Номинации №4 «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Пахомова Юлия Вячеславовна (г. Новосибирск) icon

Номинации №4 «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Пахомова Юлия Вячеславовна (г. Новосибирск)




Скачать 355.61 Kb.
НазваниеНоминации №4 «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Пахомова Юлия Вячеславовна (г. Новосибирск)
Дата19.04.2013
Размер355.61 Kb.
ТипДокументы
источник


Номинации № 4

«За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании»


Пахомова Юлия Вячеславовна (г. Новосибирск)


1. Описание высокой (новой) технологии (методики) обучения


«Чтобы идти в ногу с новыми знаниями

и технологиями, потребности в познании

должны поддерживаться на протяжении

всей жизни» (Huber, 1996)


Название проекта: «Информационные технологии подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования врачей».

^ Организатор и руководитель проекта: д-р мед. наук, доцент, директор Учебно-методического центра Департамента последипломного образования ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития» (далее Учебно-методического центра ПДО НГМУ) Пахомова Юлия Вячеславовна.

^ Актуальность проекта. Качество подготовки врачей является сегодня залогом эффективной работы практического здравоохранения. Последипломная подготовка специалистов медиков осуществляется в ГОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития подразделениями Департамента ПДО в соответствии с Государственными образовательными стандартами и направлена на удовлетворение потребностей потребителей образовательных услуг. На современном этапе без применения новых технологий ГОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития невозможно конкурировать на рынке образовательных услуг. В условиях кризиса и снижения платежеспособности физических и юридических лиц поиск новых форм обучения приобретает приоритетное значение.

Особое внимание было акцентировано на современных подходах к обработке, хранению и актуализации учебной информации, на использовании дистанционных образовательных технологий в подготовке и переподготовке дипломированных специалистов по всем специальностям в рамках лицензии на образовательную деятельность.


Проект «Информационные технологии подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования врачей» стартовал в 2006 году и является долгосрочным. Сегодня завершена работа, запланированная в рамках первых 4-х этапов. Актуальность настоящего Проекта обусловлена интенсивным ростом объема новой информации в медицине, изменением требований к профессиональному уровню врачей, введением новых специальностей, системы сертификации и аттестации медицинских кадров. Совершенствование методологии медицинского образования в его наиболее лабильном последипломном звене будет способствовать улучшению качества подготовки специалистов и медицинского обслуживания населения. Сегодня появляется потребность не просто в новых знаниях, а в новых технологиях приобретения знаний, переходе на новый уровень всей системы непрерывного профессионального развития врачей.

Существующая система последипломной подготовки специалистов для здравоохранения с ее несовершенным управлением, отсутствием научно-обоснованных критериев по выбору видов, форм, сроков и периодичности обучения в зависимости от процесса формирования специалиста не отвечает в полной мере своим задачами и является недостаточно эффективной. Не будучи реформированной, система последипломной подготовки специалистов существенно уступает практике подготовки специалистов в передовых странах, где последипломное обучение начинается непосредственно по окончании высшей медицинской школы и ведется непрерывно в течение 3–4 и более лет.

Несмотря на все предпринятые в рамках Приоритетного национального проекта «Здоровье» меры по преодолению дефицита кадров в здравоохранении, кадровая проблема в этой отрасли по-прежнему остается очень острой.

Проект направлен на интеграцию усилий специалистов образования и здравоохранения в совершенствовании подходов к организации системы непрерывного профессионального образования врачей с использованием новых образовательных технологий (дистанционное обучение, внедрение модульной системы обучения, применение интерактивных тренажеров и симуляторов для отработки практических навыков). Реализация Проекта будет способствовать созданию единой системы менеджмента качества медицинского образования, что позволит в максимально короткие сроки удовлетворить потребности практического здравоохранения в квалифицированных кадрах.

Основной задачей современных информационных образовательных технологий является не замещение традиционных форм обучения, а их органичное дополнение. Вместе с традиционными образовательными технологиями в Учебно-методическом центре ПДО НГМУ развиваются инновационные формы обучения, основанные на повсеместном внедрении информационных образовательных технологий.


^ Цель проекта: создать эффективную систему профессиональной подготовки и переподготовки врачей на основе применения информационных технологий.


Задачи проекта:

  1. Внедрить на базе Учебно-методического центра ПДО НГМУ в учебный процесс системы непрерывного профессионального образования врачей дистанционные образовательные технологии.

  2. Создать образовательный портал на сайте Учебно-методического центра ПДО НГМУ для реализации дистанционных образовательных технологий.

  3. Создать на базе Учебно-методического центра ПДО НГМУ информационно-образовательную среду, позволяющую обеспечить управление процессом обучения в системе непрерывного профессионального образования врачей.

  4. Создать на базе Учебно-методического центра ПДО НГМУ образования электронные образовательные ресурсы для дистанционных образовательных технологий на различных этапах системы непрерывного профессионального образования врачей.

  5. Внедрить на базе Учебно-методического центра ПДО НГМУ модульную систему профессиональной переподготовки врачей для непрерывного профессионального образования врачей.

  6. Внедрить на базе Учебно-методического центра ПДО НГМУ систему кредитных единиц для непрерывного профессионального образования врачей.

  7. Создать на базе Учебно-методического центра ПДО НГМУ сценарии практических занятий для системы непрерывного профессионального образования врачей с использованием интерактивных средств обучения (интерактивные доски, интерактивные системы голосования, интерактивные тренажеры и симуляторы для отработки практических навыков).


^ 2. Новизна технологии (методики) обучения, авторский вклад


Непрерывное профессиональное развитие − период образования и подготовки врачей, начинающийся по завершении первичной специализации и продолжающийся в течение всей профессиональной деятельности каждого врача (рис. 1). Старая парадигма: «Образование на всю жизнь» должна быть заменена сегодня новой − «Образование через всю жизнь».





Рис. 1 Система согласованной кадровой политики

и непрерывного медицинского образования


^ Непрерывное повышение профессиональной компетентности, которое понимается как способность врача систематически и постоянно повышать и расширять уровень профессиональных знаний, умений и навыков, совершенствовать мышление и личные качества, требуемые для оказания квалифицированной, безопасной медицинской помощи.

В России сохранена этапность системы высшего медицинского образования, получения специализации (интернатура и ординатура) и далее – непрерывного послевузовского обучение врача-специалиста в течение всей его профессиональной деятельности.

Ст. 6 «Ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения» ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125 от 22.08.1996 … для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образований, основанием для занятия ими в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

Ст. 54 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1 … право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» предусматривает следующие виды и сроки повышения квалификации:

  • краткосрочное тематическое обучение по вопросам конкретного производства по месту основной работы специалистов (не менее 72 часов);

  • тематические и проблемные семинары по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли (от 72 до 100 часов);

  • длительное обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности (свыше 100 часов).


^ I ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (2006)


Первым этапом реализации Проекта стало создание в ГОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития в 2005 году Центра последипломного образования, переименованного в 2006 году в Центр очно-заочного образования, а в 2008 году – в Учебно-методический центр ПДО НГМУ (рис. 2). Организатор и руководитель Проекта являлась инициатором создания в ГОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития образовательного центра новой формации, который стал бы экспериментальной площадкой для разработки и повсеместного внедрения в учебный процесс информационных технологий.





Рис. 2 Учебно-методический центр ПДО НГМУ.


На первом этапе реализации Проекта на базе Учебно-методический центр ПДО НГМУ происходило внедрение в учебный процесс дистанционных образовательных технологий. Проведенный руководителем Проекта Пахомовой Ю. В. анализ нормативно-правовой базы, показал, что в Приказ Минобнауки от 06.05.2005 № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» открывает новые возможности в подготовке врачей на основе информационных технологий. Согласно требованиям Приказа, «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Целью использования дистанционных образовательных технологий образовательными учреждениями является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения)».

Сразу хочется расставить точки над «i» – Проект не ставит целью полное замещение традиционных форм подготовки и переподготовки врачей на последипломном этапе, а предусматривает использование дистанционных образовательных технологий в виде отдельных курсов, что не противоречит нормативно-правовой базе и позволяет обеспечить требования к качеству образования и сохранить авторитет вуза. Так пункт 4. Приказа Минобнауки от 06.05.2005 № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» четко определил рамки применения дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе: «Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при проведении ... учебных, лабораторных и практических занятий, практик..., текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся...».

Анализ возможностей дистанционных образовательных технологий позволил сформулировать основные преимущества их применения для системы непрерывного профессионального образования врачей, а именно:

  • гибкость;

  • модульность;

  • экономическая эффективность;

  • новая роль преподавателя;

  • создание специализированных средств контроля качества образования;

  • создание специализированных средств обучения.

Помимо преимуществ применения дистанционных образовательных технологий для системы непрерывного профессионального образования врачей, были выявлены также трудности в реализации дистанционных образовательных технологий, а именно:

  • преодоление «цифрового неравенства» между регионами и поколениями;

  • требования к компетентности преподавателей;

  • соответствие принятым стандартам менеджмента качества образования;

  • защита авторских прав преподавателей.

На первом этапе реализации Проекта на сайте Учебно-методического центра был создан образовательный портал (рис 3.).





Рис. 3 Образовательный портал Учебно-методического центра ПДО НГМУ.


По итогам детального анализа различных моделей обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (с учетом международного и отечественного опыта)‏ для реализации в Учебно-методическом центре ПДО НГМУ Пахомовой Ю.В. за основу была взята модель смешанного обучения (blended learning)‏, имеющая следующие характеристики:

  1. Многоканальность доставки образовательного контента:

  • электронные образовательные ресурсы на CD-носителях;

  • электронные образовательные ресурсы в сетях Internet и Intranet;

  • использование на аудиторных занятиях презентаций, фрагментов электронных образовательных ресурсов, видеоматериалов, 3D-анимации.

  1. Создание и наполнение учебно-методической базы:

  • электронная библиотека;

  • медиатека;

  • банк видеоматериалов;

  • банк фотоматериалов;

  • банк 3D-анимаций‏.

  1. Расширение средств взаимодействия обучаемого с преподавателем:

  • традиционное общение в аудитории;

  • электронная почта;

  • образовательный портал Учебно-методического центра;

  • трансляция лекций.

  1. Оценивание результатов обучения – традиционное + характерное для дистанционных образовательных технологий (промежуточная аттестация на образовательном портале Учебно-методического центра).‏


^ II ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (2007)


Вторым этапом реализации Проекта стало создание на базе Учебно-методического центра ПДО НГМУ единой информационно-образовательной среды, позволяющей обеспечить управление процессом обучения в системе непрерывного профессионального образования врачей посредством сетей Internet и Intranet. Одним из основных решений руководства ГОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития явилось создание сети компьютерных классов в корпусах Университета и на клинических базах, объединенных сетью Intranet (рис. 4).


Для повышения уровня профессиональных компетенций в вопросах внедрения в учебный процесс информационных технологий руководитель Проекта Пахомова Ю.В. в 2007 году прошла повышение квалификации:

  1. «Информационные и телекоммуникационные технологии в дистанционном образовании» в ГОУ «Институт развития дополнительного профессионального образования» (г. Москва) – 72 часа.

  2. «Training course Information and Communication Technologies in Distance Education» в Институте информационных технологий в образовании ЮНЕСКО (г. Москва) – 72 часа.

  3. «Организация дистанционного обучения» в ГОУ ВПО СибГУТИ (г. Новосибирск) – 36 часов.






Рис. 4 Компьютерные классы ГОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития.


При анализе доступных систем управления обучением (LMS), руководителем Проекта Пахомовой Ю.В. выбор был сделан в пользу ^ LMS Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) – модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды, распространяющейся по лицензии GNU GPL. LMS Moodle представляет собой специализированную базу данных, снабженную механизмами поиска по ключевым словам (метаданным), агрегирования учебного контента, документооборота и т. п. (рис. 5).





Рис. 5 LMS Moodle на образовательном портале

Учебно-методического центра ПДО НГМУ


Основные средства LMS Moodle:

  • средство сдачи контрольных заданий в электронном виде с последующим оцениванием;

  • система автоматического тестирования (тесты могут иметь ограничения по времени и количеству попыток);

  • средства публикации индивидуальных страниц и групповых проектов в гипертекстовом формате;

  • средства мониторинга учебного процесса;

  • средство сдачи контрольных заданий в электронном виде с последующим оцениванием;

  • система автоматического тестирования (тесты могут иметь ограничения по времени и количеству попыток);

  • средства публикации индивидуальных страниц и групповых проектов в гипертекстовом формате;

  • средства мониторинга учебного процесса.


Дидактические возможности LMS Moodle:

  • разработка учебных курсов с использованием разнообразных форм и способов подачи учебного материала;

  • организация процесса обучения, коммуникаций и сотрудничества с помощью набора встроенных стандартных средств;

  • контроль администрации за ходом учебного процесса;

  • организация дистанционного обучения по Интернет-технологии.


На втором этапе реализации Проекта помимо создания на базе Учебно-методического центра ПДО НГМУ единой информационно-образовательной среды, руководителем Проекта Пахомовой Ю.В. были разработаны основные требования к условиям реализации, структуре содержания обучения и результатам освоения основных и дополнительных образовательных программ, реализуемых в системе непрерывного профессионального образования врачей на основе применения дистанционных образовательных технологий:

  • требования к результатам освоения основных и дополнительных образовательных программ;

  • требования к структуре основных и дополнительных образовательных программ;

  • требования к условиям реализации основных и дополнительных образовательных программ.


На втором этапе реализации Проекта была проведена оценка педагогического эффекта реализации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий:

  • создание системы менеджмента качества образования на базе Учебно-методического центра ПДО НГМУ на основе международных стандартов;

  • определение роли преподавателей в учебном процессе, реализуемом на основе дистанционных образовательных технологий;

  • создание средств контроль знаний в учебном процессе, реализуемом на основе дистанционных образовательных технологий;

  • оценка соответствия результатов обучения прогнозируемым компетенциям;

  • анализ соответствия обучения с использованием дистанционных образовательных технологий запросам современной экономики и общества.


На втором этапе реализации Проекта в ГОУ ВПО НГМУ Минзравсоцразвития были актуализированы, дополнены, переработаны, отрецензированы и утверждены на Координационно-методическом совете ПДО рабочие программы, учебные и учебно-тематические планы подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования врачей.


^ III ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (2008–2009)


На третьем этапе реализации Проект были разработаны электронные учебные издания для системы непрерывного профессионального образования врачей на базе Учебно-методического ПДО НГМУ. Для повышения уровня профессиональных компетенций в реализации педагогических подходов к внедрению информационных технологий в учебный процесс руководитель Проекта Пахомова Ю.В. прошла повышение квалификации на факультете повышения квалификации преподавателей высшей школы ГОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития (общий объем 1080 часов) и получила квалификацию «Преподаватель высшей школы».


Анализ учебных изданий (международный и отечественный опыт), проведенный руководителем Проекта Пахомовой Ю.В. показал, что существуют четыре поколения изданий для дистанционного образования, применяемых сегодня в учебном процессе:


Основные свойства учебных изданий I поколения (классические учебники в бумажном носителе):

  • бумажный носитель информации;

  • большой срок издания;

  • быстрое устаревание информации, особенно в технической области;

  • невозможность организации эффективного поиска информации.


Основные свойства учебных изданий II поколения (электронные учебники и пособия):

  • магнитный носитель информации небольшой емкости;

  • относительно небольшой срок издания;

  • быстрое устаревание информации, особенно в технической области;

  • невозможность организации эффективного поиска информации.


Основные свойства учебных изданий III поколения (мультимедийные учебные пособия на CD):

  • оптический (CD) носитель информации;

  • относительно небольшой срок издания;

  • возможность размещения большого количества полноцветной графики, видео и озвучивания материала;

  • возможность поиска информации;

  • возможность построения удобной навигации по разделам.


Основные свойства учебных изданий IV поколения (адаптивные обучающие системы):

  • носитель информации – локальные сети Internet и Intranet;

  • небольшой срок издания;

  • малое устаревание информации;

  • возможность размещения больших объемов информации, в том числе видео и звука;

  • возможность построения эффективных систем тестирования;

  • возможность модульного наращивания системы.


На третьем этапе реализации Проекта в Учебно-методическом центре ПДО НГМУ при непосредственном участии руководителя Проекта Пахомовой Ю. В. была разработана авторская система для размещения образовательного контента, авторская программа-тренажер для контроля знаний в форме тестирования, дизайн электронных учебных изданий для системы непрерывного профессионального образования врачей – серии «Практическая медицина Сибири». В 2008 году серия была зарегистрирована в г. Париже ISSN палате и получила уникальный регистрационный номер 1998–7064. Электронные учебные издания серии «Практическая медицина Сибири» представляют собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации и содержат информационные источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие компоненты и относятся к учебным изданиям III поколения (мультимедийные учебные пособия на CD) для дистанционного образования.

Электронные учебные издания серии «Практическая медицина Сибири» предназначены для системы непрерывного профессионального образования врачей (интернов, клинических ординаторов и практических врачей различных медицинских специальностей). Все электронные учебные издания серии «Практическая медицина Сибири» подготовлены в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов послевузовской профессиональной подготовки специалистов по различным медицинским специальностям и рабочих программ профессиональной переподготовки врачей (рис. 6−10).

Электронные учебные издания серии «Практическая медицина Сибири» представляют собой гипертекст, оснащенный навигацией по большому числу информационных источников. Меню дисков представлено разделами: «Справка», «Авторы», «Спецкурс», «Допкурс», «Словарь», «Тесты», «Литература», «Лекции», «Видео». В разделе «Тесты» размещена программа-тренажер для самоаттестации обучающихся, которая позволяет самостоятельно оценить уровень знаний по пройденным темам. В разделах «Спецкурс» и «Лекции» представлены авторские лекции преподавателей ГОУ ВПО НГМУ по основной тематике электронного учебного издания, а в разделе «Допкурс» – по смежным специальностям, фундаментальным дисциплинам, общественному здоровью и здравоохранению. В различных разделах дисков представлены видеофильмы, электронная библиотека и списки рекомендуемой литературы, словарь используемых терминов, информация об издателе и авторах, принимающих участие в разработке дисков (рис. 11).





Рис. 11 Меню электронных учебных изданий серии «Практическая медицина в Сибири»




Рис. 6. Электронные учебные издания серии «Практическая медицина Сибири»

(для врачей)




Рис. 7 Электронные учебные издания серии «Практическая медицина Сибири»

(для врачей)




Рис. 8 Электронные учебные издания серии «Практическая медицина Сибири»

(для интернов)




Рис. 9 Электронные учебные издания серии «Практическая медицина Сибири»

(для ординаторов)





Рис. 10 Электронные учебные издания серии «Практическая медицина Сибири»

(для ординаторов)


Электронные учебные издания серии «Практическая медицина Сибири» не имеют печатного эквивалента и выпускаются на компакт-дисках, предназначенных для локального использования. Минимальные системные требования: процессор – Pentium 2, 300 Mhz, оперативная память – 96 Mb, винчестер – 1 Gb; операционная система Windows-95 и выше, веб-браузер с поддержкой JavaScript (например, InternetExplorer); 24-x CD-ROM; video от 32 Mb; требуется акустическая система. Электронные учебные издания созданы в соответствие с требованиями ГОСТ 7.83-2001 «ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ВЫХОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ».

Все электронные учебные издания серии «Практическая медицина Сибири» регистрируются и депонируются в ФГУП НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР» Федеральном депозитарии электронных изданий в г. Москве, что обеспечивает защиту авторских прав преподавателей ГОУ ВПО НГМУ. Сведения о зарегистрированных электронных учебных изданиях и их авторах публикуются в каталоге «Российские электронные издания» в сети Internet.

Все электронные учебные издания серии «Практическая медицина Сибири» утверждены на Координационно-методическом совете ПДО ГОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития, прошли внешнее рецензирование у профильных специалистов. На сегодня 30 изданий серии «Практическая медицина Сибири» получили гриф Учебно-методического объединения медицинских и фармацевтических вузов России и рекомендованы для использования в учебном процессе в системе ПДО в вузах России.


^ IV ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (2010)


Четвертый этап реализации проекта ознаменовался разработкой и внедрением модульной системы профессиональной переподготовки врачей на базе Учебно-методического ПДО НГМУ. Анализ законодательной базы, проведенный руководителем Проекта Пахомовой Ю.В., показал, что нормативно-правовые документы не устанавливают сегодня необходимости одномоментного прохождения всех часов образовательной программы. В ст. 10 «Формы получения образования» ФЗ РФ «Об образовании» предусмотрены следующие формы освоения образовательных программ: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; семейное образование, самообразование, экстернат. Допускается сочетание различных форм получения образования. Врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях.

Обучение в рамках системы непрерывного профессионального развития должно составлять не менее 100 часов в образовательных учреждениях профессионального образования или в учреждениях повышения квалификации. Чтобы быть признанным существующей системой образования, этап непрерывного профессионального развития должен завершиться итоговой аттестацией и выдачей свидетельства о повышении квалификации. Длительность этапа не должна превышать 5 лет.

В соответствии с возросшими требованиями к подготовке врача-специалиста в новом варианте образовательного стандарта в Учебно-методическом центре ПДО НГМУ была разработана и внедрена модульная система профессиональной переподготовки врачей.

^ Модульная система профессиональной переподготовки врачей – система обучения, в которой курсант последовательно изучает (в том числе по собственному желанию, но ограниченному правилами выбору) отдельные учебные модули в соответствии с требованиями рабочей программы цикла, ведущей к подтверждению квалификации специалиста.

В Учебно-методическом центре были разработаны основные характеристики модульной системы профессиональной переподготовки врачей:

  • «модульность» цикла обучения;

  • «последовательность» учебных модулей на цикле обучения.

  • «контроль знаний» по окончании цикла обучения.

  • «совмещение теории и практики» (тесты, вопросы, задачи).

На четвертом этапе реализации Проекта были переработаны рабочие программы, учебные и учебно-тематические планы ряда циклов профессиональной переподготовки врачей (тематическое усовершенствование в объеме 144 часов). Учебный модуль – структурно связанная, в том числе понятийным аппаратом, часть рабочей программы цикла обучения, соответствующая понятию «раздел» или «тема», либо блок взаимосвязанных «разделов» или «тем», которые можно изучать независимо от другого блока в рамках единой рабочей программы цикла обучения.

В Учебно-методическом центре ПДО НГМУ были разработаны критерии мотивации курсантов, обучающихся по модульной системе профессиональной переподготовки врачей:

  • свобода планирования обучения – «индивидуальная образовательная траектория»;

  • свобода выбора времени и темпов обучения;

  • свобода выбора преподавателя – «образовательный консалтинг».


Сценарий реализации модульной системы профессиональной переподготовки врачей в Учебно-методическом центре ПДО НГМУ (рис. 12):

  1. Разработка рабочей программы, учебного и учебно-тематического планов профессиональной переподготовки по специальности (объем 144 часа), состоящей из учебных модулей (кратных 6 академическим часам, каждый объемов от 6 до 24 часов).

  2. Создание и рецензирование электронных учебных изданий серии «Современные технологии в стоматологии», представляющих гипертекст, оснащенный навигацией по большому числу информационных источников. Меню дисков представлено разделами: «Справка», «Авторы», «Словарь», «Тесты», «Литература», «Лекции» для размещения в LMS Moodle на образовательном портале Учебно-методического центра ПДО НГМУ.

  3. Подбор имеющихся или разработка новых контрольно-тестовых материалов для самоконтроля и контроля знаний по учебным модулям и ввод их в LMS Moodle на образовательном портале Учебно-методического центра ПДО НГМУ.

  4. Подготовка практических заданий по учебным модулям для очной сессии. Подготовка методических рекомендаций по изучению учебных модулей.

  5. Формирование группы курсантов, составление договоров на обучение, графика обучения и расписания учебных модулей.

  6. Организация учебного процесса, который включает следующие основные шаги:

  • установочная очная сессия в рамках учебного модуля (обычно 1–2 дня) включает лекции, практические занятия, инструктаж по работе с электронным учебным изданием, получение электронного учебного издания, регистрацию на образовательном портале Учебно-методического центра;

  • самостоятельная работа курсантов с электронным учебным изданием, консультации с преподавателями посредством e-mail, самоконтроль с помощью системы компьютерного тестирования, размещенной на электронном учебном издании;

  • прохождение промежуточной аттестации в LMS Moodle на образовательном портале Учебно-методического центра ПДО НГМУ;

  • получение зачета по итогам прохождения учебного модуля.




  1. Итоговая аттестация курсантов включает итоговое компьютерное тестирование по специальности в Сертификационном центре ГОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития (допуском для прохождения итоговой аттестации является отсутствие задолжности по промежуточной аттестации по каждому из учебных модулей).

  2. Выдача курсантам, успешно прошедшим обучение по модульной системе профессиональной переподготовки врачей, документов государственного образца о повышении квалификации.

Пилотным проектом стала стартовавшая в марте 2010 года модульная система обучения переподготовки врачей по специальности «терапевтическая стоматология», состоящая из 11 учебных модулей (рабочая программа цикла рассчитана на 5 лет). К марту 2011 года группой курсантов пройдено 2 модуля из 11 общим объемом 24 часа. Новые курсанты могут присоединяться к циклу обучения на любом этапе. Для обеспечения каждого из учебных модулей разработаны электронные учебные издания серии «Современные технологии в стоматологии».





Рис. 12 LMS Moodle модульной системы профессиональной переподготовки врачей на образовательном портале Учебно-методического центра ПДО НГМУ


Сегодня созданы и прошли государственную регистрацию в ФГУП НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР» (г. Москва) 3 электронных учебных издания по учебным модулям «Заболевания пульпы зуба», «Кариес зубов», «Обезболивание в терапевтической стоматологии» (рис. 13).





Рис. 13. Серия электронных учебных изданий

«Современные технологии в стоматологии».

Параллельно с внедрением модульной системы профессиональной переподготовки врачей на базе Учебно-методического центра ПДО НГМУ руководителем Проекта Пахомовой Ю.В. была проведена подготовительная работа по внедрению системы кредитных единиц, являющейся составной частью Болонского процесса. Работа проводилась совместно с Министерством здравоохранения Новосибирской области и Новосибирской областной ассоциацией врачей. Анализ нормативно-правовой базы показал, что в Российской Федерации зачетной единицей, определяющей объем работы курсанта и преподавателя, является академический час, длительность которого определена Типовым положением о вузе и составляет 45–50 мин. Система кредитных единиц вводит в российское последипломное образование новую единицу кредит – числовой способ выражения объема и уровня знаний, основанный на достижении результатов обучения, а также соответствующей этому уровню трудоемкости, измеренной в единицах времени. Между европейским «кредитом» и отечественным «академическим часом» есть несколько существенных различий. Во-первых, практически во всех российских вузах академический час включает не общую работу, а только аудиторную, если брать не стандарт, а реальные учебные планы. Во-вторых, за каждой кредитной единицей стоят на самом деле не физические часы затрат, а реально освоенные знания, точнее, компетенции. В-третьих, ни один вуз не обязан принимать к «зачету» дисциплины, освоенные курсантом «на стороне».

Что же нужно российской системе образования от системы кредитных единиц? С точки зрения работодателя и российского потребителя образования внутри страны, система кредитных единиц не дает ничего, так как внутри страны нет потребителя такой информации. С точки зрения интеграции в мировое образовательное пространство, где требуется говорить на языке системы кредитных единиц и предлагать любые формы и уровни образования, понятные иностранным партнерам, существует необходимость в разработке критериев пересчета академических планов и учебных нагрузок в любую систему кредитов, будь то американская система кредитов или европейская система зачетных единиц.

Ввиду того, что в российском последипломном образовании, в отличие от вузовского образования, «академический час» и «кредит» сопоставимы, было принято решение о внедрении системы кредитных единиц на базе Учебно-методического центра ПДО НГМУ (рис. 14).

^ Система кредитных единиц отражает объем необходимой работы по каждому виду учебной деятельности и показывает, какую часть от общей нагрузки каждый вид учебной деятельности составляет в общей системе. Кредиты выделяются для всех теоретических и практических компонентов образовательной программы.




Рис. 14 Схема реализации системы кредитных единиц


При переходе на систему кредитных единиц между циклами профессиональной переподготовки следует принять за необходимый минимум 144 кредита в течение 5 лет. Система кредитных единиц позволяет курсанту накапливать кредиты по трем разделам: профессиональная подготовка; теоретическая подготовка и научная деятельность.

Раздел «профессиональная подготовка» направлена на повышение профессионального мастерства и включает такие аспекты, как освоение или разработка новых методов диагностики и лечения, новых технологий, участие в апробации лекарственных средств, федеральных и региональных программах по охране здоровья населения, рационализаторские предложения и изобретения.

Раздел «теоретическая подготовка» предполагает обучение на цикле тематического усовершенствования, а также участие в образовательном семинаре. Оба вида обучения позволяют более глубоко освоить новые тенденции и технологии, ознакомиться с последними достижениями фундаментальной науки (общая патология), применимыми во врачебной практике. Эффективные способом подачи учебного материала являются электронные учебные издания серии «Практическая медицина Сибири».

Раздел «научная деятельность» предусматривает написание и защиту практическим врачом диссертации на соискание степени кандидата (72 кредита) или доктора (144 кредита) медицинских наук. Кроме того, кредиты начисляются за разработку научной рекомендации, которая может быть использована в практической деятельности врача, и публикацию статей в центральной или местной печати, участие и выступление на съездах, симпозиумах, конференциях, конгрессах. По окончании семинара участник получает сертификат с указанием названия и темы образовательного семинара и количества учебных часов (кредитов). Определенная сумма кредитов дает право на подтверждение сертификата.


^ V ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (2010–2011)


В целях повышения качества образования в системе непрерывного профессионального образования врачей в 2010 году на базе Учебно-методического центра ПДО НГМУ были созданы фантомные классы, оснащенные интерактивными тренажерами и симуляторами для отработки интернами, клиническими ординаторами и врачами практических навыков.

Все интерны и клинические ординаторы проходят с 2010 года недельный цикл подготовки, на котором отрабатывают практические навыки и умения в ходе выполнения сложных манипуляций (например, интубация трахеи, проведение расширенной сердечно-легочной и мозговой реанимации, катетеризация магистральных сосудов, выполнение плевральной пункции и др.), которые требуют тщательной отработки действий врача. Практические врачи циклов профессиональной подготовки и переподготовки посещают фантомные классы Учебно-методического центра ПДО НГМУ 1–2 раза. Первый день отрабатываются навыки по расширенной сердечно-легочной реанимации. Во второй день проводится занятие по специальности с применением интерактивных средств обучения – интерактивная доска и интерактивные системы голосования.

При освоении мануальных навыков расширенного комплекса сердечно-легочной реанимации обучающийся и преподаватель имеют возможность в реальном режиме времени оценивать эффективность проводимых манипуляций и обнаруживать возникшие осложнения по 12 основным показателям, транслируемым на экран монитора в виде графиков (показатели гемодинамики, вентиляции легких, глубины, частоты и интервала между компрессиями, неправильное положение рук реаниматора, проникновение воздуха в желудок, переломы ребер и др.). По завершении обучения компьютерная интерактивная система манекена-тренажера позволяет сделать общее заключение по каждому конкретному случаю оказания мероприятий расширенной сердечно-легочной реанимации с указанием на допущенные ошибки (рис. 15−16).





Рис. 15. Практические занятия в фантомном классе

Учебно-методического центра ПДО НГМУ





Рис. 16. Практические занятия в фантомном классе

Учебно-методического центра ПДО НГМУ


Новым направлением в реализации Проекта стало использование в учебном процессе в системе непрерывной профессиональной подготовки врачей интерактивных средств обучения – интерактивных досок и интерактивных систем для голосования, позволяющих управлять учебным процессом по принципу «обратной связи» прямо в ходе лекции (рис. 17). Сегодня продолжается работа по созданию ситуационных задач по специальностям системы ПДО (минимум две от каждой кафедры).





Рис. 17. Практическое занятие в Учебно-методическом центре ПДО НГМУ

с использованием интерактивных средств обучения.

^ 3. Значимость, воспроизводимость, возможность применения технологии (методики) обучения в других предметных областях


Большая часть электронных учебных изданий серии «Практическая медицина Сибири», созданных в Учебно-методическом центре ПДО НГМУ при непосредственном участии организатора и руководителя Проекта Пахомовой Юлии Вячеславовны, могут быть повсеместно использованы в учебном процессе в системе непрерывного профессионального образования врачей, поскольку на сегодня 30 из 47 изданий получили гриф Учебно-методического объединения медицинских и фармацевтических вузов России и рекомендованы для использования в учебном процессе в системе ПДО в вузах России (рис. 18−19).




Рис. 18 Демоверсии электронных учебных изданий на сайте Учебно-методического центра ПДО НГМУ

С целью ознакомления потенциальных потребителей с образовательным контентом каждого из электронных учебных изданий демоверсии последних размещены в открытом доступе на сайте Учебно-методического центра ПДО НГМУ http://www.ngmu.ru/cozo/





Рис. 19 Демоверсии электронных учебных изданий на сайте Учебно-методического центра ПДО НГМУ


^ 4. Степень внедрения технологии (методики) обучения / Результаты внутренней оценки эффективности технологии (методики) обучения


Результаты I этапа реализации Проекта (2006)

Внедрение Учебно-методическим центром ПДО НГМУ в учебный процесс для системы непрерывного профессионального образования врачей дистанционных образовательных технологий позволило меньше отрывать врачей от практической работы, поскольку часть обучения проходит на рабочем месте, значительно сократить продолжительность командировок и минимизировать расходы, связанные с обучением (проезд и проживание). Появились возможности более широкого охвата врачей процессом повышения квалификации с предоставлением им самой последней информации в области их профессиональных интересов. Расширилась география выездных циклов профессиональной подготовки и переподготовки врачей и количество курсантов, проходящих обучение.


^ Результаты II этапа реализации Проекта (2007)

Создание единой образовательной среды на базе Учебно-методического центра ПДО НГМУ, разработка основных требований к условиям реализации, структуре содержания обучения и результатам освоения основных и дополнительных образовательных программ, оценка педагогического эффекта реализации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий позволили сегодня проводить промежуточную аттестацию по окончании изучения учебного модуля для обучающихся в системе непрерывного профессионального образования врачей на образовательном портале Учебно-методического центра в LMS Moodle, что позволяет осуществлять объективный мониторинг качества образования.


^ Результаты III этапа реализации Проекта (2008–2009)

На данный момент в Учебно-методическом центре ПДО НГМУ подготовлены 28 электронных учебных изданий серии «Практическая медицина Сибири» для интернов, 45 – для клинических ординаторов и 47 – для практических врачей циклов повышения квалификации и профессиональной переподготовки врачей (30 из которых получили гриф УМО). Электронные учебные издания используются в ходе проведения выездных циклов профессиональной подготовки и переподготовки врачей, а также для модульной системы профессиональной подготовки врачей. Образовательный контент, составляющий основу электронных учебных изданий, размещен на образовательном портале Учебно-методического центра в LMS Moodle.


^ Результаты IV этапа реализации Проекта (2010)

Внедрение модульной системы профессиональной переподготовки врачей на базе Учебно-методического центра ПДО НГМУ позволило врачам, имеющим стаж работы по специальности, перейти на обучение по «индивидуальной образовательной траектории», дающее свободу выбора времени и темпов обучения (1 цикл переподготовки 1 раз в 5 лет или непрерывное дробное обучение в течение 5 лет). Внедрение системы кредитных единиц позволило врачам продолжать обучение на протяжении 5 лет, набирая кредиты и увеличивая свой багаж знаний, и,  соответственно, повышать уровень профессиональных компетенций.

Преимущества модульной системы профессиональной переподготовки врачей и системы кредитных единиц заключается, с одной стороны, в формировании у курсантов установки на постоянное ознакомление с современными тенденциями в лечебно-диагностическом процессе, с новейшими технологиями, новыми лекарственными средствами, научными взглядами на ту или иную медицинскую проблему, с другой стороны, в стимулировании преподавателей к поиску эффективных методов обучения. Идея новых образовательных технологий в том, что обучение проходит не под наблюдением преподавателя, а самостоятельно.


^ Результаты V этапа реализации Проекта (2010–2011)


Применение информационных технологий в системе непрерывного профессионального образования врачей способствовало переходу обучения на качественно новый уровень и формированию у специалистов компетентностный подход к профессиональной деятельности. Таким образом, образовательный процесс подготовки врачей в системе непрерывного профессионального образования, организованный на базе Учебно-методического центра ПДО НГМУ, направлен на формирование у специалистов профессиональных компетенций набора знаний, умений и навыков специалиста, необходимых и достаточных для эффективного выполнения всех видов профессиональной деятельности и задач, возникающих в области его профессиональной деятельности. Среди компетенций, сформированных в процессе обучения, приоритетными являлись: ● компетенции познавательной деятельности (постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность); ● компетенции деятельности (деловая игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности); ● компетенции информационных технологий (прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (массмедийные, мультимедийные технологии, интернет технологии).

Реализация Проекта показала, что использование информационных технологий позволило снизить себестоимость затрат на обучение, сделала процесс обучения максимально удобным для потребителей и повысила конкурентоспособность ГОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития на рынке последипломного образования России и стран Ближнего зарубежья. Так, в течение последних лет расширилась география выездных циклов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов для СФО и Крайнего Севера, в том числе в г. Новосибирске и Новосибирской области; Омской, Кемеровской, Томской областях; Алтайского и Красноярского краев; Республиках Саха (Якутия), Тыва, Алтай, Бурятия, Хакасия; Камчатской, Сахалинской и Свердловская областей; г. Благовещенска и Казахстана (г. Астана, г. Шымкент).

Анализ эффективности применения информационных технологий в системе непрерывного профессионального образования врачей, накопленный в ходе реализации Проекта в течение 5 лет (2006–2011), позволил дать оценку эффективности такого обучения (рис. 20) и разработать модель подготовки специалиста в системе непрерывного профессионального образования врачей, основанную на применении в учебном процессе информационных технологий (рис. 21).





Рис. 20 Оценка эффективности Проекта




Рис. 21 Модель подготовки специалиста в системе непрерывного профессионального образования врачей, основанную на применении в учебном процессе информационных технологий


^ 5. Распространение технологии (методики) обучения (патенты, публикации, мастер-классы и т. д.)


Год


Распространение практического опыта

по внедрению образовательной технологии

2006

Проект был успешно презентован на XVII Международной специализированной медицинской выставке «МЕДСИБ-2006», где Центр последипломного образования был награжден в номинации «Кадровая, педагогическая, научная и социальная политика медицинских учреждений» Большой золотой медалью за «Образовательные программы по переподготовке врачей»

Организатор и руководитель Проекта Пахомова Юлия Вячеславовна была награждена Большой золотой медалью XVII Международной специализированной медицинской выставке «МЕДСИБ-2006».

2007

Результаты II этапа реализации Проекта были доложены профессиональной аудитории на XVIII Международной специализированной медицинской выставке «МЕДСИБ-2007», где Центр очно-заочного образования в номинации «Развитие и успешное внедрение образовательных программ по обучению кадров здравоохранения» был награжден Большой золотой медалью за «Развитие и внедрение дистанционных образовательных технологий в очно-заочной форме последипломного образования»

Результаты II этапа реализации Проекта были презентованы на Конкурсе продукции, услуг и технологий «Новосибирская марка – 2007», где Центр очно-заочного образования стал Лауреатом и был награжден Медалью за «Развитие новых образовательных технологий»

Организатор и руководитель Проекта Пахомова Юлия Вячеславовна стала Лауреатом проекта «Профессиональная команда страны»

2008

Результаты III этапа реализации Проекта были доложены профессиональной аудитории на Международной образовательной выставке учебных средств, оборудования, материалов; технологий и методик обучения; инновационных идей и опыта «УЧСИБ-2008», где Центр очно-заочного образования был награжден Большой золотой медалью за «Развитие дистанционных образовательных технологий в области высшего медицинского образования»

2009

Результаты III этапа реализации Проекта были презентованы на Конкурсе продукции, услуг и технологий «Новосибирская марка – 2009», где Учебно-методический центр стал Лауреатом и был награжден Медалью за «Развитие новых образовательных технологий»

Организатор и руководитель Проекта Пахомова Юлия Вячеславовна была награждена Серебряной медалью XIX Международной специализированной медицинской выставке «МЕДСИБ-2008» за «Разработку электронных учебных материалов с целью повышения эффективности обучения и возможности дистанционного обучения»

Организатор и руководитель Проекта Пахомова Юлия Вячеславовна стала членом «Кадрового резерва – Профессиональной команды страны»

Проект вошел в пятерку лучших проектов сибирского отделения «Кадрового резерва – Профессиональной команды страны» и в мае 2009 года был утвержден губернатором Новосибирской области как одно из приоритетных направлений работы системы здравоохранения

2010

Результаты IV этапа Проекта были доложены профессиональной аудитории на Международной образовательной выставке учебных средств, оборудования, материалов; технологий и методик обучения; инновационных идей и опыта «УЧСИБ-2010», где Учебно-методический центр был награжден Большой золотой медалью за «Серию электронных учебных изданий для врачей "Практическая медицина Сибири"»

Результаты IV этапа Проекта были презентованы на Конкурсе продукции, услуг и технологий «Новосибирская марка – 2010», где Учебно-методический центр стал Лауреатом и был награжден Медалью за «Обновление содержания образования и внедрение современных образовательных программ»

Организатор и руководитель Проекта Пахомова Юлия Вячеславовна была награждена Почетной грамотой Департамента здравоохранения Новосибирской области «За вклад в подготовку кадров региона»

Организатор и руководитель Проекта Пахомова Юлия Вячеславовна доложила результаты Проекта профессиональной аудитории и стала Лауреатом на Конкурсе-конференции «Инновационный потенциал электронных средств обучения в современном вузе», состоявшейся в рамках II Международного образовательного форума «ИНТЕРРА-2010»

2011

Результаты V этапа Проекта были доложены профессиональной аудитории на Международной образовательной выставке учебных средств, оборудования, материалов; технологий и методик обучения; инновационных идей и опыта «УЧСИБ-2011», где Учебно-методический центр был награжден Большой золотой медалью за «Комплекс электронных образовательных ресурсов для системы непрерывного профессионального образования врачей»


^ 6. Общественное признание технологии (методики) обучения (победы в конкурсах, дипломы и т. д.)







































Похожие:

Номинации №4 «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Пахомова Юлия Вячеславовна (г. Новосибирск) icon1. Описание высокой (новой) технологии (методики) обучения
Показатели деятельности номинанта на конкурс «Лучший преподаватель медицинского вуза» в номинации №4 «За внедрение новых методик...
Номинации №4 «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Пахомова Юлия Вячеславовна (г. Новосибирск) iconПоказатели деятельности номинанта в номинации «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Сирака Сергея Владимировича, заведующего кафедрой стоматологии Института последипломного и дополнительного образования Стгма,
«За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Сирака Сергея Владимировича, заведующего кафедрой стоматологии...
Номинации №4 «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Пахомова Юлия Вячеславовна (г. Новосибирск) iconНоминация: «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании»
Значимость, воспроизводимость, возможность применения технологии (методики) обучения в других предметных областях
Номинации №4 «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Пахомова Юлия Вячеславовна (г. Новосибирск) iconНоминация 4 «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании»
Зав кафедрой анестезиологии и реаниматологии, профессор, доктор медицинских наук
Номинации №4 «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Пахомова Юлия Вячеславовна (г. Новосибирск) iconКонкурс «Лучший преподаватель медицинского вуза» Номинация: «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Описание высокой (новой)
Самарского государственного медицинского университета, под руководством заведующего кафедрой профессора А. В. Колсанова, разработан...
Номинации №4 «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Пахомова Юлия Вячеславовна (г. Новосибирск) iconНоминация «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании». Паролина Л. Е профессор кафедры фтизиатрии фпк и ппс, д м. н
Период использования педагогической технологии: двухгодичная клиническая ординатура по фтизиатрии
Номинации №4 «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Пахомова Юлия Вячеславовна (г. Новосибирск) iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Номинация 4 «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании (интернатура, ординатура)»
Номинации №4 «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Пахомова Юлия Вячеславовна (г. Новосибирск) iconНоминация 4: «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Марьяндышев Андрей Олегович
При проведении последипломного обучения врачей фтизиатров внедрена новая методика обучения новым методам диагностики, лечения туберкулеза...
Номинации №4 «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Пахомова Юлия Вячеславовна (г. Новосибирск) iconКонкурс: Лучший преподаватель медицинского вуза Номинация 4: За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании фио
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный медицинский университет»...
Номинации №4 «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Пахомова Юлия Вячеславовна (г. Новосибирск) iconНоминация «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Номинант: Брегель Людмила Владимировна
Номинант: Брегель Людмила Владимировна, д м н профессор кафедры педиатрии Иркутского государственного института усовершенствования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы