Одобрено согласовано icon

Одобрено согласовано




Скачать 209.79 Kb.
НазваниеОдобрено согласовано
Дата30.09.2012
Размер209.79 Kb.
ТипПояснительная записка
источник

Министерство просвещения ПМР


ГОУ « ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


ОДОБРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании УМС Проректор по УР

Протокол № _______ _______________С.К. Турчак

«____»____________2010__г. «___»_______________2010__г.


ПРОГРАММА

спецкурса «Психолого-педагогическое сопровождение художественного творчества »

для слушателей курсов повышения квалификации преподавателей ДХШ, ДШИ




РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании кафедры

социокультурной деятельности

Протокол № ________

от «___» ______________ 2010__г.

зав. кафедрой _____________Н.Б. Усатая


Тирасполь

2010

^ Пояснительная записка

Программа предназначена для прохождения курсов повышения квалификации преподавателями детских художественных школ и школ искусств. Стремление человека к прекрасному проявляется у него с раннего детства. Можно и нужно развивать и поощрять это стремление всеми средствами. Каждый человек в состоянии научиться понимать истинную красоту, которая, в свою очередь, преображает, делает его натуру отзывчивой, возвышенной и творческой. И в этом помогает, прежде всего, общение с искусством, красотой и прародительницей многих наук – живой природой. Что является источником вдохновения для художников разных рангов и направлений. Изобразительное искусство как предмет не стоит на месте. Методика его преподавания претерпевала много изменений и новшеств, но главная цель оставалась всегда: формирование творческой гармонически развитой личности. Важным элементом в системе дополнительного образования, привлекательным для родителей и детей, являются художественно-творческие виды деятельности, которые обеспечивают художественно-творческое развитие. Художественно-творческая деятельность необходима не только с точки зрения формирования умений и навыков, она предполагает влияние на всю сферу проявлений личности. В настоящее время общество все больше нуждается в духовном возрождении, в формировании нравственно-эстетических качеств. Проблема развития творческой личности на сегодняшний день, одна из самых актуальных. На решение этой проблемы направлены силы современной психологии и педагогики. В связи с этим преподаватели изобразительного искусства ДХШ и ДШИ должны свободно ориентироваться в сфере современных достижений психологии и педагогики и внедрять новые знания в образовательный процесс.

Целью данного спецкурса является раскрытие общих психологических и педагогических закономерностей художественного творчества и применение в практике преподавателями ДХШ, ДШИ. Психология художественного творчества – наука, которая родилась на стыке многих дисциплин. Помимо методики обучения различным художественным дисциплинам она опирается на общую психологию, на психологию способностей, возрастную психологию, а также эстетику. Программа данного курса рассчитана на преподавателей ДХШ, ДШИ (художественное отделение) и может быть реализована в течение 40, 16 и 8 часов в зависимости от времени прохождения КПК.

^ Задачи курса:

- Направить преподавателей ДХШ, ДШИ к успешной профессиональной деятельности в современных условиях модернизации образования благодаря полученным знаниям о психологии художественного творчества;

- Организовать практическую работу с использованием различных форм обучения;

- Внедрение в образовательный процесс и использование приемов диагностики и тестирования;

^ Основные проблемы спецкурса:

- проблема модернизации содержания деятельности преподавателя ДХШ, ДШИ

- проблема развития новых форм методического сопровождения в художественном образовании детей с учётом знаний психологии художественного творчества.

^ Основные понятия:

-«творчество», «художественное творчество», «искусство», «художественное сотворчество», «функции искусства», «виды творчества».

^ Слушатели должны:

- усовершенствовать знания, умения и навыки по использованию приемов и методов, направленных на развитие художественно - творческих способностей в процессе учебно-воспитательной работы;

- уметь использовать современные основные положения психологии художественного творчества, согласно направлению художественной деятельности;

- применять в работе приемы диагностики и тестирования.

^ Формы организации учебного процесса:

- изучение теоретического материала: - лекции;

- практические занятия: - закрепление и применение знаний на практике;

- самостоятельные творческие задания: - как теоретические, так и практические.

Изучение материала по данной теме спецкурса практико-ориентированно: после изложения теоретического материала слушателям будет предложено решение практических задач, требующих применения полученных знаний на практике.

Использования технологий:

При изучении данного спецкурса предусмотрена самостоятельная работа за рамками программы в количестве 10 часов (40 ч.), 6 часов (16ч.) и 4 часов

(8 ч.)


^ Тематический план спецкурса (8 ч.)





Содержание

Количество часов

Примечания

Лекц.

Практ.

Всего

Самост. работа.

1

Понятие «искусство» и «художественное творчество». Природа творчества.

2




2







2

Основы психологии художественного творчества.

2




2







3

Художник и фантазирование.

Личность художника.

2




2







4

Развитие творческих способностей путем освоения видов декоративно-прикладного искусства.




2

2







5

Развитие художественного творчества в различных видах искусства.










2




6

Творчество художников ПМР.










2







Итого

6

2

8

4






Вопросы по спецкурсу

«Психолого-педагогическое сопровождение художественного творчества»


  1. Как возникло понятие «искусство».

  2. Что означает понятие «эстетика».

  3. Основные виды творчества.

  4. Как влияет на творчество окружающая среда.

  5. Перечислите функции искусства в обществе.

  6. Психические познавательные процессы.

  7. Какие методы и приемы используются для развития творческой личности.



Тематический план спецкурса (40 ч.)





Содержание

Количество часов




Примечан.

Лекц.

Практ.

Всего

Самост.

работа

1

Понятие «художественное творчество». Исторические этапы становления психологии художественного творчества

8




8

2




1.1

Возникновение понятия «искусства»: от античных философов до эпохи Возрождения.

2




2







1.2

Психология творчества в работах античных философов.

2




2







1.3

Проблема творчества в современной психологии.

2




2







1.4

Психологические особенности творческой личности.

2




2







1.5

Самостоятельная работа: «Анализ и обобщение знаний о становлении психологии художественного творчества».










2




2.

Функции искусства и художественного творчества в обществе.

6




6

2




2.1

Познавательная функция.

1




1







2.2

Воспитательная функция.

1




1







2.3

Гедонистическая функция.

1




1







2.4

Комукативная функция.

1




1







2.5

Компесаторная функция.

1




1







2.6

Психотерапевтическая функция.

1




1







2.7

Самостоятельная работа: «Роль функций искусства и художественного творчества в обществе»











2




3.

Виды творчества и его источники.

2




2

2




3.1

Виды творчества. Внешние и внутренние источники творчества

1




1







3.2

Творчество и социальная среда.

1




1







4.

Психология личности творца и художника.

8

2

8







4.1


Особенности творческой личности.

1





1








4.2

Общие направления развития творческой личности.

1




1







4.3


Личность творца и художника. Леонардо да Винчи.

4





4








4.4

Развитие творческого мышления. Творческие задания, тесты, диагностика.




2

2







4.5

Самостоятельная работа: «Творчество художников ПМР»










2




5

Психология сотворчества автора и зрителя.

4




4

2




5.1

Психология автора и авторства.

1




1







5.2

Психология созерцателя. Восприятие искусства.

1




1







5.3

Развитие художественного восприятия.

2




2







5.4

Самостоятельная работа: «Влияние социально-психологических факторов на восприятие произведения искусств»










2




6

Развитие художественного творчества в различных видах искусства.

8

2

10

2




6.1

Виды искусств.

2




2







6.2

Развитие художественного творчества в изобразительном искусстве.

2




2







6.3

Развитие художественного творчества в скульптуре.

2




2







6.4

Развитие художественного творчества в декоративно-прикладном искусстве.

2

2

4







6.5

Самостоятельная работа: «Развитие художественного творчества в различных видах искусства (по выбору) на примере личного опыта»










2




7.

^ Применение теоретических знаний о психологии и педагогике художественного творчества в деятельности преподавателя ДХШ, ДШИ.




2

2







6.1

Круглый стол «Применение теоретических знаний о психологии и педагогике художественного творчества в деятельности преподавателя ДХШ, ДШИ».




2

2










Итого

34

6

40

10






Тематический план спецкурса (16 ч.)




Содержание

К-во часов

Сам. раб.

Примеч.

Т

П

Всего

1

Понятие «художественное творчество». Природа творчества.

4




4







1.1

Возникновение понятия «искусства». Психология творчества в работах античных философов.

2




2







1.2

Проблема творчества в современной психологии.

2




2







2

Основы психологии художественного творчества.

4




4







2.1

Функции искусства и художественного творчества

2




2







2.2

Виды творчества и его источники

2




2







3

Психология личности творца и художника.

2

2

4







3.1

Особенности творческой личности.

1




1







3.2

Личность творца и художника.

1




1







3.3

Развитие творческого мышления. Творческие задания, тесты, диагностика.




2

2







4

Развитие художественного творчества в различных видах искусства

4




4







4.1

Виды искусств.

2




2







4.2

Развитие художественного творчества в декоративно-прикладном искусстве.

2




2







4.3

Самостоятельная работа: «Развитие художественного творчества в различных видах искусства (по выбору) на примере личного опыта»










2







Итого

14

2

16

2






содержание программы спецкурса.


1. Понятие художественного творчества. Этапы становления психологии художественного творчества.

1.1 Возникновение понятия «искусства»: от античных философов до эпохи Возрождения. Искусство форма общественного сознания, отражающая действительность в форме художественных образов. Термины «sophie» - мудрость и «techne» - искусство, ремесло; «ars», «art».

1.2. Психология творчества в работах античных философов.

Представления Платона о творческой силе и деянии человека. Сократ философ и художник. Аристотель – основоположник теории искусства.

1.3 Проблема творчества в современной психологии.

1.4 Психологические особенности творческой личности.

Бессознательное начало в творчестве.

^ 2. Функции искусства и художественного творчества в обществе. Виды творчества и его источники.

2.1 Познавательная функция.

2.2 Воспитательная функция.

2.3 Гедонистическая функция.

2.4 Комукативная функция.

2.5 Компесаторная функция.

2.6 Психотерапевтическая функция.

^ 3. Виды творчества и его источники.

3.1 Виды творчества. Внешние и внутренние источники творчества.

3.2 Творчество и социальная среда.

4. Психология личности творца и художника.

4.1 Особенности творческой личности.

4.2 Общие направления развития творческой личности.

4.3 Личность творца и художника. Леонардо да Винчи.

4.4 Развитие творческого мышления. Творческие задания, тесты, диагностика.

^ 5. Психология сотворчества автора и зрителя.

5.1 Психология автора и авторства.

5.2 Психология созерцателя. Восприятие искусства.

5.3 Развитие художественного восприятия искусств»

^ 6. Развитие художественного творчества в различных видах искусства.

6.1 Виды искусств.

6.2 Развитие художественного творчества в изобразительном искусстве.

6.3 Развитие художественного творчества в скульптуре.

6.4 Развитие художественного творчества в декоративно-прикладном искусстве.

^ 7. Применение теоретических знаний о психологии и педагогике художественного творчества в деятельности преподавателя ДХШ, ДШИ.

7.1 Круглый стол.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. «Психология искусства», изд-е 2-е. М., 1968.

2. Выготский Л.С. «Психология». М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»,2002.

3. «Исследование проблем психологии творчества».- М.,1983.

4. «Искусствознание и психология художественного творчества». - М.,1988.

5. Басин Е.Я. «Психология художественного творчества». - М., 1985.

6. Калошина И.П. «Структура и механизмы творческой деятельности». - М.,1983.

7. Коршунова Л.С. «Воображение и его роль в познании». - М.,1979.

8. Лук А.Н. «Психология творчества». - М.,1978.

9. «Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная». - М.,1990.

10. Якобсон П.М. «Психология художественного творчества». - М.,1971.



Похожие:

Одобрено согласовано iconОдобрено согласовано
«Формирование правового поля профессии: нормативные правовые документы по библиотечному делу»
Одобрено согласовано iconОдобрено согласовано
...
Одобрено согласовано iconОдобрено согласовано
Выбранный ракурс освещения темы призван способствовать профессиональному совершенствованию слушателей кпк как в области педагогического...
Одобрено согласовано iconПротокол № 200 г. Согласовано проректор по ур с. К. Турчак 200 г
Рассмотрено и одобрено на заседании Центра учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса Протокол...
Одобрено согласовано icon2008 г. Положение рассмотрено и одобрено на заседании научно-методического совета моу-сош №2 зато солнечный Протокол №1 от «25»
Данное Положение разработано на основании ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании»,...
Одобрено согласовано icon«согласовано» «согласовано» «утверждаю» «согласовано» Руководитель Директор департамента Генеральный директор Директор гимназии №1 управления образования мэрии ООО «Социальная сфера» Роспотребнадзора г. Ярославля по Ярославской области
С. А. Мелюк А. В. Сибриков Т. Ф. Сатановская Н. С. Ферулева
Одобрено согласовано iconСогласовано: согласовано: утверждаю
План проведения общегородских мероприятий
Одобрено согласовано icon«согласовано» «согласовано»
Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы №11
Одобрено согласовано icon«согласовано» «согласовано» «утверждаю»
Председатель первичной профсоюзной организации гоу средней общеобразовательной школы №1041
Одобрено согласовано iconУтверждено Принято Разработано и согласовано Согласовано: директором школы решение
Муниципальное образовательное учреждение Кузнечихинская средняя общеобразовательная школа
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы