Пояснительная записка в республике Адыгея накоплен определенный опыт преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» icon

Пояснительная записка в республике Адыгея накоплен определенный опыт преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»




НазваниеПояснительная записка в республике Адыгея накоплен определенный опыт преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
страница1/4
Дата11.04.2013
Размер0.68 Mb.
ТипМетодические рекомендации
источник
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Республики Адыгея

Адыгейский республиканский институт повышения квалификации


Организация

образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Республики Адыгея по учебному предмету

«Основы безопасности жизнедеятельности»


Методические рекомендации


Майкоп, 2007

Министерство образования и науки Республики Адыгея

Адыгейский республиканский институт повышения квалификации


Организация

образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Республики Адыгея по учебному предмету

«Основы безопасности жизнедеятельности»


^ Методические рекомендации


Майкоп, 2007

Рекомендовано Министерством образования и науки Республики Адыгея


Н.В. Авдеев, А.Т. Хут, Н.Д. Астахов, Р.Н. Мамедов


Организация образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Республики Адыгея по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Методические рекомендации. Майкоп, 2007.


В сборнике рассмотрены вопросы организации непрерывного и последовательного изучения учебного предмета ОБЖ на всех ступенях общего образования в условиях введения новых федеральных и региональных базисных и примерных учебных планов в процессе модернизации образования. В приложениях представлены элементы учебной программы предмета, претерпевшие изменения в ходе коррекции разработчиками.

Рекомендации предназначены специалистам органов управления образованием Республики Адыгея, администрации образовательных учреждений, методистам, преподавателям-организаторам и учителям ОБЖ.

^ 1. Пояснительная записка


В Республике Адыгея накоплен определенный опыт преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Произошла определенная коррекция содержания общего образования в сторону более основательного и последовательного изучения вопросов, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства в повседневных условиях, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Разработаны учебно-методические пособия и ряд практических рекомендаций по наиболее актуальным темам из области безопасности жизнедеятельности: комплексная безопасность образовательного учреждения, обеспечение безопасности учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В Адыгейском государственном университете открыта специальность «Безопасность жизнедеятельности», квалификация - учитель физической культуры и безопасности жизнедеятельности. Многие выпускники университета работают в средних общеобразовательных школах республики преподавателями-организаторами ОБЖ.

В 2000 году была разработана, утверждена и введена в учебный процесс общеобразовательных школ республики региональная программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для I - XI классов (приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея от 11.09.2000 г. №318). Введение единой программы позволило заложить в учебный процесс фундаментальность содержания и психолого-педагогических технологий ОБЖ, формирующих личность гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды.

Во многих общеобразовательных учреждениях республики учебный предмет ОБЖ изучался в начальной школе в интегрированном учебном предмете «Окружающий мир», в 5-9-х классах за счет времени компонента образовательного учреждения, в 10 - 11 классах за счет федерального.

Вместе с тем, начиная с 2004 года, т. е. с начала перехода на Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее ФБУП), в муниципальных органах управления образованием Республики Адыгея и общеобразовательных учреждениях изменился подход к организации образовательного процесса по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает изучение ОБЖ по 1 часу в неделю в 8 классе, а компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования по 1 часу в неделю в 10 классе на базовом уровне. При переходе на ФБУП обозначились фрагментарность подхода к преподаванию ОБЖ в общеобразовательных учреждениях, отсутствие четкого комплексного и тематического планирования образования обучающихся в области безопасности жизнедеятельности. Практически в 5-9 классах учебный предмет ОБЖ не включался в учебные планы многих школ и, особенно в учреждениях повышенного уровня обучения (лицеи, гимназии).

Базисные и примерные учебные планы для образовательных учреждений Республики Адыгея, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея от 24.07.06 № 429, не разрешали создавшуюся ситуацию, т.к. из национально-регионального компонента в них на изучение ОБЖ был выделен дополнительно всего 1 час в 11-х классах. Утверждение и поэтапное введение в учебный процесс общеобразовательных школ республики с 01.09.2007 г. базисных и примерных учебных планов в новой редакции (приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея от 03.07.07 № 496) позволит стабилизировать изучение учебного предмета ОБЖ на всех образовательных уровнях.

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи органам управления образованием Республики Адыгея, методистам, преподавателям-организаторам и учителям ОБЖ в планировании и организации учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности с учетом системного подхода к обеспечению личной, общественной и государственной безопасности и выполняют три основные функции:

- информационно-методическую, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета ОБЖ;

- организационно-планирующую, которая предусматривает введение дополнительных часов на преподавание ОБЖ за счет национально-регионального компонента и времени вариативной части базисного учебного плана.

- методическую, которая позволяет преподавателям-организаторам и учителям ОБЖ, учителям-предметникам, привлекающимся к проведению занятий по ОБЖ, реализовать собственный подход в части тематического планирования курса и структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, а также выбора путей формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развития и социализации обучающихся.

При разработке настоящего сборника использованы основные положения методических рекомендаций по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет времени вариативной части базисного учебного плана, разработанных Федеральным институтом развития образования.


^ 2. Общие положения


2.1. Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании - это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.

2.2. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» реализует основные положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов «Об образовании», «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащего», «Об альтернативной гражданской службе», основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и других нормативно правовых актов в области безопасности.

2.3. Главной целью подготовки обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.

Общими задачами выступают:

- вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;

- развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей, и преодолении их трудностей;

- повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;

- формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;

- формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий, оказания само- и взаимопомощи;

- совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности; формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

2.4. Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общего образования изложены в обязательных минимумах содержания общего образования, и в федеральном и региональном (национально-региональном) компонентах государственного образовательного стандарта.

2.5. Основные цели и задачи органов управления образованием Республики Адыгея в преобразовании и дальнейшем развитии ОБЖ на всех ступенях общего образования должны определяться исходя из государственной и общественной потребности в организации целенаправленного, непрерывного обучения в области безопасности жизнедеятельности, условий обеспечения региональной и индивидуальной безопасности каждого жителя России, национальной безопасности страны, безопасности мирового сообщества, из оценки имеющегося содержания общего образования, а также в соответствии с направлениями модернизации общего образования.

2.6. В современных условиях не снижающейся динамики угроз и опасностей для человека от собственной жизнедеятельности в бытовой, социальной, природной и техногенной сферах, организация образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях должна строиться с учетом повышения требований к содержанию учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и его освоения обучающимися, что может быть достигнуто непрерывностью обучения на всех ступенях общего образования.

2.7. Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения следует рассматривать как дополнение и расширение федерального компонента образовательного стандарта общего образования по ОБЖ для всех ступеней общего образования.

3. Определение содержания общего образования по основам безопасности жизнедеятельности за счет времени инвариантных и вариативных частей федерального и регионального базисных учебных планов


3.1. Определение содержания и распределение тематики ОБЖ по ступеням и учебным годам общего образования за счет времени базисного учебного плана должно соответствовать возрастным особенностям и возможностям обучающихся по освоению материала с учетом региональных и местных особенностей, а также особенностей уровней безопасности:

а) первый уровень (1-4 классы) – безопасность школьника;

б) второй уровень (5-9 классы) – безопасность личности;

в) третий уровень (10-11 классы) – безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

3.2. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования предусматривает изучение отдельных элементов основ безопасности жизнедеятельности в интегрированном учебном предмете «Окружающий мир».

При этом на изучение основных вопросов безопасности жизнедеятельности в курсе «Зеленый дом» автора А.А. Плешакова отведено более 25 часов, в курсе «Природа и люди» автора 3.А. Клепиной – более 20 часов, в курсе «Окружающий мир» автора Н.Ф. Виноградовой – более 25 часов, в курсе «Мир и человек» автора А.А. Вахрушевой – более 15 часов.

Необходимо дополнительно осуществить изучение базисных компонентов учебной программы ОБЖ для начальной школы: изучение тем по формированию у младших школьников системных знаний, умений и навыков о здоровом образе жизни и личной гигиене, об угрозах и опасностях в сфере жизнедеятельности школьника, приёмах и правилах самозащиты и поиска своевременной помощи со стороны взрослых (в том числе, по телефону), об обеспечении безопасности собственных действий и предотвращения опасных ситуаций и конфликтов дома, в школе, на улице, в общественных местах, на водоёмах, при пожаре, а также оказания простейшей медицинской помощи. Это возможно осуществить за счет времени компонента образовательного учреждения из расчета не менее 0,5 часа в неделю (17 часов в год) или (при отсутствии такой возможности) путем дополнительной интеграции этих тем в вышеназванные учебные предметы.

При использовании региональной программы по курсу ОБЖ для 1-4 классов общеобразовательных учреждений возможно использовать учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» автора В. В. Полякова (изд-во «Дрофа»), альбомы-задачники «Жизнь без опасности» автора Л. П. Анастасовой и др. (изд-во «Вентана-Граф»), рабочие тетради «Безопасное поведение» автора А.В. Гостюшина (изд-во «Открытый мир»), дополнительные пособия из серии «Азбука безопасности» автора А. Иванова (изд-во «АСТ-Пресс»).

3.3. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе по 1 часу в неделю, а из регионального (национально-регионального) компонента выделяются дополнительные часы для изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5, 6, 7, 9 классах по 1 часу в неделю. Оба компонента определяют самостоятельные образовательные линии (безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний и здорового образа жизни), которые дают обобщенное представление об обязательном минимуме содержания основных образовательных программ. В 9 классе добавляется еще одна образовательная линия - основы военной службы.

При этом более детальному изучению подлежат следующие тематические направления:

- безопасность в бытовой (городской) среде (безопасность в населенном пункте, безопасное участие в дорожном движении, безопасность на транспорте, безопасность в быту);

- пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;

- безопасность в природной среде (безопасность при вынужденном автономном существовании, безопасность при смене климатогеографических условий, безопасность на воде);

- безопасность в социальной среде (безопасность в криминальных ситуациях, безопасность при террористических актах);

- безопасность в чрезвычайных ситуациях (безопасность в чрезвычайных ситуациях природного характера, безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера);

- основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье, факторы, разрушающие здоровье человека).

3.4. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования устанавливает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе для универсального обучения по 1 часу в неделю, а из регионального (национально-регионального) компонента отводится один дополнительный час в неделю (универсальное обучение) для изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 11 классе. Основные образовательные линии остаются преемственными в 10 классе (безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основы военной службы), а в 11 классе остаются две последние.

Региональной программой в 11 классе предусматривается в 1 полугодии учебного года совместное изучение юношами и девушками части программы (раздел II-основы медицинских знаний и здорового образа жизни и темы 3,4 III раздела-основы военной службы). Во втором полугодии юноши изучают тему 5 - особенности военной службы, а девушки занимаются по специальной программе «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». В этой программе изучаются вопросы репродуктивного здоровья женщины. Такой вариант в настоящее время приемлем, при наличии возможностей у образовательного учреждения осуществить во 2 полугодии раздельное обучение юношей и девушек по ОБЖ, т. к. нормативными документами такое разделение классов на группы при изучении ОБЖ пока не предусмотрено.

В старших классах обучающиеся должны приобрести начальные знания об обороне государства, о воинской обязанности граждан и овладеть навыками в области гражданской обороны, а граждане мужского пола, не прошедшие военной службы, также пройти подготовку по основам военной службы. Оба компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования определяют самостоятельные образовательные направления (сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности, государственная система обеспечения безопасности населения, основы обороны государства и воинская обязанность), которые дают обобщенное представление об обязательном минимуме содержания основных образовательных программ.

Формирование у обучающихся системных знаний, умений и навыков позволит им создать цельное представление о безопасности жизнедеятельности, необходимой для благополучного развития личности, общества и государства за счет вариативного подхода к образованию по ОБЖ, адаптированного к специфике образовательной деятельности и формированию содержания образовательных направлений.

При этом более детальному изучению подлежат следующие образовательные направления:

- основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье; факторы, разрушающие здоровье человека);

- безопасность в социальной среде (безопасность при террористических актах, безопасность при возникновении региональных и локальных вооруженных конфликтах и массовых беспорядков);

- безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера;

- пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;

- основные направления деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

- мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

- государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан;

- правовые основы организации обеспечения безопасности и защиты населения;

- вопросы государственного и военного строительства Российской Федерации (военные, политические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации, вооруженные силы России в структуре государственных институтов);

- военно-историческая подготовка (военные реформы в истории российского государства, дни воинской славы в истории России);

- военно-правовая подготовка (правовые основы защиты государства и военной службы, воинская обязанность и подготовка граждан к военной службе, правовой статус военнослужащего, прохождение военной службы, воинская дисциплина);

- государственная и военная символика Вооруженных Сил Российской Федерации (символика Вооруженных Сил Российской Федерации, ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации).

3.5. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования устанавливает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 - 11-х классах на профильном уровне по 2 часа в неделю только в оборонно-спортивном профиле (профильный предмет), а из регионального (национально-регионального) компонента выделяются по два дополнительных часа за 2 года обучения для всех профилей, в том числе и оборонно-спортивного (т.е. с дополнительными часами на оборонно-спортивный профиль предусматривается выделение 6 часов за 2 года обучения). Таким образом, на изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (военно-спортивный профиль) можно сконцентрировать до 204 часов за 2 года обучения, а это потребует разработки специальных авторских программ. Примерная региональная программа, которая может быть взята за основу при разработке непосредственно в образовательных учреждениях, представлена в приложении 5.

Основные образовательные направления усиливаются понятием современного комплекса проблем безопасности (в составе линии - безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях).

Основное тематическое содержание обучения по предмету ОБЖ аналогично универсальному уровню (п. 3.4.).


^ 4. Планирование и организация образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности


4.1. Главная цель организации образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности: дать возможность участникам образовательного процесса расширить познавательные возможности и навыки в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья за счёт различных наиболее приемлемых и эффективных форм занятий, исходя из региональных и местных особенностей, их степени потенциальной опасности, климатогеографических условий, состояния материальной базы и квалификации педагогов, а также контингента обучающихся в конкретном населенном пункте и образовательном учреждении.

4.2. Достижение высоких результатов в подготовке обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности во многом зависит от качества планирования учебного процесса, которое должно обеспечивать логическую последовательность и обоснованную связь при изучении тем, а также наращивание знаний, навыков и умений обучаемых по всем годам обучения.

Правильное планирование обеспечивает: необходимое направление, структуру и качество обучения; рациональное распределение времени на темы учебного материала; логичную организацию формирования навыков и умений; продуманное использование учебной и учебно-методической литературы, технических средств обучения и оборудования.

4.3. При планировании учебного процесса анализируются действующие образовательные программы и учебные издания, изучаются методическая литература, наглядные и учебные пособия, различные справочные и статистические данные, а также ведомственные рекомендации по тематике ОБЖ. Наряду с традиционными источниками информации следует активно использовать глобальную информационную сеть Интернет. В первую очередь ее русскоязычные ресурсы: законодательные акты Российской Федерации и указы Президента Российской Федерации; законодательные акты органов государственного управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; сайты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; правила поведения в экстремальных и опасных ситуациях, данные о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (поиск в системах «Рамблер»); рекомендации и методические разработки учебных заведений.

4.4. При разработке комплексных календарных планов в них необходимо учитывать мероприятия по основным направлениям деятельности общеобразовательных учреждений и организации учебного процесса по ОБЖ:

- учебная работа (учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций, индивидуальные консультации, факультативные занятия по отдельным образовательным линиям ОБЖ, групповые предэкзаменационные консультации, учебные сборы на базе воинской части по основам военной службы с учащимися юношами 10 классов, итоговая аттестация по ОБЖ учащихся 9 классов, итоговая аттестация по ОБЖ учащихся 11 классов и т.д.);

- методическая работа (методические семинары с учителями начальных классов, с классными руководителями 5-9 классов и преподавателями-предметниками, привлекаемыми для проведения занятий по ОБЖ; индивидуальные консультации для преподавателей ОБЖ; открытые уроки и проведение мастер-класса с учителями ОБЖ по отдельным темам учебного предмета, индивидуальная работа преподавателя по совершенствованию методического мастерства, и др.);

- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся, походы по местам боевой славы и др.);

- работа по совершенствованию учебно-ма­териальной базы (приобретение учебной и методической литературы, наглядных пособий, видео- и фотоматериалов, приборов, оборудования и имущества, оформление классов и методических уголков по ОБЖ, ремонт оборудования и инвентаря и т.п.).

4.5. При планировании и организации занятий целесообразно использовать действующую региональную программу по ^ Основам безопасности жизнедеятельности для I-XI классов общеобразовательных школ (составители Федоров А.П., Авдеев Н.В.), введенную в учебный процесс школ республики в 2000 году. Практически данная программа, соответствующая основным требованиям государственного образовательного стандарта по учебному предмету ОБЖ, остается базовой для общеобразовательных учреждений республики на всех ступенях обучения. В связи с поэтапным вводом в учебный процесс общеобразовательных школ республики с 01.09.2007 г. базисных и примерных учебных планов в новой редакции (приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея от 03.07.07 № 496), авторами настоящих рекомендаций проведена коррекция ряда тематических планов программы, введены актуальные темы с учетом требований процесса модернизации образования.

Так, частично откорректированы примерные тематические планы 1-4 классов (приложение 1), 10 класса (приложение 2), 11 класса (приложение 3), специальной учебной программы для девушек 11 класса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (приложение 4), переработана примерная федеральная программа среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности профильного уровня (оборонно-спортивный профиль) (приложение 5), введены темы по изучению основ международного гуманитарного права, военно-профессиональной ориентации и др.

Тематические планы 5, 6, 7, 8, и 9 классов остались без изменений.

Примерный расчет часов на весь период обучения приведен в нижеследующей таблице:


^ РАСЧЕТ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОБЖ

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование - базовый уровень и профильное обучение, кроме оборонно-спортивного профиля)





Классы

Содержательные линии

I, Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

II.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

III.

Основы военной службы



Пятидневные учебные сборы (во внеучебное время)



Всего часов за год




кол-во часов

кол-во часов

кол-во часов

кол-во часов

I

12

5

-




17***

II

12

5

-




17***

III

12

5

-




17***

IV

10

7

-




17***

V

29

5

-




34**

VI

20

14

-




34**

VII

30

4

-




34**

VIII

25

9

-




34*

IX

5

19

10




34**

X

13

6

15

40

34*(40)

XI

-

8

26




34**

Всего

168

87

51




346


* Часы из федерального компонента

** Часы из национально-регионального компонента

*** Часы из компонента образовательного учреждения


Выполнение программы в полном объеме позволит обеспечить непрерывное и последовательное изучение учебного предмета ОБЖ на всех ступенях общего образования, реализовать возможности проведения итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов на уровне, соответствующем государственному образовательному стандарту по предмету.

4.6. Для обеспечения эффективности образовательного процесса по ОБЖ необходимо использовать:

все виды организации учебных занятий (в том числе, с использованием компьютерных технологий);

все виды учебной деятельности учащихся (включая игровую, практическую, проектную, исследовательскую, поисковую - в том числе, во внеурочное время);

оптимальные средства и методы оценки качества образовательного процесса (для текущего управления процессом) и уровня подготовленности выпускников (для оценки результата знаний, умений и навыков).


^ 5. Рекомендации по использованию действующих учебников,

учебно-методических комплектов и других нормативных документов по основам безопасности жизнедеятельности


5.1. При организации изучения учебного предмета ОБЖ, выборе учебников и учебно-методических комплектов, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами:

- Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования по ОБЖ (приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19.05.1998 № 1236);

- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по ОБЖ (приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 30.06.1999 № 56);

- стандарт основного общего образования по ОБЖ (приказ Министерства образования России от 5.03.2004);

- стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне (приказ Министерства образования России от 5.03.2004);

- стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне (приказ Министерства образования России от 5.03.2004);

- примерные программы по ОБЖ для основного общего образования;

- авторская программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в V - IX классах общеобразовательных учреждений, автор А.Т. Смирнов (изд-во «Просвещение», 2001);

- авторская программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений авторов В.Н. Латчука, С.К. Миронова, С.Н. Вангородского (изд-во «Дрофа», 2005);

- примерные программы по ОБЖ среднего (полного) общего образования на базовом уровне;

- примерная программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для X - XI классов общеобразовательных учреждений, автор А.Т. Смирнов (изд-во «Просвещение», 2001);

- авторская программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) авторов В.Н. Латчука, С.К. Миронова, С.Н. Вангородского (изд-во «Дрофа», 2005);

- «Основы безопасности жизнедеятельности». Программа для 1 -- 11 классов общеобразовательных школ. Составители Федоров А.П., Авдеев Н.В. (Майкоп , 2000);

- примерные программы по ОБЖ среднего (полного) общего образования на профильном уровне;

- примерная региональная программа по ОБЖ среднего (полного) общего образования на профильном уровне (оборонно-спортивный профиль) (приложение 5);

- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по ОБЖ , которые подробно представлены в «Методических рекомендациях по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательных учреждениях» авторами Н.А. Крючек, С.К. Мироновым, Б.И. Мишиным (изд-во «Дрофа», 2005).

5.2. Действующие учебники обеспечивают реализацию содержания (примерно такого же объема, как обязательный минимум содержания) в течение 5 лет и обеспечивают преподавание ОБЖ как регионального (национально-регионального) компонента или компонента образовательного учреждения.

5.3. Для преподавания учебного предмета ОБЖ на ступени основного общего образования целесообразно использовать учебно-методический комплект по «Основам безопасности жизнедеятельности» для основного общего образования (авторы В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.Н. Вангородский и др., издательство «Дрофа»); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов (под редакцией Ю.Л. Воробьева, издательство «Астрель»), учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 - 9 классов (автор И.К. Топоров, издательство «Просвещение»).

5.4. Для преподавания учебного предмета ОБЖ на базовом уровне в старшей школе рекомендуется использовать учебно-методический комплект по «Основам безопасности жизнедеятельности» для среднего (полного) общего образования (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский и др., издательство «Дрофа»); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11 классов (авторы А.Т. Смирнов и др., издательство «Просвещение»); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11 классов (под редакцией Ю.Л. Воробьева, издательство «Астрель»); мультимедийное учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса (под редакцией С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьева, издательство ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное обучение»).

5.5. В целом для преподавания учебного предмета ОБЖ рекомендуется использовать любое учебное пособие, включенное в Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки России к использованию в образовательных учреждениях.

Приложение 1


^ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(в редакции 2007 года)


I КЛАСС




^ Содержательные линии



Разделы и темы программы

Количество часов


Всего

Из них на практи-ческие занятия

I.

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

^ 1. Условия безопасного поведения учащихся


12



3


1.1. Безопасность

1.2. Улица полна неожиданностей

1.3. Наши верные друзья на улицах и дорогах

1.4. Это должны знать все!

1.5. Мы - пассажиры

1.6. Безопасность на воде

1.7 Безопасность в помещении







II.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

^ 2. Основы здоровья

5

-

2.1. Умывание и купание

2.2. Забота о глазах

2.3. Уход за ушами и зубами

2.4. Уход за руками и ногами








Всего

17

3



^ I I КЛАСС




Содержательные линии



Разделы и темы программы

^ Количество часов


Всего

Из них на практи-ческие занятия

I.

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

^ 1. Условия безопасного поведения учащихся


12



4


1.1. Окружающая среда - что это?

1.2. Современное жилище

1.3. Огонь - друг и враг человека

1.4. Природа

1.5. Водоемы

1.6. Домашние животные

1.7. Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм

1.8. Знакомство с дорожными знаками и сигналами для регулирования дорожного движения

1.9. Будь внимательным и осторожным







II.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

^ 2. Медицинские знания и здоровье детей

5

-

2.1. Забота о коже

2.2. Как следует питаться

2.3. Как сделать сон полезным

2.4. Настроение в школе и после школы

2.5. Вредные привычки








Всего

17

4



^ I I I КЛАСС




Содержательные линии



Разделы и темы программы

^ Количество часов


Всего

Из них на практи-ческие занятия

I.

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

^ 1. Условия безопасного поведения учащихся


12



4



1.1. Чрезвычайная ситуация - что это?

1.2. Предупреждение бытового травматизма

1.3. Правила по безопасному пользованию газом в быту 1.4. Правила поведения на водоеме

1.5. Водоемы

1.6. Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.

1.7. Элементы улиц и дорог

1.8. Безопасность пассажиров

1.9. Движение пешеходов по улицам и дорогам







II.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

^ 2. Основы здоровья

5

-


2.1. Почему мы болеем? Безопасность при любой погоде

2.2. Кто и как предохраняет нас от болезней?

2.3. Кто нас лечит?

2.4. Прививки от болезней

2.5. Что нужно знать о лекарствах?

2.5. Как избежать отравления?







Всего

17

4



^ I V КЛАСС




Содержательные линии



Разделы и темы программы

^ Количество часов


Всего

Из них на практи-ческие занятия

I.

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

^ 1. Условия безопасного поведения учащихся


10



4


1.1. Предупреждение бытового травматизма

1.2. Ситуации криминогенного характера

1.3. Пожар в жилище

1.4. Безопасность на воде

1.5. Безопасность пешеходов

1.6. Когда ты становишься водителем

1.7. Знаем ли мы правила дорожного движения?

1.8. Государственная инспекция безопасности дорожного движения







II.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

^ 2. Оказание первой медицинской помощи

7

-


2.1. Как уберечься от ударов электрическим током

2.2. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов

2.3. Как защититься от насекомых

2.4. Предосторожности при обращении с животными

2.5. Первая медицинская помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газами, дымом

2.5. Основы здорового образа жизни и безопасность человека







Всего

17

4
  1   2   3   4



Похожие:

Пояснительная записка в республике Адыгея накоплен определенный опыт преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconМетодическое письмо «О преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010-2011 учебном году»
Нормативные основы преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Пояснительная записка в республике Адыгея накоплен определенный опыт преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconНационально-региональный компонент государственного образовательного стандарта по учебному предмету «основы безопасности жизнедеятельности» Пояснительная записка
Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом Республики Адыгея «Об образовании», с учетом основных направлений модернизации...
Пояснительная записка в республике Адыгея накоплен определенный опыт преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconО преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2008-2009 учебном году
Составитель: Попович Валерий Александрович, методист кафедры педагогики и психологии
Пояснительная записка в республике Адыгея накоплен определенный опыт преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconМетодическое письмо о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
Важнейшим направлением этого процесса является формирование культуры безопасности жизнедеятельности, котораядолжна формироваться...
Пояснительная записка в республике Адыгея накоплен определенный опыт преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconМетодическое письмо о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
Важнейшим направлением этого процесса является формирование культуры безопасности жизнедеятельности, которая должна формироваться...
Пояснительная записка в республике Адыгея накоплен определенный опыт преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconКонкурс на лучшее общеобразовательное учреждение по курсу Основы безопасности жизнедеятельности 2- место 2009 г
Должность, преподаваемый предмет: преподаватель-организатор обж, основы безопасности жизнедеятельности
Пояснительная записка в республике Адыгея накоплен определенный опыт преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А. Т. Смирнова. 2007 г

Пояснительная записка в республике Адыгея накоплен определенный опыт преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПрограмма по основам безопасности жизнедеятельности 10 класс Пояснительная записка
М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1–11 классы»...
Пояснительная записка в республике Адыгея накоплен определенный опыт преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПрограмма по основам безопасности жизнедеятельности 11 класс Пояснительная записка
М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1–11 классы»...
Пояснительная записка в республике Адыгея накоплен определенный опыт преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconТематический план по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (8 класс) № п/п
Администрации Ярославской области письмо от 11. 2004 года №01-10/2206 «О примерной программе и тематическом поурочном планировании...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы