Ценности здоровья в контексте профильного обучения школьников icon

Ценности здоровья в контексте профильного обучения школьников




Скачать 118.69 Kb.
НазваниеЦенности здоровья в контексте профильного обучения школьников
Дата31.10.2012
Размер118.69 Kb.
ТипДокументы
источник

Гужова В.В., заместитель директора МОУ СОШ № 25 г. Владимира

Цикало Е.С., к. п. н., доцент кафедры зоологии ВГПУ

Ценности здоровья в контексте профильного обучения школьников

С 2007 года в школах России модернизируется профильное обучение. Оно перестало рассматриваться только как углубленное и обрело значение специализированной подготовки школьников, усиливающих свои учебные достижения для успешной адаптации к жизни и новым требованиям рынка труда. Перед профильным образованием возникла новая задача социализации к новым условиям жизни, подготовки школьника к будущей профессиональной деятельности. Поэтому в нашей школе возникла проблема, как повысить эффективность социализации личности старшеклассника и сохранить их здоровье, учитывая требования инновационного профильного обучения?

В условиях постиндустриального общества проблема социализации связывается с развитием компетентности личности. С 1996 г. Совет Европы назвал несколько групп компетенций, которыми должен владеть современный человек для оптимальных межкультурных, социальных общественно- политических и межличностных коммуникаций, в том числе в профессиональной деятельности. Отметим, что основой для их развития являются ответственность, самостоятельность, толерантность, способность к диалогу, умения формировать и давать критическую оценку, осуществлять самообразование, достигать самореализации своего творческого потенциала. Названные компетентности выступают целью и элементом содержания профильного образования. В них превалирует как социальный, так и личностный аспект образовательных целей.

В российском образовании сущность понятия «социализация школьника» приобрела целый ряд особенностей – вынужденная смена школ детьми и педагогами из–за миграции и безработицы населения, экономически неблагополучное положение учительства, рост социального сиротства, ухудшение здоровья школьников. Эти проблемы требуют новых подходов к решению социализации личности.

МОУ СОШ № 25 г. Владимира развивается как «Школа здоровья» и как вид государственного учреждения реализует программу средней общеобразовательной школы, обеспечивая комплексное решение задач по образованию, оздоровлению обучающихся с проблемами здоровья и профилактике заболеваний. Поэтому реализацию задач социализации личности старшеклассников мы осуществляем с учетом личностно - ориентированного подхода к профильному образованию, а также здоровьесбережения в процессе учения школьников. Усложняют решение задачи сохранения здоровья школьников типичные для многих школ России проблемы, а именно: снижение уровня и качества жизни большей части населения России и обострение проблемы распространения опасных инфекционных заболеваний; ухудшение экологической обстановки в мире, стране и г. Владимире, в районе, где расположена школа (это треугольник между государственной трассой Москва – Нижний Новгород (50 м от школы), тракторным заводом и жилым комплексом); снижение внимания общества к сохранению здоровья подрастающего поколения, в связи с чем наблюдается резкий всплеск социальных болезней детей; разрыв между поколениями в жизненном укладе, мировоззрении, духовно–нравственных ценностях; нарушение русских, христианских традиций в воспитании и др. Поэтому улучшение социализации, а значит и адаптации к жизни и будущей профессиональной деятельности требуют от старшеклассников больших умственных, физических, психо-эмоциональных нагрузок. Они становятся факторами перегрузки и риска для здоровья учащихся профильных классов. Решение столь сложной задачи, какой является сохранение здоровья старшеклассников, возможно при изучении условий формирования их социального здоровья.

Мы выяснили, что существуют пять моделей социализации – социологическая, интериоризационная, факторно–институциональная, интеракционистская и интраиндивидуальная, которые влияют на степень социализации личности старшеклассника [1]. Администрация и коллектив педагогов находятся на пути выбора модели социализации, которая будет применима в МОУ СОШ № 25 и будет реализована в условиях «Школы здоровья». В школе складывается традиция формирования индивидуальной культуры здоровья школьников. Поэтому социализация старшеклассников осуществляется на основе закономерностей формирования социального здоровья каждого учащегося.

В настоящее время в школе функционируют профильные классы: инженерно – технический; медицинский; социально – экономический с архитектурной подгруппой; юридическая подгруппа в общеобразовательном классе. В них формируются углубленные знания по профильным предметам, специальные умения, развиваются способности и удовлетворяются образовательные интересы личности. Наша позиция обусловлена пониманием социального здоровья общества и человека, который, в свою очередь, обеспечивает продуктивную индивидуальную, социальную, профессиональную и экономически благополучную жизнь. А здоровье ученика профильной школы рассматриваем также в аспекте права и потребности каждого школьника быть здоровым и способным реализовать свои образовательные потребности, будущие профессиональные намерения и экономически благополучную жизнь. Такой взгляд, по нашему мнению, соответствует представлениям гуманистической психологии и педагогики и поэтому показывает путь решения проблемы - формирования социального здоровья ученика и учителя.

В статье основной акцент мы делаем на формирование социального здоровья, при этом имеем в виду интегрированное понимание трех компонентов здоровья: психического, физического и социального.

Для сохранения здоровья мы разработали модель «Школы здоровья» (Е. С. Цикало) и программу (Е.С. Цикало, Н.В Кузнецова), на основе которых создаем здоровьесберегающую среду профильного обучения. Политика «Школы здоровья» и формирования социального здоровья старшеклассников в профильном обучении заключается в следующем:

– в четком изложении и осознании субъектами педагогического процесса целей «Школы здоровья»;

– в привлечении учащихся, родителей, медицинских работников, общественности к созданию необходимых условий для обучения здоровью, ЗОЖ и формирования индивидуальной культуры здоровья и ее составляющей - социального здоровья у субъектов образования;

– в получении знаний о здоровье, ЗОЖ, социальном здоровье и факторах их сохранения на основе созданных специальных программ (учебных и опытно-экспериментальных);

– в организации научно – исследовательской работы педагогическим коллективом по обеспечению социального здоровья у старшеклассников в условиях профильного обучения;

– в разработке системы мер по вопросам стресс устойчивой жизнедеятельности в школе;

– в разработке мер повышения двигательной активности учащихся в учебном процессе;

– в методическом обеспечении процесса формирования индивидуальной культуры здоровья и ее компонента – социального здоровья у учащихся и учителей;

– в мониторинге здоровья учащихся (вооружение их критериями измерения социального здоровья);

– в создании эффективной инновационной системы управления;

– во взаимодействии «Школы здоровья» с социумом.


Физическое здоровье как ценность принимается старшеклассником (любым человеком), когда речь идет о перспективах его индивидуальных достижений. В этом случае здоровая личность интересна сама по себе и сама для себя. Поэтому физическому здоровью уделяем особое внимание. Для этого диагностировали состояние физического здоровья и развития, а их результаты довели до каждого ученика. Проведённый мониторинг показывает, что среди старшеклассников, как и у большей части детей, превалируют тубинфицированные (64% школьников 10 классов и половина одиннадцатиклассников), далее следуют нарушения опорно – двигательного аппарата (они обнаружены у 35% - десятиклассников и около 40 % учеников 11-х классов), на третьем месте патологии зрения (выявлены у 40% - десятиклассников и около 35% школьников одиннадцатых классов). Мы также отслеживаем и анализируем динамику групп здоровья старшеклассников. Так, в 2006 – 2007 учащиеся десятых классов распределились в следующий ранг по группам здоровья: в 1гр. – 15 человек (14%); во второй – 67человек (71%), в третьей – 17 человек (15%). С учетом состояния физического здоровья мы начали реализацию программы становления социального здоровья старшеклассников. Отношение к физическому здоровью как ценности передается преимущественно через профессионально-личностную позицию педагога, личным примером утверждающего преимущества ЗОЖ. Поэтому активно разрабатываем проблему сохранения здоровья учителя.

Психическое здоровье выступает тем видом здоровья личности, которое обеспечивает благополучие данной личности и людей, связанных с нею. Психологически здоровая личность рассматривается как условие эмоционального благополучия окружающих. Забота педагога о собственном психо–эмоциональном здоровье обеспечивает благоприятный психологический климат в образовательном учреждении, потому что забота о здоровье для себя автоматически оборачивается заботой о здоровье других. Поэтому профилактика психоэмоционального истощения учителя и учащихся стала первейшей профессиональной обязанностью руководителей школы и учителей. В соответствии с программой «Психолого-педагогическая служба» в 10 классах проводится адаптационная работа классных руководителей совместно с психологами, которая включает диагностику состояния здоровья и психологического климата в классе (изучение профессиональной направленности учащихся, уровня школьной тревожности, оценка психологического климата, индивидуальные рекомендаций по психолого – педагогической коррекции); проведение тренингов и выявление профессиональных интересов старшеклассников; проведение индивидуальных, групповых консультаций с учащимися, с родителями; курирующий завуч оказывает помощь в проведении родительских собраний и классных часов. В 10-х классах на 30% обновляется контингент учащихся, так как это городские классы. Поэтому важная задача, стоящая перед классным руководителем, - это формирование классного коллектива. В 2006 – 2007учебном году психолого – педагогические исследования показали: адаптация прошла успешно. Встревожили 13 школьников 10-х классов, которые показали результаты адаптации ниже нормы. Мы выявили ее причины и установили, что основная связана с переходом в новые классы; у многих личностные и семейные проблемы. У 35% десятиклассников нашей школы причиной низкой адаптации стала неосознанная профессиональная ориентация. У большинства диагностируется оптимальный уровень тревожности, но у 6 десятиклассников тревожность высокая, которая связана с завышенными требованиями педагогов, а также учащихся к себе.

Средства реализации формирования ценности социального здоровья в системе профильного обучения в школе следующие: обеспечение нормативно-правовой и информационной базы профильного обучения, координация методической работы, инновационный принцип управления, осознанный выбор содержания элективных курсов по различным профилям обучения, личностно - ориентированная технология обучения (в том числе на элективных курсах).

Нам представляется важным решение вопроса о выборе направлений социализации и определение условий формирования социального здоровья старшеклассников. С этой целью мы создали микрогруппы, в которых педагоги изучали возможные модели социализации нашей школы. Учителя внесли аргументированные предложения, как организовать учебный процесс в профильных классах с позиции здоровьесбережения.

Социологическая модель социализации нашла свое воплощение в предложении развития школы как «подготовка детей к жизни в обществе» с учетом неблагоприятного воздействия на них социо-экологических факторов. Данная модель предполагает усвоение учащимися как стихийных (улица), так и организованных (школа) воздействий социальной среды. Предложение этой группы учителей: обеспечение профильной подготовки учащихся возможно за счет введения элективных курсов двух видов. Введение курсов юридической, психологической, экономической, промышленно-экологической направленности усилит действенность социологической модели профильного обучения. А другое направление элективных курсов должно обязательно содержать здоровьесберегающий практический компонент. Элективные курсы по физической культуре разработаны с учетом конкретного профиля обучения и носят вариативный характер за счет взаимозаменяемых модулей.

Интериоризационная модель социализации (от лат. interio – внутрь) предлагается группой учителей, которые социализацию рассматривают как присвоение личностью норм, ценностей, установок, выработанных обществом и транслируемых ближайшим окружением как образец поведения. В результате этого у школьника складывается система внутренних регуляторов, привычных норм поведения. Интериоризационная модель предполагает изучение контингента учащихся, их представлений о мире, профессии и о себе во взрослом сообществе. Важно знать мнение родителей о процессе обучения и воспитания детей. Поэтому эта модель предполагает, что ребенок в старших классах изучает тот учебный материал, который будет ему необходим сразу по окончании школы. Это подготовка одних к поступлению в вуз, других – в колледж, третьим предстоит знакомство с возможными местами работы. В связи с этим профили обучения следует адаптировать по сложности для различных групп здоровья и интеллектуальных возможностей. Эта модель не во всем согласована с современными представлениями о личности как субъекте, хозяине и распорядителе своих сил и возможностей, способностей. Эту модель мы обсуждаем.

Факторно-институциональная модель социализации основана на представлении о личности как результате действия факторов, институтов, агентов (родители, учителя, тренеры, товарищи) социализации. Учитывая непредсказуемость влияния различных факторов социальной жизни на развитие, образование и личностный рост воспитанников, предполагается усилить положительное воздействие путем сочетания различных средовых влияний. С этой точки зрения предполагается, что элективные курсы будут носить преимущественно интегрированный характер. В них в полной мере найдет воплощение идея гармоничного развития физического, психического и социального здоровья. Так, в школе разрабатываются на основе идеи здоровьесбережения такие курсы, как «Рациональное питание и жизненная активность» + «Макияж, имидж и облик современной женщины» или «Персональный компьютер и документоведение» + «Интерьер и фитодизайн рабочих и жилых помещений», а также экспериментально проверяется их целесообразность. Достоинство данного подхода состоит в том, что в нем изначально заложена рациональность. С одной стороны, данный подход помогает в короткий срок выработать единую линию развития школы, ее индивидуальный стиль. С другой стороны, происходит увеличение позитивно влияющих факторов на социализацию школьников в рамках одного элективного курса.

Интеракционистская модель социализации (от англ. interaction - взаимодействие) трактует отношение человека к жизни и его восприятие мира как результат межличностного взаимодействия. Вынесенный из детства благоприятный опыт общения с взрослыми и сверстниками способствует формированию доверия к другим людям, неблагоприятный – настороженности в отношениях к другим и враждебности. Поэтому в предложении четвертой группы учителей два направления образовательной деятельности школы: общеобразовательное и физкультурно-оздоровительное. Сразу обозначилась задача не противопоставления, а интеграция этих двух направлений как равнозначных для ребенка. В этой системе профильного обучения будут разработаны курсы, в основе которых оздоровительный компонент (разделы и темы программы, проектные задания, направленные на улучшение и изучение состояния здоровья, повышение работоспособности, эмоционально-волевой регуляции). Кроме того, разработаны курсы, содержание которых будет востребовано в жизни независимо от изучаемой специализации (техника безопасности, основы семейной экономики, риторика, эффективное общение и др.). Мы посчитали целесообразным разработать элективные курсы для учащихся, имеющих успешный опыт обучения в какой-либо сфере деятельности и готовящихся к поступлению в вузы на конкретную специальность («Деловой английский язык», «Опытно-исследовательская работа по биологии» и др.).

Интраиндивидуальная (для отдельного человека) модель социализации предполагает направленное воздействие взрослых на отдельного ребенка. Она имеет целью максимальное развитие его склонностей, способностей, рано проявившейся одаренности. Чтобы реализовать эту модель, мы предусматриваем такие программы элективных курсов: «Творческая деятельность», «Решение творческих медицинских задач», «Спортивные игры стран английского языка (регби, бейсбол, гольф и др.)», «Спортивная журналистика», «Традиции сохранения здоровья в России (Англии, США)», «Сохранение здоровья в традициях англоязычного народа» + « Проектная деятельность по английскому языку».

Любая из моделей социализации при осуществлении профильного обучения может быть реализована в различных сетевых системах. Наша школа работает в системе широкого сетевого взаимодействия с высшими и средними специальными учреждениями г. Владимира (ВлГУ, ВГПУ, НГМА, РМАТ, РАГС, медицинский колледж, УПК, ВИБ). На их базе осуществляются «профессиональные пробы» учащихся, закрепляются навыки участия в социальных и исследовательских проектах. Связь осуществляется по типу привлечения кадровых ресурсов со стороны. Привлекаемые в сетевом обучении педагоги изучают особенности образования и сбережения здоровья у старшеклассников, повышают свою здоровьесберегающую компетенцию.

На данном этапе педагогический коллектив осваивает знания о социальном здоровье. В рамках компонента модели школы – «Профессиональная компетентность педагогов» были проведены семинары по принципам здоровьесберегающей педагогики. Всем коллективом готовили педагогические советы на темы: «Формирование учебной мотивации как фактора сохранения здоровья школьников»; «Сохранение здоровья школьников в условиях многопрофильной школы». Готовим педсовет «Здоровьесберегающий потенциал профильного образования». В системе проводятся занятия по разработке программ элективных курсов и реализации в них идей здоровьесбережения и улучшения социализации каждого ученика.

В становлении социального здоровья старшеклассников педколлектив следует мудрости С.Л. Рубинштейна, который пишет: «… воспитывать – это значит, прежде всего самому жить настоящей жизнью и включать в нее тех, кого воспитывают, приобщая их к самой этой жизни».

Литература

1. Голованова Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое // Педагогика. 1998. № 5. С. 42-46.

2. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. Под ред. академика РАО М. М Безруких и проф. В.Д. Сонькина.– М.: Москва, 2004.

3. Социальное здоровье детей и молодежи как национальная идея современной России: Материала всероссийской конференции. М.: Редакционно - издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2001. 190 с.







Похожие:

Ценности здоровья в контексте профильного обучения школьников iconКонцепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Министерство образования Российской Федерации Российская академия образования) Цели профильного обучения
Вполне перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, например выводящие...
Ценности здоровья в контексте профильного обучения школьников iconОдобрено утверждаю
Тема концептуальные основы профильного обучения в области «Математика». Содержание профильного обучения. Элективные курсы
Ценности здоровья в контексте профильного обучения школьников iconМетодические рекомендации по реализации модели профильного обучения. Ожидаемые результаты
Выбрать и обосновать концептуальные подходы к организации учебно-познавательной деятельности профильного обучения
Ценности здоровья в контексте профильного обучения школьников iconИз опыта работы организаторов профильного обучения
Ресурсный центр «Внедрение сетевой модели профильного обучения в учебно-воспитательный процесс с целью профессионального самоопределения...
Ценности здоровья в контексте профильного обучения школьников iconИз опыта работы организаторов профильного обучения
Ресурсный центр «Внедрение сетевой модели профильного обучения в учебно-воспитательный процесс с целью профессионального самоопределения...
Ценности здоровья в контексте профильного обучения школьников iconПрограмма введения профильного обучения
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена приказом Министерства образования Российской федерации...
Ценности здоровья в контексте профильного обучения школьников iconПлан работы по введению профильного обучения (2010 2011 учебный год) Модель профильного обучения
Должностные инструкции директора, зам директора, учителя-предметника, классного руководителя
Ценности здоровья в контексте профильного обучения школьников iconПриложение №1 к приказу уо от 01. 09. 09. №135/1 положение о сетевом взаимодействии образовательных учреждений в рамках организации профильного обучения
Настоящее положение разработано на основе Концепции модернизации российского образования, Концепцией профильного обучения
Ценности здоровья в контексте профильного обучения школьников iconВопросы к зачету для слушателей кпк учителей физической культуры спецкурс «Преподавание физкультуры в условиях реализации профильного обучения»
Отличие профильного обучения от углубленного изучения отдельных предметов в том, что при профильном обучении
Ценности здоровья в контексте профильного обучения школьников iconПрограмма профильного лагеря моу сош №7 имени адмирала Ф. Ф. Ушакова
Одно из главных преимуществ профильного обучения — возможность учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы