Программа введения профильного обучения icon

Программа введения профильного обучения




Скачать 216.35 Kb.
НазваниеПрограмма введения профильного обучения
Дата22.01.2013
Размер216.35 Kb.
ТипПрограмма
источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

ГО Краснотурьинск


Программа

введения профильного обучения

на старшей ступени общего образования



«Утверждаю»:

Директор МОУ «СОШ № 24»

_______________ (Толмачёв А. П.)

«____» __________________ 2011 г.

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета школы

«____» __________________ 2011 г.



2011 год

^ Паспорт программы


Наименование программы

Программа введения профильного обучения в старшей школе

Нормативная база для разработки Программы

- Закон РФ «Об образовании»;

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена приказом Министерства образования Российской федерации от 18.07.2002 г. № 2783);

- Федеральный базисный учебный план (утверждён приказом Министерства образования Российской федерации от 09.03.2004 г. № 1312);

- другие документы федерального, регионального и муниципального уровней

Разработчики Программы

Творческая группа педагогов МОУ «СОШ № 24»

Исполнители Программы

Коллектив педагогов МОУ «СОШ № 24»

Цели Программы

  • 1.Наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся на старшей ступени в процессе получения среднего (полного) общего образования.

  • 2. Повышение доступности качественного образования за счёт оптимизации образовательной системы школы посредством формирования модели организационно-проектного и научно-методического обеспечения практики развития профильного обучения.

  • 3.Создание условий и определение механизмов введения профильного обучения.

Основные задачи Программы

  • 1.Обеспечение возможности выбора выпускниками основной школы индивидуального маршрута в образовательном пространстве профильной школы. 2.Организация деятельности по оказанию учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в старшей школе.

  • 3.Разработка и апробация образовательных и организационных моделей профильного обучения;

  • 4.Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, вузов с целью обеспечения непрерывности общего среднего образования, преемственности программ общего и высшего образования.

Сроки реализации Программы

  • 2010 – 2014 гг.

Этапы Реализации Программы

  • 2010 – 2011 гг. – организационно-подготовительный этап: разработка и апробация модели предпрофильной подготовки учащихся основной школы.

  • 2011 – 2013 гг. – деятельностный этап: введение профильного обучения на старшей ступени общего образования. Выходная диагностика участников образовательного процесса.

  • 2014 г. - итоговый этап: корректировка Программы

Ожидаемые результаты от реализации Программы

  • В результате реализации Программы и практической апробации модели профильного обучения ожидается:

  • - Повышение доступности качественного образования, создание максимально благоприятных условий для самоопределения старшеклассников в направлении их будущей профессиональной деятельности.

  • - Создание модели профильного обучения, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда.

  • - Разработка и апробация нормативно-правовых актов, методических и инструктивных материалов для организации профильного обучения.

  • - Отработка модели профильного обучения на старшей ступени общего образования.

  • - Отработка механизма формирования учебного плана в условиях реализации профильного обучения, в том числе на основе индивидуальных учебных планов.

  • - Создание системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для работы в условиях профильного обучения.

  • - Совершенствование научно-методического потенциала учителей и учебно-материальной базы МОУ «СОШ № 24».

  • - Сформированность гражданских и нравственно-эстетических качеств у выпускников.


^ Цели и задачи Программы


В настоящее время общество нуждается в школе, которая может подготовить делового российского человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенции.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

— обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

— создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностям и построения школьникам и индивидуальных образовательных программ;

— способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

— расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

^ Цель профильного образования школы:

создание условий разработки и реализации индивидуальных образовательных программ учащихся старших классов, которые нацелены на формирование личного профессионального образа своего будущего.

Для формирования социального заказа семьи и обучающегося была предложена форма, отражающая учебный план базового и профильного обучения, что представило семье реальную картину для сравнения и выбора. Для родителей и обучающихся проведены собрания, на которых они ознакомлены с профильным обучением в школе, получили консультации администрации, педагогов, психологов, увидели наиболее лучшее портфолио учащихся школы.

^ Социальный заказ формируется в несколько этапов.

Профильная дифференциация образования представляет собой логическое продолжение уровневой дифференциации образования учащихся, осуществляемой:

- на уровне начальной школы родители по рекомендации психолого-педагогического консилиума могут принять решение об обучении своего ребенка по индивидуальной образовательной траектории, где темп, объем и сложность материала увеличены.

- на уровне-5-9 класса предлагается сбор и оформление «портфолио» достижений учащегося, что оказывает помощь в самоопределении подростка.

- ежегодно в школе проходить конкурс проектов, что является и обучающим фактором и фактором поиска себя.

- для учащихся 5-9 классов предлагаются тесты по профессиональному самоопределению, курсы по профессиональному самоопределению в рамках предмета «Технология», факультатива «Основы предпрофильной подготовки» .

^ Основные положения концепции.

Модель системы профильного образования школы №24 строится на принципе внутришкольной дифференциации и профилизации, при которой, создают классы, в которых через систему урочной деятельности даются академические знания базисного минимума в рамках базисного учебного плана и группы, в которых реализуются задачи профильного обучения через элективные курсы по трем направлениям: социально-гуманитарному, физико-химическому и универсальному.

 

^ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ.

1. Дифференцированное обучение по направлениям, профильное обучение (образование) или фуркация - это обучение учащихся старших классов средней общеобразовательной школы по разделенным учебным планам, предусматривающим право и возможность выбора старшеклассниками различных профилей образования с учетом личных интересов, склонностей и способностей и позволяющих им сосредоточивать преимущественное внимание на углубленном изучении блока дисциплин, соответствующих избранному профилю образования.

^ 2. Профильная дифференциация образования представляет собой логическое продолжение уровневой дифференциации образования учащихся осуществляемой на ступени 6-9 классов обучения за счет школьного компонента учебного плана в различных формах углубления знаний учащихся по отдельным предметам с учетом их интересов и склонностей и других видов профильной подготовки, включая профессиональную ориентацию и др.

3. Профиль - это совокупность основных типических черт какой-либо профессии, учебного заведения, предприятия.

^ 4. Элективные курсы связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника, направленных на формирование компетенций.

Таким образом, профильное образование по своим целям и содержанию занимает промежуточное положение между общим средним и профессиональным образованием. Оно позволяет старшеклассникам приобрести по избранному профилю глубокие и разносторонние теоретические и прикладные знания, прочные практические навыки, подготовить себя к успешному продолжению образования в среднем (высшем) профессиональном учебном заведении соответствующего направления или к труду в сфере материального производства.

^ Задачами обучающихся в системе профильного образования являются следующие устремления:

1) Достижение выпускниками школы нового, более высокого качества общеобразовательной и профильной подготовки.

2) Формирование в процессе овладения системой знаний творческой самостоятельности и критичности мышления, элементов исследовательских умений и навыков, основ научного мировоззрения.

3). Умение использовать изученные законы развития и функционирования природы и общества, другие знания в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления, самостоятельного выхода за пределы имеющейся информации с использованием для этого способов объяснения, подведения, прогнозирования.

4). Развитие качеств инициативной личности, позволяющих учащимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовым принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни общества и в трудовой деятельности.

5). Усвоение выпускниками нравственных норм, обычаев и традиций, накопленных обществом в труде и в быту и обеспечивающих им возможность и право функционировать в нем в качестве полноправного члена, безболезненно и успешно адаптироваться в условиях перехода страны к демократичному гражданскому обществу с рыночной экономикой.

Профильное обучение закладывается на З ступени (10-11 классы), когда в учебном плане появляются курсы по выбору, отражающие тип профилизации. На 2-ой ступени (9 классы) обучение носит предпрофильный характер

Важнейший принцип работы школы - ориентация на обновление методов обучения, использование эффективных образовательных технологий. Это отражает в замене монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, в повышении уровня самостоятельности учащихся в своей учебной деятельности, в использовании в образовательном процессе проектной деятельности учащихся.

^ Цель Программы:

Создать систему профильного обучения в старших классах Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24», ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учётом реальных потребностей рынка труда.

^ Задачи Программы:

  • Удовлетворить запросы и потребности обучающихся старшей ступени общего образования в плане получения качественного среднего образования.

  • Обеспечить углублённое изучение отдельных предметов программы среднего (полного) общего образования.

  • Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников.

  • Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

  • Расширить возможности социализации учащихся, обеспечит преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно готовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.


^ Кадровое обеспечение Программы

№ п/п

Должность

Обязанности

1

Директор МОУ «СОШ № 24»

Осуществляет общее руководство и контроль за реализацией Программы, руководит деятельностью коллектива, анализирует текущую ситуацию и вносит необходимые коррективы в Программу, координирует действия управленческой структуры

2

Заместитель директора по УВР 

Осуществляет мониторинг образовательной среды   и   контроль   за   образовательным процессом, руководит повышением квалификации педагогов. Осуществляет    методическую   работу   с педагогическим  коллективом,  определяет потенциал   роста   учащихся   профильных классов

3

Заместитель директора по воспитательной работе

Планирует воспитательную работу школы на год, организует методическую работу с классными руководителями, индивидуальную работу   с   учащимися, осуществляет контроль за деятельностью классных руководителей

4

Педагоги

Осуществляют     процесс     обучения     в профильных  классах,   ведут  мониторинг учебной     деятельности.     Поддерживают соблюдение оптимального санитарно-гигиенического    режима, осуществляют промежуточный контроль

5

Психолог

Изучает    процесс    адаптации учащихся профильных классов, проводит индивидуальные и групповые
занятия с учащимися, индивидуальные консультации с классными руководителями, осуществляет работу с родителями.



^ Содержание программы

Организационный этап

№ п/п

Действия

Ресурсы

1

Изучение  концепции профильного обучения   со   всеми   участниками образовательного процесса в лицее

Инструктивное совещание с педагогами, родительские собрания, классные часы

2

Создание  временного  творческого коллектива    по     проектированию организации профильного обучения на третьей ступени

Документы по организации профильного обучения

3

Создание инновационного проекта по организации работы профильных классов  

Положение о профильных классах

4

Создание групп для корректировки
программ в социально-гуманитарном, физико-химическом профилях.

Тематическое планирование, программы довузовской подготовки

5

Приобретение учебников, программ, методических пособий

Привлечение    бюджетных    и внебюджетных средств


^ Подготовительный этап


№ п/п

Действия

Ресурсы

1

Проведение предпрофильной подготовки обучающихся основной школы

Анкетирование обучающихся; проведение занятий по профессиональному самоопределению

2

Организационный сбор    учащихся     10-х классов

Положение о профильных классах

3

Проведение контрольных работ для выявления уровня обученности перед началом обучения в профильных классах

Тексты      годовых контрольных работ

4

Комплектование профильных классов

 Положение о профильных классах

5

Издание  приказа по  школе об  открытии профильных классов

 

6

Утверждение учебных планов профильных классов

 


^ Деятельностный этап


№ п/п

Действия

Ресурсы

1

Проведение контрольных работ, тестирования по общеобразовательным предметам

Тесты,       контрольные работы

2

Совещание    при    директоре     о     работе профильных классов

Результаты

контрольных        работ, срезов, анкетирования

3

Родительские   собрания:   «Об   организации образования на старшей ступени обучения»; «Профессиональное            самоопределение старших школьников»

Документы Министерства образования   и  науки РФ, Министерства общего и профессионального образования      Свердловской области. Научно-методическая литература

4

Заседания педсовета с повесткой дня «Организация профильного обучения на старшей ступени общего образования»

Научно-методическая литература и результаты исследований

5

Диагностика образовательных потребностей школьника

Анкеты

6

Промежуточный контроль по профильным предметам

Тексты контрольных и срезовых работ

7

Итоговый контроль по окончании учебного года

Тексты  итоговых контрольных; результаты ГИА-9 по русскому языку и математике в новой форме; результаты письменных экзаменов по русскому языку и математике

8

Педагогический совет «Итоги учебного года»

Аналитическая справка

9

Курсовая подготовка учителей, преподающих в профильных классах

План-график   курсовой подготовки

10

Создание    координационного    совета    по профильному обучению

Положение о координационном

совете

11

Разработка   учебных   планов   элективных курсов

 Положение о разработке рабочих программ учебных предметов

12

Совещание при директоре о ходе введения в школе профильного обучения

Аналитическая справка

 

13

Педагогический   совет   «Как   мы   решаем проблему профильного обучения»

Аналитическая справка

14

Изучение психофизиологического состояния учащихся

Диагностические методики

15

Семинары:

A)«Использование результатов мониторинга

для повышения эффективности деятельности учителя»

Б) «Мониторинг      —      как       средство проектирования учебного процесса в школе»

B)«Использование технологии мониторинга в деятельности ОУ»

Научно-методическая литература

16

Научно-практическая конференция учащихся профильных классов

Творческие и исследовательские работы учащихся

17

Изучение  передового  опыта по  проблеме профильного обучения и его презентация в педколлективе

 Открытые уроки, мастер-классы учителей, реализующих программы профильного обучения

18

Изучение проблем профильного обучения в рамках самообразования педагога

Планы по самообразованию


^ Итоговый этап


№ п/п

Действия

Ресурсы

1

Выходная диагностика участников образовательного процесса

Анкетирования, контрольные работы

2

Итоговый педсовет

Материалы к педсовету

3

Оформление   портфолио   по   профильному обучению

Документация

4

Поствыпускное сопровождение

 


^ Основные направления экспериментальной деятельности
по введению профильного обучения на старшей ступени общего образования


  1. Нормативная база введения профильного обучения

    • Формирование банка нормативно-правовых документов, регламентирующих реализацию профильного обучения (федеральный, региональный уровень);

    • Создание пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих реализацию профильного обучения (школьный уровень).

  2. Разработка, апробация и внедрение учебного плана ОУ на основе нового базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312)

    • Отработка механизмов формирования учебных планов по отдельным профилям;

    • Отработка механизмов формирования индивидуальных учебных планов (ИУП) и «мобильного расписания» в условиях реализации ИУП и сетевого взаимодействия;

  3. Формы и модели организации профильного обучения.

    • Создание и отработка модели профильного обучения, в том числе на основе индивидуальных учебных планов;

    • Организация взаимодействия с социальными партнерами в условиях реализации профильного обучения;

    • Оценка эффективности различных форм организации профильного обучения (внутришкольная, сетевая, использование ресурсных центров и т.д.)

  4. Отработка содержания профильного обучения

    • Отбор, апробация и оценка эффективности программ профильного обучения;

    • Отбор, апробация и оценка эффективности элективных курсов в условиях профильного обучения;

    • Формирование базы данных по элективным курсам.

  5. Информационная поддержка эксперимента

    • Разработка и функционирование Web-страницы школьного сайта по введению профильного обучения;

  6. Мониторинг эксперимента

Создание оптимальных условий для достижения цели


Организационное
обеспечение

Назначение ответственных за создание системы профильного обучения

Распределение функции управления системой профильного обучения

Организация работы должностных лиц, ответственных за введение профильного обучения

Информационное
обеспечение

Информирование педколлектива, учащихся и родителей о системе профильного обучения

Создание информационного банка по системе профильного обучения в ОУ

Подготовка информационных материалов по профильному обучению для родителей и учащихся 9 классов

Накопление информации о передовом опыте профильного обучения

Информирование о новинках методической и учебной литературы по вопросам профильного обучения

Разработка и функционирование Web-страницы школьного сайта по введению профильного обучения

Кадровое
обеспечение

Подбор расстановки тарификации и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров ОУ

Обучение педагогов методам разработки программ элективных курсов, оценки и их качества

Обучение учителей эффективным технологиям преподавания элективных курсов

Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта

Мотивация и стимулирование труда учителей и руководящих кадров

Оценка работы кадров

Научно-методическое
обеспечение

Обеспечение методической и учебной литературы по реализации системы профильного обучения

Подготовка научно-методических разработок, необходимых для введения профильного обучения

Проведение экспертизы качества научно-методической разработки

Нормативно-правовое
обеспечение

Формирование пакета нормативно-правовых, регламентирующих организацию профильного обучения

 Материально-техническое
обеспечение

Подготовка необходимой материально-технической базы для введения профильного обучения

Поиск дополнительных источников финансирования системы профильного обучения

 Управление введением профильного обучения

Разработка, экспертиза и утверждение учебного плана по реализации профильного обучения

Разработка плана введения профильного обучения в ОУ на учебный год

Составление расписания занятий

Разработка плана повышения квалификации педагогических и управленческих кадров

Разработка системы контроля (мониторинга) за ходом реализации профильного обучения


^ Предполагаемые результаты реализации Программы


  1. Целевая комплексная программа введения профильного обучения в старшей школе.

  2. Пакет нормативно-правовых документов по организации профильного обучения в старшей школе.

  3. Учебный план ОУ – основа реализации профильного обучения.

  4. Программы профильных курсов.

  5. Программы элективных курсов.

  6. Образовательная карта школы.

  7. Создание оптимальной модели профильного обучения, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.

  8. Овладение педагогами современными образовательными технологиями, используемыми в профильном обучении.

  9. Создание банка методических продуктов участников экспериментальной деятельности.

  10. Модель психолого-педагогического сопровождения.

  11. Результаты мониторинговых исследований за ходом реализации системы профильного обучения.

  12. Информированность участников образовательного процесса о ходе реализации эксперимента и привлечение их к обсуждению проблем профильного обучения.

  13. Функционирование Web-страницы школьного сайта по введению профильного обучения.

  14. Анализ, обобщение результатов эксперимента.

  15. Определение дальнейшего образовательного пути каждым выпускником средней школы.



Похожие:

Программа введения профильного обучения iconСостяние организации профильного обучения в образовательных учреждениях Шатковского муниципального района
Организация профильного обучения в районе началась с введения предпрофильной подготовки в 9 образовательных учреждениях в 2006-2007...
Программа введения профильного обучения iconПрограмма профильного лагеря моу сош №7 имени адмирала Ф. Ф. Ушакова
Одно из главных преимуществ профильного обучения — возможность учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать...
Программа введения профильного обучения iconКонцепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Министерство образования Российской Федерации Российская академия образования) Цели профильного обучения
Вполне перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, например выводящие...
Программа введения профильного обучения iconПлан работы кафедры иностранных языков на 2010-2011 учебный год
Повышение качества обучения на основе концепции модернизации российского образования путём введения новых технологий, элективных...
Программа введения профильного обучения iconОдобрено утверждаю
Тема концептуальные основы профильного обучения в области «Математика». Содержание профильного обучения. Элективные курсы
Программа введения профильного обучения iconМетодические рекомендации по реализации модели профильного обучения. Ожидаемые результаты
Выбрать и обосновать концептуальные подходы к организации учебно-познавательной деятельности профильного обучения
Программа введения профильного обучения iconИз опыта работы организаторов профильного обучения
Ресурсный центр «Внедрение сетевой модели профильного обучения в учебно-воспитательный процесс с целью профессионального самоопределения...
Программа введения профильного обучения iconИз опыта работы организаторов профильного обучения
Ресурсный центр «Внедрение сетевой модели профильного обучения в учебно-воспитательный процесс с целью профессионального самоопределения...
Программа введения профильного обучения iconЦенности здоровья в контексте профильного обучения школьников
Поэтому в нашей школе возникла проблема, как повысить эффективность социализации личности старшеклассника и сохранить их здоровье,...
Программа введения профильного обучения iconПлан работы по введению профильного обучения (2010 2011 учебный год) Модель профильного обучения
Должностные инструкции директора, зам директора, учителя-предметника, классного руководителя
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы