Модель современного университета предпринимательского типа с использованием системы \"образование-наука-производство\" как субъект развития образовательного и инновационно-экономического пространства Смоленской области Кузьмина Л. icon

Модель современного университета предпринимательского типа с использованием системы "образование-наука-производство" как субъект развития образовательного и инновационно-экономического пространства Смоленской области Кузьмина Л.




Скачать 75.64 Kb.
НазваниеМодель современного университета предпринимательского типа с использованием системы "образование-наука-производство" как субъект развития образовательного и инновационно-экономического пространства Смоленской области Кузьмина Л.
Дата13.06.2013
Размер75.64 Kb.
ТипДокументы
источник

Модель современного университета предпринимательского типа

с использованием системы "образование-наука-производство" как субъект развития образовательного и инновационно-экономического пространства Смоленской области


Кузьмина Л.А. декан факультета управления

Шевень Л.Н., зам.декана факультета управления по заочному обучению

ГОУ ВПО «Смоленский государственный университет»

lyudmila-sheven@yandex.гu

Система образования России является одним из наиболее стабильных, социально значимых и востребованных институтов, который отличается высокой концентрацией интеллектуальных, творческих, информационных и кадровых ресурсов, богатыми традициями и наличием всемирно признанных научных и инженерных школ. В нашей стране задачей высшей школы традиционно является не только обобщение и передача студентам накопленных ранее знаний, умений и навыков, но и развитие научных исследований с целью получения новых знаний, необходимых для обеспечения научно-технического прогресса в стране.

Обладая уникальным инновационным потенциалом, высшая школа должна стать одним из локомотивов перехода страны на инновационный путь развития, формирования инновационной культуры и инновационного менталитета нации.

В настоящее время вопросам формирования инновационного потенциала высшей школы в экономической литературе уделяется достаточно много внимания, однако существующая информация зачастую носит отрывочный и противоречивый характер и не имеет однозначного трактования.

Так, в отдельных случаях инновационный потенциал отождествляется с научно-техническим и представляется как «накопленное определенное количество информации о результатах научно-технических работ, изобретений, проектно-конструкторских разработок, образцов новой техники и продукции» [4;С.26-32] или толкуется как «система факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного процесса» [9;С.54-65], что значительно упрощает действительность, а также сужает сферу применения этой важной категории.

Определяя роль инновационного потенциала высшей школы в меняющемся мире, прежде всего, следует основываться на разумном балансе между сохранением традиций, которые являются частью научно-образовательного и культурного наследия, и новыми подходами, позиционирующими стратегическое положение высшего образования в обществе [9;C.394]. Необходимо обеспечить адекватную реакцию высшего образования на общественные интересы, потребности экономической и культурной жизни, решение конкретных проблем страны и регионов. При этом важнейшим фактором в развитии высшего образования становится взаимодействие с государством, бизнесом и общественными организациями.

Таким образом, создание модели инновационного университета предпринимательского типа, а в нем интеграционных процессов в системе «образование-наука-производство» могут и должны стать важной составной частью формирования в стране той качественно новой среды, которая требуется для реального практического решения задачи переходы экономики России на инновационный путь развития и обеспечения его устойчивости.

Объектами инноваций должны стать все сферы деятельности университета: новые структура и формы административного и коллегиального управления научной и образовательной деятельностью вуза, новые образовательные технологии, изменение уровней и форм получения образования, новые формы экспорта образовательных услуг, механизмы привлечения инвестиций и работы с выпускниками, интеграция с предприятиями, организациями и многое другое.

Главной задачей инновационного университета является качественная подготовка инновационно ориентированных специалистов в приоритетных областях техники и технологий на основе единого процесса получения, распространения и применения новых знаний. Такая подготовка специалистов для инновационной экономики требует формирования инновационной среды вуза и соответствующей квалификации и инновационной культуры преподавателей.

В инновационном университете должен обеспечиваться полный инновационный цикл продвижения новых научных результатов до конечных потребителей на профильных рынках: рынке образования, рынке труда и рынке научно-технической продукции и услуг. Инновационный вуз как субъект национальной инновационной системы должен оказывать существенное влияние на социально-экономическое развитие страны, профильных отраслей промышленности и системы профессионального образования.

Вуз должен представлять собой инновационный научно-образовательный комплекс (консорциум), в состав которого входят малые и средние наукоемкие предприятия, образующие внешнее инновационное окружение вуза из числа крупных профильных предприятий, академических и проектных НИИ [8;С.408].

В основу перспективной модели должны быть положены следующие ориентиры: (рис.1).




^ Рис.1. Целевые ориентиры инновационного университета

Фактическое интегрирование инновационного университета в систему рыночных отношений ставит перед ним качественно новые организационно-управленческие задачи повышения конкурентоспособности. И здесь на первый план выходят вопросы правового статуса вуза, законодательного обеспечения его деятельности как субъекта рынка.

В этой связи выделим несколько правовых конструкций инновационного университета:

- частно-государственная либо частная организация;

- государственное учреждение, наделенное дополнительными функциями (автономное учреждение);

- государственная корпорация (научно-образовательная) как особая форма некоммерческой организации;

Приведем модель организационной структуры инновационного университета, удовлетворяющую представленным выше подходам (рис.2). В основу положен блочный принцип формирования структуры. Базовыми комплексами университета являются: учебный, научный и инновационно-технологический.

И
Акционерные общества, промышленные фирмы и предприятия
^ ННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



СОВЕТ ПОПЕЧИТЕЛЕЙ

ПРЕЗИДЕНТ

УЧЕНЫЙ СОВЕТ

Региональные и районные органы власти

Другие структуры

Банки, фонды, союзы и

другие НО

Научные, конструкторские, проектные организации

^ ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ БЛОК

ИННОВАЦИОННЫЙ БЛОК

Лаборатории и научно-исследовательские институты

НАУЧНЫЙ БЛОК

УЧЕБНЫЙ БЛОК

Профильные вузы

Модуль элитного обучения

Инновационно-технологический блок




^ Рис.2Модель организационной структуры инновационного университета

Формирование учебного, научного и инновационно-технологического комплексов в структуре университетов само по себе не определяет качественно нового уровня его развития. Синергетический эффект достигается только в результате глубокой и системной интеграции базовых комплексов и их теснейшего взаимодействия, взаимодополнения, взаимосогласования на всех этапах и во всех сферах основной деятельности университета, обеспечивающих новое качество учебного, научного и инновационного потенциалов.

Важнейшая роль в этих процессах отводится исполнительной дирекции и функциональным блокам. Взаимодействие университета с внешней средой: концернами, акционерными обществами, промышленными предприятиями, банками, фондами, проектными и конструкторскими организациями, органами государственной власти и др. – осуществляется на основе соглашений о стратегическом партнерстве, проектно-ориентированной и договорной деятельности.

Принципиально важным является то, что исходя из необходимости модернизации, на первый план ставятся две основные задачи: подготовка профессионально мобильных работников и приведение профессионально-квалифицированной структуры подготовки кадров в соответствии с текущими и перспективными потребностями экономики.

Что касается интеграции по линии «наука-производство», то представляется целесообразным сконцентрировать основные усилия на процессе создания крупных интегрированных научно-промышленных структур при инновационном университете, и обеспечение этих процессов соотвествующей нормативно-правовой базой и общими экономическими условиями.

Важно, чтобы инновационный университет действовал и функционировал не как мультидипольное образование, а представлял собой коммуникативную площадку, функционирующую как открытая партнерская сеть, тогда университетский комплекс становится неотъемлемой частью профильного инновационного промышленно-экономического кластера региона, а сам вуз способен выполнять функции центра инновационной активности и обеспечивать инновационно подготовленными кадрами формирующуюся национальную инновационную систему.

Таким образом, можно отметить, что проблема формирования и управления экономической сущности инновационного потенциала высшей школы является сложной, многоаспектной и нуждается в дальнейшем изучении. Полученные в ходе исследования результаты являются основой для полной характеристики инновационного потенциала как объекта управления и, таким образом, способствуют выработке конкретных научно-практических рекомендаций по его формированию и эффективному использованию в становлении новой экономики.

Список литературы

  1. http://www.rambler.ru/news/science/0/23.05.2007

  2. Быковский В.В. Организация и финансирование инноваций: учебное пособие / В.В. Быковский, Л.В. Минько, О.В. Коробова, Е.В. Быковская, Г.М. Золоторева. – Тамбов: Изд-во Тамб.гос.техн.ун-та, 2006. - 116 с.

  3. Данько М. Инновационный потенциал в промышленности Украины / М.Данько//Экономис. – 1999. - №10. – С.26-32

  4. Доклад Министра образования и науки А.А. Фурсенко о результатах работы Министерства образования и науки Российской Федерации в 2005 году и основных направлениях деятельности на 2006-2008 годы на заседании Правительства РФ, 26 января 2006 года//http://www.edu35.ru/doc1 /obr_doc/20022006140010.doc

  5. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность / Д.И. Кокурин. – М.: Экзамен, 2001. – С.126

  6. Кутузов В.М. Критерии инновационных университетов // Новая региональная политика и ее инновационные ориентиры Материалы научно-практической конференции «Высшая школа и регионы: сотрудничество в условиях новой региональной политики», Тверь, 21-23 декабря. – Тверской ИнноЦентр, 2006. – С. 408

  7. Лепешев А.А. О некоторых подходах и проблемах создания модели современного университета. // Новая региональная политика и ее инновационные ориентиры Материалы научно-практической конференции «Высшая школа и регионы: сотрудничество в условиях новой региональной политики», Тверь, 21-23 декабря. – Тверской ИнноЦентр, 2006. – С.394

  8. Николаев А.И. Инновационное развитие и инновационная культура / А.И. Николаев // Наука и наукознание. – 2001. - №2. – С.54-65.

  9. Россия в цифрах - 2008 Стат.сб./ Госкомстат России. – 2008.




Похожие:

Модель современного университета предпринимательского типа с использованием системы \"образование-наука-производство\" как субъект развития образовательного и инновационно-экономического пространства Смоленской области Кузьмина Л. iconМиссия гимназии Миссией гимназии является построение образовательного пространства как пространства непрерывного развития, саморазвития и самоопределения каждого субъекта образовательного процесса,
Первое обеспечивается за счет построения гуманистической, технологичной, научной системы развития педагогического коллектива. Второе...
Модель современного университета предпринимательского типа с использованием системы \"образование-наука-производство\" как субъект развития образовательного и инновационно-экономического пространства Смоленской области Кузьмина Л. iconПостановление От 03. 07. 98г. №294 г. Смоленск о компьютерной системе оперативных показателей социально-экономического развития Смоленской области
О мерах по созданию единого информационного пространства Смоленской области” и постановлением главы областной администрации №333...
Модель современного университета предпринимательского типа с использованием системы \"образование-наука-производство\" как субъект развития образовательного и инновационно-экономического пространства Смоленской области Кузьмина Л. iconПредварительные итоги социально – экономического развития Духовщинского района Смоленской области в 2011году. Раздел Экономическое развитие
Основными направлениями деятельности района является производство электроэнергии – филиал «Смоленская грэс» ОАО «Э. Он россия» п....
Модель современного университета предпринимательского типа с использованием системы \"образование-наука-производство\" как субъект развития образовательного и инновационно-экономического пространства Смоленской области Кузьмина Л. iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана
Миссией гимназии 27 является построение образовательного пространства как пространства непрерывного развития, саморазвития и самоопределения...
Модель современного университета предпринимательского типа с использованием системы \"образование-наука-производство\" как субъект развития образовательного и инновационно-экономического пространства Смоленской области Кузьмина Л. iconПостановление От 15. 08. 97г. №333 г. Смоленск о подготовке перечня оперативных показателей социально-экономического развития Смоленской области
С целью повышения качественного уровня подготовки принимаемых органами государственной власти области решений, для создания компьютерной...
Модель современного университета предпринимательского типа с использованием системы \"образование-наука-производство\" как субъект развития образовательного и инновационно-экономического пространства Смоленской области Кузьмина Л. iconОрганам исполнительной власти Смоленской области и структурным подразделениям Аппарата Администрации Смоленской области, указанным в приложении №1 к настоящему распоряжению, в срок до 07. 10
В целях подготовки перечня показателей социально-экономического развития Смоленской области, необходимых для функционирования региональной...
Модель современного университета предпринимательского типа с использованием системы \"образование-наука-производство\" как субъект развития образовательного и инновационно-экономического пространства Смоленской области Кузьмина Л. iconАдминистрация города Кургана
В целях реализации приоритетного национального проекта «Образование», направлений развития региональной системы образования, модернизации...
Модель современного университета предпринимательского типа с использованием системы \"образование-наука-производство\" как субъект развития образовательного и инновационно-экономического пространства Смоленской области Кузьмина Л. iconАдминистрация города Кургана
В целях реализации приоритетного национального проекта «Образование», направлений развития региональной системы образования, модернизации...
Модель современного университета предпринимательского типа с использованием системы \"образование-наука-производство\" как субъект развития образовательного и инновационно-экономического пространства Смоленской области Кузьмина Л. iconМодель организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям реализации образовательного процесса
За последние годы система современного российского образования претерпевает существенные изменения, это связано с переходом на европейскую...
Модель современного университета предпринимательского типа с использованием системы \"образование-наука-производство\" как субъект развития образовательного и инновационно-экономического пространства Смоленской области Кузьмина Л. iconО проведении межвузовской
Смоленской области от 24. 10. 97 №415 «О мерах по созданию единого информационного пространства Смоленской области», в целях создания...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы