Одобрено согласовано icon

Одобрено согласовано




Скачать 136.39 Kb.
НазваниеОдобрено согласовано
Дата30.09.2012
Размер136.39 Kb.
ТипПротокол
источник

Министерство просвещения ПМР

ГОУ «Приднестровский государственный институт развития образования»

Кафедра социокультурной деятельности


ОДОБРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании УМС Проректор по УР

Протокол №_______ _______С.К. Турчак

«____»____________20___г. «___»______20___г.


ПРОГРАММА


Спецкурса «Развивающий потенциал музыканта-педагога и исполнителя».

для слушателей курсов повышения квалификации преподавателей ДМШ, ДШИ, ПВМК.


РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании кафедры СКД

Протокол №______________

от «___»____________20____г.

И.О. Зав. кафедрой

____________________Н.Б. Усатая


^ Пояснительная записка.


Содержание предлагаемого спецкурса связано с проблемой развивающего потенциала музыканта-педагога и исполнителя. В центре внимания находятся некоторые психолого-педагогические аспекты обучения музыке в их соотношении с основными принципами этики и поэтики классического стиля в музыке XVIII в. Выбранный ракурс освещения темы призван способствовать профессиональному совершенствованию слушателей КПК как в области педагогического труда, так и в сфере музыкального исполнительства, творческой практики.

^ Цель спецкурса: - расширение представлений музыканта (педагога и исполнителя) о проблемах формирования художественно-образного мышления в контексте с эстетическими критериями стиля эпохи классицизма.

^ Задачи курса:

- содействие в освоении основных категорий и понятий психологии музыкального образования;

- обогащение творческого потенциала музыканта широким диапазоном сведений музыкально-эстетического (исторического) характера.

^ Основные проблемы курса:

- воспитание художественного мышления музыканта;

- базовые стратегии профессионального самоутверждения;

- основные слагаемые в целостной профессиональной подготовке музыканта-педагога и исполнителя.

^ Основные понятия: «музыкальное мышление», «музыкальный язык», «музыкальный стиль», «эстетические критерии», «музыкальная логика».

Формы организации учебного процесса:

- лекции;

- семинары (беседы, дискуссии);

- курсовые (творческие) работы;

- экзамен.

Ожидаемый результат:

- освоение знаний из области современной музыкальной психологии, этики и поэтики классического стиля в музыке.

- использование полученных знаний в музыкально-педагогической и творческой деятельности.


Программа данного курса предназначена для педагогов детских музыкальных школ, детских школ искусств, СУЗов и ВУЗов музыкальной направленности. Объём курса может быть реализован в течении 8, 16 и 40 часов (в зависимости от продолжительности проведения КПК).


При изучении данного спецкурса предусмотрена самостоятельная работа за рамками программы в количестве 8 часов (40 ч.).

^ Тематический план спецкурса (8 ч.)




п/п

Содержание

К-во часов

Сам. раб.

к-во час.

Примечан.

Лек

ции

Се

ми

нар

всего

1

Эпоха и стиль. Барокко и классицизм

1

-

1







2

К истории понятий «классика» и «классицизм» в музыке.

1

-

1







3

Система эстетических критериев

1

-

1







4

Поэтика венско-классического стиля, его художественные принципы.

1

-

1







5

Место музыки в системе искусств.

-

1

1







6

Из прошлого проблемы музыкального мышления.

1

-

1







7

Основные параметры музыкального мышления.

1

-

1







8

Понятийный компонент в структуре музыкального мышления

1

-

1










Итого

7

1

8









^ Тематический план спецкурса (16 ч.)




п/п

Содержание

К-во часов

Сам. раб.

к-во час.

Примечан.

Лек

ции

Се

ми

нар

всего

1

Эпоха и стиль. Барокко и классицизм

2

-

2







2

К истории понятий «классика» и «классицизм» в музыке.

2

-

2







3

Система эстетических критериев

2

-

2







4

Поэтика венско-классического стиля, его художественные принципы.

2

-

2







5

Место музыки в системе искусств.

-

2

2







6

Из прошлого проблемы музыкального мышления.

2

-

2







7

Основные параметры музыкального мышления.

2

-

2







8

Понятийный компонент в структуре музыкального мышления

2

-

2










Итого

14

2

16









^ Тематический план спецкурса (40 ч.)




п/п

Содержание

К-во часов

Сам. раб.

к-во час.

Примечан.

Лек

ции


Се

ми

нар

Все

го

1

Эпоха и стиль. Барокко и классицизм

6

-

6







2

К истории понятий «классика» и «классицизм» в музыке.

4

-

4







3

Система эстетических критериев

4

-

4







4

Поэтика венско-классического стиля, его художественные принципы.

6

-

6







5

Место музыки в системе искусств.

-

4

4







6

Из прошлого проблемы музыкального мышления.

4

-

4







7

Основные параметры музыкального мышления.

6

-

6







8

Понятийный компонент в структуре музыкального мышления

4

-

4







9

Психолого-педагогические аспекты в обучении музыканта.

2

-

2

4




10

Исполнительская интерпретация произведений Л.В. Бетховена

-

-

-

4







Итого

36

4

40

8






Содержание программы спецкурса.


  1. Тема: Эпоха и стиль. Барокко и классицизм.

Понятия «эпоха» и «стиль». Барокко: категории пространства, движения, времени; иерархия жанров; принцип переменности; становление репризных форм. Барочные влияния на классическую музыку. Ценности классической эпохи.


  1. ^ К истории понятий «классика» и классицизм в музыке.

Мировоззрение в эпоху Просвещения. Музыкально-эстетические и философские категории. Новые тенденции в области музыкознания, психологии, философии. Классика и классицизм в музыке. Ориентация на античность.


  1. ^ Система эстетических критериев.

Гений и вкус. Самобытность и самоценность каждой национальной музыкальной культуры. Типологическое понимание классического. Стилевая трактовка термина. Музыкальные жанры и формы. Музыка и риторика. Идеал, художник, общая система ценностей.


  1. ^ Поэтика венско-классического стиля, его художественные принципы.

«Новый антропоцентризм», история и география в музыкальной эстетике. Переосмысление идеи богоравенства человека как идея богоизбранности человека. Взаимопроникновение идей бога и природы, музыки и природы. Культ прогресса. Музыкальный классицизм – искусство о человеке и для человека.


  1. ^ Место музыки в системе искусств.

Отделение музыки от квадривия и тривия. Восприятие музыки как «игры» и «наслаждения». Принцип единства эстетики и этики. Функции композитора, исполнителя. Возвышение музыки в системе духовных ценностей. Иерархия жанров. Топос меланхолии. Категория чувства в её просветительском толковании.


  1. ^ Из прошлого проблемы музыкального мышления.

Понятие «музыкальное мышление». Учение И.Ф. Гербарта, Э. Ганслика, О. Гостинского, Г. Римана, Р.М.Фрайенфельса, Б. Асафьева – о проблемах музыкального мышления.


  1. ^ Основные параметры музыкального мышления.

Замысел произведения. Изучение закономерностей музыкальной логики. Художественное единство 3-х начал: материального, логического и духовного. Нотный текст и акустические параметры. Порядок и последовательность элементов звуковой материи. Рациональная организация творческого процесса. Интерпретаторская концепция музыкального произведения.


  1. ^ Понятийный компонент в структуре музыкального мышления.

Мышление – знание в действии. Качественная характеристика музыкального мышления. Предпосылки музыкально-мыслительных операций. Музыкальное мышление и познание. Интонация, формоструктура, образ. Творческое музыкальное мышление. Уровень развития музыкального мышления, его зависимость от содержательности и ёмкости усвоенных понятий. Значение исполнительского опыта в формировании профессионального музыкального мышления.


  1. ^ Психолого-педагогические аспекты в обучении музыканта.

Семинар:

- этапы и стадии национального музыкально-образовательного и музыкально-воспитательного процесса;

- уровень культуры как индикатор общей и профессиональной развитости личности музыканта.


  1. ^ Исполнительская интерпретация произведений Л.В. Бетховена.

Семинар:

- (самостоятельная работа) – дискуссия.


Рекомендуемая литература:


  1. Климов Е.А. – Общая психология, 1999 Москва.

  2. В. Соловьев – Соч. в 2-х томах, Москва, 1990.

  3. Бочкарёв Л.Л. – Психология муз. деятельности – Москва, 1997.

  4. Выгодский Л.С. – Психология искусства – Москва, 1968.

  5. Готсдинер А.Л. – Музыкальная психология – Москва, 1983.

  6. Лейтес Н.С. – Возрастная одаренность школьников – Москва, 2001.

  7. Назайкинский Е.В. – О психологии муз. восприятия – Москва, 1972.

  8. Щербакова А.И. – Аксиология муз. педагогического образования – Москва, 2001.

  9. Цыпин Г.М. – Психология муз. деятельности – Москва, 1994.

  10. Крупник Е.П. – Психологическое воздействие искусства на личность – Москва, 1999.

  11. Сборник. Проблемы музыкального мышления – Москва, 1974.

  12. Сборник. Психология музыкальной деятельности (под ред. Г. Ципина) – Москва, 2003.

  13. Л. Кириллина – Классический стиль в музыке XVIII, начале XIX вв. Самосознание эпохи и музыкальная практика- Москва, 1996.

  14. М. Лобанова – Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики – Москва, 1994.

  15. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII – XVIII вв., Москва, 1971.



^ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ СПЕЦКУРСА


« Развивающий потенциал музыканта- педагога и исполнителя».


1. Дать определения понятия « эпоха » и « стиль».

2. Влияние стиля барокко на классическую музыку.

3. Понятия «классика» и « классицизм» в музыке.

4. В чём самобытность и самоценность каждой национальной музыкальной

культуры.

5. Музыкальные жанры и формы.

6. Расскажите о музыкальном классицизме- искусстве о человеке и для

человека.

7. Место музыки в системе искусств. Функции композитора и исполнителя.

8. Понятие « музыкальное мышление» и его основные параметры.

9. Рациональная организация творческого процесса.

10.В чём состоит интерпретаторская концепция музыкального произведения.

11. Дать качественную характеристику музыкального мышления.

12. Значение исполнительского опыта в формировании профессионального

музыкального мышления.

13. Творческое музыкальное мышление и уровень его развития.

14. Поделитесь своей исполнительской интерпретацией произведений

Л.В.Бетховена (на примере одного произведения).

15. Помогут ли полученные знания из области музыкальной психологии,

этики и поэтики классического стиля в музыке в вашей музыкально-педагогической и творческой деятельности.



Похожие:

Одобрено согласовано iconОдобрено согласовано
«Формирование правового поля профессии: нормативные правовые документы по библиотечному делу»
Одобрено согласовано iconОдобрено согласовано
...
Одобрено согласовано iconПротокол № 200 г. Согласовано проректор по ур с. К. Турчак 200 г
Рассмотрено и одобрено на заседании Центра учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса Протокол...
Одобрено согласовано icon2008 г. Положение рассмотрено и одобрено на заседании научно-методического совета моу-сош №2 зато солнечный Протокол №1 от «25»
Данное Положение разработано на основании ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании»,...
Одобрено согласовано iconОдобрено согласовано
На решение этой проблемы направлены силы современной психологии и педагогики. В связи с этим преподаватели изобразительного искусства...
Одобрено согласовано icon«согласовано» «согласовано» «утверждаю» «согласовано» Руководитель Директор департамента Генеральный директор Директор гимназии №1 управления образования мэрии ООО «Социальная сфера» Роспотребнадзора г. Ярославля по Ярославской области
С. А. Мелюк А. В. Сибриков Т. Ф. Сатановская Н. С. Ферулева
Одобрено согласовано iconСогласовано: согласовано: утверждаю
План проведения общегородских мероприятий
Одобрено согласовано icon«согласовано» «согласовано»
Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы №11
Одобрено согласовано icon«согласовано» «согласовано» «утверждаю»
Председатель первичной профсоюзной организации гоу средней общеобразовательной школы №1041
Одобрено согласовано iconУтверждено Принято Разработано и согласовано Согласовано: директором школы решение
Муниципальное образовательное учреждение Кузнечихинская средняя общеобразовательная школа
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы