Урок по сказке А. П. Платонова «Неизвестный цветок». Тип урока : комбинированный. Цели : образовательные icon

Урок по сказке А. П. Платонова «Неизвестный цветок». Тип урока : комбинированный. Цели : образовательные




Скачать 96.76 Kb.
НазваниеУрок по сказке А. П. Платонова «Неизвестный цветок». Тип урока : комбинированный. Цели : образовательные
Дата13.09.2013
Размер96.76 Kb.
ТипУрок
источник

Конспект открытого урока по литературе в гимназии № 4 в рамках конкурса «Педагог года-2012»


Учитель: Клюева Т. А., учитель МОУ СОШ № 8


Класс: 6 «А».


Тема: Вечное в малом. Урок по сказке А. П. Платонова «Неизвестный цветок».


Тип урока: комбинированный.


Цели:


- образовательные:

      1. Знакомство с творчеством А. П. Платонова;

      2. Развитие навыков анализа текста литературного произведения;

      3. Акцентировать внимание учащихся на роли художественной детали в тексте;

      4. Закрепление представления об олицетворении;


- воспитательные:

      1. Углубить представление учащихся о вечных, непреходящих ценностях человека;

      2. Подвести учащихся к осознанию того, что жизнь любого существа на земле заслуживает уважения и имеет неоспоримую ценность;




Оборудование урока:

      1. Рассказ А. Платонова «Неизвестный цветок»;

      2. Презентация Microsoft Power Point или комплект слайдов по теме;

      3. 3-4 цветка-конструктора с ключевыми словами на лепестках.




^ Этап урока

Форма

Слайд

Содержание урока

1. Оргмомент


1 мин.

Вступительное слово




Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Алексеевна, я учитель русского языка и литературы школы № 8. Сегодня я проведу в вашем классе урок литературы. Чтобы он был интересным, прошу вас принимать активное участие в работе.

2. Слово о писателе


5 мин.

Слово учителя



1

А теперь позвольте вам представить главного гостя нашего урока — писателя Андрея Платоновича Платонова.

Настоящая его фамилия — Климентов, а Платонов – это псевдоним. Знакомо ли вам слово «псевдоним»?

ПСЕВДОНИМ (греч. pseudonymos — «лжеименный») — условное, вымышленное имя автора или артиста, заменяющее собой настоящее.

Однако мне кажется, что вы уже знакомились с Андреем Платоновичем в 5 классе.

2

Вспомните рассказ «Никита». Никита одушевляет все вокруг. И когда мальчик остается один, его пугают страшные существа, таящиеся и в колодце, и в бочке, и в лопухах, и в норах. Но вернулся с войны отец и научил Никиту ничего не бояться: «Этого гвоздя- человечка ты сам трудом сработал, он и добрый».

1

Платонов писал не только сказки, но и более сложные и серьезные произведения, с которыми вы познакомитесь в старших классах. А главная отличительная черта всех его произведений — это большое и светлое чувство — человеколюбие.

Жизнь Платонова была трудной. Семья была бедной, и ему как старшему сыну пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять).

За свою жизнь Андрей Платонов освоил множество специальностей. Посыльный, подручный слесаря, помощник машиниста, журналист, писатель, дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он, как и его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Был и военным корреспондентом во время ВОВ. Может быть, именно это разностороннее знание жизни и людей наделяет его широким, всеобъятным чувством — любовью к Человеку и всему окружающему его миру.


3. Тема и задачи урока


1 мин.




3

Посмотрите на свои рабочие листы.

Тема нашего урока звучит необычно: «Вечное в малом». Я надеюсь, что рассказ Платонова «Неизвестный цветок» поможет нам понять, что такое это «вечное» и какова роль «малого» в этом большом мире?

Посмотрите на задание: вам нужно будет выписать качества главных героев рассказа. Это нам пригодится для понимания темы и дальнейшей работы.

(Ключевые слова: трудолюбие, жизнелюбие, терпение, бескорыстие, доброта, любовь к прекрасному, самоотверженность, готовность к подвигу, сострадание, сочувствие, сопереживание, любовь к окружающему миру и т.д.)

4. Беседа по содержанию сказки.


5 мин.



Беседа, пересказ, работа с текстом, наблюдение, постановка проблемных вопросов.



4



1) Ребята, что необычного вы увидели в рассказе «Неизвестный цветок»?

(Главный герой — цветок, что видно даже в названии. )

2) Какие строки дают нам понять, что цветок этот — живой, что он будет главным действующим лицом произведения? Ключевые фразы будем помечать карандашом в книге.

(«Жил на свете маленький цветок»,

«Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть»,

«Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал».

«— Меня никто не зовет, — сказал маленький цветок, — я один живу»).

3) С каким художественным приемом мы столкнулись? (Олицетворение)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления.

4) Можем ли мы определить характер цветка? Подтвердите это текстом. Ребята, качества, черты характера цветка мы будем вписывать в его лепестки на ваших рабочих листах.

(трудолюбивый, жизнелюбивый, терпеливый, сильный, грустный, одинокий, скромный).

А портрет?

(Маленький, красивый. «Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь»)

5) Итак, цветок – главный герой сказки. Но ведь жанр произведения определен автором как «сказка-быль». Расскажите о герое были.

(Даша нашла цветок, потому что услышала «тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни» и подумала, что так цветок грустит.)

6) Чем была удивлена Даша?

(необычностью цветка)

И вот мы почти находим ответ на вопрос, который задает цветку девочка: «А отчего ты на других непохожий?»

(« - Оттого, что мне трудно». Цветку трудно жить меж камнем и глиной, но он изо всех сил борется за жизнь и побеждает, и эти жизненные трудности делают его непохожим на другие цветы. Вспомните «послужной список» Платонова. Писатель по своему опыту хорошо знал, что труд имеет благотворное влияние).

5. Вывод №1


2 мин.

Слово учителя

3

Итак, мы составили образ главного героя)) Можем ли мы назвать цветок маленьким? По размеру — да, с высоты человеческого роста он мал. Но разве он преодолевает малые трудности? Или это настоящий богатырь среди цветов?

Жизнь цветка — настоящий подвиг. И так никто бы и не узнал об этом подвиге, если бы не Даша. О настоящем подвиге не кричат. Есть подвиг, который не разглядеть в суматохе будничных дней, который совершается не сразу, а изо дня в день, в течение всей жизни.

Давайте ответим на вопрос: «Какова роль малого в мире?»

(То, что кажется малым на первый взгляд, может оказаться великим по делам, по духу, по красоте).

6. Беседа по тексту.


4 мин.








1) Как Даша помогла цветку? (Привела друзей, которые удобрили почву, на ней впоследствии выросло множество красивых цветов).

2) - Почему девочку привлекло такое маленькое существо, как неизвестный цветок? (Запах, красота, необычность.)

- Когда Даша почувствовала аромат цветка, о чем она вспомнила? («Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери — розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть». То есть чувства девочки и цветка совпали — это была грусть, одиночество.)

- Значит, в маленьком цветке — такие же большие чувства, как у большого человека.

3) Какие качества проявляет Даша?

4) Что подарил неизвестный цветок этому миру?

(«...пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика».)

Цветок подарил этому миру красоту, дал жизнь множеству прекрасных цветов. Он обрел вечную жизнь в своем потомстве.

Мы знаем, что мир природы и мир людей составляют единое целое. Как жизнь маленького цветка-труженика украшает этот мир, так и жизнь и труд человека, часто безвестного, служит украшением этого мира.

7. Выявление литературных параллелей


5 мин.

Беседа, работа с текстом, проблемные вопросы.



5


6

Ребята, можете ли вы вспомнить литературных героев, которые, на первый взгляд, мыли маленькими людьми, одинокими, незаметными. Но дело их жизни было велико несмотря на то, что они так и остались безымянными героями.

1) Левша (Н. С. Лесков, «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»), («Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства...»)

Левша трудолюбив, бескорыстен, он любит Родину и служит ей своим мастерством. Но мы не знаем его имени, ведь «левша» - даже не прозвище, потому что пишется с маленькой буквы.

2) Строители железной дороги от Москвы до Спб (Н. А. Некрасов, «Железная дорога»), («-Папаша, кто строил эту дорогу? - ^ Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!»)

Мы видим результат труда этих людей, но не знаем их имен.

8.

Вывод № 2


2 мин.

Слово учителя



7

Ребята, вы не заметили, что мы произносим замечательные (громкие) слова: «прекрасное», «красота», «подвиг», «доброе сердце», «вечность»? Посмотрите, какие качества героев мы выписали.

Всегда ли стремится человек к добру, красоте, уважает трудолюбие и мастерство?

Эти слова современны в наше время? Важны для нас эти понятия?

Ребята, все эти понятия называются одним словосочетанием: ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ. Вечные ценности — это то, что дороже денег, карьеры, даже личного благополучия.

9. Работа в группах.


6 мин.

Игра «Известный цветок»




Ребята, давайте соберем цветы. Посовещайтесь со своей командой и решите, какие слова из тех, что мы выписали, подходят под определение вечных ценностей. Вы можете вписывать не только уже записанные слова, но и предложить свои. Например, вместе со словом «добро» вы можете написать слово, которое обозначает самого доброго человека в мире.

На это задание отводится 5 минут.

Теперь давайте прочитаем вслух слова на лепестках.

10. Подведение итогов урока.


3 мин.

Слово учителя



8

Итак, наш цветок мал ростом, но он ОЛИЦЕТВОРЯЕТ вечные ценности человека.

И если мы поняли это, то мы увидели ВЕЧНОЕ в МАЛОМ.

Теперь мы не можем назвать наши цветки неизвестными. Мы узнали, что олицетворяет собой герой сказки-были: красоту, любовь, добро, трудолюбие, жизнелюбие (сколько слов с корнем «люб»!).

Пусть эти цветы растут в вашем кабинете вместе, как на поляне или клумбе. Пусть они напоминают вам, что, торопясь к своей цели в жизни, нужно иногда находить время, чтобы остановиться, оглядеться вокруг и не пропустить самого важного.

Спасибо за работу. Всего вам доброго и светлого!



Похожие:

Урок по сказке А. П. Платонова «Неизвестный цветок». Тип урока : комбинированный. Цели : образовательные iconУрок №19, 20 Тема урока : «Реализация техник живописи в среде графического редактора» Тип урока: комбинированный. Цели урока
Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть. У нас сегодня гости, давайте их поприветствуем, встаньте пожалуйста
Урок по сказке А. П. Платонова «Неизвестный цветок». Тип урока : комбинированный. Цели : образовательные iconТехнологическая карта (план) занятия №
Тип урока (комбинированный, урок обобщения и систематизации знаний, урок усвоения новых знаний…)
Урок по сказке А. П. Платонова «Неизвестный цветок». Тип урока : комбинированный. Цели : образовательные iconКонспект урока по биологии с использованием икт тема урока: «Биосфера. Границы жизни» 11 класс Тип урока: комбинированный. Урок лекция, практикум
Охватывает все оболочки Земли. Вспомните, какие существуют оболочки Земли?
Урок по сказке А. П. Платонова «Неизвестный цветок». Тип урока : комбинированный. Цели : образовательные iconУрока: «золотое правило» механики тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний. Организационные формы общения: индивидуальные и коллективные Цели урока
Обобщить, систематизировать знания по теме «Работа, мощность. Простые механизмы», совершенствовать навыки решения задач различного...
Урок по сказке А. П. Платонова «Неизвестный цветок». Тип урока : комбинированный. Цели : образовательные iconКонспект урока алгебры в 9 классе по теме «Функции. Свойства функций». Тип урока: обобщающий. Цели урока: Образовательные: Обобщить и закрепить знания учащихся по данной теме
Развивающие: Продолжить формирование умения распознавать функции, устанавливать соответствие между графиками и формулами, читать...
Урок по сказке А. П. Платонова «Неизвестный цветок». Тип урока : комбинированный. Цели : образовательные iconУрок по теме: «Где живут живые организмы. Среды жизни. Факторы среды.» Тип урока: комбинированный, демонстрационный. Форма обучения: индивидуально-групповая. Средства обучения
Н. В. Иванова, В. М. Пакулова «Природа. Неживая и живая», изд-во «Дрофа» 2005 год
Урок по сказке А. П. Платонова «Неизвестный цветок». Тип урока : комбинированный. Цели : образовательные iconТема урока: «Достопримечательности Лондона»
Тип урока: Урок-экскурсия (нетрадиционный урок с использованием компьютерных технологий)
Урок по сказке А. П. Платонова «Неизвестный цветок». Тип урока : комбинированный. Цели : образовательные iconУрок 1-2 Комбинированный тип записи. Оператор присоединения (урок-лекция) Об обработке больших совокупностей информации
Когда мы решали несложные задачи, то, как правило, обходились десятком переменных, которые обрабатывались разными алгоритмами
Урок по сказке А. П. Платонова «Неизвестный цветок». Тип урока : комбинированный. Цели : образовательные iconУрок по учебному плану. Номер занятия по теме
...
Урок по сказке А. П. Платонова «Неизвестный цветок». Тип урока : комбинированный. Цели : образовательные iconУрока: «Мюзикл» Урок является одним из цикла уроков «Путешествие в музыкальный театр» для 5 класса, по программе «Музыка» Е. Д. Критская. Тип урока: урок коррекции. Вид урока: урок-концерт
Данный урок является одним из цикла «Путешествие в музыкальный театр»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы