Использование информационных технологий в преподавании русского языка и литературы icon

Использование информационных технологий в преподавании русского языка и литературы




Скачать 82.46 Kb.
НазваниеИспользование информационных технологий в преподавании русского языка и литературы
Дата16.05.2013
Размер82.46 Kb.
ТипДокументы
источник

Использование информационных технологий в преподавании русского языка и литературы.

В настоящее время компьютер стал неотъемлемой частью жизни, пронизывая все ее сферы. Как же извлечь из этого пользу для образования? Ведь не случайно Э.Ренан, знаменитый французский философ, еще в XIX веке отметил: «Вопрос об образовании есть для современных обществ вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит их будущее».

И вот теперь я увидела, что такую возможность мне дают информационные технологии. У меня в арсенале – прекрасный кабинет, оборудованный мультимедийным комплексом, который позволяет значительно увеличить наглядность уроков и повысить эффективность работы на уроке и вне уроков.

Особое место я отвожу современным ИКТ в формировании и развитии мотивации обучения.

Во-первых, пробуждается интерес к моим предметам даже у слабого ученика, владеющего, однако, навыками пользователя ПК. Задания, которые я предлагаю выполнить на компьютере или с помощью компьютера, выполняются более качественно и с большим интересом, чем аналогичные задания в учебнике.

Во-вторых, реализуется важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ, более информативны, красочны, позволяют рассмотреть и оценить тот или иной объект или процесс с разных сторон. С помощью компьютера стало возможным демонстрировать многие процессы. Все это, бесспорно, будит интерес учащихся к изучаемому предмету. Интерес – это один из существенных элементов мотивации, интерес познавательный – сильная внутренняя потребность.

В-третьих, влияет на мотивацию школьника и иная организация проверки знаний. ИКТ позволяет сделать это процесс более индивидуализированным. Ребенок, выполняя задание на компьютере, может видеть результат своей работы тут же. Ученику при этой работе не так страшно ошибиться, т.к. есть возможность исправить допущенные ошибки, о них знают только учитель и он сам, что делает выполнение заданий психологически более комфортным. Обучение уже не вызывает того стресса, как если бы ученик, стоя перед всем классом, отвечая, допустил бы ошибку. Комфортность в обучении также имеет немаловажное значение в формировании правильной, положительной мотивации к обучению.

В-четвертых, работа на компьютере позволяет детям проявить больше самостоятельности, ответственности и индивидуальности.

И действительно, информационные технологии помогают продуктивнее проводить уроки как литературы, так и русского языка. Не прочитав об авторе, не создашь презентацию о его жизни и творчестве. Не выбрав путем чтения нужный материал, не подготовишь сообщение, не выполнишь творческое задание.

Применять компьютер можно на всех этапах урока: от объяснения нового материала до закрепления, осуществлять контроль знаний, отработку умений и навыков можно также при помощи компьютерных средств обучения.

Хочется сказать, что уроки с применением ИКТ дают мне возможность охватить больший объем изучаемого материала, активность детей на уроках возрастает.

Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков: умение ориентироваться в бурном потоке информации, вырабатывается умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Обучающиеся, используя ресурсы информационного образовательного пространства, овладевают навыками грамотной обработки информации, формируют ключевые компетентности и, в конечном итоге, успешно социализируются.

Компьютер постепенно становится своего рода организатором самостоятельной деятельности обучающихся. (См. приложение №1)

Обязательным для уроков знакомства с жизненным и творческим путем писателя является урок-презентация. Такие уроки и подготовка к ним носят творческий характер. Задания распределяются между отдельными учащимися или между группами учеников. В этом случае имеет место и конкуренция, ведь будут оценивать работы в сравнении.

Провожу уроки, используя возможности Интерактивной доски. Детям очень нравится такой вид работы, они прекрасно ощущают себя в современном мире образовательных технологий и виртуальности. Так, например, на уроке пишут на доске различными цветами, используют библиотеку ресурсов и рисунков. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю весь необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании. То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами надолго остаётся у него в памяти. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале. (См. приложение №2)

Надежным подспорьем в моей работе являются цифровые образовательные ресурсы, благодаря которым можно увидеть репродукции картин, услышать образцовое прочтение произведений, а также познакомиться с биографиями и творчеством художников слова. В работе использую следующие электронные учебники и пособия:

  • « Сдаем единый государственный экзамен». 1С: Репетитор;

  • «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Репетитор по русскому языку;

  • «Русский язык». Программа-тренажер по русскому языку «Фраза»;

  • Интерактивный тренинг. «Подготовка к ЕГЭ по литературе».

Работа с мультимедийными «Большой энциклопедией Кирилла и Мефодия», «Большой энциклопедией Брокгауза и Ефрона», со словарем В.И. Даля, словарем афоризмов и др. позволяет мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.

Эти ЦОР позволяют мне:

  • повысить интерес учащихся к предмету;

  • повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

  • сэкономить время на опрос учащихся;

  • дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях;

  • помогают при подготовке к ГИА (9 класс) и к ЕГЭ (11класс). 

Уроки с использованием  этих программ всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения кругозора.

Учащиеся, работая с программами-тренажерами, контролируют и отрабатывают знания. Тестирование, которое завершает каждую тему, помогает обучающимся проверить, правильно ли они пишут, знают ли они правила, умеют ли применять их на практике. (См. приложение №3)

Интернет – это огромнейшая база информации по профессиональному самообразованию, росту педагогического мастерства учителя русского языка и литературы. Многочисленные популярные информационно-поисковые системы Интернета позволяют мне непрерывно повышать свою педагогическую культуру, пополнять методическую копилку.

А как же можно использовать ресурсы Интернет в процессе методической, образовательной деятельности учителя русского языка и литературы?

Существует несколько направлений применения Интернет-технологий:

  • ^ Использование дистанционных форм повышения квалификации

Немалую роль в повышении профессионального мастерства учителей играют дистанционные курсы, которые имеют ряд явных преимуществ перед очными: это и экономия времени, и возможность выбрать необходимую тематику курса.

  • ^ Изучение педагогического опыта через Интернет-сообщества.

Интернет предоставляет учителям большое количество профессиональных веб-ресурсов, современным научно-педагогическим разработкам и практическим результатам применения передового педагогического опыта своих коллег, методическим и нормативно-правовым педагогическим базам данных.

  • ^ Обмен опытом через электронную почту.

С помощью электронной почты отправляю методические разработки уроков, статьи на конкурсы, участвую в Интернет-конференциях.

  • Размещение опыта на сайте.

Материалы открытых уроков и внеклассных мероприятий можно найти на школьном сайте Elenakr2.narod.ru и моём сайте Nechaeva01rus. narod.ru

Богатейшие возможности дает Интернет для проведения виртуальных экскурсий по литературным местам России. Казалось бы, где тут творчество? Но необходимо найти маршрут, и уже в готовой презентации отобрать только то, что можно представить на уроке. Такой была работа учащихся, когда они готовили экскурсию по Царскому Селу, Ясной поляне. Так дети проникаются уважением не только к писателю, но и к тем людям, которые сохраняют и доносят до нас память о нем.

По аналогии обучающиеся делают самостоятельно презентации «Путешествуем по Кавказу вместе с М.Ю. Лермонтовым», «Из Петербурга в Москву» и другие.

Особенно приятно, когда не только для уроков, но и для конкурсов учащиеся создают свои работы.

Второй год я веду факультатив «Учимся говорить правильно». Опираясь на опыт в области риторики, я стараюсь, чтобы учащиеся овладели культурой речевого общения, чтобы у них сформировалась коммуникативная компетенция. Для данного элективного курса мною созданы разработки занятий (с презентациями, творческими заданиями, банком информации), которые не только расширяют кругозор учащихся, но и учат их выступать публично, прививают навыки работы с текстом, вырабатывают вкус к исследовательской деятельности.

Создание презентаций – это не только иллюстративный материал, но и возможность работы над отбором языкового материала. Ведь в малом надо отразить большое. Презентации становятся для учеников подспорьем во время выступлений на школьных и муниципальных научно-практических конференциях.

Способность компьютерной техники сохранять большой объем информации позволяет учителю-словеснику создать большую коллекцию информационных ресурсов и использовать их в любое время. В моём кабинете хранится более 100 презентаций, созданных мною и моими учениками. (См. приложение №4)


Нельзя забывать, что все наши находки должны быть полезны детям. Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности помогает сохранению здоровья детей. К тому же работу обучающихся по составлению презентаций, поиск материала для сообщений, выступлений, рефератов можно оценивать и как проектную.

Презентация – это один из важных этапов учебного проектирования. Она завершает, подытоживает работу над проектом. Работа, которую проводят учащиеся, в основном самостоятельная. В ней отражается, что нового узнали ученики, успешно ли они справились с технической стороной проекта (что тоже немаловажно). Дети учатся доходчиво и доказательно излагать свои мысли, анализировать полученную информацию, представлять ее наглядно. Презентация сопровождается публичным выступлением учащегося или группы учащихся. Трудно переоценить возможность публичной оценки труда школьника. Презентация помогает самоутверждению, рефлексии.

При проведении урока по методу проекта, делю класс на 6 групп по 4 человека, которые получают возможность работать по своей теме в Интернете. Группам следует отобрать необходимые сведения в сети Интернет и представить их с помощью программных средств Microsoft Point, Microsoft Word, Publisher. Продолжительность работы – 20-25 минут. После этого группы представляют свой вариант решения проблемы. В ходе совместной деятельности обучающиеся должны выбрать биографическую, историко-графическую информацию, получают возможность использовать видео, аудио, мультимедиа материалы. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию, публикацию, веб-сайт, рекламный проспект. В данной работе устанавливаются межпредметные связи с музыкой, историей, живописью. В результате учащимися усваивается материал, определяется собственная позиция обучающихся, анализируется информация. (См. приложение №5)

Э. Григ утверждал: «Для творчества необходима радость». В процессе работы, о которой ведется речь, учащиеся получают радость, творя и развиваясь. Информационные технологии вовлекают обучающихся в самостоятельный процесс формирования знаний.

Но следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы  и приемы  обучения. Важно помнить, что никакой компьютер, никакие информационные технологии не заменят живого общения учителя и ученика.

Компьютер – это средство, а если это средство в умелых руках учителя, тогда это проводник в мир красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества.



Похожие:

Использование информационных технологий в преподавании русского языка и литературы iconПрактикум 9 класс
Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка
Использование информационных технологий в преподавании русского языка и литературы iconИспользование мультимедийной презентации на уроках литературы и русского языка
Богачёва О. А., учитель русского языка и литературы моу сош №4 г. Переславль-Залесский
Использование информационных технологий в преподавании русского языка и литературы iconГимназия имени А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы 1
Использование информационных технологий в преподавании русского языка и литературы iconВыступление Смирновой Марины Андреевны на презентации моу любимской сош на региональном конкурсе «Школа года» по теме «Применение новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»
Необходимым условием достижения нового качества образования является использование современных образовательных технологий
Использование информационных технологий в преподавании русского языка и литературы iconПлан работы методического объединения учителей русского языка и литературы, английского языка сош №9 на 2012-2013 учебный год
«Развитие творческих способностей у учащихся на уроках русского языка и литературы»
Использование информационных технологий в преподавании русского языка и литературы iconЭффективность проектной деятельности в преподавании литературы
Салова О. В., заместитель директора по вр, учитель русского языка и литературы моу пречистенская сош первомайского района Ярославской...
Использование информационных технологий в преподавании русского языка и литературы iconВнедрение информационно-коммуникативных технологий в преподавании русского языка и литературы
Обновление содержания филологического образования происходит в условиях модернизации образования, главной целью которого является...
Использование информационных технологий в преподавании русского языка и литературы iconВикторина по теме «Разнообразные синонимы», которую подготовили и провели учителя русского языка Леонтьев Э. П. и Анахасян А. В
По сложившейся традиции в новом учебном году прошла Декада русского языка и литературы с целью повышения интереса учащихся к изучению...
Использование информационных технологий в преподавании русского языка и литературы iconПлан работы методического объединенеия учителей русского языка и литературы на 2012-2013 уч. Год
Компетентностный подход к деятельности учителей русского языка, литературы как основа повышения качества образования в условиях модернизации...
Использование информационных технологий в преподавании русского языка и литературы iconПлан работы школьного мо учителей русского языка и литературы на 2010-2011 уч год
Цель: совершенствование профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы, развитие их творческого потенциала,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы