Первые итоги и перспективы апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Эксперимент по апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» icon

Первые итоги и перспективы апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Эксперимент по апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики»




Скачать 56.51 Kb.
НазваниеПервые итоги и перспективы апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Эксперимент по апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
Дата03.11.2012
Размер56.51 Kb.
ТипДокументы
источник

Выступление методиста МУ КГ ИМЦ Куликовой Т.А. на городской педагогической конференции 26.08.20010 г.


Первые итоги и перспективы апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики»

Эксперимент по апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» нужен России как ответ на три угрозы. Первая — это всемирная глобализация, при которой дети забывают о своих корнях. Вторая — тенденция к разрушению добрых, толерантных отношений между мусульманскими и христианскими народами. И, наконец, третья — это демографическая яма, истоки которой скорее не в низких зарплатах, а в сознании людей. Цель курса, разумеется, самая благородная – противостоять этим угрозам.

Процесс подготовки и внедрения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ г. Кургана в прошедшем учебном году нельзя назвать спокойным и безмятежным. В начале прошлого учебного года, когда проводились родительские собрания по выбору модулей для изучения курса ОРКСЭ в 4-х классах, ещё не было у руководителей школ и будущих преподавателей этого курса чёткого представления о сути, целях, значимости, масштабности и перспективах этого предмета.

В марте прошлого учебного года, когда вернулись из Москвы тренеры-преподаватели из Академии повышения квалификации работников образования и были готовы обучать учителей этого курса здесь, в Кургане, в ОУ возникли новые трудности, связанные с выбором педагогов, которых необходимо было отправить на эти курсы. Учебный процесс и так в течение года бесконечно прерывался карантином и морозами, и отсутствие учителей-предметников в течение 2-х недель казалось тогда невосполнимой потерей. Поэтому многие руководители ОУ поступили очень недальновидно, отправив на курсы библиотекарей, учителей, готовящихся к выходу на пенсию, или из больших по численности учащихся школ отправлен был на курсы всего лишь один педагог. Эта недальновидность сейчас приносит свои плоды: есть случай отстранения некомпетентного учителя от ведения курса ОРКСЭ, есть случаи увольнения учителей из школ. Остаётся один выход - искать совместителей для ведения этого курса в соседних школах.

В июне этого года, когда подводились итоги I-го этапа апробации курса ОРКСЭ на региональном в Кургане и окружном семинаре-совещании в Екатеринбурге, где присутствовали и представители Министерства Образования, и Академии повышения квалификации работников образования, и полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе, были подняты вопросы о дальнейшем повышении квалификации преподавателей этого курса. Поэтому очень важно, чтобы руководители ОУ были дальновидными и подходили к выбору кандидатур для курсовой подготовки преподавателей ОРКСЭ очень ответственно и взвешенно.

В целом же хочется сказать, что большинство учителей, прошедших курсовую подготовку при Академии педнаук, при ИПКиПРО, очень ответственно подошли к своей новой миссии – к апробации нового курса. Об этом свидетельствуют открытые уроки учителей ОРКСЭ. Учителя Логиновских Нина Ивановна (ОУ «Лицей №12»), Афанасьева Ирина Ивановна (ОУ «Гимназия №47»), Голубева Светлана Анатольевна (ОУ «СОШ №26»), Колмогорова Ирина Валерьевна (ОУ «СОШ №32»), Быкова Марина Ивановна (ОУ «СОШ №23») приняли участие в областном конкурсе на лучшую методическую разработку урока ОРКСЭ. Среди победителей этого конкурса Логиновских Н.И. (№12), Голубева Светлана Анатольевна (№26), Афанасьева Ирина Ивановна (№47).

По результатам мониторинга, большинству 4-классников уроки этого курса интересны, родители одобряют введение курса в образовательный процесс школ. Однако это совсем не значит, что процесс апробации курса ОРКСЭ проходит легко и безболезненно. Два месяца эксперимента обнаружили и серьезные нерешенные вопросы. Прежде всего это перегрузки школьников и учителей, то, что курс разбит на два учебных года в разных звеньях школы, отсутствие системы мониторинга. Однако я бы выделила и другие «больные» вопросы: это проблема оплаты труда педагогов, апробирующих этот курс, качество учебников. При подготовке к урокам учителя испытывают в большей степени недостаток материалов по модулям «Основы светской этики» и «Основы православной культуры», в учебно-методических материалах не всегда учитываются возрастные особенности учеников. Большинство педагогов, участвующих в эксперименте, заявляют, что учебники обязательно должны быть доработаны. Хотя мы и отмечаем краткосрочность курсовой подготовки педагогов – преподавателей ОРКСЭ, тем не менее на курсах педагоги получили много методических материалов в электронном варианте, но не во всех школах имеют возможность использования на уроках мультимедийного оборудования. На городской конференции я обратилась к руководителям ОУ. чтобы постарались обеспечить педагогов, ведущих курс ОРКСЭ, таким оборудованием.

Остаётся серьёзной проблемой уровень подготовки преподавателей. Мы все прекрасно понимаем, насколько скоротечны были курсы по подготовке преподавателей ОРКСЭ. Нередко учителя сами впервые сталкиваются с материалами, посвященными вопросам религии. Коротких курсов, проведенных в Москве для тысячи тренеров-преподавателей, которые затем обучили учителей на местах, явно недостаточно. Несмотря на то, что в процессе подготовки преподавателей ОРКСЭ особое внимание уделялось методике преподавания, современным технологиям, они испытывают потребность в дополнительном повышении квалификации по вопросам методики духовно-нравственного воспитания, реализации современных образовательных технологий (в особенности, технологий приобщения к ценностям). Многие педагоги, преподающие ОРКСЭ, по-прежнему акцентируют внимание на предметной, знаниевой стороне курса, отводя на второй план реализацию ценностного, воспитательного потенциала курса.

То, что на 1-м этапе апробации курса методическое сопровождение носило бессистемный характер, это однозначно. О какой системе методической работы может идти речь, если курсы для педагогов закончились 26 марта, пахнущие типографской краской учебники получили в ОУ 30-31 марта, а с 1 апреля в школах уже проводились первые уроки, причём уже на эти первые уроки в некоторые ОУ пришли «гости».

Но тем не менее этот I-й этап апробации курса чётко обозначил направления той методической работы, которую предстоит осуществить в предстоящем учебном году. Методическое сопровождение апробации курса ОРКСЭ в предстоящем учебном году будет осуществляться в рамках модуля «Духовно-нравственное воспитание (региональный компонент)». Создан городской Координационный совет, куда вошли преподаватели-тренеры, члены администрации тех ОУ, на базе которых будут проводиться занятия модуля, но надо сразу сказать, что основная нагрузка по реализации образовательной программы модуля ляжет не на ОУ, а на членов Координационного совета, т.к. в школах нет ещё достаточного опыта работы в этом направлении.

Вот некоторые цели и задачи образовательной программы модуля «Духовно-нравственное воспитание»:

- Сформировать из членов городского методического объединения преподавателей ОРКиСЭ творческое профессиональное сообщество единомышленников через организацию обсуждений актуальных проблем в преподавании ОРКиСЭ, культурно-просветительных экскурсий, неформальных встреч с представителями искусства, культуры, межконфессиональных организаций; в рамках модуля планируем посещение музеев, выставок произведений культурно-исторического наследия, встречи с учёными-культурологами и т. д.

Планируем

- совершенствовать профессионализм педагогов города Кургана, преподающих курс «Основы религиозных культур и светской этики», через организацию лекций, семинарских занятий, демонстрацию открытых уроков, мастер-классов и деловых игр;

- организовать анкетирование преподавателей ОРКиСЭ с целью выявления проблемных вопросов в преподавании курса; провести консультации по возникшим проблемным вопросам;

- издать пособия для преподавателей ОРКиСЭ с методическими рекомендациями по совершенствованию преподавания основ религиозной культуры и светской этики, с презентационными материалами к урокам. Особое внимание при этом постараемся уделить модулям «Основы светской этики» и «Основы православной культуры», учебники по которым сложны для обучающихся и недостаточно дидактических и методических материалов для уроков по этим модулям.


Хочу остановиться ещё на одном вопросе. Коль мы участвуем в апробации нового курса, естественно, что приходится заниматься и аналитической работой, а для этого обращаться с вопросами к руководителям ОУ, завучам, курирующим этот предмет. Выражаю надежду, что по отношению друг к другу мы останемся достаточно терпимыми, тактичными и толерантными, так как выполняем одну важную миссию – внедряем в жизнь учебный курс, призванный воспитывать высокие духовно-нравственные качества школьников.

Завершаю выступление словами Б. Шоу, которые точно отражают задачу курса ОРКСЭ: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам остаётся только одно - научиться жить, как люди».



Похожие:

Первые итоги и перспективы апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Эксперимент по апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» iconМетодическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010/2011 учебном году
«Основы религиозной культуры и светской этики» – по согласованию – (см приказ департамента образования Ярославской области от 25....
Первые итоги и перспективы апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Эксперимент по апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» iconИтоги апробации комплексного учебного курса «орксэ»
Это – апробация комплексного курса Основы религиозных культур и светской этики. На данный момент закончился 2 этап апробации
Первые итоги и перспективы апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Эксперимент по апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» iconЧто будут изучать ваши дети?
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Первые итоги и перспективы апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Эксперимент по апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» iconМетодические материалы для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
«Основы религиозных культур и светской этики» (Протокол Минобрнауки России от 28 сентября 2010 г. №4) Главное управление образования...
Первые итоги и перспективы апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Эксперимент по апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» iconОбразовательная программа «Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (для учителей начальных классов, участвующих в апробации курса орксэ)
«Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Первые итоги и перспективы апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Эксперимент по апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» iconРуководителям муниципальных органов управления образованием от 25. 08. 2010 г. №2658/9
«Итоги первого этапа апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и готовность образовательного...
Первые итоги и перспективы апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Эксперимент по апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» iconПримерная программа модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) Основы православной культуры Основы исламской культуры
Блок Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Первые итоги и перспективы апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Эксперимент по апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» iconИтоговый бланк ответов по анкетам для учащихся (приложение №1) Территория Асекеевский район Дата заполнения «29» октября Количество учащихся принявших участие в анкетировании: 219 человек
Понравилось ли Вам изучение курса «Основы религиозной культуры и светской этики»?
Первые итоги и перспективы апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Эксперимент по апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» iconНаиболее часто задаваемые вопросы о введении курса«Основы религиозных культур и светской этики»
К изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее орксэ) приступят с 1 сентября 2012 года обучающиеся 4 классов...
Первые итоги и перспективы апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Эксперимент по апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» iconУчебные пособия для школьников по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» это комплект из 10 книг, рассчитанных для обучения в 4-ом (1-ая часть) и 5-ом (2-ая часть) классе каждая
Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы