Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Старорямово» icon

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Старорямово»




Скачать 330.56 Kb.
НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Старорямово»
Дата04.10.2012
Размер330.56 Kb.
ТипПрограмма
источник

Министерство образования и науки Российской Федерации


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Старорямово»


Принята педагогическим советом

30.08.2009г., протокол № 1


Программа развития

муниципального общеобразовательного учреждения

« Средняя общеобразовательная школа с.Старорямово»

на период 2010-2014 годы


Старорямово-2009

Содержание


Стр.


Введение. Назначение, цели программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3


1. Анализ стартовых позиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5


2. Концепция развития школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7


3. Перспективная модель работы школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... 11


4. Тактика реализации программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17


Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19


Приложение. Информационная справка о школе . . . . . . . . . . . . . . . . ...... 20


^ Введение. Назначение, цели программы

При создании программы развития авторский коллектив школы, опираясь на идеи, отраженные в основных документах модернизации общего образования, ставил своей целью проектирование собственной модели образовательного процесса, обеспечивающего равные возможности получения качественного образования, соответствующего современному этапу развития российского общества.

Педагогический коллектив, решая задачу обеспечения качественной подготовки учащихся, в соответствии с их образовательными потребностями, выделяет следующие ориентиры:

- гуманистический характер образования, приоритет ценности жизни и здоровья человека, свободное развитие личности;

- становление гражданского общества;

- воспитание патриотизма, уважения к человеку, бережного отношения к окружающей природе, ценности семьи;

- формирование адекватной современному уровню знаний картины мироустройства у обучающихся.

В связи с этим программа развития школы строится в соответствии с личностно-ориентированной парадигмой обучения, посредством реализации принципов дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса, социализации личности, демократизации управления школы.

^ Ожидаемый результат

Ожидается, что структурный, научно-обоснованный деятельностный подход будет основой для формирования собственной стратегии развития школы, а так же позволит сконцентрировать творческую деятельность педагогов и вспомогательных служб на достижение главной цели школы.


Цель: создание оптимальных условий для доступности качественного образования, развития личности учащихся в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями, их успешной социализации.

В качестве механизма реализации программы развития педагогический коллектив использует ретроинновационную и экспериментальную деятельность, позволяющую осуществлять совершенствование содержания обучения и организации образовательного процесса на всех ступенях образования от дошкольной подготовки до среднего (полного) общего образования.

В области ретроинновационной деятельности школьное сообщество в качестве приоритетных направлений рассматривает реализацию федеральной программы «Образование», модели адаптивной школы.

Начало ХХI века, характеризующееся ускорением темпов развития всех сфер жизни общества, поставило перед школой ряд вопросов, которые невозможно адекватно решить в рамках традиционных подходов. Ориентация работы образовательного учреждения на усвоение обучающимися только определенной суммы знаний доказала свою неэффективность.

Сегодня школа должна готовить учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Общество и государство поставило перед школой новые задачи. Приоритетом образования стало развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей, формирование человека, который может работать в команде и принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу и делать ответственный выбор, находить необходимую информацию и использовать ее для решения своих проблем, т.е. готов к жизни в ситуации построения гражданского общества и рыночной экономики.

Проектируемые существенные изменения в различных областях образовательной системы должны привести к достижению нового уровня результатов школьного обучения, повышению доступности качественного образования, эффективному использованию имеющихся ресурсов.

В связи с вышеизложенным программа развития школы разработана как модель управляемого целенаправленного перехода на качественно новый уровень образования школьников.

Данная программа является основным стратегическим документом, определяющим:

- цели и задачи образовательного процесса;

- эффективное управление в режиме создания адаптивной школы;

- главные направления деятельности образовательного учреждения.

В программе формируются основания и приоритеты деятельности МОУ СОШ с. Старорямово, строится перспективная модель функционирования школы.

Программа разработана на основании следующих документов:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ;

- Национальная доктрина образования, утвержденная Правительством Российской Федерации 04.10.2000 г. (Постановление Правительства РФ № 751);

- Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.09.2005 года № 1340-р;

- Стратегия модернизации содержания общего образования (материалы для разработки документов по обновлению общего образования), Министерство образования Российской Федерации, Национальный фонд подготовки кадров, Москва, 2001;

- Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2010 года, Министерство образования Российской Федерации, Москва, 2004;

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года, № 1089;

- Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 года № 44.

Теоретико-практическое содержание программы основывается на рекомендациях методических служб района и области, на достижениях отечественной педагогической науки.

Программа разработана рабочей группой педагогов школы с учетом самоанализа педагогической деятельности всего коллектива, что может служить основанием ее действенности и эффективности.


^ 1. Анализ стартовых позиций

Образовательная ситуация в школе определяется ее расположением в сельской местности, отсутствием крупных хозяйственных объектов, что является одним из определяющих факторов снижения общей численности обучающихся. Кроме того, отсутствие у большей половины населения стабильных заработков приводит к тому, что более 75% обучающихся воспитываются в семьях, имеющих статус малообеспеченных.

Обучение осуществляется в первую смену в 1-11 классах; работает группа кратковременного пребывания для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Школа имеет пятидневную рабочую неделю. Продолжительность урока составляет 45 минут, для 1-го класса 35 минут в первом полугодии и 45 минут во втором полугодии, для группы кратковременного пребывания продолжительность занятий составляет от 10 до 20 минут.

Нормативная продолжительность учебного года составляет 33 недели для 1 класса, 34 недели для 2-11 классов.

Образовательная программа осуществляется на основе федерального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312, и государственных образовательных стандартов первого поколения.

Выбор школьных компонентов учебного плана осуществляется на основе учета пожеланий учащихся и их родителей в соответствии с возможностями школы.

В силу указанной выше специфики микрорайона школы наполняемость классов является низкой, что способствует эффективной реализации индивидуального подхода и адаптации учащихся с различным уровнем предшествующей подготовки, воспитывающихся в различных социальных условиях.

В состав педагогического коллектива школы входят 15 учителей, из них 9 имеют высшее образование. Средний возраст учителей составляет 39 лет. Уровень квалификации педагогического коллектива характеризуется тем, что 1 учитель имеет высшую квалификационную категорию, 7 - первую и 7 - вторую; 1 учитель имеет звание «Почетный работник общего образования».

Достаточно высокий уровень квалификации педагогов обеспечивает систематическое участие школьников в районных, областных научно-практических конференциях, олимпиадах.

В целях повышения качества образовательных услуг и в соответствии с пожеланиями родителей учащихся с 2007 года школа сотрудничает с базовой школой - МОУ СОШ с. Бердюжье, материально-техническая и учебно-методическая база которой используется для проведения практических и лабораторных работ, дополнительных занятий по предметам, получения методической помощи учителями.

С 2005 года в школе реализуется программа дошкольной подготовки для детей 3-7 лет «Воспитание и образование в детском саду» под ред.Васильевой.

Режим работы школы позволяет организовать занятость учащихся во внеурочное время в различных кружках и секциях. В школе действуют 11 кружков и секций.

Расширение возможностей дополнительного образования учащихся реализуется в традиционном многолетнем сотрудничестве школы с музыкальной школой с. Бердюжья и Бердюжского ДДТ.

Систематическое повышение профессионального уровня педагогов и поиск эффективных инновационных путей повышения качества образования ведется через систему психолого-педагогического семинара, в рамках которого работают методические группы учителей гуманитарного цикла, естественно-математического цикла и классных руководителей.

Инновационная работа в школе находится на этапе апробирования и внедрения современных технологий (элементов технологий). Педагоги школы изучают теорию (на курсах повышения квалификации, заседаниях методических объединений, семинарах и в процессе самообразования), обмениваются опытом. Однако следует признать, что это направление деятельности образовательного учреждения в настоящее время нуждается в системном преобразовании, углублении и расширении научно-методической работы как администрации, так и педагогического коллектива.

В целях обеспечения эффективного образовательного процесса в школе создана необходимая материальная база, которая включает в себя:

- кабинеты физики, химии и биологии, географии и истории, математики, русского языка и литературы, начальных классов, дошкольного обучения;

- кабинет информатики (4 учебных места с доступом в Интернет);

- спортивный зал, площадка для спортивных иг;

- банк учебных видеофильмов по истории, литературе, ОБЖ, иностранному языку;

- мастерская.

Для обеспечения психологического сопровождения образовательного процесса школа пользуется услугами психолога базовой школы, где разработана и реализуется программа психологической поддержки. Психолог проводит диагностику профессиональных способностей учащихся с целью дальнейшей профориентации.

Для сохранения здоровья учащихся школьная столовая обеспечивает горячее питание, медицинское обслуживание обучающихся осуществляется ГЛПУ «Областная больница №8 (с.Бердюжье)» на основании договора.

В настоящее время фонд школьной библиотеки недостаточно укомплектован основными и альтернативными учебниками. Соответствующее современным требованиям расширение объема самостоятельной работы учащихся и методической работы учителей требует организации работы школьной библиотеки и комплектования ее фондов на принципиально новой основе. Создание в библиотеке фонда методической литературы и проведение библиографических уроков является одним из неотъемлемых условий образовательного процесса, соответствующего требованиям современного общества и государственной стратегии в области развития образования.

Для эффективного функционирования и развития, предусматривающего повышение качества работы школы в ближайшие годы необходимо решение следующих проблем:

- недостаточная наполняемость образовательного учреждения, основанная на особенностях микрорайона школы;

- необходимость введения профильного обучения в средней школе;

- отсутствие полноценной логопедической службы, необходимой для преодоления задержки речевого развития детей, обучающихся в школе и ГКП;

- недостаточное число молодых специалистов;

- необходимость дополнительных материальных и педагогических ресурсов для проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов;

- необходимость улучшения материально-технической базы компьютерного класса для эффективного использования современных образовательных технологий.


^ 2. Концепция развития школы

Современная школа является сложноорганизованной структурой, эффективная работа которой обеспечивается множеством служб и участием педагогических работников, ответственных перед обществом за качество образования в данном учебном заведении.

Актуальный в ХХI веке подход к стратегии развития образовательных систем заключается в понимании того, что качество образования является самым эффективным средством удовлетворения потребностей общества, семьи, ребенка. При этом качество образования есть качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат.

Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно ориентированного обучения. В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культурного, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими достижениями.

Личностно ориентированное обучение предполагает:

- признание ребенка субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе субъект-субъектных и субъект-объектных образовательных воздействий;

- признание способности ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей;

- смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика;

- приоритет внутриличностного содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных траекторий;

- приоритет продуктивного компонента содержания образования, выражающегося в созидательной функции ученика, над репродуктивным компонентом.

Исходя из этого, суть личностно ориентированной педагогики заключается в том, что воспитывать и обучать, развивать и корректировать поведение нужно без насилия, уважая свободную личность ребенка, внимательно и чутко выявляя, поддерживая и развивая способности и склонности ребенка.

Таким образом, педагог вступает в особые взаимоотношения с ребенком, которые основаны на понимании его основных интересов, уровня развития и актуального состояния.

При этом особо надо говорить о здоровье детей, составляющих контингент образовательного учреждения. Согласно современным статистическим данным, только 8-10% детей рождаются практически здоровыми. Кроме того, ребенок в семье и обществе находится фактически под прессом неблагоприятных факторов.

Учитывая вышеизложенное, нетрудно понять, что многие учащиеся не выдерживают психической и умственной нагрузки, предъявляемой им образовательным учреждением, в результате чего снижается познавательная активность.

Вместе с тем, в современной адаптивной школе уроки должны быть обучающими, проблемными, творческими, требовать от учащегося умственных усилий и давать то, что ребенок не может усвоить без совместной деятельности с учителем.

Видение миссии школы

Педагогический коллектив строит свою работу с опорой на видение миссии образовательного учреждения как адаптивной школы, т.е. школы равных возможностей.

Современная педагогическая теория определяет адаптивную школу как школу со смешанным контингентом учащихся, где получают образование одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении, и дети с задержкой психического развития.

Структура образовательного учреждения функционирует в рамках следующей схемы:

-дошкольная подготовка;

- I ступень – начальные классы;

- II ступень – основная школа;

- III ступень – средняя школа.

Для достижения новых целей в соответствии с современными требованиями общества школа выбрала в качестве стратегической идеи реализацию личностно ориентированного образования в рамках адаптивной школы. Выбор указанной стратегической идеи основан на результатах многолетней работы педагогического коллектива по изучению и апробации элементов различных педагогических технологий.

Личностно ориентированное образование – это образование учащихся в школе, направленное на результат воспитания каждого ученика как развитой самостоятельной личности. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам выступает как средство.

Основными условиями, определяющими процесс формирования личности человека, являются:

- природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера. Они могут быть ярко выраженными и очень незначительными. В процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть и погублены неадекватным воспитанием. При этом воспитание должно быть направлено на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов окружающей среды и слабостей собственной человеческой природы;

- особенности семьи и ее отношение к ребенку, которое в настоящее время зачастую не предполагает реализации разумного семейного воспитания в связи с ростом числа социально неблагополучных семей, и возмещение издержек семейного воспитания является одной из важнейших задач школы в современных условиях;

- социальная среда, т.е. среда непосредственного окружения человека (микросоциум) и более широкая, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, системы ценностей, господствующих взглядов;

- воспитательное учреждение, решающим образом определяющее особенности и характер формируемой личности учащегося.

Решение указанных проблем и определяет концепцию образования – выбор адаптивной модели школы, которая реализует личностно ориентированную концепцию образования.

Личностно ориентированное образование в МОУ СОШ с.Старорямово направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями, при стремлении к полной, осмысленной и творческой жизни.

Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы

Учащиеся в адаптивной школе, осуществляющей личностно ориентированное образование, должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в процессе которой они могут

- полноценно и систематически удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности;

- подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего свое место в этом мире, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу.

Исходя из этого, школа ставит перед собой следующую цель: создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию ребенка; воспитание социально адаптированной личности. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

- разработка и внедрение нового содержания образования;

- реализация преемственности и открытости в сфере образовательных подсистем, предоставляющих каждому обучающемуся именно те сферы деятельности, которые необходимы для его развития;

- поиск новых форм наполнения содержанием базового учебного плана;

- определение педагогической основы и создание соответствующей базы для последующего развития детской самодеятельной организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, общества, система самоуправления);

- активизация взаимодействия с психологической службой базовой школы в определении перспектив развития школы;

- обеспечение прав ребенка на качественное образование;

- переход к универсальному профильному образованию;

- построение образовательной практики с учетом региональных, социокультурных тенденций, воспитание детей в духе уважения к своей школе, селу, району, области, России;

- совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса (ученик, учитель, родители или лица, их заменяющие);

- совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесберегающих технологий обучения и формирование у учащихся целостного и адекватно ориентированного отношения к своему здоровью;

- развитие органов школьного самоуправления.

В основу образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:

- гуманизация образования, предполагающая индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса при осознании развития личности как основного смысла образования;

- целостность образования, основанная на единстве процессов развития, обучения и воспитания;

- непрерывность, предполагающая создание целостной образовательной системы и преемственность в обучении, т.е. динамическое расширение и обогащение изучаемого материала;

- развитие творческой мыслительной деятельности и самообразования, оптимизация умственной деятельности педагога и ученика;

- демократизация управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов.

Системно-деятельностный подход, являющийся основой организации образовательного и инновационного процессов в школе:

- способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;

- пробуждает деятельностное начало, пронизывающее все ступени обучения и все формы работы с детьми, позволяющее строить образовательный процесс в форме диалога, в котором позиции учителя и ученика являются творческими по своей сути.

Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире, характеризующемся социальной нестабильностью и динамическим изменением знаний во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, должен обеспечить:

- мобильность выпускника школы, способность к самостоятельному усвоению знаний и формированию умений в процессе непрерывного образования и самообразования;

- овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности;

- формирование и развитие навыков критического мышления.

На основе вышеизложенного определяются следующие особенности и условия построения личностно ориентированной модели адаптивной школы:

- создание индивидуального имиджа школы на основе объединения всего коллектива и включения его в продуктивную творческую деятельность;

- построение отношений учителей и учащихся на основе взаимного уважения, принятия индивидуальности друг друга, сотрудничества и сотворчества;

- определение позиции учителя в учебном процессе через отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов работы, имеющих природосообразную, личностно ориентированную, здоровьесберегающую направленность;

- дифференциация и индивидуализация обучения путем организации модельных, эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных уроков, практикумов, экскурсий, коллективной работы.

^ 3. Перспективная модель работы школы

Прогнозируемым итогом работы программы является воспитание человека

- способного изменять самого себя и окружающий мир, т.е. развитие личности, способной к творчеству;

- принимающего реалии жизни, способного жить и общаться внутри них, т.е. подготовка личности, способной стать носителем социальных функций.

Стратегия развития образовательного учреждения предполагает активное использование дифференциации обучения ради развития склонностей и способностей школьников без ущерба для их личностного развития.

Интеллектуально-познавательная деятельность включает в себя освоение следующих компонентов:

- базисные учебные предметы;

- элективные курсы в структуре учебного плана;

- предпрофильная подготовка;

- профильное обучение;

- дошкольное образование;

- дополнительное образование.

Гуманистическая парадигма этой системы состоит в том, что человеку как носителю природных ценностей дается возможность самореализации, т.е. школа предоставляет образовательные услуги, а учащийся выбирает собственную траекторию образования. При этом содержание образования, с одной стороны, определяется государственными стандартами, с другой, включает существующее и перспективное многообразие форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса.

Реализация программы развития адаптивной школы с личностно ориентированным обучением должна обеспечить в целом

- сохранение здоровья учащихся, создание здоровьесберегающей образовательной среды;

- рост качества образования за счет совершенствования материально-технической базы учебного процесса и повышения профессионального мастерства педагогов;

- увеличение численности учащихся за счет расширения образовательных услуг.

^ Дошкольная подготовка

- устранение разноуровневой подготовки к обучению в школе;

- всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой;

- сохранение здоровья малышей, готовящихся к обучению в школе;

- раннее выявление и развитие интересов, склонностей и способностей ребенка;

- формирование учебной мотивации средствами игры.

^ Начальная школа

- создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу;

- развитие любознательности и заинтересованности, осознание необходимости изучаемого материала, интеллектуальная удовлетворенность от процесса обучения;

- создание атмосферы эмоциональной включенности в сферу учебного предмета, формирование интереса к предмету;

- отработка техники исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач для обеспечения перспективной успешности школьной карьеры;

- развитие личности на основе сохранения индивидуальности учащихся и осознания единства коллектива, успешно решающего задачи обучения и воспитания.

Реализация этих целей способствует организации образовательной деятельности в соответствии с учебным планом начальной школы, прежде всего реализация школьного компонента.

Факультативные, индивидуальные, групповые занятия по выбору:

- Занимательная математика;

- «Я познаю мир» (естествознание);

- Развитие речи;

- Декоративно-прикладное искусство.

^ Основная школа

- переход к изучению основ наук, установление единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам;

- овладение умениями вскрывать связи и отношения при усвоении учебного материала, формулировать суждения и умозаключения, проводить аналогии;

- развитие навыков систематизации, классификации, обобщения и конкретизации;

- расширение содержания образования через введение новых предметов, активизацию познавательной деятельности с помощью факультативов, кружков и т.д.;

- умение работать с литературой, отбирать и систематизировать научный материал, делать сообщения, доклады на заданную тему, составлять план, тезисы, конспект и т.д.;

- умение использовать знания и умения одного предмета при изучении другого;

- удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей через увеличение численности учащихся в системе внутришкольного дополнительного образования и расширение участия в исследовательских проектах, смотрах, конкурсах, олимпиадах.

На реализацию указанных целей направлен школьный компонент и региональный:

- интеграция предметов «Краеведение» и «экология» в учебные предметы «География», «Химия», «История»;

- элективные курсы.

^ Средняя школа

-конкретизация познавательных интересов учащихся;

- групповая и индивидуальная исследовательская деятельность;

- осуществление учебной деятельности через технологии повышенного уровня (лекции, семинары, зачеты, коллоквиумы и т.п.);

- выход на более высокий уровень обобщения и абстрагирования, причинного объяснения явлений, умения аргументировать и доказывать свои положения, связывать изучаемые явления в систему, выявлять широкие аналогии;

- определение учащимися индивидуальной области профессиональной деятельности и подчинение познавательной деятельности определенной личностной цели;

- формирование научного стиля мышления как устойчивого качества личности и необходимого условия самообразования;

- формирование способности к самостоятельному добыванию знаний как основы перспективного непрерывного образования;

- интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к продолжению образования в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

- воспитание и формирование качеств личности учащегося, обеспечивающих его конкурентоспособность (устойчивая мотивация достижений, системность знаний, способность к самоорганизации и творческой самореализации, толерантность, информационно-коммуникативная культура).

Реализации указанных целей способствуют учебные и внеучебные занятия, обеспечивающие формирование и развитие личностных, гражданских и профессиональных компетенций, в частности, школьный компонент учебного плана:

- - интеграция предметов «Краеведение» и «экология» в учебные предметы «География», «Химия», «История»;

- элективные и предметные курсы.

^ Педагогический коллектив

- формирование мотивации большей части педагогического коллектива на начало и продолжение инновационной деятельности;

- качественный рост профессиональной активности педагогов, направленной на изучение и внедрение передового педагогического опыта;

- обобщение индивидуального педагогического опыта и создание основы банка передового педагогического опыта школы;

- систематическое мотивированное повышение квалификации через самообразование и учреждения профессиональной переподготовки;

- участие в творческих рабочих группах и иных профессиональных объединениях учителей;

- внедрение в учебный процесс программ углубленного изучения предметов;

- активное участие в научной и научно-методической работе;

- динамическое формирование учебно-методического комплекса в свете задач программы развития школы.

^ Карта используемых инноваций МОУ СОШ с. Старорямово

Направление деятельности

Кто занимается

Сроки реализации

На кого направлена инновационная деятельность

Предполагаемый результат

^ I. Освоение новых для школы методик

Управленческая деятельность:

«Разработка и создание организационно-педагогических условий гуманизации образовательного процесса в школе»


Директор школы Козлова С.С., зам.директора Николаева В.С., педагог-организатор Власенко Е.в.

2010-2012г.

Педагоги, обучающиеся

Положительная динамика абсолютной и качественной успеваемости, улучшение психологического микроклимата, развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся


«Разработка и внедрение рейтинговой оценки учебных достижений обучающихся»


зам.директора Николаева В.С.

2010-2013

обучающиеся

Повышение мотивации к учению, устойчивый рост абсолютной и качественной успеваемости


«Мониторинг оценочной культуры учителя»


зам.директора Николаева В.С.

2010-2012

педагоги

Повышение оценочной культуры учителя, мотивации к учебе обучающихся, рост абсолютной и качественной успеваемости


«Концептуальные основы организации образовательного процесса в группе предшкольной подготовки»


Директор школы Козлова С.С., зам.директора Николаева В.С.

2010-2013

воспитатель, старшие дошкольники

Подготовка детей 5-7 лет к обучению в школе, развитие эмоционально-психологической и интеллектуальной сферы детей

«Формирование социального поведения подростков в условиях сельской малокомплектной школы»

Директор школы Козлова С.С., доцент кафедры педагогики и андрагогики ТОГИРРО, к.п.н. Файзуллина А.Р.

2010-2012

обучающиеся

Сформированность социального поведения выпускников школы, их успешная адаптация в социум в новых условиях

^ II. Различные виды обучения

Организационно-педагогические условия внедрения дистанционного образования: дистанционные обучающие олимпиады

Администрация,

учитель информатики


2010-2014

обучающиеся

Рост качественной успеваемости, развитие интеллектуальных способностей обучающихся, технологической грамотности учащихся

^ III. Освоение новых курсов

Внедрение современных ИКТ в управление образовательным процессом и УВП

Администрация,

учитель информатики


2012-2013

Администрация, педагоги, обучающиеся

Оперативное руководство образовательным процессом.

Осуществление внутришкольного контроля и диагностики на базе объективных данных и мониторинга.

Повышение уровня организации управленческого труда.

Повышение квалификации педагогов

Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей на основе ИКТ


Гуманизация образования на основе реализации обществоведческих курсов «Основы философии», «Основы социологии», «Основы политологии»

Учитель обществознания и истории Денисовец Т.Д.

2010г

учащиеся 10-11 классов

Формирование и развитие гражданских компетенций обучающихся.

Развитие абстрактного мышления старшеклассников


^ IV. Освоение новых УМК

УМК «Школа XXI века»

Учителя начальных классов

с 2004 г.

Обучающиеся начальной школы

Продуктивное усвоение учащимися содержательных линий I ступени образования

УМК Л. Кузнецовой «Химия» (разноуровневое, развивающее обучение)

Учиель химии

с 2005 г.

Обучающиеся 8-11 классов

Продуктивное усвоение учащимися содержательных линий курса химии

^ V. Работа по изучению проблем

ГОС общего образования «Функционирование и мониторинг»

Администрация

2010-2014

педагоги

Разработка учебного плана по ступеням образования. Выбор УМКЁ способствующих усвоения минимума содержания ГОС.

Выбор технологий обучения, обеспечивающих качество образования выпускников. Корректировка системы ВШК

Администрация

с 2005г.

педагоги

Управление качеством образования на основе анализа результатов ЕГЭ

^ VI. Система контроля

Разработка модели внутришкольного контроля и диагностики на основе компьютерных технологий

Администрация


2010-2014

педагоги

Оперативное руководство образовательным процессом.

Осуществление внутришкольного контроля и диагностики на базе объективных данных и мониторинга.

Повышение уровня организации управленческого труда.

Самоконтроль с применением компьютера

педагоги

2011-2013

обучающиеся

Самодиагностика и коррекция ЗУН




^ 4. Тактика реализации программы

Успешная реализация программы и предсказуемость результатов возможны только при условии эффективной работы системы управления качеством образования. Эта система представляет собой мониторинг промежуточных и конечных результатов деятельности школы.

При разработке системы управления учитываются факторы, влияющие на результативность реализации программы:

- качество преподавания и уровень профессионального развития учителей;

- качество воспитательной работы;

- уровень организации и эффективности педагогической работы и учебного труда учащихся;

- уровень физической культуры и медицинского обслуживания детей;

- качество учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Система мониторинга предполагает отслеживание следующих параметров:

- уровень обученности;

-уровень воспитанности;

- степень готовности выпускников школы к непрерывному образованию в процессе своей профессиональной подготовки и деятельности;

- уровень социальной адаптации;

- степень сохранности здоровья детей.

Для успешной осуществления программы развития и освоения компонентов ее содержания необходима поэтапная реализация следующего плана деятельности:

№п/п

Направление деятельности

сроки

ответственные

1

Анализ существующих оснований обновления учебных программ

До 01.09.2011г.

Зам. директора по УВР

2

Определение набора ресурсов для обновления содержания образования на основе развития элективных курсов и перехода к профильному обучению, совершенствования технологии оценивания

До 01.09.2011г.

Зам. директора по УВР

3

Разработка и внедрение образовательных технологий (элементов технологий), которые создадут условия для

приобщения учащихся к многообразию научного и культурного наследия России и мира;

развития мотивации к более активному изучению предметов в соответствии с личностно-ориентированной технологией обучения;

понимания школьного образования как средства развития личности и расширения возможностей адаптации к изменениям экономической, социальной и культурной ситуации в обществе;

приобретения опыта общения и формирования социально адаптированной личности.

постоянно

Зам. директора по УВР

4

Создание и развитие механизмов партнерства между школой, другими образовательными учреждениями, организациями местного самоуправления, молодежными организациями по вопросам обновления школьного образования и достижения прогресса в обучении и развитии социально востребованных навыков учащихся

постоянно

директор

5

Гражданское образование и совершенствование модели ученического самоуправления

постоянно

директор

6

Повышение компетентности управленческого и педагогического персонала в области информатизации и использования новых информационных технологий

постоянно, в соответствие с планом курсовой подготовки

директор

7

Создание атмосферы психологического комфорта и материальных условий для плодотворной работы педагогического коллектива

постоянно

директор

8

Совершенствование форм публичного отчета в рамках традиционных Дней открытых дверей, разработка инновационного макета публичного отчета

постоянно

директор

9

Улучшение и оздоровление условий проведения образовательного процесса

постоянно

администрация, педагоги

10

Создание условий социально-психологической защищенности и сохранения здоровья учащихся и педагогов

постоянно

администрация, педагоги

11

Повышение квалификации педагогов в области использования современных технологий обучения

В соответствии с планом курсовой подготовки

Зам. директора по УВР

12

Совершенствование материально-технической базы

постоянно

директор



Заключение

Для всего периода внедрения программы определяющими управленческими задачами являются:

- обеспечение стабильного функционирования образовательного учреждения в соответствии с нормативной базой и целями программы;

- обеспечение условий для динамического развития образовательного процесса в соответствии с принципами программы;

- регулирование отношений в системе педагогической и учебной деятельности в условиях сосуществования процессов функционирования и развития;

- обеспечение форм и условий системной научно-методической работы;

- решение проблемы кадровой оснащенности, повышение квалификации и профессиональной компетентности учителей;

- совершенствование материальной базы школы, в том числе за счет привлечения внебюджетных средств;

-развитие традиций участия семьи в образовательном и воспитательном процессе.


^ Пояснительная записка

о путях реализации программы развития

МОУ СОШ с. Старорямово

Программа развития школы разработана педагогическим коллективом школы на период 2010 – 2014 г.г.

Целью данной программы является создание оптимальных условий для доступности качественного образования, развития личности обучающихся в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями, их успешной социализации.

Для достижения этой цели педагогическому коллективу школы необходимо решить комплекс задач, направленных на создание адаптивной школы с личностно ориентированным обучением.

Главнейшей задачей является сохранение здоровья детей, создание здоровьесберегающей среды. Данная задача решается через:

- обеспечение соблюдения САНиПина, норм и правил охраны труда, пожарной безопасности;

- организацию полноценного горячего питания в соответствии с рекомендованным меню, обеспечивающим достаточное разнообразие и калорийность блюд, витаминизацию; 100-% охват горячим питанием;

- использование в обучении здоровьесберегающих технологий, индивидуально-дифференцированного подхода на основе личностно ориентированного обучения;

- повышение эффективности физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на основе анализа результатов мониторинга здоровья детей, развития МТБ спортзала, пропаганды здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов и родителей.

Следующая задача – рост качества образования – решается за счет совершенствования учебной и МТБ образовательного процесса и повышения профессионального мастерства педагогов.

Школа постоянно в соответствии с финансовыми возможностями обновляет учебники, методические и наглядные пособия, программное обеспечение компьютерного класса.

Педагоги школы повышают квалификацию через посещение семинаров, обучение на курсах, аттестацию. В настоящий момент 67 % педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории. В школе работают 2 молодых специалиста, пока не имеющих категории. Им оказывается постоянная методическая помощь, организована наставническая работа.

В повышении качества образования и социализации и адаптации детей и подростков большую роль играет формирование и развитие ключевых компетенций учащихся, развитие их познавательного и творческих интересов. Этого педагогический коллектив школы добивается через осуществление деятельностного подхода к обучению и воспитанию.

Педагогами школы изучаются и внедряются новые педагогические технологии, позволяющие формировать и развивать умение учеников самостоятельно добывать знания, использовать их в конкретной нестандартной ситуации; развивать личность каждого на основе сохранения индивидуальности учащихся и осознания единства коллектива.

С 2005 года в начальном звене введена программа «Школа 21 века»; учителями широко используются такие технологии как технология развития критического мышления, развивающее обучение, метод проектов, ИКТ, технология сотрудничества и др. Ведется систематическая работа с одаренными детьми. Наши школьники являются постоянными участниками различных конкурсов, олимпиад, экспедиций, таких как «Золотое руно», «Шаг в будущее» пермские олимпиады и многие другие. К сожалению, при участии во Всероссийской предметной олимпиаде школьников у нас мало призовых мест на районном уровне и нет призеров на региональном. Это обстоятельство ставит перед коллективом задачу пересмотреть принципы работы при подготовке детей к олипиадам.

Школа успешно сотрудничает с базовой школой – МОУ СОШ с. Бердюжье – в соответствии с совместным планом работы и на основании договора.

Для развития познавательных и творческих интересов детей работают 17 кружков и секций различной направленности, проводятся внеклассные и внешкольные мероприятия, как традиционные, так и в новой форме.

Постоянно ведется профилактическая работа по предупреждению правонарушений и преступлений, бродяжничества и безнадзорности, вредных привычек среди детей и подростков.

Работе с родителями также уделяется большое внимание, т.к. это направление является одним из ключевых в решении задач по реализации программы развития школы.

Достижению цели программы способствует и развитие взаимодействия с социумом. У школы налажены прочные и эффективные связи с сельским спорткомплексом, сельской библиотекой, Домом культуры, ФАПом, органами правопорядка, сельской администрацией, Советом ветеранов.

Таким образом, решая данные задачи, администрация и педагогический коллектив школы обеспечивают стабильное функционирование образовательного учреждения в соответствии с нормативной базой и создает предпосылки для перехода школы в режим развития.


Приложение


^ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ

Полное официальное наименование:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Старорямово»

Дата основания: 1985 год

Лицензия А № 322895 от 03.07.2009 г.

Свидетельство об аккредитации АА № 000067 от 12.05.2009 г.

Юридический и фактический адрес: 627444, Тюменская область, Бердюжский район,

с. Старорямово, ул. Ленина, 30

Директор Козлова Светлана Семеновна

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Николаева Вера Семеновна

Телефон (факс) 8 34554 32-1-82

e-mail staroram@rambler.ru



Похожие:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Старорямово» iconПубличный отчет моу «Александровская средняя общеобразовательная школа» за 2008- 2009 учебный год Муниципальное общеобразовательное учреждение «Александровская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Александровская средняя общеобразовательная школа» функционирует с 1975 года
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Старорямово» iconПубличный отчет моу «Александровская средняя общеобразовательная школа» за 2008- 2009 учебный год Муниципальное общеобразовательное учреждение «Александровская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Александровская средняя общеобразовательная школа» функционирует с 1975 года
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Старорямово» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 основная образовательная программа начального общего образования мбоу «Средняя общеобразовательная школа №3»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Старорямово» iconДоговор о предоставлении общего образования мбоу сош №4 г. Покачи 20 год Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4», в лице директора Зубовой Татьяны Александровны,...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Старорямово» icon1. общие положения муниципальное общеобразовательное учреждение Вятская средняя общеобразовательная школа в дальнейшем — «Учреждение»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Вятская средняя общеобразовательная школа (в дальнейшем — «Учреждение») зарегистрировано...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Старорямово» iconПубличный доклад общеобразовательного учреждения Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 г. Благовещенска в 2011-2012 учебном году
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №15
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Старорямово» iconПубличный доклад общеобразовательного учреждения муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 г. Благовещенска в 2010-2011 учебном году
Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа №15 г. Благовещенска
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Старорямово» iconПубличный доклад общеобразовательного учреждения муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 г. Благовещенска в 2009-2010 учебном году
Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа №15 г. Благовещенска
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Старорямово» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 в любых делах при максимуме сложностей
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Старорямово» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» ст. Григорополиской Новоалександровского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№2»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы