О порядке реализации военнослужащими права на оказание безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений icon

О порядке реализации военнослужащими права на оказание безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений




Скачать 123.1 Kb.
НазваниеО порядке реализации военнослужащими права на оказание безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений
Дата12.05.2013
Размер123.1 Kb.
ТипДокументы
источник

О порядке реализации военнослужащими права на оказание безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений

Д.А. Митюрич, подполковник юстиции, старший юрисконсульт юридической службы Военно-воздушных сил; К.С. Борисов, курсант пятого курса Военного университета Министерства обороны Российской Федерации


Вопросы оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим находились в спектре законодательного регулирования начиная с 1993 г., с того момента, когда п. 14 ст. 15 Закона Российской Федерации “О статусе военнослужащих” от 22 января 1993 г. № 4338-I (Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ указанный Закон признан утратившим силу с 1 января 1998 г.) установил, что военнослужащим, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы или осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов исходя из норм, предусмотренных жилищным законодательством, оказывается по месту их военной службы за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации, в войсках которых они проходят военную службу, безвозмездная финансовая помощь:

имеющим общую продолжительность военной службы от 10 до 25 лет – не менее 75%;

имеющим общую продолжительность военной службы от 25 лет и более – 100% стоимости жилых помещений, принадлежащих жилищно-строительным (жилищным) кооперативам, или кредита банка, полученного на строительство индивидуальных жилых домов.

Указанная льгота сохранялась и для граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В свою очередь, п. 3 ст. 15 вышеназванного Закона предусматривал, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей до получения жилых помещений прописываются по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются пригодные для временного проживания жилые помещения или общежития. В случае отсутствия таких жилых помещений воинские части обязаны арендовать их для обеспечения военнослужащих и членов их семей или по желанию военнослужащих выплачивать денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размерах, оговоренных договором найма (поднайма) жилья.

П. 6 ст. 15 данного Закона было установлено, что граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.

При невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в жилых помещениях или выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья. С согласия граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

После вступления в силу Закона Российской Федерации “О статусе военнослужащих” от 22 января 1993 г. № 4338-I в Министерстве обороны Российской Федерации издается приказ Министра обороны Российской Федерации от 1 октября 1994 г. № 331 “О размерах денежной компенсации военнослужащим за наем (поднаем) жилых помещений” (в настоящее время отменен приказом Министра обороны Российской Федерации 1997 г. № 150), которым вводится в действие Инструкция о порядке выплаты военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Данной Инструкцией впервые было определено, в каких конкретно размерах рассматриваемая компенсация выплачивается.

В соответствии с п. 1 указанной Инструкции военнослужащим (кроме военнослужащих, проходящих военную службу по призыву на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин), не обеспеченным жилой площадью, при невозможности предоставления им для временного проживания жилых помещений или общежитий, было определено выплачивать денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размерах, оговоренных договором найма (поднайма) жилья, но не более:

в городах Москве и Санкт-Петербурге – пяти установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров оплаты труда в месяц;

в других городах и районных центрах – четырех установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров оплаты труда в месяц;

в прочих населенных пунктах – трех установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров оплаты труда в месяц.

Указанным военнослужащим, имеющим проживающих совместно с ними трех и более членов семьи, соответствующие размеры денежной компенсации было определено повышать на 50%.

Установленные в указанном приказе Министра обороны Российской Федерации размеры были использованы разработчиками постановления Правительства Российской Федерации “О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы” от 26 июня 1995 г. № 604 и не менялись в течение уже шести лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации “О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы” от 26 июня 1995 г. № 604 установлен механизм реализации нормы, изложенной в п. 14 ст. 15 Закона Российской Федерации “О статусе военнослужащих” от 22 января 1993 г. № 4338-I: предусмотрен порядок оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья. Порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, также определенный в приложении к указанному постановлению Правительства, ничем существенно не отличался от уже существовавшего в Министерстве обороны Российской Федерации.

Реальные затраты военнослужащих на оплату найма (поднайма) жилья составляют гораздо большие суммы, чем те, которые предписывали выплачивать приказ Министра обороны Российской Федерации 1994 г. № 331 и постановление Правительства Российской Федерации 1995 г. № 604. Поскольку Закон Российской Федерации “О статусе военнослужащих” не предусматривал ограничений по рассматриваемой выплате в зависимости от территориальной расположенности места найма (поднайма) (размер ее ограничивался лишь суммой, указанной в договоре найма (поднайма) жилья), установление таких ограничений противоречило действующему на тот момент законодательству.

Данное противоречие было предметом рассмотрения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по гражданскому делу в связи с жалобой офицера Шафира В. И. от 16 января 1996 г. № 3н-407\95. В определении Военной коллегии указывалось, что офицер Шафир в 1992 г. прибыл в часть для прохождения военной службы, но жилой площадью он и члены его семьи по месту службы обеспечены не были.

В январе 1995 г. Шафир заключил с гражданином П. договор поднайма двухкомнатной квартиры, в соответствии с которым выплачивал последнему 400 тыс. рублей ежемесячно.

В связи с отказом командованием части выплачивать ему денежную компенсацию за поднаем жилого помещения в размере, оговоренном в договоре поднайма жилья, Шафир обратился с жалобой в военный суд с просьбой признать действия командования незаконными и обязать выплатить ему денежную компенсацию в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации “О статусе военнослужащих”.

Суд отказал Шафиру в удовлетворении его требований, мотивируя свое решение тем, что заявитель и члены его семьи получают компенсацию за наем квартиры в размере 6 минимальных размеров оплаты труда в месяц, т.е. в количестве, предусмотренном в приказе Министра обороны Российской Федерации “О размерах денежной компенсации военнослужащим за наем (поднаем) жилых помещений” от 1 октября 1994 г. № 331.

Военный суд округа, оставил решение суда I инстанции без изменения, в своем определении указал, что в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации “О порядке введения в действие Закона Российской Федерации “О статусе военнослужащих” порядок и размер выделения средств федерального бюджета для обеспечения военнослужащих жильем определяется Правительством Российской Федерации. В связи с этим был принят соответствующий нормативный акт, объявленный в приказе Министра обороны Российской Федерации 1994 г. № 331, а поэтому действия командования части не противоречат требованиям законодательства.

В протесте председателя Военной коллегии предлагалось отменить указанные выше судебные решения по следующим основаниям.

Согласно требованиям п. 3 ст. 15 Закона Российской Федерации “О статусе военнослужащих” до получения жилых помещений, указывалось в протесте, военнослужащим представляются пригодные для временного проживания жилые помещения или общежития, а в случае отсутствия таковых воинские части обязаны арендовать их для обеспечения военнослужащих и членов их семей или по желанию военнослужащих выплачивать денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размерах, оговоренных договором найма (поднайма) жилья.

Закон Российской Федерации “О статусе военнослужащих” введен в действие в полном объеме с 1 января 1993 г., и с этого момента военнослужащие получили право пользоваться всеми предусмотренными данным Законам льготами и правами, в том числе и предусмотренными в п.3 ст. 15.

Содержащееся в приказе Министра обороны Российской Федерации 1994 г. № 331 указание о выплате военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в размере не более 4 установленных законом минимальных размеров оплаты труда в месяц с увеличением этой компенсации на 50% при проживанием с военнослужащим трех и более членов семьи, противоречит Закону и ущемляет предусмотренные им права военнослужащих.

Названный приказ Министра обороны как подзаконный акт не должен противоречить Закону. Согласно ст. 120 Конституции Российской Федерации при установлении несоответствия акта государственного органа закону суд принимает решения в соответствии с законом.

Военная коллегия согласилась с доводами протеста, отменила состоявшиеся решения судов и приняла новое решение, – обязала командование выплатить Шафиру В.И. денежную компенсацию за поднаем жилого помещения в размере, оговоренном в договоре поднайма жилья, с момента заключения этого договора.

27 мая 1998 г. выходит в свет Федеральный закон “О статусе военнослужащих”, определяющий права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. В данном Законе вопросам оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим было уделено большое внимание, они были рассмотрены более детально, с учетом требований настоящего времени.

П. 7 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” предусматривает, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир), в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, предоставляемой в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации отдельным категориям военнослужащих и совместно проживающим с ними членам их семей, по месту военной службы на территории Российской Федерации предоставляются субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи при общей продолжительности военной службы в размере:

от 10 до 25 лет – не менее 75%;

25 лет и более – 100% стоимости жилых помещений, принадлежащих жилищно-строительным (жилищным) кооперативам, или строительства (покупки) индивидуальных жилых домов (квартир).

В таких же размерах оказывается безвозмездная финансовая помощь в соответствии с указанной общей продолжительностью военной службы гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий и осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир).

Указанная безвозмездная финансовая помощь оказывается:

военнослужащим – по месту военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;

гражданам, уволенным с военной службы, – по избранному постоянному месту жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет средств, выделяемых из федерального бюджета целевым назначением на жилищное строительство для указанной категории граждан, либо за счет средств, выделяемых для этих целей Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Эта новация лишила военнослужащих возможности (хоть и в судебном порядке) компенсировать понесенные ими затраты по найму (поднайму) жилых помещений, так как теперь на уровне федерального закона было определено, в чьей компетенции находятся вопросы установления размеров рассматриваемой компенсации.

П. 14 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” устанавливалось, что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.

При невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления до их предоставления обязаны разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в других жилых помещениях или ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации норм Федерального закона “О статусе военнослужащих” и постановления Правительства Российской Федерации “О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы” от 26 июня 1995 г. № 604 в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, были разработаны ведомственные Инструкции (см. приказ Федеральной службы охраны Российской Федерации “О выплате военнослужащим ФСО России денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений” от 21 июня 1999 г. № 198; приказ Министра обороны Российской Федерации “О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации” от 21 апреля 1997 г. № 150; приказ ФПС Российской Федерации “Об оказании безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим системы Федеральной пограничной службы Российской Федерации” от 17 апреля 1998 г. № 189).

С вступлением в силу Федерального закона “О статусе военнослужащих” многие нормы, содержащиеся в постановлении Правительства Российской Федерации “О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы” от 26 июня 1995 г. № 604, перестали соответствовать требованиям указанного Федерального закона. В связи с эти возникла необходимость приведения постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 604 в соответствие с Федеральным законом “О статусе военнослужащих” и требованиями настоящего времени.

В этих целях Правительство Российской Федерации своим постановлением “О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 604” от 21 сентября 2000 г. № 700 вносит в постановление Правительства Российской Федерации “О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы” от 26 июня 1995 г. № 604 определенные изменения и дополнения, а также излагает текст Положения о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы в новой редакции.

Что же нового содержит в себе данная редакция Положения, рассмотрим в следующем номере журнала.


(продолжение следует)



Похожие:

О порядке реализации военнослужащими права на оказание безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений iconРешение от 24 февраля 2011 г. №8
О денежной компенсации гражданам муниципального образования «Хиславичский район» Смоленской области, пострадавшим от причиненного...
О порядке реализации военнослужащими права на оказание безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений iconПостановление От 26 августа 2004 г. N 441 о федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год
В целях совершенствования оплаты жилья и коммунальных услуг, а также определения размера финансовой помощи, оказываемой бюджетам...
О порядке реализации военнослужащими права на оказание безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений iconПостановление Губернатора 12. 11. 2012 №1257 о компенсации оплаты за наем жилых помещений работникам государственных учреждений Владимирской области
В соответствии с Законом Владимирской области от 10. 12. 2001 №129-оз «о губернаторе (главе администрации) и администрации Владимирской...
О порядке реализации военнослужащими права на оказание безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений iconО внесении изменений в статью 161 Закона Ярославской области «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма»
Внести в статью 161 Закона Ярославской области от 11. 07. 2005 №40-з «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на...
О порядке реализации военнослужащими права на оказание безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений iconЗаместитель руководителя неглинная, 23, Москва, 127381 Телефон: 913-00-09; Телефакс: 913-00-05
В федеральную налоговую службу поступают запросы налогоплателыциков о необходимости уплаты налогов с безвозмездной финансовой помощи,...
О порядке реализации военнослужащими права на оказание безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений iconА. В. Алексеев зако н ярославской области о внесении изменений в статью 16 Закон
Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма
О порядке реализации военнослужащими права на оказание безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений iconВ. В. Рогоцкому о законодательной инициативе Уважаемый Виктор Викторович ! В соответствии со статьей 69 Устава Ярославской области вношу в порядке закон
Закона Ярославской области "О внесении изменений в статью 16 Закона Ярославской области от 11. 07. 2005 №40-з "Об условиях реализации...
О порядке реализации военнослужащими права на оказание безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений iconВ соответствии с нормами материального права Украины оставление жилых помещений совершеннолетним членам своих семей не является препятствием для реализации прав военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на получение жилья
Ра обороны Российской Федерации от 4 июля 2000 г. №0679 Юдин уволен в запас с военной службы по подп. «б» п. 3 ст. 51 Федерального...
О порядке реализации военнослужащими права на оказание безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений iconПостановление От 29 августа 2005 г. N 541 о федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг
В целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации,...
О порядке реализации военнослужащими права на оказание безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений iconПостановление От 29 августа 2005 г. N 541 о федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг
В целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы