Основные направления взаимодействия школы и семьи icon

Основные направления взаимодействия школы и семьи




Скачать 169.47 Kb.
НазваниеОсновные направления взаимодействия школы и семьи
Дата22.01.2013
Размер169.47 Kb.
ТипДокументы
источник

Основные направления взаимодействия школы и семьи


Самый распространенный вопрос, который задают представители администрации школ при обсуждении темы сотрудничества с родителями, можно сформулировать следующим образом: как создать СИСТЕМУ работы с родителями, как выстроить развивающееся взаимодействие?

Не секрет, что очень часто мероприятия по работе с родителями носят фрагментарный характер - периодические анкетные опросы, различные акции или праздники, общешкольные собрания или лекции.

К сожалению, не всегда такой подход бывает оптимальным. Если речь идет о школе в небольшом городке, то, возможно, особой необходимости в многоаспектной совместной деятельности с семьей и нет. Но в крупных городах, в образовательных учреждениях с большим количеством учащихся, где контингент родителей учеников многообразен и постоянно обновляется, есть смысл организовать взаимодействие по разным направлениям.

Мы выделяем 5 основных направлений, представляющих собой логично выстроенную систему, позволяющую дифференцировать родителей по разным признакам:

- по степени информированности о разных аспектах жизнедеятельности ребенка в образовательном учреждении; о самом образовательном учреждении; о проблемах образования в целом;

- по уровню правовой и психолого-педагогической компетентности;

- по потребности в консультировании, обучении, социальной поддержке;

- по степени активности (для участия в совместной деятельности).

Соответственно, эти направления можно обозначить так (см. схему № 1).

^

Схема № 1. Направления работы с родителями






Кратко поясним представленную схему.

Предполагается, что изучению и информированию должны «подвергаться» ВСЕ родители, а вот родители, включающиеся в остальные направления работы, определяются на основе диагностики и изучения информационных запросов (см. приложение № 1).

^

Приложение № 1


Изучение информационных запросов родителей*

(примерная анкета)


Уважаемые родители!

Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов.

С вашей помощью мы хотели бы сделать нашу школу лучше!

В какой информации, связанной с образованием вашего ребенка, вы нуждаетесь больше всего? В какой форме она может быть вам представлена?





Пожалуйста, укажите класс, в котором учится ваш ребенок:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

^ Благодарим за сотрудничество!

Например, при традиционном изучении информационных запросов родителей вы выяснили, что многие из них нуждаются в психолого-педагогических знаниях. Соответственно, у вас определяется и контингент слушателей для педагогического просвещения, и примерное содержание занятий.

Если же в процессе психолого-педагогического просвещения вы обнаружили (с помощью регулярного мониторинга), что какая-то часть родителей хотела бы получить индивидуальную консультацию, у вас формируется контингент для организации индивидуальных или тематических консультаций.

Таким же образом определяются и наиболее активные родители (явно заинтересованные и располагающие временем), готовые принимать участие в школьной жизни или посещать обучающие семинары. Согласно нашим данным, к очень активным относится примерно 27% родителей, в педагогическом просвещении нуждаются 82% , в специальном обучении - в среднем около 35%. Самые активные - это родители учеников начальной школы; постепенно их количество снижается по мере взросления ребенка.

Обычно педагоги жалуются на низкую активность родителей, на их нежелание участвовать в жизни школы якобы из-за необходимости проводить много времени на работе. Естественно, загруженность взрослых в непростой экономической ситуации накладывает отпечаток на степень их участия в школьных делах, но считать этот фактор основным все же не следует.

В 1997 году нами (И.Х.) было проведено исследование, согласно которому около 78% родителей в той или иной мере готовы сотрудничать со школой, однако школа не всегда умело использует эту готовность. Речь идет о родителях, которые, откликаясь на инициативу педагогов, могут быть полезными в том или ином деле. Естественно, что привлечение родителей к сотрудничеству должно быть адресным и посильным для семьи.

Кроме того, воспринимая помощь родителей школе как обязанность, сама школа не всегда задает себе вопрос: а чем ОНА может быть полезна родителям, помимо обучения их ребенка? Как она может помочь семье стать компетентной в выборе индивидуальной образовательной траектории ученика, в подборе средств ее освоения, в самообразовании родителей как учителей своих детей? Известно, что компетентная поддержка родителей значительно облегчает выполнение учителями своей задачи, сохраняет и физические, и психологические ресурсы педагогов. Однако чтобы такую поддержку получить, необходимо приложить некоторые усилия для помощи самим родителям. Согласно нашим данным, образовательный уровень современных родителей достаточно высок, современные родители охотно учатся и переучиваются, многие из них осваивают новые профессии или постоянно повышают свою квалификацию. Почему бы не использовать этот потенциал на благо школе? Очень часто взрослые не в состоянии помочь своему ребенку не из-за лени, а из-за плохой информированности о том, что и как конкретно требуется сделать.

Еще один фактор, позволяющий активизировать участие родителей в жизни школы - это рост числа домохозяек, занимающихся только воспитанием детей. Те мамы, которые выбрали воспитание ребенка в качестве своей основной социальной деятельности, как правило, очень внимательно относятся к успехам своих детей, ждут от педагога советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно работают в родительских комитетах класса или школы. Таким родителям особенно необходимо внимание со стороны педагогов, так как они могут быть своеобразным активным ядром любых родительских объединений.

Возникает вопрос: а КАК директору последовательно выстроить свою работу с педагогическим коллективом, чтобы процесс активизации родительского участия в делах школы был непрерывным? Что необходимо учитывать руководителю образовательного учреждения, определяя логику работы с родителями?

Построение эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса необходимо вести в двух направлениях:




Важно строго соблюдать правило: сначала готовим «почву» для развития сотрудничества, а потом «приглашаем» родителей.

Первое направление (подготовку педколлектива) можно представить в пошаговых действиях.

1.Выработка основных принципов взаимодействия с семьей, формирование общей позиции всех членов педагогического коллектива, определение стратегических целей.

Самое главное на данном этапе - продумать, какие социально-педагогические условия необходимо создать для преодоления отчуждения родителей от школы. Не секрет, что зачастую подобное отчуждение заложено еще в детстве родителей, когда они сами были школьниками и испытывали страх перед педагогами и администрацией. Как это ни парадоксально звучит, но, даже становясь взрослыми людьми, многие из них побаиваются близких контактов со школой. Снятие подобного напряжения существенно облегчит путь к взаимопониманию обеих сторон.

2. Диагностика материальных, профессиональных, кадровых, информационных, психологических и других ресурсов, которыми обладает школа.

Часто бывает, что ОУ плохо информировано не только о контингенте родителей своих учеников (их социальном статусе, который может меняться ежегодно, образовательных запросах, ценностях, активности по отношению к участию в жизни школы и т.д.), но и о своих возможностях воспользоваться имеющимся потенциалом. Бывают случаи, когда мероприятия (акции) проводятся людьми, не склонными к данной деятельности, что вызывает в дальнейшем нежелание родителей участвовать в подобных действах.

Необходимо также выяснить и то, насколько совпадают ценности школы и родителей, как они представляют себе разграничение ответственности за ребенка. В приложении № 2 дан образец опросника, которым можно воспользоваться для определения общности позиций.


^

Приложение № 2



Анкета для родителей*


Уважаемые родители!

Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, связанных с вашим отношением к тем задачам, которые ставит перед собой наша школа. Ваше мнение поможет нам сделать работу более эффективной!

1. Какие ценности вы назвали бы в числе приоритетных ДЛЯ ВАС?

(Пожалуйста, отметьте по степени значимости: самую важную обозначьте цифрой 1, далее - цифрой 2 и т.д. в порядке убывания.)

Допишите свой вариант, если у нас вы его не нашли.


Ценности

Место

Здоровье




Семья




Дружба




Творчество




Карьера (профессиональный рост)




Образование




Нравственность












2. Известно, что результат полноценного образования - это хорошо воспитанный человек, обладающий обширными знаниями. И все же, как вам кажется, на чем должна делать акцент школа?

- На обучении.

- На воспитании.

(Пожалуйста, обведите ОДИН выбранный ответ.)

3. Как вы считаете, что должна давать ребенку школа, а что - обязанность семьи и родителей?

Школа должна:

Семья должна:

4. Нужно ли юридически при составлении договоров между школой и родителями закреплять эту ответственность между школой и семьей?

Да Нет Договор вообще не нужен


5. Как вы думаете, в какой помощи от вас нуждается школа больше всего? (Нужное обведите.)

В материальной. В физической. В информационной. Ни в какой.

Ваш вариант:

6. Какую помощь и в какой мере вы могли бы РЕАЛЬНО оказать школе?

7. А в какой помощи от школы нуждаетесь вы?

8. Пожалуйста, укажите некоторые данные о себе. В каком классе учится ваш ребенок (дети)? (Нужное обведите.)


1-3 5-9 10-11


Помимо традиционных способов диагностики (анкетирование) можно предложить и проведение «круглых столов» с родителями, учениками, учителями, на которых будут затрагиваться и выявляться актуальные проблемы школьной жизни.

Результатом проведения различных видов диагностики может стать выявление поля проблем в работе, степени удовлетворенности субъектов (взаимоотношениями, качеством образования в данном ОУ, бытовыми условиями и т.д.), потребностей субъектов, их активности и т.д., а также создание банка данных различных идей по преобразованию школьной жизни.

Диагностика поможет выявить, что хотят родители от школы и что они могут сделать для этого сами.

Иногда даже на этапе диагностики родители начинают реально осознавать заведомую неприемлемость тех или иных претензий к ОУ, что непременно сказывается на их отношении к школе и учителям. Например, в одной школе при выявлении образовательных запросов родителей выяснилось, что взрослые крайне обеспокоены значительными перегрузками детей и в то же время хотели бы добавить в учебный план несколько часов иностранного языка (для его более глубокого изучения). Пришлось администрации сесть за “круглый стол” с родителями и попробовать учесть все пожелания в рамках одного учебного плана. В результате не только был выработан оптимальный вариант, но и снялась напряженность, возникшая из-за недостаточной информированности родителей о принципах построения учебного плана. Данный пример наглядно демонстрирует, что учителя иногда недооценивают активность родителей, которые в настоящее время гораздо осознаннее подходят к помощи школе и готовы внести свой вклад при условии полной информированности об актуальности требуемой помощи. По словам одного директора, после откровенного разговора с родителями о нуждах школы взрослые попросили администрацию: «Скажите, куда мы должны пойти или написать письмо, чтобы защитить интересы наших детей? Подскажите!» В данном случае главной задачей школы было направить инициативу родителей в нужное русло, показать им, что их помощь может быть и разнообразной, и действенной.

3.Самодиагностика коллектива школы.

Под самодиагностикой мы понимаем изучение педагогами собственных ресурсов - своих установок, своих возможностей, а также тех условий, в которых происходит развитие сотрудничества с родителями. Иными словами, это попытка посмотреть на СЕБЯ со стороны. Иногда то, к чему привыкли педагоги за долгое время работы в образовательном учреждении, резко контрастирует с представлениями родителей об удобстве, рациональности, комфорте (в том числе и психологическом). Работникам школы кажется вполне естественным тот порядок и тот стиль общения, которые сформировались в процессе работы, однако, с точки зрения родителей, не все может быть так замечательно. Бывает, какая-то «мелочь» служит препятствием к полноценному сотрудничеству. Например, несоблюдение часов приема родителей администрацией школы, или невежливый ответ секретаря по телефону, или недостаток информации по расположению кабинетов в школе, расписанию работы основных школьных служб (медицинского кабинета, библиотеки, буфета).

В качестве примера приводим опросник персонала школы (The Parent Institute: What’s working in parent involvement, 1993), отвечая на вопросы которого, учителя и администрация школ могут понять, все ли они делают для привлечения родителей в школьное сообщество:

• Доброжелательны ли мы по отношению к родителям?

• Легко ли им попасть в школу?

• Достаточно ли чистый подъезд к школе и ее вход?

• Легко ли родителям найти учительскую, кабинет завуча и директора (есть ли указатели к ним)?

• Гостеприимны ли люди, встречающие родителей, есть ли место, где родители могут посидеть?

• Открыта ли школа для встреч (например, других организаций), организации форм дополнительного образования для родителей и жителей и др.?

• Умеем ли мы разговаривать с родителями по телефону?

• Весь ли персонал школы доброжелателен по отношению к родителям?

• Проводим ли мы обучение родителей?

• Проводим ли мы консультации или семинары для родителей по выполнению домашних заданий детьми, дисциплине, мотивации учения и др.?

• Есть ли у нас группы родителей, выполняющие функции наблюдателей (за качеством обучения, отношениями учеников и учителей и др.) в школе?

• Участвуют ли родители в обсуждении финансовых вопросов и определении целей работы и развития школы?

• Все ли мы делаем для того, чтобы визиты родителей и представителей общественности в школу были регулярными?

В зависимости от полученной информации и строится дальнейшая работа.

4. Определение путей достижения эффективного сотрудничества.

Необходимо вычленить приоритетные задачи, требующие скорейшего решения. Например, самым существенным для вашего образовательного учреждения является слабая информированность родителей о жизни школы или низкий уровень психолого-педагогической компетентности (не только родителей, но и самих педагогов ). Или - большинство родителей хотели бы ввести дополнительные занятия по какому-либо предмету; или - организовать спортивную секцию с целью профилактики наиболее распространенных заболеваний. Это и может стать отправной точкой вашего взаимодействия с ними.

Далее - подбор участников (кто будет эти задачи выполнять, чья помощь потребуется, какие ресурсы должны быть задействованы).

Эта часть работы - самая важная, так как качество выполненной работы напрямую зависит не только от желания и оптимизма исполнителей, их квалификационных характеристик или многочисленности помощников, но прежде всего от четкого разграничения функций.

Чем подробнее расписана область приложения сил каждого, тем меньше трудностей будет возникать на дальнейших этапах работы. Чаще задавайте себе вопрос «как я это сделаю?» до тех пор, пока не дойдете до простейших действий типа “возьму чистый лист бумаги на моем столе”.

5. Обучение субъектов образовательного процесса.

Если вы уверены, что ваши коллеги и родители школьников идеально подходят для выполнения поставленных задач, вас можно от души поздравить! Однако, если это не совсем так, необходимо задуматься, каких знаний (и умений) им не хватает и где этому можно научиться, какую специальную литературу почитать.

При совместном обсуждении этого вопроса актуализируется стремление участников к сотрудничеству, выявляются новые сведения библиографического характера, а также происходит обмен мнениями о состоятельности того или иного обучающего курса или учебного заведения.

Именно на этом этапе разрабатываются темы просвещения (не только психолого-педагогического), программы обучения родителей и педагогов, планы мероприятий образовательного характера.

Например, в стандарте NASDTEC Outcome based Standards and Portfolio Assesment (1993), разработанном для образовательных учреждений в США, определены области знаний, в которых необходимо проводить обучение учителей и директоров школ для того, чтобы они эффективно работали по привлечению родителей в школьное сообщество. Согласно этому стандарту, учителя и директора школ должны иметь знания о научных исследованиях в соответствующей области, полученных при этом результатах и практических достижениях, имеющихся видеозаписях и видеопрограммах, иллюстрирую щих работу с родителями и обучение родителей, учебных программах и отдельных уроках, иллюстрирующих работу учителей по активизации родителей, способах оценивания (подходах, методиках и процессах), документирующих различные аспекты работы, ресурсах (людях, процессах и публикациях), используемых в работе.

Очень важной характеристикой современного учителя, на наш взгляд, является его СОВРЕМЕННОСТЬ, знание и понимание тех тенденций, которые существуют и в молодежной субкультуре, и в области трудоустройства и даже внешнего облика. Иногда именно социальная неадекватность, статичность педагога тормозит развитие эффективных взаимоотношений с родителями учеников. Образованные (и платежеспособные) родители хотели бы видеть в Учителе прежде всего человека, способного сориентировать их ребенка в изменяющемся мире, а не декларировать приверженность социальным технологиям, потерявшим свою актуальность.

Так же как «театр начинается с вешалки», так и школа начинается с внешнего вида учителей, создания определенного имиджа как отдельных педагогов, так и всего образовательного заведения. Поэтому одним из направлений повышения профессионализма является, на наш взгляд, приобретение навыков создания современного облика учителя, способного стать образцом для подражания.

6. Выработка критериев эффективности проделанной работы, способ оценивания результата.

Что может быть результатом совместной работы с родителями? Выделим лишь некоторые, а именно:

• создание определенных внутришкольных структур (органов самоуправления, Советов школы, комитетов, пресс-центра и т.д.);

• создание документов, регламентирующих жизнь взрослых и детей в школьном пространстве;

• повышение уровня социальной защищенности всех субъектов педагогического процесса, уровня удовлетворенности (характером взаимоотношений, качеством образования и т.д.) и уровня компетентности (педагогической - для родителей, методической - для учителей, образовательной - для школьников);

• повышение активности, ориентации на сотрудничество;

• формирование единого ценностно-смыслового пространства взрослых и детей и др.

7. Публичное обсуждение предполагаемых действий с непосредственными участниками.

Когда стратегия представляется широкой публике, на этом этапе возможны значительные корректировки предполагаемых действий. Кроме того, нередко именно в процессе такого обсуждения выявляются не замеченные раньше сложности или приходят новые идеи для осуществления поставленной задачи.

Обсуждение любых вопросов, связанных с дальнейшим развитием образовательного учреждения, можно проводить в форме «круглых столов».

Проведение «круглых столов» совместно с родителями - это достаточно новая, но показавшая свою высокую эффективность форма обмена мнениями всех участников образовательного процесса. Тематика обсуждения может быть самой разной - начиная от конкретных проблем (Нужно ли вводить в учебный план такой предмет, как «Риторика»?) до обсуждения общих вопросов (Что такое «хорошая» школа?).

Как правило, такая форма работы позволяет решить сразу несколько важных проблем: выявить наиболее активную часть родительской общественности, проинформировать родителей о мнении школы по тому или иному поводу, выяснить степень их информированности и информационные запросы.

8. Реализация стратегии (системы работы, отдельных этапов, мероприятий).

На данном этапе руководителю важно регулярно отслеживать выполнение плана, своевременно стимулировать педагогов или оказывать им необходимую помощь через МОУ или внешние источники. (Подробнее см. следующие разделы.) Очень важно для директора самому участвовать во всех мероприятиях, связанных с сотрудничеством с родителями. Причем это касается не только «парадных» акций, но и обучающих семинаров или лекций по данной тематике. Только если педагогический коллектив будет видеть активную заинтересованность администрации в сотрудничестве с родителями, реализация намеченной стратегии окажется успешной.

9. Анализ проведенной работы должен проводиться не только внутри педагогического коллектива. Необходимо и широкое информирование общественности о полученных результатах.

При анализе результативности ЛЮБОГО мероприятия (действия) важно определить:

• периодичность мониторинга (сбор данных об уровне удовлетворенности качеством сотрудничества всех субъектов образовательного процесса; отслеживание запросов родителей, уровня их педагогической и правовой компетентности и уровня удовлетворенности всеми аспектами жизнедеятельности ОУ);

• положительные и отрицательные последствия полученных результатов для ВСЕХ субъектов образовательного процесса.

^ Второе направление - вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы (в общественную экспертизу качества образования; в создание образовательных программ, проведение мероприятий и организацию внеурочной деятельности детей).

В качестве примера представим механизм (последовательность шагов) вовлечения родителей в общественную экспертизу качества образования.


^ Схема № 2. Этапы вовлечения родителей в общественную экспертизу качества образования





Как следствие успешного использования этого механизма можно рассматривать:

• улучшение ресурсной базы (ОУ становится в глазах родителей и спонсоров рентабельным);

• повышение психолого-педагогической или правовой компе­тентности всех субъектов (в связи с целенаправленным самообразованием);

• широкий общественный резонанс, позволяющий расширять число социальных партнеров (когда родители начинают выступать уже в роли руководителей предприятий, устанавливающих с ОУ партнерские и взаимовыгодные отношения);

• постоянное обновление содержания образования, отбор наиболее перспективных технологий и средств достижения оптимального результата;

• естественно, повышение качества образования.

Видимо, вы обратили внимание, что наиболее важными направлениями в системе работы с родителями нам представляется изучение (мнений, оценок, запросов) и информирование. Именно с их помощью можно «запустить» механизм привлечения родителей в образовательное учреждение. Здесь очень важно наличие обратной связи с общественностью, представление о той реакции, которую вызывают те или иные ваши шаги, о том отношении, которое возникает после ваших действий.

Количество и качество предоставляемой информации определяется на основе диагностики. Однако не следует забывать, что диагностика не отождествляется лишь с проведением опросов. Родительское мнение и оценки можно изучать и методом наблюдения, определяя и степень активности родителей, и уровень конфликтности, и степень их удовлетворенности тем или иным образовательным результатом (процессом, технологией).



Похожие:

Основные направления взаимодействия школы и семьи icon27 марта в нашей школе прошёл Единый Методический День
Вр мбоу сош №2 города Гвардейска Иванова З. М. презентовала программу по формированию уклада школьной жизни «От сотрудничества к...
Основные направления взаимодействия школы и семьи iconСодержание: №п/п
Основные направления и ценностные основы внеурочной деятельности обучающихся начальной школы
Основные направления взаимодействия школы и семьи iconПроект экспериментальной деятельности «Формирование у школьников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы»
Семьецентрирование образовательной и воспитательной программы начальной ступени оу
Основные направления взаимодействия школы и семьи iconРегион Направления
Основные направления деятельности в рамках целевых программ в регионах цфо
Основные направления взаимодействия школы и семьи iconПротокол № от 2007 г
Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации
Основные направления взаимодействия школы и семьи iconПротокол №1 утверждена приказом №01-26
Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации
Основные направления взаимодействия школы и семьи iconРегистрационный номер №: Дата регистрации заявки
Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления по её реализации
Основные направления взаимодействия школы и семьи iconС. Кетово 2010 год Содержание
Настоящая программа определяет стратегию развития школы и основные направления деятельности по её реализации
Основные направления взаимодействия школы и семьи iconI. Основные направления образовательной деятельности школы
Аджером и села Пезмог получили новое современное здание школы на 392 места, с современным оборудованием, кабинетами, спортивным и...
Основные направления взаимодействия школы и семьи iconРабота социального педагога Семьи группы риска, неблагополучные семьи
Советник информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы