Формирование исследовательских компетенций студентов с применением информационных технологий: постановка проблемы овладения статистическими методами в педагогических исследованиях icon

Формирование исследовательских компетенций студентов с применением информационных технологий: постановка проблемы овладения статистическими методами в педагогических исследованиях




Скачать 64.04 Kb.
НазваниеФормирование исследовательских компетенций студентов с применением информационных технологий: постановка проблемы овладения статистическими методами в педагогических исследованиях
Дата04.05.2013
Размер64.04 Kb.
ТипДокументы
источник

Формирование исследовательских компетенций студентов с применением информационных технологий: постановка проблемы овладения статистическими методами в педагогических исследованиях.

Маркина Валерия Викторовна

Магистрант Смоленского Государственного Университета

Электронная почта: Valery_Markina@mail.ru

В связи с задачами модернизации системы образования в высшей школе в контексте Болонской декларации перед преподавателями российских вузов стоят важные задачи, связанные с осмыслением содержания новых требований к организации всего процесса обучения студентов. Как подчеркивается в Концепции модернизации российского образования, «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны»[1]. Новая парадигма образования должна быть ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции. Таким образом, компетенция становится ключевым понятием современной системы образования.

Компетенция — это общая способность, основанная на знании, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению [2].

В связи с требованием современной цивилизации - научить человека учиться, а не просто дать ему определенную сумму знаний, становится актуальной проблема формирования у обучаемых высокого уровня мотивации на самообразование. Однако, сложность заключается в том, что не всякий студент будет «тратить» свободное время на самообразование; поэтому приоритетной становится задача формирования компетенций, необходимых для успешного мотивирования на саморазвитие.

Анализ исследований, посвященных проблемам формирования компетенций позволяет утверждать следующее: для того, чтобы саморазвитие субъекта обучения было наиболее эффективно, обучаемому необходимо овладеть исследовательской компетенцией, которая позволит шагать в ногу со временем, адаптироваться в различных видах деятельности, поскольку познание любой структуры происходит через ее исследование изнутри.

Важной составляющей исследовательской компетенции является умение анализировать, интерпретировать результаты различных научно-исследовательских экспериментов. А это означает, что выпускник должен также уметь строить подобного рода эксперименты, уметь их проводить и самостоятельно делать измерения. Также выпускник должен уметь делать выводы на основе полученных результатов, проводить диагностику.

Таким образом, исследовательская компетенция является важной составляющей профессионализма человека. Данная компетенция поможет выпускнику вуза адаптироваться во многих сферах профессиональной деятельности, даже не относящихся к его специальности. Поэтому овладение исследовательской компетенцией - особая задача, стоящая перед современными выпускниками вузов, в частности педагогических специальностей.

Для будущего учителя особенно важно уметь анализировать результаты своей педагогической деятельности, а также грамотно планировать, проводить психолого-педагогические эксперименты и обрабатывать их результаты.

Специфика статистической обработки результатов психолого-педагогических исследований заключается в том, что анализируемая база данных характеризуется большим количеством показателей различных типов, их высокой вариативностью под влиянием неконтролируемых случайных явлений, необходимостью учета объективных и субъективных факторов, сложностью корреляционных связей между переменными выборками.

В связи с этим овладение понятиями и методами математической статистики одно из необходимых условий формирования исследовательской компетенции. Однако усвоение указанных методов, выявление условий их применимости, в силу сложности самого предмета математической статистики, составляет определенную проблему для педагогов-исследователей вообще и для студентов, в частности. Обратимся к более подробному анализу данной проблемы, для того, чтобы обозначить подходы к ее решению.

Математическая статистика- это наука о методах количественного анализа массовых явлений, учитывающая одновременно и качественное своеобразие этих явлений. Б.В. Гнеденко [3].

Первые работы по математической статистике относятся к XVIII в. и касались статистики народонаселения и вопросов страхования. Дальнейшее ее развитие было связано с созданием теории ошибок в конце XVIII - начале XIX в. А уже в XIX веке математическая статистика была выделена в самостоятельную науку, а толчком к этому послужили исследования в биологии.

В каждой области человеческих знаний применяются свои статистические методы и критерии, выбор которых определяется характером изучаемых явлений. Перечислим те статистические критерии, которые используются в педагогике: критерий знаков, критерий Макнимара, критерий Розенбаума; критерий Манна - Уитни; критерий t Стьюдента, критерий Крускала-Уоллиса, критерий Фишера, критерий тенденций Пейджа, критерий Пирсона; критерий Колмогорова – Смирнова и другие.

Заметим, что наиболее часто используемыми критериями при обработке результатов педагогических экспериментов являются следующие: критерий знаков, критерий Макнимара, критерий Вилкоксона - Манна – Уитни, критерий χ2, критерий Крамера-Уэлча, критерий Фишера.

Однако при анализе большого количества данных возникает проблема их обработки, если таковая ведется вручную. В связи с этим полезным может оказаться применение различных программных продуктов, таких как: STATISTICA, MSExel, STADIA, SPSS (StatisticalPackageforSocialScience), STATA, JMR, «Статистика в педагогике» и другие. Использование компьютера при анализе результатов педагогических экспериментов, несомненно, целесообразно. Однако, использовать статистические критерии, которые входят в пакеты программ, следует осторожно. Наиболее часто используемые для обработки результатов педагогического эксперимента статистических критерия (критерий Макнимара, критерий Вилкоксона - Манна – Уитни, критерий χ2, критерий Крамера-Уэлча, критерий Фишера) корректно реализованы в профессиональных статистических пакетах, среди которых можно выделить и рекомендовать такие наиболее распространенные пакеты статистического анализа как: Statistica, StatGraphics и SPSS. Однако, упомянутые программы, во-первых, стоят достаточно дорого. Во-вторых, они достаточно сложны и требуют значительных временных затрат для своего освоения. Наряду с этим, существуют инструменты статистического анализа в электронных таблицах Microsoft Excel, входящих в стандартный комплект Microsoft Office. Но, к сожалению, не все из четырех рекомендуемых статистических критериев реализованы в Microsoft Excel, поэтому можно посоветовать производить расчет эмпирических значений критериев вручную, используя компьютер или калькулятор, для получения описательной статистики и автоматизации расчетов. Альтернативой является использование компьютерной программы "Статистика в педагогике", которая является бесплатной и довольно легка в освоении.

В рамках решения рассматриваемой нами проблемы формирования исследовательской компетенции и овладения методами математической статистики, как ее составляющей, был проведен поисковый этап педагогического эксперимента, в ходе которого апробирован курс лекционных и практических занятий, направленных на изучение методов статистической обработки данных педагогического эксперимента. Необходимо было установить: достаточны ли данный объем и содержание курса для овладения соответствующими статистическими методами.

В ходе данного исследования получены результаты, которые были проанализированы с помощью программного продукта "Статистика в педагогике". Для получения приведенных данных проведены начальное и заключительное тестирования, в результате которых были проведены измерения, выдвинута гипотеза и обработаны полученные данные. Результаты предоставлены в таблице:



Для обработки результатов эксперимента были использованы критерий Фишера и критерий Макнимара.

Данные проведенного эксперимента позволяют сделать вывод о том, что различия в результатах экспериментальной и контрольной групп статистически незначимы. Использованная методика не сказывается на овладении студентами знаниями и навыками математической и статистической обработки данных.

Из результатов проведенного статистического анализа следует, что количества (и соответствующего содержания) проведенных занятий явно недостаточно для освоения методов статистической обработки данных педагогического эксперимента.

Необходима систематическая, целенаправленная подготовка студентов к овладению методами математической статистики, включающая в себя самообразование, выполнение курсовых и дипломных работ с использованием методов статистической обработки данных, а также разработка и внедрение специально разработанного курса с привлечением информационных технологий.

Использованная литература:

1. Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя. В сб.: Труды международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сб.4. ‒ Ростов-н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения.

2. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003. -416с.

3. Факультет прикладной математики. Рассказы о теории вероятностей и математической статистике. http://fpm.miem.edu.ru/depart/ tvims/rasskaz.aspx/

4. Новиков Д.А. «Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи)». М.: МЗ-Пресс, 2004.



Похожие:

Формирование исследовательских компетенций студентов с применением информационных технологий: постановка проблемы овладения статистическими методами в педагогических исследованиях iconИспользование информационных технологий в обучении студентов педагогических специальностей
На сегодняшний день необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений
Формирование исследовательских компетенций студентов с применением информационных технологий: постановка проблемы овладения статистическими методами в педагогических исследованиях iconТема: «Формирование профессиональных компетенций студентов средних профессиональных заведений в области информационной безопасности»
Рмации повышается зависимость общества от степени безопасности используемых им информационных технологий, от которых порой зависит...
Формирование исследовательских компетенций студентов с применением информационных технологий: постановка проблемы овладения статистическими методами в педагогических исследованиях iconИздания
Формирование культуры графического дизайна у учителей изобразительного искусства: постановка проблемы
Формирование исследовательских компетенций студентов с применением информационных технологий: постановка проблемы овладения статистическими методами в педагогических исследованиях iconКритерии оценки Номинация 1:«За подготовку научно-педагогических кадров»
Количество студентов, получающих заработную плату за участие в научных исследованиях, руководителем которых является номинант
Формирование исследовательских компетенций студентов с применением информационных технологий: постановка проблемы овладения статистическими методами в педагогических исследованиях iconРодионова Галина Сергеевна
Использование информационных технологий для организации исследовательской и проектной деятельности студентов как средство профессиональной...
Формирование исследовательских компетенций студентов с применением информационных технологий: постановка проблемы овладения статистическими методами в педагогических исследованиях iconПоложение областного смотра-конкурса исследовательских работ
«Совместная исследовательская работа преподавателей и студентов как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций...
Формирование исследовательских компетенций студентов с применением информационных технологий: постановка проблемы овладения статистическими методами в педагогических исследованиях icon1. Понятие информационных технологий
Понятие информационных технологий включают в себя многообразие методов и способов управления концепции её формирования, а так же...
Формирование исследовательских компетенций студентов с применением информационных технологий: постановка проблемы овладения статистическими методами в педагогических исследованиях iconУсловия организации самостоятельной работы студентов заочников в процессе преподавания педагогических дисциплин
Герасименко К. М., аспирант кафедры педагогических технологий гоу впо ягпу им. К. Д. Ушинского
Формирование исследовательских компетенций студентов с применением информационных технологий: постановка проблемы овладения статистическими методами в педагогических исследованиях iconИтоги областного смотра-конкурса исследовательских работ «Совместная исследовательская работа преподавателей и студентов как одно из условий формирования профессиональных компетенций будущих специалистов» 23 марта 2012 год

Формирование исследовательских компетенций студентов с применением информационных технологий: постановка проблемы овладения статистическими методами в педагогических исследованиях iconСеместровый учебный план для студентов факультета специальной педагогики (4курс лого-ов) по курсу «использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»
По курсу «использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы