Практическая работа №1. «Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах. Расчетные задачи на вычисление массовой доли вещества в растворе» icon

Практическая работа №1. «Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах. Расчетные задачи на вычисление массовой доли вещества в растворе»




НазваниеПрактическая работа №1. «Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах. Расчетные задачи на вычисление массовой доли вещества в растворе»
страница1/5
Дата25.10.2012
Размер0.66 Mb.
ТипПрактическая работа
источник
  1   2   3   4   5





Практическая работа №1.

«Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах. Расчетные задачи на вычисление массовой доли вещества в растворе».

Цель: отработка умений по составлению ионных уравнений реакций и решению расчетных задач на вычисление массовой доли вещества в растворе.

Теория

Согласно теории электролитической диссоциации при растворении в воде электролиты диссоциируют (распадаются) на положительные и отрицательные ионы. А если в растворе одновременно присутствуют несколько веществ - электролитов, то образуется несколько катионов и анионов и тогда между противоположно заряженными ионами возможно взаимодействие с образованием новых веществ.

^ Реакции между ионами называются ионными реакциями, а уравнения этих реакций — ионными уравнениями.

В соответствии с правилом Бертолле реакции обмена протекают до конца только тогда, когда образуются твердое малорастворимое соединение (осадок), легколетучее вещество (газ) или малодиссоциирующее соединение (очень слабый электролит, в том числе и вода).

Реакцию обмена в растворе принято изображать 3 уравнениями:

  • молекулярным уравнением

  • полным ионным уравнением

  • сокращенным ионным уравнением

При написании ионных уравнений следует обязательно руководствоваться таблицей растворимости кислот, оснований и солей в воде, т.е. обязательно проверять растворимость реагентов и продуктов, отмечая это в уравнениях.

В ионных уравнениях формулы веществ записывают в виде ионов или в виде молекул.

^ В виде ионов записывают формулы: сильных кислот; сильных оснований; растворимых в воде солей.

В виде молекул записывают формулы: воды; слабых кислот; слабых оснований; малорастворимых солей; амфотерных гидроксидов; оксидов; газообразных веществ.

В уравнениях реакций ставят знак , если среди продуктов реакции есть осадок - нерастворимые или малорастворимые вещества. Знакпоказывает газообразные или летучие соединения.

Реакции обмена в водных растворах электролитов могут быть:

1) практически необратимыми, т.е. протекать до конца;

2) обратимыми, т.е. протекать одновременно в двух противоположных
направлениях.

Рассмотрим примеры реакций ионного обмена, протекающих до конца. 1. Реакции с образованием малорастворимых веществ, выпадающих в осадок.

Составим молекулярное и ионные уравнения реакции между нитратом серебра (I) и хлоридом натрия:

AgN03 + NaCl = AgCl + NaN03

Ag+ + NO3- + Na+ + CI- = AgCl+ Na+ + N03

Ag+ + CI- = AgCl

Эта реакция обмена необратима, потому что один из продуктов уходит из раствора в виде нерастворимого вещества (осадка).

2. ^ Реакции, идущие с образованием малодиссоциирующих веществ (слабых электролитов).

Составим молекулярное и ионные уравнения реакции нейтрализации между растворами гидроксида калия и азотной кислоты:

NaOH + HNO3 = NaNQ3 + Н20

Na+ + ОН- + Н+ + N03- = Na+ + N03- + Н20

ОН- + Н+ = Н20

В результате реакции нейтрализации ионы водорода и гидроксид-ионы образуют малодиссоциирующие молекулы воды. Процесс нейтрализации идет до конца, т.е. эта реакция необратима.

3. ^ Реакции, протекающие с образованием газообразных веществ.

Запомни! Угольная, сернистая кислоты и гидроксид аммония неустойчивые соединения и распадаются:

H2CO3  CO2 + H2O

H2SO3  SO2 + H2O

NH4OH  NH3 + Н20

Составим молекулярное и ионные уравнения реакции между растворами гидроксида натрия и хлоридом аммония:

NaOH + NH4CI = NaCl + NH3 + Н20

Na+ + ОН- + NH4+ + CI- = Na+ + CI- + NH3 + H20

NH4+ + OH- = NH3+ H20

Эта реакция обмена необратима, потому что образуется газ аммиак и малодиссоциирующее вещество - вода.

^ Реакции обмена, если среди исходных веществ имеются слабые электролиты или малорастворимые вещества, являются обратимыми, т.е. до конца не протекают.

Си(ОН)2  + 2НС1  СиС12+ 2Н20

Си(ОН)2  + 2Н+ + 2С1-  Cu2+ + 2Cl- + 2Н20

Си(ОН)2  + 2Н+  Си2+ + 2Н20

Если исходными веществами реакций обмена являются сильные электролиты, которые при взаимодействии не образуют малорастворимых или малодиссоциирующих веществ, то такие реакции не протекают. При смешивании их растворов образуется смесь ионов, которые не соединяются друг с другом. Примером данной реакции может служить реакция между хлоридом натрия и нитратом кальция. Уравнения таких реакций обмена не записывают.

^ Таким образом, реакции ионного обмена идут в направлении связывания ионов.


@Задание. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций между веществами: сульфидом калия и соляной кислотой, гидроксидом меди (II) и азотной кислотой, нитратом свинца (II) и сульфатом калия, карбонатом магния и соляной кислотой, хлоридом железа (III) и нитратом серебра, гидроксидом бария и серной кислотой, гидроксидом натрия и нитратом аммония.

  1. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  6. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задача 1. (образец) В 100 г воды растворили 20 г соли. Рассчитайте массовую долю соли в %.


Дано:

mрастворителя = 100 г

mр.в. = 20 г

Решение:

wр.в. = mр.в-ва / mраствора

mраствора = mр.в-ва + mрастворителя = 100 + 20 = 120 г

wр.в.= 20 / 120 = 0,1667 = =16,67%


wр.в. - ? %

Ответ: массовая доля соли 16,67%.

@Задание. Используя образец решения задачи 1., реши следующую задачу:


Задача 2. В 200 г спирта растворили 50 г йода. Рассчитайте массовую долю йода в %.


Задача 3. (образец) Сколько граммов воды и нитрата натрия нужно взять, чтобы приготовить 80г 5%-го раствора?


Дано:

mраствора = 80 г

wр.в. = 5% = 0,05

Решение:

wр.в. = mр.в-ва / mраствора

mр.в-ва = wр.в.× mраствора

mрастворителя = mраствора - mр.в.

mр.в-ва = 0,05 × 80 = 4 г

mрастворителя = 80 – 4 = 76 г

m растворителя - ? г

mр.в.- ? г

Ответ: нужно взять 76 граммов воды и 4 г нитрата натрия.

@Задание. Используя образец решения задачи 3., реши следующую задачу:


Задача 4. Сколько граммов йода и спирта нужно взять для приготовления 30г 5%-го раствора йодной настойки?

Лабораторное занятие №1

«Реакции ионного обмена»

Цель: экспериментальное подтверждение знаний об условиях протекания реакций ионного обмена до конца, выработка умений по составлению ионных уравнений реакций.


^ Порядок выполнения работы

Оборудование и реактивы:

штатив с пробирками, растворы сульфата меди (II), сульфата алюминия, гидроксида натрия, нитрата бария, сульфита натрия, карбоната натрия, серной кислоты, хлорида железа (III), фенолфталеина.

^ Реакции, идущие с образованием осадка

Опыт №1

Налейте в пробирку 3-4мл раствора сульфата меди (II) и добавьте немного раствора гидроксида натрия.

Запишите наблюдения:

Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт №2.

Налейте в пробирку 3-4мл раствора сульфата алюминия и добавьте немного раствора нитрата бария.

Запишите наблюдения:

Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


^ Реакции, идущие с выделением газа

Опыт №3

Налейте в пробирку 3-4мл раствора сульфита натрия и добавьте столько же раствора серной кислоты.

Запишите наблюдения:

Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт № 4

Налейте в пробирку 3-4мл раствора карбоната натрия и добавьте столько же раствора серной кислоты.

Запишите наблюдения:

Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

^ Реакции, идущие с образованием малодиссоциирующего

вещества.

Опыт №5

Налейте в пробирку 3-4мл раствора гидроксида натрия и добавьте две-три капли фенолфталеина. Затем прилейте раствор серной кислоты.

Запишите наблюдения:

Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экспериментальные задания. Растворить образовавшийся в опыте № 1 осадок, и записать при этом происходящие реакции в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде:

Запишите наблюдения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы

  1. Какие реакции называются ионными?

  2. В каких случаях реакции ионного обмена протекают до конца?

  3. В каком направлении протекают реакции ионного обмена?

  4. Объясните, почему в опытах №1 и №2 образовались осадки?

  1. Объясните, почему в опытах №3 и №4 выделились газообразные вещества?

  2. Какими еще кислотами можно было подействовать на растворы сульфита натрия и карбоната натрия (в опытах №3 и №4), чтобы получить аналогичные результаты?

  3. Объясните, почему в опыте №5 произошло обесцвечивание? Как называется реакция между щелочью и сильной кислотой?

  4. В каких случаях реакции ионного обмена в растворах электролитов являются необратимыми?

9.В каких случаях реакции ионного обмена в растворах электролитов являются обратимыми?

10.В каких случаях реакции ионного обмена в растворах электролитов не протекают?

12.Формулы каких веществ в ионных уравнениях записывают в виде ионов?

13.Формулы каких веществ в ионных уравнениях записывают в виде молекул?

Литература

Ерохин Ю.М. «Химия» Москва: Академа, 2005г. Гл 6, стр. 74 - 80.

^ Лабораторное занятие №2

«Испытание растворов солей индикаторами.

Гидролиз солей»

Цель: отработка практических навыков определения среды раствора соли, составления уравнений реакций гидролиза солей по первой стадии.

Теория

Вода по отношению к веществам может быть растворителем, реагентом. В том случае, когда вода выступает средой реакции и реагентом, говорят о процессе гидролиза.

^ Гидролиз солей - реакция обменного взаимодействия соли с водой, в результате которой образуется слабый электролит.

При гидролизе, как правило, степени окисления элементов сохра­няются, на основании чего и составляются уравнения гидролиза:

МAn + HOH = MOH + HАn

Соль основание кислота

^ Гидролизу не подвергаются:

  1. соли, нерастворимые в воде;

  2. растворимые соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием.




Сильные кислоты

H2SO4 , HNO3, HClO3, HClO4, HCl, HBr, HI

Сильные основания

щелочи

(Например, NaCl, K2S04, LiN03, BaBr2, CaI2 и т. д.).


Гидролизу подвергаются:

  1. растворимые соли, в состав которых входит хотя бы один сла­бый ион (Na2C03, CuS04, NH4F и т. д.).




Слабые кислоты

H2CO3, H2SO3 , H2SiO3 , H2S , HNO2 , HF, HCN, почти все органические кислоты

Слабые основания

Нерастворимые в воде основания, NH4OH

Это обратимый гидролиз.


  1. Соли, напротив которых в таблице растворимости стоит про­черк, необратимо гидролизируются:

Al2S3+ 6Н20 2Al(OH)3+ 3H2S


При составлении уравнений обратимого гидролиза по первой стадии следует при­держиваться следующего алгоритма:

^ Образец №1. Соль образована слабой кислотой и сильным основанием

1. Записать уравнение диссоциации соли. Na2C032Na+ + C032-

слабый анион

2. Выбрать слабый ион: катион или анион.

3. Записать его взаимодействие с водой. C032- + Н+ОН-  НС03 - +ОН-

4. Определить среду раствора: ОН- - щелочная среда, Н+ - кислая среда, отсутствие Н+ и ОН- нейтральная.

Это случай гидролиза по аниону.

Образец №2. Соль образована сильной кислотой и слабым основанием

1. Записать уравнение диссоциации соли. FeCl3Fe3+ +3Cl -

слабый катион

2. Выбрать слабый ион: катион или анион.

3. Записать его взаимодействие с водой. Fe3+ + Н+ОН-  Fe ОН2++Н+

4. Определить среду раствора кислая

Это случай гидролиза по катиону.


Если соль образована слабой кислотой и слабым основанием (например, NH4NO2), то проходит гидролиз и по катиону и по аниону.

Гидролиз солей, образованных многоосновными кислотами и многокислотными основаниями идет ступенчато. Каждая последующая стадия идет в меньшей степени, чем предыдущая.

Порядок выполнения работы

Оборудование и реактивы:

штатив с пробирками; универсальная индикаторная бумажка, растворы солей

сульфата натрия, нитрата меди (II), сульфида натрия.

^ Задание №1 Испытание растворов солей индикатором. Налейте в пробирку немного раствора каждой соли, а затем испытайте действие растворов этих солей на универсальной индикаторной бумажке. Занесите данные в таблицу, укажите среду раствора знаком «+».

Формула соли

Среда раствора

Укажите, каким основанием и кислотой (сильными или слабыми) образована соль.

Нейтральная

Кислая

Щелочная















































Сделайте вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  1   2   3   4   5



Похожие:

Практическая работа №1. «Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах. Расчетные задачи на вычисление массовой доли вещества в растворе» icon2. Реакции ионного обмена
Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах. Расчетные задачи на вычисление массовой доли вещества в растворе
Практическая работа №1. «Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах. Расчетные задачи на вычисление массовой доли вещества в растворе» iconЗадача на вычисление массовой доли вещества, находящегося в растворе. Билет №3
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых...
Практическая работа №1. «Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах. Расчетные задачи на вычисление массовой доли вещества в растворе» iconРешение уравнений и составление уравнений по условию задачи
Цель: продолжить формирование умений решать уравнения с дробными коэффициентами и составлять уравнения по условию задачи
Практическая работа №1. «Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах. Расчетные задачи на вычисление массовой доли вещества в растворе» iconКлассификация химических реакций. Реакции, идущие с изменением состава вещества
Гомогенные реакции – реакции, в которых реагирующие вещества и продукты реакции находятся в одинаковом агрегатном состоянии. По участию...
Практическая работа №1. «Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах. Расчетные задачи на вычисление массовой доли вещества в растворе» iconИсследование решений задач на составление квадратных уравнений. При исследовании квадратных уравнений можно пользоваться следующими указаниями
Во многих случаях исследование сводится к выбору решения, удовлетворяющего определённым требованиям; например, отыскивается решение,...
Практическая работа №1. «Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах. Расчетные задачи на вычисление массовой доли вещества в растворе» iconПрактическая работа №1: «Составление портфолио» Цель работы: формирование умений отбирать, систематизировать и анализировать информацию, по теме из разных источников знаний
Оборудование: пластиковая папка с 10 конвертами, в каждый из которых вкладывается информация из отдельного источника знаний
Практическая работа №1. «Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах. Расчетные задачи на вычисление массовой доли вещества в растворе» iconУрока: Практическая работа «Создание кроссворда в Excel по теме «Мой компьютер». Раздел программы: Электронные таблицы. Класс: 7 Тип урока: практическая работа
Тема урока: Практическая работа «Создание кроссворда в Excel по теме «Мой компьютер»
Практическая работа №1. «Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах. Расчетные задачи на вычисление массовой доли вещества в растворе» iconПрограмма «Биологически активные вещества»
Модуль 5: Биологически активные вещества ( элективный модуль) Учебная научно-практическая конференция
Практическая работа №1. «Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах. Расчетные задачи на вычисление массовой доли вещества в растворе» iconРешение расчетных задач по теме "Количество вещества. Моль" Цель урока : закрепить знания по теме «Количество вещества». Задачи урока
Продолжить формирование понятий: количество вещества, моль, молярная масса, число Авогадро, молярный объем, закон Авогадро
Практическая работа №1. «Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах. Расчетные задачи на вычисление массовой доли вещества в растворе» iconСамостоятельная работа по составлению химических уравнений; работа с обычной доской и конспектирование материала в тетради
Оборудование и реактивы: микролаборатория, индивидуальные карты, таблицы, презентация
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы
Документы