Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования icon

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования




НазваниеПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
страница1/7
Дата13.09.2013
Размер1.56 Mb.
ТипПрограмма
источник
  1   2   3   4   5   6   7



Программа

духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования

(составная часть Основной образовательной программы

МОУ средней общеобразовательной школы № 52)


Содержание


1. Пояснительная записка

2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

3 Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания

4. Механизм духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в образовательных системах « Школа 2000…» и «Школа 2100»

5. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

6. Примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования

7 Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

8. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся

9.Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

10. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

11.Контроль и оценка достижения результатов программы.

12.Литература.

10. Приложение № 1. « Тематическое планирование»

Приложение № 2 «Программы»

Приложение № 3 «Формирование социальных знаний, получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества в преподавании предметов учебного плана НОО.»

Прложение № 2.

Программа «Воспитай гражданина»

Программа «Уроки нравственности

Программа «Национальные спортивные игры»

Программа «Мир деятельности»

Приложение № 3

1. Пояснительная записка


Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является концептуальной методической основой для разработки и реализации в МОУ средней общеобразовательной школе № 52 в целях более полного достижения национального воспитательного идеала собственной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Программа разработана с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей Ярославской области, города Ярославля, запросов семей и других субъектов образовательного процесса. Она подразумевает конкретизацию задач, ценностей содержания планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействие с семьей, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развитие ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений спортивных и творческих клубов.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования яв­ляются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и вос­питания личности гражданина России, ежегодное послание президента Российской федерации Федеральному собранию РФ.

В соответствии с требованиями стандарта Концепция и программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МОУ средней школы

№ 52 содержит теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающего и его родителей, законных представителей.

В МОУ средней общеобразовательной школе № 52 создаются условия для реализации указанной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к родине и уважения культурно-исторического наследия своего района и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирования основ его социально-ответственного поведения в обществе и семье.


^ 2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования


Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспита­ния обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте нацио­нального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) пред­ставление о человеке, на воспитание, обучение и развитие ко­торого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и об­щественных организаций.

^ Высшая цель образования — высоконравственный, творчес­кий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответ­ственность за настоящее и будущее своей страны, уко­ренённый в духовных и культурных традициях многона­ционального народа Российской Федерации.

Педагогическое сообщество, МОУ средняя школа № 52 способны взять инициативу в определении и реализации национальных педагогических приоритетов. При этом национальный воспитательный идеал становится принципиальной основой социального партнерства как способа взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими субъектами духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи.

На основе национального воспитательного идеала форму­лируется основная педагогическая цель — воспитание, со­циально-педагогическая поддержка становления и разви­тия высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

На основе национального воспитательного идеала, важ­нейших задач духовно-нравственного развития и воспитания, приведенных в Концепции, а также с учётом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, нами были выделены приоритетные задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

^ В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реа­лизации творческого потенциала в учебно-игровой, предмет­но-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, не­прерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней уста­новке личности школьника поступать согласно своей со­вести;

  • формирование основ нравственного самосознания лич­ности (совести) — способности младшего школьника форму­лировать собственные нравственные обязательства, осу­ществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование нравственного смысла учения;

  • формирование основ морали — осознанной обучающим­ся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, долж­ном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного опти­мизма;

  • принятие обучающимся базовых национальных ценнос­тей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности открыто выражать и отстаи­вать свою нравственно оправданную позицию, проявлять кри­тичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступ­кам и действиям, совершаемым на основе морального выбо­ра, к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению труд­ностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • воспитание ценностного отношения к своему нацио­нальному языку и культуре;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотруд­ничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзыв­чивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным орга­низациям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование толерантности и основ культуры межэт­нического общения, уважения к языку, культурным, религи­озным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе россий­ского общества;

  • формирование у обучающегося уважительного отноше­ния к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним.


^ 3. Ценностные установки

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся


Содержанием духовно-нравственного развития и воспита­ния являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции приведена система базовых национальных ценностей. Критерием систе­матизации и разделения по определённым группам этих цен­ностей приняты источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противосто­ять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются:

  • патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

  • социальная солидарность — свобода личная и нацио­нальная; уважение и доверие к людям, институтам государ­ства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, за­бота о благосостоянии общества;

  • семья — любовь и верность, забота, помощь и поддерж­ка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, спо­собность к личностному и нравственному выбору;

  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и со­зидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;

  • наука — ценность знания, стремление к познанию и ис­тине, научная картина мира;

  • традиционные религии — представления о вере, духов­ности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе меж­конфессионального диалога;

  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетичес­кое развитие;

  • природа — эволюция, родная земля, заповедная приро­да, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество — мир во всём мире, многообразие и ува­жение культур и народов, прогресс человечества, международ­ное сотрудничество.




  1. ^ Механизм духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в образовательной системе «Школа 2000…»..


Развитие личности человека происходит в процессе его самостоятельной деятельности, осмысления и обобщения им собственного деятельностного опыта. Давно отмечена низкая эффективность прямого воспитательного воздействия на учащихся по сравнению с опосредованным воздействием среды, жизненного примера, пережитой ситуации. Учитель или воспитатель не может выработать за ребенка его систему ценностей и норм культурного поведения – учащийся должен сделать это сам путем изменения себя, своих прежних знаний, умений, способностей и ценностных ориентаций. Как отмечал П.П. Блонский, мы должны «не давать ученику нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей» [9].

Таким образом, успех воспитания напрямую зависит от степени участия самого воспитанника в формировании своей личности, от его включенности в деятельность по самовоспитанию. Поэтому ключевой категорией концепции воспитания в рамках системно-деятельностного подхода является категория самоизменения – того базового процесса, посредством которого вообще осуществляется усвоение человеком нового для него опыта поведения и деятельности.

Самовоспитание может осуществляться и вне пространства специально организованной учебной деятельности. Однако в обычной жизни оно возникает случайно под влиянием внешних или внутренних обстоятельств. И лишь в специально организованной деятельности самоизменение обучающегося становится системным и прогнозируемым.

В общей концепции перехода учителей и школ к ФГОС НОО на основе образовательной системы «Школа 2000…» (научный руководитель − директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО, д.п.н. Л.Г. Петерсон) указывается, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств возможно только в деятельности (Л.С. Выготский).

Формирование любого умения проходит через следующие этапы:

1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.

2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.

3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

В образовательной системе «Школа 2000…», для того чтобы развить и воспитать у обучающихся любое личностное качество, предложен следующий путь, состоящий из четырех этапов, которые проходит каждый ученик:

1. Приобретение обучающимся первичных социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни и мотивация.

2. Получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

3. Получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

4. Контроль.

Прохождение представленного пути достигается каждым обучающимся на занятиях (мероприятия) по духовно-нравственному развитию и воспитанию, выстроенных в технологии деятельностного метода обучения «Школа 2000…» (ТДМ).

Структура занятий (урок открытия нового знаний) приобретения обучающимися социальных знаний, выстроенных в ТДМ, на которых обучающиеся получают первичные социальные знания, графически может быть изображена с помощью схемы (рис. 1).

^ Технология деятельностного метода «Школа 2000…».

Эта схема является опорным сигналом, который в адаптированном виде представляет общую методологически обоснованную структуру учебной деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов).

Структура занятий, на которых организуется процесс самовоспитания, включает те же самые деятельностные шаги, которые были описаны выше (рис. 1). Однако затруднения, которые организует учитель, связаны с необходимостью построения ценностных норм поведения и деятельности, которые в концентрированном, сжатом виде содержат в себе культурные достижения человечества.

Использование в практической деятельности педагога занятий приобретения социальных знаний в соответствии с требованиями ТДМ

  • создают условия для формирования положительной мотивации к приобретению социальных знаний;

  • закрепляют исходные социальные знания;

  • активизируют собственные усилия обучающихся по приобретению социальных знаний;

  • обеспечивают формирование коммуникативных навыков (обязательная работа в группах на 4–5 этапах занятия и парах на 6 этапе);

  • создают условия для включения обучающегося в формирование ценностных норм поведения и ее критериальной основы (6 этап);

  • получение опыта самостоятельного общественного действия (при педагогическом сопровождении);

  • создают условия рефлексивной самоорганизации (цель – выбор способа действия – действие – результат – анализ результата) для управляемого взрослым процесса самовоспитания.

Исходя из целеполагания (в соответствии с уроками разноцелевой направленности), занятия, на которых организуется процесс самовоспитания (мероприятия) по духовно-нравственному развитию распределены в четыре группы: открытия нового знания; рефлексии, обобщения и систематизации знаний, развивающего контроля.

  1. ^ Занятие приобретения социальных знаний.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению первичных социальных знаний (правила, алгоритмы поведения, действия и т.д.) на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы социальных знаний обучающихся.

  1. Занятие рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей

  • к получению обучающимся опыта самостоятельного общественного действия;

  • самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок при получении опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Образовательная цель: коррекция и тренинг понятий, алгоритмов и т.д.

  1. Урок обобщения и систематизации знаний.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей

  • к получению обучающимся опыта самостоятельного общественного действия;

  • обобщению, структурированию и систематизации социальных знаний.

Образовательная цель: обобщению и систематизация социальных знаний.

  1. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к

  • осуществлению контрольной функции общественного действия в контексте становления идентичности самосознания гражданина России;

  • контролю общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль общественного действия.

При организация занятий (мероприятий) согласно представленной структуре (рис. 1) учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям обучающегося.

Как известно, деятельность человека может быть направлена как на сохранение целостности общества, членом которого он является, так и на его разрушение. Очевидно, что общество жизненно заинтересованно в том, чтобы у подрастающего поколения была сформирована система ценностей, которая не позволит человеку применить сформированные способности для разрушения социально значимых общественных отношений, норм поведения и нравственности. Поэтому формирование направленности личности на созидание и развитие культурных ценностей общества, а не на их разрушение, является тем ключом, который открывает путь к успешному решению задач воспитания.

Суть принципа сохранения целостности системы состоит в следующем: мои поступки, во-первых, не должны разрушать меня самого и включающую меня систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению меня из этой системы. Наличие у выпускников способностей к саморазвитию и самовоспитанию, сформированных на основе данного критерия, позволит им успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям и обеспечит самореализацию, не вступая при этом в конфликт с обществом и государством.

Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны.

В основе полноценной деятельности по самоизменению и самовоспитанию лежат определённые потребности. В образовательной системе «Школа 2000…» для анализа содержания потребностей использовалось предложенное А. Маслоу иерархическое строение базовых потребностей – физиологические потребности, безопасность, причастность, самоутверждение, самореализация [10], а также общие психологические законы развития детей.

Так, например, в экспериментах А.Н. Леонтьева с достаточной очевидностью проявилась одна из фундаментальных потребностей детей в испытании своих сил, реализации своего потенциала [11].

Таким образом, потребность, которая может поддерживать нужное достаточно устойчивое мотивационное напряжение в учебно-воспитательном процессе, ориентированном на формирование способностей к самовоспитанию и саморазвитию, должна быть связана с желаниями проявить и реализовать свои потенциальные возможности, приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности. Но для этого необходимо, чтобы были вполне удовлетворены другие базовые потребности – в безопасности, причастности, самоутверждении.

Система дидактических принципов «Школа 2000…» обеспечивает весь комплекс данных потребностей посредством создания условий для позитивной оценки хода и результатов учебной деятельности каждого учащегося (безопасность), создания благоприятной дружеской психологической атмосферы во взаимоотношениях учащихся в ходе коллективной и групповой работы (причастность), непрерывного и последовательного продвижения каждого ребенка в своем темпе на уровне своего возможного максимума (самоутверждение) и др. Таким образом, она сохраняет свое значение для организации духовно-нравственного развития и воспитания, в ходе которого учащиеся сначала под руководством учителя, а затем все более самостоятельно не просто усваивают общекультурные нравственные и морально-этические нормы и способы поведения, но постепенно приобретают фундаментальные способности к рефлексивной самоорганизации при формировании собственной системы ценностей, то есть к самовоспитанию.

Система дидактических принципов гуманистического воспитания, построенная на основе системно-деятельностного подхода с учетом особой специфики организации воспитательного процесса, включает в себя:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик не пассивно усваивает готовые, пусть даже и «правильные», общекультурные нормы ценностей, а добывает их сам в процессе собственной деятельности под руководством учителя, активно участвует в их совершенствовании, доводя до уровня убеждения и социального поступка, и в ходе образовательного процесса усваивает и реализует нормы самовоспитания.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами духовно-нравственного развития и воспитания на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование у обучающихся не отдельных ценностных норм, а системы ценностей на основе принципа сохранения целостности системы, предполагающего не разрушение, а совершенствовать и создание на основе выявления и устраняя причины затруднений.

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить каждому ученику возможность освоения культурных нравственных и морально-этических норм на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом их усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственных правовых норм).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов воспитательного процесса на основе реализации идей педагогики сотрудничества, создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательного уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признание за ним права на собственную точку зрения, позицию, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает выращивание личности, способной к самостоятельному выбору и адекватному принятию решений в ситуациях выбора, умеющей противостоять внешнему давлению и отстаивать свою позицию, но в то же время способной понять и принять альтернативную точку зрения, если она аргументирована общепринятыми культурными нормами морали и нравственности.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в воспитательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта социальной активности, практической реализации социально-значимых проектов, созданных детьми.

Представленная система дидактических принципов гуманистического воспитания обеспечивает передачу обучающимся культурных нравственных и морально-этических норм в соответствии с ценностями коллективизма, сформировавшимися в традиционной школе на основе трудов П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко и др. (принципы деятельности, целостности). При этом в ней отражены идеи деятельностного подхода к воспитанию А.Н. Леонтьева, Д. Дьюи и др. (принципы деятельности, творчества); гуманистического воспитания Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолова. И.Д. Демаковой и др. (принципы деятельности, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества); «Я-концепции» Р. Штейнера и др. о самопознании и саморазвитии индивидуальности (принципы деятельности, вариативности, минимакса, творчества); личностно-ориентированного подхода М. Монтессори, И.С. Якиманской и др. (принципы деятельности, вариативности, психологической комфортности, минимакса); культурологического подхода Е.В. Бондаревской, Н.Е. Щурковой и др. (принципы деятельности, непрерывности, целостности, творчества); ценностного подхода Н.Д. Никандрова (принципы деятельности, целостности); концепции И.М. Ильинского формирования жизнеспособной личности (принципы деятельности, минимакса, творчества, вариативности), концепции В.В. Анисимова, О.Г. Грохольской воспитания культуры безопасности личности (принципы деятельности, целостности, минимакса, вариативности) и др.

Иными словами, представленная система дидактических принципов ориентирована на формирование системы ценностей «созидателя», а не «разрушителя».

Общая схема формирования нравственных ценностей представлена на рисунке № 2.





Рис.2


Основа по формированию ценностных установок духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся закладывается на занятиях надпредметного курса «Мир деятельности»** для 1−4 классов, выстроенных в ТДМ. Особую роль играют содержательно-методические линии курса: ценностная и коммуникативная.

Целью реализации данных линий является приобретение социальных знаний, как создание теоретического фундамента для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, формирования соответствующих качеств личности.

  • Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д. (Приложение 1).

  • Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни и т.д. (Приложение 1)

Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей обучающихся в надпредметном курсе «Мир деятельности» начальной школы представлены в таблице № 2.

**Курс «Мир деятельности» состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:

I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте: личностное самоопределение в учебной деятельности (УД), умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.

II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.

III. Познавательная: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов и т.д.

IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни и т.д.

Учебный план курса предполагает выделение на его изучение 1 час в неделю, то еоть 34 часа в год.

  1   2   3   4   5   6   7



Похожие:

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Пояснительная записка
Нормативно-правовой и методологической основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации моу сош №13 станицы Терновской муниципального образования Тихорецкий район собственной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9»
Программа духовно-нравственного развития и воспитания в ос «Школа 2100» (далее Программа) создана на основе требований Федерального...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 18
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся моу сош №1 на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся моу сош №1 на ступени...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Содержание Пояснительная записка
Программа духовно–нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Родник
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования “Родник
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нцепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом методических разработок издательства «Просвещение»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы