В условиях логопункта icon

В условиях логопункта




Скачать 47.21 Kb.
НазваниеВ условиях логопункта
Дата24.01.2013
Размер47.21 Kb.
ТипДокументы
источник

ОСОБЕННОСТИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА

НА КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА

Болдырева И. В.,

учитель - логопед МБОУ «COШ № 40»,

г. Астрахань


Современная педагогическая практика ставит перед учителями необходимость использования многообразных разноуровневых моделей обучения. Последние несколько лет педагогический коллектив «СОШ № 40» в своей работе ориентировался на проблему дифференцированного подхода к обучению учащихся в классах коррекционно-развивающего обучения.

Одним из приоритетов в работе на коррекционно-логопедических занятиях в младших классах КРО использовался дифференцированный подход. Цель дифференцированного обучения школьников - адаптация к обучению, обеспечение индивидуального развития познавательных особенностей каждого учащегося, повышение успешности обучения и сформированности учебных навыков.

Характеристика учебных групп: При дифференцированном обучении на логопункте необходимо создание типологических групп, учитывающих:

  1. индивидуальный речевой профиль ребенка

  2. уровень психического развития

  3. общее развитие ребенка

  4. возрастные особенности

  5. состояние латералиты.

Комплектование групп на логопункте осуществляется на основе анализа документации, изучения анамнестических данных, психологического и речевого состояния ребенка.

В ходе исследования было выявлено, что для детей данной категории характерны: бедность, неточность словаря, недостаточная дифференцированность слов по их семантике, низкий уровень владения морфемным составом слова, Также в ходе исследования выявились такие индивидуальные особенности учащихся как рассеянность, медлительность, невнимательность. Таким образом, проведенное диагностическое исследование позволило выявить взаимосвязь между речевым уровнем, познавательной деятельностью и особенностью поведения детей.

Уровни и формы дифференциации.

Для учащихся с разным психофизическим уровнем развития необходимы различная сложность учебных заданий, время выполнения, уровень усвоения учебного материала. Усвоения учебного материала может проходить на репродуктивном, реконструктивном и творческом уровнях. Репродуктивный уровень усвоения материала обеспечивает возможность применения знаний в знакомой ситуации, на реконструктивном уровне знания применяются в новом, но в сходной ситуации. Творческий же уровень обеспечивает применение знаний в новой нестандартной ситуации.

Основы режимной организации.

Современные исследования показали, что утомляемость младших школьников на уроке наступает на 20-25 минуте стандартного урока. Известно также, что интеллектуальная деятельность человека носит циклический характер. Подъем работоспособности наблюдается у человека с 8-00 до 12-00 и с 17-00 до 19-00. Кроме того, в течение недели самыми результативными являются вторник, четверг и пятница, а нерезультативными понедельник и суббота. Поэтому, в середине урока необходимо проводить двигательные физкультминутки, а новый материал, требующий от ребенка внимания, логических выводов давать в результативные дни (вторник, четверг, пятницу).

Содержание учебного материала.

Методы и приемы дифференцированного обучения.

Данный подход к обучению предполагает сочетание приемов фронтальной, групповой и индивидуальной работы на занятиях. Такая организация логопедического занятия, где первая часть направлена на обучение учащихся по общей программе, а вторая часть направлена на

дифференцированное обучение на основе индивидуально - психологических особенностей детей - логопатов. На коррекционно-логопедических занятиях применялись различные методы и приемы:

l. Ha занятиях по коррекции дисграфии, объяснение нового материала чередовалось с изучением подобного материала самостоятельно. При этом, одни учащиеся получали задание в письменной форме, другие в устной, а отдельные учащиеся (как правило, те учащиеся, уровень развития которых по данной оценочной системе являлся низким) получали индивидуальную помощь от логопеда.

2. Учащимся предлагается несколько вариантов заданий: например, часть учеников преобразует деформированные предложения, другая составляет план рассказа, а третья - выполняет графическую модель рассказа.

Таким образом, при дифференцированном обучении логопед опирается на разные приемы работы. С одними детьми идет упор на: синтезирование материала, образные представления, выявление сходств. Наибольший интерес у них вызывают творческие задания. С другими - упор на анализ материала, выявление различий. Наибольший интерес у них вызывают логические задания, а также задания на поиск ошибок в тексте, классификацию, конструирование.

При формировании групп с учетом полового разделения (при имеющийся возможности) нужно учитывать:

при работе с девочками: их прилежание, исполнительность, вербальные способности, механическую память;

при работе с мальчиками: исследовательский подход, соперничество. Кроме того, дифференцированное построение занятия позволяет учащемуся высказать свое мнение, самому исправить ошибки, помочь партнеру по группе.

В конечном итоге, у детей развиваются самоконтроль, самооценка, критическое мышление. Процесс учения становится не репродуктивным, а поисковым творческим. Важнейшим методом обучения становится не образец, который дает логопед, а возможность выбора правильного образца путем размышления. Безусловно, при таком подходе материал должен быть доступен

для ребенка. Еще одним принципом кроме доступности является принцип наглядности, так как получение информации идет через разные каналы восприятия: зрительный (дидактический материал должен быть ярким в цветовом отношении), слуховой (диалогическая работа в группе), кинестетический (развитие тонкой моторики).

Работа с родителями

Необходимым условием результативности дифференцированного подхода является знакомство родителей с основами обучения, совместное обсуждение образовательного процесса. В дифференцированном обучении меняется роль родителей. Они становятся партнером школьного логопеда.

Подводя итог сказанному, хочется отметить основные принципы дифференцированного обучения:

1. принцип комфортного обучения ребенка;

2.принцип развития коммуникативных функций через речь;

3.принцип вариантности обучения;

4.развивающий характер обучения, направленный не только на приспособление учебного материала, но и на его самостоятельное решение;

Литература

  1. Российская Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. М, 2005.

  2. Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. М, 2005.

  3. Сиротнюк А. Л. Психофизиологические основы обучения школьников. М., 2007.



Похожие:

В условиях логопункта iconМо логопедов по теме «Инклюзивное образование. Логопедическая работа с детьми с тнр и овз в условиях логопункта доу»
Индивидуальное логопедическое занятие по развитию связной речи с детьми с тнр (системное недоразвитее речи 1-2 уровня), а так же...
В условиях логопункта iconРоль медицинских осмотров работников в снижении риска профессиональных заболеваний
Каждый шестой человек в России работает в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. В республике Бурятия свыше...
В условиях логопункта iconПлан проведений совместных учений по ликвидации аварийных ситуаций с угрозой нарушения электроснабжения в условиях низких температур наружного воздуха на территории Смоленской области г. Смоленск 19 ноября 2008 года
Цель: отработка взаимодействия персонала субъектов электроэнергетики, муниципальных организаций, региональных органов мчс, органов...
В условиях логопункта icon«Жаропрочные и жаростойкие стали» Содержание Жаропро́чная сталь
Жаропро́чная сталь это вид стали, который используется в условиях высоких температур (от 0,3 части от температуры плавления) в течение...
В условиях логопункта iconНормативное правовое обеспечение модернизации образования в современных условиях
Система профессионального образования в проекте федерального закона "Об образовании" и в условиях реализации Программы модернизации...
В условиях логопункта iconВыращивание моркови в условиях с. Гурульба Выращивание моркови в условиях с. Гурульба
Впервые на уоу гурульбинской школы применены в комплексе органоминеральные удобрения для выращивания моркови разных сортов и позволившие...
В условиях логопункта iconПрограмма курса «Техника выживания в экстремальных условиях»
В соответствии с Федеральными законами «Об образовании», письмом министерства общего, среднего и профессионального образования Российской...
В условиях логопункта iconГмс здоровье Проблема (система, программа) здоровьесбережения в условиях обучения (при переходе) фгос ноо. Система здоровьесбережения младших школьников в условиях фгос ноо
Ребенок будет способен сохранять и укреплять свое состояние здоровья в процессе образования в начальной школе
В условиях логопункта iconИсследовательская деятельность школьников по краеведению в условиях эксперемента
Кондратьева С. И. Исследовательская деятельность школьников по краеведению в условиях эксперемента в книге Краеведение в школе: история...
В условиях логопункта iconИнструкция по работе с соотечественниками, желающими добровольно переселиться в российскую федерацию в рамках и на условиях
Российскую Федерацию в рамках и на условиях Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы