Лекция №1 Тема: Информатика предмет и задачи. Человек и информация План Информационное общество. Информационная культура. Информатика предмет и задачи icon

Лекция №1 Тема: Информатика предмет и задачи. Человек и информация План Информационное общество. Информационная культура. Информатика предмет и задачи




Скачать 73.02 Kb.
НазваниеЛекция №1 Тема: Информатика предмет и задачи. Человек и информация План Информационное общество. Информационная культура. Информатика предмет и задачи
Дата12.10.2012
Размер73.02 Kb.
ТипЛекция
источник

Лекция №1

Тема: Информатика – предмет и задачи. Человек и информация

План


  1. Информационное общество.

  2. Информационная культура.

  3. Информатика – предмет и задачи.

  4. Информатика как научная дисциплина. Основные направления.

1. Представление об информационном обществе


В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций – преобразование общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований явилось приобретение человеческим обществом нового качества.

^ Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению.

Вторая (середина 16 в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности

Третья (конец 19 в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е года 20в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением ПК. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных. Этот период характеризуется следующим:

переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

создание программно-управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль – информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология (см. ниже) опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Бурное развитие компьютерной техники и технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

^ Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.

Уже опубликован ряд фактических материалов, свидетельствующих, что это не утопия дня, а неизбежная реальность недалекого будущего. – сделать доклад

При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.

Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:

- решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

- обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

- главной формой развития станет информационная экономика;

- в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

- информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

- формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

- с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

- реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

- все большее влияние на общество средств массовой информации;

- информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

- существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

- многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в ин­формационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций.

^
2. Информационная культура

Под личной культурой обычно понимают набор социально значимых знаний и навыков, присущих конкретному человеку.

Информационная культура – это набор знаний и навыков, необходимых для социальной адаптации человека в информационном обществе.

В настоящее время под этим в первую очередь понимается умение использовать информационные технологии и потребность в этом. Нужны навыки работы с компьютером, умение создавать с его помощью различные документы, представления об основных классах программ и глубокие знания в профессиональной области. Такие знания и навыки иногда называют компьютерной грамотностью.
^
3. Информатика – предмет и задачи

Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. С ней связано начало революции в области накопления, передачи и обработки информации. Эта революция, следующая за революциями в овладении веществом и энергией, затрагивает и коренным образом преобразует не только сферу материального производства, но и интеллектуальную, духовную сферу жизни.

Определение 1. Термином «Информатика» обозначают совокупность дисциплин, изучающих свойства информации, а также способы представления, накопления, обработки и передачи информации с помощью технических средств.

Определение 2. Информатика – это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы ее создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.

На Западе применяют другой термин «computer science» – компьютерная наука или наука о средствах вычислительной техники.

Ядро информатики – информационная технология как совокупность конкретных технических и программных средств, с помощью которых мы выполняем разнообразные операции по обработке информации во всех сферах нашей жизни и деятельности.

Другими словами: ^ Информационная технология – это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации.

4. Информатика как научная дисциплина. Основные направления.

Информатика – научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения. Ее основные направления:

  • разработка вычислительных систем и программного обеспечения;

  • теория информации, изучающая процессы, связанные с передачей, приемом, преобразованием и хранением информации;

  • методы искусственного интеллекта, позволяющие создавать программы для решения задач, требующих определенных интеллектуальных усилий при выполнении их человеком (логический вывод, обучение, понимание речи, визуальное восприятие, игры и т.д.);

  • системный анализ, заключающийся в анализе назначения проектируемой системы и в установлении требований, которым она должна отвечать;

  • методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа;

  • средства телекоммуникации, в том числе глобальные компьютерные сети, объединяющие все человечество в единое информационное сообщество;

  • разнообразные приложения, охватывающее производство, науку, образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и все другие виды хозяйственной и общественной деятельности.

В информатике обычно выделяют следующие части: технические средства и программные.

^ Технические средства, т.е. аппаратура компьютера, в английском языке обозначаются словом Hardware, которое буквально переводится как «твердые изделия».

А для программного обеспечения выбрано слово Software (мягкие изделия), которое подчеркивает способность программного обеспечения модифицироваться, приспосабливаться, развиваться. Программное обеспечение (Software) – это совокупность всех программ – системных и прикладных, которые используются на ЭВМ.

Помимо этих двух общепринятых ветвей информатики выделяют еще одну существенную ветвь – алгоритмические средства. Ее называют Brainware (от англ. Brain – интеллект). Эта ветвь связана с разработкой алгоритмов и изучением методов и приемов их построения.

Алгоритмы – это правила, предписывающие выполнение последовательности действий, приводящих к решению задачи.
^
Темы для докладов

  1. Изобретение письменности

  2. Изобретение книгопечатания

  3. Изобретение электричества

  4. Применение микропроцессорной технологии

  5. Применение микропроцессорной технологии в быту (электронные дома и подобное)


Вопросы для самоконтроля

(Для записи ответов на диске С: в папке Информатика создайте папку, именем которой будет номер вашей группы, в этой папке с помощью текстового редактора MS Word создайте документ с именем Работа1)

  1. Объясните понятие “Информационная революция”.

  2. Сколько информационных революций вы знаете и какие?

  3. Информационная индустрия – это …

  4. Информационное общество – это …

  5. Что понимают под информационной культурой?

  6. Информационная технология – это …

  7. Дайте определение дисциплины “Информатика”

  8. Что изучает информатика, ее основные направления?

  9. Что понимают под техническими и программными средствами в информатике?

  10. Что такое алгоритм?



Похожие:

Лекция №1 Тема: Информатика предмет и задачи. Человек и информация План Информационное общество. Информационная культура. Информатика предмет и задачи iconУрок Что изучает информатика?
Информация и информационная деятель­ность человека. Человек как биологическая система обработки информа­ции. Общество как социальная...
Лекция №1 Тема: Информатика предмет и задачи. Человек и информация План Информационное общество. Информационная культура. Информатика предмет и задачи iconДокументи
1. /информатика/Темплан ИНФОРМАТИКА.doc
2. /информатика/задачи...

Лекция №1 Тема: Информатика предмет и задачи. Человек и информация План Информационное общество. Информационная культура. Информатика предмет и задачи iconЛекция №2 Тема: Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. План Понятие информации. Виды информации. Свойства информации
Информация относится к фундаментальным, неопределяемым понятиям науки информатика. Тем не менее, смысл этого понятия должен быть...
Лекция №1 Тема: Информатика предмет и задачи. Человек и информация План Информационное общество. Информационная культура. Информатика предмет и задачи iconПлан лекций лечебного факультета на осенний семестр 2012-2013 учебного года
Лекция Введение. Предмет и задачи биохимии. Место биохимии в теоретической и клинической медицине. Структурная организация и свойства...
Лекция №1 Тема: Информатика предмет и задачи. Человек и информация План Информационное общество. Информационная культура. Информатика предмет и задачи iconПрезентация по математике
Это очень занимательный и развивающий по своей сути предмет. На уроках мы решаем не только алгебраические задачи, но и задачи на...
Лекция №1 Тема: Информатика предмет и задачи. Человек и информация План Информационное общество. Информационная культура. Информатика предмет и задачи iconВопросы к зачету
Язык и речь. Функции языка и речи. Культура речи как научная дисциплина, ее предмет, задачи, связь с другими дисциплинами (стилистикой,...
Лекция №1 Тема: Информатика предмет и задачи. Человек и информация План Информационное общество. Информационная культура. Информатика предмет и задачи iconТема: «Информация»
На прошлом уроке мы говорили о появлении термина «информатика». Давайте вспомним, откуда происходит «информатика», что это за наука,...
Лекция №1 Тема: Информатика предмет и задачи. Человек и информация План Информационное общество. Информационная культура. Информатика предмет и задачи iconЭкзаменационные вопросы по общей гигиене и экологии для студентов педиатрического факультета Гигиена отрасль профилактической медицины. Предмет, цель, задачи и методы гигиены
Гигиена – отрасль профилактической медицины. Предмет, цель, задачи и методы гигиены
Лекция №1 Тема: Информатика предмет и задачи. Человек и информация План Информационное общество. Информационная культура. Информатика предмет и задачи iconЭкзаменационные вопросы по общей гигиене и экологии для студентов лечебного факультета Гигиена отрасль профилактической медицины. Предмет, цель, задачи и методы гигиены
Гигиена – отрасль профилактической медицины. Предмет, цель, задачи и методы гигиены
Лекция №1 Тема: Информатика предмет и задачи. Человек и информация План Информационное общество. Информационная культура. Информатика предмет и задачи iconПояснительная записка. Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика»
«Информатика» для 5 класса. Программа построена так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы