Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кафедра общей и клинической фармакологии
«УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе ГБОУ ВПО НижГМА Минздравсоцразвития России профессор________ С.Н. Цыбусов
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060103.65 - Педиатрия
ФАКУЛЬТЕТ - ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ - ОЧНАЯ КУРС – 6 СЕМЕСТРЫ – 11 ЛЕКЦИИ - 8 ч ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ – 55 ч САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА – 32 ч ЗАЧЕТ – 11 семестр ВСЕГО ЧАСОВ - 95 ч
Рабочая программа составлена в соответствии с примерной программой по дисциплине клиническая фармакология для специальностей лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело (М., 2002). Индекс 060103.65 – Педиатрия Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общей и клинической фармакологии «_29__» _августа_2011 г. Протокол № 1
Зав. кафедрой общей и клинической фармакологии, д.м.н., профессор В.Б. Кузин
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании цикловой методической комиссии по терапевтическим дисциплинам. Протокол № 1 от 6 сентября 2011
Председатель ЦУМК по терапевтическим дисциплинам, профессор, д.м.н. Н.Н. Боровков
1. ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ Цель предмета: обучение студентов эффективному и безопасному выбору лекарственных средств для проведения современной индивидуализированной фармакотерапии с использованием последних сведений по фармакокинетике (ФК), фармакодинамике (ФД), взаимодействию и нежелательных лекарственных реакций (НЛР) лекарственных средств и растений.
2. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ Задачи теоретического курса: знать ФК и ФД основных групп лекарственных средств химического и растительного происхождения, взаимодействия и нежелательные лекарственные эффекты ЛС, их изменения при патологии различных органов и систем, необходимые для деятельности врача при проведении индивидуализированной фармакотерапии больных посредством рационального применения ЛС и растений. Эти задачи определяют перечень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть студент. Студент должен знать: 1. Групповую принадлежность и ФД основных групп ЛС; 2. Характеристику основных ФК параметров ЛС, их динамику, режим дозирования при различной патологии, а также у новорожденных, детей и пожилых лиц, в период беременности и лактации, в зависимости от характера заболевания и функционального состояния организма больного, наличия вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); 3. Основные принципы проведения ФК исследований и мониторного наблюдения за концентрацией ЛС (особенно ЛС с узким терапевтическим индексом). 4. Особенности дозирования ЛС с учетом хронобиологии и хронофармакологии; включая особенности всасывания, метаболизма, выведения ЛС, проявлений фармакологических эффектов; 5. Методы оценки (объективизации эффекта) клинической эффективности и безопасности применения основных групп ЛС; 6. Основные нежелательные лекарственные реакции (НЛР) наиболее распространенных ЛС, их выявление, классификация и регистрация. Способы профилактики и коррекции НЛР; 7. Основные виды лекарственного взаимодействия; 8. Взаимосвязь ФК, ФД, клинической эффективности и безопасности ЛС у больных с различной стадией поражения основных функциональных систем. 9. Фазы клинического исследования новых ЛС;
Студент должен уметь: 1. Соблюдать правила врачебной этики и деонтологии; решать комплекс задач, связанных с взаимоотношением врача и больного. 2. Анализировать результаты исследования ФК и ФД ЛС. 3. Проводить адекватный выбор и назначать наиболее эффективные, безопасные и доступные ЛС. 4. Выбирать необходимый комплекс рутинных (опрос, осмотр) и специальных лабораторных и функциональных методов исследования по системам для оценки ФД эффектов ЛС и интерпретировать полученные данные; выбирать методы адекватного контроля эффективности и безопасности лечения и предсказать риск развития НЛР. 5. Определять оптимальный режим дозирования; выбирать лекарственную форму препарата, дозу, путь, кратность и длительность введения ЛС; знать особенности выбора ЛС в зависимости от сроков беременности, при лактации; проведение фармакологических проб для оценки индивидуальной чувствительности к ЛС. 6. Выявлять НЛР при назначении наиболее распространенных ЛС, классифицировать, регистрировать и предлагать способы их профилактики и коррекции. 7. Использовать учебную, научную, нормативную и справочную литературу. 8. Решать ситуационные задачи, тесты и проводить экспертную оценку правильности выбора, эффективности и безопасности применения ЛС у конкретного больного. 9. Представлять о влиянии ЛС на параметры качества жизни. 10. Собирать фармакологический и аллергологический анамнез.
Практические навыки С учетом тяжести течения заболевания и ургентности состояния больных студент должен осуществлять: - выбор группы ЛС; - выбор конкретного ЛС с учетом индивидуальной ФД и ФК, механизма действия ЛС, известных НЛР и возможного взаимодействия при сопутствующем назначении других ЛС, анализировать и использовать результаты исследования ФК и ФД ЛС; - выбор лекарственной формы, дозы и пути введения препаратов, схемы дозирования (кратность, зависимость от приема пищи и других ЛС); - прогнозирование риска развития НЛР; - проведение комбинированного назначения ЛС; - соблюдать правила врачебной этики и деонтологии; - выбор методов адекватного контроля эффективности и безопасности лечения; - режим дозирования, особенности выбора ЛС в зависимости от сроков беременности, при лактации; - проведение фармакологических проб для оценки индивидуальной чувствительности к ЛС
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Наименование тем лекций, их содержание, объем в часах По учебному плану на лекции отведено для педиатрического факультета 8 часа
N п/п | Наименование тем | С о д е р ж а н и е | Часы | 1, 2 | Введение в клиническую фармакологию (КФ) | Предмет и задачи клинической фармакологии (КФ), значение для индивидуализированной фармакотерапии. Содержание терминов и понятий. Разделы КФ. Фармакодинамика. Фармакокинетика (ФК). Этапы фармакокинетики, значение для лекарственной терапии. Взаимодействие лекарственных средств (ЛС). Побочное действие ЛС. | 4 | 3 | Клиническая фармакокинетика | ФК. Содержание терминов и понятий. Терапевтический диапазон и равновесная концентрация, варианты соотношений, значение для терапии, способы достижения этих соотношений. Основные фармакокинетические задачи. | 2 | 4 | Особенности КФ при беременности, родовом и послеродовом периоде | Возраст плода и токсическое действие лекарственных средств. Фармакокинетика лекарств в системе «мать-плацента-плод». Влияние отдельных лекарственных средств на плод и новорожденного. | 2 |
3.2. Наименование тем практических занятий, их содержание, объем в часах По учебному плану на практические занятия отведено 55 часов на одну группу.
N п/п | Наименование тем | С о д е р ж а н и е | Часы | 1 | Введение в клиническую фармакологию | Предмет и задачи клинической фармакологии (КФ). Содержание терминов и понятий. Разделы КФ. Фармакодинамика, фармакокинетика (ФК). Влияние заболеваний на ФК ЛС: значение для коррекции режимов, дозировки. Взаимодействие ЛС: виды, результаты, зависимость от характера заболевания. Нежелательные лекарственные реакции (НЛР). Работа на ЭВМ: контрольные вопросы по общей фармакологии, решение задач по ФК. | 7,8 | 2 | КФ рациональной антимикробной терапии у детей. | КФ характеристика основных групп антимикробных препаратов. Обучение принципам выбора препаратов, мониторинга эффективной и безопасной антибактериальной терапии, предупреждения НЛР. Работа на ЭВМ: решение обучающих и контролирующих задач по теме. | 7,8 | 3 | КФ ЛС, влияющих на основные функции желудочно- кишечного тракта у детей.. | КФ ЛС, влияющих на основные функции желудочно-кишечного тракта. Влияние приема пищи на ФК ЛС. КФ при лечении основных заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени и желчевыводящих путей. Работа на ЭВМ: решение обучающих и контролирующих задач по теме. | 7,8 | 4 | КФ препаратов, влияющих на бронхиальную проходимость у детей. | Принципы выбора ЛС, определение путей введения и рационального режима дозирования препаратов с учетом обратимости обструкции дыхательных путей, степени и уровня бронхоспазма, количества и вязкости мокроты, наличия возбудимости и проводимости миокарда, аллергического компонента. Методы оценки эффективности и безопасности. Диагностика и коррекция побочных реакций. Синдром рикошета. Работа на ЭВМ: решение обучающих и контролирующих задач по теме. | 7,8 | 5 | КФ ЛС, влияющих на основные функции миокарда, сосудистый тонус, и диуретиков у детей. | Клиническая фармакология ЛС инотропной поддержки. Сердечные гликозиды: выбор, режим дозирования, учет фармакинетических и фармакодинамических особенностей при наличии основного и сопутствующих заболеваний, факторов, способствующих изменению чувствительности к препарату. Клиническая фармакология антиаритмических препаратов. КФ ЛС, влияющих на сосудистый тонус (агонисты центральных альфа-адренорецепторов, симпатолитики, ганглиоблокаторы, ингибиторы конвертирующих ферментов, блокаторы кальциевых каналов 1 и 2 поколения и др.). КФ диуретиков. Работа на ЭВМ: решение обучающих и контролирующих задач. | 7,8 | 6 | КФ ЛС, влияющих на КФ ЛС, влияющих на плод и новорожденного. | Лекарство и беременность. Эмбриотоксическое и тератогенное действие ЛС. Перечень препаратов, недопустимых к применению, препаратов высокого и умеренного риска). Особенности фармакодинамики и фармакокинетики ЛС у плода, при беременности и грудном кормлении, у новорожденных. | 7,8 | 7 | КФ противовоспалительных ЛС. Зачет | КФ основных групп противовоспалительных ЛС: нестероидных и стероидных. Обучение основам рациональной противовоспалительной терапии и контроля за ее результатами. Использование путей предупреждения НЛР при терапии. Работа на ЭВМ: решение обучающих и контролирующих задач по теме. Зачет | 4,8
3 |
3.3. Наименование тем для самостоятельной работы (СР), объем в часах
Самостоятельная работа студентов организована в форме внеаудиторной и аудиторной деятельности. Внеаудиторная самостоятельная работа включает подготовку и оформление рефератов по темам, предусмотренным «Примерной программой по дисциплине Клиническая фармакология для специальностей 040100 - Лечебное дело, 040200 - Педиатрия» (М., 2002), на которые не выделены аудиторные часы. Внеаудиторная самостоятельная работа предполагает работу в библиотеке и системе Интернет с библиографическими источниками по конкретной теме; оформление полученных данных в виде реферата. Контроль осуществляется в конце семестра в виде рецензирования преподавателем.
№ п/п | Наименование темы | Форма СР | Форма контроля | Объем (ч) | 1. | Современные аспекты фармакогенетики у детей | Внеаудиторная | Реферат | 6 | 2. | Оценка клинической значимости взаимодействия лекарственных средств у детей | Внеаудиторная | Реферат | 6 | 3. | Оценка клинической значимости побочных эффектов лекарственных средств у детей | Внеаудиторная | Реферат | 6 | 4 | Современные принципы клинических испытаний лекарственных средств | Внеаудиторная | Реферат | 7 | 5 | Современные информационные системы поиска и выбора лекарственных препаратов | Внеаудиторная | Реферат | 7 | ИТОГО | 32 | 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 4.1. ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Основная литература | Клиническая фармакология: Учебник / Под ред. В.Г. Кукеса. – 3-е изд-е, перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 944 с. | Клиническая фармакология: Учебник / Под ред. В.Г. Кукеса. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006. – 944 с. | 2. Дополнительная литература | Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров / А.И. Венгеровский. – Томск: STT, 1998. – 480 с. | Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров: Учебное пособие / А.И. Венгеровский. - 3-е изд-е, перераб. и доп. – М.: ИФ Физико-математическая литература, 2006. – 704 с. | Кукес В.Г. Клиническая фармакология: Учебник / В.Г. Кукес. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 1991. – 528 с. | Михайлов И.Б. Клиническая фармакология: Учебник / Михайлов И.Б. – СПб., 2000. – 528 с. | Основы клинической фармакологии и фармакотерапии: Учебник для ВУЗов / Под ред. В.И. Петрова. – М.: Альянс, 2002. – 816 с. | Практическое руководство по антиинфекционной химиотерапии / Под ред. Л.С. Страчунского, Ю.Б. Белоусова, С.Н. Козлова. – М., 2002. – 381 с. | Фитотерапия с основами клинической фармакологии: Справочник / Под ред. В.Г. Кукеса. – М., 1999. – 192 с. | Журнал. Клиническая фармакология и терапия. – М.: ООО «Фарма Пресс». | Журнал. Экспериментальная и клиническая фармакология. Двухмесячный научно-теоретический журнал. – М.: Изд-о «Фолиум». | Кузин В.Б. Введение в теорию фармакотерапии / В.Б. Кузин, В.И. Борисов. – Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2002. – 158 с. | Противомикробные средства (принципы антимикробной терапии, сульфаниламидные препараты, антисептические и дезинфицирующие средства): учебное пособие / Л.В. Ловцова [и др.]; под ред. проф. В.Б. Кузина. - Н. Новгород: Изд-во НижГМА, 2008. – 108 с. | 3. Электронные базы данных | Электронный каталог НижГМА. Электронный ресурс. – Доступ: www.gma.nnov.ru. | База данных «Российская медицина». Электронный ресурс. – Доступ: www.scsml.rssi.ru. | База данных «Медики России». Электронный ресурс. – Доступ: CD-ROM. | База данных MedArt. Электронный ресурс. – Доступ: CD-ROM. | Дополнительное лекарственное обеспечение. Вып. 3. Электронный ресурс. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – Доступ: CD-ROM. | Справочник лекарственных средств 2006. Электронный ресурс / М.А. Клюев, Р.С. Скулкова, Л.Я. Ермакова. – М.: ИД «Равновесие», «Книжный дом Локус», 2006. – Доступ: CD-ROM. |
5. ПЕРЕЧЕНЬ НАГЛЯДНЫХ И ДРУГИХ ПОСОБИЙ, МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОНКРЕТНЫХ ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, А ТАКЖЕ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ К ИСПОЛЬЗУЕМЫМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ
При изложении лекционного курса используются: 1. Таблицы классификаций лекарственных средств по фармакологическим группам. 2. Таблицы и слайды, иллюстрирующие основные механизмы и эффекты действия различных лекарственных средств, схемы обоснования применения препаратов, терапевтические схемы лечения. 3. Набор таблиц и слайдов по различным разделам клинической фармакологии и фармакотерапии. На практических занятиях используются: 4. Методические разработки для преподавателей и студентов по темам занятий; 5. Наборы ситуационных задач; 6. Таблицы и схемы по различным разделам клинической фармакологии; 7. Образцы протоколов выбора фармакотерапии и контроля ее эффективности и безопасности; 8. Наборы проспектов по фармакопрепаратам, справочники по применяемым в России лекарственным средствам; 9. Обучающие и контролирующие программы для ПЭВМ по темам практических занятий. 10. Базы знаний по клинической фармакологии и фармакотерапии в учебниках, монографиях, руководствах, на электронных носителях и из ресурсов Интернет.
5. Перечень технических средств обучения (ТСО)
5.1. Перечень методических разработок № п/п | Наименование темы | 1 | Общие вопросы клинической фармакологии | 2 | Клиническая фармакология антимикробных средств. | 3 | Клиническая фармакология ЛС, применяемых при заболеваниях органов пищеварения. | 4 | Клиническая фармакология лекарственных средств, влияющих на бронхиальную проходимость. | 5 | Клиническая фармакология лекарственных средств, влияющих на основные функции миокарда (возбудимость, сократимость, автоматизм). | 6 | Клиническая фармакология ЛС, влияющих на сосудистый тонус и на водно-солевой обмен (диуретические средства), гиполипидемических. | 7 | Влияние лекарственных препаратов на плод и новорожденного | 8 | Клиническая фармакология противовоспалительных средств. |
5.2. Перечень таблиц к лекциям
N п/п | Наименование тем | Наименование таблиц | № таблиц | 1, 2 | Введение в клиническую фармакологию (КФ) | - Место фармакоотраслей в медицине - Сочетание ФК, ФД и клинических проявлений - Схема поступления, всасывания, распределения, биотрансформации и выведения лекарств (по Сергееву) - Схема основных путей поступления лекарств в организм - Влияние кислотности желудочного сока на всасываемомсть ацетилсалициловой кислоты - Типы взаимодействия лекарственных веществ - Виды действия лекарств - Виды зависимости эффекта от дозы ЛВ | Л1-1 Л1-2 Л1-3
Л1-4 Л1-5
Л1-6 Л1-7 Л1-8 | 3 | Клиническая фармакокинетика | - Индивидуализация ФТ (по Чернову) - Способы достижения равновесной концентрации - Основные фармакокинетические параметры - Основыне фармакокинетические формулы -Варианты сочетания терапевтического окна и равновестной концентрации - Модели распределения и элиминации лекарственных средств - Примеры подбора доз лекарственных препаратов - Концентрация теофиллина в крови при разных способах введения | Л2-1 Л2-2 Л2-3 Л2-4 Л2-5
Л2-6
Л2-7 Л2-8 | 4. | Особенности КФ при беременности, родовом и послеродовом периоде | - Категории риска антимикробных средств при беременности - Нежелательные эффекты лекарств на эмбрион, плод и новорожденного, - Нормы витаминов и микроэлементов в педиатрии - Лекарственные средства, обладающие тератогенным действием (Категория Д) - Лекарственные средства, абсолютно противопоказанные в период новорожденности | Л10-1
Л10-2
Л10-3 Л10-4
Л10-5
|
5.3. Перечень таблиц к практическим занятиям
№ п/п | Наименование темы практического занятия | Наименование таблиц | № таблиц | 1 | Общие вопросы клинической фармакологии и фармакотерапии. | - ФК и ФД параметры лекарств - Основные ФК параметры (А) - Основные ФК параметры (Б) - Схемы основных метаболических путей превращенияЛС - Инсулин: фармакокинетические кривые | П1-1 П1-2 П1-3 П1-4
П1-5 | 2. | Клиническая фармакология антимикробных средств. | - Механизмы действия антимикробных средств - Взаимодействие воспаления, иммунитета и инфекции - Схема алгоритмов лечения антибиотиками - Антимикробный спектр антибиотиков - Схема алгоритмов лечения антибиотиками - Антимикробный спектр антибиотиков | П2-1
П2-2
П2-3 П2-4 П2-3 П2-4 | 3. | Клиническая фармакология ЛС, применяемых при заболеваниях органов пищеварения. | - Схема гастроинтестинального тракта (и точки приложения лекарственных средств) - Схема поражения гастроинтестинального тракта (на примере рефлюкс-эзофагита) | П5-1
П5-2 | 4. | Клиническая фармакология лекарственных средств, влияющих на бронхиальную проходимость. | - Схема респираторного тракте в норме и при патологии - Схема патогенеза нарушения функции внешнего дыхания - Блок-схема метода оптимизации антиастматической терапии - Данные пикофлоуметрии при различных состояниях - Мониторинг пикофлоуметрии при бронхиальной астме - Схема действия теофиллина (вентакс) | П6-1
П6-2
П6-3
П6-4
П6-5
П6-6 | 5 | Клиническая фармакология лекарственных средств, влияющих на основные функции миокарда иа сосудистый тонус, КФ диуретиков. | - Факторы риска стенокардии; - Схема процесса ишемии миокарда; - Классификация антиаритмических средств (по Williams); - Антиаритмические средства (по Михайлову); - Типы действия проаритмических средств; - Патофизиология ЗСН (1) (по Giles); - Патофизиология ЗСН (2); - Стандартизировавнные алгоритмы ведения пациентов с ХСН; - Простые этапы для подбора дозы престариума; - Характеристика свойств, доза и частота дозирования бета-блокаторов; - Побочные эффекты бета-блокаторов; - Симпатическая регуляция сердечно-сосудистой системы; - Взаимодействие медиаторов в стенке артерий; - Точки приложения гипотензивных средств; - ЛС, применяемые при болезнях системы кровообращения; - Средства, повышающие АД; - Алгоритм выбора гипотензивных средств; - Комбинация групп препаратов для лечения гипертензии с сопутствующей патологией; - ЛС, применяемые для лечения гипертоничесого криза; - Блокаторы кальциевых каналов; - Ингибиторы АПФ; - Эффекты, оказываемые блокаторами кальциевых каналов (+ ФК антагонистов рецепторов ангиотензина; + ФК антагонистов альфа-1-адренорецепторов); - Классификация диуретиков, обычно применяемых при артериальной гипертензии | П8-1 П8-2 П8-3
П8-4
П8-5 П8-6 П8-7 П8-8
П8-9
П8-10
П8-11 П7-1
П7-2
П7-3 П7-4
П7-5 П7-6 П7-7
П7-8
П7-9 П7-10 П7-11 П7-12 | 6. | КФ ЛС, влияющих на КФ ЛС, влияющих на плод и новорожденного. | - Категории риска антимикробных средств при беременности - Нежелательные эффекты лекарств на эмбрион, плод и новорожденного, - Нормы витаминов и микроэлементов в педиатрии - Лекарственные средства, обладающие тератогенным действием (Категория Д) - Лекарственные средства, абсолютно противопоказанные в период новорожденности | Л10-1
Л10-2
Л10-3 Л10-4
Л10-5
| 7. | Клиническая фармакология противовоспалительных и болеутоляющих средств Зачет | - Схема некоторых биохимических эффектов воспаления - Способы оценки боли у детей - Пути проведения боли - Боль: нервные пути - Способы оценки боли у детей - Анальгетики (классификация) - Подходы к лечению боли - Подходы к лечению боли (модель боли LOESER) | П4-1 П4-2 Л5- 1 Л5-2 Л5- 3 Л5-4 Л5-6 Л5- 7
|
6. Технологическая карта дисциплины к практическим занятиям
№ п/п | Наименование темы практического занятия | ТСО (№№) | Литература (основная; № стр. в соответствии с п. 4.1) | 1 | Общие вопросы клинической фармакологии и фармакотерапии. | 5.1. № 1;
| 4.1.1.с. 17-126
| 2 | Клиническая фармакология антимикробных средств. | 5.1. № 2
| 4.1.1.с. 569-640 | 3 | Клиническая фармакология ЛС, применяемых при заболеваниях органов пищеварения. | 5.1. № 3 | 4.1.1.с. 406-443
| 4 | Клиническая фармакология лекарственных средств, влияющих на бронхиальную проходимость. | 5.1. № 4
| 4.1.1.с. 369-386, 348-365
| 5 | Клиническая фармакология лекарственных средств, влияющих на основные функции миокарда, сосудистый тонус, КФ диуретиков. | 5.1.№ 5; 5.1. № 6; 5.1. № 7
| 4.1.1.с. 219-300, 300-348 | 6 | КФ ЛС, влияющих на КФ ЛС, влияющих на плод и новорожденного. | 5.1 № 7 | 4.1.1.с. 129-153 | 7 | Клиническая фармакология противовоспалительных и болеутоляющих средств Зачет | 5.1. № 8
| 4.1.1.с. 681-695, 534-551
|
7. Материалы по интеграции преподавания дисциплины с другими дисциплинами специальности
Кафедра (дисциплина) | Разделы | Зав. Кафедрой | 1. детской хирургии | КФ антимикробной терапии при основных хирургических заболеваниях у детей | д.м.н., профессор В.В.Паршиков ___________________ | 2. факультетской и поликлинической педиатрии | Фармакотерапия заболеваний внутренних органов у детей | д.м.н., профессор Е.Ф.Лукушкина ____________________ |
|