Возрастные особенности учебной деятельности детей среднего школьного возраста: на заметку родителям icon

Возрастные особенности учебной деятельности детей среднего школьного возраста: на заметку родителям




Скачать 51.89 Kb.
НазваниеВозрастные особенности учебной деятельности детей среднего школьного возраста: на заметку родителям
Дата12.10.2012
Размер51.89 Kb.
ТипДокументы
источник

Возрастные особенности учебной деятельности детей среднего школьного возраста: на заметку родителям.







Ребенок растет, меняется. Совсем недавно он был прилежным первоклассником, а теперь он уже подросток, который весьма критически относится к вашим словам и объяснением учителя. С возрастом развиваются мышление, внимание, особенности памяти. Обладают ли родители знаниями о данных процессах? Замечают ли они то, что педагоги меняют требования к ребенку, организуют новые способы его учебной деятельности? Должны ли родители быть в стороне от этого процесса? Конечно же, нет. Знание о возрастных особенностях учебной деятельности детей поможет мамам и папам лучше понять своего ребенка, помочь ему справиться с проблемами в школе, повысить качество его подготовки.

Особенности учебной деятельности детей определяются их возрастными физиологическими и психологическими особенностями.

^ Средний школьный возраст (подростковый) характеризуется бурным ростом и развитием всего организма. Наблюдается интенсивный рост тела в длину (у мальчиков за год наблюдается прирост на 6 – 10 сантиметров, а у девочек до 6 – 8 сантиметров). Продолжается окостенение скелета, кости приобретают упругость и твердость. Возрастает сила мышц. Однако развитие внутренних органов происходит неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что может вызвать нарушение ритма его деятельности, учащению сердцебиения. Развивается легочный аппарат, дыхание в этом возрасте учащенное. Объем мозга приближается к объему мозга взрослого человека. Улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения. Начинается усиленная деятельность ассоциативных волокон.

В данном возрасте происходит  половое созревание. Усиливается деятельность желез внутренней секреции, в частности половых желез. Появляются вторичные половые признаки. Организм подростка обнаруживает большую утомляемость, обусловленную кардинальными переменами в нем.

^ Восприятие подростка более целенаправленно, организованно и планомерно, чем у младшего школьника. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту.

Внимание произвольно, избирательно. Подросток может долго сосредотачиваться на интересном материале.

Запоминание в понятиях, непосредственно связанное с осмысливанием, анализом и систематизацией информации, выдвигается на первый план.     

  Для подросткового возраста характерна критичность мышления. Для учащихся данного возраста свойственна большая требовательность к сообщаемой информации:  «подросток усиленно требует доказательств». Улучшается способность к абстрактному мышлению.

^ Проявление эмоций у подростков  часто бывает достаточно бурное. Особенно сильно проявляется гнев. Для данного возраста достаточно характерны  упрямство,   эгоизм, уход в себя, острота переживаний, конфликты с окружающими. Данные проявления позволили педагогам и психологам говорить о кризисе подросткового возраста. Кризисные явления часто связывают с формированием целостной идентичности – процесса самоопределения (Э. Эриксон, Дж. Марсиа).  Формирование идентичности требует от человека переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей.

В подростковом возрасте происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Идет процесс формирования нравственных идеалов и моральных убеждений. Часто они имеют неустойчивый, противоречивый характер.

^ Общение подростков со взрослыми существенно отличается от общения младших школьников. Подростки зачастую не рассматривают взрослых как возможных партнеров по свободному общению, они воспринимают взрослых как источник организации и обеспечения их жизни, причем организаторская функция взрослых воспринимается подростками чаще всего лишь как ограничительно – регулирующая. Сокращается количество вопросов, обращенных к учителям. Задаваемые вопросы касаются, в первую очередь, организации и содержания жизнедеятельности подростков в тех случаях, в которых они не могут обойтись без соответствующих сведений и инструкций взрослых. Уменьшается число вопросов этического характера.  По сравнению с предыдущим возрастом авторитет педагога как носителя социальных норм и возможного помощника в решении сложных жизненных проблем существенно снижается.

Организация учебной деятельности подростков – важнейшая и сложнейшая задача. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию педагога, родителя, согласиться с разумными доводами. Однако в виду особенностей мышления, характерных для данного возраста, подростка уже не удовлетворит процесс сообщения  сведений в готовом, законченном  виде. Ему захочется проверить их достоверность, убедиться в правильности суждений. Споры с учителями, родителями, приятелями – характерная черта данного возраста. Их важная роль заключается в том, что они позволяют обменяться мнениями по теме, проверить истинность своих воззрений и общепринятых взглядов, проявить себя. В частности, в обучении большой эффект дает внедрение проблемных задач.   Основы данного подхода в обучении были разработаны еще в 60 – 70  - е годы XX века отечественными педагогами. В основе всех действий при проблемном подходе лежит осознание отсутствия знаний для решения конкретных задач, разрешение противоречий. В современных условиях данный подход  должен реализовываться в контексте уровня достижений современной науки, задач социализации учащихся.

Следует предлагать подросткам сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Важно также  поощрять самостоятельность мышления, высказывание школьником собственной точки зрения.

Особенности внимания обуславливают особо тщательный подход к отбору содержания материала при организации учебной деятельности. Для подростка большое значение будет иметь информация интересная, увлекательная, которая стимулирует его воображение, заставляет задуматься. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому, часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания.

Хороший эффект дает периодическая смена видов деятельности – не только на уроке, но и при подготовке домашних заданий. Разнообразие видов работы способно стать весьма результативным  средством повышения внимания и важным способом предотвращения общей физической утомляемости,  связанной  как и с учебной нагрузкой, так и с общим процессом кардинальной перестройки организма в период полового созревания.

Необходимо  акцентировать внимание подростков на связь приобретаемых знаний с практической жизнью. Известно,           что учащиеся до изучения соответствующих разделов школьной программы часто уже располагают определенными житейскими представлениями и понятиями, которые позволяют им достаточно хорошо ориентироваться в повседневной практике. Это обстоятельство в тех случаях, когда их внимание специально не обращено на связь получаемых знаний с практической жизнью, лишает многих учащихся потребности в приобретении и усвоении новых знаний, так как последние не имеют для них практического смысла.

Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием многочисленных факторов, в частности, усиления воспитательного потенциала обучения.   Однако в связи с понижением авторитета учителя и родителей как носителей социальных норм и помощника в решении сложных жизненных проблем  большее внимание следует уделять косвенным методам воздействия на сознание подростков. Не преподносить готовую моральную истину, а подводить к ней, не высказывать категоричных суждений, которые подростки могут воспринять в «штыки».

http://www.3vium.ru/semya/primary-school1.html



Похожие:

Возрастные особенности учебной деятельности детей среднего школьного возраста: на заметку родителям iconВозрастные особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста: на заметку родителям
Ушным дошколенком, а теперь гордо вышагивает в школу. Как сохранить любознательность ребенка, сберечь здоровье? Знание возрастных...
Возрастные особенности учебной деятельности детей среднего школьного возраста: на заметку родителям iconВозрастные особенности учебной деятельности старшеклассников: на заметку родителям

Возрастные особенности учебной деятельности детей среднего школьного возраста: на заметку родителям iconОбразовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста (срок реализации 3 года) рп. Некрасовское
Дополнительная образовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста
Возрастные особенности учебной деятельности детей среднего школьного возраста: на заметку родителям iconОбразовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста. / Срок реализации 3 года/ п. Некрасовское
Дополнительная образовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста
Возрастные особенности учебной деятельности детей среднего школьного возраста: на заметку родителям iconОбразовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста (срок реализации 2 года) п. Некрасовское
Дополнительная образовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста
Возрастные особенности учебной деятельности детей среднего школьного возраста: на заметку родителям iconОбразовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста (Срок реализации четыре года) Адаптированная программа
Дополнительная образовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста
Возрастные особенности учебной деятельности детей среднего школьного возраста: на заметку родителям iconОбразовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста (Срок реализации три года.) Адаптированная программа
Дополнительная образовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста
Возрастные особенности учебной деятельности детей среднего школьного возраста: на заметку родителям iconРодителям на заметку Права несовершеннолетних детей
Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 19-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку,...
Возрастные особенности учебной деятельности детей среднего школьного возраста: на заметку родителям iconОбразовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста (срок реализации 3 года)
Дополнительная образовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста
Возрастные особенности учебной деятельности детей среднего школьного возраста: на заметку родителям iconСеминар по психологии «Актуальные проблемы развития современного подростка». Тема 1 «Психические новообразования подросткового возраста. Особенности в познавательной сфере и учебной деятельности. Особенности эмоционально-личностной деятельности»
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности и качества коррекционной работы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы