Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon

Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования




Скачать 110.17 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата14.09.2013
Размер110.17 Kb.
ТипПедагогическая практика
источник
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Л. ХЕТАГУРОВА»


СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ

Председатель УМС Проректор по учебной работе


______________ Е.В. Попова _______________ А.В. Райцев

«____»_____________2011г.


Декан факультета «______» ____________2011г.

_____________З.И. Годизова

«____»______________2011г.


Программа научно-педагогической практики

Направление подготовки 032700 – Филология

Программа «Отечественная филология (Русский язык)»


Квалификация (степень) выпускника магистр


Владикавказ 2011

^ Общие положения

Педагогическая практика студентов, обучающихся по образовательной программе подготовки магистров, является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению магистратуры. Педагогическая практика – вид учебной работы, направленный на расширение и закрепление теоретических и практических знаний, полученных магистрантами в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков по избранной магистерской программе, подготовку к будущей профессиональной деятельности в области преподавания русского языка в школе и вузе.



  1. ^ Цели освоения дисциплины

Педагогическая практика призвана обеспечить тесную связь между научно-теоретической и практической подготовкой магистрантов, дать им первоначальный опыт научно-педагогической деятельности в соответствии с академической специализацией магистерской программы, создать условия для формирования необходимых общекультурных и профессиональных компетенций.


  1. Задачи научно-педагогической практики

  • квалифицированная интерпретация различных типов текстов, анализ языкового материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний;

  • проведение практических занятий по филологическим дисциплинам в образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

  • подготовка учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам;

  • ознакомление с организацией и методическим обеспечением преподавания русского языка в вузе;

  • приобщение магистранта к социальной среде для приобретения социально-личностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере;

  • формирование профессиональных навыков преподавателя высшей школы.




  1. ^ Место научно-педагогической практики в структуре ОПП магистратуры

Практика является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки магистра, важнейшим компонентом учебного процесса в магистратуре. Она представляет собой вид учебной деятельности, непосредственно ориентированный на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практика призвана обеспечить функцию связующего звена между теоретическими знаниями, полученными при усвоении образовательной программы, и практической деятельностью по внедрению этих знаний в учебной процесс.

Программа практики опирается на теоретические знания, полученные магистрантами при изучении дисциплин специализированной подготовки и специальных дисциплин магистерской программы. Знания и навыки, приобретенные в период прохождения практики, являются ценными опытом для осуществления научно-педагогической деятельности и выполнения магистерской диссертации.

Педагогическая практика магистрантов, обучающихся по направлению подготовки «Филология» (профиль «Отечественная филология «Русский язык») проходит в соответствии с учебным планом и индивидуальной программой магистранта. Кафедра русского языка реализует программу педагогической практики в зависимости от специфики магистерской программы и в соответствии с нормативными документами по организации практик студентов высших учебных заведений.



  1. ^ Формы проведения научно-педагогической практики

Практика проводится на базе факультета русской филологии Северо-Осетинского государственного университета и носит, таким образом, внутривузовский характер.


  1. ^ Место и время проведения научно-педагогической практики

Научно-педагогическая практика проводится в 11-ом семестре магистерской подготовки студентов; продолжительность практики – 4 недели (36 часов), с отрывом от учебного процесса, в соответствии с учебным планом магистерской подготовки

Организация педагогической практики должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности освоения студентами образовательной программы магистерской подготовки.

Выбор места научно-педагогической практики и содержание работы определяются необходимостью ознакомления студентов с разными методиками и технологиями обучения русскому языку. В качестве места проведения педагогической практики магистрантов определяются факультеты Северо-Осетинского государственного университета гуманитарного характера.


  1. ^ Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения научно-педагогической практики

В результате прохождения научно-педагогической практики обучающийся должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

  • способность ориентироваться в условиях производственной деятельности и адаптироваться в новых условиях;

  • умение принимать нестандартные решения;

  • понимание роли общественных наук в выработке научного мировоззрения;

  • владение современными компьютерными технологиями, применяемыми при сборе, обработке, хранении информации;

  • наличие представлений о наиболее актуальных направлениях исследования в современной русистике;

  • наличие опыта профессионального участия в научных дискуссиях;

  • понимание принципов построения преподавания русского языка в вузе;

  • владение методами отбора материала, методами преподавания и основами процесса обучения в вузе;

  • способность анализировать проблемы, планировать стратегию их решения;

  • владение навыками межличностных отношений, основами делового общения.




  1. Структура и содержание научно-педагогической практики

Общая трудоемкость практики составляет 1 зачетную единицук, 36 часов.




п/п

Раздел (этапы) практики

Виды производственной работы на практике, включая самостоятельную работу

Форма текущего контроля

Подготовительные работы

Выполнение производственных заданий:

Обработка и обобщение результатов:

Отчет:



Подготовительный

этап (1-ая неделя)

  • изучение организации структуры вуза,

  • изучение образовательной системы вуза,

  • установочная конференция,

  • составление плана работы.










Фиксация в индивидуальном плане работы магистранта. Рабочий план.




Производственный

этап (1-3 недели)




  • консультация преподавателей,

  • разработка конспектов и других учебно-методических материалов,

  • посещение занятий преподавателей и практикантов,

  • проведение практических занятий по дисциплинам кафедры,

  • анализ занятий,

  • участие в заседаниях кафедры, УМС.







Фиксация в индивидуальном плане работы магистранта.

Собеседование.




Обработка полученных результатов

(4-неделя)







  • конспект занятия и его критический анализ,

  • реферат по актуальной проблеме современной методики высшей школы.




Фиксация в индивидуальном плане работы магистранта. Проверка реферата.



Подготовка отчета по практике (4-ая неделя)










Итоговая конференция

Рабочий план. Отчет практиканта. Индивидуальный план работы магистранта.

Отзыв руководителя. Конспект занятия. Анализ занятия.


Рабочий план магистранта по научно-педагогической практике состоит из перечня разделов работы, основных видов деятельности с указанием сроков их выполнения (приложение № 1). Рабочий план составляется совместно с научным руководителем.

По итогам практики на кафедру представляется письменный отчет о прохождении научно-педагогической практики, составленный на основе рабочего плана и завизированный научным руководителем магистранта (приложение № 2), а также индивидуальный план работы магистранта, план-конспект занятия (приложение № 3) и фрагмента занятия (приложение № 3а), анализ занятия (приложение № 4), отзыв научного руководителя о прохождении научно-педагогической практики (приложение № 5); реферат.

Магистрант-практикант обязан:

  • участвовать в установочной и итоговой конференции,

  • изучить организацию и содержание образовательного пространства вуза,

  • вести дневник практики (фиксировать все виды планируемой деятельности с последующим психолого-педагогическим анализом результатов);

  • посещать консультации преподавателя;

  • осуществлять подготовку к занятиям;

  • разрабатывать конспекты и другие учебные материалы;

  • посещать занятия преподавателей и товарищей по группе, участвовать в их анализе;

  • участвовать в заседаниях УМС;

  • сдать руководителю практики все отчетные материалы: индивидуальны план работы магистранта с рабочим планом практики, конспект занятия, утвержденный преподавателем, анализ занятия, отчет о проделанной работе, отзыв руководителя практики; отчетная документация должна быть представлена в бумажном и электронном варианте.

На итоговой конференции каждый магистрант выступает с отчетом по итогам практики (содержание выполненной программы, самоанализ и самооценка деятельности, причинно-следственные связи, самооценка профессионально-личностного развития на данном этапе обучения, перспективы развития); отчет сопровождается презентацией основных видов практической деятельности магистранта.



  1. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, учебно-методическое и информационное обеспечение практики, материально-техническое обеспечение практики

Во время практики осуществляется внеаудиторная самостоятельная работа (составление конспектов, подбор дидактического материала, написание реферата), интернет-технологии.

По результатам практики составляется отчет в форме, предусмотренной рабочей программой по научно-педагогической практике.

Учебно-методическое и информационное обеспечение практики:

а) основная литература:

  1. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996г. // Полный сборник законов Российской Федерации. – М., 2001. – Т.2.

  2. Государственный образовательный стандарт по направлению магистратура. – М.: Высшее образование, 2009.

  3. Калмыкова О.Ю. Качество организации учебного процесса в вузе. – Самара: Изд-во Самар. гос. тех. ун-та, 2007.

  4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. – М.: Академия, 2005.


б) дополнительная литература

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2005.

  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2006.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

  4. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в высшей школе. – М.: Экспедитор, 2007.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы.



  1. Формы промежуточной аттестации (по итогам научно-педагогической практики)

Дифференцированный зачет (фиксируется в экзаменационной ведомости и зачетной книжке).

^ Критерии оценки

  • оценка «отлично» ставится магистранту, полностью выполнившему предусмотренные задания, умело и творчески решающему профессиональные задачи, продемонстрировавшему компетентность в вопросах методологии и технологии разработки и реализации учебных проектов, овладевшему коммуникативными и организаторскими умениями;

  • оценку «хорошо» заслуживает магистр, полностью выполнивший программу практики с элементами творческих решений образовательных и развивающих задач, используя для этого необходимые методические приемы; допускающий незначительные ошибки в постановке целей и задач занятия, структурирования материала и подбора методов; умеющий устанавливать с преподавателями и студентами необходимые в профессиональной деятельности отношения;

  • оценку «удовлетворительно» заслуживает магистр, полностью выполнивший программу практики, но не проявляющий творческого и исследовательского начала, использующий ограниченный перечень методических приемов, испытывающий трудности в подготовке методических материалов, установлении необходимого контакта с коллегами и студентами; допускающий незначительные нарушения в выполнении своих профессиональных обязанностей;

  • оценку «неудовлетворительно» заслуживает магистр, не полностью и некачественно выполнивший программу практики; допускающий существенные сбои в решении образовательных и развивающих задач, нарушения трудовой дисциплины; не обнаруживающий умения взаимодействовать с коллегами и студентами.



^ 10. Организация практики

Общее руководство практикой осуществляется научным руководителем магистерской программы, который разрабатывает программу практики, решает общее вопросы реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению и нормативных документов Минобрнауки, учредителя и Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию в части, регулирующей практику в магистратуре. Программа практики утверждается Советом вуза (факультета).

Руководитель практики согласовывает программу практики с научным руководителем магистранта, проводит необходимые организационные мероприятия по выполнению программы практики, определяет общий график проведения практики, осуществляет контроль за ходом практики и работы магистрантов, оказывает помощь студентам по всем вопросам, связанным с прохождением практики и оформлением документации.

Конкретное содержание и форма организации практики каждого магистранта определяется его научным руководителем. Научный руководитель разрабатывает индивидуальную программу практики (задания), проводит консультации, контролирует ход выполнения практики, проверяет отчетную документацию и выставляет оценку.

Правовое положение студентов и руководителей практики определяется действующим законодательством и нормативными документами.


Разработчик:

Е.В. Сенько, д.ф.н., проф. кафедры русского языка Северо-Осетинского государственного университета


Программа одобрена на заседании Совета факультета

от _______________г., протокол № ___



Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«северо-осетинский государственный университет имени Коста Левановича хетагурова»
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное Бюджетное Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования северо-осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова (согу) основная образовательная программа
Федеральное Бюджетное Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100 педагогическое образование...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования российский университет дружбы народов (рудн) проректор по связям с общественностью
Гсп, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, к. 218 Телефон / факс: (495) 787-3827, 433-9588
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский архитектурный институт (Государственная академия)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный университет»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный университет»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы