Информационное образовательное пространство \"сельская школа вуз\": опыт внедрения icon

Информационное образовательное пространство "сельская школа вуз": опыт внедрения




Скачать 68.74 Kb.
НазваниеИнформационное образовательное пространство "сельская школа вуз": опыт внедрения
Дата12.06.2013
Размер68.74 Kb.
ТипДокументы
источник

Информационное образовательное пространство "сельская школа - вуз": опыт внедрения.


Д.А. Бояринов, ГОУ ВПО "Смоленский государственный университет"

dmboyarinov@mail.ru


Информатизация всей системы общего и специального образования РФ - процесс, ориентированный на формирование поколения, которое отвечает по своему уровню развития и образу жизни новым социальным условиям.

Под информатизацией образования понимается целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий в три основные сферы:

- в учебный процесс для подготовки граждан к жизни и деятельности в условиях современного общества; а так же для повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов;

- в управление системой образования для повышения эффективности и качества процесса управления;

- в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов; для разработки и внедрения новых образовательных технологий на основе использования современных информационных технологий.

Разработка и использование электронных учебных средств с самого начала развивались по двум основным направлениям. В рамках первого направления разрабатываются и эксплуатируются автоматизированные обучающие системы по различным учебным дисциплинам. Второе направление внедрения компьютерных технологий в обучение тесно связано с процессами информатизации различных отраслей человеческой деятельности. В рамках данного направления созданы отдельные учебные компьютерные программы, пакеты программ, элементы автоматизированных систем, предназначенные для автоматизации трудоемких расчетов, оптимизации, исследования свойств объектов и процессов на математических моделях и т.п.

С начала 80-х годов прошлого века интенсивно развивается новое направление информатизации обучения, связанное с созданием и применением интеллектуальных обучающих систем, основанных на разработках в области искусственного интеллекта. Существенной частью подобных систем являются модели обучаемого, процесса обучения, предметной области, на основе которых для каждого учащегося может строиться наиболее рациональная стратегия обучения. В свою очередь, это требует разработки формализованного языка построения и обработки таких моделей. В последнее время одним из наиболее употребительных средств для создания подобных моделей стал язык теории графов.

Ещё одна из приоритетных сфер информатизации - дистанционное обучение. Одними из наиболее значимых средств ИКТ, применяемых в системах дистанционного обучения, являются программно-методические комплексы, нацеленные на информатизацию открытой и дистанционной учебной деятельности. Как правило, в состав таких программно-методических комплексов входит набор средств ИКТ, разработанных для поддержки дистанционного обучения и сопровождаемых системой методических рекомендаций по практическому применению таких средств (в их число может входить электронный учебник, электронная справочная система, компьютерные модели, конструкторы и тренажеры, компьютерная система измерения знаний, умений и навыков, телекоммуникационные средства).

Наиболее важной, на наш взгляд, тенденцией современного этапа информатизации образования является стремление к интеграции различных электронных средств, задействованных в учебном процессе, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники и тренажеры в единые программно-методические комплексы.

В последнее время утверждается понимание новых возможностей информатизации образования, основанных на интеграции отдельных электронных средств в единый комплекс. Я.А. Ваграменко, А.В. Хуторской, Н.В. Брановский выдвинули тезис, впоследствии полностью подтвердившийся, согласно которому информационные технологии могут стать основой проектирования и моделирования новой развивающей среды и обучающего пространства, названных в ряде исследований “информационное образовательное пространство” и “информационная образовательная среда”.

В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия информационной образовательной среды, и тесно связанного с ним понятия информационного образовательного пространства. По мнению Л.Н. Кечиева, Г.П. Путилова и С.Р. Тумковского информационно-образовательной средой является совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности [2, 3]. В рамках другого подхода под единой информационно-образовательной средой понимается основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная среда, обеспечивающая едиными технологическими средствами информационное обеспечение учащихся, педагогов, родителей, администрацию учебных заведений и общественность. Подобная среда нацелена на информационную поддержку учебного процесса и управления учебным заведением, на информирование всех участников образовательного процесса о его ходе и результатах, а также о внеучебных мероприятиях.

Информационная образовательная среда включает в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогической информации и осуществляющую образовательные научные коммуникации, актуальные для реализации целей и задач педагогического образования и развития педагогической науки в современных условиях.

В.И. Швецов отмечает, что информационная среда вуза включает в себя программные системы, базы данных и технологии работы, поддерживающие процесс управления организационной деятельностью вуза. Соответствующие средства отличаются от традиционных тем, что они ориентированы на поддержку процесса принятия решений руководством, так как от этих решений в наибольшей степени зависит жизнедеятельность вуза. К тому же эти средства работают с интегрированной совокупностью данных, а не с данными, разбитыми по отделам, службам или подсистемам учебного заведения.

Б.П. Овечкин и О.Н. Подковырова понимают под единым информационным пространством вуза информационную среду, в которой существует иерархия методов для создания информационных ресурсов и работы с ними. Информационными ресурсами вуза считаются любые данные, информация, знания, источниками или потребителями которых выступают студенты, аспиранты, докторанты, преподаватели, администрация и сотрудники вуза.

В дальнейшем под информационным образовательным пространством мы будем понимать динамическую систему разновеликих и разносодержательных информационных полей и взаимодействий участников образовательного процесса, обеспечивающее построение индивидуальных траекторий обучения, адаптивность и вариативность учебного материала, оперативный мониторинг педагогического процесса.

Информационное образовательное пространство "сельская школа - вуз" понимается как комплекс электронных обучающих систем, баз знаний педагогической направленности, систем компьютерных телекоммуникаций и инструментов дистанционного мониторинга и управления, к которому обеспечен доступ пользователей посредством сети Internet в соответствии с их статусом (учащийся, учитель, студент вуза, преподаватель, работник административной сферы). В качестве ядра информационного пространства рассматривается личностно ориентированная электронная обучающая система.

Опыт, полученный нами, позволяет выделить следующие принципы практического построения и организации информационного образовательного пространства "сельская школа - вуз":

- приоритетность разработки и внедрения информационных технологий и объектов учебного и учебно-методического назначения;

- системная интеграция информационных объектов и технологий, в условиях которой создаваемые и внедряемые информационные объекты и технологии естественным образом интегрируются в процесс функционирования системы образования и её отдельных структурных компонентов;

- поэтапность формирования информационного пространства, вызванная тем, что всеобъемлющая и одновременная информатизация невозможна по экономическим, кадровым, технологическим и некоторым другим причинам (при этом формирование информационного пространства начинается с его ядра - сайта учебного заведения);

- обеспечение обратной связи в рамках информационного образовательного пространства;

- открытость информационной среды, которая должна позволить интегрироваться в информационную среду региона, отрасли, страны и международное информационное пространство.

Кроме чисто педагогических задач, можно отметить, что информатизация сельских школ (в рамках информационного образовательного пространства "сельская школа - вуз") способствует также решению ряда социальных и экономических проблем:

- повышению общеобразовательного уровня населения;

- расширению доступа к высшим уровням образования;

- более полному удовлетворению социальных и индивидуальных потребностей на всех уровнях образования;

- повышению квалификации и переподготовки специалистов в связи с переходом на новые технологии производства;

- преодолению в ряде регионов и стран трудностей, вызванных неблагоприятной социально-экономической и демографической ситуацией (данный аспект особенно актуален для сельской местности).


Литература

  1. Адреев А.А., Троян Г.М. Основы Интернет-обучения / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М.: 2003.

  2. Кечиев Л.Н., Путилов Г.П., Тумковский С.Р. Информационный подход к построению образовательной среды. // М.: МГИЭМ, – 1999.

  3. Кечиев Л.Н., Путилов Г.П., Тумковский С.Р. Подготовка учебных материалов для включения в состав информационно-образовательной среды. // М.: МГИЭМ, – 1999.

  4. Путилов Г.П. Научные основы проектирования и построения информационно-образовательной среды технического вуза. // Автореф. дисс. докт. тех. Наук. / М.: МГИЭМ, – 2000.

  5. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М., Политиздат, 1991.

  6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.

  7. Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование.- 1998. - № 2. – С. 5 – 13.



Похожие:

Информационное образовательное пространство \"сельская школа вуз\": опыт внедрения iconНаучно-практическая конференция педагогических и руководящих работников городского округа Сухой Лог «Универсальные учебные действия: опыт и перспективы внедрения в педагогическую практику»
«Универсальные учебные действия: опыт и перспективы внедрения в педагогическую практику»
Информационное образовательное пространство \"сельская школа вуз\": опыт внедрения iconИспользование математического аппарата теории графов для построения модели предметной области в информационном образовательном пространстве «средняя школа – вуз»1
«Средняя школа – вуз» должен основываться на теории личностно ориентированного обучения в сочетании с представлениями об обучающих...
Информационное образовательное пространство \"сельская школа вуз\": опыт внедрения iconМоу бурмакинская общеобразовательная школа №1
Создать образовательное пространство для формирования и развития компетенций учащихся на уроках географии
Информационное образовательное пространство \"сельская школа вуз\": опыт внедрения iconМеждународная конференция «Модель интеграции детей с синдромом Дауна в образовательное пространство»
Государственное областное образовательное учреждение «Оленегорская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат...
Информационное образовательное пространство \"сельская школа вуз\": опыт внедрения iconПубличный отчет муниципального общеобразовательного учреждения «токаревская сельская основная общеобразовательная школа №22»
Муниципального общеобразовательного учреждения токаревская сельская основная общеобразовательная школа №22 муниципального образования...
Информационное образовательное пространство \"сельская школа вуз\": опыт внедрения iconПоложение о сайте Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №23 с. Шурскол
Целью Сайта доу является оперативное и объективное информирование общественности о деятельности доу, включение доу в единое образовательное...
Информационное образовательное пространство \"сельская школа вуз\": опыт внедрения iconПубличный отчет муниципального общеобразовательного учреждения «токаревская сельская основная общеобразовательная школа №22» муниципального образования люберецкий
Муниципального общеобразовательного учреждения токаревская сельская основная общеобразовательная школа №22 муниципального образования...
Информационное образовательное пространство \"сельская школа вуз\": опыт внедрения iconОдобрено утверждаю
Единое информационное пространство образовательного учреждения: модель; структура; основные функции
Информационное образовательное пространство \"сельская школа вуз\": опыт внедрения iconМуниципальное образовательное учреждение Ивняковская средняя общеобразовательная школа
В школе работаю 40 лет. За данный период накопила большой опыт работы со слабоуспевающими детьми, которым и хочу поделиться
Информационное образовательное пространство \"сельская школа вуз\": опыт внедрения iconМуниципальное общеобразовательное учреждение Токаревская сельская основная общеобразовательная школа №22

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы