Сценарий семинара-практикума для родителей и учащихся «Как стать успешным?» icon

Сценарий семинара-практикума для родителей и учащихся «Как стать успешным?»




Скачать 157.19 Kb.
НазваниеСценарий семинара-практикума для родителей и учащихся «Как стать успешным?»
Дата01.10.2012
Размер157.19 Kb.
ТипСценарий
источник

Сценарий семинара-практикума для родителей и учащихся

«Как стать успешным?»

Цель семинара: создание условий для формирования у родителей и учащихся представлений о значимости успеха в жизни для саморазвития и самореализации личности.

Задачи:

  1. Содействовать просвещению родителей и детей в вопросах как стать успешным человеком в жизни, и осознанию того, что успех – одна из важнейших сторон жизни.

  2. Развивать способности у учащихся анализировать модель жизненной успешности человека, ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

  3. Формировать способности к коллективной работе в группе, достигать согласия в условиях различных взглядов, воспитание чувства ответственности за совместную работу.


^ Форма учебной работы: семинар-практикум

Методы: метод развития критического мышления, теоретические блоки, практические задания, беседы.

Оборудование и материалы: презентация, магнитофон с записью релаксационных композиций, визитки участников, цитаты,

^ Ход мероприятия:


  1. Вступление

Вед. Успех - что стоит за этим словом? К чему мы так страстно к нему стремимся? Каков образ жизни успешного человека? Что такое истинный успех? По каким признакам (критериям) определить, что ты стал успешным? Если достиг вершины, то, что делать дальше? На эти вопросы мы постараемся ответить. Итак, что же такое успех… Заполните, пожалуйста, кластер.





  1. ^ Мозговой штурм «Что такое успех» (учащиеся заполняют кластер, затем зачитывают вслух.)

Вед. Вы дали свою трактовку понятия «успех». Предлагаю обратиться за помощью к словарям.

(Работают в группах со словарями : 1группа – словарь Ожегова, 2 группа – словарь Ушакова, 3 группа – Даля, 4 группа - )

Толкование слова - УСПЕХ

Словарь Ожегова: Успех 1. Общественное признание 2. Удача в достижении чего-нибудь 3. Хорошие результаты в работе, учебе

Толковый словарь Ушакова:

1. удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели.. Иметь успех. Добиться успеха. Поиски увенчались успехом. Долго добивался, но без успеха. Попытка не имела успеха. Желаю вам полного успеха. То же о школьном учении, успеваемость.

2. только ед. признание такой удачи со стороны окружающих, общественное одобрение чего-н., чьих-н. достижений. Пьеса имела заслуженный успех. Выставка пользуется огромным успехом. Первый успех вскружил голову молодому певцу. Шумный успех. Повсеместный успех книги.

^ Толковый словарь Даля.

Вед. Как вы видите, одного общего значения этого слова нет. Много трактовок и у вас. Нам часто желают удачи и успехов в работе и в учёбе. В чём ещё можно достичь или добиться успеха?

Заполните 1 колонку таблицы.

(В работе, в бизнесе, в личной жизни и т.д.)

В чём можно достичь или добиться успеха?

Какие черты характера необходимы для успеха?

Что должен иметь человек, чтобы быть успешным?














































2 колонку - Черты харктера (усердие, прилежание, сила воли, стремление, настойчивость, толерантность, спокойствие, целеустремленность, ответственность, энергичность, общительность,)

3 колонку - Необходимо иметь: здоровье, талант, призвание, хороший характер, знания.

^ 3.Упражнение «Колесо Жизни». Посмотрите внимательно на этот рисунок, мысленно оцените, насколько вы удовлетворены собой в каждой из указанных сфер вашей жизни. Затем ручкой соедините точки. Не очень похоже на колесо? Вот это и есть ваше жизненное колесо, на котором вы едите по жизни. И чем больше оно напоминает круг и имеет больший радиус, тем легче и комфортнее вы живёте и получаете удовольствие от каждого прожитого момента, тем успешнее вы становитесь.



^ 4. Обмен мнениями

Вед. Сфер жизни, где можно добиться успеха, много. У меня вопрос к родителям: если ваш ребёнок не получает оценок, которых вы от него ждёте, считаете ли вы его неуспешным? Обоснуйте свой ответ. Подобный вопрос к учащимся: если вы не получает оценок, ждут от вас родители, считаете ли вы себя неуспешными? Обоснуйте свой ответ.

Вед. Как вы думаете, есть разница между удачей и успехом? Давайте посмотрим на этимологию этих слов. Успех - "успевать, спешить". Важно не только качество выполненной работы, но и скорость. Как в школе, за 45 мин нужно выполнить всю контрольную, а те, кто всё знают, но тормозят - не успевают. Успех - да, соглашусь тут со многими, это то, что получаешь, прилагая свой труд. Когда успеваешь приобретать что-либо быстрее, чем тратить (и в духовном, и в материальном плане) Удача – есть какая-то взаимосвязь со словом "удить (ловить рыбу удочкой)", говорят же "поймать удачу за хвост", вероятно, удача - то, что получил в силу своей ловкости, урвать кусочек чего-либо. Не думаю, что это уж совсем случайное везение. Те, кто зевают, всё могут прозевать

Вед. Приведите примеры удачи и успеха? Удача - она сама по себе. Если выиграешь миллион - тебе помогла удача. А успех - это результат какого-то труда. Вот говорят, например "Успешный бизнесмен" - значит чего-то добился и в своем деле - профессионал. Т.е. успех это далеко не случайность, как удача. Удача- это когда без ведомых на то причин, тебе везёт и многое получается. А вот успех это результат действий и приложенного усилия. Удача - случайное везение Успех - путем своего труда

^ 5. Практическое занятие №1

Группам родителей и учащихся предлагается определить, к какой категории (к удаче или успеху относятся) данные примеры:

выигрыш в лотерею – заработать первый миллион- победа на соревновании- окончание школы с золотой медалью- найти нового друга или подругу- устроиться на новую престижную работу- найти книгу, которую долго искал- попасть на концерт популярной группы-

Вед. Итак, мы определились с понятиями успех, удача. Как вы видите, успеху сопутствует часто удача. А впереди нас ждёт новое задание.

6^ . Практическое занятие №2 Модель “Жизненная успешность человека» Ве. Родителям и учащимся нужно проранжировать качества успешного человека (поставить самые важные качества на первое место и т.д.)

^ Место Качество

Умение ставить и достигать цели

Иметь свое мнение

Уверенность в себе и завтрашнем дне

Ответственность за свои поступки

Наличие хорошего образования

Внутренний комфорт

Профессиональная самореализация

Иметь благополучную семью

Иметь много друзей

Продвижение по карьерной лестнице

Материальный достаток

Быть лучшим во всем

Привлекательность, успех у противоположного пола

Вед. Итак, мы выяснили, что у родителей 5-ю самых важных качеств жизненной успешности является … (выписываются на доске 5 качеств, названных родителями) у учащихся 5-ю самых важных качеств жизненной успешности является…… (выписываются на доске 5 качеств, названных учащимися)

Делается вывод: Как мы видим, представление об успехе и успешности родителей и учащихся имеют отличии. Следует отметить, что некоторые качества, названные родителями и учениками, у нас совпадают. Поэтому родителям надо терпимее относиться к отношению к успеху их детей, а детям, конечно же, стоит прислушаться к мнению родителей. А теперь, если мы объединим эти качества, то у нас получится общая модель - модель жизненной успешности человека.

^ Вед. Теперь нам надо выяснить, кто помогает Вам быть успешным в школе? Конечно, это учителя, которые поддерживают нас, дают первоначальный и успешный опыт жизни, развивают, воспитывают, стремятся, чтобы все ученики были успешными.

У нас в гостях присутствует ^ Скопенко Елена Федоровна, выпускница двадцатой школы, медалистка, родительница. Человек, достигший успеха в жизни, имеющий 2 высших образования, закончившая БелГУ с красным дипломом.

^ 7. Упражнение “Представление о достигнутом успехе”.

Цель: развитие уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе. Время: 2 минуты. Психологическая сущность упражнения: Так как успех вселяет чувство собственного достоинства, то если Вы представите, что добились успеха, это поможет Вам чувствовать большую уверенность в себе. Благодаря осознанию достигнутого успеха Вы чувствуете в себе больше сил, динамичности, больше целеустремленности, больше чувства собственного достоинства и все эти чувства вносят вклад в чувство большей уверенности в себе.

Задание: Решите, какой успех наиболее важен для Вас – добиться признания на работе, построить дачу, приобрести автомобиль, удачно выйти замуж и т.д. Расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что вы достигли этой цели. Представьте свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу, мощь, абсолютную уверенность в себе и владение ситуацией. Потом представьте, как другие подходят к вам или звонят, чтобы искренне поздравить Вас. Вы чувствуете теплоту, и Вы взволнованы, принимая похвалы от них. Они говорят Вам, какой Вы удачливый человек. И Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что вы захотите.

^ 8. Практическое занятие №3 «Презентация»

Вед. Мы предлагаем изучить родителям и учащимся материалы статьи.

Родители изучают статью, в которой выделить препятствия успешности, записать их на ватмане. Учащиеся изучают статью, в которой излагаются правила, помогающие стать успешными (основные правила также выписываются на ватмане). Обеим группам нужно выступить с презентацией по теме.

^ Препятствия успешности:

• Самым большим препятствием на пути к успеху может стать сомнение в своих силах, убежденность, что ты никогда не можешь преуспеть, ограничения, которые ставит перед собой человек.

^ Неуверенность в себе. Иногда человек смиряется с невозможностью достичь успеха. Он пытается что-то изменить, но ничего не получается. В этом случае некоторые люди капитулируют раньше, чем выложатся полностью, и, в конце концов, сами уничтожают возможность успеха.

Помните: любая перемена возможна лишь при условии уверенности в себе, а это требует затрат энергии и настойчивости.

^ Преждевременное разочарование. Многие пытаются заниматься самосовершенствованием, но терпят неудачи. Если такое происходит раз за разом, может выработаться комплекс «все равно это напрасно». Любое малейшее препятствие станет вызывать упадок сил и, естественно, неудачи будут повторяться снова и снова. Помните: даже если результат, который вы достигаете, невелик – не опускайте руки. Преодолев чувство разочарования, может вступить в борьбу с удвоенными усилиями и стать более успешным в своем деле, чем кто-либо другой.

^ Недостаток поддержки. Когда человек пытается что-либо изменить, возникает определенный риск: возможны неудачи, неопределенность, нарушение сложившегося порядка вещей. Помните: В этом случае поддержка друзей, родителей поможет преодолеть трудности, возникающие в ходе перемен.

^ Нежелание перемен окружающими. Каждый человек связан с множеством других людей, которые хотят сохранить свои вложения в данного человека неизменными: им необходим человек, которого они знают. Любая происходящая в человеке перемена угрожает им или вносит в их жизнь дискомфорт. Люди часто пытаются воспрепятствовать попыткам близких измениться, подвергая их сомнению, высмеивая. Подумайте, может вам стоит не стоит быть эгоистами. Правила успешности Есть люди, которые легче других решаются на всяческие перемены и осуществляют их.

^ Правила, помогающие стать успешными

У молодого человека всегда больше шансов стать успешным в своих начинаниях, чем у пожилого. Но совершить порыв способен кто угодно.

• Попробуйте объективно оценить свои возможности. Ваши фантазии могут так и остаться фантазиями, а реальный успех берет свое начало в будничных событиях и поступках.

• Оцените свои достоинства и недостатки Способность к рефлексии – важное умение. Сосредоточьтесь, взгляните на себя со стороны и разберитесь, что вам мешает стать успешным. Чувство неуверенности нужно преодолеть, помня о том, что каждый сам кузнец своего счастья и, соответственно, благосостояния.

• Для начала постарайтесь понять, что у вас получается, мягко говоря, не очень хорошо либо, чем вы заниматься вообще не любите. Ваша работа должна доставлять вам удовольствие. Если нравится творческий труд, не заставляйте себя выполнять работу, требующую чисто механических усилий только потому, что за нее больше платят. Такое насилие над собой не приведет ни к чему хорошему. Занимаясь нелюбимым делом, вы все равно не будете выкладываться на сто процентов. А без полной самоотдачи успеха в делах не добиться.

• Выясните также, какими хорошими качествами обладаете. Порой найти их бывает труднее, чем плохие. Не спешите, понаблюдайте за собой. Определите те свойства вашей личности, которые выражены у вас ярче и полнее чем у других. Возможно, именно их сочетание позволит вам справиться с делами лучше, нежели кому-либо еще.

^ Свой стиль – шаг к успеху Вы должны выяснить, что именно может принести вам дополнительные очки в глазах окружающих. Возможно, это стиль одежды или особенности поведения, которые делают вас непохожим на остальных людей. Чаще всего о человеке судят по его внешности. Красивым людям проще стать успешными - им автоматически приписывают положительные черты характера, но на самом деле может и не быть. Не бойтесь быть ярким, выделяться среди серой толпы. Это поможет людям увидеть в вас сильную личность. Но и излишне провоцировать окружающих своим внешним видом не стоит – вас могут не понять партнеры. Вы должны твердо выработать собственный стиль, только начиная свое дело. Иначе, если вы вдруг решите неожиданно изменить свой имидж в середине карьеры, вас посчитают за неуверенного в себе человека. И тогда ни о какой успешности не может быть и речи.

^ Успешность и поддержка близких Не забывайте о своих отношениях с близкими людьми. Человек, у которого нет счастья в личной жизни, вряд ли сможет стать успешным в бизнесе. Семья должна быть тем местом, в котором можно черпать энергию для активной деятельности на работе. Поэтому обустройство личной жизни нельзя оставлять на потом. Найдите друзей или хотя бы людей, на которых вы сможете положиться в трудную минуту. Не стесняйтесь перекладывать часть ответственности и дел на других исполнителей. В этом половина успеха. Если же вокруг вас нет людей, которых вы можете назвать своими друзьями и единомышленниками, подумайте: может быть, дело в вас. Старайтесь быть надежным и верным человеком, тогда люди станут вам доверять. Репутация человека, которому можно доверить тайну, значит гораздо больше, чем популярность, легко добываемая теми, кто разносит сплетни. Научитесь молчать, если это необходимо. Необдуманные разговоры разрушили больше судеб, чем что-либо еще.

^ Отдых и успех неразделимы. Добиться многого, сэкономив максимум энергии — естественное желание человека. Это нормально. Но если постоянно беречь себя от перегрузки, успеха не добьешься. Секрет высокой работоспособности заключается в том, чтобы научиться расслабляться и справляться с беспокойством. Тогда ваша работа станет гораздо продуктивнее. Взгляните на свой график. Выделите в нем самые важные дела – с них и надо начинать день. Помните: можно уставать от работы, которую еще и не начинал делать. Настроение, наше эмоциональное состояние порой даже сильнее сказывается на усталости, чем физическое изнеможение в течение всего дня. Поэтому все возникающие проблемы решайте немедленно, не оставляйте их на другой раз. Иначе, находясь за вашими плечами, они будут давить на ваше психологическое состояние. Чтобы предотвратить усталость нужно больше отдыхать. Какой бы у вас не был загруженный рабочий день, найдите время, чтобы поспать после обеда. Один час дневного сна полезнее, чем несколько дополнительных часов отдыха ночью.

^ Улыбка – залог успеха. Ну и напоследок: не забывайте о чувстве юмора и побольше улыбайтесь. Вспомните, насколько легче общаться с человеком, которому присущи эти качества. Ведь свою жизнь вы строите не в Полужирное начертание вакууме, и многое зависит от того, какое впечатление вы производите на окружающих. Не бойтесь пошутить над самим собой – люди это оценят. С недостатками других также эффективнее бороться не путем прямого осуждения, а в косвенной форме – высмеивая их. Неоценима роль юмора и в конфликтных ситуациях. Вовремя и удачно сказанная шутка поможет разрядить обстановку, позволит сторонам успокои

ться, прийти к компромиссу.

^ Практическое занятие №3 «Дерево жизни», совместное, творческое.

Чтобы определить главные и второстепенные цели и задачи, мы нарисуем дерево.

Корень дерева –,

ствол – вся дальнейшая жизнь,

ветви – те задачи, которые предстоит решать в течение жизни (личные, образовательные, профессиональные, нравственные, творческие, государственные),

вершина дерева – то самое важное, что вы представляете в своей жизни. Может быть несколько вершин.

 Каждый из вас должен задуматься, какие ветви будут толстыми, прочными, а какие, наоборот, будут более тонкими и хрупкими.

В зависимости от того, какие цели и задачи человек считает самими главными в жизни, определяется его личностная направленность.

После индивидуального выполнения задания группа создает общий проект дерева или выбирает наиболее распространенные варианты жизненных целей.

Цитаты

• «Успех сопутствует тому, кто полностью является самим собой» - Р. Ширм.

• «Успех следует измерять не столько положением, которого человек достиг в жизни, сколько теми препятствиями, какие он преодолел, добиваясь успеха» - Б. Вашингтон.

• «Успех – это достижение вашей Конкретной Главной Жизненной Цели без нарушений прав других людей» - Наполеон Хилл.

• «Если вы хотите добиться успеха, вы должны выглядеть так, словно вы его уже добились»- Томас Мор

• «Успех - это значит успеть!» - Марина Цветаева.

• «Успех приходит тогда, когда Вы приобретаете уважение мудрых и любовь детей, завоевываете одобрение честных людей и способны перенести предательство ложных друзей.

Успех - это когда Вы можете ценить красоту, видеть хорошее в других и делать мир чуть-чуть лучше». Р.У. Эмерсона

• Если человек смело шагает к своей мечте и пытается жить так, как она ему подсказывает, его ожидает успех, какого не дано будничному существованию. М.Торо

• Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим самым последним достижением. М.Корда


9. Закрепление: создание синквейна. А сейчас давайте попробуем сочинить синквейн. Синквейн – это стихотворение из 5 строк. Правила написания его лежат перед вами. Тема нашего синквейна – успех, то, что мы понимаем под этим словом . Постарайтесь выразить в стихотворении ваши чувства к этой теме. Каждая группа( родители и учащиеся ) пишут синквейн, а затем зачитывает вслух. Правила написания синквейна: 1 строка: название темы, выраженное одним словом (существительное или местоимение); 2 строка: определение темы в двух прилагательных или причастиях; 3 строка: три глагола, показывающие действия в рамках данной темы; 4 строка: фраза из 4 слов, показывающее ваше отношение к теме; 5 строка: завершение темы, синонимом первого слова, выраженное любой частью речи.

Примеры:


Успеха, Ошеломляющего и долгожданного. Добьёмся, дождёмся, достигнем . Нас точно ждут успехи. И удачи!


Путь к успеху Тернистый, сложный. Мечтать, придумывать, творить, Тогда успеху точно быть! Удаче быть!


Успех Неизвестный, Завораживающий, Ищем, пробуем, ждём, Вместе к успеху идём! Классно!

10^ . Итог занятия.

Вед. Итак, давайте подведем итоги нашей работы. Как вы думаете:

Для чего нужен успех?

Что можно сделать, чтобы быть успешным? Что нужно сделать родителям, чтобы их ребёнок стал успешным?

Вед. Каждый из нас идет по жизни своей дорогой. И представление об успешности у всех тоже разное. Для кого-то успех – это многомиллионное состояние или управление крупной компанией, а для кого-то – популярность в кругу знакомых. В любом случае, правила не могут быть прямой инструкцией к действию. Но они должны помочь вам стать немного ближе к заветной цели, стать успешней, чем уже есть. Перечитайте их еще раз, спроецируйте на себя:

Забудьте про неуверенность.

Не бойтесь неудачи. Не бойтесь изменений. Здраво оценивайте реальность. Создайте свой стиль. Красивая улыбка – основа вашего успеха.

Чего не хватает вам, чтобы им следовать? Сделали соответствующие выводы? Тогда вперед – к успеху! А для родителей хочу напомнить, что успех ваших детей – это ваш успех. Удачи вам и будьте успешными, достигайте успеха! А главное - будьте хорошими людьми.


8 Быть человеком.

Быть человеком – что это значит?

Просто жалеть, если рядом плачут,

Быть справедливым во всех деяньях,

Ближнего разделять страданья.

Быть человеком – значит быть добрым,

К людям внимательным быть и скромным.

Быть человеком – значит быть выше,

В слове вернее, в помыслах чище.

Будь поскромнее в своих желаньях,

Помни хорошее в расставаньях.

Людям дари уважение, ласку,

А не истерики шок и встряску.

Не пресмыкайся перед сильнейшим,

Не раболепствуй перед умнейшим.

Маленький ты или с чинами –

Все перед Богом равны мы с вами.

Злу же на свете нет оправданья:

Сколько приносит оно страданья!

Злом человек оскверняет душу –

Людям такой человек не нужен!

Чтобы не стал ты таким уродом,

Бедным, больным помогай, сиротам.

Слабых не обижай стариков:

Сам ведь будешь когда-то таков.

Ближних своих не съедай речами –

Как же в этом грешны мы с вами!

Заповеди даны человеку,

Чтоб выполнять их от века до века.

Правы, не правы – Бог вас рассудит,

И по делам вам вашим и будет.

Быть человеком – что это значит?

Многим задуматься, не иначе…

 Вед. Вам понравилось занятие? Тогда давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу громкими аплодисментами. Спасибо! До свидания!


Список литературы:

Козлов Н.И. Формула успеха, или Философия жизни эффективного человека . – М.: АСТ, 2004 Журнал «За рубежом», 1988, 2, 24.

Список интернет-источников

psyfactor.org/uspeh4.htm Формула успеха

http://mirsovetov.ru Как стать успешным— 10 черт характера успешных людей

festival.1september.ru Сценарий внеурочного мероприятия "Формула успеха" для 9-11-х профильных (физико- математических) классов Ряскина М.Р. (Фестиваль 2003 / 2004 года)




Похожие:

Сценарий семинара-практикума для родителей и учащихся «Как стать успешным?» icon10 заповедей для родителей
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой
Сценарий семинара-практикума для родителей и учащихся «Как стать успешным?» iconДесять заповедей для родителей
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой
Сценарий семинара-практикума для родителей и учащихся «Как стать успешным?» iconИнформация о проведении семинара практикума
«Роль объединений музыкально-эстетического направления в формировании гармонично-развитой личности» для педагогов дополнительного...
Сценарий семинара-практикума для родителей и учащихся «Как стать успешным?» iconПрика з №74 от 19 февраля 2010 года. О проведении районного семинара для учителей начальных классов общеобразовательных школ
Имц на 2009-10 учебный год запланировано проведение семинара для учителей начальных классов по теме: «Развитие исследовательских...
Сценарий семинара-практикума для родителей и учащихся «Как стать успешным?» iconПамятка для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье принимать ребенка, таким как он, есть, и любить его
Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы или таким, или как Вы хотите. Помогите ему стать самим собой
Сценарий семинара-практикума для родителей и учащихся «Как стать успешным?» iconСценарий можно использовать на классных часах, открытых уроках или во внеурочное время для учащихся среднего и старшего возраста
Цель. Сформировать у учащихся устойчивое отрицательное отношение к наркотикам, как разрушителям здоровья и благополучия
Сценарий семинара-практикума для родителей и учащихся «Как стать успешным?» iconПамятка для родителей как правильно работать над развитием памяти ребёнка?
Поэтому-то мотивация и играет такую важную роль в процессе обучения: она помогает незнакомым вещам стать значимыми и интересными...
Сценарий семинара-практикума для родителей и учащихся «Как стать успешным?» iconWhat do young people face in society today?
Языки международного общения. Трудно ли изучать иностранный язык? Что такое Runglish и Globishl Как меняется английский язык. Сколькими...
Сценарий семинара-практикума для родителей и учащихся «Как стать успешным?» iconПрика з №512 от 13 октября 2010 года. О проведении районного семинара для молодых учителей начальных классов общеобразовательных школ
Имц на 2010-11 учебный год запланировано проведение семинара для молодых учителей начальных классов по теме: «Использование инновационных...
Сценарий семинара-практикума для родителей и учащихся «Как стать успешным?» iconПамятка для родителей как не «просмотреть подростка»
Чрезвычайно важно не «проспать» период начала употребления подростком наркотиков. Можно выделить некоторые признаки, проявление которых...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы