Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева в рамках перехода на фгос бородай Е. А., директор моу сош №7 им адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева Понятие образовательная программа icon

Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева в рамках перехода на фгос бородай Е. А., директор моу сош №7 им адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева Понятие образовательная программа




Скачать 83.93 Kb.
НазваниеФ. Ф. Ушакова г. Тутаева в рамках перехода на фгос бородай Е. А., директор моу сош №7 им адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева Понятие образовательная программа
Ф.Ф. Ушакова г.Тутаева в рамках перехода на ФГОС<><> <> <>Бород
Дата15.01.2013
Размер83.93 Kb.
ТипОбразовательная программа
источник

Разработка программы МОУ СОШ № 7 имени адмирала Ф.Ф. Ушакова г.Тутаева в рамках перехода на ФГОС

Бородай Е. А., директор МОУ СОШ №7 им. адмирала Ф.Ф. Ушакова г. Тутаева

Понятие «образовательная программа» вошло в педагогическую практику после принятия Закона РФ «Об образовании». Согласно статье 14 данного Закона «содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно». В последующем анализ статей Закона показал наличие явных противоречий и возможность неоднозначного толкования данного понятия. В научно-педагогической литературе данный термин используется активно, но иногда почти в противоположных смыслах. Специальных исследований, посвященных образовательным программам, очень мало, а требования образовательного права поставили каждое образовательное учреждение перед обязательностью их реализации.

^ Образовательная программа образовательного учреждения — это нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном образовательном учреждении.

Назначение образовательной программы определяется исходя из того, что это внутренний (для каждого учреждения) образовательный стандарт, обусловленный муниципальной программой развития образования, логикой развития самого образовательного учреждения, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков — родителей.

Назначение образовательной программы — мотивированное обоснование содержания учебно-воспитательного процесса, выбора общеобразовательной программы в каждом конкретном образовательном учреждении.

Разработка и реализация образовательной программы как внутреннего стандарта образовательного учреждения определяют ее назначение для всех участников образовательного процесса: руководителя и педагогического коллектива, органов управления образования, родителей.

Для руководителей и педагогического коллектива образовательного учреждения ценность представляет как процесс создания образовательной программы, так и совместная деятельность по ее реализации. В этом случае деятельность приобретает осмысленный и упорядоченный характер. В то же время образовательная программа позволяет увидеть перспективы своего развития, как личностного, так и коллективного; оценить свои сильные и слабые стороны; качественно подготовиться к процедурам лицензирования, государственной аттестации и аккредитации; более осознанно и целенаправленно управлять образовательным учреждением.

Для педагогов и родителей образовательная программа позволит показать конкурентоспособность образовательного учреждения, определит взаимодополняемость предоставляемых образовательных услуг. Поскольку образовательная программа является описанием объекта управления, она может стать основой для разработки и совершенствования структуры и технологии управления учебно-воспитательным процессом, позволит повысить эффективность функций управления: планирование, организацию, анализ и контроль.

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (ст. 14).

Это и есть основная миссия системы образования в Российской Федерации, которая задаёт общую направленность образовательной программы, реализуемой в нашей школе.

Каждая школа стремится быть не похожей на другую и поэтому создаёт свою образовательную программу и свой учебный план. Идет активный процесс обновления содержания, организации форм и методов образования. Порой это приводит к тому, что образовательная программа носит подчас не целостный характер, а является набором новомодных, не всегда нужных предметов, преподавание, которых ведётся не всегда на должном уровне, оставляя на традиционные предметы меньшее количество часов. Поэтому правильно составленная рабочей группой образовательная программа является шагом к «процессу воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающемуся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением образования обучающимся понимается достижение и подтверждение им определённого образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом». (Закон РФ «Об образовании» от 12.07.95 г.).

МОУ СОШ № 7 имени адмирала Ф.Ф. Ушакова с 2008-2009 учебного года с целью организационно – технологического и научно – методического обеспечения поэтапного введения ФГОС общего образования второго поколения велась апробация стандартов. К сожалению, сжатые сроки проекта не позволяли школе увидеть результат мониторинга. Срезовые работы сразу отправлялись в ИРО. Педагоги, участвовавшие в апробации, были только исполнителями. Но уже можно сделать выводы по двум годам обучения этих детей: они более коммуникативнее своих сверстников.

Исходной основой для разработки образовательной программы нашей школы является примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, поскольку задаётся некий базовый минимум, т.е. базовые параметры тех знаний, умений, навыков детей, которые должны быть освоены.

Для разработки программы нашей школы была создана рабочая группа из учителей начальной школы, возглавляемая заместителем директора по начальной школе Тушкановой А.И. На первом этапе подготовки образовательной программы в группу вошли учителя, участвовавшие в апробации стандартов. К этой работе также привлечены учителя, работающие в 5-х классах, зам. директора по воспитательной работе, психолог. В июне 2010 года группа начала свою работу. В первую очередь были изучены следующие документы:

1. «Концепция духовно-нравственного воспитания»;

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (начальная школа)

3. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования;

4. Методическое пособие «Как формировать универсальные учебные действия»

5. Школьная команда разделилась на группы, и каждая группа работает над отдельным блоком программы. В основу программы легла концепция духовно-нравственного воспитания школьников.

Блоками программы стали:

1. программа формирования УУД;

2. программа духовно-нравственного развития;

3. программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

4. духовно – нравственное воспитание;

5. планирование результатов освоения программы начального образования;

6. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

7. индивидуальная работа (талантливые дети, коррекционное обучение).

Педагоги тщательно прорабатывают свой блок, далее обсуждают на заседаниях общей группы и только потом готовят материал для консультации в ИРО.

В образовательную программу необходимо заложить методику применения универсальных учебных действий отдельным блоком, так как УУД обеспечивают достижение планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В выступлении на церемонии открытия Года учителя президент Д.А. Медведев отметил, что дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.

В блок по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни было решено включить вопросы по сбалансированному горячему питанию, медицинскому обслуживанию, включающему своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни, так как всё это будет влиять на улучшение их здоровья.

В школе накоплен огромный опыт по духовно – нравственному воспитанию школьников. И воспитательная работа, и традиции школы, и учебная деятельность с 2001года строится в этом направлении. Весь опыт и наработанные материалы учителя обобщают и включают в образовательную программу. За этот блок отвечают учителя, преподающие факультативный курс «Основы православной культуры» Москвина Н.В. и Ермакова С.Г.

Большое внимание при разработке программы мы уделяем индивидуальной работе с обучающимися. Она должна быть включена во все разделы программы. Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребёнка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учётом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления их здоровья.

Школьная образовательная программа должна опираться на материальные, географические и социокультурные (социумные) возможности школы. Проведена большая работа с родителями. На данный момент выявлены запросы родителей по организации внеурочной деятельности и некоторые предложения в вопросы учебной деятельности. С учреждениями дополнительного образования заключены договоры на совместную деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках программы по апробации ФГОС. Такой договор мы заключаем третий год, учреждения дополнительного образования оказывают нам большую помощь в предоставлении часов для занятий второй половины дня.

Для родителей обучающихся нашей школы образовательная программа даст возможность принимать участие в организации учебно-воспитательного процесса, выборе и корректировке его содержания. Это позволит педколлективу учесть мнения и предложения основных «заказчиков» деятельности образовательных учреждений. Мы считаем, что привлечение родителей и представителей ближайшего социального окружения к разработке и реализации образовательной программы является необходимым условием для стабильного функционирования и развития школы. Это будет способствовать обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг, права на гарантию их получения.

Состояние и качество преподавания, успешная реализация программы школы зависит от отношения «ученик-учитель», поэтому необходимо уделять серьёзное внимание доброжелательному отношению преподавателей к ученикам, обстановке сотрудничества. Для этого необходимо в программе использовать индивидуальные, групповые и коллективные формы организации познавательной деятельности учащихся. Учителя в учебно-воспитательном процессе должны выступать, чаще всего, как его организаторы, хотя и не исключено, особенно в старших классах, использование учителя в роли информатора. Смысл и ценность образовательной программы школы в том, чтобы выразить целенаправленность образовательного процесса в учреждении, определить себя как единый живой организм, целостную педагогическую систему, где каждый элемент, сохраняя свою особенность, работает вместе с другими в слаженном ритме, поддерживая друг друга.

Работа педагогического коллектива направлена на формирование прочных знаний, умений и навыков, что в конечном итоге способствует освоению базового стандарта и цель, преследуемая при написании образовательной программы, таким образом, будет достигнутой. Большую помощь в освоении данной цели должны играть занятия школьного компонента, индивидуальные консультации при изучении наиболее сложных тем.

Рабочей группой проанализированы методические материалы, какие можно найти на эту тему. Но какими бы грамотными ни были учителя, они лишь практики преподавания предмета, имеют опыт методики преподавания предмета. Но написание программы дается тяжело, слишком большая нагрузка легла на администрацию и учителей. В данный момент идут консультации со специалистами ИРО. Почти нет никакой информации по оценке достижений обучающихся. Образовательная программа нашей школы должна быть разработана до 1 сентября 2010 года. Время для написания программы у нас еще есть. Команда, которая работает над программой работоспособная и дружная. Мы используем весь педагогический опыт и с 1 сентября начнем реализацию образовательной программы в нашей школе.



Похожие:

Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева в рамках перехода на фгос бородай Е. А., директор моу сош №7 им адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева Понятие образовательная программа iconАнализ методической работы моу сош №7 имени адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева за 2011-2012 учебный год
Создание условий для перехода на фгос основного общего образования как приоритетное направление методической работы
Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева в рамках перехода на фгос бородай Е. А., директор моу сош №7 им адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева Понятие образовательная программа iconПриложение 1 к постановлению Администрации
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 имени адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева
Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева в рамках перехода на фгос бородай Е. А., директор моу сош №7 им адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева Понятие образовательная программа iconАнализ работы мо учителей начальных классов моу сош №7 имени адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева за 2011-2012 учебный год
Выступление: "Образовательные технологии средство формирования универсальных учебных действий обучающихся начальных классов"
Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева в рамках перехода на фгос бородай Е. А., директор моу сош №7 им адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева Понятие образовательная программа iconАнализ работы мо учителей иностранного языка моу сош №7 имени адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева за 2011 2012 учебный год
Привлечение учащихся к участию в школьных и районных,областных Олимпиадах по иностр языкам,к участию в «Неделе иностранного языка»...
Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева в рамках перехода на фгос бородай Е. А., директор моу сош №7 им адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева Понятие образовательная программа iconФ. Ф. Ушакова г. Тутаева Основная образовательная программа
Минобразования РФ от 26. 06. 2003 г. №23-51-513/16 “Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся...
Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева в рамках перехода на фгос бородай Е. А., директор моу сош №7 им адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева Понятие образовательная программа iconАнализ работы мо учителей русского языка и литературы и учителей истории и обществознания моу сош №7 имени адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева за 2011 2012 учебный год
Анализ работы мо учителей русского языка и литературы и учителей истории и обществознания
Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева в рамках перехода на фгос бородай Е. А., директор моу сош №7 им адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева Понятие образовательная программа iconНа пути внедрения фгос основного общего образования
С 2012 года моу сош №7 имени адмирала Ф. Ф. Ушакова является региональной инновационной площадкой по проектированию основной образовательной...
Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева в рамках перехода на фгос бородай Е. А., директор моу сош №7 им адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева Понятие образовательная программа iconПаспорт библиотеки моу сош №7 имени адмирала Ф. Ф. Ушакова
Наличие и работа по программе mark-sql «Версия для школьных библиотек» (да, нет) да
Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева в рамках перехода на фгос бородай Е. А., директор моу сош №7 им адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева Понятие образовательная программа iconПрограмма профильного лагеря моу сош №7 имени адмирала Ф. Ф. Ушакова
Одно из главных преимуществ профильного обучения — возможность учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать...
Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева в рамках перехода на фгос бородай Е. А., директор моу сош №7 им адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаева Понятие образовательная программа iconПлан методической работы моу сош №7 имени адмирала Ф. Ф. Ушакова на 2012-2013 учебный год
Повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников, повышение качества образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы
Документы