Программа клуба: \"Счастливая семья\" Содержание программы I. Пояснительная записка >II. Цели и задачи программы icon

Программа клуба: "Счастливая семья" Содержание программы I. Пояснительная записка >II. Цели и задачи программы




Скачать 149.28 Kb.
НазваниеПрограмма клуба: "Счастливая семья" Содержание программы I. Пояснительная записка >II. Цели и задачи программы
Дата02.10.2012
Размер149.28 Kb.
ТипПрограмма
источник

Программа клуба: "Счастливая семья"

Содержание программы


I. Пояснительная записка

II. Цели и задачи программы

III. Концептуальные идеи, на основе которых реализуется программа

IV. Принципы функционирования программы

V. Содержание программы

VI. Основные направления:

1. Работа с учащимися

2. Работа с родителями

3. Совместная творческая деятельность учителей, детей, родителей.

VI. Критерии оценки эффективности реализации программы класса

«Семья и школа».


^ Пояснительная записка


В концепции модернизации российского образования подчеркнута особая роль семьи и школы в решении задач воспитания подрастающего поколения. Единство семьи и школы в воспитании - главнейшее условие формирования личностной цельности ребенка, его сознательного мировоззренческого выбора и поведенческого стереотипа. И семья, и школа призваны давать ему представления о жизненных целях и ценностях, характере взаимоотношения с другими людьми, критериях и нормах поведения в обществе и быту. Тот дух, который царит в семье и школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные ре­зультаты.

Система работы классного руководителя выстраивается с учетом воспитательной системы школы. В нашем классе 25 человек (12 мальчиков и 13 девочек). Классный коллектив формировался в данном составе с 2006-2007 учебного года, когда ребята готовились переходить из начального звена в 5-й класс. Сложность заключалась в том, что данный класс сборный, объединён из трёх классов, большинство детей стремится к лидерству.

Изучив социальный паспорт каждой семьи, классный руководитель составил социальный паспотрт класса: полных семей- 48 %; неполных семьй – 48 %: в том числе, потерявших кормильца – 4% , мать-одиночка– 4%; на опеке – 4%; малообеспеченных семей - 16 %; один из родителей не имеет работы – 8%; неблагополучных семей – 4%; родитель – инвалид - 4%.

Семья – персональная среда жизни и развития ребенка. Эту среду определили через ряд параметров.


Социально-культурный параметр

Образовательный уровень отцов:



Образовательный уровень матерей:

Высшее образование – 8%

Средне-специальное – 71%

Среднее – 21%

Высшее – 12%

Средне-специальное – 70% Среднее – 18%

Социально-экономический параметр

Занятость отцов:


Занятость матерей:


83% - сезонные работники

14% - имеют постоянную работу

3% - безработные


8% - домохозяйки

4%- инвалид


88% - работающие

Технико-гигиенический параметр

все учащиеся живут в квартирах, где удовлетворительные условия жизни. Имеются отдельные комнаты или уголки для занятий.


Проведя многочисленные исследования социологической и психологической служб школы, выявив разнообразный контингент класса по социальному составу, обнаружили наличие огромного барьера между родителями и их детьми и трудности взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса: родителями, учителями и учениками. Это стало одним из условий возникновения программы класса «Семья и школа». Сам факт существования таких проблем подтверждает необходимость взаимодействия школы и семьи.

^ Актуальность и перспективность программы обусловлена тем, что ее реализация позволяет успешно разрешить противоречия, встречающиеся в массовой практике.

С одной стороны, в общеобразовательной системе очевиден разрыв учебно-познавательного и воспитательного процессов, школа все больше преврашается в учреждение, предоставляющее образовательные услуги в ущерб формированию и воспитанию личности ребенка. Информационные технологии и «знаниевый подход» в образовании не способны решить воспитательных проблем: средство не может быть целью, иначе сама жизнь становится бесцельной.

С другой стороны, в силу серьезных объективных причин в стране наблюдается кризис семейных отношений, во многом обусловленный утратой их традиционных основ.

Только в процессе взаимодействия педагогов с родителями можно успешно решить проблему развития и социализации школьника. Деятельность педагогов и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и понять индивидуальные особенности детей. Для решения этих проблем разработана программа класса: «Семья и школа».

Нормативно–правовая база программы:

  • Конституция РФ;

  • Конвенция ООН о правах ребёнка;

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка»;

  • Закон МО «Об образовании»;

  • Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

  • Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Основные направления социально-экономической политики аконодательных нормативно – правовых документов:

  • Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16);

  • Закон Белгородской области об ответственности родителей за воспитание детей от 20 января 2005 года;

  • Устав школы.


Цель программы - создание условий для развития личности школьника при тесном взаимодействии школы и родителей.

Задачи:

  • изучение психологического климата в семьях с целью выявления детей группы риска;

  • развитие коммуникативных способностей школьников, необходимых для жизни в социуме и осознания своей роли в нём;

  • повышение психологической и педагогической культуры родителей и учащихся в преодолении проблем семьи и ребенка, школы;

  • организация форм сотрудничества школы и семьи с целью развития личности в различных сферах;

  • вовлечение родителей и коллектива класса в региональное культурно-образовательное пространство с целью формирования гуманистического мировоззрения.

  • разработка программы класса «Семья и школа»;

  • проведение диагностики ценностных ориентаций учащихся, воспитанности, тревожности, социометрию, анкетирования учащихся и родителей.


Концептуальные идеи, на основе которых реализуется программа.


1. Идея личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманской). По мнению И.С. Якиманской: «Каждому ребенку для развития и самореализации нужна образовательная среда, интегрирующая в себе культуру предыдущих и современных поколений». В этом плане сотрудничество семьи и школы представляет илеальные условия для развития личности.

2. ^ Идея деятельностного подхода, разработанная российскими учеными А.Н.Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Л.С.Выготским, предполагает коллективное общение, взаимодействие и сотрудничество родителей, детей, учителей. Любое новообразование личности, качество рождается только в деятельности и не как иначе.

3. ^ Идея компетентностного подхода предполагает оказание помощи родителям в приобретении компетентности во взаимодействии с ребенком.

4. Идея развития познавательного интереса и познавательной активности рассмотрена Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой. Автор опыта старается использовать творческий уровень познавательной активности.

5. ^ Идея гуманистического подхода, разработанная в научных исследованиях К.Д. Ушинского, Д.С. Лихачева, В.А. Сухомлинского, К. Роджерса, реализует идею гуманного отношения к ученику на основе учета его индивидуальных особенностей.

6. ^ Идея дифференцированного подхода направлена на отбор содержания, методов и форм работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

7. Идеи педагогики сотрудничества Л.С. Выготского, заключающаяся в том, что «сам ребёнок – субъект собственной деятельности, учитель, пользуясь большими возможностями социальной среды, в которой живёт и действует ребёнок, может направлять и руководить личной его деятельностью» [5; 6] .

^ Ведущей педагогической идеей программы является создание необходимых условий для развития интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности каждого ученика посредством сотрудничества школы и семьи.


^ Принципы функционирования программы.

- принцип сотрудничества предусматривает объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь.

  • принцип культуросообразности предполагает формирование растущей личности на лучших традициях семейного воспитания, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех членов семьи.

  • принцип дифференциации направлен на отбор содержания, методов и форм работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей всех участников образовательного процесса.

  • принцип доверия и поддержки предполагает веру в ребенка, доверие ему, поддержку его устремлений к самореализации, исключает требовательность и контроль.

  • принцип творчества и успеха. Осуществление воспитания на основе данного принципа направлено на развитие творческих задатков и способностей каждого ребенка. Достижение успеха в том или ином виде деятельности стимулирует стремление личности, направленные на самосовершенствование и самореализацию

  • принцип активности предполагает вовлеченность детей и родителей в специально разработанные различные виды индивидуальной и коллективной деятельности;

  • принцип оптимального выбора методов, форм и средств, направленных на развитие творческой и нравственной личности;

  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и родителей;


Содержание программы


Программа включает в себя как теоретическую, так и практическую части.

^ Основные средства в программе - деятельность, общение, отношения. Программа предлагает такое взаимодействие, которое бы обеспечивало бы определенное духовное развитие сознания, чувств, поведения взрослых с последующим воздействием на ребенка.

Программа предусматривает систему новых подходов в воспитании детей и их родителей. Она способствует развитию личности, удовлетворению ее творческих интересов и склонностей, эффективному участию в воспитательной работе школы и семьи, возрождению нравственных ценностей семьи, созданию единой системы воспитания.

Содержание деятельности строится на основе ценностных ориентаций: развитие личности, семейные традиции, Сотрудничество, Сотворчество, Содружество.

Применяемые технологии: саморазвития личности (Г.К. Селевко) во внеурочной деятельности; технология Сотрудничества, Сотворчества, Содружества; технологии коллективной творческой деятельности И. П. Иванова, технология взаимодействия с семьей школьника.

Применяемые методы:

  • Метод взаимодействия: учитель - ученик – родитель позволяет строить педагогический процесс на принципах гуманно- личностного подхода к детям.

  • Метод беседы способствует развитию навыков общения, взаимодействия с родителями и друг с другом, формированию коммуникативной культуры;

  • Метод примера повышает уровень воспитанности, побуждает к изменению, личностному росту.

  • Метод стимулирования способствует социализации подрастающего поколения, развивает творческую активность учащихся.

  • Метод контроля и самоконтроля побуждает обращаться к личному жизненному опыту учащихся и родителей.


Программа «Семья и школа» рассчитана на 5 лет реализации.


^ 1этапначальный - 2006-2007 учебный год.

На начальном этапе была проведена диагностика о сотрудничестве школы и семьи, изучен социальный состав класса, круг интересов, склонностей, в результате чего обнаружилась проблема, требующая разрешения.

^ 2 этап – основной–2008-2009 учебный год.

На втором этапе апробированы идеи личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманской, Г.К. Селевко), гуманного обучения и воспитания (К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили), технологии обучения и воспитания в сотрудничестве.

На этом этапе ведущей деятельностью является коллективно-творческая деятельность, способствующая интеграции учебной, внеклассной и внешкольной работы, содействующая развитию индивидуальных особенностей учащихся, их стремлению к самореализации.

^ 3 этап – заключительный- 2009-2012.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранных технологий для решения обозначенной проблемы, решения основных задач.

^ Основные направления.

Содержание деятельности по реализации программы представляет собой движение по трем векторам: работа с учащимися, работа с родителями и совместная творческая деятельность учителей, родителей и детей.


  1. ^ Работа с учащимися предполагает решение следующих задач:

— создание максимальных условий для развития и повышения уровня

воспитанности школьника;

— воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «Я»;

— формирование основных понятий об этике, психологии семейных отношений, семейных ролях, социо - культурных семейных ценностей;

— приобщение к положительным традициям национальной культуры, передачи опыта и сохранения семьи;

— обеспечение социально – психологической защиты ребенка.

— включение коллектива класса в региональное культурно-образовательное пространство с целью формирования гуманистического мировоззрения, духовно-нравственных ориентиров ребёнка.


^ Работа с учащимися проходит по трем направлениям: "Обучение", "Воспитание", "Развитие", которые имеют специфические цели, содержание и формы.

Цель направления «Обучение»- повышение психологической и педагогической культуры учащихся в преодолении проблем семьи, ребенка, школы.

^ Основные формы работы:

  • классные часы по направлениям: «Духовно-нравственное воспитание», «Семейное воспитание», «Правовое воспитание», «Охрана жизни и здоровья»; (приложение №1)

  • уроки-мужества;

  • беседы с психологом, социальным педагогом;

  • аутотренинги;

  • встречи с ветеранами, священниками, писателями, медицинскими работниками, сотрудниками ГАИ;

  • групповые обсуждения сходных проблем;

  • тестирования, анкетирования;

  • консультации специалистов;

  • индивидуальные беседы.

Ожидаемый результат:

  1. Просвещение детей в вопросах сохранения психологического здоровья и роли семьи в жизни человека.

  2. Оказание помощи детям, направление их к социально-одобряемому образу жизни и поведения.

  3. Профилактика вредных привычек и противоправных поведений учащихся.

Цель направления "Воспитание"- возрождение традиций семейного воспитания, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех членов семьи.

^ Основные формы работы:

  • цикл музейных занятий по программе «Культура личности», который включают в себя широкий круг проблем и понятий: культура языка, культура общения, культура поведения, культура быта, культура традиций; (приложение №2)

  • музейные уроки: «СемьЯ», «Мифология жилища», «Как жили древние люди», «Как на Руси чаи гоняли», «Что едали на Руси»;

(приложение №3)

Ожидаемый результат:

  1. Высокий уровень воспитанности учащихся.

  2. Творческая самореализация детей.

  3. Снижение остроты проявлений кризиса семьи.

  4. Здоровый микроклимат в семье и школе.

  5. Взаимопонимание между родителями, детьми и педагогами.


Цель направления "Развитие" - вовлечение учащихся в учебно–воспитательный процесс школы.

Основные формы работы:

  • сотрудничество с социальными партнёрами:

посещение библиотек, музеев, театров, кинотеатров, филармонии;

(приложение №4)

  • система дополнительного образования:

посещение кружков, спортивных секций, клубов по интересам;

(приложение №5)

  • коллективно- творческие дела; (приложение №6).

Ожидаемые результаты:

  1. Активное вовлечение учащихся в учебно–воспитательный процесс школы.

  2. Возникновение воспитательного пространства, где царят добро, культ знаний, терпимость, где никому не грозит быть непонятным и неприятным.

  3. Заинтересованность в совместной работе (родителей, учителей, учеников, социальных партнеров), приводящей ученика к успеху.

  4. Снижение семейного неблагополучия.




  1. Работа с родителями предполагает решение следующих задач:

— формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе класса;

— формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;

— формирование психолого-педагогической культуры родителей;

— развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.

^ Работа с родителями проходит по двум направлениям: "Всеобуч", "Помощь", которые имеют специфические цели, содержание и формы.

Цель направления «Всеобуч» - повышение функциональной грамотности родителей в различных областях семейного воспитания.

Основные формы работы:

родительские собрания с использованием инновационных форм:

  • практикум: «Типы воспитания»;

  • тренинг: «Климат семьи»:

  • лекция-диалог: «Я и мы. Моя семья»;

  • «круглый стол»: «Радости общения»;

  • диспут; «Дети не только цветы жизни. Дети – бедности покрывало и дар очищения»;

  • конференция: «Роль родителей в семье»;

  • ролевые игры: «Папа, мама и я – счастливая семья»

  • обмен опыта по воспитанию детей;

  • групповые обсуждения сходных проблем;

  • тестирования, анкетирования;

  • консультации специалистов;

  • индивидуальные беседы. (приложение №6)

Ожидаемый результат:

  1. Повышение функциональной грамотности родителей, которая выражается в усилении взаимопонимания и согласованности действий родителей, учителей, как заботы о развитии воспитанников.

  2. Высокий уровень стремления родителей к сохранению семейных отношений и круга семейных ценностей, ориентированных на духовно - нравственное воспитание детей.

  3. Обобщение и распространение опыта воспитания детей благополучных семей;


Цель направления "Помощь"- оказание родителями посильной помощи школе.

Основные формы работы:

  • оформление классных уголков, выпуск газет;

  • создание наглядных пособий;

  • участие родителей класса в работе совета школы и класса;

  • участие родителей в ремоне и благоустройстве класса и школы;

  • спонсорство мероприятий;

  • профориентационная работа.

Ожидаемый результат:

  1. Усиление интереса родителей к учебно-воспитательной работе класса и школы.

  2. Улучшение материально- технической базы класса.

  3. Терапия семейных отношений, уменьшение количества проблемных семей.


^ 3. Совместная творческая деятельность учителей, родителей и детей предполагает решение следующих задач:

— формирование понимания значимости сотрудничества школы с семьей, в установлении гуманных взаимоуважительных отношений между родителями, детьми, учителями;

— формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;

— создание условий для проведения семейного досуга, организация совместной деятельности родителей и детей.


^ Цель направления "Досуг" - вовлечение родителей, учащихся, учителей в учебно–воспитательный процесс школы, возрождение традиций семейного воспитания, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех членов семьи.

^ Основные формы работы:

  • сотрудничество с социальными партнёрами:

посещение библиотек, музеев, театров, кинотеатров, филармонии,

  • коллективно- творческие дела:

- выставки совместных работ родителей и детей: «Хозяюшка»,

«Художник»;

- исследовательская и проектная деятельность;

- экскурсии по родному краю, походы.

  • совместные праздники:

- «Рождество», «Масленица», «Сороки»;

- ярмарки «Дары осени», «Масленица;

- «Праздник улицы Шершнева», «Золотая осень», «День Матери», «Рождественские посиделки»;

- утренники, посвященные Женскому Дню 8 Марта, Дню защитников Отечества, Новому году;

Ожидаемые результаты:

  • Активное вовлечение родителей и учащихся в учебно–воспитательный процесс школы.

  • Эффективные формы сотрудничества семьи и школы.

  • Возникновение воспитательного пространства, где царят добро, культ знаний, терпимость, где никому не грозит быть непонятным и неприятным.

  • Заинтересованность в совместной работе (родителей, учителей, учеников, социальных партнеров), приводящей ученика к успеху.

  • Разработка системы единых требований и согласования основных направлений школьного и домашнего воспитания.

  • Взаимопонимание, взаимоуважение взрослых и детей через совместную творческую деятельность.

  • Здоровый микроклимат в семье и школе.

  • Снижение семейного неблагополучия.


Отслеживание результативности реализации программы предполагается в конце каждого учебного года путем анкетирования родителей, проведения круглых столов по рефлексии и анализу результатов.



Похожие:

Программа клуба: \"Счастливая семья\" Содержание программы I. Пояснительная записка >II. Цели и задачи программы iconПрограмма класса: "Семья и Школа" Содержание программы I. Пояснительная записка II. Цели и задачи программы
Тот дух, который царит в семье и школе, дух которым живут родители и педагоги люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка,...
Программа клуба: \"Счастливая семья\" Содержание программы I. Пояснительная записка >II. Цели и задачи программы iconПояснительная записка к реализации программы «Становление»
Составить программу – значит определить и описать содержание деятельности по достижению поставленной цели. Ни одна профессиональная...
Программа клуба: \"Счастливая семья\" Содержание программы I. Пояснительная записка >II. Цели и задачи программы iconПояснительная записка Цели и задачи реализации программы
Целевой раздел основной образовательной программы дошкольного образования мдоу детский сад №6
Программа клуба: \"Счастливая семья\" Содержание программы I. Пояснительная записка >II. Цели и задачи программы iconМоу «Дуниловская основная общеобразовательная школа» «Согласовано»
Пояснительная записка программы. Миссия школы, цели и задачи образовательной программы школы, принципы и приоритеты построения образовательного...
Программа клуба: \"Счастливая семья\" Содержание программы I. Пояснительная записка >II. Цели и задачи программы iconI. пояснительная записка цели и задачи
Планирование составлено на основе программы курса биологии для общеобразовательных учрежд
Программа клуба: \"Счастливая семья\" Содержание программы I. Пояснительная записка >II. Цели и задачи программы iconПрограмма развития моу андреевской сош на 2008-2011г содержание научно-методические основы разработки Программы Цели и задачи Программы
Постановление Правительства Российской федерации от 28 августа 2001г. №630 о федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной...
Программа клуба: \"Счастливая семья\" Содержание программы I. Пояснительная записка >II. Цели и задачи программы iconУстав клуба семьи «два сердца» при мук «Центр досуга» Семья
Семья – это одно из главных понятий в жизни человека. Здоровая, счастливая семья – залог мира, стабильности и процветания общества....
Программа клуба: \"Счастливая семья\" Содержание программы I. Пояснительная записка >II. Цели и задачи программы iconТематический план работы клуба «Счастливая семья» совместно с музеем народной культуры по программе «Культура личности». 5 класс (2007-2008 учебный год) 1
Тематический план работы клуба «Счастливая семья» совместно с музеем народной культуры по программе «Культура личности»
Программа клуба: \"Счастливая семья\" Содержание программы I. Пояснительная записка >II. Цели и задачи программы iconПрограмма по русскому языку 5 класс (авторы программы М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов) Пояснительная записка
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку
Программа клуба: \"Счастливая семья\" Содержание программы I. Пояснительная записка >II. Цели и задачи программы iconПояснительная записка Содержание программы предмета «Музыка»
Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета: нотная хрестоматия и аудиозаписи отвечают требованиям, заложенным...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы