Исследовательская деятельность школьников по краеведению в условиях эксперемента icon

Исследовательская деятельность школьников по краеведению в условиях эксперемента




НазваниеИсследовательская деятельность школьников по краеведению в условиях эксперемента
Дата01.10.2012
Размер89.6 Kb.
ТипДокументы
источник

Кондратьева С.И. Исследовательская деятельность школьников по краеведению в условиях эксперемента в книге «Краеведение в школе: история и современность.- Белгород: изд-во: БелРИПКППС, 2009 - 213с.


Исследовательская деятельность школьников по краеведению в условиях эксперемента.

«…можно не знать многих наук и быть

образованным человеком, но нельзя быть

образованным, не зная истории своей

Родины».1 Н.Г. Чернышевский.


От молодого поколения, его умения самостоятельно мыслить, понимать происходящие в мире события, активной гражданской позиции во многом зависит наше настоящее и будущее. Основой, на которой может произрастать духовная культура и патриотизм у юношества, служит любовь к родному краю, знание его истории во всем ее многообразии. Только знание своего исторического прошлого может укрепить в нас почитание традиций и непреходящих человеческих ценностей – любви к родине, доброты и справедливости, уважение к ближнему, почтение старших.

По определению академика Д.С. Лихачева, краеведение – «самый массовый вид науки». Сфера этой научной деятельности – прошлое и настоящее Белгородской области (от крупного региона до небольшого города, деревни, даже улицы, фабрики, учебного заведения, группы жителей в частности, отдельных фамилий, всем многообразии возможной тематики).

Стремление молодежи докопаться до корней проявляется сегодня все отчетливее, и краеведение, как основа воспитания любви к малой Родине, является одним из ведущих направлений МОУ «средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Белгорода.

Белгородская земля уникальна по своим историческим, географическим, экологическим характеристикам. Краеведческая работа – одна из эффективных форм воспитания любви к Родине, связи обучения с жизнью, формирования интересов и склонностей.

Ещё одна немаловажная деталь: краеведение доступно школьникам всех возрастов. Краеведение привлекает не только учителей к сотрудничеству со школьниками, но и родителей, взрослых знатоков родного края, участников исторических событий.

В МОУ «средняя общеобразовательная школа№20 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Белгорода работает клуб интернациональной дружбы, одним из направлений которого является патриотическое воспитание.

Изучение родной культуры - неотъемлемый компонент процесса обучения иностранному языку и культуре, так как она является ключом к пониманию культуры иностранной. Изучение иностранной культуры посредством языка становится возможным только на сформировавшейся национально-культурной базе родного языка.

Одним из наиболее эффективных способов формирования личности школьника на лучших традициях национальной культуры мы считаем организацию научно-исследовательской работы членов КИДа по краеведению.

Главная цель исследовательской деятельности школьников по краеведению - повышение интереса учащихся к изучению своего родного края, города; повышение их творческого потенциала через исследовательскую работу по краеведению, умение на практике реализовать свои теоретические знания (экскурсия, лекция, беседа).

Для достижения целей необходимо решать следующие задачи:

1.   Вовлечь учащихся в инновационную, научно-исследовательскую деятельность.

2.  Дать учащимся возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.

3.  Овладеть навыками современной информационной культуры.

В работе с учащимися используются следующие формы:

лекции, беседы, просмотры, экскурсии,  встречи, практические занятия с использованием компьютерных презентаций.

Система педагогических мероприятий строится на основе личностно-ориентированного обучения и развивающего общения.

Использование краеведческого материала – отличное средство вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность. История родного города, края, семьи не оставляет равнодушными ни детей, ни взрослых, и это верный путь к уму и сердцу ребенка. Встречи с интересными людьми, экскурсии в музеи, архивы, выставочные залы производят на учащихся сильное впечатление и могут стать толчком к написанию исследовательской работы.

Во время посещения музея народной культуры ребятам показали и рассказали о национальном Белгородском костюме. В результате ученица

11-го класса Крупская Настя занялась изучением этой темы. Обзорная экскурсия по городу стала поводом к изучению скульптурного наследия Белгорода. Посещая храмы города Белгорода, Жинкина Людмила взяла тему: «Влияние православия на развитие русской культуры в XIX веке».

История большой и малой родины начинается с истории каждой отдельной семьи. Участвуя в конкурсах «Моя родословная», «Фото из семейного альбома», используя компьютерные презентации, учащиеся грамотно и наглядно представляли своё генеалогическое древо.

А сколько вокруг нас живет людей с интересными судьбами, свидетелей разных исторических событий. Встречаясь с ветеранами Великой Отечественной войны, Марчук Марта выбрала тему: «Поколений связующая нить».

Материалы периодической печати являются интереснейшим источником для определения тематики исследований школьников. Например, подшивка газет легла в основу следующих исследований: «Культурная жизнь Белгорода в годы войны: по материалам местной прессы», «Курская битва на страницах местной прессы».

Уникальными историческими источниками могут стать документы и экспонаты школьных и местных музеев, материалы семейных архивов. Все эти факторы можно использовать для вовлечения учащихся в научно-исследовательскую деятельность.

Особые возможности краеведение представляет учащимся в развитии у них навыков работы в библиотеках, использовании справочных материалов, получении информации из СМИ.

Бесспорно, приоритетным условием качественного выполнения исследовательской работы является работа в архивах. Именно здесь ученик может познать чудо открытия, взять в руки какой- нибудь интереснейший документ. Причем, помимо научной пользы, здесь заложен колоссальный воспитательный эффект.

Архивы города хранят бесценные свидетельства прошлого. Без возможности поработать с ними трудно надеяться на положительный результат в исследовании.

Определение темы исследования – это только начало пути. Исследовательская деятельность требует специальной подготовки, как от учителя, так и от ученика. И тот и другой должны владеть рациональными способами работы с различными источниками информации, уметь грамотно оформлять научно-справочный аппарат, четко формулировать цель и задачи исследования, делать обоснованные выводы.

При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их познавательной деятельности. Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитание и развитие личности ученика.

После того как проработана литература к теме, изучены, отобраны и проанализированы документы, собраны (при необходимости) устные исторические свидетельства, проведены социологические исследования, на свет появляется итог кропотливой деятельности учащихся - исследование, вписывающее новую страницу в историю округа.

Таким образом, исследовательская работа по краеведению опирается на личные наблюдения за жизнью, трудом, бытом населения и выходит за рамки школьной программы, в мир окружающей деятельности, расширяет наблюдательность и учит вдумчиво относиться к общественным явлениям. Используя исследовательский метод в краеведении, учащиеся раскрывают взаимосвязь общеисторического и местного материала, становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса.

С каждым годом возрастает уровень выполненных учащимися работ. Об этом свидетельствуют следующие результаты за 2007 год:


№ п/п

Фамилия Имя Отчество

год

класс

Название конкурсов

Занятое место

Уровень олимпиад

1.

Команда учащихся

2007

11

Социальный проект «Наш город»

лауреат

всероссийский


4.

Жинкина Людмила

2007

10

Всероссийский молодежный форум «Мы - патриоты России»

лауреат

всероссийский


5.

Пивоваров Вадим

2007

10

Всероссийский молодежный форум «Мы - патриоты России»

лауреат

всероссийский


6.

Марчук Марта

2007

11

Конкурс исследовательских работ «Человек в истории. Россия ХХ век»

лауреат


всероссийский


7.

Марчук Марта

2007

11

Исследовательская работа по краеведению «Поколений связующая нить».

4 место

муниципальный

8.

Жинкина Людмила

2008

11

Исследовательская работа по краеведению «Влияние православия на развитие культуры в XIXв.»

4 место

муниципальный


Таким образом, выбор тем для исследования регионального характера имеет множество преимуществ. Во-первых, расширяет источниковедческую базу исследований. Во-вторых, позволяет разнообразить методы исследования. В-третьих, может найти реальное практическое применение в различных областях жизнедеятельности региона.


Литература:


1. Ахлупина, М.А. Люблю тебя, мой край родной/ М.А. Ахлупина,- Обнинск, 2007.- С.104.

2. Борисов, Н.М. Методика историко-краеведческой работы в школе/Н.М.Борисов.- М., 1999,- С.142.

3. Маслова, В.А., Приставкина, Т.А., Самородских, И.Г.Люби, познавай и преобразуй свой край. Комплексная программа непрерывного краеведческого образования. Белгород, 2004,- С.100.

4. Образование: взгляд в будущее (сборник материалов Российского открытого форума, посвященного С.Т. Шацкому), Обнинск, 2007.-С.252.

5. Формирование ценностного отношения к культурному наследию региона в контексте краеведческого образования. /Под ред. Т.Г.Питиновой, Белгород, 2005, -С. 138.

6. Энциклопедический словарь юного литературоведа/ сост. В.И. Новиков М., 1987.- С. 608.


Заявка


на участие в чтениях «Краеведение в школе: история и современность»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Белгорода


1. Фамилия, имя, отчество: Кондратьева Светлана Ивановна____________


2. Место работы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Белгорода__________

3. Должность: Учитель английского языка___________________________


4. Контактный телефон: 89051708339_________________________________


5. Почтовый адрес: 308014, г. Белгород, ул. Садовая, д. 26 кв. 76__________


6. Адрес электронной почты: Kondrateva-SI@yandex.ru


Директор МОУ «СОШ № 20

с углубленным изучением

отдельных предметов» г. Белгорода В.А Маслова


Согласовано:

Первый проректор БелРИПКППС Н.С. Сердюкова


Проректор по научной работе БелРИПКППС О.А. Павлова



1 Энциклопедический словарь юного литературоведа/ сост. В.И. Новиков М., 1987.-101с.







Похожие:

Исследовательская деятельность школьников по краеведению в условиях эксперемента iconСтруктурное подразделение иро
Круг интересов: проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, исследовательская деятельность школьников, современные...
Исследовательская деятельность школьников по краеведению в условиях эксперемента icon30. 09. 13г Образовательная программа «Исследовательская деятельность школьников в рамках научного общества обучающихся обучающихся имени С. А. Воробьёва»
«Исследовательская деятельность школьников в рамках научного общества обучающихся обучающихся имени С. А. Воробьёва»
Исследовательская деятельность школьников по краеведению в условиях эксперемента iconР п. Степное Советский район Саратовской области. Исследовательская деятельность обучающихся на урок
«Исследовательская деятельность обучающихся на уроках истории как средство реализации творческого потенциала учителя и ученика»
Исследовательская деятельность школьников по краеведению в условиях эксперемента iconСеминар «Организация научно-исследовательской деятельности школьников»
Пленарное заседание. Научно-исследовательская деятельность школьников: от проблем к их решению. Формулирование целей и задач семинара....
Исследовательская деятельность школьников по краеведению в условиях эксперемента iconСеминар «Организация научно исследовательской деятельности школьников»
Пленарное заседание. Научно-исследовательская деятельность школьников: от проблем к их решению. Формулирование целей и задач семинара....
Исследовательская деятельность школьников по краеведению в условиях эксперемента iconПрограмма семинара 1 ноября
Пленарное заседание. Научно-исследовательская деятельность школьников: от проблем к их решению. Формулирование целей и задач семинара....
Исследовательская деятельность школьников по краеведению в условиях эксперемента iconМетодический конструктор внеурочной деятельности школьников внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно...
Исследовательская деятельность школьников по краеведению в условиях эксперемента iconНаучно- исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность школьников по краеведению в условиях эксперемента iconИсследовательская деятельность, общение с животными «Кладовая солнца» (с 6 лет)

Исследовательская деятельность школьников по краеведению в условиях эксперемента iconЗаявка на участие в научно практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы