Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 060103. 65 Педиатрия icon

Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 060103. 65 Педиатрия




Скачать 243.95 Kb.
НазваниеРабочая программа по клинической фармакологии для специальности 060103. 65 Педиатрия
Дата30.04.2013
Размер243.95 Kb.
ТипРабочая программа
источник
1. /060103Педиатрия ОВР/1.Цели,задачи, 2.Содержание дисциплины.пед/PedF RabPr 2011.doc
2. /060103Педиатрия ОВР/3.Учебно-методическое обеспечение.пед/Методич.указания студентам.пед/Метод ЛС на БОС пед студенты.doc
3. /060103Педиатрия ОВР/3.Учебно-методическое обеспечение.пед/Методич.указания студентам.пед/метод ЛС на ЖКТ пед студенты.doc
4. /060103Педиатрия ОВР/3.Учебно-методическое обеспечение.пед/Методич.указания студентам.пед/метод введение в КФ пед студенты.doc
5. /060103Педиатрия ОВР/3.Учебно-методическое обеспечение.пед/Методич.указания студентам.пед/метод пед ЛС на плод и новор студенты.doc
6. /060103Педиатрия ОВР/3.Учебно-методическое обеспечение.пед/Методич.указания студентам.пед/метод пед антимикробные ЛС студенты.doc
7. /060103Педиатрия ОВР/3.Учебно-методическое обеспечение.пед/Методич.указания студентам.пед/метод пед противовоспалит студенты.doc
8. /060103Педиатрия ОВР/3.Учебно-методическое обеспечение.пед/Методич.указания студентам.пед/метод пед серд-сосуд студ.doc
9. /060103Педиатрия ОВР/3.Учебно-методическое обеспечение.пед/Основная и дополнительная литература.пед.doc
10. /060103Педиатрия ОВР/4.Требования к уровню усвоения программы.пед/Etaloni.otvetov.1050.doc
11. /060103Педиатрия ОВР/4.Требования к уровню усвоения программы.пед/Testi zachetn 5 курс.doc
12. /060103Педиатрия ОВР/4.Требования к уровню усвоения программы.пед/Материалы итоговых аттестаций.пед/Kriterii.ozenok.doc
13. /060103Педиатрия ОВР/4.Требования к уровню усвоения программы.пед/Материалы итоговых аттестаций.пед/VOPR Пед Ф 17-10-2007.rtf
14. /060103Педиатрия ОВР/4.Требования к уровню усвоения программы.пед/Пояснительная записка.doc
Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 060103. 65 Педиатрия
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородская государственная медицинская академия» Министерства
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородская государственная медицинская академия» Министерства
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и
Тесты на чувствительность микроорганизма к антибиотикам. Принципы выбора лекарственных средств для фармакотерапии инфекционных заболеваний
Программа на компьютере по теме «Клиническая фармакология противовоспалительных средств, «Клиническая фармакология гормональных препаратов»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и
Лекции по фармакологии для врачей и провизоров: Учебное пособие / А. И. Венгеровский. 3-е изд-е, перераб и доп. М.: Иф физико-математическая литература, 2006. 704 с
Эталоны ответов к тестовым заданиям по клинической фармакологии (для студентов педиатрического факультета)
Тестовые задания по клинической фармакологии
Критерии оценки знаний студентов на зачете по дисциплине «клиническая фармакология» на кафедре общей и клинической фармакологии критерии оценки знаний студентов
Вопросы к зачету по дисциплине «Клиническая фармакология» для специальности 060103. 65 «педиатрия» вопросы к зачету по общим и специальным разделам клинической фармакологии
Требования к уровню усвоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Нижегородская государственная

медицинская академия» Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации

Кафедра общей и клинической фармакологии


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

ГБОУ ВПО НижГМА

Минздравсоцразвития России


профессор________ С.Н. Цыбусов


Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ


ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060103.65 - Педиатрия


ФАКУЛЬТЕТ - ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ - ОЧНАЯ

КУРС – 6

СЕМЕСТРЫ – 11

ЛЕКЦИИ - 8 ч

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ – 55 ч

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА – 32 ч

ЗАЧЕТ – 11 семестр

ВСЕГО ЧАСОВ - 95 ч


Рабочая программа составлена в соответствии с примерной программой по дисциплине клиническая фармакология для специальностей лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело (М., 2002).

Индекс 060103.65 – Педиатрия

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общей и клинической фармакологии «_29__» _августа_2011 г. Протокол № 1


Зав. кафедрой общей и клинической

фармакологии, д.м.н., профессор В.Б. Кузин


Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании цикловой методической комиссии по терапевтическим дисциплинам.
Протокол № 1 от 6 сентября 2011


Председатель ЦУМК по терапевтическим

дисциплинам, профессор, д.м.н. Н.Н. Боровков


1. ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ

Цель предмета: обучение студентов эффективному и безопасному выбору лекарственных средств для проведения современной индивидуализированной фармакотерапии с использованием последних сведений по фармакокинетике (ФК), фармакодинамике (ФД), взаимодействию и нежелательных лекарственных реакций (НЛР) лекарственных средств и растений.


2. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ

Задачи теоретического курса: знать ФК и ФД основных групп лекарственных средств химического и растительного происхождения, взаимодействия и нежелательные лекарственные эффекты ЛС, их изменения при патологии различных органов и систем, необходимые для деятельности врача при проведении индивидуализированной фармакотерапии больных посредством рационального применения ЛС и растений.

Эти задачи определяют перечень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть студент.

Студент должен знать:

1. Групповую принадлежность и ФД основных групп ЛС;

2. Характеристику основных ФК параметров ЛС, их динамику, режим дозирования при различной патологии, а также у новорожденных, детей и пожилых лиц, в период беременности и лактации, в зависимости от характера заболевания и функционального состояния организма больного, наличия вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

3. Основные принципы проведения ФК исследований и мониторного наблюдения за концентрацией ЛС (особенно ЛС с узким терапевтическим индексом).

4. Особенности дозирования ЛС с учетом хронобиологии и хронофармакологии; включая особенности всасывания, метаболизма, выведения ЛС, проявлений фармакологических эффектов;

5. Методы оценки (объективизации эффекта) клинической эффективности и безопасности применения основных групп ЛС;

6. Основные нежелательные лекарственные реакции (НЛР) наиболее распространенных ЛС, их выявление, классификация и регистрация. Способы профилактики и коррекции НЛР;

7. Основные виды лекарственного взаимодействия;

8. Взаимосвязь ФК, ФД, клинической эффективности и безопасности ЛС у больных с различной стадией поражения основных функциональных систем.

9. Фазы клинического исследования новых ЛС;


Студент должен уметь:

1. Соблюдать правила врачебной этики и деонтологии; решать комплекс задач, связанных с взаимоотношением врача и больного.

2. Анализировать результаты исследования ФК и ФД ЛС.

3. Проводить адекватный выбор и назначать наиболее эффективные, безопасные и доступные ЛС.

4. Выбирать необходимый комплекс рутинных (опрос, осмотр) и специальных лабораторных и функциональных методов исследования по системам для оценки ФД эффектов ЛС и интерпретировать полученные данные; выбирать методы адекватного контроля эффективности и безопасности лечения и предсказать риск развития НЛР.

5. Определять оптимальный режим дозирования; выбирать лекарственную форму препарата, дозу, путь, кратность и длительность введения ЛС; знать особенности выбора ЛС в зависимости от сроков беременности, при лактации; проведение фармакологических проб для оценки индивидуальной чувствительности к ЛС.

6. Выявлять НЛР при назначении наиболее распространенных ЛС, классифицировать, регистрировать и предлагать способы их профилактики и коррекции.

7. Использовать учебную, научную, нормативную и справочную литературу.

8. Решать ситуационные задачи, тесты и проводить экспертную оценку правильности выбора, эффективности и безопасности применения ЛС у конкретного больного.

9. Представлять о влиянии ЛС на параметры качества жизни.

10. Собирать фармакологический и аллергологический анамнез.


Практические навыки

С учетом тяжести течения заболевания и ургентности состояния больных студент должен осуществлять:

- выбор группы ЛС;

- выбор конкретного ЛС с учетом индивидуальной ФД и ФК, механизма действия ЛС, известных НЛР и возможного взаимодействия при сопутствующем назначении других ЛС, анализировать и использовать результаты исследования ФК и ФД ЛС;

- выбор лекарственной формы, дозы и пути введения препаратов, схемы дозирования (кратность, зависимость от приема пищи и других ЛС);

- прогнозирование риска развития НЛР;

- проведение комбинированного назначения ЛС;

- соблюдать правила врачебной этики и деонтологии;

- выбор методов адекватного контроля эффективности и безопасности лечения;

- режим дозирования, особенности выбора ЛС в зависимости от сроков беременности, при лактации;

- проведение фармакологических проб для оценки индивидуальной чувствительности к ЛС


3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Наименование тем лекций, их содержание, объем в часах

По учебному плану на лекции отведено для педиатрического факультета 8 часа


N

п/п

Наименование тем

С о д е р ж а н и е

Часы

1, 2

Введение в клиническую фармакологию (КФ)

Предмет и задачи клинической фармакологии (КФ), значение для индивидуализированной фармакотерапии. Содержание терминов и понятий. Разделы КФ. Фармакодинамика. Фармакокинетика (ФК). Этапы фармакокинетики, значение для лекарственной терапии. Взаимодействие лекарственных средств (ЛС). Побочное действие ЛС.

4

3

Клиническая фармакокинетика

ФК. Содержание терминов и понятий. Терапевтический диапазон и равновесная концентрация, варианты соотношений, значение для терапии, способы достижения этих соотношений. Основные фармакокинетические задачи.

2

4

Особенности КФ при беременности, родовом и послеродовом периоде

Возраст плода и токсическое действие лекарственных средств. Фармакокинетика лекарств в системе «мать-плацента-плод». Влияние отдельных лекарственных средств на плод и новорожденного.

2



3.2. Наименование тем практических занятий, их содержание, объем в часах

По учебному плану на практические занятия отведено 55 часов на одну группу.


N

п/п

Наименование тем

С о д е р ж а н и е

Часы

1

Введение в клиническую фармакологию

Предмет и задачи клинической фармакологии (КФ). Содержание терминов и понятий. Разделы КФ. Фармакодинамика, фармакокинетика (ФК). Влияние заболеваний на ФК ЛС: значение для коррекции режимов, дозировки. Взаимодействие ЛС: виды, результаты, зависимость от характера заболевания. Нежелательные лекарственные реакции (НЛР). Работа на ЭВМ: контрольные вопросы по общей фармакологии, решение задач по ФК.

7,8

2

КФ рациональной антимикробной терапии у детей.

КФ характеристика основных групп антимикробных препаратов. Обучение принципам выбора препаратов, мониторинга эффективной и безопасной антибактериальной терапии, предупреждения НЛР. Работа на ЭВМ: решение обучающих и контролирующих задач по теме.

7,8

3

КФ ЛС, влияющих на основные функции желудочно- кишечного тракта у детей..

КФ ЛС, влияющих на основные функции желудочно-кишечного тракта. Влияние приема пищи на ФК ЛС. КФ при лечении основных заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени и желчевыводящих путей. Работа на ЭВМ: решение обучающих и контролирующих задач по теме.

7,8

4

КФ препаратов, влияющих на бронхиальную проходимость у детей.

Принципы выбора ЛС, определение путей введения и рационального режима дозирования препаратов с учетом обратимости обструкции дыхательных путей, степени и уровня бронхо­спазма, количества и вязкости мокроты, наличия возбудимости и проводимости миокарда, аллергического компонента. Методы оценки эффективности и безопасности. Диагностика и коррекция побочных реакций. Синдром рикошета. Работа на ЭВМ: решение обучающих и контролирующих задач по теме.

7,8

5

КФ ЛС, влияющих на основные функции миокарда, сосудистый тонус, и диуретиков у детей.

Клиническая фармакология ЛС инотропной поддержки. Сердечные гликозиды: выбор, режим дозирования, учет фармакинетических и фармакодинамических особенностей при наличии основного и сопутствующих заболеваний, факторов, способствующих изменению чувствительности к препарату. Клиническая фармакология антиаритмических препаратов. КФ ЛС, влияющих на сосудистый тонус (агонисты центральных альфа-адренорецепторов, симпатолитики, ганглиоблокаторы, ингибиторы конвертирующих ферментов, блокаторы кальциевых каналов 1 и 2 поколения и др.). КФ диуретиков. Работа на ЭВМ: решение обучающих и контролирующих задач.

7,8

6

КФ ЛС, влияющих на КФ ЛС, влияющих на плод и новорожденного.

Лекарство и беременность. Эмбриотоксическое и тератогенное действие ЛС. Перечень препаратов, недопустимых к применению, препаратов высокого и умеренного риска).

Особенности фармакодинамики и фармакокинетики ЛС у плода, при беременности и грудном кормлении, у новорожденных.

7,8

7

КФ противовоспалительных ЛС.

Зачет

КФ основных групп противовоспалительных ЛС: нестероидных и стероидных. Обучение основам рациональной противовоспалительной терапии и контроля за ее результатами. Использование путей предупреждения НЛР при терапии. Работа на ЭВМ: решение обучающих и контролирующих задач по теме.

Зачет

4,8


3



3.3. Наименование тем для самостоятельной работы (СР), объем в часах


Самостоятельная работа студентов организована в форме внеаудиторной и аудиторной деятельности.

Внеаудиторная самостоятельная работа включает подготовку и оформление рефератов по темам, предусмотренным «Примерной программой по дисциплине Клиническая фармакология для специальностей 040100 - Лечебное дело, 040200 - Педиатрия» (М., 2002), на которые не выделены аудиторные часы. Внеаудиторная самостоятельная работа предполагает работу в библиотеке и системе Интернет с библиографическими источниками по конкретной теме; оформление полученных данных в виде реферата. Контроль осуществляется в конце семестра в виде рецензирования преподавателем.





п/п

Наименование темы

Форма

СР

Форма контроля

Объем (ч)

1.

Современные аспекты фармакогенетики у детей

Внеаудиторная

Реферат

6

2.

Оценка клинической значимости взаимодействия лекарственных средств у детей

Внеаудиторная

Реферат

6

3.

Оценка клинической значимости побочных эффектов лекарственных средств у детей

Внеаудиторная

Реферат

6

4

Современные принципы клинических испытаний лекарственных средств

Внеаудиторная

Реферат

7

5

Современные информационные системы поиска и выбора лекарственных препаратов

Внеаудиторная

Реферат

7

ИТОГО

32

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

4.1. ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Основная литература


Клиническая фармакология: Учебник / Под ред. В.Г. Кукеса. – 3-е изд-е, перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 944 с.

Клиническая фармакология: Учебник / Под ред. В.Г. Кукеса. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006. – 944 с.




2. Дополнительная литература

Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров / А.И. Венгеровский. – Томск: STT, 1998. – 480 с.

Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров: Учебное пособие / А.И. Венгеровский. - 3-е изд-е, перераб. и доп. – М.: ИФ Физико-математическая литература, 2006. – 704 с.

Кукес В.Г. Клиническая фармакология: Учебник / В.Г. Кукес. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 1991. – 528 с.

Михайлов И.Б. Клиническая фармакология: Учебник / Михайлов И.Б. – СПб., 2000. – 528 с.

Основы клинической фармакологии и фармакотерапии: Учебник для ВУЗов / Под ред. В.И. Петрова. – М.: Альянс, 2002. – 816 с.

Практическое руководство по антиинфекционной химиотерапии / Под ред. Л.С. Страчунского, Ю.Б. Белоусова, С.Н. Козлова. – М., 2002. – 381 с.

Фитотерапия с основами клинической фармакологии: Справочник / Под ред. В.Г. Кукеса. – М., 1999. – 192 с.

Журнал. Клиническая фармакология и терапия. – М.: ООО «Фарма Пресс».

Журнал. Экспериментальная и клиническая фармакология. Двухмесячный научно-теоретический журнал. – М.: Изд-о «Фолиум».

Кузин В.Б. Введение в теорию фармакотерапии / В.Б. Кузин, В.И. Борисов. – Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2002. – 158 с.

Противомикробные средства (принципы антимикробной терапии, сульфаниламидные препараты, антисептические и дезинфицирующие средства): учебное пособие / Л.В. Ловцова [и др.]; под ред. проф. В.Б. Кузина. - Н. Новгород: Изд-во НижГМА, 2008. – 108 с.

3. Электронные базы данных

Электронный каталог НижГМА. Электронный ресурс. – Доступ: www.gma.nnov.ru.

База данных «Российская медицина». Электронный ресурс. – Доступ: www.scsml.rssi.ru.

База данных «Медики России». Электронный ресурс. – Доступ: CD-ROM.

База данных MedArt. Электронный ресурс. – Доступ: CD-ROM.

Дополнительное лекарственное обеспечение. Вып. 3. Электронный ресурс. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – Доступ: CD-ROM.

Справочник лекарственных средств 2006. Электронный ресурс / М.А. Клюев, Р.С. Скулкова, Л.Я. Ермакова. – М.: ИД «Равновесие», «Книжный дом Локус», 2006. – Доступ: CD-ROM.



5. ПЕРЕЧЕНЬ НАГЛЯДНЫХ И ДРУГИХ ПОСОБИЙ, МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОНКРЕТНЫХ ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ,

А ТАКЖЕ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ К ИСПОЛЬЗУЕМЫМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ


При изложении лекционного курса используются:

1. Таблицы классификаций лекарственных средств по фармакологическим группам.

2. Таблицы и слайды, иллюстрирующие основные механизмы и эффекты действия различных лекарственных средств, схемы обоснования применения препаратов, терапевтические схемы лечения.

3. Набор таблиц и слайдов по различным разделам клинической фармакологии и фармакотерапии.

На практических занятиях используются:

4. Методические разработки для преподавателей и студентов по темам занятий;

5. Наборы ситуационных задач;

6. Таблицы и схемы по различным разделам клинической фармакологии;

7. Образцы протоколов выбора фармакотерапии и контроля ее эффективности и безопасности;

8. Наборы проспектов по фармакопрепаратам, справочники по применяемым в России лекарственным средствам;

9. Обучающие и контролирующие программы для ПЭВМ по темам практических занятий.

10. Базы знаний по клинической фармакологии и фармакотерапии в учебниках, монографиях, руководствах, на электронных носителях и из ресурсов Интернет.


5. Перечень технических средств обучения (ТСО)


5.1. Перечень методических разработок





№ п/п

Наименование темы

1

Общие вопросы клинической фармакологии

2

Клиническая фармакология антимикробных средств.

3

Клиническая фармакология ЛС, применяемых при заболеваниях органов пищеварения.

4

Клиническая фармакология лекарственных средств, влияющих на бронхиальную проходимость.

5

Клиническая фармакология лекарственных средств, влияющих на основные функции миокарда (возбудимость, сократимость, автоматизм).

6

Клиническая фармакология ЛС, влияющих на сосудистый тонус и на водно-солевой обмен (диуретические средства), гиполипидемических.

7

Влияние лекарственных препаратов на плод и новорожденного

8

Клиническая фармакология противовоспалительных средств.


5.2. Перечень таблиц к лекциям


N

п/п

Наименование тем

Наименование таблиц



таблиц

1, 2

Введение в клиническую фармакологию (КФ)

- Место фармакоотраслей в медицине

- Сочетание ФК, ФД и клинических проявлений

- Схема поступления, всасывания, распределения, биотрансформации и выведения лекарств (по Сергееву)

- Схема основных путей поступления лекарств в организм

- Влияние кислотности желудочного сока на всасываемомсть ацетилсалициловой кислоты

- Типы взаимодействия лекарственных веществ

- Виды действия лекарств

- Виды зависимости эффекта от дозы ЛВ

Л1-1

Л1-2

Л1-3


Л1-4

Л1-5


Л1-6

Л1-7

Л1-8

3

Клиническая фармакокинетика

- Индивидуализация ФТ (по Чернову)

- Способы достижения равновесной концентрации

- Основные фармакокинетические параметры

- Основыне фармакокинетические формулы

-Варианты сочетания терапевтического окна и равновестной концентрации

- Модели распределения и элиминации лекарственных средств

- Примеры подбора доз лекарственных препаратов

- Концентрация теофиллина в крови при разных способах введения

Л2-1

Л2-2

Л2-3

Л2-4

Л2-5


Л2-6


Л2-7

Л2-8

4.

Особенности КФ при беременности, родовом и послеродовом периоде

- Категории риска антимикробных средств при беременности

- Нежелательные эффекты лекарств на эмбрион, плод и новорожденного,

- Нормы витаминов и микроэлементов в педиатрии

- Лекарственные средства, обладающие тератогенным действием (Категория Д)

- Лекарственные средства, абсолютно противопоказанные в период новорожденности

Л10-1


Л10-2


Л10-3

Л10-4


Л10-5




5.3. Перечень таблиц к практическим занятиям




п/п

Наименование темы практического занятия

Наименование таблиц



таблиц

1

Общие вопросы клинической фармакологии и фармакотерапии.

- ФК и ФД параметры лекарств

- Основные ФК параметры (А)

- Основные ФК параметры (Б)

- Схемы основных метаболических путей превращенияЛС

- Инсулин: фармакокинетические кривые

П1-1

П1-2

П1-3

П1-4


П1-5

2.

Клиническая фармакология антимикробных средств.

- Механизмы действия антимикробных средств

- Взаимодействие воспаления, иммунитета и инфекции

- Схема алгоритмов лечения антибиотиками

- Антимикробный спектр антибиотиков

- Схема алгоритмов лечения антибиотиками

- Антимикробный спектр антибиотиков

П2-1


П2-2


П2-3

П2-4

П2-3

П2-4

3.

Клиническая фармакология ЛС, применяемых при заболеваниях органов пищеварения.

- Схема гастроинтестинального тракта (и точки приложения лекарственных средств)

- Схема поражения гастроинтестинального тракта (на примере рефлюкс-эзофагита)

П5-1


П5-2

4.

Клиническая фармакология лекарственных средств, влияющих на бронхиальную проходимость.

- Схема респираторного тракте в норме и при патологии

- Схема патогенеза нарушения функции внешнего дыхания

- Блок-схема метода оптимизации антиастматической терапии

- Данные пикофлоуметрии при различных состояниях

- Мониторинг пикофлоуметрии при бронхиальной астме

- Схема действия теофиллина (вентакс)

П6-1


П6-2


П6-3


П6-4


П6-5


П6-6

5

Клиническая фармакология лекарственных средств, влияющих на основные функции миокарда иа сосудистый тонус, КФ диуретиков.

- Факторы риска стенокардии;

- Схема процесса ишемии миокарда;

- Классификация антиаритмических средств (по Williams);

- Антиаритмические средства (по Михайлову);

- Типы действия проаритмических средств;

- Патофизиология ЗСН (1) (по Giles);

- Патофизиология ЗСН (2);

- Стандартизировавнные алгоритмы ведения пациентов с ХСН;

- Простые этапы для подбора дозы престариума;

- Характеристика свойств, доза и частота дозирования бета-блокаторов;

- Побочные эффекты бета-блокаторов;

- Симпатическая регуляция сердечно-сосудистой системы;

- Взаимодействие медиаторов в стенке артерий;

- Точки приложения гипотензивных средств;

- ЛС, применяемые при болезнях системы кровообращения;

- Средства, повышающие АД;

- Алгоритм выбора гипотензивных средств;

- Комбинация групп препаратов для лечения гипертензии с сопутствующей патологией;

- ЛС, применяемые для лечения гипертоничесого криза;

- Блокаторы кальциевых каналов;

- Ингибиторы АПФ;

- Эффекты, оказываемые блокаторами кальциевых каналов (+ ФК антагонистов рецепторов ангиотензина; + ФК антагонистов альфа-1-адренорецепторов);

- Классификация диуретиков, обычно применяемых при артериальной гипертензии

П8-1

П8-2

П8-3


П8-4


П8-5

П8-6

П8-7

П8-8


П8-9


П8-10


П8-11

П7-1


П7-2


П7-3

П7-4


П7-5

П7-6

П7-7


П7-8


П7-9

П7-10

П7-11

П7-12

6.

КФ ЛС, влияющих на КФ ЛС, влияющих на плод и новорожденного.

- Категории риска антимикробных средств при беременности

- Нежелательные эффекты лекарств на эмбрион, плод и новорожденного,

- Нормы витаминов и микроэлементов в педиатрии

- Лекарственные средства, обладающие тератогенным действием (Категория Д)

- Лекарственные средства, абсолютно противопоказанные в период новорожденности

Л10-1


Л10-2


Л10-3

Л10-4


Л10-5


7.

Клиническая фармакология противовоспалительных и болеутоляющих средств

Зачет

- Схема некоторых биохимических эффектов воспаления

- Способы оценки боли у детей

- Пути проведения боли

- Боль: нервные пути

- Способы оценки боли у детей

- Анальгетики (классификация)

- Подходы к лечению боли

- Подходы к лечению боли (модель боли LOESER)

П4-1

П4-2

Л5- 1

Л5-2

Л5- 3

Л5-4

Л5-6

Л5- 7




6. Технологическая карта дисциплины к практическим занятиям



№ п/п

Наименование темы практического занятия

ТСО (№№)

Литература (основная; № стр. в соответствии с п. 4.1)

1

Общие вопросы клинической фармакологии и фармакотерапии.

5.1. № 1;


4.1.1.с. 17-126


2

Клиническая фармакология антимикробных средств.

5.1. № 2


4.1.1.с. 569-640

3

Клиническая фармакология ЛС, применяемых при заболеваниях органов пищеварения.

5.1. № 3

4.1.1.с. 406-443


4

Клиническая фармакология лекарственных средств, влияющих на бронхиальную проходимость.

5.1. № 4


4.1.1.с. 369-386, 348-365


5

Клиническая фармакология лекарственных средств, влияющих на основные функции миокарда, сосудистый тонус, КФ диуретиков.

5.1.№ 5;

5.1. № 6;

5.1. № 7


4.1.1.с. 219-300, 300-348

6

КФ ЛС, влияющих на КФ ЛС, влияющих на плод и новорожденного.

5.1 № 7

4.1.1.с. 129-153

7

Клиническая фармакология противовоспалительных и болеутоляющих средств

Зачет

5.1. № 8


4.1.1.с. 681-695, 534-551




7. Материалы по интеграции преподавания дисциплины с другими дисциплинами специальности


Кафедра (дисциплина)

Разделы

Зав. Кафедрой

1. детской хирургии

КФ антимикробной терапии при основных хирургических заболеваниях у детей

д.м.н., профессор В.В.Паршиков ___________________

2. факультетской и поликлинической педиатрии

Фармакотерапия заболеваний внутренних органов у детей

д.м.н., профессор Е.Ф.Лукушкина ____________________





Похожие:

Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 060103. 65 Педиатрия iconРабочая программа По детским болезням Для специальности 060103. 65 Педиатрия
Программы по детским болезням для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений (Москва, 2000г.)
Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 060103. 65 Педиатрия iconСписок рецептов кафедры госпитальной педиатрии к государственной аттестации по специальности 060103. 65 «Педиатрия»

Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 060103. 65 Педиатрия iconРабочая программа по общей хирургии специальность 060103. 65 «педиатрия» Педиатрический факультет курс III, семестр 5
Высшего профессионального образования «нижегородская государственная медицинская академия»
Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 060103. 65 Педиатрия iconБилеты для курсового экзамена по специальности «Детские болезни» 060103. 65 «Педиатрия»
Физиологические (пограничные) состояния адаптационного периода. Патогенез. Клинические проявления. Мероприятия по профилактике и...
Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 060103. 65 Педиатрия iconУчебно-методическое пособие для студентов 4 курса педиатрического факультета Нижний Новгород, 2012
Производственная практика является важнейшим разделом подготовки специалистов педиатрического профиля и проводится в соответствии...
Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 060103. 65 Педиатрия iconВопросы для курсового экзамена по специальности «Детские болезни» 060103. 65 «Педиатрия»
Понятие о периодах внутриутробного развития плода, перинатальном и неонатальном периоде. Критерии живорожденности и жизнеспособности....
Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 060103. 65 Педиатрия iconРабочая программа биология /наименование дисциплины/ Для специальности
Рабочая программа по биологии разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 060103. 65 Педиатрия iconВопросы для государственного экзамена по практическим навыкам на кафедре госпитальной педиатрии, 2010-2011 гг специальность 060103. 65 «Педиатрия»
Описать методику взвешивания, измерения роста, окружности груди и головы у ребенка раннего возраста
Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 060103. 65 Педиатрия iconВопросы для государственного экзамена по практическим навыкам на кафедре госпитальной педиатрии, 2012-2013 уч гг. Специальность 060103. 65 «Педиатрия» Методики обследования, лечебно-диагностические манипуляции
Описать методику взвешивания, измерения роста, окружности груди и головы у ребенка раннего возраста
Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 060103. 65 Педиатрия iconМетодические указания к написанию контрольной работы для студентов V курса
Методические указания содержат вопросы и задачи для написания контрольной работы по Клинической фармакологии студентами V курса заочной...
Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 060103. 65 Педиатрия iconРабочая программа по технологии представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную
Рабочая программа разработана для обучения школьников 5 – 8 классов и рассчитана на 68 час в 5 – 8 классах. Для 8 – го класса программа...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы