Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» icon

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»




НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»
страница1/8
Дата13.09.2013
Размер1.33 Mb.
ТипРабочая программа
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8

ст. Новопашковская, Крыловский район, Краснодарский край


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 станицы Новопашковской

муниципального образования Крыловский район


УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № _

от «___»___________ 2012 года

председатель педсовета

________________ ___Л.А.Репа__

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




по учебному предмету «Литературное чтение»

Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

Количество часов: 540

Уровень: базовый

Составитель: Евстафьева Валентина Александровна


Рабочая программа разработана на основе Программы по литературному чтению (1-4 классы), авторы - Л. А. Ефросинина, М.И. Оморокова, (УМК «Начальная школа XXI века», руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н.Ф. Виноградова). Издательский центр «Вентана-Граф» 2012г., Москва.


Пояснительная записка


к рабочей программе по литературному чтению

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» разработана в соот-ветствии с требованиями Федерального государственного образователь­ного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса литературного чтения.

За основу рабочей программы по предмету «Литературное чтение» взято Примерное поурочное планирование учебного материала из Программы по литературному чтению Л. А. Ефросининой, М.И. Омороковой, созданной на основе концепции «Начальная школа ХХI века» (руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н.Ф. Виноградова).


^ Общая характеристика учебного предмета, курса


Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, заклады­вающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их уме­ния пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личност­ных, предметных и метапредметных результатов освоения про­граммы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.


Данный курс литературного чтения построен с учётом сле­дующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

  • в результате обучения формируется читательская деятель­ность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

  • дифференцированное обучение обеспечивает учёт индиви­дуальных возможнос-тей каждого ребёнка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчле­нённость» и «переплетённость» обучения работе с произведени­ем и книгой. При изучении произ-ведений постоянно идёт обуче­ние работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В про­грамме не выделяются отдельно уроки обучения чтению и рабо­те с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых ком­плексно решаются все задачи литературного образования млад­ших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного разви­тия, а также нрав-ственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удоволь­ствие, и самовоспитание.


^ Принципы построения курса


Использование системно-деятельностного подхода предпола­гает преем-ственность с дошкольными образовательными учреж­дениями, постепенное формирование у детей основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо).

В основу построения курса «Литературное чтение» в системе учебников «Начальная школа XXI век» были положены следую­щие принципы:

  • системности - обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника, а также создания литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополни­тельного образования (кружки, факультативы, библиотеч­ные часы, а также самостоятельная работа с книгой в группе продлённого дня);

  • эстетический - обусловливает требования к произведе­ниям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами дет­ской литературы создаёт условия для формирования их эсте­тического вкуса и читательских предпочтений;

  • эмоциональности - учитывает воздействие литературного произведения и книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя (развитие его эмоциональной отзыв­чивости, способности воспринимать художественный мир автора, сопереживание чувствам героев);

  • преемственности - обеспечивает связь разных уровней (эта­пов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музы­ки, изобразительного искусства.

При конструировании курса литературного чтения с учётом принципа системности были сформулированы следующие требо­вания к его содержанию:

  • содержание учебников представлено блоками (раздела­ми), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам. Объём и содержание произведе­ний каждого блока отобраны с учётом возрастных и психо­логических особенностей учащихся начальной школы, про­изведения способствуют приобщению младших школьников к культурному опыту своего и других народов;

  • развитие основных видов речевой деятельности (слушание, чтение, устная и письменная литературная речь) входит со­держательной линией в каждый изучаемый раздел и носит практико-ориентированный характер;

  • введение в каждый раздел и последовательное знакомство с литературоведческими понятиями на пропедевтическом уровне служит литературному развитию и формированию читательской компетентности;

  • системная работа по формированию самостоятельной чита­тельской деятельности проходит в каждом разделе каждого класса и усложняется от класса к классу;

  • система творческих заданий, представленная в каждом блоке (разделе), позволяет учитывать уровень обученности и инди­видуальные возможности учащихся;

  • умение работать с информацией (находить информацию в тексте произведения, в справочниках, энциклопедиях и до­ступных интернет-ресурсах) формируется последовательно во всех классах начальной школы.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

  • сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;

  • работа с текстом как речеведческой единицей, а с литератур­ным произведением как искусством слова с учётом специфи­ки его структуры и жанровых особенностей;

  • одновременная работа над языком произведения и речью детей;

  • сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

  • различение художественных и научно-популярных произве­дений;

  • формирование литературоведческих понятий, обеспечи­вающих полноценное восприятие произведения;

  • освоение литературных произведений в сочетании с творче­ской деятельностью учащихся, развитием их эмоциональ­ной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Основная цель курса литературного чтения - помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предпола-гает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, пони­мать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссозда­вать в своём воображении прочитанное (представлять мыслен­но героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:

  • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литера­турного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формули­ровать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотро­вым);

  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятель­ность в процессе чтения, учить работать в парах и груп­пах;

  • формировать литературоведческие представления, необхо­димые для понимания литературы как искусства слова;

  • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универ­сальных учебных действий. Читательское пространство в на­шей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемым теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).


^ Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


В соответствии с Базисным учебным планом МБОУ СОШ № 8 на изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе отводится 5 часов в неделю в первом полугодии, во втором полугодии - 4 часа в неделю. Изучение литературного чтения в 1 классе начинается в кур­се «Обучение грамоте», продолжительность которого зависит от уровня готовности класса, темпа обучения, профессиональ­ной подготовки учителя и средств обучения, соответствующих программе. В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 ч в неделю, из которых 1 ч отводится на литературное слушание. После перио­да обучения грамоте идёт раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Филология». На изучение литературного чтения со 2 по 4 класс отводится по 136 часов (4 часа в неделю - 34 учебных недели в каждом классе).

^ Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, кото­рая благодаря своей нравственной сущности оказывает огром­ное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентич­ности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к се­мье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т. п.).


^ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «литературное чтение»


Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит уни­версальный метапредметный характер. Данная программа обес­печивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

^ Личностные результаты освоения основной образова­тельной программы начального общего образования должны отражать:

    1. формирование основ российской гражданской идентич­ности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и ис­торию России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационально­го российского общества; становление гуманистических и демо­кратических ценностных ориентаций;

    2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

    3. формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

    4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

    6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережи­вания чувствам других людей;

    9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на ре­зультат, бережному отношению к материальным и духовным цен­ностям.

^ Метапредметные результаты освоения основной образо­вательной программы начального общего образования долж­ны отражать:

      1. овладение способностью принимать и сохранять цели и за­дачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

      2. освоение способов решения проблем творческого и поис­кового характера;

      3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной за­дачей и условиями её реализации; определение наиболее эффек­тивных способов достижения результата;

      4. формирование умения понимать причины успеха/неуспе­ха учебной деятельности и способности конструктивно действо­вать даже в ситуациях неуспеха;

      5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

      6. использование знаково-символических средств представ­ления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

      7. активное использование речевых средств и средств инфор­мационных и коммуникационных технологий для решения ком­муникативных и познавательных задач;

      8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространст­ве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, пе­редачи и интерпретации информации в соответствии с комму­никативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме изме­ряемые величины и анализировать изображения, звуки, гото­вить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графиче­ским сопровождением; соблюдение нормы информационной из­бирательности, этики и этикета;

      9. овладение навыками смыслового чтения текстов различ­ных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осоз­нанное построение речевого высказывания в соответствии с за­дачами коммуникации и составление текстов в устной и пись­менной формах;

      10. овладение логическими действиями сравнения, анали­за, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным поня­тиям;

      11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий;

      12. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;

      13. готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества;

      14. овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительно­сти (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного пред­мета;

      15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения ме­жду объектами и процессами;

      16. умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными мо­делями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

^ Предметные результаты освоения основной образова­тельной программы начального общего образования по лите­ратурному чтению с учётом специфики содержания предмет­ной области „Филология", должны отражать:

  • понимание литературы как явления национальной и миро­вой культуры, средства сохранения и передачи нравствен­ных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;

  • формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первона-чальных этических представлений, поня­тий о добре и зле, нравственности; формирование потреб­ности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;

  • понимание роли чтения, использование разных видов чте­ния (ознакомительное, изучающее, выборочное, поиско­вое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержа­ние и специфику различных текстов, участвовать в их обсуж­дении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элемен­тарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования худо-жественных, научно-популярных и учебных текстов с ис­пользованием элементарных литературоведческих понятий;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литерату­ру; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Достижение вышеперечисленных результатов освоения об­разовательной программы характеризуется сформированностью у выпускника начальной школы умения учиться - овладе­ние им универсальными учебными действиями (УУД), которые необходимы для постановки и решения любой учебной задачи.


^ Планируемые результаты обучения


1 класс

К концу обучения в 1 классе ученик достигнет следующих ре­зультатов.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • понимать содержание прослушанных произведений;

  • осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки) и художест­венной литературы (рассказ, сказка, стихотворе-ние);

  • читать вслух произведения разных жанров и отвечать на вопросы по содержанию;

  • правильно называть произведение (фамилию автора и за­главие);

  • моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о живот­ных).

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать нравственное содержание прочитанного произ­ведения;

  • высказывать суждения о произведении и поступках героев;

  • узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

  • оформлять информацию о произведении или книге в виде модели.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • определять на практическом уровне и называть жанры и темы изучаемых произведений;

  • использовать в речи литературоведческие понятия (произ­ведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);

  • различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, посло­вицу;

  • сравнивать фольклорные и авторские сказки и выделять их особенности.

Ученик получит возможность научиться:

  • сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и по­словиц;

  • находить в тексте произведения сравнения, обращения;

  • находить в тексте и читать диалоги героев;

  • определять примерную тему книги по обложке и иллюст­рациям.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • читать по ролям небольшие произведения в диалогиче­ской форме;

  • моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам;

  • придумывать истории с героями изученных произве­дений.

Ученик получит возможность научиться:

  • иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

  • инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;

  • создавать устно небольшие произведения (истории, ко­миксы);

  • пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произве-дений;

  • находить в тексте информацию о героях, произведении или книге, заданную в явном виде;

  • определять тему текста;

  • работать с несложными таблицами, схемами, моделями;

  • сравнивать произведения по таблице.

Ученик получит возможность научиться:

  • находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);

  • дополнять недостающими данными готовую таблицу, схе­му, модель;

  • находить в тексте информацию о героях произведений.


2 класс

К концу обучения во 2 классе ученик достигнет следующих результатов.

  1   2   3   4   5   6   7   8



Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» iconРабочая программа по учебному предмету «литературное чтение»
Программа: Кубасова О. В. Программа к курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов общеобразоват учреждений / Смоленск: Ассоциация...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» iconПрограмма по предмету «литературное чтение» пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» iconРабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса на 2013-2014 учебный год
Программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого,...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» iconРабочая программа по литературному чтению в 4 классе. Учитель: Котенева Д. Ф. Литературноечтени е пояснительная записка
Учебная программа «Литературное чтение» составлена на основе программы «Литературное чтение» авторов: Климановой Л. Ф., Горецкого...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» iconРабочая учебная программа «литературное чтение» составлена на основе авторской программы1 «литературное чтение» (для четырёхлетней начальной школы) Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева
Рабочая учебная программа «литературное чтение» составлена на основе авторской программы1
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» iconРабочая программа по учебному предмету «Французский язык»
Муниципальное общеобразовательное учреждение города Кургана «Средняя общеобразовательная школа №9». Рабочая программа по учебному...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» iconЛитературное чтение
Рабочая программа составлена на основе требований Феде­рального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» iconАннотация к рабочим программам по предмету «литературное чтение» во 2 и 3 классах рабочие программы по предмету «Литературное чтение»
Аннотация к рабочим программам по предмету «литературное чтение» во 2 и 3 классах
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» iconПояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе авторской программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение»
О. В. Кубасовой «Литературное чтение», утвержденной Министерством образования и культуры (Москва, 2008), в соответствии с требованиями...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» iconРабочая программа по предмету литературное чтение для 3 класса
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом №373 от 6 октября 2009...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы