Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л. Ф. Шатохина Москва, 2005. Пособие является частью комплекта icon

Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л. Ф. Шатохина Москва, 2005. Пособие является частью комплекта




НазваниеМетодические рекомендации по организации учебного процесса / Л. Ф. Шатохина Москва, 2005. Пособие является частью комплекта
страница1/6
Дата12.10.2012
Размер1.3 Mb.
ТипМетодические рекомендации
источник
  1   2   3   4   5   6


Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ»


Обучение здоровью:

Методические рекомендации по организации учебного процесса


Москва

Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации»


Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л.Ф.Шатохина - Москва, 2005.


Пособие является частью комплекта:


Программа «Обучение здоровью» для 1-11 классов.

Тематический план программы «Обучение здоровью» (1-6 классы).

^ Тематический план программы «Обучение здоровью» (7-11 классы)

Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса.

Рекомендации по созданию Школы содействия здоровью.


Рецензенты:

Байдакова Н.И., зав. кафедрой Академии Менеджмента Инноваций, к. с. н;

^ Белякин А.М., доцент Казанского государственного медицинского университета, к. п. наук;

Ляхович А.В., зав. отделом НИИ общественного здоровья и у правления здравоохранением ММА и. И.М. Сеченова, д. м. н., профессор;

^ Маркова А.И. ведущий научный сотрудник института, к. м. н.;

Романенко А.Г., Казанский государственный медицинский университет, к. м. н., заслуженный врач РТ;

^ Скворцова Е.С., гл. спец. МЗМО по мед. профилактике, руководитель ОЦМП, д. м. н.,

профессор;

Яновский Р.Г., член-корреспондент РАН, д.ф.н., Институт социально-политических исследований РАН


Консультанты:

Бакес Г. (Германия)

Васютина О.П. (Россия)

Раурамо У. (Финляндия)

Романченко Н.А. (Россия)

Рубана И.М. (Латвия)

Сихвола С. А. (Финляндия)

Хелин П. (Финляндия)


Содержание


Введение


Раздел 1: Обучение здоровью на основе навыков


Раздел 2: Обучение здоровью в контексте целостной модели здоровья


Раздел 3: Учебный процесс и оценка обучения здоровья


Раздел 4: Интеграция обучения здоровью в различные сферы школьной деятельности


Раздел 5: Методы обучения здоровью

Раздел 6: Критерии и методы оценки достижений учащихся и программы

Раздел 7: Подготовка учителей и изменения


Раздел 8 : Примеры учебно-тематического и поурочного планирования


Литература


Введение


^ Пособие «Обучение здоровью: Рекомендации по организации учебного процесса» содержит информацию о том, как учитывать различные аспекты в области обучения здоровью. Иными словами, учебная программа «Обучение здоровью» отвечает на вопрос «что», а данное пособие предлагает совет по поводу «как». Рекомендациями можно воспользоваться для разработки подходов, отвечающих собственным условиям и нуждам школ. Они предназначены в помощь школам и учителям, заинтересованным в новом осмыслении своей работы по осуществлению программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Школы могут воспользоваться программой, разработанной в рамках проекта «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ», другими имеющимися в распоряжении программами обучения здоровью, или разработать на основе уже существующих программ свою собственную, отвечающую потребностям конкретной школы.

В любом случае, прежде всего, рекомендуется тщательно проанализировать уже применяющиеся в школе программы и наметить, как необходимо их изменить или расширить с тем, чтобы они соответствовали новым нормативам. Обзор существующих методов и подходов – это первый шаг в процессе включения в школьные учебные планы программы обучения здоровью, так как учителя должны сами решить, какие изменения могут понадобиться, если понадобятся вообще. Важно, чтобы новая программа базировалась на уже существующих курсах или темах: нет необходимости все начинать с чистого листа. Так как предлагаемая программа учитывает содержание существующего школьного учебного плана, то необходимые изменения или дополнения, скорее всего, будут незначительными. Это значит, что большая часть используемых школой существующих методик, материалов и рабочих программ будет актуальной.

Необходимо учитывать, что данные рекомендации не дают всеобъемлющих ответов на все вопросы. Разделы настоящего пособия рассчитаны на то, чтобы:


  • Рассмотреть, формирование каких навыков можно планировать при изучении отдельных тем программы. (Раздел 1)

  • Рассмотреть примеры изучения некоторых тем с учетом взаимодействия физического, психоэмоционального и социального здоровья (Раздел 2)

  • Предложить стратегии организации учебного процесса в рамках программы обучения здоровью. (Раздел 3 )

  • Дать рекомендации по организации «группового урока» с использованием интерактивных методов. (Раздел 4)

  • Показать, как обучение здоровью может быть интегрировано в учебные планы школьных предметов, планы воспитательной работы и существующие в школах превентивные программы. (Раздел 5)

  • Предложить методы оценки достижений учащихся (Раздел 6)

  • Предложить варианты учебно-тематических планов обучения здоровью и планов уроков (Раздел 7)



1. Обучение здоровью на основе навыков


Обучение здоровью на основе навыков является обучением хорошего качества в целом и обучением здоровью хорошего качества в особенности. Оно основывается на релевантном и эффективном содержании и методах обучения с вовлечением учащихся или интерактивных методах*.


Можно ожидать, что цели программы «Обучение здоровью» будут достигнуты, если учителя и руководство школы будут учитывать следующие моменты:

- При обсуждении тем программы опираться на формирование отношений и навыков.

- Смогут научить учащихся рассматривать физическое, психоэмоциональное и социальное направления здоровья в сложной взаимосвязи.

- Использовать интерактивные методы обучения и добиваться от учащихся их самостоятельного применения.

- Будут осуществлять последовательное и целенаправленное обучение в соответствии с возрастом учащихся.

- Будут способствовать созданию здоровой образовательной среды в школе на всех трех уровнях: физическом, социальном, психоэмоциональном.

Обучение здоровью на основе навыков более эффективно, когда оно вводится как часть всеобъемлющего подхода к здоровью школьников, а не в изолированном виде. Политика по укреплению здоровья в школе может помочь гарантировать безопасную и благоприятную физическую и психосоциальную среду, в которой будет проходить обучение здоровью на основе навыков. Данный подход к здоровью, гигиене и обучению правильному питанию сконцентрирован на предоставлении знаний, формировании отношений, ценностей и жизненных навыков, которые потребуются молодым людям для принятия наиболее положительных решений в отношении здоровья. Здоровье в данном контексте рассматривается как более широкое понятие, чем просто физическое здоровье, и включает психосоциальные и экологические аспекты. Индивидуумы, обладающие этими навыками, более вероятно выработают и будут придерживаться здорового образа жизни в школьные годы и всю оставшуюся жизнь.

Учителя, планирующие занятия по обучению здоровью, должны понимать, каким образом поведение или условия должны формироваться или изменяться, чтобы оказать положительное влияние на здоровье; какие знания, отношения и навыки нужно рассматривать как наиболее полезные для изменения выбранного поведения и условий. Социально-когнитивные навыки, социальная компетентность и навыки решения проблем могут служить посредниками данного поведения.

Специальные навыки, вырабатываемые обучением здоровью на основе навыков, являются частью внутренних факторов, которые помогают молодым людям адекватно реагировать на неблагоприятные условия и являются признаками, которые характеризуют жизнеспособных молодых людей. Учащиеся располагают лишь небольшим количеством возможностей для участия в развитии таких способностей, как социальные навыки. Поэтому, важно использовать школьное обучение, которое учит большему, чем просто традиционные школьные предметы.

Способность управления эмоциями и способность понимать собственные чувства и чувства других имеют решающее значение для развития человека, и подростки могут освоить эти способности также как они учатся чтению или математике.

Формирование навыков решения межличностных проблем на начальных этапах процесса развития (детство, ранний подростковый возраст) создают хорошие основы для дальнейшего успешного обучения. Фокусирование на навыках самооценки и самоконтроля как в управлении гневом или контроле импульсивного поведения, а также генерирование альтернативных решений межличностных проблем может сократить или предотвратить проблемное поведение. Фокусирование на способности концептуализации или предсказании последствий различных видов поведения или решений может помочь детям принять положительные решения.

Давление сверстников и социальной среды, направленное на вовлечение в поведение, вредное для здоровья, может нивелироваться, если о нем информировать до того, как ребенок или подросток подвергнется этому давлению, тем самым продвигаясь к раннему предотвращению, а не позднему вмешательству в негативное поведение. Ознакомление молодых людей с таким возможным давлением предварительно предоставляет им время для того, чтобы заранее познакомиться с ситуациями, в которых они могут оказаться.Обучение детей навыкам противостояния давлению более эффективно для снижения проблем поведения, чем просто предоставление информации или провоцирование страха негативными результатами такого поведения.

Поведение оказывается под влиянием ценностей индивидуума, его убеждений и отношений и отношением его друзей и семьи к такому поведению. Поэтому навыки критического мышления (включая способность самооценки и ценности социальной среды), эффективное общение и умение вести переговоры являются важными аспектами обучения здоровью на основе навыков. Построение взаимодействия такого типа в ходе деятельности, с возможностью практиковать эти навыки, являются важной частью процесса обучения.

Многие вопросы здоровья и социального взаимодействия и обуславливающие их факторы взаимосвязаны. Вмешательство в один из вопросов может оказать влияние на другой и принести положительные плоды. Для того, чтобы воздействовать одновременно на личную, окружающую и поведенческую системы необходимы специальные действия. Обучение навыкам требует воспроизведения естественного процесса того, как дети обучаются поведению: моделирование, наблюдение и социальное взаимодействие.

Важным фактором в изучении и формировании поведения является подкрепление. Положительное подкрепление применяется для правильной демонстрации поведения и навыков; отрицательные или корректирующие примеры применяются тогда, когда поведение или навыки должны быть скорректированы для формировании более положительных действий.

Учителя и другие взрослые представляют собой важные ролевые модели, определителей стандарта и источники влияния.Необходимо, чтобы учителя и родители обучались тем же навыкам и создавали обстановку заботы дома и в школе, моделируя то, что они надеются, смогут делать молодые люди.

Хотя навыки могут защитить молодых людей, многие другие факторы в окружающей среде также играют свою роль, и их также следует учитывать, если необходимо достичь полезного для здоровья поведения.

В школьном обучении периоды детства и подросткового возраста (6-16 лет) становятся критическим временем по использованию возможности формирования положительных навыков и привычек. В этот период дети развивают способность абстрактно мыслить, понимать последствия, общаться со сверстниками по-новому, решать проблемы, когда они получают большую независимость от родителей и получают больший контроль над своей собственной жизнью.

Широкий круг социального общения в этом возрасте создает разнообразные ситуации, в которых дети могут практиковать новые навыки и развивать положительные привычки совместно со сверстниками и другими лицами вне семьи.

Формирование отношений, ценностей, навыков и компетентности имеет решающее значение для развития самосознания ребенка как отдельного индивидуума и для общего процесса обучения в школе. .

Таблица 1 рассматривает наиболее важные задачи по приобретению знаний, выработке отношений и навыков по вопросам ВИЧ\СПИД на трех этапах развития: младший школьный возраст, средний школьный возраст и старший школьный возраст. Обзор носит иллюстративный характер; местные условия и факторы должны всегда учитываться в осуществлении программы.


Табл.1. Примеры задач обучения здоровью на основе навыков

для основных возрастных групп учащихся.

Младший школьный возраст

Знания

Отношения

Навыки

Учащиеся должны знать:

- пассивное курение может нанести вред;

- преимущества

сбалансированного питания ;

- насильственному

поведению можно научиться, но можно и разучиться;

- как передается и не передается

ВИЧ-инфекция.

Учащиеся должны демонстрировать:

- уважение к себе и окружающим;

- понимание ролей разных полов и сексуальных различий;

- веру в положительное будущее;

- эмпатию к другим;

- понимание ответственности в отношении себя и других людей;

- готовность изучать отношения, ценности и убеждения;

- признание поведения, которое считается правильным в контексте социальных и культурных норм;

- поддержку равенства, прав человека и честности.

Учащиеся должны уметь:

-демонстрировать практические и положительные методы управления эмоциями и стрессом;

-демонстрировать базовые навыки здоровых межличностных отношений.





Средний школьный возраст

Учащиеся должны знать:


- изменения, которые происходят с телом человека в пубертатный период, естественные и полезные изменения в жизни молодых людей;

- меры предосторожности в отношении инфекционных заболеваний (в т.ч. гельминтов);

- влияние табака, алкоголя и других наркотических веществ на системы организма;

- возможности правильного питания соответственно местным условиям.

Учащиеся должны демонстрировать:


- убежденность в необходимости следования этическим, моральным и поведенческим нормам;

- положительный пример проявления личных качеств и положительно оценивать изменения в организме в период полового созревания;

- оценку человеческой сексуальности как здоровой и нормативной части жизни;

- уверенность в способности изменить нездоровые привычки;

- готовность к принятию ответственности за собственное поведение;

- понимание собственных ценностей и стандартов;

- озабоченность социальными вопросами и их соответствие личным социальным, культурным убеждениям и убеждениям, существующим в семье;

- чувство заботы и готовность оказать социальную поддержку тем, кто нуждается в помощи;

- уважение к знаниям, отношениям, убеждениям и ценностям общества, культуры, семьи и сверстников.

Учащиеся должны уметь:


- сообщать информацию о предотвращении ВИЧ, здоровом питании, контроле табакокурения семье, сверстникам и членам общества;

- обращаться в соответствующие организации для получения необходимой информации и услуг, связанных с

сексуальностью, применением психоактивных веществ или с другими вопросами;

- признавать возможность и контролировать влияние сверстников и социума на личную систему ценностей;

- использовать навыки критического мышления для анализа сложных ситуаций

- использовать навыки решения проблем для идентификации спектра решений и приемлемого выбора при решении проблем, связанных с здоровьем,

- доверять и обсуждать с ответственным взрослыми или сверстниками сексуальное поведение и другие вопросы личного характера, демонстрируя доверие к себе и положительную самооценку ;

- использовать навыки ведения переговоров для противостояния призывам сверстников к употреблению алкоголя, табака или наркотиков, или втягиванию в сексуальные отношения.




Старший школьный возраст

Учащиеся должны знать:


- какое поведение создает риск получения инфекции ВИЧ для индивидуума;

- какие превентивные меры могут снизить риск ВИЧ, венерических заболеваний, глистных или других инфекций и нежелательной беременности;

- как провести тестирование и получить консультацию по ВИЧ и ЗППП, а также помощь в выборе питания и в случае употребления алкоголя или других ПАВ;

- как правильно пользоваться контрацептивами;

- как готовить сбалансирвоанную пищу;

- каковы роли «агрессора», «жертвы» и «наблюдателя».

Учащиеся должны демонстрировать:


- понимание несоответствия морального кодекса и его воплощения в обществе;

- реалистичное понимание риска;

- положительное отношение к альтернативам общения;

- ответственность за личное, семейное и общественное здоровье;

- поддержку школе и обществу, которые

предоставляют информацию о предотвращении рисков;

- готовность к побуждению сверстников, знакомых и членов семьи принять участие в превентивной деятельности;

- готовность к побуждение других изменить нездоровые привычки.

Учащиеся должны уметь:


- оценивать риск и вести переговоры с целью перехода к менее рискованным альтернативам;

- правильно и с пользой для здоровья выбирать и

использовать товары потребления;

- искать и находить источники помощи при возникновении проблем, связанных с употреблением ПАВ

- выступать в защиту школ, свободных от табака и наркотиков и добиваться поддержки местных властей

( Из: Информационная серия ВОЗ по Школьному здоровью).


Обучение здоровью на основе навыков осуществляется в контексте широкого круга содержательных областей. В приведенной ниже таблице рассмотрены некоторые темы учебного плана применительно к формируемым жизненным навыкам:


Табл.2. Жизненные навыки в контексте некоторых основных тем обучения здоровью

Темы обучения здоровью

Навыки межличностного общения

Принятие решений и критичное мышление

Навыки самоуправления и

самоконтроля

Алкоголь, табак и др. наркотические

вещества

Учащиеся могут

осуществлять следующее:

* Навыки общения

-информировать других о негативных физических и социальных последствиях, личном неприятии алкоголя, табака и наркотиков,

- попросить родителей не курить в автомобиле или в комнате, если они находятся вместе с ними.

* Навыки эмпатии

- выслушать и понять причины пристрастия к ПАВ друзей,

-предложить альтернативы в практичной и убедительной манере.

* Навыки убеждения

- убеждать руководство школы принять и проводить политику создания школы, свободной от курения,

-добиваться поддержки местных властей для создания школ и общественных мест, свободных от курения.

* Навыки переговоров / отказа

- противостоять

настойчивым просьбам друга курить табак или использовать другие ПАВ, не поступаясь своими принципами и не теряя друга.

* Навыки общения

-поддерживать лиц, стремящихся остановить употребление ПАВ,

- конструктивно выражать нетерпимость к их употреблению .

Учащиеся могут

осуществлять следующее:

* Навыки принятия решений

- получать информацию о последствиях употребления алкоголя, табака и других ПАВ;

- сравнивать связь инертности мышления и последствия такого употребления;

- осознавать свои

собственные причины отказа и рассказать о них окружающим,

- предложить пить безалкогольные напитки на вечеринке с алкоголем;

- принять и

придерживаться решения об отказе от табака и других наркотиков, искать помощь в осуществлении решения.

*Критическое мышление:

- анализ рекламы по употреблению табака и алкоголя: привлекательность для подростков, молодежи,

- выработка

контраргументов, включающих стоимость сигарет и иное

использование денег,

- оценка того, как

табачные фирмы учитывают нехватку средств у части населения и что они предпринимают, чтобы сделать покупку табачных изделий привлекательной,

- анализ причин, заставляющих использовать ПАВ, поиск здоровых альтернатив.

Учащиеся

могут

осуществлять следующее:

* Навыки

контроля стрессового состояния:

- анализ

факторов, способствующих стрессу,

-снижение

стресса упражнениями, медитацией, контролем времени,

- дружба с

людьми, которые обеспечивают релаксацию и поддержку.






Тема обучения здоровью

Навыки межличностного общения

Принятие решений и критичное мышление

Навыки самоуправления и

самоконтроля

Здоровое питание

Учащиеся могут

осуществлять следующее:

* Навыки общения

- попросить родителей и друзей придерживаться здоровых блюд в выборе меню.

* Навыки переговоров/ отказа

- противостоять

социальному давлению, ведущему к приему нездоровой пищи.

* Навыки убеждения:

-поддерживать здоровое питание с помощью постеров, представлений, презентаций,

- заручиться поддержкой реководства школы для доставки здорового питания в школу.

Учащиеся могут

осуществлять следующее:

* Навыки принятия решений

- выбор правильного питания и продуктов для «перекусов»,

- рассказ о последствиях несбалансированного питания (заболевания, связанные с дефицитом

различных элементов в организме).

* Критическое

мышление

- анализ питательной ценности: сравнение рекламы и достоверной информации;

Учащиеся могут осуществлять следующее:

* Навыки

самоконтроля и самосознания

-понимание взаимосвязи между беспорядочным питанием и психоэмоциональными факторами,

- выявление предпочтений в пище,

-выработка имиджа здорового тела.




Сексуальное и репродуктивное здоровье,

Профилактика ВИЧ/СПИД



Учащиеся могут

осуществлять следующее:

* Навыки общения

- выразить отказ о т вступления в половую связь,

-убеждать других

воздерживаться от секса или заниматься безопасным сексом, используя презерватив,

- выступать против дискриминации,

связанной с ВИЧ/СПИД .


* Навыки убеждения

- предоставить аргументы для оценки информации о сексуальном и

репродуктивном здоровье, пользовании услугами по

консультированию молодежи.

* Навыки переговоров/ отказа

- отказ от сексуального контакта или переговоры об использовании презерватива.

Учащиеся могут осуществлять следующее:

* Навыки принятия решений

- использование надежных источников

информации об анатомии человека, пубертатном периоде, беременности, ВИЧ/ СПИД, местных данных, методах контрацепции,

- анализ разнообразных потенциальных взаимодействий и последствий контактов,

* Критическое

мышление

- анализ мифов и неверных концепций о ВИЧ/СПИД, контрацептивах,

cоциальных ролях, связанных с полом, имиджа тела, рекламируемых

средствами

информации.

Учащиеся могут осуществлять следующее:

* Навыки

контроля за стрессом

- поиск служб помощи по

репродуктивным и сексуальным

вопросам

(контрацепция, ВИЧ/СПИД, беременность, сексуальное

домогательство,

эксплуатация,

дискриминация,

насилие,

эмоциональные травмы.

* Навыки

повышения личного доверия и способность осуществления самоконтроля, ответственность, понимание различий, внесение изменений.

- опора на

личные ценности при давлении сверстников и других факторах.




Учащиеся могут

осуществлять следующее:

* Навыки межличностного общения

-проявлять интерес и выслушивать других,

- быть внимательными к людям, в том числе инфицированным ВИЧ.

Учащиеся могут

осуществлять следующее:

- анализировать

социокультурное влияние относительно сексуального поведения.




Снижение уровня инфекционных заболеваний

Учащиеся могут

осуществлять следующее:

* Навыки общения

-сообщать информацию об инфекциях родителям, сверстникам и членам сообщества,

- поощрять сверстников к избавлению от инфекции и избегать повторного инфицирования

* Навыки убеждения

- выступать за создание условий и выработку поведения, которое не ведет к инфицированию,

- положительно оценивать результаты деятельности, направленной на избавление от инфекций.

Учащиеся могут осуществлять следующее:

*Принятие

решений/решение проблем

- выявлять и избегать ситуаций, которые ведут к инфекциям, осуществлять поведение,

позволяющее избегать инфекций,

-пользоваться

безопасной водой, незараженной пищей,

соблюдать личную гигиену.

Учащиеся могут осуществлять следующее:

* Навыки

самонаблюдения

- придерживаться поведения, которое позволяет избежать инфицирования, например, избегать зараженной воды, использовать чистую посуду, личные средства гигиены и др.




Профилактика насилия,

обучение

миролюбивому поведению

Учащиеся могут

осуществлять следующее:

* Навыки общения

- четко и спокойно, без обвинений отстаивать свою позицию,

- выслушивать точку зрения другого,

- передавать в общении положительные мысли,

- использовать

Я-концепцию (утверждения о себе, а не обвинять других)

* Навыки переговоров

- вмешиваться и предотвращать конфликты до их эскалации.

* Навыки убеждения

- принимать участие в общественной жизни, способствовать поведению без насилия,

- поддерживать

программы создания зон, свободных от насилия,

-отказываться от просмотра телефильмов и видеоигр с демонстрацией насилия .

Учащиеся могут

осуществлять следующее:

* Навыки принятия решений

- в ситуации проявления насилия, издевательств понимать роли «агрессора», «жертвы» и «наблюдателя».

* Навык критического мышления

- узнавать и

избегать конфликтных ситуаций,

- оценивать решения, которые по свидетельствам массовой информации принесли успех, как решения с использованием или без использования насилия,

- анализировать свои собственное поведение, убеждения и атрибуты, которые

способствуют насилию,

-способствовать уменьшению предрассудков и повышению

терпимости к

диверсификации.

Учащиеся могут осуществлять следующее:

* Навыки

контроля над

стрессом

- находить и использовать мирные пути разрешения конфликтов,

- противостоять давлению

сверстников и взрослых, настаивающих на насильственном поведении.



(Адаптировано на основе: Информационная серия ВОЗ по школьному здоровью)


^ Раздел 2. Обучение здоровью в контексте целостной модели здоровья


Широкое понятие здоровья, которое является основой для школьной программы обучения здоровью, называется холистическим (holistic). Оно включает как физическое, так и социальное и психическое измерения, тело и разум, которые тесно связаны. Например, психический дисбаланс, такой как стресс, может увеличить риск возникновения инфекции, между тем известно, что физические упражнения могут способствовать эмоциональному благополучию и психическому здоровью.

Термин «психическое здоровье» является новым для программ обучения здоровью. Важно, чтобы учителя четко понимали область его употребления. Направление «психическое здоровье» - один из ключевых аспектов достижения цели обучения здоровью, оно может помочь молодым людям прийти к ответственности за свое здоровье. Оно помогает учащимся развить способность:

  • ценить себя и окружающих, и действовать, понимая чувства и поведение других людей

  • сопереживать чувствам окружающих и действовать, понимая их чувства и поведение

  • знать, что разные люди по-разному реагируют на различные ситуации и ощущения

  • уметь справляться с собственными эмоциями и эмоциями окружающих, и избегать импульсивного реагирования на них

  • понимать, что люди дома, в классе и на игровой площадке действуют в различных группах, и что поведение одного члена группы затрагивает остальных

  • понимать, что такое потеря, разлука или горе в жизни других людей и своей собственной и уметь справляться с этими чувствами

  • общаться с окружающими с помощью расширяющегося словаря чувств и эмоций

  • работать над дружбой и ценить ее.

Холистическое (целостное) понимание здоровья является достаточно новым для многих учителей. В рамках такого подхода темы здоровья рассматриваются на уроке в тесной взаимосвязи трех уровней: физического, психического и эмоционального, и социального.

Статьи этого раздела помогут учителям сформировать представление о достаточно новых понятиях: психическом и эмоциональном здоровье и социальном здоровье.

^ Психическое и эмоциональное здоровье

Одно из самых простых определений психического и эмоционального здоровья – это отсутствие проблем, связанных с психическим или эмоциональным здоровьем.

Большинство из наc сталкиваются с проблемами в плане психического и эмоционального здоровья в отдельные периоды нашей жизни. Мы все подвержены стрессу, напряжению, одиночеству, огорчениям, печали, сомнениям, нерешительности, неопределенности. Это часто ведет к тому, что мы чувствуем себя совершенно подавленными, беспомощными или ощущаем психическую неустойчивость. Некоторых людей их проблемы настолько выводят из строя, что и окружающие, и они сами ощущают себя «больными». Психические болезни – это большая и продолжающая расти проблема во всей Европе.

Очевидно, что виды психических заболеваний, которые могут заставить человека прекратить осуществлять эффективные действия или даже сделать его опасным для самого себя и для общества, требуют неотложного внимания. Однако чаще всего, даже если человек испытывает некоторые проблемы в плане психического и эмоционального здоровья, – это не обязательно является признаком психического заболевания. С другой стороны, мы не должны считать, что психически здоровые люди всегда счастливы. Очень часто нормальным является чувствовать грусть, гнев, обиду, раздражение, скуку или неуверенность по какому-то поводу. Соприкосновение с этими чувствами, выражение их, понимание, действие под влиянием чувств, умение справиться с ними и движение вперед во многом является частью процесса взросления. Гораздо менее «здоровой» является тенденция отрицать или скрывать в себе плохие чувства, которые затем найдут способ вырваться и воздействовать на эмоциональное благополучие человека такими способами, которые могут иметь пагубные последствия.

Поэтому, если учитель хочет помочь учащимся с их проблемами в сфере психического здоровья, будет неверным просто убеждать детей «не расстраиваться и ни о чем не думать». Учителю необходимо обладать определенными навыками, чтобы помочь детям обнаружить их проблемы, понять и справиться с ними. Эти навыки включают умение слушать учащегося и реагировать на то, что он говорит, умение проявлять уважение к ребенку и серьезно относиться к его проблеме.

^ Могут ли школы способствовать улучшению психического и эмоционального здоровья?

Каковы бы ни были причины проблем в плане психического здоровья человека, вероятнее всего существует множество способов, при помощи которых окружающие его люди могут попытаться помочь справиться с деструктивными убеждениями, моделями поведения и негативными чувствами. Качество психического и эмоционального благополучия человека не фиксируется бесповоротно при рождении или в раннем возрасте. Хотя опыт раннего детства имеет большое значение, более поздний опыт может во многом способствовать тому, чтобы помочь человеку, у которого было трудное начало, понять причины приобретенных чувств и убеждений, и двигаться дальше к позитивным достижениям и успехам. Школа является одним из многих факторов, которые могут помочь в этом процессе.

^ Психическое здоровье – это баланс эмоций, отношений и навыков.

Психическое и эмоциональное здоровье является многогранным. Психическое благополучие включает развитие как эмоциональных, так и интеллектуальных возможностей. Очень часто трудно разделить два этих аспекта. Способность ясно мыслить в отношении проблемы и приходить к ее рациональному осмыслению может очень существенно помочь чувствовать себя лучше, несмотря на существующую проблему. Замена негативного отношения к себе «позитивным внутренним разговором с самим собой» важна для того, чтобы лучше к себе относиться.

Это может помочь нам понять, что нелегко достичь рациональности в поведении, и что это не является единственным решением. Чувства часто бывают очень глубокими и длительными, особенно те, которые мы испытываем по отношению к себе. Наше представление о себе формируется в очень раннем возрасте, на основе нашего первого опыта дома, в семье. Поэтому замена негативного представления человека о себе на позитивное не достигается за один вечер путем доверительной беседы. Человеку может понадобиться пройти через множество ситуаций, чтобы приобрести конкретный позитивный опыт, который даст ему возможность почувствовать, что его любят и ценят, прежде чем он сможет ценить себя сам. Ему потребуется время и помощь, чтобы понять, почему он испытывает конкретные чувства, или он просто повторяет модели поведения, усвоенные как психические привычки.

^ Социальное здоровье

Людям также необходимы навыки, чтобы они были способны использовать на практике имеющиеся у них эмоции и убеждения. Опыт, приобретаемый в процессе действий, определенным образом помогает сформировать позитивные убеждения и научиться проявлять позитивные чувства. Школа может сделать очень многое в разработке программ, которые включают навыки того, что иногда называют «психосоциальной компетенцией». Они включают: умение слушать, реагировать, сочувствовать, умение постоять за себя и справляться с переменами.

Другое простое определение социального здоровья состоит в том, что оно включает способность человека адаптироваться к обществу или социальной группе, к которой он принадлежит. Это определение также во многом верно, особенно если мы рассмотрим такую ситуацию, когда человек полностью отрезан от окружающих его людей и не может общаться с другими. Социально изолированный ученик – это объект непосредственного внимания для учителей, которым необходимо предпринять усилия, чтобы выяснить, почему этот ученик один, найти для него группу, в которую он мог бы влиться, и возможно обучить его некоторым социальным навыкам, помогающим легче устанавливать контакты с другими людьми.

На школьном уровне нам важно помнить, что влияние группы сверстников может быть как разрушительным, так и поддерживающим. Подросткам не свойственна терпимость к индивидуальности, эксцентричности или даже простому отличию, поэтому ученик, который чем-то выделяется, например, не разделяет интересы и ценности большинства, не хочет следовать за «стадом», или просто имеет физические отличия или принадлежит к другой культуре, может испытывать тяжелые периоды в своей жизни. Учитель всегда должен защищать права меньшинства или даже отдельного учащегося перед целой группой, а также формировать в школе социальное окружение, в котором каждый учащийся чувствует, что он в безопасности, и что о нем заботятся.

Несмотря на существование разных трактовок потребностей детей и подростков, о некоторых вещах можно сказать совершенно определенно. На протяжении всей жизни они будут иметь возможность принимать самостоятельные решения и строить свои взаимоотношения. Хотя им действительно нужна информация о таких вопросах, как половое созревание, беременность, роли в семье и болезни, передаваемые половым путем, одной информации будет недостаточно. Необходимо обеспечить их навыками, которые помогут справиться с трудностями и конфликтами, и управлять своими взаимоотношениями.

Для этого можно помочь молодым людям развить особые навыки, которые помогут им создавать, поддерживать или же прекращать взаимоотношения и принимать решения, которые представляют важность для них как личностей.

Навыки коммуникации помогают молодым людям выразить свои потребности, мысли и чувства, задавать вопросы, когда они в чем-то не уверены. В действительности решения часто принимаются в обстоятельствах, компонентом которых является эмоциональное давление, и очень важно предложить молодым людям возможности изучения и тренировки принятия решения и навыков уверенности в себе в ненапряженной атмосфере.

В рамках формирования взаимоотношений повсеместно выражаются фундаментальные ценности, такие как доверие, уважение, сопереживание. Дети и подростки должны быть способны понимать, во что они верят и почему они верят в это. Общие убеждения, ценности и мнения могут привести к пониманию и принятию иных ценностей в рамках взаимоотношений.


^ Позитивное эмоциональное и интеллектуальное благополучие.

Каждому из нас знакомы как позитивные, так и негативные проявления психического и эмоционального здоровья. Способность любить, ощущать радость, энергию и полноту жизни – все это качества, которые школы могут стараться воспитать у учащихся и поощрять у сотрудников. Поэтому мероприятия, направленные на содействие психическому, эмоциональному и социальному здоровью, предназначены не только для тех учащихся, которые имеют очевидные «проблемы». Они предназначены для всех: как для рядовых учащихся, так и для выделяющихся из большинства, чье психическое благополучие может быть улучшено, благодаря чуткому и позитивному подходу, который делает школу тем местом, где каждый человек, будь то ученик или сотрудник, ценим и уважаем; где все ощущают теплоту и жизненную энергию по-настоящему заботливого окружения.

Важность уровней развития

Фактором, который глубоко воздействует на образ (способ) видения мира человеком является уровень развития, на котором он находится. Дети не думают как взрослые по многим вопросам. По мере их развития их мышление проходит через четкие и предсказуемые уровни. Победа над эгоцентризмом является основной темой нашего развития и тем, чего немногие из нас когда-нибудь в полной степени достигнут. Ребенок начинает жить, рассматривая себя как центр мира и меру всех вещей; постепенно он узнает, что предметы и люди существуют отдельно и продолжают существовать как физические явления (реальность), даже когда ребенок на них не смотрит. Гораздо больше времени требуется ребенку, чтобы осознать, что у других людей тоже есть чувства и права такие же, как его собственные. Подобным образом понимание ребенком внешнего мира первоначально основывается только на видимом, конкретном и на «здесь и сейчас»: не раньше, чем ребенок достигнет раннего подросткового возраста, он становится способным к абстрактному мышлению, а многим людям требуется гораздо больше времени, чтобы достичь этого уровня, если они вообще его действительно достигают.

Уровень развития не равен возрасту, в любом школьном классе найдутся учащиеся, находящиеся на разных уровнях. Для каждого отдельного человека развитие не является плавным и линейным: оно имеет свои высшие точки, плавное течение и витки в обратном направлении, поэтому учащийся не будет постоянно прогрессировать, и может даже однажды обрести понимание какого-то вопроса только для того, чтобы потом это понимание утратить позже.

Уровень развития, которого мы достигли в жизни, влияет не только на наши интеллектуальные способы (характер, образцы, модели) мышления. Наши чувства, ценности и отношения также развиваются с течением времени. А. Маслоу указывает, что у нас есть разные потребности, которые мы должны удовлетворить на разных этапах нашей жизни. В некоторых весьма важных сферах приоритеты детей и молодежи отличаются от приоритетов взрослых. Особенно подростки могут чувствовать себя, как совершено другое «племя» в отличие от взрослых, с которыми они живут или работают. У них существует детская потребность в «любви и причастности», но они часто переводят большую часть этой потребности в сторону своих друзей и отдаляют ее от родителей и учителей. Они придают огромное значение соответствию определенному кодексу поведения и внешнему виду, которые одобряются группой сверстников, и часто до такой степени, которую взрослые считают неприемлемой. (Wall (Уолл), 1977). В отличие от своих учителей и родителей подростки больше склонны жить сегодняшним днем, стремиться к захватывающим впечатлениям, получать удовольствие от риска и отдавать предпочтение «хорошим развлечениям», а не серьезной работе. Эти характеристики подростков могут приводить взрослых в отчаянье. Однако они являются необходимой частью процесса взросления. Они необходимы, чтобы помочь молодому человеку справиться с основной «задачей подросткового возраста»: эта задача – формирование их собственной отдельной индивидуальности, расставание с прошлым и приобретение независимости взрослых (Эриксон, 1968).

Значение культуры и социальной группы

Культурная среда или социальная группа, из которой выходит человек, также имеет огромное влияние на его видение мира, его ценности и отношения. Это может внести разногласия в отношения между учащимися и их учителями, если они не разделяют одни и те же убеждения. В таких конфликтах учителя иногда полагают, что они правы, а учащиеся заблуждаются. Однако стоит задуматься над тем, что учителя часто происходят из семей, члены которых хорошо учились в школе, ценят образование и культуру, не очень материалистичны, планируют свое будущее, ведут довольно упорядоченную жизнь, склонны уважать иерархию и власть, и верят в то, что люди могут преуспеть в жизни, если будут много и систематически работать. Среда, из которой произошли их ученики, может не обладать всеми этими характеристиками, и иметь другие убеждения. Учителям может оказаться довольно сложно понять

ценности отдельных культурных и этнических групп.

Быстро изменяющееся общество


В обществе, которое изменяется быстрыми темпами, разница между социальными условиями, в которых росли учителя, и условиями, в которых живут современные школьники, еще больше отдаляет их друг от друга. Например, в нашем обществе молодые люди теперь больше окружены материальным товарами, имеют более широкий круг развлечений, живут в условиях большей откровенности в вопросах сексуальности, чем их родители и учителя. Это часто приводит к тому, что их ценности и отношения значительно отличаются от ценностей и отношений взрослых, с которыми они контактируют.

Если эти утверждения верны для обучения в целом, они особенно применимы к психическому и эмоциональному здоровью, где этика, социальные ценности, высокая самооценка, собственное достоинство , личность и взаимоотношения являются центральными. Это означает, что учитель, который хочет помочь учащимся развить их психическое и эмоциональнее здоровье, должен предпринимать специальные усилия для того, чтобы понять их точки зрения на ряд вопросов. Это может включать, например, выяснение того, что ценят подростки, что их делает счастливыми, что заставляет грустить, что тревожит, как они справляются с трудностями, как они принимают решения, как они завязывают отношения с людьми, поддерживают и прекращают их, что они чувствуют по отношению к разным жизненным ситуациям и вопросам.

Выяснение уровня знаний, отношений, навыков учащихся

Некоторые учителя считают, что учащиеся ничего не знают о темах, которые они собираются им преподавать. Они относятся к ним так, будто их разум – это «пустой сосуд», который необходимо заполнить знаниями. Учителя иногда полагают, что есть только один способ понять предмет или явление. И, если учащиеся не думают так же, как и они, то они неправы, нерациональны или неразумны. Для учителей представляется привычным и более удобным обращаться со всеми учащимися в классе, как будто они все одинаковые, с одинаковыми знаниями, убеждениями и отношениями, и предлагать всем одни и те же материалы, и один и тот же опыт. На самом деле каждый человек, даже маленький, с самого раннего возраста получает впечатления, формирует отношения ко многим вопросам, событиям, людям, предметам, т.е. накапливает личный опыт. Учителям необходимо помнить об этом существующем уже опыте и использовать его в качестве платформы для дальнейшего продвижения ребенка в понимании многих вопросов, связанных со здоровьем, необходимости развития

основных навыков, воспитании ответственного отношения к своему здоровью.

Выяснение того, где находятся молодые люди – это не то, что может быть сделано быстро и легко. Учащиеся не всегда четко могут объяснить свои взгляды и продемонстрировать знания; учителя могут не понимать внутренней логики их точки зрения, и для них может оказаться сложным понять их или проявить симпатию; некоторые учащиеся могут стесняться или отдаляться, чтобы их присутствия не замечали. Некоторые вопросы и проблемы могут оказаться сложными или деликатными, так что их трудно будет обсуждать.

Чтобы обеспечить понимание, учителям больше всего необходимо разговаривать с учащимися, а точнее больше слушать их, поощрять их свободно высказываться и стараться сопереживать тому, что они говорят. Важность этого нельзя переоценить.

Однако, даже разговор имеет свои ограничения. Для некоторых молодых людей может оказаться трудным говорить открыто, особенно с учителями; учащиеся могут быть готовы сказать учителям только то, что те, по их мнению, хотят услышать; некоторые вопросы могут быть слишком деликатными, или дети могут стесняться их обсуждать; трудно дать каждому учащемуся шанс поговорить в вами в течение загруженного школьного дня; некоторые мысли трудно или даже невозможно выразить словами, особенно подросткам.

Некоторые школы используют анкеты, чтобы выяснить, во что верят их учащиеся, что чувствуют, чего хотят. Преимущество анкет в их анонимности и в том, что их можно раздать сразу многим учащимся. Однако их эффективность ограничена, особенно в исследовании таких деликатных сфер как психическое и эмоциональное здоровье. Их форма может испугать учащихся и может напомнить экзамен. Вопросы составляются учителями и обычно выражают их собственные предположения, их взгляды на учеников. Дети могут очень чувствительно реагировать на них, они могут отказаться отвечать или будут отвечать нечестно. Кроме того, язык анкет, составленных взрослыми специалистами, может оказаться слишком сложным для некоторых школьников.

Вместо анкет учителя могут использовать метод «проекционных тестов» (Оппенгейм, 1996). Этот метод зарекомендовал себя как очень полезный при выявлении убеждений детей и подростков, и их понимания , которое они пытаются выразить косвенным образом. Учащихся преимущественно отвечают на вопросы спонтанно, когда пишут или рисуют в ответ на открытое предложение, допускающее разные толкования, разные ответы. Такие задания могут быть выполнены множеством разных способов и не имеют «правильного ответа».

Типичные задания включают комиксы, где изображены говорящие люди с пустыми выносками, где должна быть написана их речь, и которые учащиеся должны заполнить, или же они должны закончить незаконченные предложения в речи персонажей; техники «нарисуй и напиши»; методы «фото-мозгового штурма» и «линий жизни».

Как и в случае с анкетами, преимуществами этих методов является быстрота и эффективность, т.к. учителя могут давать эти задания сразу нескольким учащимся. Эти методы могут помочь детям высказать сложные мысли по деликатным и трудным вопросам. Особенно могут помочь задания, в которых предлагается высказать свое мнение о том, что «какой-нибудь их ровесник» может подумать или сделать, так что детям не придется изобличать себя или смущаться. Эти методы могут сказать учителю больше о том, что думают учащиеся, и что они понимают. Те из них, которые требуют мало или совсем не требуют навыков письма, подходят для использования с младшими школьниками. Они также помогают учителю видеть, как учащиеся формируют свои идеи и помогают понять разные виды рациональности.

Безусловно, эти методы не являются безошибочными. Иногда, если учащихся попросить что-нибудь нарисовать, они могут просто нарисовать то, что у них хорошо получается или то, что они любят рисовать. Несмотря на максимальные усилия учителя, они могут все-таки выражать только то, что, как они чувствуют, получит его одобрение. Чтобы свести к минимуму такие проявления, очень важно, чтобы учитель четко объяснил учащимся, что они могут свободно выражать то, что им хочется, без страха, что их когда-то упрекнут в этом, и что будет соблюдаться анонимность, по крайней мере, в отношении одноклассников.

Проведение такой подготовительной работы помогает учителям лучше понять, где находятся учащиеся в отношении той ил иной темы. Почти всегда учителя бывают удивлены и впечатлены глубиной и сложностью знаний и мышления своих учеников. ( Вильямс и др., 1989 а) В результате этого они часто приходят к более высокому уровню «искренности, уважения и сопереживания» по отношению к своим ученикам, что Карл Роджерс считает фундаментальными требованиями для хороших взаимоотношений и хорошего психического здоровья в школах.

Такая работа помогает также напомнить учителям, что в их классах имеются дети с различным происхождением, находящиеся на разных уровнях развития, которые совершенно по-разному будут воспринимать один и тот же материал и реагировать на него. Это помогает относиться к каждому учащемуся, как к индивидуальности и оценивать каждого ребенка в классе таким образом, чтобы способствовать развитию его самоуважения.

Выяснение того, где находятся учащиеся – это не ключ, который запускает программу обучения, и затем больше не нужен. Школам необходимо постоянно контролировать реальное воздействие, которое оказывает обучение на учащихся, и в соответствии с этим корректировать или перепланировать его. Осуществляя это, они могут обнаружить, что их программа обучения не всегда имеет запланированное воздействие, что поведение учащихся меняется на разных уровнях и разным образом, и что подключаются другие факторы, которые тоже оказывают влияние на этот процесс. Определение того, где находятся учащиеся, могло бы стать для школ образом жизни, которые могли бы использовать это для контроля и оценки обучения согласно единственному имеющему значение критерию: что усваивают учащиеся и как меняются и развиваются их отношения, чувства и поведение.


^ Готовность учителей к работе по программе «Обучение здоровью» и коммуникативные навыки


Поведение и отношение учителей - это один из основных детерминантов успеха или неудачи какой-либо инициативы, и получение информации об этом является огромной помощью в планировании изменений. Персонал, который хочет осуществить изменения, может найти правильным проведение исследования в отношении сотрудников, чтобы проверить, что и как делается в области подготовки к работе по программе «Обучение здоровью» и в школе в целом, и повести собрания для обсуждения полученных данных и планирования дальнейших действий.

В отношении повышения уровня готовности школьного коллектива к работе по обучению здоровью представляется важным обратить внимание на две важные проблемы, которые существуют в каждой школе. Это необходимость обучения учителей навыкам эффективной коммуникации и навыкам, которые позволяют справиться со стрессом.

Обучение представляет собой коммуникативный процесс, при котором постоянно происходит взаимодействие, как между учителями и учениками, так и между самими учениками. (Рис.1) Владение коммуникативными навыками, как учителями, так и учащимися, является обязательным условием успешного обучения вообще и обучения здоровью в частности..


Коммуникативные навыки.


Хорошие взаимоотношения строятся тогда, когда один человек по достоинству ценит другого и может понять, что тот делает. Карл Роджерс (Роджерс 1993) предложил эту идею разделить на «уважение, понимание (которое он также называет симпатией) и искренность». Уважение означает то, что вы воспринимаете другого человека как важную, стоящую, полезную и уникальную личность. Понимание означает, что вы способны поставить себя на место другого и осознать, что действия этого человека и убеждения имеют смысл для него, хотя они и кажутся странными для вас. Искренность означает, что вам могут доверять, и что вы на самом деле тот, за кого себя выдаёте, что вы можете держать своё слово, и открыты с другими людьми.

Важно, чтобы всё это относилось к школьному образованию. Необходимо воспитать эти качества как у учеников, так и у их учителей. Чем выше уровни понимания, сочувствия и уважения, которые даёт учитель своим ученикам, тем больше учеников будут хорошо учиться. То же самое относится и к штату сотрудников: чем больше они чувствуют себя понятыми, тем более вероятно, что они будут вкладывать больше усилий в свою работу и будут поддерживать усилия школ по обучению здоровью





Учащиеся после процесса обучения




Рис.1. Коммуникация и взаимодействие на занятиях по обучению здоровью


Обучение коммуникативным навыкам


Исследования Эспи и Рубака (Эспи и Рубак, 1997) поддерживают взгляды Роджерса. Они выдвигают идею того, что педагоги получают личную и профессиональную пользу от развития собственных навыков взаимоотношений. Они оценили качество преподавания в некоторых школах и сделали вывод о том, насколько жизненно важно для учителей иметь хорошие навыки общения. Учителя должны уметь выражать уважение, понимание и сочувствие. Их исследование выявило, что большинство учителей во время получения образования не были обучены коммуникационным навыкам. Таким образом, они вели себя так, что их поведение мешало учебе школьников вместо того, чтобы помочь им. (Нужно отметить, что поведение учителей ни чем не отличалось от поведения обычных людей .)

Учителя могут улучшить свои навыки и, когда это будет сделано, результат, относящийся к поведению учеников и их обучению, будет очевидным.

Необходимость обучения навыкам слушания


Одним из самых необходимых коммуникативных навыков является настоящее умение выслушать другого человека.Очень приятным является осознание факта, что тебя слушают с неподдельным вниманием. Это очень сильно помогает при улаживании проблем. Возможно, человеку не нужен совет, но ему необходим слушатель. Человеку часто бывает достаточно услышать то, как он сам выражает свои мысли, чтобы почувствовать себя лучше в трудной ситуации или найти выход из проблемы. Умение слушать не подразумевает критические высказывания и суждения. Мы говорим свободно только тогда, когда чувствуем, что то, что мы говорим, принимается, и не волнуемся, что слушающий человек воспринимает нас, например, как, глупых или безнравственных. Основой для чувства собственного достоинства является пристальное безоговорочное внимание другого человека. Это заставляет нас почувствовать себя интересными, достойными и понимаемыми.

Навык активного слушания не является таким лёгким, как может показаться. Очень часто мы не слушаем другого человека на самом деле, а просто ждём, когда он закончит, чтобы начать говорить самим. Мы можем не слышать то, что нам говорят на самом деле. Мы предпочитаем услышать то, что хотим, чтобы нам сказали. Даже если мы думаем, что мы слушаем, мы можем этого просто не показать. Мы можем смотреть по сторонам, поглядывать на часы, проявлять нетерпение или давать понять другими путями, что мы бы действительно хотели бы заняться чем-нибудь ещё. Очень часто, когда мы очень сильно хотим помочь другому человеку, говорящему о своих проблемах или трудностях, нам трудно позволить ему выговориться до конца, и дать возможность найти собственное решение.

Школы часто являются местами, где многие говорят, но мало, кто слушает. Исследования показывают, что на большинстве уроков, учителя говорят очень много, а ученики слишком мало. Как правило, в классе бывает несколько учащихся, которые всегда доминируют в классных дискуссиях. Очень немного школ имеют какие-либо отработанные пути поощрения учащихся к разговору на личные темы, как в классе, так и приватно. Учителя проводят большую часть своего времени, оценивая работу учащихся, и поэтому находят трудным для себя требование не быть поверхностным, не давать поучающих указаний в ответ на откровения учеников. Для многих поучения и соответствующий тон являются укоренившейся привычкой.

Конечно, некоторые учителя владеют навыками эффективной коммуникации и помощи ученикам в разговорах. Они знают, что у отстающего ученика всегда есть что-то, чем он хочет поделиться с глазу на глаз.

В наших школах еще нет систематизированного подхода к такой проблеме, и мы не можем обеспечить всем ученикам собеседника, с которым они могут свободно поговорить. В некоторых школах такую роль могут выполнять школьные психологи и социальные педагоги, хотя в основном они еще не получают во время учебы специальной подготовки, которая позволила бы приобрести необходимые навыки такой работы с детьми.

В некоторых странах школы принимают на работу консультантов, которые могут доверительно поговорить со студентами об их проблемах. Стоит последовать этому примеру. Поощрение всех учителей овладеть навыками эффективного общения и умения слушать и использовать их в ежедневной работе с учащимися, а также при общении друг с другом, поможет сделать большой шаг в улучшении психического и эмоционального здоровья всех участников образовательного процесса в школе.

Мальчики могут иметь особенные проблемы. Как показывают исследования, мальчики и мужчины часто предпочитают больше говорить о вещах и поступках, чем о чувствах. При разговоре у них наблюдается тенденция соревноваться и подшучивать друг над другом. Возможно, им нужно кое-чему поучиться у девочек, которые при разговоре имеют тенденцию делиться чувствами и сопереживать друг другу. Конечно, девочки могут проявлять соревнование другими способами. Например, они могут исключать других девочек из своих групп, игнорировать их молчанием. Таким образом, оба пола могут извлечь пользу из обучения коммуникативным навыкам.

Не редки случаи, когда собрания педагогического состава оказываются мероприятиями, на которых не получается продуктивного положительного разговора. Очень часто учительские представляют собой места, где слышится недоверчивое ворчание о директоре, учениках или непосильном объеме работы, которую их просят выполнять, об условиях, при которых они должны работать. В то же время, в педагогических коллективах всегда есть учителя, которые могут хорошо справляться с подготовкой к урокам, проверкой ученических работ и проведением внеклассных мероприятий. Педсоветы и собрания иногда превращаются в показательные выступления руководства школы, во время которых все остальные предпочитают принять хорошо отрепетированные позиции и всегда соглашаются с любым результатом. Конечно же, это крайний случай, но элементы такого поведения можно обнаружить во многих школах. На самом деле, педагогический состав очень нуждается в обучении настоящему умению слушать и общению друг с другом.

^ Управление стрессом в школах


Другой серьезной проблемой школ является стресс. В вечном состоянии стресса пребывают учителя. Не меньшему стрессу подвергаются каждый день и ученики.
  1   2   3   4   5   6



Похожие:

Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л. Ф. Шатохина Москва, 2005. Пособие является частью комплекта iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Основы педагогического мастерства» 2004 Содержание
Данное учебно-методическое пособие является не только источником информации для усвоения, но и выполняет функцию организации творческого...
Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л. Ф. Шатохина Москва, 2005. Пособие является частью комплекта iconПрограмма по математике для 4 класса/Математика. 4 класс: Методические рекомендации. Пособие для учителей Москва: Издательство «Ювента», 2009
Программа: Петерсон Л. Г. Программа по математике для 4 класса/Математика. 4 класс: Методические рекомендации. Пособие для учителей...
Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л. Ф. Шатохина Москва, 2005. Пособие является частью комплекта iconКонтрольная работа и методические указания по ее выполнению
Составной частью учебного процесса по дисциплине «Бухгал­терский учет» является контрольная работа, основная цель кото­рой закрепление...
Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л. Ф. Шатохина Москва, 2005. Пособие является частью комплекта iconКонтрольная работа и методические указания по ее выполнению
Составной частью учебного процесса по дисциплине «Бухгал­терский учет» является контрольная работа, основная цель кото­рой закрепление...
Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л. Ф. Шатохина Москва, 2005. Пособие является частью комплекта iconУчебное пособие по развитию навыков устной речи. Пособие ориентировано на студентов языковых факультетов университетов и колледжей
Рассматривается использование электронного словаря аввуу lingvo и мультимедиа-лингафонного комплекта Rinel-Lingo при изучении английского...
Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л. Ф. Шатохина Москва, 2005. Пособие является частью комплекта iconМетодические особенности использования Интернет-ресурсов в обучении гоу впо «Смоленский Государственный Университет»
Использование Интернет-ресурсов в образовании, является неотъемлемой частью современного образовательного процесса, а также направлено...
Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л. Ф. Шатохина Москва, 2005. Пособие является частью комплекта iconМетодические рекомендации по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества
Методические рекомендации подготовлены с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 декабря 2005 года №199-фз «О внесении...
Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л. Ф. Шатохина Москва, 2005. Пособие является частью комплекта iconМетодические рекомендации к отбору содержания и организации учебного процесса по учебной дисциплине Биология при заочной форме обучения в старшей школе
Т. е в 10-12 кл количество часов при заочной форме обучения полностью совпадает с таковым при очном обучении в 10-11 кл на базовом...
Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л. Ф. Шатохина Москва, 2005. Пособие является частью комплекта iconМетодические рекомендации по развертыванию и организации деятельности Управляющих советов / Под ред. А. М. Моисеева; руководитель проекта А. А. Пинский. М.: Готика, 2005. С. 165-170. Учащиеся в составе совета
Методические рекомендации по развертыванию и организации деятельности Управляющих советов / Под ред. А. М. Моисеева; руководитель...
Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л. Ф. Шатохина Москва, 2005. Пособие является частью комплекта iconМетодические рекомендации по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (далее Методические рекомендации)
Российской Федерации, 03. 01. 2005, n 1 (часть I), ст. 36; 26. 12. 2005, n 52 (ч. I), ст. 5597; 01. 01. 2007, n 1 (ч. I), ст. 21),...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы