«Развитие математических способностей и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста» icon

«Развитие математических способностей и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста»




Скачать 50.65 Kb.
Название«Развитие математических способностей и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста»
Дата29.09.2012
Размер50.65 Kb.
ТипДоклад
источник

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №16 «Родничок»


«Развитие математических способностей и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста»

(доклад из опыта работы)


Воспитатель: Романова Т.А.


Моршанск 2011

Обучению детей началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано рядом причин: обилием информации, получаемой ребёнком, повышенным вниманием к компьютеризации, желании сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются, принимать самостоятельные решения. Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у ребенка потребность испытывать интерес к самому процессу познания, преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений, к достижению поставленной цели.

Я работаю по программе Е. В. Колесниковой: «Математические ступеньки».

Задания сгруппированы по следующим разделам:

  1. Количество и счет

  2. Геометрические фигуры

  3. Величина

  4. Ориентировка во времени

  5. Ориентировка в пространстве

  6. Логические задачи

Задачи раздела «Количество и счет» - развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 20, упражнять в составлении и решении простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

Для реализации поставленной цели использую следующие игры:

- «Назови следующее, предыдущее число»;

- «Назови соседей числа»;

- «Назови больше на 1,меньше на 1»;

- «Вверх, вниз по числовой»;

- «Составь и реши задачу».

Данные игры помогают совершенствовать навыки, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.

В разделе «Геометрические фигуры» закрепляю представления о многоугольниках, их свойствах, развиваю умения классифицировать геометрические фигуры по определенным признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

В работе использую игры, помогающие реализовать задачи раздела:

- «Назови предметы заданной формы»;

- «Что общего и чем отличаются фигуры»;

- «Найди предметы такой же формы»;

- «Подбери предметы по цвету, размеру и форме»;

- «Найти лишнюю фигуру»;

- «Конструктор»;

- «Почини одеяло»;

- «Танграм».

Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знания ребенка о геометрических фигурах, их свойствах, вызывает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.

Следующий раздел- «Определение величины». Задачи раздела - развивать умение сравнивать массу, объем, количество жидких, сыпучих и твердых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы. В работе по данному разделу использую игры-эксперименты:

- «В каком сосуде больше воды?»;

- «Что легче, что тяжелее?»;

-«Что тонет, что плавает»;

-«Подбери шарфик для кукол»;

-«Короче -длиннее»;

-«Подбери мебель для трех медведей».

В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путем сравнивать массу, объем, количество жидких, сыпучих и твердых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы. Игры развивают память, внимание, глазомер, совершенствуют мыслительную активность.

В разделе «Ориентировка во времени» развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлюсь с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяц года. В работе использую следующие дидактические игры:

- «Вчера, сегодня, завтра»;

- «Дни недели»;

- «Мой режим дня по часам»;

- «Определи время по часам»;

- «Когда это бывает?»;

- «Что перепутал художник?».

Используемые игры способствуют развитию ориентировки детей во времени: последовательность дней недели, частей суток, месяцев времен года; совершенствую представление детей о режиме дня, развиваю чувство времени, умение определять время по часам.

Особенно выделяю логические задачи. Они развивают у детей приемы мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Использую пособие («Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Монгольская игра», головоломки, кроссворды, задачи в стихах).

Эти игры развивают у детей самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.

Организуя занятия на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание у детей заниматься математикой.

На протяжении многих лет веду кружок «Юные математики». Эта работа дает возможность развивать познавательную активность и интерес к математике, развивать логическое мышление.

По результатам диагностики, проводимой в начале учебного года, выбираю тех детей, у которых обнаружились проблемы по основным разделам математического развития, и занимаюсь с ними кружковой работой. Кружок проводится один раз в неделю (25-30 минут). Особенности этой работы заключаются в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. У детей формируется важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок, дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.



Похожие:

«Развитие математических способностей и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста» iconРазвитие и формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Составитель: учитель-дефектолог Геннадьева Л. В
Развитие и формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
«Развитие математических способностей и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста» iconПротокол № от. Утверждаю заведующий мадоу детского сада
Охватывает детей начиная с раннего и до старшего дошкольного возраста. Основное направление кружковой работы – это обогащение познавательной...
«Развитие математических способностей и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста» iconПрограмма для детей старшего дошкольного возраста цель
Общеобразовательная краеведческая программа для детей старшего дошкольного возраста
«Развитие математических способностей и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста» iconКонспект занятия из выбранного Вами методического пособия или программы
Карты диагностики уровня развития элементарных математических представлений, познавательной сферы, изобразительной деятельности,...
«Развитие математических способностей и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста» iconПрограмма по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних через создание здоровьесберегающей среды, развитие творческих способностей, повышение мотивации познавательных интересов
Профилактике правонарушений среди несовершеннолетних через создание здоровьесберегающей среды, развитие творческих способностей,...
«Развитие математических способностей и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста» iconМетодическая разработка интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «День прав ребенка» Диденко О. В., воспитателя «Детского сад с. Вязовка Татищевского р-на Саратовской обл
Методическая разработка интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «День прав ребенка»
«Развитие математических способностей и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста» iconКонсультация для педагогов на тему: «триз (теория развития изобретательных задач) как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Ярославль, 2013г. Триз как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
«Развитие математических способностей и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста» iconОпыт работы по проблеме
«Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних через создание здоровьесберегающей среды, развитие творческих...
«Развитие математических способностей и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста» iconАнализработ ы муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Нижнеингашская районная станция юных техников» 2013- 2014 учебный год
Целью обучения и воспитания в учреждении является – развитие творческих способностей обучающихся посредством формирования познавательных...
«Развитие математических способностей и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста» iconКолесник Т. А., воспитатель моу «Начальная школа-детский сад «Ясень» с им. 9 Января, Оренбургский р-н Зебзеева Валентина Алексеевна
Тема: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы