Моу «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2» icon

Моу «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»




Скачать 423.5 Kb.
НазваниеМоу «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»
страница1/2
Дата30.09.2012
Размер423.5 Kb.
ТипЛитература
источник
  1   2

МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»


Единство обучения и воспитания в преподавании литературы


Работа выполнена

учителем высшей категории

Бабиной О.Г.


п. Октябрьский, 2006г.


Содержание

1. Введение стр.2-3

2. Глава 1.Реализация воспитательного потенциала курса

литературы в средних и старших классах.

    1. .Из истории вопроса 4-7

    2. .Необходимость единства воспитания и образования

в рамках образовательного процесса в современной

школе 8-13

3. Глава 2. Основные направления и формы внеурочной работы.

2.1. Направления внеурочной деятельности по литературе 14-19

2.2.Внеклассные мероприятия как форма реализации

воспитательного потенциала курса русской литературы


4. Заключение 27-28

5. Библиография 29

6. Приложения 30-36


Введение


Первый год из своего еще не очень долгого, но и уже не малого профессионального стажа (14 лет) я проработала организатором внеклассной работы в сельской школе. Наверное, это и определило мой дальнейший интерес к этой области педагогической деятельности.

Сегодня, оглядываясь назад, я понимаю, что многим обязана именно этому первому году и мудрому решению моего директора, разглядевшего во мне задатки организатора. Сейчас я твердо убеждена в том, что учитель литературы как никто другой должен быть и педагогом, и психологом, и организатором, и артистом, наконец. К этому нас обязывает литература, служение которой мы избрали.

Литература – это больше, чем урок, это особый вид искусства. «Дело художника – рождать радость», - сказал в своей замечательной книге «Золотая роза» К.Г. Паустовский. Учитель литературы тоже художник, творец: он дарит радость от соприкосновения с творчеством писателя, радость открытия нового в этом мире, радость постижения истин. И если у художника есть краски, у писателя- слово, у музыканта- звуки, у актера- жест, мимика, голос, то у учителя – весь этот арсенал. И умение пользоваться им позволяет словеснику реализовать себя не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. В сложившейся сегодня обстановке это очень важно. « Уроков литературы- главных, наиболее значимых для развития личности ребенка и его национального становления – удивительно мало. При этом программа по литературе (особенно в выпускном классе) необычайно перегружена. К тому же нашим сельским ученикам найти необходимые тексты нередко бывает невозможно… Вот мы и пользуемся внеклассной работой как одним из способов расширения литературного кругозора детей, приобщения их к книге»,- пишет наша коллега И. Е. Лукевич, учитель Юровской средней школы, в своей статье, опубликованной в журнале «Литература в школе» №11, 2004г. И я полностью разделяю ее мнение. Действительно, часов по программе мало, наступающее профильное образование тоже не в нашу пользу (все хотят быть физиками, а не лириками!). Что же делать филологам ?! Выходов из этой сложной ситуации несколько. Один из них – внеклассная работа.

Сохранить интерес к литературе поможет совместная внеурочная деятельность учителя и учащихся, обладающая огромным воспитательным потенциалом и создающая условия для самовыражения личности.


^ Глава I. Реализация воспитательного потенциала курса литературы в средних и старших классах.

1.1. Из истории вопроса.


На протяжении вот уже более чем двух столетий программному изучению литературы в школе сопутствует внеклассная работа, значительно расширяя возможности общения школьников с миром искусства. Ее истоки восходят к литературным собраниям (ХVIII в.) в дворянских пансионатах и учебных заведениях всесословного типа, где звучали произведения Ломоносова, Сумарокова, читались собственные сочинения и переводы воспитанников, ставились пьесы.

Например, в книге М. и С. Рубенских « Пушкинский Лицей» мы читаем об этом: «В Большом зале…иногда читали вслух. Позднее чтения устраивались здесь по вечерам регулярно». «В Большом зале разыгрывались пьесы, устраивались спектакли». В Царскосельском музее сохранились и рукописные журналы «Вестник», «Неопытное перо», «Юные пловцы», «Для удовольствия и пользы» и т.д. Воспитанники, обладавшие красивым почерком, переписывали сочиненное товарищами, иллюстрировали журналы тоже сами лицеисты. А в «Лицейской антологии» были представлены лучшие произведения литературного творчества лицеистов.

Если периоды политической реакции в общественной жизни в России сопровождались усилением строжайшей регламентации учебного процесса, запрещением какой бы то ни было внеурочной деятельности, то в эпоху либерализации, напротив, внеклассная работа становилась лабораторией активного поиска новых форм изучения литературы, творческой самостоятельности учащихся.

Так в середине ХIХ века такие формы внеклассной работы, как литературные беседы, внеклассное чтение, важность которых отмечалась Н.И.Пироговым, Н.Г.Чернышевским, были запрещены.

Но уже в 1891г. в рекомендации по преподаванию русской литературы ХIХ века для народных училищ педагог Острогорский В.П. предлагал устраивать для учеников и родителей литературно- музыкальные вечера.

« Все это,- отмечал педагог,- может иметь важное воспитательное значение: уважение к великим людям своей родины, развитие в себе с мягких отроческих лет чувства прекрасного – немало способствует тому, чтобы из детей вышли впоследствии добрые люди, стремящиеся к идеалу и уважающие свое отечество».

На рубеже веков появляются такие формы внеклассной работы, как конкурсы чтецов, инсценировки, экскурсии в художественные музеи, посещения театра. Кружки, литературные выставки, организованные педагогом М.А. Рыбниковой, были направлены на углубленное изучение автора художественного произведения и обнаруживали принципиальную значимость системности для внеклассной работы.

1917 год стал крутым переворотом не только в жизни страны, но и в школьной системе. Передовая педагогика требовала обратить внимание на воспитательную функцию школы. В 20-30 годы палитра форм внеурочного освоения обогащается разноплановыми экскурсиями, циклами вечеров, конференциями, диспутами, литературными играми. Например, в известной книге В. Каверина « Два капитана» мы можем прочитать главу «Суд над Евгением Онегиным» и представить, как организовывались и проводились подобные внеклассные мероприятия в те годы.

Эта форма была очень популярна и в 80-е годы. Из своего школьного опыта могу вспомнить, как в советской школе, наверное, самыми распространенными формами внеклассной работы были конкурсы чтецов, особенно актуальной была патриотическая тема и тема борьбы за мир, и конференции по книгам Л. И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение» и «Целина». Патриотическое воспитание в советской школе считалось приоритетным. В этом есть, безусловно, положительная сторона. Сегодня опыт прошлого подсказывает нам, что было упущено в воспитательной программе последнего десятилетия, когда из школьной программы литературы практически исчезли произведения о Великой Отечественной войне. Сейчас мы вновь говорим о необходимости патриотического воспитания. И пока не внесены коррективы в школьную программу, внеклассные занятия должны играть в решении этой проблемы огромную роль.

Для советской школы было характерно усиление тенденций комплексного использования многообразных форм внеклассной работы, проявившейся в частности, в организации постоянно действующих кружков, клубов, музеев. Например, в школе, в которой я училась, был музей героев- молодогвардейцев, ребята собирали материал о жизни и подвиге « Молодой гвардии» из книги А.Фадеева и из других литературных источников, с помощью шефов побывали в Краснодоне. В музее был также представлен экземпляр первого варианта книги, чудом сохранившийся у одной из учительниц. Был в школе и кружок юных журналистов, который выпускал школьную стенгазету «Луч».

Приметой масштабности современной внеурочной работы по литературе того времени, по утверждению Е.И.Бушиной, автора книги «Поиски новых путей», являются Всероссийские литературные праздники, проводимые с 1974 года. « Теперь нет такой области, края, автономной республики, где бы не знали и не готовились к ним. Во многих территориях РСФСР литературные праздники проводятся ежегодно в три этапа: в школах, в районах и в областях… организация таких праздников способствует интернациональному, нравственному воспитанию, повышению уровня знаний школьников ».

В современной педагогике огромное внимание уделяется межпредметным связям, сочетанию обязательных предметов эстетического цикла с занятиями во внеурочное время.

Внеклассная работа сегодня задает тон ломке методических стереотипов, рождает новые подходы к преподаванию литературы, привносит дух живого диалога.

Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией творчества словесника, в которой моделируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с искусством, адекватные нынешней социокультурной ситуации.


^ 1.2.Необходимость единства воспитания и образования в рамках общеобразовательного процесса в современной школе.


Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуются возрождением интереса к воспитательному и образовательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной ориентации их досуга. Сегодня вновь много говорят о том, какими должны быть выпускники современной школы, будущие граждане нашей страны. Государство наконец вспомнило о школе и предъявило ей свой социальный заказ. С этой точки зрения из всех школьных предметов литература обладает самым высоким воспитательным потенциалом, базирующимся на нравственных, эстетических и этических нормах русской и мировой классики.

Обратимся к федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по литературе, где сказано: « Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважении к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико- литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний».

Таким образом, в федеральном компоненте государственного стандарта по литературе на первом месте - воспитательная цель, чем подчеркнута ее важность и значимость.

Продолжая и подкрепляя классные занятия, внеклассная работа решает следующие основные воспитательные задачи:

  • осуществление нравственного, патриотического, эстетического воспитания школьников путем вовлечения их в разнообразные внеклассные мероприятия, связанные с приобщением к сокровищнице русской и мировой литературы;

  • развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;

  • активизацию познавательной и мыслительной деятельности учащихся;

  • воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культуры общения.

Внеклассная работа во многом основывается на общедидактических принципах, однако имеет и некоторые специфические принципы, присущие только ей. На внеклассных занятиях применяется целый ряд методов обучения, которыми пользуются учителя на уроках литературы. Вместе с тем здесь могут быть использованы такие способы, которые дают больший эффект именно во внеурочное время

( инсценирование, выразительное чтение, доклады учащихся и др. ).

Среди общедидактических принципов, на которых основывается внеклассная работа, следует прежде всего назвать принцип научности. Известно, что принцип научности состоит в требовании сообщать учащимся только те знания, которые полностью соответствуют установившимся в современной науке положениям. В последнее десятилетие выполнять это требование стало достаточно сложно, так как в печати часто появляются, например, факты из биографий известных писателей и поэтов, основанные на домыслах , догадках авторов. Такой материал требует неоднократной проверки или необходимости обращать внимание на издательство, выпустившее данную книгу, а также на имя автора.

Внеклассные мероприятия требуют от словесника и соблюдения принципа последовательности и систематичности в изложении материала. Как и на уроках, материал на внеклассных занятиях должен раскрываться перед учащимися в определенной системе. Важно следить, чтобы между классными и внеклассными занятиями с точки зрения содержания материала была определенная преемственность. Обычно большую пользу приносит учащимся такая организация внеклассной работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают внеклассные. При подобном подходе к делу учителю удается лучше выполнить основные дидактические требования, предписывающие вести учащихся от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному.

Организуя внеклассную работу, следует учитывать также дидактический принцип доступности преподносимого материала. Учителю следует помнить, что материал, отбираемый для внеклассной работы, может выходить за рамки программных требований, но он ни в коем случае не должен превышать возрастные возможности детей.

Объем и содержание деятельности на каждом возрастном этапе отвечают уровню и характеру психического развития учащихся. Психолог А.Н.Леонтьев пишет: «Жизнь, или деятельность в целом, не складываются, однако, механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большое значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие – подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности ».

Для ребят среднего звена главным развивающим видом деятельности становится учебная. Движущей силой ее выступает интерес. Младших школьников особенно привлекает игра. Пятиклассники отдают предпочтение сюжетно-ролевым играм (инсценировкам), играм – фантазиям.

Постепенно усиливающаяся познавательная активность подростков проявляется в том, что в шестом классе становится очевидным интерес ребят к разнообразным познавательным играм, включающим ролевое начало.

К седьмому классу спектр форм художественно – познавательной деятельности расширяется – это и обсуждение книг, кинофильмов, и экскурсии.

Интерес старшеклассников постепенно переключается в русло восприятия произведения искусства, с дальнейшей их интерпретацией ( вечер поэзии, литературная гостиная и т.д. ).

Данный принцип можно проиллюстрировать примером недели литературы, посвященной творчеству А.С. Пушкина:

5 класс – « Что за прелесть эти сказки !»

( конкурсы инсценировок сказок А.С. Пушкина

и конкурс иллюстраций к сказкам )

^ 6 класс – конкурс « Умники и умницы» по « Повестям Белкина»

7 класс – « Друзья, прекрасен наш союз! »

( Литературно-музыкальная композиция, посвященная

лицейским друзьям А.С. Пушкина )

^ 8 класс – « Капитанская дочка »

( конкурсная программа, приложение №2 )

9 класс – « Литературные версты »

( конкурсная программа по биографии и творчеству А.С.Пушкина)

^ 10-11 класс – « Здравствуй ,племя, молодое, незнакомое »

( презентация видеофильма, снятого старшеклассниками )


Кроме общедидактических принципов, при организации и проведении внеклассных мероприятий учителю необходимо принимать во внимание и ряд специфических принципов, относящихся только к внеклассной работе. Среди них следует прежде всего назвать принцип тесной взаимосвязи внеклассных занятий с классными.

Вся система работы учителя с учащимися должна быть построена таким образом, чтобы внеклассные мероприятия являлись естественным продолжением классных занятий. Например, продолжением изучения темы « Поэзия серебряного века » могут стать литературные гостиные, посвященные творчеству Г. Иванова, Н. Гумилева, А. Ахматовой и М. Цветаевой и т.д.

Грамотно построенная внеклассная работа позволяет учителю сделать более результативной работу на уроке, расширить знания, полученные детьми на классных занятиях.

К указанному выше принципу примыкает другой специфический для внеклассной работы принцип – принцип добровольности. Участие в таких мероприятиях требует желания, а не обязаловки. Их успех – в искренности, заинтересованности участников.

Далее необходимо отметить принцип равенства. Участвовать в внеклассных занятиях могут все желающие, не зависимо от того, как успевают дети по литературе. Из собственного опыта могу отметить, что самыми активными участниками становятся как раз троечники. Они с радостью откликаются помочь сделать декорации, оформление, изготовить костюмы, выступить в той или иной роли. И если вначале они пугаются браться за роль с большим текстом, то после первого, как правило, удачного выступления их уже нисколько не смущают и главные роли. Участие во внеклассной работе тренирует память школьников, развивает их речь, что благоприятно сказывается и на оценках. Дети становятся уверенными в себе, общительными, раскрепощенными, повышается их самооценка. Все это благотворно отзывается на успеваемости этих учащихся.

Особенно следует сказать о принципе занимательности. Данный принцип, как отмечает Н.Н.Ушаков, находит свое выражение в разнообразии и вариативности форм внеклассных занятий, методов и приемов работы. Именно этот принцип делает внеклассные занятия такими привлекательными как для учителей, так и для учеников.

Специфика указанных методов при использовании на внеклассных занятиях определяется прежде всего большой долей непринужденности учащихся в работе, когда перед ними не стоит задача в обязательном порядке запомнить то, о чем говорит в ходе занятия учитель. А эта непринужденность, соединяемая с занимательными формами подачи материала, создает атмосферу большей заинтересованности учащихся в работе.


Глава 2. Основные направления и формы внеклассной работы по литературе.

^ 2.1. Основные направления внеклассной работы.


Внеклассная работа по литературе изначально – в силу природы искусства - явление многовариативное, и ее строгая классификация вряд ли возможна. Взаимодействие разных видов искусства (литература и театр, музыка, живопись и др.), разных видов деятельности школьников, освоение конкретной литературной темы, проблемы может определять профиль внеклассной работы. Выделим в ней относительно самостоятельные направления.

Занятия литературным краеведением обращены к изучению литературной жизни родного края, знакомству ребят с образом своей «малой родины» в произведениях художников слова. Любовь к Родине, патриотизм не произрастут на пустом месте. Нужно научить ребят видеть красоту нашей неброской уральской природы, доброту, трудолюбие и скромность окружающих их людей. Сделать это помогают произведения наших земляков.

Несколько примеров из своего краеведческого опыта. В 5 классе после изучения темы «Литературные сказки» предлагаю ребятам сделать в классе выставку «Пермская книга» детям». На уроке выясняем, какие книги, представленные на выставке, ребятам знакомы, а какие- нет. Среди неизвестных чаще всего оказываются произведения пермских детских писателей, таких ,как Воробьев, Л.Давыдычев, И.Христолюбова, А.Тумбасов и др. Выбираем одну из понравившихся книг для урока внеклассного чтения. Иногда ребята предлагают познакомиться сразу с 2-3 авторами. Тогда делимся на группы и готовимся к обсуждению нескольких произведений. В 6 классе на внеклассном чтении с интересом изучаются сказы П.Бажова. Рисунки, инсценирование делают такие уроки внеклассного чтения яркими и запоминающимися.

Есть в нашей школе еще одна добрая традиция- приглашать гостей. Живет в селе Русский Сарс нашего района удивительная женщина- Евдокия Никитична Трясцына. Она бывшая учительница математики. Хотя слово «бывшая» по отношению к ней не применимо! Она любит детей и с огромным желанием откликается на предложения встретиться. Евдокия Никитичнао отношению к ней не применимо!тя района удивительная женщина- Евдикия Никитишна Трясцына.го чтения всегда проходят - сказочница. Таких людей, как она, в селах осталось очень мало. В 2000 году «Пермская книга» выпустила сборник русских народных сказок «Ореховая веточка», рассказанных Евдокией Никитичной. В этом году нам посчастливилось съездить с ребятам на праздник, посвященный переизданию сборника «Ореховая веточка». Сегодняшние современные бабушки, к сожалению, разучились рассказывать сказки своим внукам и внучкам. Нашим ребятам повезло: они услышали живую русскую речь.

В 7 классе после изучения темы «Японская поэзия» провожу урок внеклассного чтения по творчеству нашей землячки, уроженки поселка Сарс Нины Горлановой.

Живет в нашем поселке еще одна интересная женщина - ветеран войны, поэтесса О.Н. Кораблина. Ее стихи часто печатаются в нашей районной газете «Вперед» и звучат на конкурсах, посвященных родному краю. В этом году мы встретились с Ольгой Николаевной накануне 60-летия Победы и услышали рассказ о ее новом произведении – пьесе «На рассвете». Старшеклассники настолько заинтересовались, что согласились принять участие в постановке спектакля на сцене районного дома культуры. 8 мая мы все присутствовали на премьере: кто в качестве исполнителей ролей выпускников 1941года, а кто – зрителей. В зале был аншлаг. Масса впечатлений переполняла ребят еще долго после спектакля. 60-летие великой Победы запомнится им и этим событием.

Традиционными стали и встречи с пермскими поэтами. У нас в гостях побывали А.Гребнев, Ф. Востриков. На встречах с ребятами они рассказывали о своих школьных годах, о родных местах, читали стихи, отвечали на вопросы и, конечно, раздавали автографы.

В 11 классе при изучении лагерной темы в литературе ХХ века, решили с ребятами сделать выставку книг пермских писателей, пострадавших в годы репрессий. Старшеклассники отправились в библиотеку, нашли огромное количество материала по этой теме и самостоятельно оформили выставку, рассказывающую об М. Осоргине, Н. Домовитове, Л. Правдине, В. Матвееве и др.

Эту работу продолжили при изучении темы «Великая Отечественная война». Была подготовлена и проведена литературно- музыкальная композиция «Строки, опаленные войной», рассказывающая о поэтах- земляках, погибших на фронте.

На традиционных конкурсах чтецов в нашей школе тоже стараемся чаще обращаться к творчеству пермских поэтов. Так, в этом учебном году на конкурсе, посвященном Дню матери, звучали стихи Решетова, Гребнева, Телегиной и др.

Познавательная, поисковая, популяризаторская краеведческая работа естественным образом смыкается в наши дни с культурно- охранной: просто восхищаться прошлым недостаточно, надо помогать его беречь. «Литературное краеведение помогает в привычном, обыденном окружении обнаружить высокую культурную тенденцию… культура начинается с памяти. Человек, чувствующий слои прошлых времен, которые его окружают повседневно, не может вести себя как дикарь. Литературное краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме».

Общение с литературой неизбежно сопряжено с литературным творчеством юных читателей, попыткой выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делают по-настоящему творческим процесс чтения. «От маленького писателя- к большому читателю»,- в этом видела цель детского литературного творчества педагог М.А.Рыбникова. кружки, студии становятся школой освоения литературных жанров, овладения журналистикой, искусством перевода, а рукописные журналы, альманахи, стенгазеты- собранием первых авторских публикаций.

Несколько лет назад появилась в нашей школе стенгазета «Пять с плюсом». В 1988г. мои 10-классники спросили: «А почему в нашей школе нет газеты?» « А вы хотите?» - удивилась я. «Да !»- прозвучало в ответ. Так и появилась наша любимая газета. На первое занятие кружка «Юнкор» пришло человек пятнадцать. Я провела анкетирование, целью которого было желание выявить мотивацию пришедших: кто пришел из профориентационных целей, кто просто хотел самовыразиться; узнать, насколько они представляют себе, что такое журналистика. Самое главное, вокруг чего мы строили нашу деятельность,- это выпуск стенгазеты ( о печатном издании до сих пор остается только мечтать). Имея за плечами немалый опыт выпуска такой газеты, могу сказать, что поднять такое дело в одиночку очень тяжело. Нужен коллектив единомышленников, так как приходится решать сразу несколько задач: это и содержание газеты, и ее оформление. И чтобы добиться качественного результата, приходится затрачивать огромное количество времени на обучение детей не только азам журналистики, но и оформительскому делу. Безусловно, это развивает у детей еще и эстетический вкус. Мой совет – работать в тандеме с учителями ИЗО и ИВТ.

Свое первое занятие я продолжила тестом: предложила юным журналистам взглянуть на чистый лист бумаги, на котором изображена лишь одна точка, и ответить, что они видят. Ребята отвечали: круг, точка, пятно… « А чистый лист? Журналистика начинается именно тогда, когда появляется особый взгляд на жизнь, когда глаз в привычных и обыденных вещах замечает то, что никто не видит или не хочет видеть».

Для удобства организации работы разделили должности в «редакции»: ответственный секретарь, корреспонденты, корректоры, оформители. С этой целью сходили на экскурсию в редакцию районной газеты «Вперед», познакомились с работой отделов, с распределением обязанностей. Такие встречи проводились потом регулярно. Должность главного редактора мы решили передавать по очереди: таким образом каждый мог попробовать себя в роли лидера.

Следующий шаг- это выбор названия. Мы объявили конкурс и из присланных предложений выбрали одно- «Пять с плюсом»: во-первых, это лучшая оценка работы в школе, во-вторых, мы учимся 5 дней плюс суббота, в-третьих, в газете решили сделать 5 постоянных рубрик и одну сменную. Придумали названия рубрик: «WWW. ОСШ№2.RU.», «Большой вопрос», «Сам себе поэт (писатель)», «Совершенно несекретно», «Умники и умницы» и сменная- «Юмор из-под парты».

Далее- придумали дизайн газеты. Все номера должны были объединяться одним стилем.

Потом начались будни. В разработке занятий кружка использовала рекомендации педагога ЗОШ Силина С.В. «Основы практической журналистики» и книгу Т.А.Ладыженской, Т.С.Зепаловой «Развивайте дар слова».

Газета всегда пользовалась успехом у ребят, они спешили прочитать каждый новый номер, приносили свои работы, участвовали в конкурсах, объявленных в газете, присылали поздравления. Лучшие работы ребят мы отправляли в районную газету. Наши юные корреспонденты стали завсегдатаями не только школьных, но и районных мероприятий. Выпуск газеты сплотил наш небольшой коллектив, сформировал у ребят общественную активность, гражданскую зрелость.

Проделанная работа, конечно, дала свои результаты: сочинения учащихся стали интереснее, глубже, ребята научились ценить слово, быть внимательнее к окружающему миру, видеть необычное в самых обычных вещах. Занятия в кружке повысили их коммуникативные способности. Если вначале они стеснялись взять интервью даже у своих ровесников, то потом самостоятельно отправлялись интервьюировать и главу района, и начальников больших предприятий. Многие мои выпускники говорили спасибо на вечере встреч за то, что они научились увереннее, комфортнее чувствовать себя в новой среде. Таким образом, данная деятельность обладает большим воспитательным потенциалом.

А потенциал художественно-исполнительской деятельности школьников реализуется в кружках выразительного чтения, школьных театрах, создающих условия самовыражения через звучащее слово, драматическую интерпретацию.

Школьного театра как такового в нашей школе нет. Но в каждой параллели есть группа ребят, артистически талантливых, жаждущих выступать. Они обычно являются членами кружка « Актерское мастерство», если такой в школе ведется. В нашей школе он существовал пять лет и дал хорошую базу для дальнейшей работы с этими детьми. Именно на них я опираюсь в постановке литературно-музыкальных композиций, в проведении театрализованных представлений, вечеров. Ребята с радостью откликаются и предлагают свою помощь. Читаем сценарий, вносим корректировки, подбираем роли, создаем костюмы и декорации, репетируем на сцене. И надо отметить, что работа именно по этому направлению получается в нашей школе лучше всего. Доказательством этому могут служить многочисленные грамоты за призовые места во всевозможных конкурсных мероприятиях районного и областного масштаба.

Как правило, названные направления во внеурочной работе связаны, с одной стороны, с региональной спецификой литературно-краеведческого материала, традициями школы, неутомимым поиском учителей и учащихся; с другой стороны, источником внеурочной работы литературно-творческого, художественно-исполнительского характера становятся ярко выраженная одаренность или творческие пристрастия педагога – поэта, заядлого театрала, мастера художественно слова.

^ 2.2 Внеклассное мероприятие как форма реализации воспитательного потенциала курса литературы.


Свобода, импровизация, живой отклик на интересы и потребности ребят, присущие внеурочной деятельности, отнюдь не означают, что внеклассная работа- явление чисто стихийное. Еще в 20-е годы М.А.Рыбникова , блестяще реализовав системный подход во внеклассной работе, писала о том, что именно «система медленного чтения и длительной остановки на одной творческой индивидуальности» создает условия для живого, непосредственного контакта учащихся с писателем. И в наши дни словесник Н.В.Мирецкая убеждает: «Можно сухо перечислить всем известные формы работы: факультатив, кружок, экскурсия, поход, конкурс, школьный вечер, театр, тематическая экскурсия… Форм и методов придумано уж очень много, важно, как мы свяжем их воедино, каким содержанием наполним и каким образом приведем в действие». Фактором развития могут быть лишь системные воздействия.

Как же в многообразии видов и форм внеклассной работы обнаружить внутреннее единство? Как выстроить систему, которая стимулировала бы интерес учащихся к литературе, делая его неугасающим, чтобы каждая новая встреча с автором становилась личностным открытием его неповторимого мира, а соответствующие формы деятельности определяли бы способ вхождения в этот мир?

Сложившееся в социологии искусства и педагогике положение о том, что художественные интересы личности реализуются в трех видах деятельности (знакомство с художественным произведением или

« потребление искусства»; приобретение знаний о нем; собственное художественное творчество), помогает упорядочить представление о структуре внеклассной работы при освоении мира писателя. Причем оптимальным признается «комплекс трех ориентаций». Между тем в реальной школьной практике внеклассная работа нередко сводится к эпизодическим массовым «мероприятиям» юбилейного характера, к просмотру экранизации либо знакомству с музейной экспозицией. Наблюдается разнонаправленность элементов эстетической активности, неоправданная диспропорциональность отдельных видов и форм внеклассной работы, понятие же «система» употребляется в его обыденном смысле - для обозначения периодичности в работе.

Заботясь о том, чтобы в художественном опыте детей гармонически были представлены и впечатления от непосредственных встреч с

произведениями искусства, и обогащение запаса искусствоведческих знаний, и их собственное творчество, важно помнить о возрастной динамике в проявлении отношения школьников к различным видам художественной деятельности. В 30-е годы Л.С.Выгодским была высказана гипотеза: «Каждому периоду детства свойственна своя форма творчества». Определенный вид художественной деятельности на данном возрастном этапе оказывается ведущим, наиболее полно выражающим тенденцию возраста, но сосуществующим с другими видами деятельности и предполагающим их иерархию. «Процесс этот объективен. Тот вид художественной деятельности, который наиболее близок ребенку данного возраста, можно назвать актуальным. Про другие виды художественной деятельности можно сказать, что они не достигли времени возрастной актуальности или, наоборот, уже перешагнули его черту »,- резюмирует педагог Б.П.Юсов.

В условиях педагогически организованной внеучебной деятельности различные виды внеклассной работы реализуются в определенных формах.

Анализируя рубрику «Внеклассная работа» и « Поиск. Опыт. Мастерство.» в журнале « Литература в школе» с 1993 по 2005г., сделала вывод: одной из самых любимых форм внеурочной деятельности у словесников является литературно-музыкальная композиция.

В настоящее время в научной литературе определены следующие типы взаимодействия литературы и музыки: межпредметные связи в пределах традиционного учебного плана, комплексный подход к полихудожественному воспитанию школьников, преподавание отдельных видов искусств на полихудожественной основе- с привлечением аналогов и стимулов из других видов искусств, а также сочетание обязательных предметов эстетического цикла с занятиями во внеурочное время. Возможностью данного подхода является проведение концертов в форме литературно- музыкальных композиций. При этом концерт является одновременно и условием для непосредственного общения учащихся с истинными шедеврами мирового искусства и реализацией главной задачи- формирования путем активизации слушательских впечатлений, мировоззрения старшеклассников. Также ввиду способности раздвигать временные и пространственные рамки литературно- музыкальной композиция в условиях внеурочного времени явится средством мобилизации интереса как стимула самообразования, средством гармонизации личности, развития способности эмоционального сопереживания как основы для полноценного восприятия искусства и формирования художественно- творческого потенциала. Кроме того, концерт в форме литературно- музыкальной композиции- возможность для учащихся испытать себя в разных видах художественной практики (творчество и восприятие), а для учителя,- по словам Н.Киященко, - это возможность раскрыться в иной роли- не только носителя культуры, но и ее творца».

Если в учебном процессе музыканты и литераторы используются изолировано, литературно- музыкальная композиция естественным образом объединяет искусственно разделенное по ряду всем хорошо известных причин. Основная установка в сопряжении музыкального и литературного материала- принцип общности эмоциональной палитры. При этом в условиях синтеза каждое искусство предполагает собственный механизм воздействия. Художественное слово несет определенный опыт познания жизни и искусства как способа отражения жизни. Музыка же, как предельно аффективный язык, углубляет содержание словесного образа, способствуя большей выразительности его психологического решения.

В целом подготовка литературно- музыкальной композиции требует от педагога активности и мобильности, так как для реализации проекта необходимо сотрудничество с учителями музыки, ИЗО, а также с родителями, которые могут оказать неоценимую помощь в подготовке костюмов и реквизита.

Проводится литературно- музыкальная композиция 2-3 раза в год. Обычно планирую работу таким образом: в I полугодии участвуют в подготовке 11-классники, во II – 10-классники. Тематика может быть самой разной: это и поэзия Золотого и Серебряного века, это и военная поэзия, и творчество 60-десятников. Композиция может быть посвящена как творчеству одного поэта или писателя (н-р, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, А.А. Блока, В.В. Высоцкого и т.д.) , так и группе (н -р, А. Фет и Ф. Тютчев, М. Цветаева и А. Ахматова, Ю. Друнина и О. Бергольц). Может быть выбрана какая- либо тема- н-р, русский романс. Такой выбор зависит от интересов учащихся, от решения ШМО учителей литературы или самого учителя.

Далее учитель и учащиеся работают над сбором материала, который можно найти как на страницах журнала «Литература в школе», так и в других изданиях, н-р, «Педсовет», «Читаем. Думаем. Играем.» и т.д. Собранный материал объединяется, просматривается, дополняется собственными находками, адаптируется под возможности школьного коллектива, учитываются актерские, музыкальные возможности детей. Примером такой адаптированной литературно- музыкальной композиции может служить вечер русского романса «Что не выскажешь словами, звуком на душу навей» ( Приложение № 3).

Для осуществления данного проекта мною были привлечены коллеги из ДШИ п. Октябрьского, которые с радостью ведут музыкально- просветительскую работу в школах нашего района. Ребятами была реализована сценарная часть мероприятия. Подготовка оказалась настолько интересной, что увлекла и сдружила ребят из многих классов. Они искали дополнительный материал о детстве И.С. Тургенева, о Т.А. Кузминской, Ф. Тютчеве, А. Фете, перечитывали страницы романа «Война и мир».

«Мы не можем переложить свои знания, свои идеи и чувства из своей головы в чью бы то ни было чужую голову и сердце; мы можем только пытаться возбуждать их в другом уме соответствующими впечатлениями, вызывать другого на такую собственную деятельность, в результате которой получились бы известные мысли и чувства»,- эти слова педагога ХIХ столетия П.Ф. Катерева очень точно передают воспитательную возможность литературно- музыкальной композиции.

Успех мероприятия был настолько велик, что не побывавшие на нем учителя попросили в качестве подарка к 8 Марта повторить его для всего коллектива педагогов. Потом мы были приглашены в районный Дом культуры, а в качестве зрителей присутствовали ученики других школ и родители. Литературно- музыкальная композиция о русском романсе стала началом новой традиции- совместным мероприятиям с РДК. Следующим шагом стала литературно- музыкальная композиция , посвященная М. Цветаевой, а этот учебный год мы начали с мероприятия «С. Есенин. Лирический роман о себе и о своей любви». К ребятам из нашей школы уже присоединились учащиеся других школ. Безусловно, это хорошее начинание. Мое мнение, такие мероприятия развивают в детях не только чувства прекрасного, но и толерантность, что немало важно в наше разобщенное время. Социализация детей в современном мире- это еще одна воспитательная задача таких совместных мероприятий.

Коллеги, делясь своим опытом на страницах журнала «ЛВШ», часто называют вечер и литературно- музыкальную композицию как одну форму внеклассной работы и даже называют вечер альтернативным уроком. Хочу поспорить с таким мнением. Содержание данных мероприятий перекликается, но форма их – абсолютно разная. Само слово «вечер» подразумевает время проведения этого внеурочного мероприятия, одежду - это должен быть вечерний наряд, и обстановку- столики, свечи, неторопливый ход мероприятия, музыкальное сопровождение, приглашение интересных гостей.

Со своими первыми выпускниками проводила подобные вечера в форме «Литературного кафе». Ребята рисовали (в то время компьютеры были еще редкостью) приглашения, в которые вкладывалась программа вечера. Строго соблюдалась форма одежды: юноши - в строгих костюмах, девушки- в вечерних платьях или длинных юбках. На первом же вечере, посвященном творчеству Г. Иванова, все были приятно удивлены собственному преображению. Столики, свечи, спокойная музыка, чашечка кофе – все настраивало на возвышенный лад. И уже по-другому звучали стихи, по-другому слушались романсы. Ребята за чашечкой кофе обсуждали, почему стихи этого поэта были незаслуженно забыты. Потом были другие вечера, другие темы, другие открытия. А сейчас на вечерах встреч выпускников ребята, уже закончившие политехнический институт, университеты, академии, техникумы, вспоминают наши литературные кафе с нотками ностальгии.

Перечисленные выше формы внеурочной работы соответствуют старшей возрастной группе, когда интерес ребят переключен в русло восприятия произведения искусства, дальнейшую его интерпретацию.

Не могу не назвать еще одну форму внеурочной работы – олимпиаду по литературе. Цель данного мероприятия – выявить одаренных детей, дать им возможность проявить свой талант на самом высоком уровне. Олимпиада – это и кропотливый труд учителя и ученика, и здоровая конкуренция между ребятами, стимулирующая их к дальнейшему углублению знаний по литературе.

Данная система внеклассной работы является не только результативной для ученика и учителя, но и интересной, важной для каждого участника воспитательного и образовательного процесса.

  1   2



Похожие:

Моу «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2» iconМуниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Дзержинска Нижегородской области Принято Утверждена Общим собрание работников приказом директора моу моу «Средняя общеобразовательная «Средняя общеобразовательная школа №3»
Моу «Средняя общеобразовательная «Средняя общеобразовательная школа №3» школы №3» №131-п от 28. 04. 2011
Моу «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2» iconМуниципальное образовательное учреждение Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1 Октябрьского муниципального района Волгоградской области
Моу октябрьская сош №1 была основана в1955 году, в 2010 году торжественно отметила своё 55-летие. За эти годы в школе накоплен большой...
Моу «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2» icon«утверждаю» «утверждаю» Председатель управляющего совета Директор моу «Павловская средняя моу «Павловская средняя общеобразовательная школа» общеобразовательная школа Суриков В. Г. Давыдова М. Н
Моу «Павловская средняя моу «Павловская средняя общеобразовательная школа» общеобразовательная школа
Моу «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2» iconМоу «Марушинская средняя (полная) общеобразовательная школа» Публичный доклад Сентябрь 2008 г. I. Общая характеристика образовательного учреждения моу «Марушинская средняя (полная) общеобразовательная школа»
Моу «Марушинская средняя (полная) общеобразовательная школа» функционирует в статусе средней школы с 1955 года по 1960 год и с 1965...
Моу «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Октябрьская основная общеобразовательная школа»
«Об утверждении состава конфликтной комиссии муниципального общеобразовательного учреждения «Октябрьская основная общеобразовательная...
Моу «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Октябрьская основная общеобразовательная школа»
«О распределении фонда оплаты труда муниципального общеобразовательного учреждения «Октябрьская основная общеобразовательная школа»...
Моу «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2» iconАнализ методической работы моу «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2» за 2008-09 учебный год
Повысить профессиональную компетентность учителя в вопросах инновационной работы
Моу «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Октябрьская основная общеобразовательная школа»
«О создании в школе экспертного совета для проведения объективной внешней оценки результативности профессиональной деятельности учителей...
Моу «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2» iconУтверждаю директор мбоу «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»

Моу «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2» iconПрограмма «За страницами учебника математики»
Моу «Средняя моу «Средняя Общеобразовательная общеобразовательная школа №13» школа №13»
Моу «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2» iconПоложение о библиотеке моу ярская средняя общеобразовательная школа №2
Библиотека является структурным подразделением моу ярская средняя общеобразовательная школа №2 участвующим в учебно-воспитательном...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы