющих петухов, и это было понятно каждому.

Орнамент старше почти всех произведений искусства, какие мы знаем. Человек на обструганной доске вырубал знаки, олицетворяющие солнце, луну, звезды, ветер, воду, лес, надеясь, что они принесут ему удачу на охоте, обильный урожай на ниве, здоровье членам его семьи. Орнамент был грамотой для всех.

Очень часто орнамент на глиняных сосудах поволжских деревень выглядел так: вверху волнистая линия, символизирующая воду. В середине - спирали, означающие как бы ход солнца по небу. Точки-капли или косые линии в этом же ряду - дождь, пересекающий путь солнцу. Внизу - две параллельные линии, между которыми размещены зерна, - это земля. Простой рисунок, но в нем отразилось представление наших предков об устройстве Вселенной.


^ Особое распространение орнамент нашел в искусстве вышивки. Орнаментация вышивки корнями уходит вглубь столетий. В ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу (Внимание! Вспомните прежние материалы урока).

Вышивка не требовала сложного оборудования - игла, нитки, холст – вот и все, что нужно для того, чтобы вышить и сшить одежду, выполнить нарядные украшения для своего жилища.

Вышивка народов Поволжья была в основном связана с разными видами традиционной одежды. Узоры вышивки на каждом предмете одежды обычно различаются по характеру и масштабу рисунка, по цвету и приемам исполнения. В основном расшивались рубахи и головные уборы.

В Поволжской вышивке преобладают виды с ч е т н о й в ы ш и в к и: косая стежка, счетная гладь, роспись, мордовская звездочка. Счетную вышивку выполняют по хлопчатобумажной или льняной ткани полотняного переплетения. Для счетной вышивки ткань служила фоном, а потому она почти всегда была белого или серого цвета, что обеспечивало четкое восприятие узора.

Швами счетной вышивки выполняли, как правило, геометрические мотивы, рядом с которыми нередко можно было встретить условное изображение барса, птицы, человеческой фигуры, древа жизни. Вышивки помещались в виде широкой полосы на концах полотенец, столешницах, женской и мужской одежде.

С помощью одной группы приемов мастерица добивалась легкости и изящества узора, с помощью других - массивности и монументальности.

Особенность вышивки Поволжья - тщательное, очень тонкое выполнение и почти ковровая плотность узора. В марийских и мордовских головных уборах каждая форма настолько близко соприкасается с другой, что между ними почти не остается просвета.

В вышивке народов Поволжья, помимо строгих геометрических фигур, довольно часто можно встретить S-образные мотивы, кресты, ромбы, изображение женских фигур, коней и птиц. В этих мотивах наблюдается проявление древне - языческой символики.

Первый сюжет вышивки - дерево, ибо первый человек был собирателем корней и плодов, и дереву он обязан жизнью. Дерево - это и дом, и храм, и последнее пристанище человека. И для наших предков оно было не только кормильцем, дающим тепло и жилище, но и божеством, или образом бога на земле, управляющим солнцем, дождем, ведающим вопросами брака и деторождения, плодородия, а также символом обновления, омоложения и бессмертия. Дерево являло собой мироздание. Корни - это знак подземного мира, стволу соответствует земной мир, а кроне - небо. Оно же несет знак тотема, мифического предка рода, рода вообще: корни - предок, ствол - сам род, а листья - дети, обреченные на умирание в отличие от бессмертия ствола и корней - "Древо жизни".

До наших дней дошла традиция изображения в вышивке Оленей. Культ оленя был распространен очень широко, хотя и не получил большой земной близости и родства с человеком. Жизнь на скорости, пугливость, внезапность появления, загадочность определили небесную семантику оленя

Олень - знак удачного брака, знак обильной жизни. По-видимому, он был не только знаком неба, но и знаком богинь древнего пантеона - матери и дочери, рожающих все живое на земле, сменивших важенок, плодящих оленцов. Роженицы изображались на вышивках в виде двух оленей, или рогатых женских фигур, или просто женских фигур, стоящих справа и слева от дерева, или центральной фигуры. Возможно, что на каком-то этапе это было изображение Рода - прародителя, отца богов и его помощниц - рожениц.

На протяжении немногих веков зверь казался человеку всемогущим. Но потом, когда люди стали сеять хлеб, они поняли, что есть и более могущественные силы, управляющие сменой времени года, дающие солнечное тепло, дождь, животворяющую росу. Власть зверя не могла помочь им выращивать урожай. Но эту власть и силу нужно было персонифицировать, воплотить во что-то, что было им ведомо. И человек наделил эту силу чертами женщины, рожающей и выращивающей свое дитя, как земля колос.

Тайна и чудо рождения, которыми наделена женщина, воспринимались как некая могущественная сила, которая отождествлялась с силой плодоносящей земли. Знак плодородия, размножения был первым смыслом, который заключался в изображении женщины. Он был главным до тех пор, пока человек не понял идеи некоей силы, которая находится за пределами мира, доступного его зрению, слуху, осязанию, на который он мог бы влиять через магов, шаманов, волхвов. Эта идея трансформировалась в идею бога. Появление же бога обусловило появление той, которая рождала его.

Самая распространенная в вышивке - трехчастная композиция расположения женских фигур. Возможно, они соответствуют облику двух рожениц - Лады и Лели (фигуры по бокам) - и богини плодородия и судьбы Мокошь (центральная фигура).

Трехчастная композиция знает два основных варианта. На одних вышивках персоналки поднимают руки вверх, к небу, на других - подчеркнуто опускают руки к земле, вниз. Первый вариант связан с весенними ритуальными обрядами, когда все взоры обращены вверх: от того, как солнце согреет землю, или дожди ее увлажнят, зависит будущий урожай. Поднятые вверх руки персонажей вышивки несут "идею встречи" небесной благодати.

Второй вариант связан с макушкой лета: высказанные весной просьбы уже выполнены, земля понесла семя, и опущенные вниз руки центральной фигуры вышивки обращены к земле, дающей урожай. Частым сюжетом русской вышивки является конь. Поначалу конь считался тотемом, а затем был наделен божественно силой, стал знаком солнца и неба. Общая семантика коня зафиксирована в книге древних индусов Упанишадах.

"Утренняя заря это поистине голова жертвенного коня. Солнце - глаз, ветер - дыхание, рот - огонь..., год - туловище жертвенного коня, небо - хребет, земля - копыта, страны света - бока.., времена года - члены, месяц и полумесяц - суставы, дни и ночи - ноги, звезды - кости, облака -плоть, реки - жилы, горы - печень, растения и деревья - волосы, восходящее солнце - передняя часть, заходящее - задняя часть, ...день -сосуд впереди коня, ночь - сосуд позади..." Конь, коник - от слова "кон", что означает "основа", "начало", и не просто начало, а мужское начало олицетворял символ коня. На вышивке кони обычно изображаются в трехчастном сюжете: посередине- дева или дерево, справа и слева - кони или конники. Здесь уже возможны варианты двух солнц, солнца восходящего - справа и солнца заходящего - слева, зари утренней и зари вечерней. Возможно и более широкое толкование этих двух конников-коней солнц. "Справа - весна-красна, слева - осень-матушка".

Птица - один из самых распространенных образов народного искусства. На вышивках она чаще всего включается в общую композицию с женской фигурой или деревом. Это знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета - петух поет на рассвете, когда восходит солнце. Две птицы голова к голове -символ счастливого брака, поэтому этот сюжет столь част в ритуальной женской одежде. Птицы на полотенце - знак памяти об усопших, символ души, вестники иного мира. Они же знак хорошего урожая: "Где утка шла - рожь густа, околотистая, да обмолотистая". Возможно, что именно с этой идеей, связанной с птицами как существами, олицетворяющими весну и урожай (весенний прилет, начало носки яиц, создание птичьих семейств), соотносится обязательное размещение птиц около центральных женских фигур и трехчастной композиции (рис.8)

До наших дней сохранился колорит вышивки Поволжья, который отражает своеобразие этого вида искусства. Неповторимый терракотово-красный цвет является ведущим в марийской и чувашской вышивке. Другие цвета - зеленый, синий, черный - лишь дополняют узор, придавая ему выразительность.

^ Деревянная посуда с самых древних времен была очень популярна у народов России. Ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены еще в раскопах X- XI- XII века.

Но пользоваться деревянной посудой было неудобно, древесина впитывала в себя жидкость, быстро загрязнялась. Заметили, что промаслившиеся стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Вероятно тогда и возникла мысль покрывать посуду олифой - вареным льняным маслом. Этот состав, применявшийся иконописцами для предохранения живописи от влаги, был известен русским мастерам с древних пор.

Возможно, в связи с техникой писания икон возникла живопись Хохломы. Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих волжских лесов Нижегородской губернии. Искусство Хохломы оказало сильное влияние на народную живопись Поволжья.

В целях экономии дорогостоящего золота мастера иконописи покрывали поверхность иконы лаком, приготовленным из льняного масла, и прогревали в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок и просвечивающее сквозь нее серебро тоже отливало золотом. Среди жителей Хохломы были "староверы"-иконописцы. Они-то и могли применить технику золоченой окраски при изготовлении посуды.

Хохломские изделия радовали глаз своей расцветкой, прекрасной лакировкой. При этом изделия были прочны в употреблении: покрывающий их лак был так хорош, что выдерживал высокие температуры. От горячей пищи посуда не меняла своего цвета, не теряла своей красивой росписи.

Как это достигалось? Техника Хохломы связана с горячей обработкой изделий и требует большого мастерства и опыта. Работа эта трудоемка. Росписью украшали главным образом посуду. Белые неокрашенные чашки, миски - так называемые "белье" - сначала просушивали, а затем покрывали жидким слоем глины, которая закрывала поры дерева. Этот делалось для того, чтобы древесина не впитывала в себя масло, которым обрабатывались изделия в дальнейшем.

Эти предметы после просушки мазали сырым льняным маслом и ставили в печь на всю ночь. Затем их тщательно покрывали олифой, снова просушивали. Эту операцию повторяли два-три раза.

Однако для украшения посуды, которой пользовались каждый день, серебро было слишком дорогим материалом. Поэтому художники стали применять олово. Тонко растертым порошком олова протирали всю поверхность предмета так, что деревянная вещь приобретала вид металлический и блестела, как серебренная.

Только после всех этих приготовлений начиналась роспись: по проолифленой поверхности тонкой кисточкой наносили узор черной и красной краской. Кисточки (из хвоста белки или кошки) были упругими и эластичными, позволяли делать очень широкие мазки и очень тонкие линии. Далее вещь снова олифили и ставили закаливаться в горячую печь. Под влиянием высокой температуры лак темнел, становился желтовато коричневым, благодаря чему серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск.

Специфическая технология ограничивает палитру красок, применяемых для росписи, выдерживающих температурный режим и дающих выразительное сочетание с "золотом". Их группу составляют красный, черный, зеленый, коричневый, желтый цвета. Разнообразие росписи достигается умением находить варианты цветовых сочетаний, использованием одного цвета как главенствующего. Черно-красная гамма росписи с золотом придавала изделиям хохломских мастеров сдержанность и строгость.

Существовали разнообразные приемы росписи:

- в е р х о в о е п и с ь м о - роспись по металлизированному фону веток, цветов, ягод;

- п о д ф о н - когда цветом покрывается фон, а основной мотив рисунка остается светлым с небольшой штриховкой;

- к у д р и н а - узор который отличается укрупненными размерами, а все ее формы напоминают скруглящиеся растительные завитки.

В росписях Хохломы почти нет жанровых сцен. Все свое искусство художники направляли на изображение растительных форм, или травяного орнамента. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая неповторимо нарядный облик. Украшая самые разные по форме изделия, художники проявляли себя искусными декораторами. Расписывая блюдо, мастер четко выделял дно, помещая в нем розетку, а от ее центра, подобно солнечным лучам, разводил линии к краям предмета. По стенкам чашки наносил узор осочку, из косых черных и красных мазков. Они напоминали собой стебельки травы под ветром. Каждое растение располагалось свободно, так, чтобы ни один стебелек не касался

другого, чтобы каждая веточка привольно раскинула свои листья.

Мягко светящиеся золотом, украшенные черно-красной травкой миски, блюда, ложки и солонки стали любимой посудой деревенского люда и своим нарядом вносили радость даже в самое бедное жилище.


^ 3.Конкурс рисунков, посвященный историко-культурному наследию Симбирско-Ульяновского края.


Сроки проведения – 1 смена: 3-25 июня

2 смена: 10-24 июля


Каждый участник представляет не более одной работы размером 30х40см (формат А3). Рисунки других размеров не принимаются.


Техника исполнения: акварель, гуашь, тушь, цветные карандаши, цветные гелевые ручки, пастель, восковые карандаши.


Работы оцениваются в трех возрастных группах:


1. - 6 - 9 лет;


2. - 10 -13 лет;


3. - 14- 17лет.


На оборотной стороне работы простым карандашом указывается: название работы, фамилия, имя и возраст автора, домашний адрес, телефон, название и адрес школы, Ф. И. О. педагога полностью, должность, контактный телефон. Работы принимаются без паспарту.


Рисунки не сгибать и не сворачивать.


После завершения конкурса, все работы необходимо прислать по электронной почте info-ul73@mail.ru



Похожие:

Предлагаемые формы проведения мероприятий в рамках проекта «Начни с себя» Сроки проведения – 1 смена: 13-15 июня iconПлан проведения мероприятий в рамках регионального проекта «Спортивная суббота» в образовательных учреждениях мо «Николаевский район»

Предлагаемые формы проведения мероприятий в рамках проекта «Начни с себя» Сроки проведения – 1 смена: 13-15 июня iconН. Е. Осипова Информация по реализации проекта «Начни с себя» в летний период 2013 г
Очистка родника и прилегающей территории, ремонт деревянных помосток, уход за высаженными ранее саженцами (рябина, барбарис)
Предлагаемые формы проведения мероприятий в рамках проекта «Начни с себя» Сроки проведения – 1 смена: 13-15 июня iconАнкета для учащихся Ответьте, пожалуйста, откровенно и самостоятельно на предлагаемые вопросы. Ваши ответы помогут нам проанализировать ход учебного процесса и оптимизировать систему преподавания
Для слушателей кафедр фпкв: цикл и сроки проведения
Предлагаемые формы проведения мероприятий в рамках проекта «Начни с себя» Сроки проведения – 1 смена: 13-15 июня iconПлан мероприятий по подготовке к региональным экзаменам для обучающихся 4-х, 7-х, 8-х классов в 2012-2013 учебном году. Сроки проведения Мероприятия
Изучение нормативно-правовой базы проведения регионального экзамена для обучающихся 4-х, 7-х, 8-х классов
Предлагаемые формы проведения мероприятий в рамках проекта «Начни с себя» Сроки проведения – 1 смена: 13-15 июня iconРешение Об утверждении формы уведомления о факте и условиях предоставления помещений для проведения агитационных публичных мероприятий в виде собраний в период подготовки и проведения выборов главы Тугулымского городского округа 14 октября 2012 года
Я условий для свободного и равноправного проведения предвыборной агитации, а также осуществления контроля за соответствием законодательству...
Предлагаемые формы проведения мероприятий в рамках проекта «Начни с себя» Сроки проведения – 1 смена: 13-15 июня iconПрика з от «01» июня 2011 г. №243-к г. Москва о признании утратившим силу приказа фст россии от 06 июля 2007 года №157-к «Об утверждении формы акта проведения
Фст россии от 06 июля 2007 года №157-к «Об утверждении формы акта проведения проверки соблюдения требований законодательства Российской...
Предлагаемые формы проведения мероприятий в рамках проекта «Начни с себя» Сроки проведения – 1 смена: 13-15 июня iconПрием статей: до 03 июня 2013 года Сроки проведения
Международная научно-практическая конференция «Научные аспекты инновационных исследований»
Предлагаемые формы проведения мероприятий в рамках проекта «Начни с себя» Сроки проведения – 1 смена: 13-15 июня iconПоложение о проведении областного социального проекта «Осторожно! Дети!» Общие положения Положение о проведении социального проекта «Осторожно! Дети!»
Положение о проведении социального проекта «Осторожно! Дети!» (далее – Проект) определяет цели, задачи, сроки, порядок и условия...
Предлагаемые формы проведения мероприятий в рамках проекта «Начни с себя» Сроки проведения – 1 смена: 13-15 июня iconНаименования мероприятий Место и сроки проведения
Участие в Республиканских семинар-практикумах, мастер -классах, в творческих лабораториях, проводимых чр
Предлагаемые формы проведения мероприятий в рамках проекта «Начни с себя» Сроки проведения – 1 смена: 13-15 июня iconПлан проведения мероприятий в рамках областного антинаркотического месячника «Сурский край без наркотиков» в моу сош №9 им. Кирилла и Мефодия
Проведение мероприятий, направленных на формирование физически и психологически здоровой личности
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы