Одобрено согласовано icon

Одобрено согласовано




Скачать 224.35 Kb.
НазваниеОдобрено согласовано
Дата30.09.2012
Размер224.35 Kb.
ТипПротокол
источник


Министерство просвещения ПМР

ГОУ «Приднестровский государственный институт развития образования»

Кафедра социокультурной деятельности


ОДОБРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании УМС Проректор по УР

Протокол №_______ _______С.К. Турчак

«____»____________20___г. «___»______20___г.


ПРОГРАММА


Спецкурса «Эстетическое воспитание детей средствами искусства».

для слушателей курсов повышения квалификации

музыкальных руководителей ДОО.


РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании кафедры СКД

Протокол №______________

от «___»____________20____г.

И.О. Зав. кафедрой

____________________Н.Б. Усатая


^ Пояснительная записка.


Современная педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие

способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. Эстетическое воспитание способствует гармоническому развитию личности, воспитанию трудолюбия, общей культуры, развитию чувства красоты.

Совместные исследования педагогов и психологов показали, что в последние годы значительно повысился уровень умственной и эстетической деятельности, нравственно-волевых качеств детей, которые проявляются уже в раннем возрасте.

Задачи музыкально-эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребенка-дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Необходимо приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их первоначальным художественным знаниям, практическим умениям, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в окружающую среду, формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни, развивать художественно-творческие способности детей

   Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Впечатления детства человек проносит через всю жизнь. Первые годы жизни ребенка самые ответственные в этом отношении. Та атмосфера, в которой растет и развивается ребенок в первые дни, месяцы, годы, оказывает на него сильное психологическое воздействие, постепенно формирует его нравственно-эстетические потребности и вкусы. От того, как и какую музыку будет преимущественно слушать ребенок в этом возрасте и какие педагогические условия будут созданы для его музыкально-эстетического развития, зависит в будущем развитие его музыкальных способностей, музыкальных интересов, отношение к музыке, к конкретным музыкальным произведениям, а следовательно, формирование и развитие его личности в целом.

Опыт организации деятельности по музыкально-эстетическому воспитанию детей в дошкольных учреждениях требует от музыкального руководителя:

- повышения эффективности качества работы;

- использования новых инновационных подходов в работе с детьми.

Необходимым условием успешного развития музыкального образования детей является обеспечение высокого профессионального уровня кадрового потенциала и способности педагогических кадров к введению инноваций в систему своей работы.

^ Цель программы спецкурса:

-вооружить музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций такими знаниями, которые бы помогли им в музыкально-эстетическом воспитании

детей и, таким образом, сделать ещё один шаг в совершенствовании своего мастерства.

По окончанию обучения по данной программе музыкальный руководитель сможет разбираться в формах организации деятельности по музыкально-эстетическому развитию ребёнка; самостоятельно использовать их в практической деятельности: при составлении планов, осуществлении воспитательной и образовательной работы с детьми, в процессе повышения профессиональной компетенции.

Программа данного курса рассчитана на педагогов-музыкантов и может быть реализована в течении 40, 16, 8 часов во время прохождения КПК.

^ Задачи курса:

- раскрыть содержание музыкальной деятельности в дошкольных организациях;

- определить задачи музыкального воспитания;

Основные проблемы спецкурса:

- проблема модернизации содержания деятельности музыкального руководителя

ДОО;

- проблема развития новых форм методического сопровождения в музыкальном образовании детей.


^ Основные понятия:

- «музыкально-эстетическое воспитание» «формирование личности ребёнка» «развитие восприятия прекрасного» «формирование художественного вкуса» «развитие творческих способностей ребёнка» «сопереживание, сочувствие»

«творческая деятельность».

^ Ожидаемый результат:

Слушатели должны:

- усовершенствовать знания, умения по использованию форм организации музыкального воспитания детей;

- правильно использовать способности и задатки детей, развивать их с учётом возрастных особенностей ребёнка;

^ Особенности построения учебного курса:

- раскрытие теоретических основ музыкально-эстетического воспитания ребёнка;

- актуализация знаний и личного опыта слушателей по использованию их в музыкальном образовании детей;

- практическая работа со слушателями по разработке и использованию методов индивидуального подхода к ребёнку с учётом полученных знаний в области музыкальной психологии и педагогики.

^ Особенности форм организации учебного процесса:

- изучения теоретического материала: - лекции;

- изучения ППО – круглый стол, презентация;

- закрепление знаний – практикум, семинар-практикум.

Изучение материала по данной теме спецкурса практико-ориентированно: после изложения теоретического материала слушателям будет предложено решение практических задач, требующих применения полученных знаний на практике.


Использования технологий:


При изучении данного спецкурса предусмотрена самостоятельная работа за рамками программы в количестве 10 часов(40 ч.) , 6 часов (16ч.) и 4 часов (8 ч.).


^ Тематический план спецкурса (40 ч.)




п/п

Содержание

К-во часов

Сам. раб.

к-во час.

Примечан.

Т

П

всего

1

Задачи эстетического воспитания дошкольников


4

2

6

2




1.1

Средства и приёмы эстетического воспитания дошкольников ( музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества). Виды детской музыкально-эстетической деятельности в ДОО.

2




2







1.2

Музыкально - эстетическое воспитание как средство активизации познавательного развития дошкольников. Воздействие музыки на внутренний мир ребёнка.


2




2







1.3

Семинар-практикум: « Музыкально - эстетическое воспитание как средство активизации познавательного развития дошкольников. Воздействие музыки на внутренний мир ребёнка.»





2

2







1.4

Самостоятельная работа: «Составление сценария к праздничному мероприятию (вечеру отдыха, театрализованному мероприятию и т.д.) ».










2




2.

Виды детской музыкально-эстетической деятельности.

4




4

2




2.1

Театрализованная деятельность детей как средство развития коммуникативных качеств ребёнка.

2




2







2.2

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. Организация детского оркестра.

2




2







2.3

Самостоятельная работа: «Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОО»










2




3.

Республиканский компонент в эстетическом воспитании дошкольников

4




4

2




3.1

Республиканский компонент в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников

2




2







3.2

Музыкальный фольклор как средство нравственного воспитания детей. Возникновение детского фольклора.

2




2







3.3

Самостоятельная работа: «Интеграция музыкальной, изобразительной ( и других видов ) деятельности дошкольников»










2




4

Театрализованная деятельность

6

4

10

2




4.1

Музыкальное воспитание и образование как средство формирования эстетического вкуса ребёнка

2




2







4.2

Методика и организация театрализованной деятельности

детей дошкольного возраста (мюзикл, сказка, кукольный спектакль)

2




2







4.3

???

Театр, кино- действенное средство эстетического воспитания дошкольников.

2




2







4.4

Семинар-практикум « Значение музыкально-эстетического воспитания детей в формировании личности ребёнка»




4

4







4.5

Самостоятельная работа «Слушание - восприятие музыки.

Содержание и приёмы работы по слушанию музыки »










2




5

Программно-методическое обеспечение музыкально-эстетического воспитания дошкольников

6

4

10

2




5.1

Современные программы по музыкальному воспитанию дошкольников

1




1







5.2

Методические рекомендации по составлению программы.

1




1







5.3

Дидактическое обеспечение музыкально-воспитательного процесса в ДОО.

2




2







5.4

Планирование музыкально-воспитательного процесса в ДОО.

2




2







5.5

Практикум: «Методические основы организации и руководства творческой деятельностью на занятиях музыкой в ДОО»




4

4







5.6

Самостоятельная работа: «Психологическая адаптация детей к ситуации публичного выступления»










2




6

Особенности специфики музыкально-эстетической деятельности в ДОО.




6

6







6.1

Круглый стол « Приёмы (из опыта работы)».




2

2







6.2

Презентация проектов (из опыта работы).




4

4










Итого:

24

16

40

10






Тематический план спецкурса (16 ч.)




Содержание

К-во часов

Сам. раб.

Примеч.

Т

П

Всего

1

Задачи эстетического воспитания дошкольников


4

2

6

2




1.1

Средства музыкально-эстетического воспитания. Виды детской музыкальной деятельности.

2













1.2

Музыкально - эстетическое воспитание как средство активизации познавательного развития дошкольников. Воздействие музыки на внутренний мир ребёнка.

2













1.3

Семинар-практикум: « Музыкально-дидактическая игра как средство активизации музыкального восприятия у дошкольников»




2










1.4

Составление сценария к праздничному мероприятию (вечеру отдыха, театрализованному мероприятию и т.д.)










2




2

Виды детской музыкально-эстетической деятельности.

4

6

10

4




2.1

Театрализованная деятельность детей

как средство развития коммуникативных качеств ребёнка.

2













2.2

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. Организация детского оркестра.

2













2.3

Практикум: «Республиканский компонент в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников»




4










2.4

Круглый стол: «Музыкальное воспитание и образование как средство формирования эстетического вкуса ребёнка»




2










2.5

Интеграция музыкальной, изобразительной ( и других видов) деятельности дошкольников.










2




2.6

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОО.










2







Итого

8

8

16

6






Тематический план спецкурса (8 ч.)





Содержание

К – во часов

Сам. раб.

Примечан.

Т

П

Всего







1

Музыкальный фольклор как средство нравственного воспитания детей. Возникновение детского фольклора.

2




2







2

Методика и организация театрализованной деятельности

детей дошкольного возраста (мюзикл, сказка, кукольный спектакль)

2




2







3

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. Организация детского оркестра.

2




2







4

Слушание-восприятие музыки.

Содержание и приёмы работы по слушанию музыки .




2

2







5

Практикум: «Методы подготовки дошкольников к концертным выступлениям »










2




6

Круглый стол: « Значение музыкально-эстетического воспитания детей в формировании личности ребёнка»










2







Итого

6

2

8

4






Содержание программы спецкурса

« Эстетическое воспитание детей средствами искусства».


^ 1. Теоретические аспекты проблемы эстетического воспитания детей.


Задачи эстетического воспитания дошкольников средствами искусства ( музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества). Воздействие эстетического воспитания на эмоциональный, внутренний мир ребёнка, на развитие и формирование эстетического вкуса.

Формирование у детей нравственных качеств, воспитание приоритетно важных качеств личности т.к. креативность, эмпатия, коммуникативность и др.


^ 2. Значение эстетического воспитания средствами искусства.


Формировать основы художественной культуры, развивать интерес к искусству.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания, чувство красоты природы, окружающих людей, вещей, создать в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждать непосредственный интерес к жизни, обострять любознательность, развивать мышление, память, волю и другие психические процессы.


^ 3. Содержание музыкально-эстетической деятельности в ДОО.


Пение и песенное творчество. Формирование основ музыкальной

культуры дошкольников.

Театрализованная деятельность детей как средство развития

коммуникативных качеств ребёнка.

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах.

Организация детского оркестра.

Слушание-восприятие музыки. Содержание и приёмы работы

по слушанию музыки.

Музыкально-ритмическая деятельность.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество.


^ 4. Республиканский компонент в эстетическом воспитании дошкольников.


Республиканский компонент в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников:

- знакомство с творчеством композиторов-песенников и музыкантов нашей Республики;

- посещение художественной галереи и знакомство с работами художников и умельцев декоративно-прикладного творчества, живущих в нашей Республике;

- посещение концертов народных танцевальных ансамблей « Виорика»и « Ватра»;

-знакомство с новыми программами гос. цирка;

- посещение спектаклей драмтеатра

Музыкальный фольклор как средство нравственного воспитания детей. Возникновение детского фольклора.


^ 5. Программно-методическое обеспечение музыкально-

эстетического воспитания дошкольников.


Современные программы по музыкальному воспитанию дошкольников.

Планирование музыкально-воспитательного процесса в ДОО.

Методические основы организации и руководства творческой деятельностью на занятиях музыкой в ДОО.

Дидактическое обеспечение музыкально-воспитательного процесса в ДОО.


Литература:


1. Н.А.Ветлугина « Эстетическое воспитание в детском саду» Москва, 1995г.

2. В.Г.Ражников «Диалоги о музыкальной педагогике» Москва,1989г.

3. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творч. дошкольников. М., 2006.

4. Г.М.Цыпин « Психология музыкальной деятельности» Москва, 1994г.

5. Н.В.Гончаров « Гений в искусстве» Москва,1991г.

6. К.Изарт «Эмоции человека» Москва,1980г.

7. В.И.Петрушин «Музыкальная психология» Москва, изд. Акад. проект, 2008 г.

8. Неменский Б.М.Мудрость красоты. Проблемы эстетич. восп. М., 1981.

  1. Разумный В.А. О художественном вкусе. М., 1969.

  2. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М., 1995.

11.Егорова А.Г. Проблемы эстетики. М., 1984.

12.Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда. М., 2005.

13.Под ред. Т.С. Комаровой. Народное искусство в воспитании детей. М., 2005.

14.Восприятие музыки. Сб. статей. М., 1980.

15.Интонация и музыкальный образ. Сб. статей /под ред. Б.М. Ярустовского. М.,1965.

16.Каган М.С. Морфология искусства. М., 1993.

17.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. М., 1972.

18.Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М., 1982.

19.Ройтерштейн М.И. Язык музыки. В кн. Книга о музыке. М., 1975.

20.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

21.Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1975.

22.Серия рабочих тетрадей «Искусство детям» М., 2006 Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.Л., 1956.

23.Белобородова В.К. Музыкальное воспитание. М., 1975.

24.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1967.

25.Воспитание музыкой. Сб. статей /Ред.-сост. В. Максимов. М., 1980.

26.Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.,1976.

27.Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения. М., 1983.

28.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания. М., 1983.

29.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие в детском саду. М., 1981.

30.Гродзенская Н.Л. Дети слушают музыку. М., 1989.

31.Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М., 2005

32.Под ред. М.А. Васильевой. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 2006.

33.Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. М., 2005.

34.Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. М., 2005.

35.Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. М., 2005.

36.Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М., 2006.


^ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ СПЕЦКУРСА

« Эстетическое воспитание детей средствами искусства».



  1. Эстетическое воспитание детей как средство духовного становления личности

ребёнка.

  1. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных

качеств дошкольников.

  1. Взаимосвязь различных видов искусств в эстетическом воспитании детей.

  2. Эстетическое воспитание - средство активизации познавательного развития дошкольников.

  3. Детский музыкальный фольклор в воспитании приоритетных качеств

личности ребенка.

  1. Музыкально-ритмическая и танцевально-игровая деятельность (хореография, гимнастика) и её влияние на здоровый образ жизни ребенка.

  2. Значение воспитания любви и уважения к традициям, музыкальной культуре народов проживающих в Приднестровье.

  3. Содержание музыкально-эстетической деятельности в ДОО.

  4. Программно-методическое обеспечение музыкально - эстетического

воспитания дошкольников.

10. Значение занятий по интеграции музыкальной и других видов

деятельности.

  1. Эстетическое образование как компонент культуры педагога.



Похожие:

Одобрено согласовано iconОдобрено согласовано
«Формирование правового поля профессии: нормативные правовые документы по библиотечному делу»
Одобрено согласовано iconОдобрено согласовано
Выбранный ракурс освещения темы призван способствовать профессиональному совершенствованию слушателей кпк как в области педагогического...
Одобрено согласовано iconПротокол № 200 г. Согласовано проректор по ур с. К. Турчак 200 г
Рассмотрено и одобрено на заседании Центра учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса Протокол...
Одобрено согласовано icon2008 г. Положение рассмотрено и одобрено на заседании научно-методического совета моу-сош №2 зато солнечный Протокол №1 от «25»
Данное Положение разработано на основании ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании»,...
Одобрено согласовано iconОдобрено согласовано
На решение этой проблемы направлены силы современной психологии и педагогики. В связи с этим преподаватели изобразительного искусства...
Одобрено согласовано icon«согласовано» «согласовано» «утверждаю» «согласовано» Руководитель Директор департамента Генеральный директор Директор гимназии №1 управления образования мэрии ООО «Социальная сфера» Роспотребнадзора г. Ярославля по Ярославской области
С. А. Мелюк А. В. Сибриков Т. Ф. Сатановская Н. С. Ферулева
Одобрено согласовано iconСогласовано: согласовано: утверждаю
План проведения общегородских мероприятий
Одобрено согласовано icon«согласовано» «согласовано»
Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы №11
Одобрено согласовано icon«согласовано» «согласовано» «утверждаю»
Председатель первичной профсоюзной организации гоу средней общеобразовательной школы №1041
Одобрено согласовано iconУтверждено Принято Разработано и согласовано Согласовано: директором школы решение
Муниципальное образовательное учреждение Кузнечихинская средняя общеобразовательная школа
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы