Смоленский государственный университет icon

Смоленский государственный университет




Скачать 69.53 Kb.
НазваниеСмоленский государственный университет
Дата21.08.2014
Размер69.53 Kb.
ТипДокументы
источник

В.В. Игнатова

г. Смоленск

Смоленский государственный университет
Патриотическое воспитание средствами визуализации цифрового телевидения в условиях профильного лагеря.

Вот уже более пятнадцати лет в России происходит процесс, связанный со строительством демократического государства и гражданского общества, а ни то, ни другое невозможно без активного общества и активной гражданской позиции жителей страны [1]. В этом плане формирование активной позиции молодёжи играет важнейшую роль. Поэтому сейчас, как никогда, важно обращать внимание на воспитание здорового будущего поколения. Необходимо понимать, что интересует детей, что нужно тому или иному ребёнку, как сделать так, чтобы действительно талантливые молодые люди нашли своё место в жизни. Мы полагаем, что в современных условиях именно патриотическое воспитание в сочетании с активной позицией в политической жизни станет важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического государства в современной России.

В этом плане опыт проведения Смоленских областных сборов творческой молодежи может сыграть существенную роль в процессе формирования патриотической культуры подрастающего поколения. Лагерь старшеклассников способствует развитию индивидуальных способностей и дарований молодого человека и своей целью ставит формирование всесторонне и гармонически развитой личности, носителя общечеловеческих и национальных ценностей. Это пример возможности формирования правовой культуры старшеклассников в условиях профильного лагеря. Комиссары педагогического отряда «Крылатый» помогают раскрыть потребность личности в активной деятельности, получении необходимых знаний, возможности самоутверждения в наиболее значимых и важных для подростка по духу сферах деятельности, формировании чувства психологической защищенности в обществе. В ходе воспитательной деятельности в лагере старшеклассники приобретают соответствующие организаторские, коммуникативные, конструктивные, гностические умения, осуществляется взаимное раскрытие личности педагога и воспитанника, обеспечивается отношение к старшеклассникам к как субъектам деятельности, создается атмосфера, способствующая появлению новых идей и мнений. Поэтому атмосферу сборов возможно переносить на другие звенья педагогического процесса: в школу, в общественную организацию, в центры детского творчества. Это помогает формированию творческой и активной личности как общественного субъекта, личности, обладающей представлениями об окружающем мире, ценящей семейное благополучие, духовную культуру и здоровый образ жизни, уважающей прошлое и настоящее своей страны и малой родины [4, с.228].

Каждый день на сборах творческой молодежи – особенный и не похожий на остальные. Подросткам предоставляется широкий спектр возможностей для самопроявления и самореализации. Мы стараемся воспитать ответственную, решительную, инициативную, предприимчивую личность, требовательную к себе и к окружающим, личность XXI века [5, с.232]. В переломные моменты истории, когда происходит деформация сложившихся ценностей, особенно обостряются проблемы подрастающего поколения. Социокультурная ситуация, сложившаяся в нашем обществе, ставит подростков перед необходимостью самоутверждения, проявления индивидуальности в процессе социализации личности. А главное в социализации личности, на наш взгляд, это раскрытие личных перспектив, познание правовых и культурных ценностей. 3нание истории страны, своего края, своей семьи – основа воспитания гражданственности и патриотизма [2, с.75].

В августе 2008 года на сборах творческой молодежи в городе Смоленске нами было проведено педагогическое исследование с целью выявления отношения подростков к своему краю, Родине, уровня знаний и интереса к гражданско-патриотической литературе, получения представления о гражданской позиции подростков. Исследование проводилось методами анкетирования и тестирования. Вопросы были предложены ребятам в возрасте 14-18 лет, респондентами были участники сборов творческой молодежи «Созвездие Сокол». Общее количество анкет составило – 83 варианта заданий.

Тематика анкетирования затрагивала различные стороны патриотического воспитания, например:

  1. Считаешь ли ты себя патриотом?

  2. Готов ли ты посвятить свою жизнь процветанию Родины?

  3. Хотел бы ты уехать из России?

  4. Гордишься ли тем, что ты – россиянин?

  5. Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

  6. Помогают ли тебе книги в разрешении трудных ситуаций?

Результаты анкетирования показаны на рисунке 1, а на вопрос «Есть ли пример для подражания? Кто?» рисунок 2 предложены были следующие ответы: родители – 1, бабушки и дедушки – 2, литературные герои – 3, исторические герои – 4, сестра – 5, примеров для подражания нет – 6, тетя – 7, учителя – 8, сверстники – 9.

Патриотизм – категория нравственная. Как видно из результатов анкетирования, ребята подтверждают тот факт, что патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству.

Патриотизм – социальное явление, цементирующая основа существования и развития любых наций, народов и самой государственности. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания граждан приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России [6, с.190].


Рисунок 1. Диаграмма результатов анкетирования.

Рисунок 2. Диаграмма ответов на вопрос «Есть ли пример для подражания? Кто?»
На рисунке 3 представлена диаграмма для вопроса: «Определи значимость различных факторов, влияющих на процесс формирования образа гражданина» с предлагаемым выбором ответов: знания истории своей семьи, края, страны – 1, беседы по теме – 2, чтение книг – 3, исторические вечера, конкурсы и другие мероприятия – 4, общение с друзьями – 5, общение с родителями – 6.


Рисунок 3. Диаграмма ответов на вопрос «Определи значимость различных факторов …».


Рисунок 4. Диаграмма ответов на вопрос «Кто из современников, по твоему мнению, обладает качествами настоящего гражданина».
В заключение на рисунке 4 представлены результаты ответа на вопрос: «Кто из современников, по твоему мнению, обладает качествами настоящего гражданина»

Подводя итоги исследования, можно отметить, что у опрашиваемой творческой молодежи еще не в полной мере сформировано понятие правовой культуры человека и даже отмечается относительно низкий уровень этой культуры. Многих респондентов вопросы анкет заставили задуматься над отношением к своим правам и свободам.

В результате исследования было выявлено в целом положительное восприятие слов «родина» и «патриот». У подростков 14–18 лет преобладает позитивная модель социального поведения, для них характерно эмоциональное положительное восприятие общечеловеческих ценностей, которые и составляют основу любви к Родине. На процесс формирования гражданственности у подростков влияют близкие родственники, исторические личности, знаменитые земляки, друзья. Немаловажное значение имеют встреч с ветеранами, чтение книг, исторические вечера и другие формы массовой работы. Многое зависит и от уровня благосостояния конкретной семьи и страны в целом.

Следует отметить, что специфика воспитательной работы в профильных лагерях заключается в том, что она проводится с использованием инновационных технологий. Проведение телеконференций, круглых интерактивных столов, теледебатов, прямых включений дают возможность охватить разные области знаний, позволяют объединить аудиторию зрителей. Это дает значительный воспитательный эффект. Совместное решение тех или иных задач в ходе мероприятия сплачивает участников, формирует и развивает духовные и нравственные начала. К особенностям воспитания патриотизма молодежи с использованием информационно-телекоммуникационных технологий следует отнести многообразие и гибкость используемых средств, способов и организационных форм, а также дифференциацию процессов по направлению и содержанию воспитания. Его ведущий идеей является стремление к постоянному саморазвитию и самовоспитанию человека, как субъекта деятельности на протяжении всей жизни. Основными формами самовоспитания патриотизма выступает изучение специально подобранных информационных блоков по определенным темам, использование возрастающих возможностей виртуальной среды и телекоммуникаций в патриотическом воспитании [3, с.3-35].

В течение 20-ти лет смоленский педагогический отряд «Крылатый» прилагает усилия, чтобы после очередной смены в школы вернулись образованные, коммуникабельные, политически грамотные молодые люди. В перспективе комиссары педагогического отряда «Крылатый» планируют продолжить начатое дело, уделяя внимание личностно-ориентированному воспитанию гражданственности и патриотизма молодого человека в условиях специфической среды – профильного лагеря старшеклассников и учащейся молодежи.

Сегодняшнее состояние профильного лагеря – это только начало пути к формированию Гражданина в полном понимании смысла этого слова.

Литература.


  1. Аксенова Э.А. Новые подходы к гражданскому образованию // Журнал «Педагогические инновации в гражданском образовании школьников за рубежом», 2006.

  2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская, Г.А. Берлиус // Педагогика. – 1996. – № 5. – С. 72-80.

  3. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы»//Официальный документ в образовании. 2002. №9.с.3-35.

  4. Новое поколение XXI век: Учебно-методическое пособие для организаторов и участников областных сборов творческой молодежи / Под ред. канд. пед. наук Н.П. Сенченкова. – Смоленск: КДМ-СГПУ. – 2000. – 228 с.

  5. Сборы творческой молодежи «Дорогою добра-2001»: итоговые учебно-методические материалы педотряда «Крылатый» / под ред. Н.П. Сенченкова, Ю.А. Глебова. – Смоленск: КДМ-СГПУ, 2002. – 232 с.

  6. Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1995. С. 186–194.



Похожие:

Смоленский государственный университет iconСистема поддержки дистанционного обучения «stellus»: опыт и перспективы использования
Смоленский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный...
Смоленский государственный университет iconСовершенствование образовательного процесса обучения с использованием виртуальных лабораторных практикумов
Смоленский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный...
Смоленский государственный университет iconШамилёва И. А. Смоленский государственный университет
На факультете начального и специального образования в смоленском государственном университете
Смоленский государственный университет iconИнформационное письмо
...
Смоленский государственный университет iconСмоленский государственный университет
Патриотическое воспитание средствами визуализации цифрового телевидения в условиях профильного лагеря
Смоленский государственный университет iconГоу впо «Смоленский государственный университет»
Именно этим и вызвана актуальность проблемы создания электронных словарей и пособий для применения их в образовательном процессе
Смоленский государственный университет iconПоложение о порядке организации и проведения культурно-массовых мероприятий факультетами гоу впо «алтайский государственный университет»
Культурно-массовые мероприятия организуемые факультетами, являются одной из форм наполнения воспитывающей среды в гоу впо «Алтайский...
Смоленский государственный университет iconРегион
К реализации подпрограммы «Одаренные дети» привлекается высшая школа, а именно Белгу (Белгородский государственный университет) и...
Смоленский государственный университет iconПорядок приема в интернатуру фгбоу впо «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» в 2013 году
Минздравсоцразвития России от 07. 07. 2009 г. №415н, уставом государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального...
Смоленский государственный университет iconПорядок приема в интернатуру фгбоу впо «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» в 2012 году
Минздравсоцразвития России от 07. 07. 2009 г. №415н, уставом государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы
Документы