Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9» icon

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9»




Скачать 143.56 Kb.
НазваниеПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9»
Дата31.08.2013
Размер143.56 Kb.
ТипПрограмма
источник

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,

ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

МКОУ МО г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9»


Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающая: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и в природе, безопасного для человека и окружающей среды; пробуждения в детях желания заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения; формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование установок на использование здорового питания; формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая необходимые условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных ситуациях; сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

· Закон Российской Федерации «Об образовании»;

·Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

·СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»;

·Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001); · Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

·О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

· Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

·Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

· Концепции ОС «Школа 2100».

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

· неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

· факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

· активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

· особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды.

Современный ребенок проводит в школе до 70% всего активного времени. Именно в этот период интенсивно формируются и развиваются все системы организма. Любые неблагоприятные воздействия могут вызвать нарушения адаптации, которые приводят к постепенной утрате ребенком того физического и энергетического запаса прочности, которое и принято называть здоровьем.

В практике существует множество определений понятия "здоровье". Мы в своей деятельности руководствуемся определением данного понятия, предложенным ВОЗ: " Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов".

Соматический компонент включает в себя генотип, обмен веществ, уровень физического развития, тип конституции, функционирование систем организма.
Индивидуально-психический компонент включает в себя эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности, доминантность полушария, темперамент и другие свойства психики.
Социально-личностный компонент включает в себя социально обусловленные свойства психики человека, обеспечивающие выполнение различных социальных ролей, социальную адаптацию (целевые установки, актуальные потребности, уровень и степень притязаний.
Духовно-нравственный компонент ученые не обозначают как личностный, так как духовное состояние человека выходит за рамки личности.

Анализ данных о состоянии здоровья школьников позволяет сделать следующие выводы:

В состоянии здоровья детей преобладают ученики, отнесенные ко 2-й и 3 группам здоровья, достаточно большое количество ребят, подверженных хроническим заболеваниям.

Ослабление зрения детей свидетельствует о большом объеме зрительных нагрузок и необходимости регулярного контроля остроты зрения в течение учебного года.

Большое количество обучающихся с нарушениями осанки требует проведения регулярного подбора мебели, физкультминуток, прогулок, смены видов деятельности на уроке, постоянного контроля и самоконтроля за правильной осанкой во время занятий.

  Для того чтобы улучшить состояние здоровья учеников, необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов.

Для обеспечения сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса необходимо реализовать в программе развития школы три направления:

  • Обеспечение сохранения и укрепления здоровья ученика,

  • Обеспечение формирования здоровьесохраняющих культурных традиций семьи.

  • Обеспечение здоровьесохраняющей деятельности педагога.

Цели программы:

  • Создание единого пространства для формирования и воспитания  гармонично развитой личности, физического и психического комфорта в условиях школы.

  • Формирование у школьников знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.

  • Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Задачи программы:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье через привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы;

  • научить младших школьников делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; обеспечение системы полноценного сбалансированного питания детей с учетом особенностей состояния их здоровья;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;

  • дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубного влияния на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, телевидением, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; формирование здоровьесохраняющих культурных традиций семьи.

  • сформировать потребность ребенка безбоязненного обращения к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе, связанным с особенностями роста и развития.

^ Методические принципы в реализации программы:

1. При реализации программы обучения здоровью необходимо ориентироваться не на передачу собственно знаний, а именно на формирование соответствующих представлений. При этом надо иметь в виду, что на формирование системы представлений школьников о здоровье и здоровом образе жизни может повлиять только та информация, которая в их сознании имеет прямое и непосредственное отношение к их собственной жизни.
2. Без целенаправленной работы с системой субъективных отношений школьников все усилия педагогов по формированию у них представлений о здоровье и здоровом образе жизни, а также по обучению необходимым стратегиям и технологиям поведения окажутся малоэффективными. Для этого необходимо, чтобы транслируемая информация была в сознании школьников тем или иным образом связана с удовлетворением их потребностей.
3. При реализации программы обучения здоровью и здоровому образу жизни преимущество должно быть отдано стратегиям по сравнению с технологиями. При этом необходимо обеспечить школьникам возможность приобрести опыт переживания тех эмоциональных состояний, которые возникают в процессе различных деятельностей, связанных со здоровьем. А поскольку оно приобретается только в процессе самой деятельности, успешная реализации программы без достаточно большого количества практических занятий не представляется возможной.

4. При работе с программой необходимо решать одновременно три задачи:

1) формировать у школьников систему представлений о здоровье и здоровом образе жизни,

2) способствовать возникновению соответствующего субъективного отношения,

З) обеспечивать их адекватными стратегиями и технологиями. Нельзя акцентироваться на одной из них в ущерб остальным!

5. Критерием эффективности работы педагога является не усвоение школьниками тех или иных знаний, умений и т.д., не демонстрация определенного отношения к проблемам здоровья и здорового образа жизни, а реальное изменение их поведения.
6. Педагогу нужно быть готовым к тому, что при реализации программы он столкнется различными психологическими сопротивлениям со стороны школьников, которые являются обычной и совершенно нормальной реакцией людей на попытку изменить структуру их сознания. Эти сопротивления носят различный характер в разном возрасте, поэтому педагогу обязательно необходимо иметь достаточно полное представление о них, чтобы наиболее адекватно выстроить систему преподавания. Реализация программы обучения здоровью может быть успешной только в том случае, когда она является целостной системой и охватывает все возрасты.


Основополагающие принципы построения программы:

    • Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.

    • Учёт познавательной активности в двигательной деятельности.

    • Единство физического и психического развития.

    • Наглядность.

    • Принцип целостности человека, его психосоматического, социокультурного единства. При этом приоритетными компонентами деятельности должны выступают самореализация, саморазвитие и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной активностью человека.

    • Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.

    • Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры.

    • Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.


Прогнозируемая модель личности ученика:

  • Физически, нравственно, духовно здоровая личность, со сформированным ценностным отношением к своему здоровью, здоровью окружающих людей.

  • Осознание себя как биологического, психического и социального существа.

  • Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.

  • Правильная организация своей жизнедеятельности, с позиции здоровьесбережения и знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, рекламы, телевидения, вредных привычек.

  • Стойкий интерес и потребность к познавательной и двигательной деятельности.

  • Первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.

  • Самоконтроль, личностное саморазвитие, творческая продуктивность.


Ожидаемые результаты программы:

  • Сохранение психофизиологического здоровья подрастающего поколения в социальных условиях современного общества.

  • Повышение функциональных возможностей организма учащихся.

  • Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.

  • Повышение приоритета здорового образа жизни.

  • Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

  • Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.

  • Сформировать осознанное отношение детей и их родителей, членов педагогического коллектива к состоянию здоровья через пропаганду здорового образа жизни.

Учащиеся должны знать:

  • Правила бережного отношения к зрению, к органам зрения, к зубам.

  • Специальные упражнения при плоскостопии.

  • Правила ухода за кожей.

  • Органы пищеварения.

  • Золотые правила питания, полезные продукты.

  • Правила здорового сна, хорошего настроения.

  • Правила для поддержания правильной осанки

  • Признаки здорового и закаленного человека.

  • Правила безопасности на воде.

  • Правила хорошего тона.

  • Задачи оздоровительных пауз.

  • Правила гигиены и питания, закаливания.

Учащиеся должны уметь:

  • Правильно умываться, мыть зубы, чистить уши.

  • Специальные упражнения при плоскостопии (катание валика, хождение босиком, массаж стопы и др.).

  • Следить за кожей, ногтями.

  • Оказывать первую помощь при порезах, ожогах

  • Соблюдать режим дня.

  • Выполнять комплекс упражнений для поддержания правильной осанки.

  • Выполнять комплекс упражнений для глаз.

  • Выполнять несколько комплексов утренней гимнастики.

  • Выполнять комплекс дыхательной гимнастики.

  • Выполнять несколько комплексов для динамической паузы.

  • Выполнять различные оздоровительные упражнения.

train05

Программа педагогического лектория для родителей учащихся 1-4 классов по теме

«^ КАК СБЕРЕЧЬ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА»

Мы считаем, что результата добиться можно только решая проблему комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.

цели:

  • Вооружение родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психологическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на данном возрастном этапе его жизни.

  • Выработка навыков, умений, приемов оценки психического состояния детей с целью контроля за их психическим здоровьем.

  • Формирование у родителей понимания важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга как одного из средств профилактики асоциального поведения детей.

задачи

-Углубить у родителей представление о ценности здоровья ребенка и необходимости бережного отношения к нему.

-Расширить знания родителей о правилах здорового образа жизни, воспитывать готовность соблюдать эти правила.

-Просвещать родителей в вопросах развития у детей представления о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.

-Приобщать к совместной досуговой деятельности родителей и детей.


Мероприятие

Ответственные

^ Время

проведения

1 класс







1. Адаптация первоклассника.

Учителя 1 классов.

сентябрь

2. Гиподинамия у школьников:

• организация правильного двигательного режима ученика в школе и дома;

• роль динамических пауз в режиме труда школьника,

Учителя 1 классов и школьный фельдшер

ноябрь

3. Питание школьника и его здоровье. Основные правила и принципы. Правильное сочетание пищевых продуктов. Роль школьного питания в поддержании умственной и физической работоспособности учащихся.

Учителя 1 классов с привлечением врача ЦГБ

декабрь

4. Повышение иммунитета школьников к различным заболеваниям.

Учителя 1 классов и школьный медик

февраль

5. Средства профилактики простудных заболеваний.

6.Правильная организация летнего отдыха детей, направленного на сохранение здоровья.

Учителя 1 классов

май



2 класс







1. Влияние учебного процесса на здоровье детей.

Учителя 2 классов.

сентябрь

2. Экология и здоровье ребёнка:

  • радиоактивность в доме;

  • электромагнитные поля и излучение в доме;

  • телевизор – наш друг и враг

  • ребенок и компьютер.

Учителя 2 классов и школьный медик

ноябрь

3. Контроль массы тела и способы ее нормализации. Избыточный вес и здоровье школьников.

Учителя 2 классов с привлечением врача ЦГБ

декабрь

4. Основные нарушения зрения и профилактика заболеваний глаз.


Учителя 2 классов с привлечением врача-окулиста ЦГБ

февраль

5. Желудочно-кишечные заболевания и их профилактика.

Учителя 2 классов с привлечением врача ЦГБ

май




3 класс







1. Дополнительное образование как один из способов сохранения здоровья школьника.

Учителя 3 классов с привлечением специалистов дополнительного образования.

сентябрь

1. Табакокурение — вредная привычка. Как избежать вовлечения вашего ребенка в круг курильщиков.

Учителя 3 классов и врачи-наркологи

декабрь

1. Семейные конфликты и способы их разрешения без нанесения ущерба психическому здоровью школьника.

Учителя 3 классов с привлечением психолога

февраль

1. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, остеохондроза, опорно-двигательного аппарата учащихся.

Учителя 3 классов и школьный медик

май

4 класс







1. Ориентация ребёнка на здоровый образ жизни. Правила личной гигиены.

Учителя 4 классов

сентябрь

1. Проблемы телепросмотров и компьютерных игр, сохранение остроты зрения и осанки.

Учителя 4 классов.

декабрь

1. Табакокурение, алкоголизм, наркомания — звенья одной цепи.

Учителя 4 классов и врачи-наркологи

февраль

1.Возрастные особенности школьников при переходе младших школьников в 5 класс.

Учителя 4 классов и классные руководители 5 классов

май



Ожидаемые результаты работы педагогического лектория:

Реализация лектория будет способствовать:

  • осознанию личной причастности родителей к состоянию своего здоровья и здоровья своих детей

  • включению в деятельность по приобретению навыков и опыта в формировании положительного отношения к здоровому образу жизни

  • знанию основных способов укрепления и сохранения здоровья

  • улучшению физического и духовного состояния

  • умению предупреждать у ребенка выработку вредных привычек


Организация мониторинга здоровьесберегающей деятельности

образовательного учреждения

Мониторинг здоровьесберегающей деятельности - это комплексное системное изучение состояния здоровья школьников, учебной и внеучебной нагрузки, а также анализ организации здоровьесберегающих технологий.

^ Задачи мониторинга:



  • Изучение и анализ инфраструктуры общеобразовательных школ, обеспечивающей возможность рациональной организации учебного процесса и здоровьесберегающей деятельности




  • Изучение и анализ учебной и внеучебной нагрузки школьников, их режима дня




  • Изучение и анализ состояния здоровья школьников 1-2-х и 10—11-х классов.




  • Анализ форм и методов здоровьесберегающих технологий, используемых в образовательных учреждениях

В каждом из блоков содержится от 4 до 14 утверждений, из которых заполняющий анкету выбирает те, которые соответствуют положению дел в руководимом им образовательном учреждении. При этом каждому утверждению соответствует некоторое количество баллов, которое учитывает относительный вес рассматриваемых признаков. После заполнения анкеты суммируются баллы по каждому блоку, а затем вычисляется итоговая сумма баллов по всем блокам. Эта итоговая величина и является количественной оценкой оздоровительного потенциала образовательного учреждения. Ее сравнение со стандартными значениями, которые были получены в результате статистического анализа общероссийской выборки школ, позволяет отнести каждое образовательное учреждение к одной из трех групп в зависимости от уровня ее оздоровительного потенциала.



Похожие:

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9» iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9» iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего обра­зования cформирована с учётом...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Введение
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9» iconУтверждена
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни 72
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9» iconУтверждена
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни 71
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9» iconОбразовательная программа формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитатель: Игонченкова Н. Н. Саранск 2011-2012 уч год Пояснительная записка
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы