Психолого педагогические основы профессиональной деятельности учителя в условиях среды, насыщенной икт icon

Психолого педагогические основы профессиональной деятельности учителя в условиях среды, насыщенной икт




Скачать 76.95 Kb.
НазваниеПсихолого педагогические основы профессиональной деятельности учителя в условиях среды, насыщенной икт
Дата04.05.2013
Размер76.95 Kb.
ТипДокументы
источник
Содержание
С. Л. Рубинштейн
Список литературы

Психолого - педагогические основы профессиональной деятельности учителя в условиях среды, насыщенной ИКТ.


Шептицкая Жанна Владимировна

(учитель физики и математики)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 32 им. С.А.Лавочкина

города Смоленска


Электронная почта: sheipa67@gmail.com


«Основной нерв мышления заключается

в следующем: объект в процессе мышления

включается во все новые связи и, в силу этого,

выступает во все новых качествах, которые

фиксируются в новых понятиях…»


^ С. Л. Рубинштейн


Современное общество невозможно представить без компьютеров, которые проникли абсолютно во все сферы человеческой деятельности. Образовательный процесс не мог остаться в стороне от «компьютерной атаки» - так возникло понятие «информатизация образования».

Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационно – коммуникативных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию психолого – педагогических целей обучения, воспитания (Сайков Б.П., «Энциклопедия учителя информатики»). Эффективность учебно-воспитательного процесса в современной школе должна обеспечиваться информационно-образовательной средой (ИОС) – системой информационно- образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

Представление об ИКТ – насыщенной образовательной среде впервые начали широко использовать в федеральном проекте «Информатизация системы образования» (2004 г.). По мнению одного из разработчиков проекта А.Ю.Уварова , ИКТ – среда образовательного учреждения линейно – развивается, постоянно усложняясь, по следующему сценарию:

  1. Школьный компьютер.

  2. Компьютерный класс.

  3. Общешкольная ИКТ – насыщенная образовательная среда.

С точки зрения образовательного процесса современная ИОС – это открытая педагогическая система (подсистема), направленная на формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой. ИОС включает в себя:

  • комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе

цифровые образовательные ресурсы;

  • совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры и иное информационное оборудование; коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

В свете вышесказанного, ИОС предъявляет качественно новые требования к педагогической информационно - коммуникативной компетентности учителя. Системный характер воспитательно-образовательного эффекта использования ИОС заключается в том, что она обеспечивает качественно новые параметры образования.

Информационно – методическая грамотность современного учителя позволяет ему планировать образовательный процесс (включая обеспечение его необходимыми ресурсами); осуществлять мониторинг здоровья учащихся; осуществлять дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования. Дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности невозможно без поиска, сбора, анализа, обработки, сохранения и представления информации учителем.

В рамках ИОС совершенствуются также традиционные дидактические средства и появляются новые, в частности цифровые образовательные ресурсы. Что же дает нам ИКТ, для решения основных дидактических подходов? Я. Коменский впервые в истории дидактики указал на необходимость руководствоваться следующими принципами в обучении:

  1. Принцип сознательности и активности.

  2. Принцип наглядности.

  3. Принцип постепенности и систематичности знаний.

  4. Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

ИКТ предоставляет, согласно этой классификации, следующие возможности:

  • интерактив,

  • мультимедиа,

  • моделинг,

  • коммуникативность и новый уровень производительности

Интеграция перечисленных выше инструментов позволяет выстраивать дидактические модели нового уровня, порождает новые качества в представлении и освоении учебной информации, создает новые инструменты для познания мира. ИКТ технологии позволяют включать объект мысли в новые связи, открывать поворот объекта изучения новой стороной, выявлять его новые свойства. Это один из труднейших и творческих аспектов мышления, приводящий к изобретениям и открытиям.

Однако возможности ИКТ, с другой стороны, могут стать тормозом при решении творческих задач, при изучении вопросов, требующих рассмотрения чего-либо с непривычной стороны. Такие «конфузы» могут произойти, если эти новые подходы не были заложены авторами (т.е. педагогами) моделей, интерактивных сред или в авторских моделях присутствует ошибка и т. д. У учащихся может создаваться иллюзия полного соответствия компьютерных моделей реальному миру, что, конечно, не соответствует действительности.

Перечислим основные проблемы, которые возникают в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Внедрение ИКТ в обучение при неразумном их использовании может отрицательно влиять на психику и здоровье учащихся. Немецкий ученый Х. Г. Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения:

  • опасность подавления межличностного общения, так как общение с компьютером понижает количество и качество личных контактов, что может нанести вред эмоциональному воспитанию школьника;

  • усиление социального неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;

  • опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;

  • ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая «дигитализация» – приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод;

  • отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;

  • пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким;

  • опасность снижения социализации человека, то есть резкое u1091 уменьшение времени пребывания среди других людей и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров.

К важнейшим проблемам внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, сдерживающим, по мнению ряда авторов, модернизацию нашего образования, можно отнести:

  • неготовность учителей к информатизации образования: как психологическая, так и по уровню владения персональным компьютером;

  • большинство учителей не имеют представления о возможных способах использования обучающих программ и других мультимедийных приложений;

  • отсутствие методических материалов по использованию ИКT в учебном заведении;

  • слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием, в том числе и мультимедийным;

  • отсутствие рекомендаций по выбору того или иного оборудования для учебных заведений; часто школе дают не то, что ей нужно, а то, что могут дать.

Всё вышесказанное пока не позволяет выстроить грамотную и эффективную технологическую цепочку внедрения ИКТ в школе

Наиболее типичными педагогическими ошибками учителей являются: недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на конкретном уроке; неправильное определение их дидактической роли и места на уроках; несоответствие выразительных возможностей мультимедиа их дидактической значимости; бесплановость, случайность применения ИКТ; перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.

Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

  • во время проведения урока;

  • в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;

  • при выступлении на собраниях, педсоветах и т. п.;

  • в процессе создания и передачи общешкольной информации;

  • в процессе научной деятельности;

  • при обмене опытом как внутри школы, так и между школами.

Для учащегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях для более глубокого восприятия учебного материала;

  • в проектной деятельности;

  • при создании мультимедийных сочинений;

  • в презентационной деятельности;

  • в локальной и глобальной сетях.

В заключении хочется обратить внимание на то, что отсутствие в школах специалистов, одинаково владеющих методикой преподавания, компьютерными и мультимедийными технологиями на уровне, позволяющем быть лидером в педагогическом коллективе; специалистов, способных увлечь коллектив на внедрение ИКТ в образовательный процесс, в жизнь школы, а если говорить более точно - отсутствие разветвленной системы подготовки и переподготовки учителей и заместителей директоров по информатизации образования – это проблема, которую невозможно решить мгновенно. Большинство учителей необходимо еще научить пользоваться компьютером на приемлемом уровне, а только потом переходить к обучению информационно-коммуникационным и мультимедийным технологиям, в которые включаются не только умение пользоваться самыми распространенными программами, но и сложным и дорогостоящим мультимедийным оборудованием. Но хочется верить, что все трудности по созданию ИОС в школе будут успешно преодолены в самое ближайшее время.


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Абрамов А. Г., Булакина М. Б., Булгаков М. В., Гридина Е. Г., Иванников А. Д., Сигалов А. В. Развитие информационной системы «Единое окно доступа к ресурсам образовательных порталов» // В сб. науч. ст. «Интернет - порталы: содержание и технологии». Выпуск 4 / Редкол.: А. Н. Тихонов (пред.) и др.; ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». – М.: Просвещение, 2007. – С. 180–198.

  2. [Электронный ресурс] – статья- URL: http://www.eidos.ru/journal/2001/0516.htm (11.01.12г.)

  3. Башмаков А. И., Старых В. А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. – М.: «Европейский центр по качеству», 2003. – 384 С.

  4. Бордовский, Г. А. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы /Г. А. Бордовский, И. Б. Готская, С. П. Ильина, В. И. Снегурова — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

  5. Зайцева Ж. Н., Солдаткин В. И. Генезис виртуальной образовательной среды на основе интенсификации информационных процессов современного общества// Информационные технологии. 2000. №3.



Похожие:

Психолого педагогические основы профессиональной деятельности учителя в условиях среды, насыщенной икт iconПрограмма по учебному блоку «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности» курсов повышения квалификации
И. В. Колоколова – доцент кафедры педагогики и сот пгу им. Шевченко, кандидат педагогических наук
Психолого педагогические основы профессиональной деятельности учителя в условиях среды, насыщенной икт iconКодекс профессиональной этики учителя Нормами кодекса профессиональной этики учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками
Цель кодекса определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим...
Психолого педагогические основы профессиональной деятельности учителя в условиях среды, насыщенной икт iconТезисы выступления Елены Германовны Никитиной, учителя математики моу сош №23
Готовность учителя к работе в условиях информационно-предметной среды: самооценка, выбор траектории самосовершенствования
Психолого педагогические основы профессиональной деятельности учителя в условиях среды, насыщенной икт iconО профессиональной подготовке учителя к работе в условиях информатизации образования
Ганичева Е. М., доцент, Рязанский областной институт развития образования, методист сектора развития профессиональной культуры педагогов,...
Психолого педагогические основы профессиональной деятельности учителя в условиях среды, насыщенной икт iconПротокол №3 от 14. 12. 12г
Нормами кодекса профессиональной этики учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками
Психолого педагогические основы профессиональной деятельности учителя в условиях среды, насыщенной икт iconИкт в работе учителя
Икт, во-вторых, определяются задачами обучения и воспитания (конкретизированными в рамках отдельного образовательного учреждения),...
Психолого педагогические основы профессиональной деятельности учителя в условиях среды, насыщенной икт iconПсихолого – педагогические составляющие поэтапного формирования умственных действий при организации самостоятельной учебной деятельности учащихся основной школы

Психолого педагогические основы профессиональной деятельности учителя в условиях среды, насыщенной икт iconКалендарно-тематический план работы кружка «Основы дизайна» учителя изобразительного искусства Гасишвили М. Л количество часов в год 140 Недельная нагрузка 4 часа
В условиях повышения роли человеческого фактора большое значение приобретает проектная деятель­ность, целью которой является формирование...
Психолого педагогические основы профессиональной деятельности учителя в условиях среды, насыщенной икт iconПриказ №54 осн с. Алтайское. Об утверждении нового состава экспертного Совета Для проведения объективной внешней оценки результативности профессиональной деятельности учителя на основе его портфолио
Для проведения объективной внешней оценки результативности профессиональной деятельности учителя на основе его портфолио
Психолого педагогические основы профессиональной деятельности учителя в условиях среды, насыщенной икт iconМетодические рекомендации педагогам при подготовке урока с использованием икт общая организация учебного процесса с использованием икт
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы