Одобрено утверждаю icon

Одобрено утверждаю




Скачать 295.84 Kb.
НазваниеОдобрено утверждаю
Дата30.09.2012
Размер295.84 Kb.
ТипПротокол
источник

.Министерство просвещения ПМР

ГОУ « ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


Кафедра общеобразовательных дисциплин


ОДОБРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании УМС Ректор института

Протокол № _______ ___________М.Я. Макарова

«____»____________200__г. «____»____________200__г.


ПРОГРАММА

спецкурса «Элективные курсы для предпрофильной подготовки и профильного обучения»

для слушателей курсов повышения квалификации

учителей математики организаций общего

и профессионального образования ПМР


Составлена главным методистом по математике

Кафедры общеобразовательных дисциплин

А.А.Ликий


^ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

Декан факультета повышения на заседании кафедры

квалификации общеобразовательных дисциплин

___________И.А. Аношкина Протокол № ________

«____» ____________ 200_г. от «___» ______________ 200__г.

Зав. кафедрой _____________Е.Н. Черниченко


г.Тирасполь

2009


^ Учебный план

п/п

Наименование

Количество часов

Лекц.

Лекц.

Лекц.

1.

ТЕМА 1. Концептуальные основы профильного обучения в области «Математика».Содержание профильного обучения. Элективные курсы.


1

2

4

2.

1.1Учебно – методический комплект (УМК) по элективному курсу.

1

1

2

3.

1.2 Программа курса (Пояснительная записка. Содержание и организация процесса обучения. Методы и формы обучения. Планируемые результаты обучения. Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений учащихся, критерии оценки. Учебно – тематический план (УТП ).Рекомендуемая литература для учителя и для учащихся (основная и дополнительная). Материально – техническое оснащение курса).

1



2

4

4.

1.3 Виды элективных курсов. Разработка программы элективного курса. (Кто должен заниматься разработкой содержания элективных курсов. С чего начать разработку программы элективного курса. На что нужно обратить внимание при разработке элективного курса. Как оформить программу элективного курса).

1

2

4

5.

1.4 Обзор учебно – методической литературы, содержащей описание конкретных элективных курсов. Интернет – ресурсы.

1

1

2

6.

ТЕМА № 2. Проблемы и типичные недостатки при составлении программ элективных курсов. Рекомендации учителям.

1

2

2

7.

ТЕМА № 3. Использование историко – научного материала по геометрии в элективных курсах математического профиля.







4

8.

ТЕМА №4. Элективные курсы для предпрофильной подготовки.

4.1 «Процент – О! Мания»;

4.2 «Теория многочленов и уравнения высших степеней»;

4.3 «Мир случайного»;

4.4 «Кусочно – заданные функции»;

4.5 «Текстовые задачи»;

4.6 «Исторические комбинаторные задачи и комбинаторные модели»;

4.7 «Математические модели в естествознании».


1

2

4

9.

ТЕМА №5. Элективные курсы для профильного обучения.

5.1 «Математическая логика и основания математики»;

5.2 «Комплексные числа»;«Задачи с параметрами»;

5.4 «Равновеликие и равносоставленные многоугольники»;

5.5 «Физическая математика»;

5.6 «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10-11кл.» (авт. Гомонов С.А.,М.: Дрофа, 2006).


1

2

4



10.

ТЕМА 6. 15 элективных курсов на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» для 9-ых и 10-11 классов.


1

1

2

11.

ТЕМА 7. «Избранные вопросы математики» - курс по выбору для 9 класса (авт. Г. В. Дорофеев).





1

4

12.

ТЕМА 8. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в процесс изучения элективного курса.







4




Итого

8

16

40




Форма контроля

Зачет









^ Пояснительная записка


Данная программа составлена в соответствии с Программой курсов повышения квалификации учителей математики.

В нашем курсе учителю будет дана возможность получить ответы на вопросы о формировании программ и создании методических материалов по элективным курсам для реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.

Учителю предстоит узнать критерии и требования к программам элективных курсов, познакомиться с учебно – методическим комплектом (УМК) элективного курса, банком программ элективных курсов для предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся, ведущими методами и технологиями преподавания элективных курсов, формами ,методами, инструментарием контроля образовательных достижений учащихся ,критериями оценки, рекомендуемой литературой для учителя и для учащихся, Интернет – ресурсами.

^ Основная цель спецкурса состоит в том чтобы:

Учителя приобрели необходимый навык составления программ элективных курсов в соответствии с основными требованиями к содержанию и методике изучения ЭК:

  • актуальная личностно и социально значимая тематика;

  • поддержка базовых курсов, а также возможность для углубленной профилизации и выбора индивидуальной траектории обучения;

  • опора на методы и формы организации обучения, отвечающие образовательным потребностям учителя и учащихся, а также адекватные будущей профессиональной деятельности учащихся;

  • включение учащихся в теоретически обоснованную практическую деятельность, соответствующую профилю обучения;

  • обеспечение формирования и развития общеучебных, интеллектуальных и организационных способностей и навыков.



^ Программа рассчитана на 40 (как варианты: 16, 8) часов.

Форма контроля – зачет


Зачет

по спецкурсу

«Элективные курсы для предпрофильной подготовки и профильного обучения»

Вопросы к зачету


1.Профильное обучение как направление модернизации образования.

2.Что такое элективные курсы? (ЭК)

3.Учебно-методический комплект (УМК) по элективному курсу (Пояснительная записка.Место курса в образовательном процессе.Цели и задачи изучения курса. Основные компоненты содержания курса. Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.)

4.Какие виды элективных курсов существуют?

5.Кто должен заниматься разработкой содержания ЭК? С чего начать разработку программы ЭК?

6.На что нужно обратить внимание при разработке ЭК?

7.Как оформить программу элективного курса?

8.Где можно найти описание конкретных элективных курсов? (Книги центральных издательств, книги региональных издательств, статьи из журналов, Интернет-ресурсы).

9.Элективные курсы (курсы по выбору) для предпрофильной подготовки.

10.Элективные курсы для профильного обучения.

11.Наиболее типичные проблемы и недостатки, возникающие в процессе работы над ЭК.

12.Формирование умений через активную самостоятельную деятельность учащихся (в рамках любого элективного курса): проектная и исследовательская работа, практические и лабораторные занятия, экскурсии, дискуссии и т.д.

13.Какими требованиями должны определяться методы и формы работы над ЭК?

14.Результаты изучения ЭК.


^ Ожидаемый результат :

Слушатели должны:

- помочь самоопределению учащихся путем погружения в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории;

- активизировать познавательную деятельность школьников;

- повышать информационную и коммуникативную компетентность учащихся;

-обеспечить педагогические условия для расцвета личности школьника, его творческого потенциала.


Содержание спецкурса


^ Профильное обучение как направление модернизации образования.

Концепция модернизации образования на период до 2010 г. Предусматривает создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда…отработки гибкой системы профилей».

В соответствии с «Концепцией профильного обу­чения на старшей ступени общего образования» диф­ференциация содержания, обучения в старших клас­сах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базового, профильного, электив­ных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Одна­ко можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариантную часть образования и направлены на завершение об­щеобразовательной подготовки обучающихся. Про­фильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы в первую оче­редь на подготовку выпускников школы к последую­щему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны прежде всего с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потреб­ностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных про­грамм, так как в наибольшей степени связаны с вы­бором каждым школьником содержания образова­ния — в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные кур­сы как бы «компенсируют» во многом достаточно ог­раниченные возможности базовых и профильных кур­сов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Элективные курсы, в отличие от факультативных, являются обязательными для школьников.

Виды элективных курсов.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. ^ Одни из них являются как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечивают для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких электив­ных курсов могут служить курсы: «Математическая статистика» для школьников, выбравших экономи­ческий профиль, «Компьютерная графика» для ин­дустриально-технологического профиля или «История искусств» для гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающе­муся в профильном классе, где один из учебных пред­метов изучается на базовом уровне, подготовиться к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образователь­ных результатов для успешного продвижения на рын­ке труда. Примером подобных курсов могут служить

курсы «Делопроизводство» или «Деловой английский язык», курсы по подготовке к работе в сфере обслу­живания и т.д. Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распрос­траняться на области деятельности вне выбранного профиля обучения. Это определяет появление в стар­ших классах элективных курсов, носящих внепредметный или над предметный характер. Примером по­добных курсов могут служить элективы типа «Осно­вы рационального питания» или «Подготовка авто­любителя».

Кто должен заниматься разработкой со­держания элективных курсов?

Опубликован сборник программ элективных кур­сов, разработанных Национальным фондом подготов­ки кадров.

В качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Опыт ряда регионов, участвующих в эксперимент те по профильному обучению, показывает, что в ин­ститутах повышения квалификации, педагогических вузах, в школах на местах создаются собственные варианты элективных курсов. Многие из них пред­ставляют интерес и заслуживают поддержку. В этой связи можно рекомендовать региональным и муни­ципальным органам управления образованием созда­вать банки данных по элективным курсам, организо­вать информационную поддержку и обмен опытом ведения элективных курсов.

С чего начать разработку программы элек­тивного курса?

При разработке программы элективного курса не­обходимо:

  • проанализировать содержание учебного предме­та в рамках выбранного профиля;

  • определить, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или профильного курса;

  • определить тему, содержание, основные цели курса, его функцию в рамках данного профиля;

  • разделить содержание программы курса на мо­дули, разделы, темы, определить необходимое число часов на каждый из них;

  • выяснить возможность обеспечения курса учеб­ными и вспомогательными материалами: учебника­ми, хрестоматиями, дидактическими материалами и т.д.

  • составить список литературы для учителя и уча­щихся;

определить долю самостоятельности учащихся при изучении курса; если программа предполагает

выполнение практических работ, лабораторных опы­тов, проведение экскурсий, выполнение проектов, то их описание должно быть представлено в программе;

  • определить образовательные продукты, которые будут созданы учащимися в процессе (результате) освоения программы курса;

  • определить критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы;

  • продумать форму отчетности по итогам освое­ния программы курса.

На что нужно обратить внимание при раз­работке элективного курса?

Определены следующие психолого-педагогические требования к разработке и оценке результатов изуче­ния элективных курсов.

^ Место курса в образовательном процессе. При разработке содержания и методической системы элек­тивного курса важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами:

  • какие межпредметные связи реализуются при изучении элективного курса;

  • какие общеучебные и профильные умения и на­выки при этом развиваются;

  • каким образом создаются условия для активи­зации познавательного интереса учащихся, профес­сионального самоопределения;

  • как введение курса в учебный план конкрет­ной школы поможет в выявлении и решении проблем школьного сообщества (например, развитие школь­ного самоуправления; организация досуга учащихся; усиление взаимодействия семьи и школы; улучше­ние имиджа и повышение конкурентоспособности школы).

^ Цели и задачи изучения курса желательно форму­лировать в терминах, понятных и учителю, и уча­щимся: для чего изучается курс, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет.

В соответствии с целями формулируются задачи изучения курса: что необходимо для достижения по­ставленных целей; над чем конкретно предстоит ра­ботать учителю и учащимся при изучении курса. Традиционное разделение задач на три группы — обу­чение, воспитание, развитие — необязательно, по­скольку оно зачастую является довольно искусствен­ным и не отражает целостности образовательного про­цесса.

^ При отборе содержания курса необходимо не толь­ко выделить, но и ответить на следующие вопросы:

  • в чем основная суть теоретических и практи­ческих занятий, а также самостоятельной работы уча­щихся;

  • каким образом данное содержание будет способ­ствовать внутрипрофильной специализации обучения и формированию профильных умений и навыков;

  • для каких профессий (областей деятельности) полезны формируемые умения и навыки;

какие разделы и из каких школьных курсов должны быть освоены (как учащимися, так и учите лем) предварительно, перед началом изучения элек­тивного курса;

— в каких материалах реализуется содержание курса (учебное пособие, рабочая тетрадь для учащихся, методическое пособие для учителя, хрестоматия, электронные/мультимедийные пособия, интернет-ресурсы и т.п.)

шМетоды и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета инди­видуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты в изучении элективных курсов следующие:

  • междисциплинарная интеграция, содействую­щая становлению целостного мировоззрения;

  • обучение через опыт и сотрудничество;

  • учет индивидуальных особенностей и потреб­ностей учащихся.

Ведущее место в обучении следует отвести мето­дам поискового и исследовательского характера, сти­мулирующим познавательную активность учащихся. Значительной должна быть доля самостоятельной работы с различными источниками учебной инфор­мации. При этом главная функция учителя — орга­низация деятельности, направленной на достижение общей образовательной цели. Такой подход позволит создать психологический климат, в основе которого взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество.

При определении форм организации учебных за­клятий следует исходить из специфических целей курса. Поскольку не исключается выбор элективного курса даже одним учащимся, необходимо предусмот­реть как коллективные, так и индивидуально-груп­повые варианты его изучения. В то же время, если содержание курса может быть освоено только с ис­пользованием групповых или коллективных форм работы, то следует оговорить минимальную числен­ность учебной группы.

Важно предусмотреть использование таких мето­дов и форм обучения, которые давали бы представле­ние учащимся об условиях и процессах будущей про­фессиональной деятельности (в соответствии с вы­бранным профилем обучения), то есть в какой-то сте­пени моделировали бы их.

Важным элементом элективного курса является определение ожидаемых результатов его изучения, а также способов их диагностики и оценки. Ожидае­мый результат изучения курса — это ответ на во­прос: какие знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траек­тории в школе и успешной профессиональной карье­ры по ее окончании, будут получены; какие виды деятельности будут освоены. Результаты должны быть значимы в первую очередь для самих учащихся, что необходимо для обеспечения привлекательности кур­са на этапе первоначального знакомства с ним и его выбора школьниками.

Результаты обучения могут быть сформулирова­ны в терминах «учащийся должен знать (иметь пред­ставление, приводить примеры), уметь, иметь опыт»

Для контроля достижений учащихся могут быть] использованы такие способы, как наблюдение активности на занятии; беседа с учащимся, родителями анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради; анкетирование; тестирование.

Как оформить программу элективного курса?

Описание учебной программы должно включат] следующие элементы:

  • Титульный лист.

  • Пояснительная записка.

  • Учебно-тематический план.

  • Содержание изучаемого курса.

  • Информационное обеспечение учебной программы.

Титульный лист программы включает:

  • наименование образовательного учреждения, реализующего авторскую учебную программу;

  • должность и ФИО ответственного работника образовательного учреждения, утвердившего образовательную программу;

  • дату утверждения учебной программы;

  • название учебной программы;

  • возрастную категорию детей, на которых рассчитана учебная программа;

  • срок реализации учебной программы;

  • ФИО, должность автора (авторов) учебной программы;

  • название города, населенного пункта;

год составления учебной программы

Пояснительная записка раскрывает:

  • образовательную область и предмет изучения; функции данного учебного курса;

  • новизну, актуальность, педагогическую целесо­образность изучаемого курса;

  • цель и задачи учебной программы; специфику и значение для решения задач профильной (предпрофильной) подготовки учащихся;

  • отличительные особенности данной учебной про­граммы от уже существующих в этой области;

  • продолжительность реализации учебной програм­мы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

  • представление о требованиях к данному электив­ному курсу; о путях развертывания учебного матери­ала и основных идей курса;

  • общие черты методической системы достижения указанных целей, описание средств их достижения (формы и режим занятий);

  • ожидаемые результаты;

  • формы подведения итогов реализации учебной программы (возможно — выставки, фестивали, сорев­нования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

Учебно-тематический план образовательной про­граммы включает:

  • перечень разделов, тем;

  • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий;

  • формы занятий, планируемые по каждой теме (урок, игра, беседа, дискуссия, поход, экскурсия, конкурс и т.д.);

• формы подведения итогов по каждой теме.
Содержание изучаемого курса раскрывается через:

  • краткое описание тем или разделов;

  • краткую характеристику форм занятий по каждой теме;

  • описание методического обеспечения каждой темы (приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидакти­ческий материал, техническое оснащение за­нятий).

Информационное обеспечение образова­тельной программы включает:

  • список литературы;

  • перечень интернет-ресурсов;

  • перечень видео- и аудиопродукции (ком­пакт-дисков, видеокассет, аудиокассет).

Где можно найти описание конкрет­ных элективных курсов?

Книги центральных издательств

^ Гетманова А.Д. Логические основы мате­матики: метод, рекомендации: 10-11 кл. — 2-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2006.

Гомонов С А. Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения: 10-11 кл.: метод, рекомендации. — 2-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2006.

Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике: Общие положения, структура порт-фолио, программы курсов, сценарии занятий/ И.Н. Данкова, Т.Е. Бондаренко, Л.Л. Емелина, O.K. Плетнева. Под общей редакцией проф. С.А. Антипова и проф. Ю.А. Савинкова. — М.: «5 за знания», 2006.

Элективные курсы в профильном обучении: Обра­зовательная область «Математика»/Министерство об­разования РФ — Национальный фонд подготовки кадров. — М.: Вита-Пресс, 2004. (Книга доступна в интернете по адресу www.profile-edu.ru/files/l_04_04/ Matematika.pdf)

^ Книги региональных издательств

Геометрия: красота и гармония: Простейшие за­дачи аналит. геометрии на плоскости. Золотая про­порция. Симметрия вокруг нас: 8-9 кл.: электив. курсы/Л.С. Сагателова, В.Н. Студенецкая. — Волго­град: Учитель, 2007.

^ Дмитриева А.В. Элективный курс по геометрии «Инверсия и ее приложение к решению задач»: учеб.-дидакт. комплекс. — Новосибирск: НГПУ, 2005.

Жафяров А.Ж. Элективные курсы по геометрии для профильной школы: учеб.-дидакт. комплекс. — Но­восибирск: Сиб. унив. изд-во, 2005.

Сборник программ и методических рекомендаций элективных курсов: 10-11 кл. — Волгоград: Кори­фей, 2005.

Сборник программ элективных курсов по матема­тике и информатике/Сост. Е.А. Фадеева. — Волго­град: Изд-во ВГИПК РО, 2006.

Элективные математические курсы: учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. шк./ М.В. Шабанова, О.Л. Безумова, С.Н. Котова [и др.]. — Архангельск: Помор, ун-т, 2005

Элективный курс по математике «Красавицы функции и их графики»: 9 кл./Сост. Н.П. Токарчук. — Волгоград: Корифей, 2006.

^ Статьи из журналов

Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Матема­тические основы информатики: элективный курс// Профильная школа, 2004, № 5, с. 19-20.

Блинков АД., Мищенко Т.М. Курс по выбору для IX класса «Избранные вопросы математики»//Мате­матика в школе, 2004, № 5, с. 28-31.

Дорофеев Г.В. и др. Курс по выбору для 9 класса «Избранные вопросы математики»//Математика в школе, 2003, Ш 10, с. 2-36.

Звавич Л.И. Элективные курсы образовательной области «математика»//Профильная школа, 2005, № 5, с. 14-18.

Мищенко Г.М., Рослова Л.О. Курс по выбору для 9 класса «Избранные вопросы математики»//Мате­матика в школе, 2004, № 4, с. 20-25.

Интернет-ресурсы

Сайт школы им. А.Н. Колмогорова (www.pms.ru/ programmyi/ 15.html)

Сайт Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (festival.lseptember.ru)

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

Кузнецов АЛ. и лр. Профильное обучение. Ответы на ос­новные вопросы. — М.: Изд-во «Русский журнал», 2004.

Письмо Министерства образования Российской Федерации № 14-51-277/13 от 13.11.2003 «Элективные курсы в профиль­ном обучении».

Элективные курсы в профильном обучении/Министерство образования РФ — Национальный фонд подготовки кадров. — М.:- Вита-Пресс, 2004. (Книга доступна в Интернете по адресу www.profile-edu.ru/files/1_04_04/Obshee.pdf)

Сайт «Образование в Петербурге. Фрунзенский район» (edu-frn.spb.ru).

Материал полготовил В. Бусев


Для предпрофильной подготовки и профильного обучения


Ниже приводятся краткие све­дения о 15 элективных курсах, раз­работанных учителями математи­ки. Полное описание курсов мож­но найти на сайте Фестиваля пе­дагогических идей «Открытый урок» (festival.1september.ru).


9 класс

Осипова Т.П.

Знакомые и незнакомые функции

Целью данного курса является развитие интереса школьников к предмету, знакомство с новыми функ­циями и способами построения графиков. Материал для занятий подобран таким образом, чтобы можно было проиллюстрировать красоту построения графи­ков, подчеркнуть эстетические аспекты, показать связь с другими областями знания (например, физикой, эко­номикой).

^ Головизнина O.K. Функции и графики

Курс, с одной стороны, направлен на систематиза­цию и расширение знаний учащихся, на реализацию внутрипредметных связей, что способствует лучшему освоению базового курса математики, а с другой — служит для внутрипрофильной дифференциации и по­строения индивидуального образовательного пути.

^ Каплунова СВ.

Теория многочленов и уравнения высших степеней

Изучение основных положений теории многочле­нов позволяет обобщить теорему Виета для уравнений любой степени. Умение выполнять деление многочле­нов облегчит в дальнейшем решение таких задач ма­тематического анализа, как нахождение асимптот, вычисление производных и интегралов.

^ Левицкая В.В.

Комбинаторика. Основы теории вероятностей

Данный курс показывает связь математики с жиз­нью. Учащиеся узнают об универсальности вероятно­стно-статистических законов, которые широко приме­няются в современной химии, физике, биологии, со­циально-экономических науках, военном деле и т.д. В процессе прохождения курса у учащихся формиру­ются умения работать с информацией, представлен­ной в виде таблиц, графиков, диаграмм; производить интерпретацию результатов, полученных при иссле­дованиях и опросах общественного мнения.

^ Прохорова З.В.

Избранные вопросы математики

Учебный курс представляет собой набор тем из раз­личных разделов математики. При прохождении кур­са учащиеся знакомятся с теорией вероятностей, ком­бинаторикой, учатся решать уравнения и неравенства с модулями и параметрами, строят графики функций, содержащих знак модуля. Программа предусматрива­ет проведение традиционных уроков, а также лекций и практикумов.

^ Харитонова Л.Г. Математика вокруг нас

Предлагаемый курс состоит из двух частей: «Сим­метрия вокруг нас» и «Золотая пропорция вокруг нас». Содержание занятий курса направлено на обнаруже­ние закономерностей природных явлений, связанных с симметрией. Для этого рассматриваются объекты физики и математики, химии и биологии, техники и архитектуры, живописи и скульптуры, поэзии и му­зыки с точки зрения математики.

^ Корзунова Р.И.

Математические законы красоты

Предлагаемый курс позволит ликвидировать кажу­щийся отрыв математики от реальности, поможет уча­щимся понять, что законы математики тесно связаны с законами природы. Кроме учебной цели достигают­ся и другие - воспитание эстетического вкуса, разви­тие творческой инициативы.

Ишутина Л А. Золотой треугольник

Данный курс является межпредметным, расширя­ет представления учащихся в области геометрии, био­логии, географии. Золотое сечение — высшее прояв­ление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и при­роде. Превалирующим в данном курсе является дея-тельностный подход в обучении: учащимся предлага­ются практические работы, составление проектов, ра­бота с компьютером, исследовательская работа.

^ 10-11 классы

Четвериков А А. Задачи с параметрами

Цель курса состоит в изучении методов, решения некоторых типов задач с параметрами. Отдельные воп­росы предлагаемой программы дублируют вопросы учебных программ по математике. Рассмотрение этих вопросов призвано систематизировать знания учащихся и, что самое главное, подготовить их к работе со зна­комыми объектами в задачах с параметрами. Значи­тельная часть учебного времени курса отведена главе «Функции и графики».

^ Козак Н.Г.

Решение уравнений и систем уравнений

с параметром и модулем

Основной целью курса является рассмотрение наибо­лее распространенных приемов и методов решения урав­нений и систем уравнений. В программу курса включе­ны вопросы решения целых алгебраических уравнений

однородных, возвратных, симметрических, их систем. Кроме этого, изучаются методы решения уравнений и систем уравнений с модулем и параметром.

^ Борисова НЛ. Текстовые задачи

Текстовые задачи являются важной составляющей школьного курса математики, однако опыт показыва­ет, что далеко не все учащиеся в старших классах уме­ют решать текстовые задачи. Поэтому первая тема курса — «Текстовые задачи и техника их решения» — направлена на систематизацию уже имеющихся зна­ний. Затем изучаются методы решения задач на дви­жение, на работу, на смеси и сплавы, на прогрессии.

^ Дятлу к Е.Н., МилосердЬва ЛЛ. Обратные тригонометрические функции

Задания, связанные с обратными тригонометриче­скими функциями, часто предлагаются на школьных выпускных экзаменах и на вступительных экзаменах в некоторые вузы. Курс состоит из трех частей: «Функ­ции arcsin х, arccos х, arctg х, arcctg х», «Операции над обратными тригонометрическими функциями», «Обратные тригонометрические операции над триго­нометрическими функциями».

^ Едренников Е.Н.

Трудные вопросы математики при подготовке

в технические вузы

Целью данного курса является повышение мате­матической подготовки учащихся. Программа включает следующие темы: «Алгебраические уравнения и неравенства», «Планиметрия», «Тригонометрические уравнения, неравенства и их системы», «Стереомет­рия», «Показательные и логарифмические уравнения, неравенства и их системы», «Функции и их графи­ки».

^ Веслополова О.Ю., Подделъская В.Б. Аналитическая геометрия

В предлагаемом курсе изучаются основы метода аналитической геометрии в применении к простейшим геометрическим объектам. Этот курс аналитической геометрии призван восполнить разрыв в содержании между базовым курсом школьной программы и про­граммой для классов с углубленной математической подготовкой. Курс включает разделы: «Метод коорди­нат в пространстве», «Аналитическая геометрия», «Преобразования пространства».

^ Конева О.В. Алгебра матриц

Цель данного курса — познакомить учащихся с матричной символикой и основными понятиями ал­гебры матриц. В процессе изучения курса учащиеся должны научиться производить действия над матри­цами. Этот курс является базой для изучения курса «Математическая статистика». В то же время он об­легчает усвоение информатики и способствует более осознанному восприятию знаний об информационно-вычислительной технике-

^ Гомонов СЛ.

Замечательные неравенства, их обоснование и при­менение (2004, № 5)

Данный элективный курс для учащихся 10-11-х классов рассчитан на одно полугодие (35 ч) и осве­щает намеченные, но совершенно непроработанные в общем курсе школьной математики вопросы. Вы­брав его, учащиеся за полгода пройдут путь от дока зательства простейших числовых неравенств (встре­чающихся на вступительных экзаменах в вузы) до обоснования «замечательных» неравенств Коши-Бу-няковского, Чебышёва и Иенсона. Курс имеет при­кладное и общеобразовательное значение, способству­ет развитию логического мышления учащихся, на­мечает и исследует целый ряд межпредметных свя­зей

^ Земляков А.Н.

Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зре­ния высшей математики (2004, № 5)

Для учащихся математического и естественнона­учного профилей. Дает широкие возможности повто­рения и обобщения курса алгебры и основ анализа. В курсе решается и разбирается большое количество сложных задач, многие из которых пригодятся как при подготовке к выпускным экзаменам, в частности к ЕГЭ, так и в вузе. Учитель может вычленить отдель­ные модули, детально и продуктивно ими заняться.

^ Стефанова Н.Л.

Математика в архитектуре (2004, № 5)

Курс предназначен для реализации в старших клас­сах школ гуманитарного профиля. В нем математика подается как элемент общей культуры человечества, который является теоретической основой искусства, а также как элемент общей культуры отдельного чело­века, который стремится к пониманию внутренних законов красоты и гармонии. При этом курс рассчи­тан на базовый уровень владения ограниченным мате­матическим содержанием (различные геометрические фигуры, симметрия, простейшие алгебраические пре­образования и правила выполнения арифметических действий) и предполагает наличие самых общих пред­ставлений из области архитектуры.

^ Стефанова Н.Л., Шубина Н.Л.

Математический язык через призму естественного

языка, или язык математики (2004, № 5)

Курс предназначен для реализации в старших клас­сах школы гуманитарного, в частности, филологиче­ского профиля. Исходными для обсуждения являются языковые проблемы, которые возникают как в естествен­ном, так и в математическом языках, поэтому обеспе­чивается мотивация для более глубокого и осознанного изучения языка математики. Усвоение «учебного мате­матического языка» вызывает у учащихся, особенно у учащихся-гуманитариев, значительные трудности, ко­торые зачастую связаны с непониманием способов и приемов его построения. Некоторые наиболее важные из них раскрываются в данном курсе.

^ Никитина B.C.

Математика в экономике (2005, № 5) Программа курса ориентирована на рассмотрение отдельных тем математики, которые применяются при решении задач экономического характера. Содержа­ние можно варьировать: практически любая тема мо­жет быть развернута в своеобразный модуль, в изуче­нии которого учащиеся реализуют свои познаватель­ные интересы и получают необходимые знания и уме­ния. В ходе изучения курса ученики овладевают но­выми знаниями, обогащают свой жизненный опыт, получают возможность практического применения сво­их интеллектуальных, организаторских, коммуника­тивных способностей, овладевают умениями рабо­тать с научной и справочной литературой.

^ Мордована Е.Е.

Математический язык и основы логики (2005, № 5)

Данный курс имеет большой общеобразовательный и развивающий потенциал, так как способствует формированию грамотного математического языка, вни­мательного отношения к слову и смыслу речи, при­учает анализировать информацию, четко формулиро­вать мысли.

Курс также имеет прикладное значение, потому что позволяет увидеть универсальность действия ло­гических законов не только в математике, но и в других областях знаний ^деятельности (электротех­нике, судебно-следственной практике). Предлагае­мый элективный курс в основном предназначен для старших классов различных профилей, но может быть реализован и в основной школе. Программа по­зволяет раскрывать содержание лекционных и прак­тических занятий на изученном или текущем мате­риале алгебры и геометрии. Учитель сможет подо­брать уровень заданий, соответствующий различным ступеням школьного образования и профилям, ис­пользуя, например, литературу из приведенного спис­ка, а также скорректировать количество часов, от­водимое на ту или иную тему, учитывая уровень общей математической подготовки школьников.

^ Сухова Я.И.

Формальная логика (2006, № 2)

Программа рекомендуется в качестве надпред-метного элективного курса в 10-11-х классах гу­манитарного и естественно-математического про­филя. Акцент в программе сделан на развитие аб­страктного мышления, предусмотрено время на решение разнообразных логических задач, в том числе и занимательных. Особое внимание уделя­ется решению задач на отношения между поняти­ями и суждениями, на составление и анализ таб­лиц истинности.

^ Корзунова Р.И.

Нестандартные методы решения уравнений и не­равенств (2006, № 3)

Данный элективный курс направлен на углублен­ное изучение отдельных разделов основного курса математики и предусматривает изучение современ­ных нестандартных методов решения, а также со­ставление задач путем применения исследователь­ской деятельности. Программа курса основывается преимущественно на методах активного обучения (творческих, исследовательских, проектных), предус­матривает полноту и завершенность содержательных линий.

Ткач Т.В.

Математика рисует (2006, № 4)

Предпрофильный элективный курс для учащих­ся 8-9-х классов посвящен визуализации изучаемых в курсе алгебры функций и является пропедевти­ческим по отношению к профильным курсам мате­матической ориентации. Этот курс дополняет и уг­лубляет базовый курс алгебры, не нарушая его це­лостности. Программа курса позволяет раскрывать содержание занятий на изученном или текущем ма­териале алгебры основной школы. Уровень заданий может быть подобран учителем в зависимости от уровня подготовки учащихся


Рекомендации учителям


1.Название курса должно быть по возможности привлекательным (ведь этот курс будут выбирать среди других).

2.Программа курса должна включать новые для учащегося знания, не содержащиеся в базовой программе и не дублирующие программу по математике средней и высшей школы.

3.Программа должна содержать знания вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для обучения по выбранному ими профилю обучения (мотив обучения).

4.Как следствие предыдущего, программа должна позволить учащимся оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор своего дальнейшего образовательного пути после окончания школы.

5.Программа должна определять такую последовательность изучения знаний, которая является наиболее «коротким путем»: изучение новых знаний опирается на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учащихся учебный материал.

6.Несмотря на то, что содержание элективных курсов не стандартизируется, необходимо, чтобы сам курс работал на достижение обозначенных в стандарте целей среднего образования вообще и математического образования в частности. И это, прежде всего, направленность любого учебного курса на достижение метапредметных результатов,- в частности, на формирование надпредметных умений и обобщенных способов деятельности, таких, как освоение способов совместной деятельности, умения выстраивать ответ, участвовать в дискуссии, оппонировать и т.д.

7.Цели образования в соответствии со стандартом достигаются через реализацию личностно – деятельного подхода в обучении. Поэтому в рамках любого ЭК акценты должны быть смещены на формирование умений через активную самостоятельную деятельность учащихся: проектная и исследовательская работа, практические и лабораторные занятия, экскурсии, деловые игры и т.д.

8.Содержание ЭК должно предусматривать наличие аппарата обращения к внешкольным источникам информации и к опыту школьника.

9.При построении программы ЭК полезен модульный характер. Можно менять независимые по содержанию модули местами, конструировать курс из разного их количества.

10.Программа ЭК носит примерный характер. Учитель в соответствии с запросами учащихся и своими профессиональными возможностями может осуществлять некоторую доработку программы в процессе ее реализации.

11.Содержание промежуточного и итогового контроля по курсу выбирает и разрабатывает учитель.

12.Темп изучения ЭК адекватен складывающейся ситуации: на каком-то материале задержались, где-то просмотрели бегло, что-то пропустили совсем.


Особенно актуальна сегодня работа школьных методических объединений, предметных кафедр, профессиональных объединений учителей. Именно они должны стать инстанцией первичной экспертизы ЭК. Ведь кто как не педагогический коллектив образовательного учреждения, может диагностировать

Потребность учащихся своей школы в том или ином учебном курсе и, поручить учителю или группе учителей разработать программу ЭК ,а затем обсудить ее, скорректировать на заседании МО.


Литература


1.Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию.- М.:Просвещение, 1983.


2.Епишева О.Б. Технология обучения математики на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя, -М.: Просвещение, 2003.


3.Епишева О.Б. Формирование приемов учебной деятельности // Математика в школе, 1995, №6.


4.Жигулев Л.А. Программы.Разработки уроков. Методические материалы. – СПб.: СМИО Пресс,2006.


5.Лукичева Е.Ю. Математика в профильной школе.- СПб: Просвещение, 2005


6.Элективные курсы в профильном обучении. – М. : Вита-Пресс, 2004



Похожие:

Одобрено утверждаю iconОдобрено утверждаю
Тема концептуальные основы профильного обучения в области физической культуры
Одобрено утверждаю iconОдобрено утверждаю
Единое информационное пространство образовательного учреждения: модель; структура; основные функции
Одобрено утверждаю iconОдобрено утверждаю
Структура, содержание и организационно-методические основы предпрофильной подготовки. Формы её реализации
Одобрено утверждаю iconОдобрено утверждаю
«О выпускной квалификационной работе слушателя курсов профессиональной переподготовки в гоу «пгиро»
Одобрено утверждаю iconОдобрено утверждаю
Контроль и оценка качества знаний учащихся как форма руководства их учебной деятельности
Одобрено утверждаю iconОдобрено утверждаю
Дидактическая концепция обучения на основе компьютерных технологий. Необходимость обучения учителей разработке и эффективному использованию...
Одобрено утверждаю iconОдобрено утверждаю
Данная учебная программа курсов повышения квалификации преподавателей пвмк составлена на основании «Базисного учебного плана» курсов...
Одобрено утверждаю iconОдобрено утверждаю
Данная учебная программа курсов повышения квалификации музыкальных руководителей доо составлена на основании «Базисного учебного...
Одобрено утверждаю iconОдобрено утверждаю
Данная учебная программа курсов повышения квалификации преподавателей дмш, дши, составлена на основании «Базисного учебного плана»...
Одобрено утверждаю iconУтверждаю: директор моу-сош №2 зато солнечный Одобрено на заседании нмс красноярского края протокол №7
Согласно Закону об образовании, Уставу моу-сош №2 зато солнечный, Положению о Портфолио педагога моу-сош №2 зато солнечный, руководствуясь...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы