Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24» ГО Краснотурьинск
Программа введения профильного обучения на старшей ступени общего образования
«Утверждаю»: Директор МОУ «СОШ № 24» _______________ (Толмачёв А. П.) «____» __________________ 2011 г. | Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета школы «____» __________________ 2011 г. |
2011 год ^
Наименование программы | Программа введения профильного обучения в старшей школе | Нормативная база для разработки Программы | - Закон РФ «Об образовании»; - Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; - Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена приказом Министерства образования Российской федерации от 18.07.2002 г. № 2783); - Федеральный базисный учебный план (утверждён приказом Министерства образования Российской федерации от 09.03.2004 г. № 1312); - другие документы федерального, регионального и муниципального уровней | Разработчики Программы | Творческая группа педагогов МОУ «СОШ № 24» | Исполнители Программы | Коллектив педагогов МОУ «СОШ № 24» | Цели Программы | 1.Наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся на старшей ступени в процессе получения среднего (полного) общего образования. 2. Повышение доступности качественного образования за счёт оптимизации образовательной системы школы посредством формирования модели организационно-проектного и научно-методического обеспечения практики развития профильного обучения. 3.Создание условий и определение механизмов введения профильного обучения. | Основные задачи Программы | 1.Обеспечение возможности выбора выпускниками основной школы индивидуального маршрута в образовательном пространстве профильной школы. 2.Организация деятельности по оказанию учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в старшей школе. 3.Разработка и апробация образовательных и организационных моделей профильного обучения; 4.Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, вузов с целью обеспечения непрерывности общего среднего образования, преемственности программ общего и высшего образования. | Сроки реализации Программы | | Этапы Реализации Программы | 2010 – 2011 гг. – организационно-подготовительный этап: разработка и апробация модели предпрофильной подготовки учащихся основной школы. 2011 – 2013 гг. – деятельностный этап: введение профильного обучения на старшей ступени общего образования. Выходная диагностика участников образовательного процесса. 2014 г. - итоговый этап: корректировка Программы | Ожидаемые результаты от реализации Программы | В результате реализации Программы и практической апробации модели профильного обучения ожидается: - Повышение доступности качественного образования, создание максимально благоприятных условий для самоопределения старшеклассников в направлении их будущей профессиональной деятельности. - Создание модели профильного обучения, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда. - Разработка и апробация нормативно-правовых актов, методических и инструктивных материалов для организации профильного обучения. - Отработка модели профильного обучения на старшей ступени общего образования. - Отработка механизма формирования учебного плана в условиях реализации профильного обучения, в том числе на основе индивидуальных учебных планов. - Создание системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для работы в условиях профильного обучения. - Совершенствование научно-методического потенциала учителей и учебно-материальной базы МОУ «СОШ № 24». - Сформированность гражданских и нравственно-эстетических качеств у выпускников. |
^
В настоящее время общество нуждается в школе, которая может подготовить делового российского человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенции. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели: — обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; — создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностям и построения школьникам и индивидуальных образовательных программ; — способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; — расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. ^ создание условий разработки и реализации индивидуальных образовательных программ учащихся старших классов, которые нацелены на формирование личного профессионального образа своего будущего. Для формирования социального заказа семьи и обучающегося была предложена форма, отражающая учебный план базового и профильного обучения, что представило семье реальную картину для сравнения и выбора. Для родителей и обучающихся проведены собрания, на которых они ознакомлены с профильным обучением в школе, получили консультации администрации, педагогов, психологов, увидели наиболее лучшее портфолио учащихся школы. ^ Профильная дифференциация образования представляет собой логическое продолжение уровневой дифференциации образования учащихся, осуществляемой: - на уровне начальной школы родители по рекомендации психолого-педагогического консилиума могут принять решение об обучении своего ребенка по индивидуальной образовательной траектории, где темп, объем и сложность материала увеличены. - на уровне-5-9 класса предлагается сбор и оформление «портфолио» достижений учащегося, что оказывает помощь в самоопределении подростка. - ежегодно в школе проходить конкурс проектов, что является и обучающим фактором и фактором поиска себя. - для учащихся 5-9 классов предлагаются тесты по профессиональному самоопределению, курсы по профессиональному самоопределению в рамках предмета «Технология», факультатива «Основы предпрофильной подготовки» . ^ Модель системы профильного образования школы №24 строится на принципе внутришкольной дифференциации и профилизации, при которой, создают классы, в которых через систему урочной деятельности даются академические знания базисного минимума в рамках базисного учебного плана и группы, в которых реализуются задачи профильного обучения через элективные курсы по трем направлениям: социально-гуманитарному, физико-химическому и универсальному. ^ 1. Дифференцированное обучение по направлениям, профильное обучение (образование) или фуркация - это обучение учащихся старших классов средней общеобразовательной школы по разделенным учебным планам, предусматривающим право и возможность выбора старшеклассниками различных профилей образования с учетом личных интересов, склонностей и способностей и позволяющих им сосредоточивать преимущественное внимание на углубленном изучении блока дисциплин, соответствующих избранному профилю образования. ^ представляет собой логическое продолжение уровневой дифференциации образования учащихся осуществляемой на ступени 6-9 классов обучения за счет школьного компонента учебного плана в различных формах углубления знаний учащихся по отдельным предметам с учетом их интересов и склонностей и других видов профильной подготовки, включая профессиональную ориентацию и др. 3. Профиль - это совокупность основных типических черт какой-либо профессии, учебного заведения, предприятия. ^ связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника, направленных на формирование компетенций. Таким образом, профильное образование по своим целям и содержанию занимает промежуточное положение между общим средним и профессиональным образованием. Оно позволяет старшеклассникам приобрести по избранному профилю глубокие и разносторонние теоретические и прикладные знания, прочные практические навыки, подготовить себя к успешному продолжению образования в среднем (высшем) профессиональном учебном заведении соответствующего направления или к труду в сфере материального производства. ^ являются следующие устремления: 1) Достижение выпускниками школы нового, более высокого качества общеобразовательной и профильной подготовки. 2) Формирование в процессе овладения системой знаний творческой самостоятельности и критичности мышления, элементов исследовательских умений и навыков, основ научного мировоззрения. 3). Умение использовать изученные законы развития и функционирования природы и общества, другие знания в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления, самостоятельного выхода за пределы имеющейся информации с использованием для этого способов объяснения, подведения, прогнозирования. 4). Развитие качеств инициативной личности, позволяющих учащимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовым принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни общества и в трудовой деятельности. 5). Усвоение выпускниками нравственных норм, обычаев и традиций, накопленных обществом в труде и в быту и обеспечивающих им возможность и право функционировать в нем в качестве полноправного члена, безболезненно и успешно адаптироваться в условиях перехода страны к демократичному гражданскому обществу с рыночной экономикой. Профильное обучение закладывается на З ступени (10-11 классы), когда в учебном плане появляются курсы по выбору, отражающие тип профилизации. На 2-ой ступени (9 классы) обучение носит предпрофильный характер Важнейший принцип работы школы - ориентация на обновление методов обучения, использование эффективных образовательных технологий. Это отражает в замене монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, в повышении уровня самостоятельности учащихся в своей учебной деятельности, в использовании в образовательном процессе проектной деятельности учащихся. ^ Создать систему профильного обучения в старших классах Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24», ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учётом реальных потребностей рынка труда. ^ Удовлетворить запросы и потребности обучающихся старшей ступени общего образования в плане получения качественного среднего образования. Обеспечить углублённое изучение отдельных предметов программы среднего (полного) общего образования. Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями. Расширить возможности социализации учащихся, обеспечит преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно готовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
^ № п/п | Должность | Обязанности | 1 | Директор МОУ «СОШ № 24» | Осуществляет общее руководство и контроль за реализацией Программы, руководит деятельностью коллектива, анализирует текущую ситуацию и вносит необходимые коррективы в Программу, координирует действия управленческой структуры | 2 | Заместитель директора по УВР | Осуществляет мониторинг образовательной среды и контроль за образовательным процессом, руководит повышением квалификации педагогов. Осуществляет методическую работу с педагогическим коллективом, определяет потенциал роста учащихся профильных классов | 3 | Заместитель директора по воспитательной работе | Планирует воспитательную работу школы на год, организует методическую работу с классными руководителями, индивидуальную работу с учащимися, осуществляет контроль за деятельностью классных руководителей | 4 | Педагоги | Осуществляют процесс обучения в профильных классах, ведут мониторинг учебной деятельности. Поддерживают соблюдение оптимального санитарно-гигиенического режима, осуществляют промежуточный контроль | 5 | Психолог | Изучает процесс адаптации учащихся профильных классов, проводит индивидуальные и групповые занятия с учащимися, индивидуальные консультации с классными руководителями, осуществляет работу с родителями. |
^ Организационный этап № п/п | Действия | Ресурсы | 1 | Изучение концепции профильного обучения со всеми участниками образовательного процесса в лицее | Инструктивное совещание с педагогами, родительские собрания, классные часы | 2 | Создание временного творческого коллектива по проектированию организации профильного обучения на третьей ступени | Документы по организации профильного обучения | 3 | Создание инновационного проекта по организации работы профильных классов | Положение о профильных классах | 4 | Создание групп для корректировки программ в социально-гуманитарном, физико-химическом профилях. | Тематическое планирование, программы довузовской подготовки | 5 | Приобретение учебников, программ, методических пособий | Привлечение бюджетных и внебюджетных средств |
^
№ п/п | Действия | Ресурсы | 1 | Проведение предпрофильной подготовки обучающихся основной школы | Анкетирование обучающихся; проведение занятий по профессиональному самоопределению | 2 | Организационный сбор учащихся 10-х классов | Положение о профильных классах | 3 | Проведение контрольных работ для выявления уровня обученности перед началом обучения в профильных классах | Тексты годовых контрольных работ | 4 | Комплектование профильных классов | Положение о профильных классах | 5 | Издание приказа по школе об открытии профильных классов | | 6 | Утверждение учебных планов профильных классов | |
^
№ п/п | Действия | Ресурсы | 1 | Проведение контрольных работ, тестирования по общеобразовательным предметам | Тесты, контрольные работы | 2 | Совещание при директоре о работе профильных классов | Результаты контрольных работ, срезов, анкетирования | 3 | Родительские собрания: «Об организации образования на старшей ступени обучения»; «Профессиональное самоопределение старших школьников» | Документы Министерства образования и науки РФ, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. Научно-методическая литература | 4 | Заседания педсовета с повесткой дня «Организация профильного обучения на старшей ступени общего образования» | Научно-методическая литература и результаты исследований | 5 | Диагностика образовательных потребностей школьника | Анкеты | 6 | Промежуточный контроль по профильным предметам | Тексты контрольных и срезовых работ | 7 | Итоговый контроль по окончании учебного года | Тексты итоговых контрольных; результаты ГИА-9 по русскому языку и математике в новой форме; результаты письменных экзаменов по русскому языку и математике | 8 | Педагогический совет «Итоги учебного года» | Аналитическая справка | 9 | Курсовая подготовка учителей, преподающих в профильных классах | План-график курсовой подготовки | 10 | Создание координационного совета по профильному обучению | Положение о координационном совете | 11 | Разработка учебных планов элективных курсов | Положение о разработке рабочих программ учебных предметов | 12 | Совещание при директоре о ходе введения в школе профильного обучения | Аналитическая справка | 13 | Педагогический совет «Как мы решаем проблему профильного обучения» | Аналитическая справка | 14 | Изучение психофизиологического состояния учащихся | Диагностические методики | 15 | Семинары: A)«Использование результатов мониторинга для повышения эффективности деятельности учителя» Б) «Мониторинг — как средство проектирования учебного процесса в школе» B)«Использование технологии мониторинга в деятельности ОУ» | Научно-методическая литература | 16 | Научно-практическая конференция учащихся профильных классов | Творческие и исследовательские работы учащихся | 17 | Изучение передового опыта по проблеме профильного обучения и его презентация в педколлективе | Открытые уроки, мастер-классы учителей, реализующих программы профильного обучения | 18 | Изучение проблем профильного обучения в рамках самообразования педагога | Планы по самообразованию |
^
№ п/п | Действия | Ресурсы | 1 | Выходная диагностика участников образовательного процесса | Анкетирования, контрольные работы | 2 | Итоговый педсовет | Материалы к педсовету | 3 | Оформление портфолио по профильному обучению | Документация | 4 | Поствыпускное сопровождение | |
^ Нормативная база введения профильного обучения Формирование банка нормативно-правовых документов, регламентирующих реализацию профильного обучения (федеральный, региональный уровень); Создание пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих реализацию профильного обучения (школьный уровень). Разработка, апробация и внедрение учебного плана ОУ на основе нового базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312) Отработка механизмов формирования учебных планов по отдельным профилям; Отработка механизмов формирования индивидуальных учебных планов (ИУП) и «мобильного расписания» в условиях реализации ИУП и сетевого взаимодействия; Формы и модели организации профильного обучения. Создание и отработка модели профильного обучения, в том числе на основе индивидуальных учебных планов; Организация взаимодействия с социальными партнерами в условиях реализации профильного обучения; Оценка эффективности различных форм организации профильного обучения (внутришкольная, сетевая, использование ресурсных центров и т.д.) Отработка содержания профильного обучения Отбор, апробация и оценка эффективности программ профильного обучения; Отбор, апробация и оценка эффективности элективных курсов в условиях профильного обучения; Формирование базы данных по элективным курсам. Информационная поддержка эксперимента Разработка и функционирование Web-страницы школьного сайта по введению профильного обучения; Мониторинг эксперимента Создание оптимальных условий для достижения цели
Организационное обеспечение | Назначение ответственных за создание системы профильного обучения Распределение функции управления системой профильного обучения Организация работы должностных лиц, ответственных за введение профильного обучения | Информационное обеспечение | Информирование педколлектива, учащихся и родителей о системе профильного обучения Создание информационного банка по системе профильного обучения в ОУ Подготовка информационных материалов по профильному обучению для родителей и учащихся 9 классов Накопление информации о передовом опыте профильного обучения Информирование о новинках методической и учебной литературы по вопросам профильного обучения Разработка и функционирование Web-страницы школьного сайта по введению профильного обучения | Кадровое обеспечение | Подбор расстановки тарификации и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров ОУ Обучение педагогов методам разработки программ элективных курсов, оценки и их качества Обучение учителей эффективным технологиям преподавания элективных курсов Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта Мотивация и стимулирование труда учителей и руководящих кадров Оценка работы кадров | Научно-методическое обеспечение | Обеспечение методической и учебной литературы по реализации системы профильного обучения Подготовка научно-методических разработок, необходимых для введения профильного обучения Проведение экспертизы качества научно-методической разработки | Нормативно-правовое обеспечение | Формирование пакета нормативно-правовых, регламентирующих организацию профильного обучения | Материально-техническое обеспечение | Подготовка необходимой материально-технической базы для введения профильного обучения Поиск дополнительных источников финансирования системы профильного обучения | Управление введением профильного обучения | Разработка, экспертиза и утверждение учебного плана по реализации профильного обучения Разработка плана введения профильного обучения в ОУ на учебный год Составление расписания занятий Разработка плана повышения квалификации педагогических и управленческих кадров Разработка системы контроля (мониторинга) за ходом реализации профильного обучения |
^
Целевая комплексная программа введения профильного обучения в старшей школе. Пакет нормативно-правовых документов по организации профильного обучения в старшей школе. Учебный план ОУ – основа реализации профильного обучения. Программы профильных курсов. Программы элективных курсов. Образовательная карта школы. Создание оптимальной модели профильного обучения, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Овладение педагогами современными образовательными технологиями, используемыми в профильном обучении. Создание банка методических продуктов участников экспериментальной деятельности. Модель психолого-педагогического сопровождения. Результаты мониторинговых исследований за ходом реализации системы профильного обучения. Информированность участников образовательного процесса о ходе реализации эксперимента и привлечение их к обсуждению проблем профильного обучения. Функционирование Web-страницы школьного сайта по введению профильного обучения. Анализ, обобщение результатов эксперимента. Определение дальнейшего образовательного пути каждым выпускником средней школы. |