Утверждаю директор мбоу дод «Центр внешкольной работы» для одаренных детей О. С. Курбанова icon

Утверждаю директор мбоу дод «Центр внешкольной работы» для одаренных детей О. С. Курбанова




Скачать 252.23 Kb.
НазваниеУтверждаю директор мбоу дод «Центр внешкольной работы» для одаренных детей О. С. Курбанова
Дата29.09.2012
Размер252.23 Kb.
ТипОбразовательная программа
источник

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД

«Центр внешкольной работы»

для одаренных детей

_____________О.С.Курбанова

«___»_________2011 год


ПОЛОЖЕНИЕ

о составлении образовательной программы

и календарно – тематического планирования

педагогами дополнительного образования

Центра внешкольной работы для одарённых детей

I. Общие положения

1.1. Положение о составлении образовательной программы разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом  Центра внешкольной работы для одарённых детей управления образования Нижнекамского муниципального района и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов дополнительного образования.
1.2. Образовательная программа (далее – Программа) - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания  курса дополнительного образования, основывающийся на государственном образовательном стандарте (федеральном и региональном компонентах), компоненте образовательного учреждения, примерной  или авторской программе по учебной дисциплине или образовательнойобласти.
1.3. Цель образовательной программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной образовательной области.

1.4. Задачи программы:

  • дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета или образовательной области.

  • конкретно определить содержание, объем, порядок изучения конкретного предмета или образовательной области с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

1.5. Функции образовательной программы:

  • нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

  • определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

  • процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

  • оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.



^ 2. Технология разработки образовательной программы.

2.1. Образовательная программа составляется педагогом дополнительного образования по определенному учебной дисциплине или курсу на 1 или несколько учебных лет.

2.2. Проектирование содержания программы осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области).

2.3. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения. Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено на методическом объединении.

^ 3. Структура образовательной программы.

3.1. Структура Программы является формой представления учебной дисциплины, как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

  1. титульный лист (название программы);

  2. пояснительная записка;

  3. учебно-тематический план

  4. содержание тем учебного курса;

  5. перечень учебно-методического обеспечения;

  6. этапы педагогического контроля;

  7. образовательно-воспитательная работа;

  8. список литературы (основной и дополнительной);

  9. календарно-тематическое планирование.

3.2. Титульный лист - структурный элемент программы, представляющий сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание, место в образовательном процессе, адресность (Приложение 1).

3.3. Пояснительная записка - структурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. Для авторских программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий (аттестация) по оценке качества подготовки учащихся должны быть четко обоснованы. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы. Сроки реализации программы (продолжительность, этапы). Ожидаемые результаты, форма подведения итогов реализации программы (фестивали, конференции и т.п.). При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения (Приложение 2).

3.4. Учебно-тематический план - структурный элемент программы, содержащий наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия). Составляется в виде таблицы (Приложение 3).

3.5. Содержание курса - структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы,согласно нумерации в учебно-тематическом плане (теоретические и практические виды занятий).

3.6. Учебно-тематический план – структурный элемент программы (таблица), содержащий перечень тем с указанием количества часов теории, практики и всего часов ( 144ч.)

3.7. Перечень учебно-методического обеспечения - структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал.

3.8. Список литературы - структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы. Элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

3.9.Календарно-тематическое планирование является одним из самых важных компонентов рабочей программы, т.к. позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения. Каждый отчетный период (четверть, семестр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно - тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов. Календарно-тематическое планирование осуществляется на учебный год.

Календарно-тематический план оформляется в форме таблице (Приложение 4,5).


^ 4. Оформление образовательной программы


4.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman Cyr, 12-14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Страницы нумеруются.

4.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы приложения. На титульном листе указывается:

  • название Программы (предмет, курс);

  • адресность (класс или ступень обучения);

  • сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория или разряд);

  • год составления Программы.

4.3. Учебно- тематический план представляется в виде таблицы .

4.4. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучен. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета (курса).

^ 5. Утверждение образовательной программы.

5.1. Образовательная программа утверждается ежегодно в начале учебного года на педагогическом совете Центра внешкольной работы для одарённых детей под грифом директора.

5.2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:

  • рассмотрение и обсуждение Программы на заседании предметного методического объединения;

  • обсуждение Программы на заседании педагогического совета ЦВР для одарённых детей;

  • утверждение Программы директором ЦВР для одарённых детей.

5.3. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям руководитель методической службы ЦВР накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

5.4. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр


Приложение 1

^ ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ

ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА


УТВЕРЖДАЮ

Директор «ЦВР»

для одаренных детей

___________ О.С.Курбанова

педагогический совет № ___

«____» _________ 20___г.


^ АДАПТИРОВАННАЯ (АВТОРСКАЯ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(название программы)

детского объединения

«Веселый английский»


для детей 7-10 лет

на 1 (2-3) года обучения


 

 

Составитель:

Иванова Мария Сергеевна,

Педагог дополнительного

образования

1квалификационной категории

 


г.Нижнекамск, 2011 г.

Приложение 2

^ ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА

Пояснительная записка

Настоящая образовательная программа детского объединения «……»для воспитанников 7-10-летнего возраста составлена на основе примерной программы, авторской программы М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и Н.М.Шанского. Рассчитанна на 144часа в год (4 ч. в неделю). Образовательная программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Количество учащихся – 15человек в группе, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

^ Цель образовательной программы: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Задачи:

  • формирование у учащихся лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развитие языкового и эстетического идеала;

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

  • овладение нормами русского языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • обучение учащихся умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • воспитание эмоционального настроя, способствующего повышению интереса к предмету и успешному его изучению.

Календарно – тематическое планирование разработано в соответствии с учебным планом, реализующим программу базового обучения.


Приложение 3

Учебно-тематический план по предмету ___________на ____часов в год

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

Теория

Практика

1.













2.













3.













Итого:




144









Приложение 4

Календарно-тематическое планирование



П/п


Тема занятия

Цель

Оборудование, материалы

Дата

проведения


















^ Методические рекомендации

по подготовке педагогами авторских программ дополнительного образования детей

  • Структурные элементы авторской программы дополнительного образования детей

  • Оформление титульного листа авторской программы

  • Пояснительная записка

  • Формулировка цели и задач программы

  • Выделение особенностей и отличий данной программы

  • Ожидаемые результаты и способы их проверки

  • Показатели успешности реализации программы

  • Составление учебно-­тематического плана программы

  • Содержание образовательной программы

  • Методическое обеспечение программы

  • Список литературы

Структурные элементы
 авторской программы дополнительного образования детей


Сегодня назрела необходимость освоения массовой школой качественно иной функциональной модели деятельности, базирующейся на принципе полноты образования. Путь к ней – через создание в каждой школе целостного образовательного пространства, в котором базовое (общее) и дополнительное образование детей выступают как равноправные, взаимодополняющие друг друга компоненты.

В системе дополнительного образования разработаны и в течение ряда лет реализуются авторские образовательные программы, которые могут стать основой как предпрофильных курсов (ориентационных, ознакомительных), позволяющих девятиклассникам составить представление о различных профессиональных сферах и определиться относительно будущего профиля обучения в старшей школе, так и элективных курсов (курсов по выбору) в составе того или иного избранного школой профиля.

Первое обязательное условие – это соответствие программы Примерным требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.

Требования эти хорошо известны, и задача их состоит не в том, чтобы унифицировать творческую индивидуальность педагога – автора программы, а лишь в том, чтобы придать программе такую структуру, которая, наоборот, ярче выявит оригинальность программы и в то же время создаст возможность объективно сравнивать между собой различные, часто столь несхожие по тематике работы.

Программа должна обязательно содержать следующие структурные элементы (именно в той последовательности, как это приведено ниже):

  1. титульный лист (название программы);

  2. пояснительная записка;

  3. учебно-тематический план

  4. содержание тем учебного курса;

  5. перечень учебно-методического обеспечения;

  6. этапы педагогического контроля;

  7. образовательно-воспитательная работа;

  8. список литературы (основной и дополнительной);

  9. календарно-тематическое планирование.



Оформление титульного листа 
авторской программы дополнительного образования детей


Титульный лист – это своего рода "визитная карточка" программы. Поэтому, как и в визитной карточке, тут должна быть указана только самая необходимая информация. Эта обязательная информация включает следующие элементы:

  • наименование образовательного учреждения;

  • где, когда и кем утверждена данная образовательная программа (обратите внимание: согласно ч. III ст. 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей программу утверждает педагогический (методический) совет учреждения);

  • полное название программы (если оно сформулировано образно или не дает полного представления об изучаемом курсе, целесообразно дать дополнительное краткое пояснение под приведенным названием);

  • возраст детей, на которых программа рассчитана;

  • срок реализации программы;

  • Ф. И. О. и должность автора (авторов);

  • название города;

  • год разработки программы (с учетом полного срока ее реализации).

В научной работе существует неписаная традиция: когда в руки специалиста попадает новая публикация, тем более претендующая на оригинальность, то первым делом в ней прочитываются первая и последняя страницы. Как правило, первая страница содержит авторское обоснование необходимости и полезности предлагаемого текста, заявку на оригинальность работы, а последняя – список использованной автором литературы, свидетельствующей об эрудированности в данной сфере деятельности.

^ Пояснительная записка

Конечно, авторская программа дополнительного образования детей – это по жанру не научная статья, но принцип восприятия специалистом­-экспертом нового текста (в данном случае – авторской программы) в принципе универсален. Поэтому важно, чтобы исполнение вашей программы учитывало эти особенности профессионального восприятия нового текста.

Если вы сразу предъявите в разделе "Пояснительная записка" свою весомую заявку на качество текста, а следовательно, и собственной деятельности, то положительный исход экспертизы гораздо более вероятен, нежели тогда, когда глаз эксперта будет скользить по общим, ничего не обещающим, обтекаемым фразам, а в списке литературы окажутся только ссылки на публикации, появившиеся 10 и более лет назад.

Пояснительная записка должна быть написана так, чтобы в ней, по возможности, отсутствовали банальности вроде общих рассуждений о полезности художественно­-эстетической, туристско-­краеведческой или иной сферы деятельности для развития детей. Необходимо четко и ясно формулировать цель и задачи, а также обосновать новизну данной программы, ее отличие от других программ той же направленности и похожего вида деятельности. Особенно важно здесь отметить, где находятся и в чем выражаются те авторские "изюминки", которые и делают данную программу оригинальной, самобытной как для данного образовательного учреждения, так и для дополнительного образования в целом.

Характеризуя направленность образовательной программы (а именно с этого пункта, как правило, и начинается пояснительная записка), важно кратко, но аргументировано обосновать принадлежность программы именно к данной направленности. Иногда встречаются программы, находящиеся на "стыке" двух и более направленностей. В этом случае важно обосновать приоритетную направленность и затем отразить ее в иерархии (приоритетности) целей и задач.

^ Формулировка цели и задач программы

Ключевым элементом пояснительной записки, ее смысловым центром является формулировка цели и задач программы. Основная трудность, которая здесь возникает, связана с необходимостью разделить цель и задачи, не смешивать их, а также избежать повторов в формулировках. Для этого следует иметь в виду, что цель образовательной программы – это, образно говоря, ее стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат.

Такой результат многослоен, что называется, по определению. Известно, что образовательная деятельность осуществляется как фактическое единство воспитания и обучения (см. Закон РФ "Об образовании"). Поэтому общая целевая ориентация программы неизбежно должна учитывать это двуединство – развитие ребенка, его творческого потенциала на основе (с помощью) приобретения определенных знаний, умений, навыков.

Из этого же надо исходить и при формулировании задач, которые целесообразно разделить на обучающие (предметные) и воспитательные (связанные с формированием тех или иных личностных качеств).

Задачи, по сути, есть результаты тех конкретных стадий реализации программы, которые поддаются фиксации, детализации и измерению. В этом смысле задачи технологичны, они в совокупности есть некий фундамент, на основе которого и происходит достижение суммарного качественного сдвига в развитии ребенка. Можно сказать, что задачи – это ступеньки лестницы, ведущей к достижению искомой цели, те конкретные пролонгированные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель.

При этом, с одной стороны, следует стремиться к максимальной точности и четкости в определении задач, чтобы сразу было ясно, что они, во­-первых, конкретны, во­-вторых, достижимы, в-­третьих, измеряемы. С другой стороны, учитывая авторский характер программы, следует постараться дать определения задач таким образом, чтобы в них прослеживались общая оригинальность авторского подхода, необходимый оттенок новизны.

^ Выделение особенностей и отличий данной программы

Особенно важной частью пояснительной записки образовательной программы является выделение ее отличий от уже существующих программ. Здесь необходимо помнить, что отличия всегда конкретны, и поэтому они, по сути, есть сжатая детализация той общей новизны и оригинальности, которые и дают право вашей программе претендовать на авторское содержание.

Поэтому, характеризуя отличия, следует максимально избегать общих формулировок и исходить прежде всего из вашего личного опыта – как реализации собственной программы, так и знаний о других программах, пересекающихся с вашей тематикой. Эти отличия могут быть в постановке образовательных задач, построении учебно­-тематического плана, содержании занятий, использованной вами литературе.

Позитивный результат реализации программы является главным критерием оценки образовательной программы, все те "изюминки", что отражают авторскую оригинальность, – не самоцель, а средство. Поэтому принципиально важно, чтобы из текста пояснительной записки было ясно, что отмеченные вами отличия существуют не сами по себе, а логически встроены в вашу систему образовательной деятельности. Следовательно, затем, когда вы будете характеризовать ожидаемые результаты, необходимо, помимо всего прочего, показать, какую роль в этих результатах сыграли те новшества, что были использованы в программе.

Что касается остальных частей пояснительной записки (возраста детей, участвующих в реализации этой программы, сроков ее реализации, формы и режима занятий), то они носят в значительной мере "технический характер" и их перечисление обычно не вызывает никаких проблем. Необходимо только следить за тем, чтобы названные здесь цифры и формы совпадали с тем, что потом будет включено в учебно-­тематический план, содержание и методическое обеспечение программы.

^ Ожидаемые результаты и способы их проверки

Следует обратить особое внимание на заключительный раздел пояснительной записки, включающий ожидаемые результаты и способы их проверки. К сожалению, здесь довольно часто встречаются неточности или приблизительности в их описании, иногда снижающие впечатление даже от действительно оригинальных и интересных программ.

Чтобы их избежать, надо прежде всего ясно представлять наличие логической связи между результатами и поставленными в программе задачами: ожидаемые результаты – суть достижение, выполнение тех задач, которые поставлены в образовательной программе. Поэтому, если вы сформулировали какую-­либо задачу, но среди ожидаемых результатов не обнаружилось ее выполнения и способы проверки этого выполнения или они были сформулированы так, что подвергались лишь приблизительной проверке, то можете быть уверены: эксперт вряд ли пропустит этот промах.

Ожидаемые результаты фиксируются через какие­-то конкретные формы, например: участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах, концертах, конференциях, экспедициях, зачетных походах, защите творческих работ и пр.

Следовательно, необходимо в этой части пояснительной записки разделить эти понятия.

Результаты – это, по сути, реализованные задачи, поставленные вами в программе, а проявление этих результатов в ходе каких­-либо итоговых соревнований, конкурсов, выставок и т. п. – это не более чем форма, в которую облекается результат. И будет ошибочно, например, написать в программе, что ожидаемым результатом станет участие ребенка в каком­-либо конкурсе и тем более завоевание в нем призового места. Это только форма, благодаря которой удастся зафиксировать желаемые вами сдвиги в обучении и воспитании ребенка, к примеру, овладение им искусством фотодизайна или обретение им знаний по биологии, позволяющих сделать осознанный выбор будущей профессии, и т. п.

От форм фиксации результатов необходимо также отличать способы отслеживания результатов. В отличие от общего среднего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся достаточно четко отработан и осуществляется, как правило, путем выставления отметок по пятибалльной шкале, в дополнительном образовании детей такой способ подведения итогов неприемлем.

В сфере, куда ребенок приходит добровольно, не стоит делить детей на успевающих и неуспевающих, ведь именно здесь, в дополнительном образовании, каждый ребенок надеется обрести дело, в котором его природные задатки найдут наконец достойное воплощение, а сам он обретет статус успешного человека. Неприемлем здесь данный способ оценивания еще и потому, что традиционная отметка носит выраженный когнитивный ("знаниевый") характер. Она выставляется за определенный уровень знаний по конкретному предмету, в то время как за рамками внимания педагога остаются не только затраченные на это усилия ребенка, но и приобретенные им за определенный период социальные компетенции, сформированные личностные качества, развитые творческие способности.

Вместе с тем разработка единообразного способа отслеживания образовательных результатов, позволяющего учитывать специфику дополнительного образования детей, затруднена отсутствием в этой сфере образовательных стандартов, с которыми в системе общего среднего образования принято соотносить достигнутый "уровень обученности". Поэтому в идеале для каждой образовательной программы – в силу ее индивидуального характера – необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик.

^ Показатели успешности реализации программы

По каким же показателям стоит судить о результатах занятий ребенка в кружке, студии, секции, ансамбле – любом детском объединении, реализующем ту или иную образовательную программу?

Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования (как об этом уже говорилось выше) предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям, навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах можно говорить, используя как минимум две группы показателей: учебные и личностные.

Соответственно предметом оценивания могут быть:

  • набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемому виду деятельности, а также общеучебных навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы;

  • перечень важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе, и время общения с педагогом и сверстниками.

При этом необходимо определить возможные уровни выраженности (от минимального до максимального) каждого измеряемого показателя у разных детей. Сведенные воедино, они и покажут, в какой мере тот или иной ребенок сумел освоить предложенную ему образовательную программу.

Наконец, следует учесть и практическую достижимость планируемых результатов, соотнести их с реальностью вашей деятельности и возможностями своего образовательного учреждения, чтобы не получилось (редко, но такое бывает) так, что планы значительно разошлись с действительностью и реальную эффективность авторской программы проверить до конца не удалось.


^ Составление учебно-­тематического плана программы


В составлении учебно-­тематического плана программы (он должен выполняться в табличном виде) особых трудностей почти не возникает, если только не забывать два обстоятельства:

  • учебно-­тематический план – это перечень разделов программы, подразделенных на темы, с указанием часов (теоретических и практических), отведенных на каждый раздел и каждую тему (не путать с поурочным планом – это не школа!);

  • между учебно­-тематическим планом и последующим изложением содержания запланированных тем должно быть строгое соответствие.

Бывает очень полезно, завершив написание и форматирование всей программы, внимательно проверить учебно-­тематический план на совпадение с тем, что включено в последующий раздел программы – ее содержание. Иногда здесь случаются чисто технические сбои при компьютерном наборе программы, особенно при работе с таблицами. Конечно, несовпадения и несоответствия в таком случае не будут носить определяющего характера при общей оценке программы, но при прочих равных условиях эксперт, пусть и по формальным соображениям, может уже и не отдать вам предпочтение. Поэтому остается посоветовать лишний раз быть внимательным и скрупулезным при работе с планом, следить за формулировками тем и разделов, а также вписанными в соответствующие разделы плана цифрами часов занятий.


^ Содержание образовательной программы


В разделе "Содержание образовательной программы", занимающем, как правило, значительный объем, необходимо кратко, но в то же время достаточно конкретно описать содержание теоретических и практических занятий. Существует одно, но, пожалуй, главное условие, которым надо руководствоваться в данном случае для достижения наилучшего результата. Оно касается стиля написания раздела – он должен быть по возможности приближен к тому, что можно определить как "телеграфный стиль". Это означает, что предложения должны быть краткими, в них не следует использовать сложные обороты речи. Ваша задача – так описать содержание разделов и тем, чтобы читатель вашей программы мог ясно представить, что вы собираетесь освоить вместе с детьми на занятиях по вашему курсу.

С некоторой долей условности можно сказать, что вы в данном случае даете возможность читателю (эксперту) "заглянуть" в то помещение, где проходят ваши занятия. Поэтому, если это занятие теоретическое, должно быть вполне ясно, какие знания способны в его ходе получить дети, а если практическое – какие навыки и умения приобретаются и отрабатываются ими в ходе занятия.


^ Методическое обеспечение программы


Раздел "Методическое обеспечение программы" предоставляет педагогу возможность хоть в какой­-то мере, заочно, но передать "дух" его педагогического творчества, воплотить те собственные "изюминки", которые упоминались выше, в конкретную "картинку" творческого процесса.

Именно поэтому при "шлифовке" данного раздела образовательной программы ее автору будет особенно полезна помощь методиста, обладающего необходимыми знаниями, позволяющими придать этому разделу наиболее эффективную форму.

Данный раздел логически и содержательно продолжает предыдущие. Описание форм занятий, планируемых по разделам (темам) вашей программы, приемов и методов проведения занятий, их дидактического и технического оснащения, форм подведения итогов по основным разделам – все эти обязательные компоненты, включаемые в раздел "Методическое обеспечение программы", позволят придать еще большую наглядность раскрытию особенностей вашей работы при реализации программы.

Однако следует учитывать нежелательность сбиться в этом разделе на подробное изложение происходящего, например описание того, как в ходе используемой на занятиях по такой­-то теме игры "дети сделали то­-то, педагог сделал то-­то" и т. п. Часто самого названия той же игры будет вполне достаточно, в другом случае потребуется пояснение об условиях и способах ее использования.

Особенно выигрышно эта сторона программы может прозвучать в случае вашего выхода в финальный тур, где появится возможность в ходе проведения презентации механизма реализации программы перейти от "словесной наглядности" к "наглядности визуальной". Для того чтобы такой переход был плавным и естественным, крайне важно, чтобы изложенный в программе текст по ее методическому обеспечению потом не разошелся с визуальным образом, представленным жюри.


^ Список литературы


"Список литературы" – заключительный раздел программы. Восприятие этого раздела программы как чисто технического, к сожалению, часто подводит конкурсантов. Отчасти это не их вина, а беда – в последние годы в нашей стране стремительно утрачивается библиографическая культура.

Между тем существуют государственные стандарты библиографического описания литературы. Но опыт показывает, что по большей части авторы программ, относясь к этому разделу несколько поверхностно, составляют список литературы, не соблюдая этих стандартов, а "как бог на душу положит".

Но то, что еще в какой­-то мере оказывается терпимым на низовом уровне, в повседневной практике образовательной деятельности (хотя и здесь надо стремиться наводить порядок), оказывается неприемлемым на конкурсном уровне. Всегда бывает обидно видеть, когда очень неплохая авторская программа не проходит в следующий тур только из-­за того, что список литературы составлен с очевидными отступлениями от требований стандартов.

Поэтому полезно еще раз повторить несколько банальных правил, которыми следует обязательно руководствоваться при составлении последнего раздела программы.

Список литературы составляется строго по алфавиту авторов и названий; инициалы автора приводятся не до, а только после фамилии.

Кроме фамилии и инициалов автора, полного названия работы, необходимо указать место издания, издательство (если оно вам известно) и год издания. Желательно придерживаться единообразия: если не у всех работ вам известно издательство, то лучше тогда и для остальных ограничиться только указанием места издания (Москва и Санкт­Петербург пишутся сокращенно: соответственно М. и Спб., остальные города – полностью).

Более точные сведения надо получить у специалистов в собственном учреждении либо в методических службах системы образования города.

Желательно также разделить приводимую вами литературу на несколько разделов:

  • для педагогов;

  • для обучающихся;

  • для родителей (если это предусмотрено особенностями программы).

Остается надеяться, что следование приведенным рекомендациям облегчит педагогам, готовящим свои авторские программы к конкурсу, работу над ними и последующее успешное прохождение этапов конкурса.


Нормативные документы


  • постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (в ред. от 07.12.2006 № 752)

  • письмо Минобразования России от 11.12.2006 № 06­1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».



 



Похожие:

Утверждаю директор мбоу дод «Центр внешкольной работы» для одаренных детей О. С. Курбанова iconПротокол № от 2012 г
Председатель профсоюзного комитета мбоу дод «Центр внешкольной работы» для одаренных детей
Утверждаю директор мбоу дод «Центр внешкольной работы» для одаренных детей О. С. Курбанова iconПротокол № от 2012 г
На собрании трудового коллектива мбоу дод «Центр внешкольной работы» для одаренных детей нмр рт протокол №
Утверждаю директор мбоу дод «Центр внешкольной работы» для одаренных детей О. С. Курбанова iconПоложение о Педагогическом совете муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» для одарённых детей нмр рт
Педагогический совет является постоянно действующим органом управления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного...
Утверждаю директор мбоу дод «Центр внешкольной работы» для одаренных детей О. С. Курбанова iconПринято на Общем собрании трудового коллектива
Утверждаю директор мбоу дод «цвр» нмр рт о. С. Курбанова 2012года
Утверждаю директор мбоу дод «Центр внешкольной работы» для одаренных детей О. С. Курбанова iconСогласовано» «утверждаю» Директор моу директор моу дод «Шарапово-Охотская основная «Центр внешкольной работы»

Утверждаю директор мбоу дод «Центр внешкольной работы» для одаренных детей О. С. Курбанова iconСогласовано утверждаю заместитель руководителя Директор мбоу дод исполнительного комитета «Центр внешкольной работы»
Муниципальный конкурс-выставка детского творчества «Золотой ключик», посвященный 130-летию со дня рождения писателя Алексея Толстого,...
Утверждаю директор мбоу дод «Центр внешкольной работы» для одаренных детей О. С. Курбанова iconПубличный отчет о расходовании внебюджетных средств поступивших в Муниципальное бюджетное образовательное учрежение дополнительного образования детей "Центр внешкольной работы" для одаренных детей нмр рт в 2011 году

Утверждаю директор мбоу дод «Центр внешкольной работы» для одаренных детей О. С. Курбанова iconДополнительные образовательные услуги моу дод детский центр внешкольной работы «Глория» Фрунзенского района
Название образовательного учреждения: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детский центр внешкольной...
Утверждаю директор мбоу дод «Центр внешкольной работы» для одаренных детей О. С. Курбанова iconПоложение об Общем собрании коллектива муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» для одарённых детей нмр рт
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, Уставом...
Утверждаю директор мбоу дод «Центр внешкольной работы» для одаренных детей О. С. Курбанова iconДополнительные образовательные услуги моу дод цвр «Приоритет» Название образовательного учреждения: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Приоритет»
Название образовательного учреждения: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы