Конкурс «Лучший преподаватель медицинского вуза» Номинация: «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Описание высокой (новой) icon

Конкурс «Лучший преподаватель медицинского вуза» Номинация: «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Описание высокой (новой)




Скачать 147.77 Kb.
НазваниеКонкурс «Лучший преподаватель медицинского вуза» Номинация: «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Описание высокой (новой)
Дата19.04.2013
Размер147.77 Kb.
ТипКонкурс
источник

Конкурс «Лучший преподаватель медицинского вуза»
Номинация: «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании»


  1. Описание высокой (новой) технологии (методики) обучения.

На кафедре оперативной хирургии и клинической анатомии с курсом инновационных технологий Самарского государственного медицинского университета, под руководством заведующего кафедрой профессора А.В. Колсанова, разработан и внедрен комплекс инновационных методик (технологий) и форм обучения слушателей в системе послевузовского образования по различным областям медицины.

Комплекс включает в себя:

  • Компьютерная программа – симулятор «Виртуальный Хирург» для хирургов различного профиля

  • Мультимедийный обучающий комплекс «Вопросы трансплантации органов» для специалистов трансплантологов, хирургов, урологов, анестезиологов-реаниматологов

  • Инновационные образовательные мастер-классы по эндоскопической медицине;

1.1. Описание новой технологии «Компьютерная программа – симулятор «Виртуальный Хирург» для хирургов различного профиля»

Разработана и внедрена система виртуального обучения интернов, ординаторов, слушателей последипломного образования, а также студентов. В основе системы лежит электронное моделирование хода выполнения типичных операций с внесением фактора внештатных ситуаций (кровотечение, перитонит и т.д.). Слушателю предлагается самостоятельно провести операцию от момента набора инструментария до выхода из операции и наложению швов на кожную рану. При этом он должен воспроизвести основные манипуляции, соблюдая все правила и требования. В ходе обучения методом повтора и демонстрации правильной тактики хирурга слушателю показываются все основные манипуляции и правила их выполнения. С учетом всего многообразия клинических случаев и возможного их проявления возможно моделирование более 100 различных ситуационных задач.

Существуют два режима работы компьютерной программы: обучающий и контрольный.

В обучающем режиме слушателю демонстрируется весь ход операции (от начала и до конца) с аудио-комментариями специалиста. Пользователь может временно прервать этот показ и, когда нужно, продолжить. По завершению операции, пользователь программы возвращается в меню. Пользователь может вернуться в меню не дожидаясь завершения операции.

В контрольном режиме пользователю самому предстоит пройти через все этапы выбранной операции. В этом случае отсутствуют какие-либо подсказки или комментарии. В контрольном режиме пользователь постоянно совершает какие-либо действия. Эти действия либо правильные – те, которые программа и ожидает от него на этом шаге или неправильные, ошибочные действия. Если все делает верно, то он переходит на следующий шаг, а количество баллов, заработанное им в ходе этой операции увеличивается на некоторую величину (от 1 до 5). Если пользователь совершает неверное действие, его количество баллов уменьшается.

В рамках данной программы хирургическая операция разбивается на простейшие части, названные Шагами операции. Выполнив некоторые действия на данном Шаге правильно, пользователь переходит на следующий шаг, иначе - остается на текущем шаге. Каждая удача или неудача пользователя фиксируется в Системе оценки.

Входные данные программы - название операции. По названию операции далее производится загрузка общих данных и ресурсов для этой операции. Затем последовательно загружаются данные каждого шага. Пользователь производит некоторые действия и переходит, либо не переходит на следующий Шаг операции. После окончания выполнения операции выполняется анализ всех введенных пользователем действий и высчитывается набранное количество баллов. Соотношение количества набранных баллов к максимально возможному (для этой операции) количеству баллов выводится на экран. В сочетании с максимально возможным для данной операции количеством баллов, эта величина позволяет судить об уровне подготовки пользователя в области выполнения данной хирургической операции.


1.2. Описание новой технологии «Мультимедийный обучающий комплекс «Вопросы трансплантации органов» для специалистов трансплантологов, хирургов, урологов, анестезиологов-реаниматологов»

Мультимедийный обучающий комплекс «Вопросы трансплантации органов» представляет собой готовое решение для обучения вопросам новой клинической, фундаментальной дисциплины — трансплантации органов и тканей. Несмотря на то, что история трансплантации насчитывает многие годы, в нашей стране традиционно ее развитие ограничено несколькими крупными городами. В большинстве медицинских вузов страны отсутствуют специалисты, которые могли бы грамотно донести до студентов основные положения органного донорства и органной логистики, трансплантационной иммунологии, медикаментозной иммуносупрессии, хирургических принципов эксплантации и трансплантации органов. Это препятствует развитию изучения трансплантации как науки и внедрению ее как практического вида деятельности. Для решения этой проблемы авторским коллективом во главе с А.В. Колсановым подготовлен мультимедийный комплекс. Он представляет собой скомпилированную на защищенном CD-ROM кросс-платформенную программную оболочку, демонстрирующую обучающемуся следующий материал: структурированный текст учебного пособия (сверстанный в html формате), тематические рисунки и иллюстрации клинических примеров, видеофрагменты. Все указанные материалы снабжены системой перекрестных интуитивных связей, позволяющих использовать комплекс и в режиме учебника и в режиме справочника. Для контроля уровня знаний применяется система тестирования, функционирующая как в обучающем, так и экзаменационном режиме. Данный комплекс полностью соответствует разработанной под руководством А.В. Колсанова и применяющейся на кафедре учебной программе по курсу инновационных технологий, он может применяться для обучения вопросам трансплантации органов в рамках элективных курсов в стенах вуза, на послевузовском этапе, как в рамках практических занятий, так и при дистанционном образовании, самоподготовке. Данный комплекс реализован также в качестве сервиса дистанционного обучения на сервере дистанционного образования СамГМУ edu.samsmu.ru.


1.3. Описание новой технологии «Инновационные образовательные мастер-классы по эндоскопической медицине»


Суть технологии состоит в интенсивном, комплексном, индивидуальном обучении слушателей основам эндохирургии и конкретным эндохирургическим вмешательствам. Формат мастер-класса включает в себя выполнение 4 этапов: 1) изучение на трупном материале клинической анатомии брюшной полости, малого таза и забрюшинного пространства, ее особенностях при эндоскопической хирургии (включает в себя теоретическую и практическую сессию); 2) отработка мануальных навыков на эндотренажерах; 3) отработка эндоскопических практических навыков и операций на анимальных моделях под наркозом в условиях экспериментальной операционной; 4) практическое применение полученных навыков в клинической практике (Live surgery) в ведущих клинических эндоскопических центрах. На одном мастер-классе одновременно обучение проходит не более 8 слушателей, что позволяет добиться индивидуального подхода. По окончании мастер-класса слушателям выдается удостоверение государственного образца (72 часа).


2. Новизна технологии (методики) обучения, авторский вклад.

2.1. Новизна технологии обучения «Компьютерная программа – симулятор «Виртуальный Хирург» для хирургов различного профиля», авторский вклад 

Данная компьютерная программа, применительно к хирургии, не имеет аналогов в России. При ее разработке применялись последние достижения IT – технологий, новых методов программирования, и компьютерного моделирования.

Движок программы реализован в виде настольного приложения на языке программирования Java (в т.ч. с расчетом на платформенную переносимость программы в будущем). План операции (последовательность шагов и логические данные операции) выполнен на языке разметки XML. Изображения хранятся в форматах jpeg, bmp и png. Видео – в формате avi. Анимации – в формате swf (Adobe Flash). Java является современным и очень гибким языком программирования с огромным сообществом использующих его программистов. Это в свою очередь помогает собрать воедино множество указанных выше форматов мультимедиа-данных в рамках одной программы, в т.ч. на основе собственных разработок.

 Тестовый шаг операции предполагает проверку знаний традиционным методом – выбрать правильный ответ на поставленный вопрос из нескольких предложенных вариантов. Здесь пользователю будет показан текст вопроса, соответствующее изображение, и даны несколько вариантов ответов. В программе предусмотрены следующие типы тестовых вопросов:

  1. Вопросы с одиночным выбором варианта ответа;

  2. Вопросы с множественным выбором вариантов ответа.

Для каждого варианта ответа движок позволяет указать есть ли необходимость его выбирать, и/или его «вес».

Графическая составляющая движка программы реализована с помощью бесплатной open-source библиотеки Slick 2D. Она использует графические возможности системы посредством технологии Open GL. Большая часть графики приложения выводится на полноэкранную Swing JPanel. Flash-анимация отображается так же на JPanel с помощью библиотеки DJ Native Swing, которая использует «родной» браузер ОС (в нем необходима поддержка технологии Adobe Flash). Для Windows это Internet Explorer (необходим браузер версии 7 и выше, с соответствующим ActiveX-компонентом от Adobe).

Был разработан пользовательский интерфейс программы, максимально адаптируемый для интуитивной работы пользователя. Условно можно говорить о том, что в программе присутствуют экраны трех типов: экраны со стандартными элементами управления (такие как экран меню, экран выбора типа операции, экран выполнения тестового шага проверочного режима операции), экран стандартного шага проверочного режима операции и экран обучающего режима операции.

Под руководством профессора А.В. Колсанова была проведена работа по подготовке иллюстративного материала для обеспечения процесса тестирования. Создан каталог инструментария, необходимого для проведения операций. Разработана система тестов и проработаны критерии оценок. Произведена компьютерная обработка полученных результатов и создан программный комплекс, позволяющий проводить объективную оценку знаний слушателей, основанную на многоступенчатом учете ответов.


2.2. Новизна технологии обучения «Мультимедийный обучающий комплекс «Вопросы трансплантации органов» для специалистов трансплантологов, хирургов, урологов, анестезиологов-реаниматологов», авторский вклад

Примененная технология впервые используется в преподавании трансплантации органов и тканей и является одной из наиболее передовых в преподавании медицинской науки в России. Впервые используются одновременно как локальная форма обучения на индивидуальном автоматизированном рабочем месте, так и дистанционная форма обучения через сеть Интернет. Это приближает уровень преподавания проблемы к мировым стандартам, так как подобную технологию применяют в нескольких крупнейших мировых вузах. Методология преподавания дисциплины с применением мультимедийного обучающего комплекса разработана профессором А.В. Колсановым, в основу материала комплекса легло учебное пособие «Вопросы трансплантации органов», подготовленное авторским коллективом под руководством А.В. Колсанова.


2.3. Новизна технологии обучения «Инновационные образовательные мастер-классы по эндоскопической медицине».

Инновационные образовательные мастер-классы такого формата (в 4 этапа) проводятся только на базе кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии с курсом инновационных технологий Самарского государственного медицинского университета, являются уникальными и обладают новизной именно в самой методологии проведения.

Автором методологии проведения 4-х этапных мастер-классов является профессор Колсанов А.В. Для обучения слушателей привлекаются ведущие специалисты, в т.ч. российского уровня: топографо-анатомы, хирурги, эндохирургии, гинекологи, урологи и т.д.

^ 3.Значимость, воспроизводимость, возможность применения технологии (методики) обучения в других предметных областях.

3.1. Значимость, воспроизводимость, возможность применения технологии обучения «Компьютерная программа – симулятор «Виртуальный Хирург» в других предметных областях

В настоящее время, вследствие юридических, организационных и финансовых проблем в России и странах СНГ, практически полностью прекращены занятия на трупном материале и лабораторных животных. Кроме того, далеко не все патологии или клинические сценарии можно воспроизвести в лабораторных условиях. В связи с этим, в современных условиях практически единственной эффективной и безопасной альтернативой изучению и отработки практических знаний и умений представляют виртуальные технологии. Одним из первых в России А.В. Колсановым предложена компьютерная программа – симулятор «Виртуальный Хирург» для слушателей послевузовского образования по хирургии, врачей хирургического профиля, студентов.

Крайне важным считаем наличие подобных виртуальных технологий в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации для постоянной подготовки врачей.

Данная технология абсолютно воспроизводима в любой области медицины.

3.2. Значимость, воспроизводимость, возможность применения технологии обучения «Мультимедийный обучающий комплекс «Вопросы трансплантации органов» для специалистов трансплантологов, хирургов, урологов, анестезиологов-реаниматологов» в других предметных областях


Данная технология позволит активно внедрять знания по вопросам трансплантации органов во всех регионах, даже в отсутствие действующих центров трансплантации и в отсутствие реального клинического опыта от лечения пациентов этой категории. Это обеспечивает просветительское значение разработанного комплекса, чем решает важнейшую задачу, поставленную перед российской высшей медицинской школой академиком В.И. Шумаковым. Тем не менее, полученный опыт в вопросах создания мультимедийных обучающих систем, может легко быть перенесен в другие предметные области. Так, н-р, в настоящее время ведется активная работа по созданию аналогичного обучающего комплекса по оперативной хирургии и топографической анатомии.


3.3. Значимость, воспроизводимость, возможность применения технологии обучения «Инновационные образовательные мастер-классы по эндоскопической медицине» в других предметных областях.

Подобные мастер-классы позволяют продемонстрировать новейшие достижения отрасли здравоохранения, решают вопросы по обмену и внедрению передовых технологий и имеют сейчас крайне важное значение в связи с широким применением эндоскопических технологий в медицине.

Данная методология проведения инновационных образовательных мастер-классов абсолютно воспроизводима в любой области эндоскопической медицины (хирургия, гинекология, оториноларингология, проктология, урология, нефрология, стоматология и т.д.).

 


^ 4. Степень внедрения технологии (методики) обучения / Результаты внутренней оценки эффективности технологии (методики) обучения.


4.1. Степень внедрения технологии обучения «Компьютерная программа – симулятор «Виртуальный Хирург» для хирургов различного профиля»

В настоящее время разработаны компьютерные программы для 3 операций, как распространенных экстренных операций, которыми должен владеть молодой хирург: аппендэктомия, герниопластика по Лихтенштейну, герниопластика по Шолдайсу. В 2011-2012 гг. планируется разработать и внедрить еще более 20 операций.

Технология внедрена в процесс обучения студентов, клинических интернов и ординаторов на базе кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии с курсом инновационных технологий.

Технология зарекомендовала себя с лучшей стороны при обучении клинических интернов и ординаторов, слушателей Института последипломного образования СамГМУ, студентов. Компьютерная программа проста в использовании, имеет понятный интерфейс, позволяет максимально точно визуализировать операционное поле и действия.

По результатам внедрения технологии в 2010 году проведена ее самооценка и валидация, результаты показывают, что компьютерная программа – симулятор «Виртуальный Хирург» полностью реализует поставленные цели.


4.2. Степень внедрения технологии обучения «Мультимедийный обучающий комплекс «Вопросы трансплантации органов» для специалистов трансплантологов, хирургов, урологов, анестезиологов-реаниматологов»


Технология внедрена в обучение клинических и интернов на кафедре оперативной хирургии и клинической анатомии с курсом инновационных технологий, в преподавание на курсе инновационных технологий у всех студентов 6 курса лечебного и педиатрического факультетов. В настоящее время полностью готова методология применения данной технологии в обучение врачей на последипломном этапе, ожидается ее административное согласование.

Данный мультимедийный обучающий комплекс реализован также в качестве сервиса дистанционного обучения на сервере дистанционного образования СамГМУ edu.samsmu.ru.

По результатам внедрения технологии в 2010 году проведена ее самооценка и валидация, результаты показывают, что мультимедийный обучающий комплекс полностью реализует поставленные цели.


4.3. Степень внедрения технологии обучения «Инновационные образовательные мастер-классы по эндоскопической медицине»


По данной методологии разработаны и внедрены для слушателей последипломного образования 3 мастер-класса: «Основы лапароскопической хирургии», «Лапароскопическая гистерэктомия», «Общие принципы лапароскопии: хирургические энергии, шовная техника, профилактика и коррекция осложнений».

В стадии формирования находится еще 5 мастер-классов: «Эндохирургические техники в гинекологии», «Эндохирургические техники в колопроктологии», «Эндохирургические техники в урологии», «Эндохирургические техники для детских хирургов», «Эндохирургические техники в онкологии».

С 2008 года по настоящее время проведено 17 инновационных образовательных мастер-классов по данной методологии, проучено более 80 специалистов из Челябинска, Оренбурга, Новороссийска, Саранска, Саратова, Краснодара, Самары и Тольятти.

С 2011 года реализация образовательных мастер-классов проходит совместно с малой инновационной компанией ООО «Центр инновационных решений». Информацию о проводимых инновационных образовательных мастер-классов данного формата можно найти на сайте компании www.cis63.ru.

  1. Распространение технологии (методики) обучения (патенты, публикации, мастер-классы и т.д.)

5.1. Распространение технологии обучения «Компьютерная программа – симулятор «Виртуальный Хирург» для хирургов различного профиля»

В настоящее время подана заявка на регистрацию программы для ЭВМ в Роспатент. Колсанов А.В. является патентообладателем программы.

Технология реализована в Самарском государственном медицинском университете при обучении слушателей последипломного образования хирургического профиля и студентов, согласовано и запланировано в 2011 году ее внедрение в практическое здравоохранение Самарской области в рамках реализации федеральной программы по модернизации российского здравоохранения.

После регистрации программы для ЭВМ в Роспатенте планируется активное продвижение данного инновационного продукта на российский рынок.

5.2. Распространение технологии обучения «Мультимедийный обучающий комплекс «Вопросы трансплантации органов» для специалистов трансплантологов, хирургов, урологов, анестезиологов-реаниматологов»

В настоящее время подана заявка на регистрацию программы для ЭВМ в Роспатент. Колсанов А.В. является патентообладателем программы.

Технология реализована в Самарском государственном медицинском университете при обучении слушателей последипломного образования и студентов и проведении образовательных конференций, семинаров по вопросам трансплантации органов, согласовано и запланировано в 2011 году ее внедрение в практическое здравоохранение Самарской области в рамках реализации федеральной программы по модернизации российского здравоохранения.

После регистрации программы для ЭВМ в Роспатенте планируется активное продвижение данного инновационного продукта на российский рынок.


5.3. Распространение технологии обучения «Инновационные образовательные мастер-классы по эндоскопической медицине»

В настоящее время инновационные образовательные мастер-классы такого формата (в 4 этапа) проводятся только на базе кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии с курсом инновационных технологий.

В ближайшее время запланировано проведение выездных мастер-классов в регионах.

^ 6.Общественное признание технологии (методики) обучения (победы в конкурсах, дипломы и т.д.).

6.1. Общественное признание технологии обучения «Компьютерная программа – симулятор «Виртуальный Хирург»


На разработку технологии «Компьютерная программа – симулятор «Виртуальный Хирург» получен Губернский грант в 2010 году.

Инновационный проект по развитию данной технологии в 2010 году победил в конкурсе «Идея», проводимого НО «Инновационно - Инвестиционный фонд Самарской области», с финансированием в размере 450 000 рублей.

Технология отмечена дипломом и серебряной медалью Международного салона изобретений «INOVA» (Хорватия, 2010г.).

В 2011 году запланированы выступления на конференциях (съезд хирургов, Волгоград; межрегиональная конференция, Саратов; региональная конференция, Самара и другие) по позиционированию данной технологии.


6.2. Общественное признание технологии обучения «Мультимедийный обучающий комплекс «Вопросы трансплантации органов» для специалистов трансплантологов, хирургов, урологов, анестезиологов-реаниматологов»

На разработку технологии «Мультимедийный обучающий комплекс «Вопросы трансплантации органов» получен Губернский грант в 2010 году.

Возможности созданной системы получили одобрение на съезде трансплантологов России (Москва, 2010г.), Всемирном конгрессе трансплантологов (Ванкувер, 2010).

В 2010 году мультимедийный обучающий комплекс был презентован на международном конгрессе в Университете им. Г. Гейне (Дюссельдорф), на семинаре в клинике нефрологии и трансплантации почки Высшей медицинской школы (Ганновер), на межрегиональной конференции трансплантологов (Саратов), на региональной конференции «Актуальные вопросы трансплантации органов» (Самара).

В 2011 году запланированы выступления на конференциях (Всероссийская конференция трансплантологов по органному донорству, Москва; межрегиональная конференция, Саратов; региональная конференция, Самара и другие) по позиционированию данной технологии.


6.3. Общественное признание технологии обучения «Инновационные образовательные мастер-классы по эндоскопической медицине»

Результаты работы по внедрению инновационных образовательных мастер-классы в 2009-2010 гг. неоднократно доложены на Всероссийских конференциях клинических анатомов, эндоскопических хирургов, на конференциях по непрерывному последипломному образованию.



Похожие:

Конкурс «Лучший преподаватель медицинского вуза» Номинация: «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Описание высокой (новой) icon1. Описание высокой (новой) технологии (методики) обучения
Показатели деятельности номинанта на конкурс «Лучший преподаватель медицинского вуза» в номинации №4 «За внедрение новых методик...
Конкурс «Лучший преподаватель медицинского вуза» Номинация: «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Описание высокой (новой) iconКонкурс: Лучший преподаватель медицинского вуза Номинация 4: За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании фио
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный медицинский университет»...
Конкурс «Лучший преподаватель медицинского вуза» Номинация: «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Описание высокой (новой) iconКонкурс «Лучший преподаватель медицинского вуза» Номинация 3: «За внедрение новых методик обучения студентов» (Карась С. И.)
Наименование образовательной методики: «Проектное обучение разработке автоматизированных рабочих мест медицинского персонала»
Конкурс «Лучший преподаватель медицинского вуза» Номинация: «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Описание высокой (новой) iconКонкурс «Лучший преподаватель медицинского вуза» Номинация «За внедрение новых методик обучения»
Овсянников Виктор Григорьевич – заведующий кафедрой патологической физиологии, Заслуженный работник высшей школы, академик раен,...
Конкурс «Лучший преподаватель медицинского вуза» Номинация: «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Описание высокой (новой) iconКонкурс: Лучший преподаватель медицинского вуза Номинация 3: За внедрение новых методик обучения студентов фио
«Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (гоу...
Конкурс «Лучший преподаватель медицинского вуза» Номинация: «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Описание высокой (новой) iconКонкурс: Лучший преподаватель медицинского вуза Номинация 5: За внедрение новых методик повышения квалификации врачей и провизоров фио
Ь: доцент кафедры судебной медицины и правоведения Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
Конкурс «Лучший преподаватель медицинского вуза» Номинация: «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Описание высокой (новой) icon1. Описание новой технологии (методики) обучения
Номинация: «За внедрение новых методик повышения квалификации врачей и провизоров»
Конкурс «Лучший преподаватель медицинского вуза» Номинация: «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Описание высокой (новой) iconНоминация: «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании»
Значимость, воспроизводимость, возможность применения технологии (методики) обучения в других предметных областях
Конкурс «Лучший преподаватель медицинского вуза» Номинация: «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Описание высокой (новой) iconНоминация 4 «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании»
Зав кафедрой анестезиологии и реаниматологии, профессор, доктор медицинских наук
Конкурс «Лучший преподаватель медицинского вуза» Номинация: «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Описание высокой (новой) iconНоминация «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании». Паролина Л. Е профессор кафедры фтизиатрии фпк и ппс, д м. н
Период использования педагогической технологии: двухгодичная клиническая ординатура по фтизиатрии
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы