Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям icon

Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям




НазваниеМетодические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям
страница1/9
Дата14.09.2013
Размер1.12 Mb.
ТипМетодические указания
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л.Хетагурова»


ФАКУЛЬТЕТ РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ


Рассмотрено и «УТВЕРЖДАЮ»

рекомендовано Декан факультета

на заседании кафедры __________________

русского языка __________________

Протокол № 1 « 10 » сентября 2010 г.

« 7 » сентября 2010 г.

Зав. кафедрой ___________


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


учебной дисциплины «Методика преподавания русского языка»


для специальности 031001 «Филология»


специализации «Русский язык и литература», «Русский язык и литература, иностранный язык», «Русский язык и литература, теория и история мировой художественной культуры»


Составитель М.Т. Бекоева


Владикавказ

2010

СОДЕРЖАНИЕ



1.Рабочая программа дисциплины «Методика преподавания

русского языка»……………………………………………………3










2. Курс лекций ………….…………………………………………23










3. Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям …..………………………………………31




4. Контроль знаний:

4.1. Технологическая и учебно-методическая карта……………35

4.2. Перечень вопросов к экзамену………………………………




4.3. Образцы билетов по дисциплине «Методика преподавания русского языка»……………………………………………………42

4.4.Тестовые вопросы для контроля знаний……………………44
















5. Сведения о ППС …………………………………………… …53

6. Использование инновационных методов …………………..54




7. Дополнительный материал ……………………………………58

7.1. Словарь терминов (глоссарий)






























^
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова»

^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «УТВЕРЖДАЮ»

ДИСЦИПЛИНЫ Проректор по учебной

работе

__________ А.В.Райцев


ОПД.Р.1 Методика преподавания русского языка

(индекс) (наименование)

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

031001 Филология

(код) (наименование)

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Русский язык и литература

Русский язык и литература, ин. яз.

Русский язык и литература, теория и история мировой художественной культуры

Русский язык и литература, юридическая лингвистика

(код) (наименование)

Факультет




русской филологии

Кафедра




русского языка




^ ОБЩИЙ ОБЪЕМ

работы студента в час.

ГОС

уч. план

Очная форма

Заочная форма




87

5 лет

5 лет


^ Всего аудиторных занятий, час, в том числе:

80

20

- лекций,

по семестрам

36

12







- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам

16










- практические занятия,

по семестрам

28

8







Индивидуальная работа, час







^ Всего самостоятельной работы, час,

в том числе:

74

100

- контрольные работы по семестрам




12

- курсовые работы по семестрам







- курсовые проекты по семестрам







- др. виды работы по семестрам







Зачеты, по семестрам, час




4

Экзамены, по семестрам, час

7




Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.


ОСНОВАНИЕ: учебный план подготовки дипломированного специалиста по специальности 031001 «Филология» специализации «Русский язык и литература» одобрен Ученым советом СОГУ «___»._____________200 г. протокол № .

АВТОР кан. пед. наук, доцент




М.Т. Бекоева







(подпись)

(ФИО)

(Дата)

^ ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА




Кафедрой русского языка




Е.В.Сенько







(подпись)

(ФИО)

(Дата)

Учебно-методическим советом факультета







Управлением учебно-методической работы










  1. ^ Цели и задачи дисциплины

Курс методики преподавания русского языка в средней школе является главным звеном в ряду дисциплин педагогического цикла, преподаваемых студентам факультета русской филологии. Цель курса – подготовка студентов к педагогической деятельности в соответствии с последними тенденциями содержания обучения в общеобразовательной школе.
Профессионально-методическая подготовка студентов складывается из усвоения ими теории обучения школьников русскому языку и из овладения умениями научить детей пользоваться русским языком в разных сферах его применения. Основной формой обучения является лекционный курс, формирующий у них методическое мышление - оперирование методическими понятиями, понимание реальной учебной ситуации и применение методических знаний в разных, нередко меняющихся условиях.
^

1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста.


Теоретико-методическая подготовка студентов призвана:

- вооружить их фундаментальными научно-методическими знаниями о процессе обучения русскому языку и воспитание детей средствами своего предмета;

- научить сознательно создавать свой собственный опыт
преподавания русского языка;

  • сформировать у будущих учителей умение отличать
    действительно ценное в опыте других от повседневного.

В теоретико-методическую подготовку студентов входят следующие типы знаний о процессе обучения русскому языку в средней школе, а именно:

- об особенностях методики преподавания русского языка как науки;

  • о целях, содержании, методах и организационных формах
    обучения школьников русскому языку в средней школе;

  • о средствах обучения и способах их использования в
    учебном процессе;

  • об особенностях усвоения детьми сведений о языке;

  • о различных уровнях изучения русского языка в школе;

  • об особенностях преподавания русского языка в разных
    условиях обучения и в разных типах средних учебных
    заведений;

- об учителе русского языка и о его возможностях в деле повышения языковой грамотности учащихся в школе.

Особое место в подготовке учителя русского языка занимает практический курс, так как результаты обучения студентов имеют непосредственный выход в практику преподавания. Поэтому в профессионально-методической подготовке будущего учителя русского языка значительное внимание должно быть уделено формированию у студентов умений навыков обучать детей русскому языку. Этим умениям и навыкам будущие учителя обучаются на практических и лабораторных занятиях.

Целью практических занятий является формирование у студентов умений практической профессиональной деятельности - умений подготовки и проведения уроков.

На практических занятиях, содержание которых направлено на формирование умений непосредственной подготовки и проведения уроков, предполагается использование следующих методов, моделирующих профессиональную деятельность учителя: организация тренировки в составлении календарно-тематического планирования, применение учебно-методических задач, составление тематических планов, проведение деловых игр.

На лабораторных занятиях у студентов формируются умения исследовательской деятельности в области методики преподавания русского языка.


1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины.


Поскольку цель дисциплины – подготовка студентов к педагогической деятельности, а задача – дать студентам минимум теоретических и практических сведений, которые послужат основой овладения практическими умениями и навыками в области преподавания русского языка; подготовить студентов к реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций этого предмета, к творческой деятельности и к изучению передового опыта школ, в результате изучения дисциплины студент должен:




знать:

- теоретические основы методики преподавания русского языка как науки;

- цели, содержание, методы организации обучения школьников русскому языку в средней школе;

- средства обучения и способы их использования в учебном процессе;

- особенности усвоения детьми сведений о языке;

- различные уровни изучения русского языка в школе;

- особенности преподавания русского языка в условиях обучения в разных типах учебных заведений.

уметь:

- оценить методический потенциал учебно-методических материалов при формировании лингвистической и коммуникативной компетенций школьников разных классов;

- выбирать целесообразный способ представления грамматического явления, демонстрировать его функционирование в устной или письменной речи;

- создавать условия для речевой практики школьников разного возраста

- уметь применять различные виды опроса в соответствии с особенностями языкового и речевого материала, используя схемы и алгоритмы.

знать и уметь:

- Закон «Об образовании», Концепцию модернизации образования на период до 20010 года, утверждённую распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2002 года № 1756-р, Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089, программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 классы/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский. М., 2002.

- осознанно подходить к использованию методического наследия, традиционного и инновационного опыта работы.


1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана


Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем)

Перечень последующих дисциплин, видов работ

Современный русский язык ( Фонетика, графика, лексика и фразеология, морфология и словообразование, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи), педагогика, психология, языкознание.

Риторика, культура речи


^ 2. Содержание дисциплины,

способы и методы учебной деятельности преподавателя


Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.


Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)

М

Показательный (изложение материала с приемами показа)

П

Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)

Д

^ Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)

Э

^ Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)

ПБ

Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)

И

Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)

ПГ

Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения







    1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)




Неделя

Кол. час

Вид занятия, тема и краткое содержание

Методы

1

2

^ Лекция. «Методика преподавания русского языка (МПРЯ) как прикладная наука».

Предмет и задачи методики преподавания русского языка. Цели и задачи обучения русскому языку, определение содержания обучения, методов, приёмов, средств обучения. Категории МПРЯ. Методы исследования: методический эксперимент, метод наблюдения, анкетирование и тестирование, изучение методического наследия.



М

2

2

^ Лекция: «История методики русского языка». Методические исследования прошлого - богатый источник идей, дидактического материала и приёмов преподавания. Крупнейшие методисты прошлого: Ф.И.Буслаев, К.Д.Ушинский, А.М.Пешковский. и др. Вклад отечественной лингвистики в становление научной методики русского языка.



М

3

2

^ Лекция «Методика и её базисные науки».

Связь МПРЯ с философией. Проблемы соотношения языка и мышления, взаимосвязи общества и отдельного человека, сущности человеческой деятельности как основы таких методических выводов, как целесообразность коллективных форм обучения, обучение речи как деятельности и др.

Связь МПРЯ с лингвистикой: содержание обучения, терминология. Вопрос о целесообразности освещения в средних учебных заведениях разных принципов, подходов, понятий, представленных разными лингвистическими школами. Законы языка, особенности функционирования языка.

Связь МПРЯ с психологией. Использование в методике выводов, касающихся психологии восприятия: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация. Применение в МПРЯ психологических исследований об этапах учебных действий, возрастных особенностях усвоения знаний учащимися, о пиках и спадах концентрации внимания. Связь МПРЯ с педагогикой. Общедидактические принципы в применении их к преподаванию русского языка: принципы научности, доступности, прочности, последовательности, преемственности, перспективности, наглядности, дифференцирующего и развивающего обучения. Частнодидактические принципы обучения русскому языку изучения как системы, синхронный подход к описанию языковых единиц, выход на экстралингвистическую действительность.



М

4

2

Лекция «Современная система среднего образования в России и место русского языка как учебного предмета». Средние общеобразовательные школы, общеобразовательные школы с экспериментальными или гимназическими, профильными классами, спецшколы с углубленным изучением иностранных языков, колледжи, лицеи, гимназии. Государственный образовательный стандарт





М

5

2

Лекция «Современные методические разработки». Основные направления, поиск альтернативных форм, авторские коллективы, движения учителей-новаторов. Развитие педагогической техники и обработка новых педагогических технологий. Создание инновационных и вариативных планов, программ, учебных дидактических комплексов. Негосударственное образование в РФ: создание частных школ.



М

6

2

Лекция «Русский язык» как учебный предмет». Введение русского языка как учебного предмета. Периодизация истории средней школы, Начало перестройки средней школы. «Временный государственный стандарт по русскому языку для общеобразовательных учреждений РФ», «Базисный учебный план». Место предмета «русский язык» в средних учебных заведениях разных типов, его воспитательная, познавательная и практическая ценность».



М

7

2

Лекция «Состав и структура курса русского языка в школе».

Состав курса как система лингвистических понятий; орфографические и пунктуационные правила и речевые умения, включённые в курс русского языка. Структура курса как конкретное распределение материала по классам. Программа как документ, определяющий структуру курсов всех школьных предметов. «Программа для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык» (1992). Структура программы. Компоненты программы: объяснительная записка, программы для каждого класса (языковая и речевая части). Состав и структура основного курса русского языка в 5-9 классах и углублённого курса русского языка в школах, гимназиях и лицеях гуманитарного профиля. Понятие о линейном, ступенчатом и концентрическом способах изучения материала.



М

8

2

Лекция «Современные требования к содержанию курса русского языка в средней школе».

Необходимость корректировки традиционного содержания курса в соответствии с современным уровнем науки о языке. Ознакомление учащихся с различными лингвистическими школами и направлениями в лингвистике. Очерк научной деятельности крупнейших учёных-филологов. Выявление сложных, неоднозначных случаев языковых фактов, отработка всех видов практического разбора (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического, синтаксического).



М

9

2

Лекция «Средства обучения». Учебно-дидактический комплекс по русскому языку: школьные учебники; материалы дополняющие учебник (учебно-методические рекомендации составителей учебника, дидактические материалы, материалы из опыта работы учителей, справочники и словари; наглядные пособия разных типов; учебная техники и учебные принадлежности. Основные функции комплекса. Экспериментальные учебники. Характеристика пособий, предназначенных для обучения отдельным разделам и темам курса.



М,П

10

2

Лекция «Метод как категория методики». Классификации методов, построенные по разным основаниям: 1) по дидактической цели – обучающие методы и методы контроля,

2) по источнику получения учащимися знаний – слово учителя, беседа, анализ языка, упражнения, использование учебных и наглядных пособий.

3) по пути познания – дедукция и индукция, аналогия, сопоставление и противопоставление, анализ и синтез,

4) по месту работы – методы домашней и классной работы,

5) по характеру работы – методы устной и письменной работы.

Зависимость выбора метода от характера изучаемого материала, степени подготовки учащихся, целей и задач конкретного урока и т.д. Метод и методический приём.



М

11

2

Лекция «Знания, умения и навыки» (ЗУНы). ЗУНы, их соотношение. Умения и навыки языковые, речевые, орфографические и пунктуационные. Путь от знания к умениям и навыкам как основа репродуктивных методов обучения. Путь от имеющихся у учащихся умений и навыков к самостоятельному получению новых знаний как основа продуктивных методов обучения. Значение продуктивных методов обучения. Критерии оценки знаний, умений и навыков.



М

12

2

Лекция «Формы организации учебной работы по русскому языку». Типы уроков по русскому языку. Структура уроков русского языка Основные структурные элементы урока. Приёмы создания проблемной ситуации. Опрос учащихся на уроке. Место и виды опроса. Виды заданий на уроках русского языка. Проверка ДЗ, разнообразие и дозировка. Примерные планы-конспекты проведения уроков разных типов. Анализ и самоанализ урока.



М

13

2

Лекция «Планирование работы на уроках русского языка». Годовые (календарные), тематические и поурочные планы. Виды поурочных планов-конспектов: описательные, схематические, планы-графики. Этапы подготовки учителя к уроку.



М,П

14

2

Лекция: «Место внеклассной работы по русскому языку в учебном процессе», «Методика факультативных занятий по русскому языку». Добровольность и интерес к предмету. Специфические принципы в методике внеклассной работы. Разнообразие видов внеклассной работы: лингвистические кружки, викторины, олимпиады, часы «занимательной грамматики». Выбор тем, связь избранной темы факультатива с основным курсом. Усложнённые формы работы с учащимися в рамках факультатива: беседа, лекция, семинар. Развитие активности и творческого начала учащихся. Выработка навыков самостоятельной работы путём обучения конспектированию, реферированию, рецензированию.


М

15

2

Лекция: «Методика преподавания фонетики. Методика обучения морфемики и словообразования». Наблюдения над звучащей речью, выполнение устных упражнений - основное требование к обучению фонетике. Характер русского ударения. Классификация согласных. Фонетический разбор. Связь фонетики с орфографией.

Работа над составом слова. Производная и производящая основы, словообразующее средство, способ словообразования. Чередования звуков как дополнительное словообразовательное средство. Отличие словообразовательного анализа от морфемного.




М

16

2

Лекция «Методика лексики и фразеологии», «Методика преподавания грамматики» (морфологии и синтаксиса). Основные принципы методики изучения лексики. Типы фразеологизмов. Роль лексического разбора в системе лексических упражнений. Образовательное значение грамматики. Конечная цель изучения грамматики языка – формирование у учащихся целостного представления о грамматическом строе русского языка.




М

17

2

Лекция «Методика обучения правописанию». Правописание и его нормы как обязательный атрибут письменной формы литературного языка. Формирование навыков правильного письма. Виды работ. Диктанты. Классификация диктантов. Контрольный диктант и методика его проведения. Работа над ошибками. Классификация ошибок. Тестирование как средство контроля над уровнем грамотности. Методика обучения орфографии. Роль и место изучения орфографии в школьном курсе русского языка. Принципы русской орфографии. Фонематические принцип - ведущий принцип орфографии. Понятие об орфограмме. Проблема орфографического минимума для каждого класса. Основы русской пунктуации. Грамматический, смысловой и интонационный анализ предложения. Понятие о пунктограмме и её типах. Специфика методов и приёмов обучения пунктуации. Формирование пунктуационных навыков.



М

18

2

Лекция «Методика развития речи». Развитие речи - необходимый компонент обучения родному языку. Основные нормы русской орфоэпии. Работа над значением и употреблением слов и фразеологических оборотов. Типичные недочёты в построении словосочетаний и предложений в устной и письменной речи учащихся. Понятие о стилистической ошибке. Виды работ по развитию речи (изложения и сочинения). Подготовка учителя к урокам обучающего изложения. Классификация сочинений. Нормы оценок изложений и сочинений.



М







^ Практические занятия. Семинары. Лабораторные




1

2

Семинар: «Что значит знать язык, владеть им, обучать ему».

И

2

2

Семинар: Программа по курсу русского языка.

И

3

2

Лабораторная работа: Составляем календарно-тематическое планирование.

П

4

2

Практическое занятие: Учимся читать учебник.

П

5

4

Практическое занятие: Методы и приёмы обучения русскому языку.

Нормы оценки, знаний, умений и навыков.

П

6

2

Практическое занятие: Диктант. Методика проведения.

П

7

2

Лабораторная работа: Проверяем ученические работы (диктант, сочинение, изложение).

П

8

2

Практическое занятие: Вопрос о вопросах.

П

9

2

Лабораторная работа: Анализ фрагмента урока.

Д

10

6

Практическое занятие: Методика разработки конспекта урока.

П, ПГ

11

2

Лабораторная работа: Учимся давать и анализировать уроки.

Д

12

2

Лабораторная работа: Моделирование ситуации на уроке.

П




    1. ^ Индивидуальная работа преподавателя со студентом




Неделя

Кол. час

Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др.

Методы

1-18




Индивидуальная работа со студентами включает в себя:

  1. отработку пропущенных лекционных занятий и семинаров во внеучебное время. Студент самостоятельно прорабатывает пропущенный материал и составляет конспект по учебнику или по практикуму, если пропущено практическое занятие. Отвечает на вопросы по теме. Преподаватель разъясняет то, что оказалось трудным

И







  1. для студента. Если пропущено практическое занятие, студент сначала отвечает на теоретические вопросы, а затем демонстрирует овладение практическими навыками;

  2. помощь студентам в овладении трудными темами курса по их просьбе.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Похожие:

Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям iconКурс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям iconКурс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям iconКурс лекций по дисциплине Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям iconКурс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям iconКурс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям iconКурс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям iconМетодические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям

Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям iconМетодические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям

Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям iconМетодические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям

Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям iconКурс лекций по дисциплине Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям
Рабочая программа дисциплины «Современный русский язык. Синтаксис»
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям iconМетодические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Осетинский государственный университет имени...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы