Лекции по Библейской археологии Наименование науки icon

Лекции по Библейской археологии Наименование науки




НазваниеЛекции по Библейской археологии Наименование науки
страница1/32
Дата14.01.2013
Размер1.64 Mb.
ТипЛекции
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
1. /01.archeol.docЛекции по Библейской археологии Наименование науки

Лекции по Библейской археологии

1.Наименование науки


Библейская Археология (БА) - сравнительно новая наука. Её появление связано с развитием археологии Ближнего Востока в XIX веке. Т.о. БА - часть исторической науки вообще, её специфический раздел. БА изучает комплекс археологических сведений, имеющих отношение к изучению и раскрытию текста Библии. БА является одновременно и вспомогательной богословской дисциплиной, позволяющей более полноценно заниматься изучением истин Откровения, заключающихся в Библии. Т.о. БА не занимается богословствованием (изучением догматов веры), а занимается только бытовыми реалиями (нравственными и пр.), которые существовали и нашли отражение в Библии и которые помогают более глубокому уяснению Откровения.

2.Предмет


Первоначально предмет науки понимался очень узко. БА считалась наукой только о библейских древностях (в XIX веке). Так, например, «Богословская энциклопедия» говорит: «о быте древнееврейского (т.е. израильского) народа...» Этой же точки зрения придерживался в своём учебнике «БА» проф. СПбДА Иван Гаврилович Троицкий.

Исходя из этих определений, нам является не археология Библии, а только археология еврейского народа - а это лишь небольшая часть БА. И большая часть - археология всего древнего Ближнего Востока - при такой точке зрения не рассматривается. Поэтому нельзя сводить БА к археологии еврейского народа, т.к. сам еврейский народ появился на исторической арене сравнительно поздно: он постепенно зарождался в недрах семитских племён и ассимилировал культуру и быт своих как предшественников, так и соседей. Это относится в т.ч. в некоторой степени и к религиозным внешним обрядовым формам. И если заниматься археологией только еврейского народа, то мы не поймём многих реалий Библии. Поэтому сейчас расширился и предмет науки БА.

Сейчас предмет БА - реконструирование исторических обществ древности, имевших непосредственное отношение к культуре, среди которой появились книги Священного Писания ВЗ и НЗ. В основном это культура Палестины эпохи ВЗ и НЗ. Но ввиду несомненных культурных связей Палестины с великими цивилизациями - Египтом, Месопотамией, Ханааном (Финикией), - а также вследствие того, что повествование Библии включает элементы Египтологии, Ассириологии, Семитологии и других близких наук, т.е. БА обнимает весь древний Ближний Восток, как цельный единый культурный мир, современный Библии. Вот что говорит немецкий учёный Мартин Нот в своей «Истории Израиля»:

«Более 100 лет назад начавшееся открытие Ближневосточных древностей... добавляет к фактам истории Израиля богатый исторический материал, так что теперь нельзя представить историю Израиля без вспомогательной истории всего Ближнего Востока.»

3.Метод науки


Т.к. БА - часть общеисторической науки, то и метод БА - исторический, т.е. изучение всех памятников и библейских реалий в связи с историей их возникновения и происхождения. Исторический метод противостоит ранее существовавшему т.н. «феноменологическому» методу, основанному Карлом Гусером (Вероятно, Эдуардом Гусером - прим.ред.). (ср. «гусерианство» в философии), согласно которому любое историческое явление является феноменом, и изучать его необходимо как феномен, т.е. без связи его с другими историческими явлениями (без побочных исследований). Исторический же метод изучает все предметы и явления в связи с историей их возникновения и происхождения. Один из теоретических обоснователей исторического метода - акад. Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Его постулаты:

  1. Литературные или исторические памятники нельзя вырывать из контекста истории.

  2. Их надо изучать только в связи с биографией автора или эпохой, его породившей.

Иногда наши интересы будут далеки от Библии, но мы будем их касаться по вышеуказанным причинам.

4.Историческая этнография Древнего Ближнего Востока


Создатели первых земледельческих культур на Ближнем Востоке принадлежали к «европеоидной большой» расе, а в её составе - к «средиземноморской малой» расе. Но расовая принадлежность этих народов мало о чём говорит, т.к. к этим расам принадлежали и все последующие народы Ближнего Востока вплоть до сего дня. Поэтому самым надежным и доступным критерием для исследователя является язык, на котором говорили древнейшие представители этих культур. Это легко понять. И в нынешней ситуации, например, население Кавказа, в основном, принадлежит к одной и той же расе, но говорят все на своих языках, и мы определяем - это грузин, чеченец, кабардинец, дагестанец и т.д.

5.Кто населял Месопотамию


Первые скопления небольших поселений в жаркой и почти отрезанной пустынями от окружающего мира низменности Месопотамии начали появляться уже в 6 тысячелетии до н.э. Впоследствии эти первые общины земледельцев в низовьях Евфрата были, как полагают, поглощены пришельцами - Шумерами. Затем сюда же из Верхней Месопотамии пришли Восточные Семиты.

5.1Шумеры


Откуда появились шумеры, до сих пор для историков является совершенной загадкой. Их собственное предание заставляет нас думать о каком-то восточном или юго-восточном их происхождении.

  1. Древнейшим своим поселением или городом они считали г. Эрэду. Это самый южный из городов Двуречья. Он находится почти на побережье Персидского залива.

  2. Местом своего возникновения сами шумеры считали остров Дильмун (Тильмун) (или по современной географии о.Бахрейн в Персидском заливе).

  3. Важную роль в их религии играли культы, связанные с горой. На шумерском языке «страна» и «гора» даже произносились одинаково. Поэтому предполагают, что они по происхождению из какой-то гористой местности, тем не менее, где-то на побережье, потому что пришли в Месопотамию водным путем. У них были развиты представления о Мировом океане.

А откуда точно они, никаких данных нет до сих пор.

Что касается языка шумеров, то и он пока продолжает оставаться загадкой не в том, что его не могут дешифровать (он давно дешифрован, клинопись шумерская уже хорошо читается), но происхождение языка неизвестно, он не относится ни к какой языковой группе древних или новых языков.

Шумерская культура прослеживается в Месопотамии с конца 5 го тысячелетия. И эта шумерская культура (именно культура с развитой письменностью, наукой, счетом и прочими достижениями) и наложила неизгладимый отпечаток на все последующие культуры и народы, которые прямо или косвенно приходили с ней в соприкосновение. И уже многие народы не знали, откуда что взялось, никаких шумеров уже не было, а продолжали пользоваться и образом мыслей, и литературными памятниками, и прочими достижениями шумеров.

О шумерах в Библии ничего не говорится, потому что ко времени написания Библии никаких шумеров не только в природе не было, а и в помине нигде не было, но обычаи шумерские, многие законы, по которым жили шумерские города, вошли даже в состав законодательных сборников, т.н. «Книги Завета», которые находятся в книгах Числа и Левит. Некоторые формулировки вошли в Ветхозаветное законодательство опосредовано, уже через другие народы. Поэтому, о шумерах нам надо будет говорить.

Немного спустя появляются семиты.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32



Похожие:

Лекции по Библейской археологии Наименование науки iconДокументи
1. /Лекции/propedlekciya1/Конспект - приобретенные пороки сердца.doc
2. /Лекции/propedlekciya10/Gastrit.doc
Лекции по Библейской археологии Наименование науки iconДокументи
1. /054960_BF16A_lekcii_po_intelektualnym_informacionnym_sistemam.doc
2. /471391_9D7EA_hachaturova_e_m_karimova_v_a_metodicheskie_ukazaniya_k_prakt.doc
Лекции по Библейской археологии Наименование науки iconЛекции
Наименование тем лекций, их содержание и объем в часах по внутренним болезням (гематология) для студентов V курса английского отделения...
Лекции по Библейской археологии Наименование науки iconЛекции Содержание лекции
Природные источники ионизирующих излучений и их гигиеническая характеристика. Естественный и техногенно измененный естественный радиационный...
Лекции по Библейской археологии Наименование науки iconДокументи
1. /ИЗБРАННЫЕ ЛЕКЦИИ по медицине катастроф/32_06_01.pdf
2. /ИЗБРАННЫЕ...

Лекции по Библейской археологии Наименование науки iconСуд соломона
История о мудром судье и матери, готовой лишиться ребенка, сохранив ему жизнь, распространена в мировом фольклоре. Исследователи...
Лекции по Библейской археологии Наименование науки iconМетодическая разработка лекции (Учебно-методическое пособие для преподавателей)
На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса. А также дается анализ учебно-методической...
Лекции по Библейской археологии Наименование науки iconДокументи
1. /Лекции Азаровой Валентины Васильевны/Лекция 10.doc
2. /Лекции...

Лекции по Библейской археологии Наименование науки iconСправочник для путешествующих во времени. М., 2002
Аграфонов П. Г., Праздников В. В., Спиридонова Е. В. История Ярославской археологии. М., 2009
Лекции по Библейской археологии Наименование науки icon«провинциальный колледж»
Реализация педагогического потенциала археологии на уроках истории как средство развития познавательных интересов учащихся основной...
Лекции по Библейской археологии Наименование науки iconМайкл Бейджент Запретная археология
Ученые и археологии настойчиво уверяют нас в том, что им известно все о нашем происхождении и истории. По правде говоря, это совсем...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы