Номинация «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании». Паролина Л. Е профессор кафедры фтизиатрии фпк и ппс, д м. н icon

Номинация «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании». Паролина Л. Е профессор кафедры фтизиатрии фпк и ппс, д м. н




Скачать 93.08 Kb.
НазваниеНоминация «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании». Паролина Л. Е профессор кафедры фтизиатрии фпк и ппс, д м. н
Дата19.04.2013
Размер93.08 Kb.
ТипДокументы
источник

Номинация 4.«За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании».

Паролина Л.Е профессор кафедры фтизиатрии ФПК и ППС, д.м.н.


  1. Описание высокой (новой) технологии (методики) обучения.

Личностно-ориентированное развивающее обучение.

Целевая аудитория технологии обучения: врачи-ординаторы.

Период использования педагогической технологии: двухгодичная клиническая ординатура по фтизиатрии.

Основная цель применяемой педагогической технологии - повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения.

Основные задачи личностно ориентированной педагогики - формирование компетентного специалиста и развитие клинических способностей врача-ординатора. Реализация личностно ориентированной системы обучения использует смену «векторов» в педагогике: от обучения, как нормативно построенного процесса (регламентированного), к учению, как индивидуальной деятельности молодого врача, ее коррекции и педагогической поддержки.

В качестве элементов личностно-ориентированной технологии на кафедре разработаны и используются: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение и «портфолио». Все указанные элементы технологии органично взаимосвязаны и в этом смысле составляют определенную дидактическую систему.

^ Обучение в сотрудничестве. Реализация этого элемента технологии заключается в создании единого задания на группу ординаторов с постановкой единой цели, распределением ролей и единым поощрением. Это используется при проведении научно-исследовательской работы, подготовке к клиническому разбору «трудного» больного, выполнении заданий учебно-методического характера. Преподаватель играет роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности ординаторов, который помогает самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы.

^ Метод проектов. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных отраслей науки, техники, технологии, творческих областей в определенный временной промежуток. Метод проектов реализуется при подготовке индивидуальных научно-исследовательских работ ординаторов-фтизиатров для участия в научных конференциях. Проектная деятельность ординаторов позволяет формировать навыки постановки задачи, структурирования содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов), использования исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы. На кафедре реализуются проекты ординаторов со скрытой и открытой координацией со стороны преподавателя.

^ Разноуровневое обучение. Поскольку среди молодых врачей мы имеем выпускников с разными личностными и профессиональными целями, на кафедре введено разноуровневое обучение. При наличии более выраженных способностей к отдельным разделам фтизиатрии (микробиология, рентгенология, хирургия и т.д.), клинической, учебно-педагогической или научной деятельности и совпадении интересов с желанием развивать эти способности далее, на кафедре ординаторам предоставляется такая возможность с постоянным мониторированием их успехов (освоение методик, компьютерных программ, клинических, лечебных технологий).

Портфолио. По ходу обучения в ординатуре каждый ординатор должен показать свое продвижение в выбранной им или его куратором области знания, доказать, что он приложил максимум усилий и поэтому его самооценка совпадает (или не совпадает) с оценкой куратора, заведующего кафедрой, коллектива преподавателей кафедры и других ординаторов. В «портфолио» собираются все материалы, отражающие элементы обучения в ординатуре и профессиональный рост молодого врача в выбранной области фтизиатрии. Задача ординатора - тщательно проанализировать свои работы, внести необходимые коррективы, дать им объяснения, составить собственный краткий отчет самооценки: что, на его взгляд, ему удалось в этой работе, что не удалось и почему, на что следует обратить внимание. Здесь же он может выразить свое мнение по поводу оценки учителя, родителей, учащихся группы, в которой он работал. Именно эти суждения, аргументы и составляют сущность рефлексии, ради которой, собственно, и используются данные технологии.

Технология личностно ориентированного образовательного процесса при обучении фтизиатрии в клинической ординатуре обеспечивается специальным конструированием учебного текста, тщательным подбором дополнительной специальной литературы, формированием электронной хрестоматии по основным проблемам фтизиатрии, дидактического материала, методических рекомендаций, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ординатора в ходе овладения знаниями. Дидактическое обеспечение образовательного процесса, реализующее принцип субъектности образования для каждого ординатора, позволяет говорить о построении личностно-ориентированного процесса подготовки по фтизиатрии молодых врачей-ординаторов.

^ 2. Новизна технологии (методики) обучения, авторский вклад.

Новизна технологии. В настоящее время разрабатывается иной подход к пониманию и организации личностно ориентированного обучения. В основе его лежит признание индивидуальности, самобытности, самооценка каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта» прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом.

К разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного образовательного процесса применяются новые современные требования:

- учебный материал основан на опыте предшествующего обучения в студенческий период;

- изложение учебного материала должно направлено как на расширение объема знаний, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, так и на постоянное преобразование наличного субъектного опыта каждого ученика;

- в ходе обучения проводится постоянное наращивание субъектного опыта ординатора с формированием понимания научной сущности приобретаемых знаний;

- активное стимулирование к самостоятельной образовательной деятельности, содержание и формы которой обеспечивают возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

- конструирование и организация учебного материала, предоставляющие возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий, решении клинических задач;

- при обучении приемам выполнения учебных действий, выделяются общелогические и специфические предметные способы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

- обеспечение контроля и оценки не только результата, но процесса учения, т. е. тех трансформаций, которые выполняет ученик, усваивая учебный материал.

Авторский вклад. Технология и дидактика обучения на 80% разработана автором.

^ 3. Значимость, воспроизводимость, возможность применения технологии (методики) обучения в других предметных областях.

Значимость. Личностно-ориентированное развивающее обучение позволяет перенести акцент с подготовки специалиста на развитие личности врача, стремящегося к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных и клинических ситуациях. В отличие от классической формализованной передачи молодому выпускнику медицинского ВУЗа знаний и в традиционных технологиях здесь достижение личностью молодого врача перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания во время двухгодичной клинической ординатуры по фтизиатрии.

^ Воспроизводимость и возможность применения технологии (методики) обучения в других предметных областях. Структура образовательно-технологического процесса и его составляющие элементы обусловлены таким методологическим ориентиром, как системный подход, который позволяет получить планируемую эффективность и воспроизводимость. Педагогическая технология разработанной программы обучения врачей-ординаторов по специальности «фтизиатрия» включает: составление полного набора целей обучения; подбор критериев их измерения и оценки; точное описание условий обучения. Все это соответствует понятию «полностью воспроизводимого обучающего набора» для любой специальности при обучении в клинической ординатуре.

^ 4. Степень внедрения технологии (методики) обучения / Результаты внутренней оценки эффективности технологии (методики) обучения.

Степень внедрения. Педагогическая технология «Личностно-ориентированное развивающее обучение» полностью внедрена на кафедре фтизиатрии ФПК и ППС и используется при подготовке клинических ординаторов в последние 5 лет.

^ Результаты оценки эффективности. За пятилетний период по представленной педагогической технологии подготовлено 7 ординаторов-фтизиатров. Ординаторами подготовлено 26 проектов, по результатам которых сделано 22 докладов на научно-практических конференциях. 2 ординатора награждены по результатам конкурсов научных работ, выполненных индивидуально и в сотрудничестве, в том числе – Российского уровня в Центральном НИИ туберкулеза – 2. Опубликовано 36 научных работ в сборниках различного уровня.

5 ординаторов поступили в аспирантуру, из них защитили кандидатскую диссертацию - 2. Двое ординаторов после окончания аспирантуры стали преподавателями.

Эффективность технологии обучения подтверждена тем, что 5 ординаторов после окончания клинической ординатуры работают в стационаре, 2 – получили должность заведующего отделением.

Анкетирование врачей-ординаторов показало, что процесс обучения по представленной педагогической технологии высоко оценивается самими врачами-ординаторами. Наиболее ценным для своего развития они считают следующие личностные качества преподавателя: знание предмета и общую эрудицию, уровень педагогического и методического мастерства, культуру речи, грамотность, степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися. Ординаторы считают, что обучение способствовало развитию у них следующих качеств и навыков: повысила степень познавательной активности, творчества и самостоятельности, степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности, уровень общеучебных и специальных умений и навыков; привила навыки коллективной работы; сформировала навыки постановки цели, структурированности собственной деятельности, самостоятельности и ответственности при принятии решений.

По результатам итогового анкетирования, ординаторы дают высокую оценку содержанию курса обучения (максимальный балл – 7):

1. Объем теоретического материала: 100% - достаточный

2. Практическая ценность предложенного материала: 7 баллов

3. Методические материалы для самостоятельной работы: содержательная часть: - 7 баллов.

4. Методические материалы: 100% достаточное

5. Форма изложения учебного материала с точки зрения его восприятия: 7 баллов

6. Организация использования технических средств в процессе обучения (аудио- и видеопрезентации): 7 баллов

7. Расстановка акцентов на отдельных темах учебного материала: 7 баллов

8. Использование возможностей клинических баз (отделений больниц, диагностической аппаратуры): 7 баллов

9. Оценка преподавателя – Паролиной Л.Е.:

а. Стиль изложения материала с точки зрения легкости восприятия: 7 баллов

б. Поведение преподавателя на занятиях было активным, открытым - 100 %

в. Оценка преподавателя по 10 бальной шкале – 10 баллов


^ 5. Распространение технологии (методики) обучения (патенты, публикации, мастер-классы и т.д.). Отдельные элементы технологии представлены в следующих публикациях:

Морозова Т.И., Паролина Л.Е. Особенности преподавания вопросов внелегочного туберкулеза у семейных врачей // Научные труды Всерос. науч.-практ. конф. Под ред. Левашова: «Актуальные вопросы диагностики и лечения туберкулеза» - СПб, 2006. – С. 70-72.

Морозова Т.И., Паролина Л.Е. Особенности преподавания фтизиатрии у семейных врачей // В кн.: «Актуальные вопросы эпидемиологии, диагностики, клиники и лечения туберкулеза».- Сб. научных трудов.- Саратов. 2006. С. 172-176.

Морозова Т.И., Паролина Л.Е., Казимирова Н.Е. Подготовка по фтизиатрии врачей общей лечебной сети // Пробл. туб. И болезней легких – 2006. - №6. – С.3-5.

Паролина Л.Е., Морозова Т.И., Докторова Н.П. Педагогические технологии реализации компетентностного подхода в современном медицинском образовании // Мат-лы межрегиональной метод. конф.-Саратов-2009. – С. 25-29.

Паролина Л.Е., Морозова Т.И. Управление качеством учебного процесса и педагогической деятельностью врачей-фтизиатров через анкетирование // Актуальные проблемы медицинской науки и образования: Сб. трудов II межрегиональной научной конференции – Пенза. 2009-С.196-197.

Паролина Л.Е., Морозова Т.И., Докторова Н.П. Компетентностный подход при подготовке врачей-фтизиатров // В кн.: «Педагогические технологии реализации компетентностного подхода в современном медицинском образовании». Материалы межрегиональной научно-методической конференции СГМУ. Саратов. 2009. С. 68-69.

Паролина Л.Е., Морозова Т.И. Вопросы постдипломной подготовки врачей по проблеме туберкулеза в сочетании с ВИЧ-инфекцией // В кн.: «Совершенствование медицинской помощи во фтизиатрии»: Материалы Всероссийская научно-практическая конференция. СПб. 2010. С. 78-82.

Морозова Т.И., Паролина Л.Е. Система дополнительного профессионального образования врачей-фтизиатров: проблемы и перспективы // Медицинская газета. №4 21.01.2011.

Паролина Л.Е, Морозова Т.И. Подготовка молодых специалистов в области фтизиатрии // Материалы IX Съезда фтизиатров России, М., 2011.


6. Общественное признание технологии (методики) обучения (победы в конкурсах, дипломы и т.д.). В конкурсах по педагогическим технологиям не участвовали.



Похожие:

Номинация «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании». Паролина Л. Е профессор кафедры фтизиатрии фпк и ппс, д м. н iconНоминация «За внедрение новых методик повышения квалификации врачей и провизоров»: Внедрение новых методик повышения квалификации врачей и провизоров Морозова Т. И. –зав каф фтизиатрии фпк и ппс, д м. н., профессор
Номинация «За внедрение новых методик повышения квалификации врачей и провизоров»: Внедрение новых методик повышения квалификации...
Номинация «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании». Паролина Л. Е профессор кафедры фтизиатрии фпк и ппс, д м. н iconНоминация 4 «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании»
Зав кафедрой анестезиологии и реаниматологии, профессор, доктор медицинских наук
Номинация «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании». Паролина Л. Е профессор кафедры фтизиатрии фпк и ппс, д м. н iconНоминация «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Номинант: Брегель Людмила Владимировна
Номинант: Брегель Людмила Владимировна, д м н профессор кафедры педиатрии Иркутского государственного института усовершенствования...
Номинация «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании». Паролина Л. Е профессор кафедры фтизиатрии фпк и ппс, д м. н iconНоминация: «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании»
Значимость, воспроизводимость, возможность применения технологии (методики) обучения в других предметных областях
Номинация «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании». Паролина Л. Е профессор кафедры фтизиатрии фпк и ппс, д м. н iconКонкурс «Лучший преподаватель медицинского вуза» Номинация: «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Описание высокой (новой)
Самарского государственного медицинского университета, под руководством заведующего кафедрой профессора А. В. Колсанова, разработан...
Номинация «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании». Паролина Л. Е профессор кафедры фтизиатрии фпк и ппс, д м. н iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Номинация 4 «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании (интернатура, ординатура)»
Номинация «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании». Паролина Л. Е профессор кафедры фтизиатрии фпк и ппс, д м. н iconПоказатели деятельности номинанта в номинации «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Сирака Сергея Владимировича, заведующего кафедрой стоматологии Института последипломного и дополнительного образования Стгма,
«За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Сирака Сергея Владимировича, заведующего кафедрой стоматологии...
Номинация «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании». Паролина Л. Е профессор кафедры фтизиатрии фпк и ппс, д м. н iconНоминация 4: «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Марьяндышев Андрей Олегович
При проведении последипломного обучения врачей фтизиатров внедрена новая методика обучения новым методам диагностики, лечения туберкулеза...
Номинация «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании». Паролина Л. Е профессор кафедры фтизиатрии фпк и ппс, д м. н icon1. Описание высокой (новой) технологии (методики) обучения
Показатели деятельности номинанта на конкурс «Лучший преподаватель медицинского вуза» в номинации №4 «За внедрение новых методик...
Номинация «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании». Паролина Л. Е профессор кафедры фтизиатрии фпк и ппс, д м. н iconКонкурс: Лучший преподаватель медицинского вуза Номинация 4: За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании фио
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный медицинский университет»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы