Задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета icon

Задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета




Скачать 289.92 Kb.
НазваниеЗадача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета
Дата30.04.2013
Размер289.92 Kb.
ТипЗадача
источник

Нижегородская государственная медицинская академия

Кафедра госпитальной педиатрии

Дисциплина “детские болезни”

Ситуационная задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета

Раздел “Неонатология”


Задача №1



Ребенок А., мальчик. Мать – 22 года, здорова. Профессиональных вредностей не имеет, Отец – 25 лет, здоров, профессиональных вредностей нет. Женщина наблюдалась в женской консультации с 7 недель беременности. Отмечался легкий токсикоз в первой половине беременности. Артериальное давление стойкое 110/ 70 мм.рт.ст. В сроке 20 недель отмечена анемия легкой степени, принимала 3 недели препараты железа. Прибавка в весе – 6 кг. В конце беременности отмечались небольшие отеки.

Ребенок родился в срок 40 недель гестации с массой 3750 г. Закричал сразу. Приложен к груди в первые сутки, грудь взял хорошо, сосал активно. На третьи сутки жизни масса тела 3600 г. На коже груди, живота, конечностей отмечена пятнисто-папулезная сыпь розовой окраски. Во время осмотра на пеленке выявлены пятна кирпично-красного цвета.


Вопросы:

  1. Поставьте диагноз.

  2. Оцените данные акушерского анамнеза

  3. Выявите переходные стояния.

  4. Обоснуйте их происхождение.

  5. Рассчитайте объем необходимого питания на третьи сутки жизни.

  6. Нужна ли коррекция питания?

  7. Потребна ли дополнительная консультация специалистов?

  8. Нужны ли дополнительные методы обследования?

  9. Обоснуйте принципы ведения ребенка в родильном доме

  10. Возможно ли проведение профилактических прививок? В какие сроки?

  11. Дайте рекомендации при выписке ребенка из родильного дома.



Зав.кафедрой госпитальной педиатрии,

д.м.н., профессор О.В. Халецкая


^ Нижегородская государственная медицинская академия

Кафедра госпитальной педиатрии

Дисциплина “детские болезни”

Ситуационная задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета

Раздел “Неонатология”


^

Задача №2



Ребенок В, мальчик, родился в срок с массой тела 3250 г. Ребенок от первой беременности. Женщина встала на учет в женской консультации в восемь недель беременности. В первой половине отмечался легкий, непродолжительный токсикоз. В 20 недель беременности диагностирована анемия легкой степени – Нb 102 г/л. В 34-36 недель отмечались отеки на ногах. Общая прибавка в массе – 6 кг.

Продолжительность родов 18 часов. Безводный период – 2 часа. Родостимуляция по схеме Штейна. Первый период 17 часов 40 минут, потужной период 20 минут. Околоплодные воды (передние и задние светлые). Ребенок закричал сразу. Оценка по шкале Апгар 8-10 баллов. К груди приложен в первые сутки. Грудь взял хорошо. Остаток пуповины отсечен на третьи сутки.

Осмотрен на 5 сутки жизни. Кожные покровы чистые, розовые. Слизистые чистые. Пупочная ранка влажная. Отмечено симметричное увеличение грудных желез. Кожа над железами не изменена. Регионарные лимфоузлы не увеличены. Стул при осмотре жидкий, желтый с белыми комочками, с примесью зелени и прожилками слизи. Живот несколько вздут, отмечено урчание при пальпации. Мошонка отечна, увеличена в размерах.


Вопросы


  1. Поставьте диагноз.

  2. Оцените переходные состояния.

  3. Необходимы ли лечебные мероприятия?

  4. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать изменения со стороны грудных желез?

  5. Каковы причины изменений грудных желез и мошонки?

  6. С чем связаны проявления со стороны желудочно-кишечного тракта?

  7. Нужна ли консультация хирурга?

  8. Опишите необходимые мероприятия в родильном доме.

  9. Можно ли выписать ребенка домой?

  10. Дайте рекомендации при выписке.



Зав.кафедрой госпитальной педиатрии,

д.м.н., профессор О.В. Халецкая

^ Нижегородская государственная медицинская академия

Кафедра госпитальной педиатрии

Дисциплина “детские болезни”

Ситуационная задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета

Раздел “Неонатология”


^

Задача №3




Ребенок Н, девочка, родился при сроке гестации 40 недель. Беременность вторая. Первая закончилась медицинским абортом без осложнений. На учете в женской консультации с 15 недель беременности. В первой половине отмечался токсикоз в течении двух недель. С 22 недель беременности диагностирована анемия (Hb – 98 г/л). Во второй половине беременности отмечались отеки на конечностях, патологическая прибавка в весе. В анализе мочи белок до 0,099 г/л. Артериальное давление поднималось до 140/90 мм.рт. ст. В сроке 32-34 недели лечилась в стационаре по поводу позднего токсикоза беременных. Продолжительность родов 26 часов. Первый период 25 часов 20 мин., потужной период 40 мин. Безводный период 6 часов. Стимуляция окситоцином и энзапростом. Предлежание затылочное.

Ребенок закричал после отсасывания слизи из верхних дыхательных путей. Масса тела 3450 г., длина тела 49 см. окружность головы 35 см., окружность груди 33,5 см. Оценка по шкале Апгар 4-7 баллов. Околоплодные воды зеленые с примесью частиц мекония. Околоплодные оболочки легко рвутся. Плацента мясистая с кальцификатами.


Вопросы



  1. Поставьте диагноз.

  2. Назовите причины, приведшие к данной патологии

  3. Укажите профилактические мероприятия во время беременности

  4. Какие дополнительные методы исследования необходимы во время беременности для прогнозирования данной патологии?

  5. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать данную патологию?

  6. Опишите первичные мероприятия в родовом зале.

  7. Можно ли ребенка приложить к груди и когда?

  8. Назовите мероприятия по уходу и питанию ребенка.

  9. Назначьте лечение в родильном доме.

  10. Укажите способы подачи кислородно-воздушной смеси.

  11. Какие дополнительные методы исследования необходимы?

  12. Нужны ли консультации специалистов?



Зав.кафедрой госпитальной педиатрии,

д.м.н., профессор О.В. Халецкая


^ Нижегородская государственная медицинская академия

Кафедра госпитальной педиатрии

Дисциплина “детские болезни”

Ситуационная задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета

Раздел “Неонатология”


^

Задача №4




Ребенок К, мальчик, родился в срок 42 недели гестации. Беременность первая. Протекала с токсикозом первой половины в течении трех недель. В 16 недель беременности перенесла ОРЗ, лечилась домашними средствами. С 25 недели диагностирована анемия – Hb – 100 г/л. Лечилась препаратами железа. Во второй половине беременности диагностирован поздний токсикоз беременных -отеки, патологическая прибавка в весе, подъем артериального давления до 145/90 мм.рт.ст. На УЗИ в 26 недель беременности – признаки фетоплацентарной недостаточности. У женщины рахитически суженый таз.

Масса тела ребенка при рождении 3900 г.. Безводный период 20 часов. При рождении ребенок закричал после отсасывания слизи из верхних дыхательных путей. Оценка по шкале Апгар 6-7 баллов.

В детском отделении на третьи сутки: отмечается беспокойство, тремор подбородка и верхних конечностей. Мышечный тонус переменный. Сухожильные рефлексы оживлены. Безусловные рефлексы снижены. Голова неправильной формы, в области правой теменной кости пальпируется образование размером 4х6 см., баллотирует, ограничено швами.


Вопросы



  1. Поставьте диагноз.

  2. Какие причины привели к развитию данного патологического состояния?

  3. Какие отклонения в течении беременности способствовали возникновению патологии ?

  4. Какова тактика ведения ребенка в родильном доме?

  5. Можно ли проводить профилактические прививки?

  6. Нужны ли дополнительные методы обследования?

  7. Есть ли необходимость в консультации специалистов?

  8. Проведите дифференциальную диагностику.

  9. Опишите возможные осложнения.

  10. Требуется ли перевод ребенка в отделение патологии новорожденных?


Зав.кафедрой госпитальной педиатрии,

д.м.н., профессор О.В. Халецкая


^ Нижегородская государственная медицинская академия

Кафедра госпитальной педиатрии

Дисциплина “детские болезни”

Ситуационная задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета

Раздел “Неонатология”


^

Задача №5




Ребенок С, мальчик, от первой беременности, протекавшей с гестозом первой половины в течение двух недель. Во второй половине беременности отмечалась избыточная прибавка в массе тела, отеки нижних конечностей. Роды затяжные, первый период 26 часов, второй период 40 минут. Эпизиотомия не проводилась. Родостимуляция окситоцином.

Ребенок родился с массой тела 4500 г., длина тела 54 см. Закричал после отсасывания слизи из верхних дыхательных путей. Оценка по шкале Апгар 7/9 баллов. Однократное нетугое обвитие пуповиной вокруг шеи. Околоплодные воды зеленоватые. Плацента увеличена в размерах, рыхлая.

При осмотре в отделении новорожденных - состояние средней тяжести. На манипуляции реагирует вяло. Мышечный тонус снижен. Безусловные рефлексы угнетены. При пальпации ключиц справа определяется припухлость, крепитация. Правое надплечье короче левого. Правую руку щадит.


Вопросы

  1. Поставьте диагноз.

  2. Поясните причины выявленных изменений.

  3. Какие мероприятия необходимо провести в родильном доме?

  4. Можно ли проводить профилактические прививки?

  5. Нуждается ли ребенок в дополнительных консультациях специалистов?

  6. Принципы вскармливания ребенка в родильном доме.

  7. Какие дополнительные методы обследования необходимы?

  8. С какими патологическими состояниями необходимо проводить дифференциальный диагноз?

  9. Показан ли перевод ребенка в отделение патологии новорожденных?



Зав.кафедрой госпитальной педиатрии,

д.м.н., профессор О.В. Халецкая


^ Нижегородская государственная медицинская академия

Кафедра госпитальной педиатрии

Дисциплина “детские болезни”

Ситуационная задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета

Раздел “Неонатология”


^

Задача №6




Ребенок Д, девочка, от второй беременности, первых родов при сроке 38 недель гестации. Первая беременность закончилась выкидышем в сроке 9 недель. Данная беременность протекала на фоне вегетососудистой дистонии по гипотоническому типу. В 20- 24 недели диагностирована анемия средней тяжести. В 26 недель отмечалась лейкоцитурия до 80-100 лейкоцитов в поле зрения, диагностирован гестационный пиелонефрит. Проводилось лечение.

Масса тела при рождении 2700 г., длина тела 47 см., окр. головы 31 см., окр. груди 30 см. Закричал после отсасывания содержимого из верхних дыхательных путей. При осмотре кожные покровы суховаты, бледные с цианотичным оттенком, тургор тканей снижен. Выражено лануго на плечах и спине. Грудные железы слабо развиты, соски втянуты, ареолы диаметром 5 мм. Исчерченность стоп до половины длины. Подкожно-жировая клетчатка истончена. Пупочное кольцо ниже средней линии туловища. Мышечная диффузная гипотония, положительные миатонические тесты (симптом «шарфа», симптом «открытого окна»). Гипорефлексия. Большие половые губы не прикрывают малые.


Вопросы



  1. Поставьте диагноз.

  2. Назовите возможные причины выявленных изменений.

  3. Опишите особенности переходных состояний при данной патологии.

  4. Нужны ли дополнительные методы исследования?

  5. В консультации каких специалистов нуждается ребенок?

  6. Обоснуйте принципы выхаживания ребенка.

  7. Опишите принципы вскармливания.

  8. Можно ли делать профилактические прививки?

  9. Можно ли ребенка выписать домой?

  10. Дайте рекомендации при выписке.



Зав.кафедрой госпитальной педиатрии,

д.м.н., профессор О.В. Халецкая


^ Нижегородская государственная медицинская академия

Кафедра госпитальной педиатрии

Дисциплина “детские болезни”

Ситуационная задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета

Раздел “Неонатология”


^

Задача №7




Ребенок С, мальчик, от третьей беременности, первых родов. Предыдущие беременности закончились медицинским абортом без осложнений. У женщины кровь Rh- отрицательная, у отца Rh-положительная. Во время беременности отмечалось нарастание титра Rh-антител до 1: 16. Ребенок родился а срок. Масса тела при рождении 3250 г. Закричал после санации верхних дыхательных путей. Переведен в детское отделение через два часа.

На 6 часу жизни отмечено желтушное окрашивание кожных покровов, нарастание бледности, акроцианоз., мышечная гипотония, гипорефлексия. В легких пуэрильное дыхание, Ч.Д. 50 в 1 мин. Тоны сердца приглушены, частота сердечных сокращений 148 в 1 минуту, мягкий систолический шум на верхушке. Нижний край печени на 4 см. ниже реберной дуги, нижний полюс селезенки на 3 см. ниже реберной дуги. Общая пастозность подкожной клетчатки. Группа крови матери 11, ребенка 1. Rh-фактор матери (-), у ребенка Rh-фактор (+). Билирубин пуповинной крови общий 40 мкмоль/л. Через 6 часов состояние ребенка ухудшилось : стал более вялым, наросла мышечная гипотония, гипорефлексия, усилилась желтуха на фоне бледности кожных покровов. Концентрация общего билирубина в крови достигла 102 мкмоль/л. Концентрация гемоглобина в возрасте 6 часов 120 г/л.


Вопросы


  1. Поставьте диагноз.

  2. Какие факторы способствовали развитию заболевания?

  3. Изложите принципы вскармливания ребенка в родильном доме.

  4. Какие дополнительные методы исследования необходимы ?

  5. Нужны ли консультации специалистов?

  6. Назначьте лечение. Имеются ли показания к заменному переливанию крови?

  7. Опишите технику заменного переливания крови.

  8. Назовите альтернативные методы хирургической детоксикации.

  9. Можно ли делать профилактические прививки?

  10. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать данную патологию?

  11. Перечислите возможные осложнения данного заболевания.


Зав.кафедрой госпитальной педиатрии,

д.м.н., профессор О.В. Халецкая


^ Нижегородская государственная медицинская академия

Кафедра госпитальной педиатрии

Дисциплина “детские болезни”

Ситуационная задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета

Раздел “Неонатология”


^

Задача №8




Ребенок Н, мальчик, родился от второй беременности, первых родов. Предыдущая беременность закончилась выкидышем в сроке 10 недель. Данная беременность протекала с токсикозом первой половины, ОРЗ в 22 недели. Профессия женщины связана с длительной работой с компьютером, продолжала работать до конца беременности.

Роды произошли в 27 недель. Родила самостоятельно. Продолжительность первого периода 4 часа, второго –15 минут. Ребенок закричал слабо после отсасывания содержимого из дыхательных путей. Оценка по шкале Апгар 6/7 баллов. Масса тела при рождении 1800 г.

При осмотре : значительное снижение двигательной активности, диффузная мышечная гипотония, выраженное снижение безусловных рефлексов. Разлитой цианоз кожных покровов с багровым оттенком. Раздувание крыльев носа, Ч.Д. 72 в 1 мин., втяжение податливых мест грудной клетки, западение грудины, «качелеобразный» тип дыхания. ЧСС 148 в минуту. Оценка по шкале Доунса 6 баллов. Грудная клетка вздута. В легких на фоне ослабленного дыхания выслушивается масса мелких влажных и крепитирующих хрипов. Тоны сердца приглушены, выслушивается систолический шум в пятой точке. Пенный тест Клементса слабоположительный. На Rg-грамме грудной клетки – многочисленные тени мелких ателектазов.


Вопросы


  1. Поставьте диагноз.

  2. Назовите причины невынашивания беременности.

  3. Какие причины способствовали развитию невынашивания в данном случае?

  4. Опишите патогенез заболевания у данного ребенка.

  5. Какие дополнительные методы обследования необходимы?

  6. Изложите принципы выхаживания ребенка в родильном доме.

  7. Опишите принципы терапии в родильном доме.

  8. Какие возможны осложнения?

  9. Проведите дифференциальный диагноз имеющейся у ребенка патологии.

  10. Можно ли делать профилактические прививки?

  11. Опишите принципы этапного выхаживания недоношенных.


Зав.кафедрой госпитальной педиатрии,

д.м.н., профессор О.В. Халецкая


^ Нижегородская государственная медицинская академия

Кафедра госпитальной педиатрии

Дисциплина “детские болезни”

Ситуационная задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета

Раздел “Неонатология”


^

Задача №9




Ребенок В, девочка, беременность третья, роды первые. Первая беременность закончилась медицинским абортом без осложнений, вторая – выкидышем в сроке 9 недель. Данная беременность протекала с тяжелым токсикозом первой половины в течение трех недель. В сроке 18 недель диагностирована угроза выкидыша, две недели лечилась в стационаре. Продолжительность первого периода родов 6 часов, второго – 20 минут, безводный период 4 часа. Околоплодные воды мутные, зеленоватые.

Ребенок родился в срок с двукратным обвитием пуповиной вокруг шеи. Масса тела при рождении 3400 г. Закричал после отсасывания слизи из дыхательных путей. Оценка по шкале Апгар 6/7 баллов. Приложен к груди в первые сутки. На 8 часу жизни срыгнул алой кровью обильно. На 26 часу жизни на пеленке меконий с красным ободком крови.


Вопросы



  1. Поставьте диагноз.

  2. Какие факторы способствовали развитию данной патологии?

  3. Выделите основные патогенетические звенья заболевания.

  4. Проведите дифференциальную диагностику.

  5. Перечислите дополнительные методы исследования.

  6. Назовите причины синдрома «заглоченной крови».

  7. Какие мероприятия экстренной помощи необходимы?

  8. Изложите принципы вскармливания ребенка в родильном доме.

  9. Можно ли делать профилактические прививки?

  10. Назначьте лечение.

  11. Требуется ли перевод в стационар?



Зав.кафедрой госпитальной педиатрии,

д.м.н., профессор О.В. Халецкая


^ Нижегородская государственная медицинская академия

Кафедра госпитальной педиатрии

Дисциплина “детские болезни”

Ситуационная задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета

Раздел “Неонатология”

^

Задача №10



Ребенок К, мальчик, в возрасте 7 дней поступил в стационар из дома. Из анамнеза известно, что ребенок от третьей беременности, вторых родов. Первая беременность закончилась медицинским абортом, без осложнений, вторая беременность срочными родами, без патологии, ребенку 5 лет, здоров. Перерыв между второй и настоящей беременностью три года. Женщине 34 года, больна хроническим пиелонефритом. Отмечалось обострение во время данной беременности в 26-28 недель, лечилась в стационаре.

Беременность протекала с токсикозом первой половины в течение трех недель. В конце беременности были отеки на ногах. Роды срочные, быстрые. Первый период 3 часа, второй 10 минут. Безводный период 2 часа.

При рождении ребенок закричал после освобождения от содержимого дыхательных путей. Масса тела при рождении 3000 граммов, оценка по шкале Апгар 7/ 9 баллов. В родильном доме грудь взял хорошо, сосал активно. Прививки сделаны. Пуповинный остаток отсечен на третьи сутки. Выписан домой на пятый день жизни в удовлетворительном состоянии.

На второй день пребывания дома появилось беспокойство, срыгивание, подъем температуры до 37,8º. Осмотрен участковым врачом и направлен в стационар. При осмотре в приемном покое возбужден, отказывается от груди. Кожные покровы бледно-розовые, акроцианоз. На коже передней брюшной стенки, бедер и в паховых складках пузыри овальной и округлой формы с вялой, морщинистой крышкой, венчиком гиперемии вокруг размером 5-15 мм., легко снимаются. Температура тела 38 º. В анализе крови Hb 160 г/л, эритроциты 4,6*1012/л, ЦП 0,97, СОЭ 5 мм в час, лейкоциты 8*109/л, п -1%, с 33%, э 1%, л 60%, м 5%.


Вопросы


1. Поставьте диагноз.

2. Опишите мероприятия при поступлении.

Назовите необходимые эпидемиологические мероприятия в родильном доме.

  1. Каковы причины заболевания ребенка?

  2. Какие дополнительные методы исследования необходимы?

  3. Нужны ли консультации специалистов?

  4. Изложите принципы ухода за ребенком

  5. Назначьте местное лечение.

  6. Обоснуйте принципы терапии.

  7. Какие осложнения могут возникнуть при данном заболевании?

  8. Проведите дифференциальный диагноз.

  9. Каковы возможные исходы и прогноз при данной патологии?


Зав.кафедрой госпитальной педиатрии,

д.м.н., профессор О.В. Халецкая


^ Нижегородская государственная медицинская академия

Кафедра госпитальной педиатрии

Дисциплина “детские болезни”

Ситуационная задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета

Раздел “Неонатология”

^

Задача №11




Ребенок П, девочка, осмотрен педиатром в условиях дома в возрасте 14 дней. При осмотре пупочной области отек и гиперемия краев пупочной ранки, инъекция сосудов кожи вокруг нее. При раскрытии ранки и массаже пупочных сосудов выделился сливкообразный гной. Из анамнеза известно, что ребенок от юной первобеременной, первородящей женщины. Матери 16 лет. Брак не зарегистрирован. Беременность нежеланная. Мать курит. Бытовые условия

неудовлетворительные.

Беременность протекала с токсикозом первой половины в течение 4 недель. На учете в женской консультации женщина не состояла. Роды на 37 неделе беременности, масса тела ребенка при рождении 2900 г.

Ребенок закричал после отсасывания слизи из верхних дыхательных путей. К груди приложен на третий день жизни, в родильном доме сосал плохо. Пуповина отсечена на 4 день жизни. Отмечалось медленное заживление пупочной ранки. Из родильного дома выписан на 7 сутки жизни в удовлетворительном состоянии. Дома находился на смешанном вскармливании, уход осуществлялся плохо.


Вопросы


  1. Поставьте диагноз.

  2. Какова должна быть тактика врача-педиатра?

  3. Назовите причины заболевания.

  4. Обоснуйте принципы общего и местного лечения.

  5. Опишите мероприятия по уходу за ребенком.

  6. Назначьте питание.

  7. Какое дополнительное обследование необходимо провести?

  8. Назовите принципы антибиотикотерапии при гнойно-септических заболеваниях у новорожденных.

  9. Проведите дифференциальную диагностику данной патологии.

  10. Укажите возможные осложнения.

  11. Каков прогноз в данном случае?

  12. Изложите принципы профилактики данной патологии.



Зав.кафедрой госпитальной педиатрии,

д.м.н., профессор О.В. Халецкая


^ Нижегородская государственная медицинская академия

Кафедра госпитальной педиатрии

Дисциплина “детские болезни”

Ситуационная задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета

Раздел “Неонатология”

^

Задача №12



Ребенок Т, мальчик, от первой беременности, извлечен путем Кесарева сечения. Женщина возрастная первородящая, 34 года. Имеет миопию тяжелой степени. Беременность протекала с угрозой выкидыша в 12 недель. Токсикоз первой половины в течении 2 недель. Во второй половине беременности женщина лечилась в стационаре по поводу ОПГ гестоза. В сроке 38 недель беременности произведено плановое родоразрешение под общей анестезией.

Извлечен мальчик, с массой тела 3100 г. в состоянии наркотической депрессии. Закричал слабо, после отсасывания содержимого из дыхательных путей. Оценка по шкале Апгар 5/8 баллов. К груди приложен на третьи сутки, сосал в родильном доме слабо. Выписан домой на 11 день жизни в удовлетворительном состоянии.

Перенес ОРЗ в возрасте 18 дней после контакта с больной матерью. На пятый день заболевания состояние ухудшилось, температура тела поднялась до 38,5º. Отказывался от груди. Появилась одышка смешанного типа с участием вспомогательной мускулатуры, частота дыханий до 70 в 1 мин. ЧСС 140 в минуту. Кожные покровы бледные с сероватым колоритом, цианотичны. В легких при аускультации множественные рассеянные мелкопузырчатые хрипы.

После осмотра участковым педиатром госпитализирован в отделение патологии новорожденных. При обследовании в стационаре - Rg-логически: легочные поля вздуты, сосудистый рисунок усилен, местами сгущен, определяются многочисленные мелкоочаговые тени с обеих сторон. В анализе крови Нв 140 г/л, Le 18 г/л, п.я.-18%, с.я.-41%, Л- 32%, М- 6%, Э-3%.


Вопросы


  1. Поставьте диагноз.

  2. Назовите причины заболевания.

  3. Правильна ли тактика врача-педиатра на участке?

  4. Какие дополнительные методы исследования необходимы?

  5. Нужна ли консультация специалистов?

  6. Проведите дифференциальный диагноз данной патологии.

  7. Перечислите возможные осложнения.

  8. Обоснуйте принципы вскармливания больного.

  9. Назначьте этиологическую терапию.

  10. Сформулируйте принципы патогенетической терапии данного заболевания.

  11. Каковы меры по предупреждению данной патологии?



Зав.кафедрой госпитальной педиатрии,

д.м.н., профессор О.В. Халецкая


^ Нижегородская государственная медицинская академия

Кафедра госпитальной педиатрии

Дисциплина “детские болезни”

Ситуационная задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета

Раздел “Неонатология”

^

Задача №13



Ребенок С, мальчик, в возрасте 18 дней доставлен в стационар. Анамнез: у матери во время беременности диагностирован бактериальный вагиноз. В 34 недели беременности отмечалось обострение хронического тонзиллита. Ребенок родился в срок с массой тела 2900 г. Околоплодные воды зеленые с неприятным запахом. Плацента увеличена в размерах, с наличием кальцификатов, признаками плацентита и дефектом тканей.

После родов предпринято повторное выскабливание в связи с подъемом температуры у родильницы и наличием сукровичных выделений. Назначалась антибактериальная терапия. Состояние ребенка в родильном доме прогрессивно ухудшалось, нарастали проявления токсикоза, и в 12 часов жизни он был экстренно переведен в стационар.

При осмотре состояние тяжелое, срыгивает с примесью желчи. Голову запрокидывает, отмечена гиперестезия, положительный симптом подвешивания Лессажа. Кожные покровы бледные, с грязновато-желтушным оттенком, акроцианоз. Пупочная ранка влажная, с сукровичным отделяемым, пальпируются пупочные сосуды. Живот вздут, на коже гиперемированной передней брюшной стенки выражена венозная сеть. Внизу живота – пастозность. Вследствие резкого вздутия живота край печени пальпируется с трудом на 4 см ниже реберной дуги по среднеключичной линии. Стул скудный, зловонный с зеленью и прожилками крови.


Вопросы


  1. Поставьте диагноз.

  2. Правильна ли тактика неонатологов родильного дома?

  3. Назовите причины заболевания.

  4. В какое отделение стационара должен быть госпитализирован ребенок?

  5. В консультации каких специалистов нуждается ребенок?

  6. Какие дополнительные исследования потребуются?

  7. Обоснуйте принципы ухода за ребенком.

  8. Как должен вскармливаться больной?

  9. Проведите дифференциальный диагноз.

  10. Каковы принципы этиологической терапии в данном случае?

  11. Обоснуйте патогенетическую терапию.



Зав.кафедрой госпитальной педиатрии,

д.м.н., профессор О.В. Халецкая


^ Нижегородская государственная медицинская академия

Кафедра госпитальной педиатрии

Дисциплина “детские болезни”

Ситуационная задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета

Раздел “Неонатология”

^

Задача №14



Ребенок К, мальчик, от третьей беременности у возрастной первородящей. Возраст 32 года. Предыдущие беременности закончились выкидышами в сроке 12 и 16 недель. Данная беременность протекала с угрозой выкидыша в сроке 10 и 18 недель, по поводу чего женщина лечилась в стационаре. В первой половине беременности отмечался токсикоз в течение 2 недель. В 20-24 недели отеки на ногах.

Роды стремительные (первый период 2 часа, второй – 10 минут), произошли при сроке гестации 26 недель. Масса тела ребенка при рождении 1180 г. Отмечалось длительное апноэ, которое затем неоднократно повторялось.

Со вторых суток жизни подергивание конечностей. Выраженная гиподинамия, арефлексия. В легких резко ослабленное дыхание, влажные единичные хрипы, розовые пенистые выделения изо рта. В дальнейшем на Rg-грамме: диффузное снижение прозрачности легочных полей «размытый» легочный рисунок. Нейросонограмма: эхонегативные образования в сосудистых сплетениях боковых желудочков.


Вопросы

  1. Поставьте диагноз.

  2. Опишите признаки недоношенности.

  3. Укажите возможные причины невынашивания

  4. Каковы этиология и патогенез изменений со стороны легочной системы в данном случае?

  5. Выделите патогенетические звенья поражения нервной системы у ребенка.

  6. Тактика ведения в родильном доме.

  7. Какие дополнительные методы исследования необходимы?

  8. Проведите дифференциальный диагноз патологии дыхательной и нервной системы.

  9. Обоснуйте принципы выхаживания и вскармливания больного.

  10. Перечислите принципы патогенетической терапии.

  11. Каковы меры профилактики данной патологии?

  12. Составьте прогноз для больного.



Зав.кафедрой госпитальной педиатрии,

д.м.н., профессор О.В. Халецкая


^ Нижегородская государственная медицинская академия

Кафедра госпитальной педиатрии

Дисциплина “детские болезни”

Ситуационная задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета

Раздел “Неонатология”

^

Задача №15




Ребенок И, от первой беременности. Матери 22 года, страдает герпетической инфекцией с 12 летнего возраста. Обострения кожно-слизистой формы отмечались 2-3 раза в год. Лечилась местными препаратами (мазь Зовиракс, Бонафтон).

В конце данной беременности отмечались пузырьковые высыпания на наружных половых органах. Во время беременности токсикоз первой половины в течение 3 недель. Перенесла ОРЗ в легкой форме в сроке 20 недель. Лечилась домашними средствами.

Роды в срок. Продолжительность родов 20 часов. Первый период 19 часов 40 минут, потужной период 20 минут. Родилась доношенная девочка, закричала сразу. Масса тела при рождении 3400 г. Оценка по шкале Апгар 8/9 баллов. К груди приложена в конце первых суток.

На четвертые сутки жизни состояние ухудшилось. Ребенок стал вялым, плохо сосал, срыгивал, отмечены мышечная гипотония, гипорефлексия. Периодически беспокоился. На коже туловища и конечностей появилась пузырьковая сыпь. Склеры гиперемированы, веки отечны, небольшие выделения из глаз. Ребенок переведен в отделение патологии новорожденных.


Вопросы



  1. Поставьте диагноз.

  2. Какова этиология данной патологии.

  3. Какие факторы могли способствовать реализации заболевания у ребенка?

  4. Установите время инфицирования.

  5. Назовите этапы внутриутробного развития.

  6. Характеризуйте особенности поражения плода и новорожденного в зависимости от времени заражения.

  7. Какие дополнительные методы исследования необходимо провести?

  8. Нуждается ли больной в консультации специалистов?

  9. Изложите принципы вскармливания ребенка.

  10. Назначьте лечение.



Зав.кафедрой госпитальной педиатрии,

д.м.н., профессор О.В. Халецкая


^ Нижегородская государственная медицинская академия

Кафедра госпитальной педиатрии

Дисциплина “детские болезни”

Ситуационная задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета

Раздел “Неонатология”

^

Задача №16



Ребенок А. от первой беременности. Матери 23 года. У женщины вегетососудистая дистония с 16 летнего возраста. В женской консультации на учете с 7 недель беременности. При обследовании выявлен равномерносуженный таз. Отмечался токсикоз первой половины в течение двух недель. Анемия легкой степени во второй половине беременности. В 30-32 недели отмечались отеки на ногах. В анализах мочи следы белка.

Роды в срок, затяжные. Продолжительность первого периода 25 часов. Проводилась родостимуляция окситоцином, затрудненное выведение плечиков . Второй период 30 минут. Безводный промежуток 6 часов. Околоплодные воды светлые, передние и задние, в умеренном количестве. Плацента не изменена, околоплодные оболочки целы, без признаков воспалительных изменений.

Родился мальчик в головном предлежании с массой тела 4350 г., без обвития пуповины. Отмечалось затруднение выведения плечиков. Закричал после отсасывания слизи из ротоглотки. Оценка по шкале Апгар 7/9 ,баллов.

При первом осмотре отмечено снижение активных движений в правой руке – лежит вдоль туловища, плечо ротировано внутрь, в кисти движения сохранены. В левой руке и нижних конечностях мышечный тонус физиологический. Сухожильные рефлексы в левой руке резко снижены. Черепно-мозговая иннервация не нарушена. По органам и системам без патологических отклонений.


Вопросы

  1. Поставьте диагноз

  2. Какие отклонения в течении беременности и родов способствовали развитию патологии?

  3. С какими патологическими состояниями необходимо проводить дифференциальную диагностику в данном случае?

  4. Можно ли проводить профилактические прививки?

  5. Требуется ли госпитализация ребенка в стационар?

  6. Нужна ли консультация специалистов?

  7. Какие дополнительные методы обследования необходимы для уточнения диагноза?

  8. Назначьте лечение

  9. Каков прогноз в данном случае?



Зав.кафедрой госпитальной педиатрии,

д.м.н., профессор О.В. Халецкая


^ Нижегородская государственная медицинская академия

Кафедра госпитальной педиатрии

Дисциплина “детские болезни”

Ситуационная задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета

Раздел “Неонатология”

^

Задача №17



Ребенок А. (девочка) от первой беременности, матери 22 года. Из анамнеза известно, что женщина страдает хроническим тонзиллитом, язвой 12-перстной кишки, эрозией шейки матки.

В сроке беременности 31 неделя отмечались проявления аллергического дерматита после приема хофитола. В 11-12 недель выявлены инфекция мочевыводящих путей, кандидозный кольпит. Проводилось лечение. Во II триместре беременности выявлен и пролечен уреоплазмоз.

Роды на 41-42 неделе, отмечались признаки хронической гипоксии плода, слабость родовой деятельности, преждевременное излитие околоплодных вод, острая гипоксия плода. Произведено Кесарево сечение. При осмотре плаценты выявлены дегенеративные изменения. Околоплодные воды густо мекониальные.

Ребенок извлечен с массой тела .2800 г., длина тела 50 см., окр. головы 35 см., окр. груди 34 см. Оценка по шкале Апгар 1-2 балла. При первом осмотре состояние крайне тяжелое, без дыхания , с редким сердцебиением. Проводились реанимационные мероприятия: санация ротоглотки, заинтубирован. При санации трахеи получен меконий. ИВЛ мешком Амбу. В легких выслушивались разнокалиберные влажные хрипы на фоне ослабленного дыхания. Переведена в ПИТ в первые сутки жизни на аппарат ИВЛ с жесткими параметрами. Отмечалась клиника шока. Поставлен пупочный катетер, Титровался дофамин.

Состояние стало стабильнее. Не кормилась до 4 суток жизни, затем питание через зонд, усваивала. При переводе в стационар состояние с улучшением: на вспомогательной вентиляции, при самостоятельном дыхании отмечалось втяжение грудины и межреберий, на высоте вдоха влажные хрипы.


Вопросы

  1. Поставьте диагноз

  2. Назовите причины, способствовавшие развитию данной патологии

  3. Назначьте лечение

  4. Какие осложнения могут возникнуть со стороны легочной системы?

  5. В консультации каких специалистов нуждается ребенок?

  6. Какие дополнительные методы исследования необходимы?

  7. Какова должна быть дальнейшая тактика ведения ребенка?

  8. Каков прогноз в данном случае?



Зав.кафедрой госпитальной педиатрии,

д.м.н., профессор О.В. Халецкая

^ Нижегородская государственная медицинская академия

Кафедра госпитальной педиатрии

Дисциплина “детские болезни”

Ситуационная задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета

Раздел “Неонатология”
^

Задача №18


Ребенок С. (мальчик). Родился от первой беременности. Матери 26 лет. У женщины пролапс митрального клапана без декомпенсации. В 26 недель беременности угроза позднего выкидыша, лечилась в стационаре.

Плод развивался в условиях хронической гипоксии. Роды запоздалые, на 42 неделе гестации, длительный безводный период. Околоплодные воды густо зеленые, плацента зеленая, с кальцификатами.

Ребенок родился с массой тела 3430 г., длина тела 54 см, Окр. головы 36 см, Окр. груди 35 см. Закричал после санации верхних дыхательных путей и тактильной стимуляции. Оценка по шкале Апгар 7/8 баллов, постанывал.

Отмечены признаки переношенности, акроцианоз, западение подключичной области, ЧД 56 в 1 минуту. Снижена двигательная активность, низкий мышечный тонус, снижение рефлексов. Кормился через соску.

На третьи сутки жизни резкое ухудшение состояния: признаки респираторных нарушений, дал остановку дыхания. Проведены реанимационные мероприятия, ребенок заинтубирован и переведен на аппаратную ИВЛ в жестких режимах. Отмечался эпизод тонических судорог. По желудочному зонду – “зелень”, при осмотре живота – контурированные петли кишечника. Проводилась посиндромная терапия.

Бригадой ОРИТ переведен в отделение реанимации в очень тяжелом состоянии. При осмотре хирурга подозрение на острую хирургическую патологию. После предоперационной подготовки произведена лапаротомия, выявлено два предперфорационных участка стенки сигмовидной кишки. При лапароцентезе получено 20 мл гнойного содержимого. Выведена декомпрессионная илеостома.

В послеоперационном периоде проводилось парентеральное, затем энтеральное питание, антибактериальная, иммунотерапия, патогенетическая терапия.

При обследовании: в анализе крови: Hb – 59 г/л; Er – 2,1×10¹²/л, ЦП 0,92; Tr - 195×109/л; Le – 16,5×109 /л; п/я – 7%; с/я – 45%; миелоциты – 4%; метамиелоциты – 2%; э – 1%; л – 26%; м – 15%. НСГ: ПВК I степени с обеих сторон, постгипоксические изменения, признаки гипертензии. Rg – грамма брюшной полости – кишечник пневматизирован на всем протяжении, умеренно неравномерно вздут, уровней жидкости, свободного газа нет. За время нахождения в стационаре отмечалась положительная динамика.

Вопросы

  1. Поставьте диагноз

  2. Какие причины послужили развитию патологии?

  3. Правильная ли тактика ведения больного в родильном доме?

  4. Оцените анализ крови

  5. Что могло послужить причиной изменений со стороны крови?

  6. Прокомментируйте данные НСГ и R – граммы

  7. Каков прогноз для больного?


Зав.кафедрой госпитальной педиатрии,

д.м.н., профессор О.В. Халецкая

^ Нижегородская государственная медицинская академия

Кафедра госпитальной педиатрии

Дисциплина “детские болезни”

Ситуационная задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета

Раздел “Неонатология”
^

Задача №19



Ребенок (девочка) от женщины 28 лет. Родилась от третьей беременности при ЭКО, две предыдущих – внематочные (у женщины трубное бесплодие). Беременность протекала с угрозой выкидыша в 13 недель, проходила стационарное лечение. Диагностирован и пролечен лимфаденит. Во время беременности отмечалось снижение гемоглобина.

На фоне хронической гипоксии плода при ножном предлежании произведено кесарево сечение с иссечением старого послеоперационного рубца на матке в сроке 31-32 недели беременности, извлечение за ножку.

Состояние при рождении тяжелое. Оценка по шкале Апгар 3/5 баллов, по шкале Сильвермана – 6 баллов, постанывал. В легких выслушивались крепитирующие хрипы. Масса тела 1750 г., длина – 43 см, окр. головы – 29 см, окр. груди – 27 см. Переведен в ПИТ. Состояние оставалось тяжелым, отмечалась кислородная зависимость, выражены признаки дыхательной недостаточности. Периодически беспокоилась, срыгивала, отмечалось вздутие живота. Вскармливание через зонд смесью по 5-10 мл. Получала оксигенотерапию, гемостатическую, инфузионную, антибактериальную.

На 3 сутки жизни отмечалось ухудшение состояния: стал более вялым, мышечный тонус и рефлексы новорожденного снижены, в легких выслушивалась масса разнокалиберных хрипов, развился геморрагический синдром в виде кровянистого отделяемого из носовых ходов, пенистых выделений изо рта, окрашенных кровью. Переведен на масочную подачу кислорода.

По экстренным показаниям перелита свежезамороженная плазма. Отмечались кратковременные апноэ. В анализе крови : Hb – 153 г/л; Эр – 4,8 т/л; Le – 3,8 г/л; Ht – 45%, билирубин общий – 34 мкмоль/л, свободный – 28 мкмоль/л. В анализе мочи следы белка, лейкоциты 4-5 в поле зрения. Проводился мониторинг сатурации, диуреза (за время наблюдения диурез достаточный).

Переведена выездной бригадой реанимации в ОРИТ детской больницы в очень тяжелом состоянии. На Rg-грамме грудной клетки выявлено: диффузное снижение прозрачности легочных полей, «размытый» легочный рисунок. Нейросонография: эхонегативные образования в сосудистых сплетениях боковых желудочков.

Вопросы

  1. Поставьте диагноз

  2. Какие причины привели к данной патологии?

  3. Каковы функции легочного сурфактанта?

  4. Какие дополнительные методы исследования необходимы?

  5. Оцените анализы крови и мочи

  6. Назначьте лечение

  7. Нужно ли вводить искусственный сурфактант?


Зав.кафедрой госпитальной педиатрии,

д.м.н., профессор О.В. Халецкая
^

Ответы на ситуационные задачи





  1. Диагноз –Период адаптации доношенного ребенка. Переходные состояния – транзиторная убыль массы тела, токсическая эритема, мочекислый инфаркт.

  2. Диагноз – Период адаптации. Переходные состояния – транзиторный катар кишечника, половой криз.

  3. Диагноз - Внутриутробная гипоксия .

  4. Диагноз - Родовая травма. Кефалогематома правой теменной области.

  5. Диагноз - Родовая травма. Перелом ключицы справа. Перинатальное поражение ЦНС, гипоксически-ишемическое, синдром угнетения, средней степени тяжести, острый период.

  6. Диагноз- СЗВУР по гипотрофическому типу.

  7. Диагноз – ГБН по Rh – фактору, желтушно – анемическая форма, тяжелое течение.

  8. Диагноз – СДР. Распространенные ателектазы легких. ДН 11 ст. Недоношенность 27 нед.

  9. Диагноз – ранняя геморрагическая болезнь новорожденного. Мелена, гематомезис.

  10. Эпидемическая пузырчатка новорожденных.

  11. Диагноз – Гнойный омфалит. Пупочный флебит.

  12. Диагноз – Постнатальная двухсторонняя мелкоочаговая пневмония вирусно – бактериальной этиологии. ДН 11 ст, тяжелая, острый период.

  13. Диагноз – Антенатальный сепсис, септикопиемия. Гнойный менингит. Некротизирующий энтероколит. Омфалит.

  14. Диагноз – Недоношенность 26 нед. Малая масса тела при рождении. СДР. Отечно-геморрагический синдром. Перинатальное поражение ЦНС, гипоксически-геморрагическое, ВЖК, синдром угнетения, судорожный синдром, тяжелое, острый период.

  15. Врожденная герпетическая инфекция, интранатальная. Кожная форма. Герпетический кератоконъюнктивит. Острый период.

  16. Родовая травма. Правосторонняя брахиоплексопатия, острый период.

  17. СДР тяжелой степени. Синдром мекониальной аспирации. Перинатальное поражение ЦНС смешанного генеза, острый период, синдром угнетения. СЗВУР по гипотрофическому типу. Переношенность 41-42 недели.

  18. Некротизирующий энтероколит. Предперфорация сигмовидной кишки. Гнойный перитонит. Перинатальное гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС средней степени тяжести, синдром двигательных нарушений (мышечной дистонии). Неонатальные судороги. Анемия тяжелой степени, нормохромная, норморегенераторная. Переношенность.

  19. СДР тяжелой степени. Отечно-геморрагический синдром. Перинатальное поражение ЦНС, гипоксически-геморрагическое, ВЖК, синдром угнетения, тяжелой степени, острый период. Недоношенность 31-32 недели.









Похожие:

Задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета iconМетодические рекомендации по летней производственной практике студентов 5 курса педиатрического факультета помощник участкового врача-педиатра, помощник врача скорой помощи
Цель летней производственной практики студентов 5 курса педиатрического факультета состоит
Задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета iconПлан лекций для студентов VI курса педиатрического факультета в осеннем семестре на 2011-2012 уч год

Задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета iconУчебно-методическое пособие для студентов 4 курса педиатрического факультета Нижний Новгород, 2012
Производственная практика является важнейшим разделом подготовки специалистов педиатрического профиля и проводится в соответствии...
Задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета iconПрограмма элективов
Программа элективов для студентов 5 курса педиатрического факультета и 5-6 курсов лечебного факультета (весенний семестр 2011-2012...
Задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета iconРаспределение студентов 2 курса педиатрического факультета

Задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета iconСписок студентов 3 курса педиатрического факультета

Задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета iconРасписание практических занятий для студентов V курса педиатрического факультета на весенний семестр 2012/2013 учебного года

Задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета iconРасписание практических занятий для студентов VI курса педиатрического факультета на весенний семестр 2012/2013 учебного года

Задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета iconРасписание практических занятий для студентов IV курса педиатрического факультета на осенний семестр 2012/2013 учебного года

Задача к экзамену для студентов 5 курса педиатрического факультета iconРасписание практических занятий для студентов IV курса педиатрического факультета на весенний семестр 2012/2013 учебного года

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы