Конкурентоспособность педагога как современное требование профессионализма учителя icon

Конкурентоспособность педагога как современное требование профессионализма учителя




Скачать 90.06 Kb.
НазваниеКонкурентоспособность педагога как современное требование профессионализма учителя
Дата19.05.2013
Размер90.06 Kb.
ТипДокументы
источник

Конкурентоспособность педагога как современное требование

профессионализма учителя.


Учитель французского языка

МОУ СОШ №4 Шовгеновского района

Аташукова Г.Р.

Сегодня в России остро стоит задача социально-экономической модернизации. Именно поэтому актуально обсуждение проблемы конкурентоспособности.

Конкурентоспособность играет немаловажную роль для специалиста на рынке труда. Как же дело обстоит с педагогами? Национальная доктрина образования РФ обращает особое внимание на необходимость дальнейшего совершенствования системы образования и повышения качества подготовки и уровня квалификации педагогических кадров. Следовательно, систематическое совершенствование всего дела подготовки учителей и других работников учреждений образования является объективной необходимостью. Выдвигаемые жизнью принципиально новые задачи постоянно требуют пересмотра традиционного подхода к изменению содержания и методики подготовки учителей, осуществления их на подлинно-научной основе. Конкурентоспособность педагога в настоящее время во многом определяется его способностью принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу, планировать и прогнозировать результаты своей деятельности. Это переориентирует работу педагога с традиционной цели-приобретения знаний, умений и навыков творческой и научно-информационной деятельности — на развитие внутренней и внешней самоорганизации, активно преобразующего отношения к получаемой информации, способности выстраивать индивидуальную траекторию обучения.

По мнению многих исследователей деятельность педагога складывается из восьми ведущих сложно переплетающихся функций, исполнение которых обеспечивает эффект образования и воспитания учащихся.

Рассмотрим содержательные характеристики отдельных функций в общей структуре деятельности учителей.

1. Информационная функция. Основной задачей учебно-воспитательной работы учителя является вооружение учащихся знаниями.

2. Развивающая функция. Как информационная, так и развивающая функция обеспечивает решение не только образовательных, но и воспитательных задач. Обучение приобретает развивающий характер при целенаправленном управлении умственной деятельностью учащихся в процессе обучения.

3. Ориентационная функция. Эта функция учителя в основном реализуется через мероприятия воспитательного плана. Воспитательная роль учителя подразумевает целеустремленную деятельность, направленную на усвоение школьниками общественного опыта, определенной системы общественно-значимых ценностных ориентаций.

4. Мобилизационная функция. Эта функция проявляется в деятельности учителя, направленной на приложение к практике знаний, полученных учениками. Она связана с выработкой навыков и умений, способствующих развитию учащихся. Отсюда ее название - мобилизационная.

5. Конструктивная функция. В педагогическом плане эта функция учителя связана с отбором и композицией содержательного материала изучаемого языка, с проектированием учебно-воспитательного процесса, с планированием и построением системы своей работы.

6. Коммуникативная функция состоит в установлении правильных взаимоотношений с отдельными учениками, группами учеников; с родителями учеников; с отдельными учителями, администрацией и со всем школьным коллективом; с иностранными коллегами.

7. Организаторская функция учителя связана с конструктивной и коммуникативной деятельностью. Учитель должен обладать определенными организаторскими навыками и умениями.

8. Исследовательская функция. Учитель должен обладать определенными знаниями, навыками и умениями исследования (знаниями и умениями анализировать урок; умением наблюдать («видеть») педагогические процессы и явления; знанием простейших методов обработки данных педагогического эксперимента).

В результате социально-экономических преобразований в России в сфере образования и изменяющиеся образовательные процессы предъявляют к учителям иные требования к их профессионализму, в связи, с чем возникает необходимость развития личности педагога.

Развитие профессионализма педагога предусматривает следующие моменты:

— умение педагога добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения учащихся; способ, манеры обращения с учащимися и искусство управления учебным процессом;

— управление процессом обучения и воспитания в их системной взаимосвязи с целью повышения его эффективности;

— интегративный процесс, с помощью которого профессионально подготовленный педагог формируют ученический коллектив, и управляет осуществляемой учебной деятельностью путем постановки целей и способов их достижения, разрабатываемых совместно с учениками;

—профессиональная деятельность педагога по организации процессов достижения учащимися системы учебно-воспитательных целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных педагогических подходов, образовательных концепций и человеческого фактора;

— педагогическая деятельность, отличающаяся преимущественно умственным и творческим характером работы, в которой постановка целей, принятие решений, разработка способов и путей их достижения, а также организация совместной деятельности учащихся составляют ее главный смысл и содержание;

— педагогическая деятельность, предметом которой является информация, преобразующаяся с целью принятия решений, направленных на изменение состояния работы.

Высокий уровень конкурентоспособности - важнейшее требование педагога, который, по сути, определяет степень его профессиональной компетентности.

Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе школьного образования создать не удается. Определение структуры конкурентоспособности предполагает упорядочивание качеств и параметров, ее характеризующих, в соответствующую теоретическую модель. В работе предлагается модель, которая включает сущностные признаки и структурные компоненты конкурентноспособности и соответствующий набор параметров, конкретизирующих содержание структурных компонентов.

В качестве сущностных признаков конкурентоспособности выделены: интеллектуальный потенциал, самоактуализация, адекватная самооценка, самообучение, коммуникабельность, интернальность, нравственный императив, способность принимать ответственные решения, ценностно-ориентированная адекватность, готовность к профессиональному самоопределению.

С позиций структурно-функционального подхода выделяются следующие компоненты конкурентоспособности - информационно-содержательный, операционально-деятельностный, мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой. Каждый из компонентов является относительно самостоятельной подструктурой, которая в то же время подчиняется общим законам развития личности и воплощает в себе единство сознания, деятельности и общественных отношений.

Информационно-содержательный компонент образует комплекс знаний, связанных с определением стратегии и тактики поведения, принятием решения, самооценкой, коммуникативными и регулятивными действиями.

Операционально-деятельностный компонент составляют умения и навыки познавательного, коммуникативного, регулятивного и иного характера, определяющие успешность поведения личности.

Мотивационно-ценностный компонент отражает ценностные ориентации личности, стремление к нравственному самосовершенствованию, позитивную установку на различные виды социально значимой активности, потребности самоактуализации, самоутверждения, самовыражения, саморазвития.

Эмоционально-волевой компонент включает ответственность, самостоятельность, инициативность, уверенность в себе, сопереживание, самоконтроль.

Систематизация качеств конкурентоспособности - это задача не только теоретическая, но главное - практическая, касающаяся критериев социокультурного развития и личностного самосовершенствования каждого человека в отдельности. Педагогическая поддержка не несет в себе методов принуждения, осуществляется по инициативе самого учителя и способствует его саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации по следующим направлениям:

  1. При подготовке к аттестации: в осмыслении и подготовке к презентации их педагогического опыта; в разработке концепций, докладов, выставок, портфолио.

  2. В проведении независимого педагогического аудита с целью выявления объективной картины деятельности педагога, резервов его дальнейшей конкурентоспособности, в совместном анализе посещенных уроков, занятий и т.п.

  3. В составлении программы профессионального роста педагога.

  4. В консультациях по выходу реальных педагогических ситуаций.

  5. В консультировании педагогов и родителей, обучающих детей на дому (экстернат, семейное обучение, домашнее обучение)

Следует рассмотреть термин «компетенция». Компетенции – это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в их структуру деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационный и эмоционально-волевой компоненты. Важной составляющей компетенций является опыт – интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач. Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью получили название ключевых. Одни и те же ключевые компетенции обеспечивают продуктивность различных видов деятельности. Компетенция не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации. Определены пять групп ключевых компетенций, формированию которых придается особое значение в подготовке педагога:

- политические и социальные компетенции - способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, участвовать в функционировании гражданских институтов;

- межкультурные компетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга;

- коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet;

- социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;

- персональная компетенция – готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию. Реализация компетентностного подхода связана с удовлетворением потребности человека в профессиональном образовании, обогащающем возможности его осуществления; формирование стратегий личностного и профессионального развития. Именно такой подход позволяет обеспечить конкурентоспособность учителей иностранных зыков. Эффект достигается решением следующих задач:

- мотивирование личностного и профессионального развития;

- формирование профессиональной компетентности;

- освоение социально-коммуникативных, общепрофессиональных и специальных компетенций;

- развитие метапрофессиональных качеств;

- формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности;

- проектирование альтернативных сценариев своего профессионального будущего.

Квалификационные характеристики учителя-профессионала конкретизируют необходимые знания, умения и навыки по всем разделам его работы.

Педагог, не знакомый с современными научными достижениями, не может рассчитывать на успех в практической работе, а следовательно, его конкурентоспособность невелика. С наступлением «эры информатизации» вопрос об уровне конкурентоспособности учителей иностранных языков уже возникает в связи с необходимостью формирования ИКТ-компетентности педагогов. ИКТ-компетентность современного педагога, деятельность которого разворачивается в условиях комплексной информатизации образования, можно определить как сочетание двух составляющих: интеллектуально-педагогической, характеризующей уровень его развития как информационной личности, и предметно ориентированной, которая определяет его профессиональный уровень с предметно-технической и предметно-методической сторон. Обе эти составляющие способствуют становлению общей культуры учителя как педагога новой формации, осуществляющего свою профессиональную деятельность в условиях информационного общества, или ИКТ-культуру учителя. Готов ли современный учитель иностранных языков к работе в новых условиях, готов ли он к смещению акцентов своей профессиональной деятельности в сторону информатизации учебного процесса? Здесь существенным может оказаться внедрение долгосрочной комплексной программы по изменению системы ориентиров, переходу учителя иностранных языков на инновационный уровень осуществления своей профессиональной деятельности, формированию современной профессиональной культуры. Основой такой программы должно явиться оказание помощи учителю в преодолении внутреннего психологического барьера, что стало бы залогом успешного решения учебно-методических и технических проблем, непосредственно отвечающих за профессиональное становление педагога в условиях информатизации образования.



Похожие:

Конкурентоспособность педагога как современное требование профессионализма учителя iconРезультативность методической и инновационной деятельности учителя
Самообразование педагога через участие в инновационных формах повышения квалификации педагога
Конкурентоспособность педагога как современное требование профессионализма учителя iconСовершенствование профессиональной компетентности учителей в поствузовской подготовке
Менения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя,...
Конкурентоспособность педагога как современное требование профессионализма учителя iconПлан заседания проблемной группы «Здоровьесбережение как один из компонентов фгос» Дата проведения: 31 января 2013 года
Педсовет на тему «Культура здоровья педагога одна из важнейших компетентностей современного учителя»
Конкурентоспособность педагога как современное требование профессионализма учителя iconТезаурус по теме «Информационно-предметная среда как средство повышения профессионального мастерства педагога и развития творческого потенциала учителя и ученика»
«Среда» это совокупность условий, обеспечивающих развитие, социализацию и воспитание человека
Конкурентоспособность педагога как современное требование профессионализма учителя iconНазвание мероприятия: «Информационно-предметная среда как средство повышения профессионального мастерства педагога и развития творческого потенциала учителя и ученика»
Краткое описание мероприятия: региональный вебинар для административных команд региональных инновационных площадок
Конкурентоспособность педагога как современное требование профессионализма учителя iconМастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности
Мастер-класс мы рассматриваем как одну из форм эффективного профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в поиске...
Конкурентоспособность педагога как современное требование профессионализма учителя iconПрофессия учителя в меняющемся мире
Так что же профессия учителя со временем станет ненужной, как и многие профессии, поглощённые стремительным развитием общества, прогрессом...
Конкурентоспособность педагога как современное требование профессионализма учителя iconПоложение о «портфеле» учителя общие положения
Портфель учителя – это способ фиксирования, накопления и оценки достижений учителя. Это один из современных методов профессионального...
Конкурентоспособность педагога как современное требование профессионализма учителя iconОценочный лист педагога мбоу «гимназия №79» ф и о за сентябрь – декабрь 2 013 Основные группы критериев: Критерии оценки эффективности и качества профессиональной деятельности учителя
На это полугодие заполняют только учителя 5-х классов, принимавших участие в Федеральной контрольной работе
Конкурентоспособность педагога как современное требование профессионализма учителя iconОценочный лист педагога мбоу «Гимназия №79»
Самообразование педагога через участие в инновационных формах повышения квалификации педагога
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы
Документы