Программа спецкурса «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного исскуства» на курсах повышения квалификации воспитателей одо icon

Программа спецкурса «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного исскуства» на курсах повышения квалификации воспитателей одо




Скачать 146.71 Kb.
НазваниеПрограмма спецкурса «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного исскуства» на курсах повышения квалификации воспитателей одо
Дата30.09.2012
Размер146.71 Kb.
ТипПрограмма спецкурса
источник

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР

Государственное образовательное учреждение

«Приднестровский государственный институт развития образования»


Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки



Одобрено

На заседании Учёного Совета

Протокол № ___

«___»____________ 2009 г.


Утверждаю

Ректор ГОУ « ПГИРО»

________М.Я. Макарова

«_____»__________2009 г.



ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА


«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного исскуства»


на курсах повышения квалификации воспитателей ОДО.


^ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

проректор по учебной работе на заседании кафедры ДиНО

«____» __________ 2009г. протокол № _______

__________С.К.Турчак «___» ____ 200__ г.

Зав. кафедрой ДиНО И.Г.Бахшиева


Тирасполь

^ 2009


Пояснительная записка.

Программа предназначена для воспитателей , воспитателей –методистов по изобразительной деятельности , а также воспитателей –методистов по приоритетному направлению, проходящих курсы повышения квалификации при ПГИРО.

Вариативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста – « Истоки», «Детство», « Развитие» и другие

определяют содержание, объем знаний ,умений и навыков, которые должны усвоить дети в области изобразительного искусства, выдвигают задачу развития их творческих способностей. Изобразительное творчество является любимейшим занятием дошкольников. В связи с этим педагоги в сфере современного дошкольного образования должны хорошо знать теорию изоискусства, психологию ребенка, овладеть методикой развития художественно – творческих способностей , на что и ориентирует содержание данного спецкурса.

Цель изучения данного спецкурса предполагает:

конкретизацию и расширение знаний слушателей

  • о проблемах детского творчества;

  • об условиях развития творческой активности;

  • о средствах формирования социальной активности детей.

Реализация цели осуществляется путем решения ряда задач:

  • раскрытие содержания и значимости детского художественного творчества;

  • усвоение разнообразных способов активизации творческой деятельности дошкольников;

  • формирование педагогических умений: аналитических, пректировочно-конструктивных, рефлексивных, диагностических; развитие личностных качеств: самостоятельности, творческой инициативы, уважение к личности.






п/п

Содержание спецкурса

Кол-во

1.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

2



2.

Изобразительное творчество дошкольников и особенности его развития.



2

3.

Современные образовательные программы по развитию изобразительного творчества дошкольников.



2

4.

Изобразительное искусство как фактор развития творческой личности ребенка.




2







ИТОГО:



8





Тема1.

2час. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте.

Основные понятия: « творчество», « творческая деятельность». Определение «творческих способностей». Составляющие творческих способностей. Сроки начала развития творческих способностей. Период дозревания – время наивысших и самых возможностей к развитию. Понятие способностей. Структура изобразительной способности

Тема 2.

2час Изобразительное творчество дошкольников и особенности его развития.

Своеобразие творческой деятельности дошкольников .Психологическая готовность к творчеству (накопление опыта , приобретение умений навыков , развитие воображения , зрительной памяти).Этапы творческой деятельности ребенка.

Выразительные средства, используемые ребенком в создании образа.

Условия развития детского изобразительного творчества. Зависимость развития творческих способностей от обучения детей. Мотивы творческой деятельности и их развитие. Личностные особенности детского творчества.

Тема 3.

2час. Современные образовательные программы по развитию изобразительного творчества дошкольников.

Принципы дидактики , на которых строится содержание программ обучения изобразительной деятельности (научность , доступность, последовательность и систематичность, наглядность , осознанность усвоения детьми знаний и умений, индивидуальный подход к детям и др.)

Структурные особенности программы по изобразительной деятельности для дошкольных учреждений.

Современные образовательные программы. Роль и место изобразительной деятельности в решении задач воспитания дошкольников в рамках концепции той или иной программы .Краткая характеристика разделов изодеятельности в программах «Радуга», «Развитие», «Детство», «Истоки» и др.


Тема 4.

2час Изобразительное искусство, как фактор развития творческой личности ребенка.

Виды изобразительного искусства, используемые в работе с детьми. Роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка. Приемы ознакомления детей с искусством.

Отбор художественных произведений для детей .Требования к выбору произведений (доступность содержания, выразительных и изобразительных средств, воспитательная и познавательная ценность).Особенности методики проведения занятий по ознакомлению детей с различными жанрами(пейзажем , натюрмортом, портретом, бытовым сюжетом).


Литература.

1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.

2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.

3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.

4. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. М. Педагогика.1972.

5. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы пси­холо­гии. - 1990 №4. стр. 5-9.

6. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр.

7.ГригорьеваГ.Г.Изобразительная деятельность дошкольников. М.ACADEMIA , 1999.

8. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 435-442.

9. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157стр.

10. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспита­ние. - 1967 №12. стр. 73-75.

11 . Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.

12. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы пси­хологии. - 1993 №2. стр. 54-58.

13. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М. Мнемозина.- 1995.

14. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.

15. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диаг­ностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.

16. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.

17. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.

18. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. –

Рига: Эксперимент, 1994. 62 стр.

19. Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство рос­товского университета. - 1993. 32 стр.

20 . Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая гвар­дия, 1989. стр. 255-299.

21.Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход. М. СФЕРА. Творческий Центр,2007.


Зачет по спецкурсу№1.

1.Дать определение, что такое «творческие способности».

2.Понятие способностей . Структура способностей.

3.Природа возникновения детского художественного творчества.

4. Условия развития детского изобразительного творчества.

5. Виды изобразительного искусства, используемые с детьми..

6.Требования к отбору произведений.

7.Назвать действующие Программы по изобразительной деятельности.

8.Методы ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства.

9. Роль изобразительного искусства в развитии эстетического восприятия и художественного творчества детей.


^ Программа спецкурса « Защита прав и правовое воспитание ребенка – дошкольника».

(для воспитателей – методистов по приоритетному направлению ОДО)

^ Пояснительная записка


Данный спецкурс направлен на ознакомление слушателей с международными и республиканскими документами, посвященными правам детей , на изучение особенностей работы с родителями и воспитателями дошкольников , педагогами.

Данная тема безусловно актуальна так как, к сожалению, постоянно идет речь об увеличении количества детей больных и оставшихся без попечения родителей ; малолетних наркоманов и алкоголиков; не посещающих школу и дошкольные учреждения в связи с тяжелым материальным положением в семье.

Все это происходит потому, что нарушается одно из основных прав ребенка- право на полноценное детство. Зачастую эти права нарушаются из -за незнания их как взрослыми , так и самими детьми.

Цель изучения данного спецкурса предполагает:

конкретизировать и расширить знания слушателей о проблемах реализации нормативной базы регулирующей правовые вопросы детства и обозначить пути их реализации, а также уточнить права и обязанности родителей , педагогов и детей.





п/п

Содержание спецкурса

Кол-во

1.

Изучение международных документов «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка».История вопроса в педагогике.

«Закон о правах ребенка ПМР»

2



2.

Работа с педагогическим коллективом по изучению

документов о правах ребенка.



2

3.

Работа с родителями по изучению

документов о правах ребенка.



2

4.

Методика ознакомления детей с правами ребенка.


2







ИТОГО:



8





Тема №1.

2час. Изучение международных документов международных документов «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка».История вопроса в педагогике.«Закон о правах ребенка ПМР».

Настоящие документы имеют характер юридический и педагогический , они предписывают строить процесс воспитания подрастающего поколения на нравственно- правовой основе, считая ребенка человеком , обладающим всеми правами ( кроме права голосовать и быть избранными) и потому требующим к себе должного отношения со стороны взрослого населения.

Изучение трудов К.Д. Ушинского , Л.Н. Толстого , К. Н. Вентцеля , А.С. Макаренко, Я . Корчака, В. А. Сухомлинского свидетельствуют о единстве взглядов великих педагогов на ребенка как на личность , которая должна жить и развиваться в условиях свободы и уважения.

В основе нравственно- правового воспитания лежит выявление

Сходства и различий между нравственным и правовым воспитанием , теория усвоения детьми нравственных норм , проблема наказаний в воспитании.

Наказание- необходимый элемент правового воспитания , но в нравственно- правовом воспитании детей дошкольного возраста оно играет негативную роль. У детей старшего дошкольного возраста нравственно- правовые нормы нужно формировать не с помощью страха перед наказанием , а опираясь на естественную потребность жить по законам общества.

При условии отбора содержания и разработки адекватной методики можно успешно сформировать у детей представления о правах ребенка.


Тема№2. Работа с педагогическим коллективом по изучению

документов о правах ребенка.

2час. Имеется целый ряд средств для ознакомления педагогического с документами «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «Закон о правах ребенка ПМР».

Выделим основные.

Общее собрание коллектива дошкольного учреждения , на котором определяется сущность работы , связанной с соблюдением прав ребенка в дошкольном учреждении.

Индивидуальные и групповые беседы с сотрудниками о соблюдении прав ребенка.

Семинар-практикум для воспитателей «Психолого-педагогические основы формирования представлений о правах человека», включающий в себя несколько занятий по темам:

«Особенности общения воспитателя с ребенком», «Управление игрой», «Формы организации детской деятельности»,«Системный подход к работе с детьми».

Консультация –практикум для воспитателей « Роль Конвенции о правах ребенка в гуманизации образовательного процесса».

Педагогический тренинг по отработке методов соблюдения прав ребенка.

Педагогическая викторина «Изучаем права ребенка».

Педагогический совет по темам: «Проблема реализации прав ребенка в сфере семейного воспитания и образования»,

« Методика формирования у детей представлений о правах ребенка».


Тема №3.

2час. Работа с родителями по изучению документов о правах ребенка.

Формы работы с родителями по изучению документов о правах ребенка, могут быть разными – от индивидуальной беседы до общих родительских собраний.

Родителей необходимо знакомить с психологическими особенностями детей, их познавательными интересами и потребностями, представлениями о морали, возможностями понимать взрослых людей и устанавливать с ними положительные взаимоотношения и др.

Ознакомление с документами о правах ребенка , освоение методов общения с детьми на основе соблюдения их прав – важная часть этой работы .Для родителей проводятся :

Круглый стол на темы:»Что я знаю о своем ребенке», « Что делать , когда он не слушается ? », « Как любить ребенка?», «Как дошкольник может участвовать в празднике дома ?»

Родительские собрания : « Права ребенка в Конвенции о правах ребенка и Семейном Кодексе ПМР», « Ответственность родителей за воспитание и развитие ребенка»;

Консультации « О наказаниях», « Хороший ли Вы отец», « Какие права ребенка нарушаются чаще всего», « Что значит уважать права ребенка – дошкольника», «Как развивать разумные потребности ребенка?», « Уголок ребенка дома» и др.

Общие праздники в детском саду : « Мы все вместе», « Игры – соревнования», « Масленица» и д.р.

Неформальные беседы: « Какие права ребенка Вам труднее всего выполнять?», « Чего у ребенка больше – прав или обязанностей?»

Все виды работы выполняются по единому плану, подбирая наглядные материалы , видеозаписи, книги , альбомы.


Тема№4.

2часа. Методика ознакомления детей с правами ребенка.

Особенности психического развития детей дошкольного возраста позволяют формировать у них представления о правах человека. Эта работа должна опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в группе , отношений с взрослыми, другими детьми.

Работа проводится в несколько этапов:

Первый, базовый этап- знакомство с нравственными нормами и правилами: проводятся этические беседы, организуется практика поведения в соответствии с приятыми правилами и нормами. Дети начинают понимать преимущество выполнения правил и норм поведения и взаимоотношений, учатся соотносить правила и обязанности.

Второй этап – ознакомление с собственными правами: на отдых, на образование, на имя , на любовь. Методика включает этические беседы , чтение художественных произведений, формирование практических навыков поведения.

Третий этап – рассказ о Конвенции о правах ребенка , принятой для всех детей планеты ; Чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций ; рассматривание картин о жизни детей в мире ; этические беседы.

Мероприятия первого этапа используются на протяжении всего периода этой работы , второй и третий этапы организуются последовательно, затем можно смешение содержания. При этом безусловно необходимо соблюдение прав ребенка со стороны взрослых в дошкольном учреждении и в семье.


Литература:

  1. Актуальные проблемы современного детства. Сборник научных трудов НИИ детства. М., 1993.

  2. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. Сборник избранных трудов. –М., 1993.

  3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников . Под ред. А. М. Виноградовой . – М., 1980.

  4. Всемирная декларация об обеспечении выживания , защиты и развития детей. Семья .- 1990.- №42.

  5. Государственный доклад «О положении детей Российской Федерации». 1997. – М.,1998.

  6. Декларация прав ребенка . Права ребенка: Основные международные документы.- М., 1992.

  7. Доронова Т.Н. , Живичкина А.Е, Голубева Л.Г, Князева О.Л., Соловьева Е.В.Защита прав и достоинства маленького ребенка. Координация усилий семьи и детского сада.

  8. Козлова С.А. Я- Человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру.- М., 1996.

  9. Корчак Я. Педагогическое наследие. – М., 1996.

  10. Лобанок Т. С.Приобщаемся к нравственно- правовой культуре. Мозырь, ООО ИД «Белый ветер».

  11. Подьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста . М. 1996.

12.Толстой Л.Н. Избранное -Л., 1979.


Вопросы к зачету.

  1. Какие статьи Конвенции, с Вашей точки зрения , доступны пониманию детей старшего дошкольного возраста?

  2. Назовите статьи Закона и перечислите :

Права ребенка;

Обязанности ребенка

  1. Какие формы пропаганды , разъяснения , информации об этих статьях Конвенции вы считаете возможным использовать в работе с детьми?

  2. Имеется ли у Вас опыт работы по данному направлению?

  3. Если имеется , раскройте его позитивные результаты. Обозначьте проблемы и трудности. Какими причинами ,по Вашему мнению они вызваны?

  4. Каковы, на Ваш взгляд , причины, которые препятствуют защите прав ребенка в семье ?

  5. Под влиянием каких факторов (информация, внушение, наказание в форме юридической ответственности и т. д.)

родители способны осознать необходимость изменение своего поведения?

  1. Какую роль Вы видите между уважением прав маленького ребенка и обретением им чувства собственного достоинства?.

  2. Почему собственническое отношение родителей приводит к тирании?

  3. Согласны ли Вы с мнением многих ученых по поводу того , что только любовь к детям может заставить родителей доходить до чисто человеческого понимания собственной воспитательной обязанности?

12. Как сея вестипедагогу , если ребенокрассказал ему о случае жестокого обращении или насилия



Похожие:

Программа спецкурса «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного исскуства» на курсах повышения квалификации воспитателей одо iconПрограмма спецкурса «Совершенствование работы по взаимодействию организации дошкольного образования и семьи» на курсах повышения квалификации воспитателей одо
«Совершенствование работы по взаимодействию организации дошкольного образования и семьи»
Программа спецкурса «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного исскуства» на курсах повышения квалификации воспитателей одо iconПрограмма курсов повышения квалификации воспитателей- методистов одо по приоритетному направлению
Качество, вариативность, эффективность организации педагогического процесса предъявляют повышенные требования к профессиональному...
Программа спецкурса «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного исскуства» на курсах повышения квалификации воспитателей одо iconПрограмма курсов повышения квалификации воспитателей одо
Одо является ознакомление педагогов с современными достижениями науки и практики в области частных методик и технологий обучения...
Программа спецкурса «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного исскуства» на курсах повышения квалификации воспитателей одо iconПрограмма обучающего семинара практикума в рамках курсов повышения квалификации воспитателей одо с русским языком обучения «Игровые методы и приёмы в обучении дошкольников»
«Обобщение опыта работы одо по использованию игровых методов и приемов в обучении дошкольников»
Программа спецкурса «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного исскуства» на курсах повышения квалификации воспитателей одо iconКонсультация для педагогов на тему: «триз (теория развития изобретательных задач) как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Ярославль, 2013г. Триз как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Программа спецкурса «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного исскуства» на курсах повышения квалификации воспитателей одо iconЦель программы: удовлетворение интересов детей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства; развитие художественных и творческих способностей. Задачи
Занятие изобразительной деятельностью воспитывает художественный вкус, развивает воображение, способствует развитию ребенка с раннего...
Программа спецкурса «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного исскуства» на курсах повышения квалификации воспитателей одо iconМ. А. Парнах «Уроки изобразительного искусства», курс развивающих занятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста, М., «Рассказ
Программа составлена на основе программы М. А. Парнах «Уроки изобразительного искусства», курс развивающих занятий для детей дошкольного...
Программа спецкурса «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного исскуства» на курсах повышения квалификации воспитателей одо icon«Развитие математических способностей и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста»

Программа спецкурса «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного исскуства» на курсах повышения квалификации воспитателей одо iconРазвитие творческих способностей учащихся средствами информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики и во внеурочной деятельности

Программа спецкурса «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного исскуства» на курсах повышения квалификации воспитателей одо iconРазвитие творческих способностей детей дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения
Нные координация движения, музыкальность, фантазия, интерес к творчеству. Во всяком случае, одна из важнейших задач музыкального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы