Рабочая программа по русскому языку для 6 класса Учитель: Башловкина Елена Юрьевна г. Ростов 2013 г. Пояснительная записка icon

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса Учитель: Башловкина Елена Юрьевна г. Ростов 2013 г. Пояснительная записка




НазваниеРабочая программа по русскому языку для 6 класса Учитель: Башловкина Елена Юрьевна г. Ростов 2013 г. Пояснительная записка
страница1/3
Дата22.08.2014
Размер0.62 Mb.
ТипРабочая программа
источник
  1   2   3

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

г.Ростова Ярославской области

Утверждаю

Приказ по школе №________

от «____» ____________2013г.

Рассмотрена на

заседании МО

протокол №

от «____» ____________2013 г.

Рабочая программа

по русскому языку для 6 класса

Учитель: Башловкина Елена Юрьевна


г.Ростов 2013 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по русскому языку для основной школы.

^ Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:

  • общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве);

  • хранения и передачи информации;

  • связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

^ Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:

  1. воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  2. овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

  3. освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики фразеологии русского языка;

  4. развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

  5. совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

^ Общая характеристика учебного предмета, курса.

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

  • сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетенция проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое:

  1. овладение нормами русского литературного языка;

  2. обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  3. формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся – предупреждение и устранение различных языковых ошибок, формирование навыков выразительного чтения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснить значения слов с национально-культурным компонентом.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

  • коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

  • познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

  • регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Направленность курса русского языка на формирование данных компетенций нашла отражение в структуре программы. Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 классе. В конце программы каждого класса в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи.

В программе указан годовой объём учебного времени по каждому классу, а также распределение количества часов по темам программы. Преподаватель, учитывая значимость материала для формирования навыков грамотной письменной и устной речи, а также подготовленность учащихся и условия работы с данным классом, в указанное распределение может вносить свои коррективы. Учителю предоставляется право по своему усмотрению использовать следующие приёмы: давать учащимся сходные и сложные темы обобщённо (в виде блоков), по-своему использовать материал повторения пройденного, увеличить (за счёт повторения пройденного в сильных классах) количество работ по развитию связной речи.

^ Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Количество часов, отведенных на изучение учебного предмета «Русский язык», определяется учебным планом ОУ, для освоения содержания и достижения планируемых результатов рекомендуется изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов: в 5 классе – 175 ч., в 6 классе – 210 ч., в 7 классе – 140 ч., в 8 классе – 105 ч., в 9– 105 ч.

В 2009-13 учебном году в 5-9 классах общеобразовательных учреждений обучение организуется в соответствии с БУП 2004 года и федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. На этом основании для обязательного изучения учебного предмета отводится в 5 классе- 210ч. (из расчёта 6ч. в неделю), из них на развитие речи - 36ч., 6 классе – 175ч., р/р 28ч., 7 классе – 175ч., р/р 28ч., 8 классе – 105ч., р/р 17ч., 9 классе – 68ч., р/р 15ч..

Использована рабочая программа к предметной линии учебников по русскому языку (авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Н.М.Шанский) – Москва «Просвещение», 2006 г.

Нормативно-методическое обеспечение:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012, № 273.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /Под ред А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.

  4. Фундаментальное ядро содержания общего образования /Под ред.В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010.

  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /[сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011.

  6. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области, в 2013/14 уч.г. Составитель: доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО Киселёва Н.В.

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) в использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год».

  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

  10. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  11. Локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие деятельность в рамках федерального государственного образовательного стандарта.



^ Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

*адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

*владение разными видами чтения;

*адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

*способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

*овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

* умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

* владение различными видами монолога и диалога;

* способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи ( повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

  7. проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  8. осознание эстетической функции родного языка.

^ Формирование универсальных учебных действий
на уроках русского языка


Главное требование ФГОС – это требования к планируемым результатам: личностным, метапредметным и предметным.

В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствуют освоению систематических знаний.

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи направлены на формирование ценностно-смысловых установок и на формирование и оценку навыка рефлексии, самоорганизации и саморегуляции, сотрудничества, коммуникации, самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний, ИКТ-компетентности обучающихся.

^ Учебно-методическое и материально-технического обеспечение образовательного процесса.

Необходимое оборудование и оснащение: нормативные документы, программно-методическое обеспечение, локальные акты; учебно-методические материалы; дидактические и раздаточные материалы по предмету; аудиозаписи, слайды по содержанию учебного предмета; ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства; учебно-практическое оборудование;

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник: «Русский язык». Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2005

^ Методическое пособие для учителя:

1. Беляева, О.В., Даценко, О.А. Поурочные разработки по русскому языку для 6 класса/ О.В.Беляева, О.А.Доценко, - Москва «ВАКО», 2009

2. Колчанова, С.С. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова/ С.С.Колчанова, - Волгоград: Учитель, 2007

^ Пособия для учащихся:

Сенина, Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 6 класс/ Н.А.Сенина, - Ростов н/Д: «Легион», 2009

Тростенцова, Л.А. Рабочая тетрадь к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 6 класс»/А.Л.Тростенцова, - Москва, «Экзамен», 2010

Дополнительная литература

1. Васильева, Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, М.: ООО «5 за знания», 2008

2. Егорова Н.В. КИМы. Русский язык: 6 класс/ Е.В.Егорова, - Москва «ВАКО», 2011

3. Касперская, О.В. Русский язык. 5 -11 классы. Анализ художественного текста: разработки уроков, опорные конспекты/ О.В.Касперская, - Волгоград: Учитель, 2010

4. Кривоплясова, М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, - Волгоград: Учитель, 2007

5. Малюшкин, А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 6 класс/ А.Б.Малюшкин, - М.: «ТЦ Сфера», 2010

6. Капинос, В.И. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 6 класс. Русский язык. Основная школа/ В.И. Капинос, - М.: «Интеллект-Центр», 2009

7. Ситникова, Л.Н. Дидактический материал по русскому языку (разрезные карточки для индивидуальной работы). 6 класс/ Л.Н.Ситникова, - Волгоград: Учитель, 2007

Мультимедийные пособия

  1. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс

Интернет-ресурсы

  1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

  2. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

  3. Мир слова русского http://www.rusword.org

  4. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru

  5. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

  6. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

  7. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru

Примечание: с переходом на ФГОС рекомендован для школ новый УМК

В соответствии с ФГОС основного общего образования учебники данной линии были доработаны в следующих направлениях:

  • усилен коммуникативный аспект в обучении русскому языку;

  • уточнены некоторые лингвистические сведения;

  • введены задания, усиливающие системный характер изучаемого материала;

  • предусмотрены задания, нацеленные на формирование культурологической компетенции;

  • расширен материал, способствующий формированию российской гражданской идентичности.


  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др.
    Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. – М. : Просвещение. 2012

  2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. и др. Русский язык. Рабочие программы.

  3. Ларионова Л. Г. Русский язык. Карточки-задания. 6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

  4. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

  5. Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Баранов М. Т. и др. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений

  6. Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

  7. Тростенцова Л. А., Стракевич М. М., Ладыженская Н. В. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс.

  8. Скорая помощь по русскому языку в двух частях

  9. Поурочные разработки

  10. Приложение на электронном носителе

Учебник обеспечивает формирование лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций, развивает у учащихся универсальные учебные умения, воспитывает отношение к родному языку как к общенациональной ценности и как к важному средству общения. При переработке учебников особое внимание было уделено различным способам организации учебной деятельности, формам взаимодействия участников образовательного процесса, направленным на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку.

Методический аппарат учебника включает разные компоненты, реализующие требования к предметным результатам обучения, как сведения лингвистического характера. Например, материал для самостоятельных наблюдений для анализа языковых явлений, вывода (обобщений); учебные диалоги учителя и учеников для актуализации знаний; материал для ознакомления с особенностями употребления в речевой практике языковых средств; задания для развития коммуникативной компетенции; схемы, таблицы, рисунки и т. д., поясняющие лингвистические понятия, правила

орфографии и пунктуации; задания повышенной сложности; памятки для выполнения творческих заданий; репродукции картин; материал для системного формирования навыков правильного произношения и написания слов, вызывающих затруднение; толковый словарь малоупотребительных слов.

Рабочая тетрадь включает упражнения и задания, которые структурированы в соответствии с разделами учебника и предназначены для организации закрепления и проверки знаний учащихся по русскому языку как классе в качестве домашних заданий, так и во внеклассной работе.

Скорая помощь по русскому языку. Тетрадь содержит диффренцированные задания по всем разделам изучаемого языкового курса и предназначена для обучения школьников, сталкивающихся с затруднениями при усвоении учебного материала.

Дидактический материал дополняет практическую часть учебников лексическими, грамматическими, орфографическими, синтактико-пунктуационными упражнениями, а также упражнениями, формирующими и развивающими речь учащихся.

Карточки-задания могут использоваться как на уроке, так и вне урока для проведения индивидуальных занятий. Весь учебный материал представлен в них на текстовой основе и учитывает особенности курса русского языка в основной школе. Карточки-задания способствуют выработке у учащихся орфографической и пунктуационной грамотности. Помимо текста и грамматического задания к нему в каждой карточке содержится задание по развитию речи. Задания даны в двух вариантах, которые отличаются степенью сложности.

п/п

дата

Т
Поурочное календарное планирование


ема урока


Кол-во ур.

Оборудование

Домашнее задание







Раздел 1

Русский язык - один из развитых языков мира

4







1.

Русский язык - один из развитых языков мира.

1

Плакаты с высказываниями учёных и писателей о языке

Упр.1

Выучить наизусть высказывания о языке




2.

Понятие о русском литературном языке и его нормах. Виды норм русского литературного языка.

1

Нормативные словари и справочники

Упр.3




3.

Культура речи. Общее представление о речевой культуре.

1

Нормативные словари и справочники

Подготовить письмо по памяти




4.

Культура речи. Основные требования к речи : коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, чистота, логичность.

1

Нормативные словари и справочники

Мини-сочинение







Раздел 2

Повторение изученного в 5 классе.

17







5.

^ Диагностическая работа по изученному в 5 классе материалу.

1

Раздаточный материал

Анализ записанного текста




6.

Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова.

1

Схема фонетического разбора слова

П.1, упр. 7,8




7.

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов.

1

Схема морфемного разбора слова

П.2, упр.13




8.

Урок-практикум.

Орфограммы в окончаниях слов.

1

Комплект карточек для индивид.работы П.4,упр.22




9.

Части речи. Морфологический разбор слова.

1

Таблица «Части речи» П.3,упр.18 или 20 по выбору




10.

11.

Развитие речи. Сочинение «Осенние заметки о летних впечатлениях»


2

Упр.25.





12.

Словосочетание. Простое предложение. Знаки

препинания в простом предложении.

1

Схема разбора словосочетания, раздаточный материал

П 5-6, упр.33




13.

Сложное предложение. Запятые в сложном

предложении. Синтаксический разбор простого и сложного предложения.


1

Схема синтаксического разбора предложений простых и сложных П.7-8, упр.39




14.

Прямая речь и диалог. Знаки препинания при прямой речи.

1

Таблица «Знаки препинания при прямой речи» п. 9, упр.44




15.

Подготовка к диктанту.


1

Комплект карточек для индивид. работы




16.

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе»

1






17.

^ Развитие речи. Текст как продукт речевой деятельности. Смысловые типы текста. Его структура. Основные средства связи между частями текста.

1

Тексты различных типов, стилей, анализ отрывков из произведений

П.10, упр. 49




18.

^ Развитие речи. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект.


1

Тексты различных типов и стилей

П.10, упр.47




19.

^ Развитие речи. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; принадлежности к

функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка

1

Схема анализа текста




20.

^ Развитие речи. Официально- деловой стиль. Сфера употребления, задачи в речи.


1

Анализ текстов официально-делового стиля речи

П.11,упр.51




21.

^ Развитие речи. Языковые средства. Основные жанры официально-делового стиля: расписка, доверенность, заявление.

1

Образцы документов П. 11, упр.50







Раздел 3

Лексика и фразеология.

^ Культура речи.

21







22.

Повторение изученного по лексике в 5 классе.

1

Выучить правило на стр. учебника 22, упр. 52 устно




23.

^ Развитие речи. Собирание материалов к сочинению. Устное описание картины А.М.Герасимова «После дождя».

1

Репродукция картины А.М.Герасимова «После дождя». П.13, упр. 63




24.

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления.


1

Раздаточный материал, словари

П.14, упр. 65




25.

Диалектизмы

1

Портрет В.Даля, карта говоров.

П.16, упр. 73




26.

Профессионализмы. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки.

1

Анализ отрывков научного стиля

П.15, упр. 68




27-28.

Развитие речи. Сжатое изложение по тексту М. Булатова. Упр. 75.

2

Портрет В.И.Даля.

Написание изложения




29.

Жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, СМИ, публичных выступлениях.

1

П.17, упр. 78, 79




30.

Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения

уместности использования стилистически

окрашенной лексики в различных ситуациях общения.

1

Анализ отрывков из художественной, научной и публицистической литературы.

П.18, упр. 81 (письм.), 83 (устно




31.

Причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Типы устаревших слов: историзмы и архаизмы.


1

Работа с дидактическим материалом

П.19-20, упр. 87.




32.

Общеязыковые и индивидуально-

авторские неологизмы. Словари

устаревших слов и неологизмов.

1

Использование устаревших слов и неологизмов в текстах Упр. 86.




33.

Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Оценка речи с точки зрения целесообразности, уместности использования иноязычной лексики.


1

П.21, упр. 95.




34.

Основные языки- источники лексических заимствований в русском языке. Словари иностранных слов и их использование.

1

Словари иностранных слов

П.21, упр. 96.




35.

Фразеология как раздел лексикологии.

Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами.


1

П.22, упр. 100, 105




36.

Нейтральные и стилистически окрашенные

фразеологизмы. Особенности их употребления в речи.


1

Анализ отрывков




37.

Происхождение фразеологизмов. Фразеологические словари и их использование.

1

Фразеологический словарь

Упр. 103




38.

Лексические и

фразеологические новации последних лет.


1

По конспекту




39.

Фразеологическое богатство русского языка, пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речи.

1

Словарь крылатых слов и выражений.

Творческое задание




40.

^ Развитие речи. Основные лексические нормы русского литературного языка. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного

и выразительного словоупотребления .

1

Составление устных и письменных высказываний




41.

^ Развитие речи. Основные

выразительные средства лексики и фразеологии. Использованием диалектизмов, фразеологизмов как средства выразительности в художественном и публицистическом стилях.


1

Анализ отрывков из худож.

и публицистической литературы




42.

Повторение и обобщение изученного по теме « Лексика и фразеология»


1

Работа с дидактическим материалом.

Анализ отрывков публицистических текстов

Упр. 108







^ Раздел 4 Словообразование. Орфография. Культура речи.

29







43.

Повторение изученного в 5 классе.

Морфемный разбор слова.

1

Дидактический материал П.24, упр. 112




44.

Повторение изученного в 5 классе. Зависимость правописания слов от

его строения.

1

П.24, упр. 119




45.

Основные способы образования

слов в русском языке. Образование слов с помощью морфем.

1

Таблица «Способы образования слов»-составление

П.26, упр.127,128




46.

Сложение как способ образования слов. Виды сложения

1

Работа с дидактическим материалом




47..

Соединительные гласные в сложных словах.

1

Комплект карточек




48..

Сложносокращенные слова. Переход из одной части речи в другую.

1







49.

^ Урок — практикум.

Особенности словообразования слов различных частей речи. Словообразовательные словари русского языка.

1

Фронтальная работа по карточкам

Словообразовательный словарь




50-51.

^ Развитие речи. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Сочинение — описание помещения

2

(сочинение)

Упр.136




52.

Урок анализа сочинений.

1

Виды грамматических и речевых ошибок. Работа над ошибками




53.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии как науке о происхождении слов и фразеологизмов.

1

Этимологический словарь П.27, упр. 131




54.

^ Развитие речи. Сочинение - миниатюра «История слова»

1

(сочинение)




55.

Буквы -о- и -а- в корнях кас - кос.

1

Таблица на правило П.29, упр. 138, орф. 26




56.

Яз. к Буквы -о- и -а- в корнях гар - гор.

Лексическое значение корня гар - гор. Определение условия выбора о-а в корне гар - гор.


1

Таблица на правило П.30, упр.143, орф. 27




57-58.

Буквы -о- и -а- в корнях гар - гор. Определение условия выбора о-а в корне гар - гор. Выполнение упражнений.


2

П.30, упр. 142, 150




59.

Буквы -ы- и- и- после приставок

1

П.31,упр.153, орф. 29




60.

Гласные в приставках пре - при. Зависимость

написания гласных в приставках от их значения.

Приставка -при со значением «приближения»


1

Таблица на правило.

П.32, упр.154




61.

Яз. к Гласные в

приставках пре –при. Приставка- при со

значением «присоединения», « близости»,

« неполного действия»


1

Набор карточек

П.32, упр.155




62.

Гласные в приставках пре –при. Написание слов

с приставкой- пре со значением « очень»,

« пере». Трудноопределяемые значения приставок -пре и- при.

1

Дидактический материал. П.32, упр.163.




63.

Урок -практикум. Гласные

в приставках пре - при. Различение значений и

правописания слов с приставками- пре и- при. Выполнение упражнении.

1

Упр.165.




64-65.

Развитие речи. Сочинение по

картине Т.Н.Яблонской

«Утро».

2

Репродукция картины Т.Н.Яблонской «Утро». Упр.177.

(сочинение)



  1   2   3



Похожие:

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса Учитель: Башловкина Елена Юрьевна г. Ростов 2013 г. Пояснительная записка iconПояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе требований
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса Учитель: Башловкина Елена Юрьевна г. Ростов 2013 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку для 9 класса основного (общего) образования (базовый уровень) Учитель: Рындина И. Н
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса Учитель: Башловкина Елена Юрьевна г. Ростов 2013 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по математике 5 класс Учитель: Зеленер Т. В. г. Ростов Ярославской области 2013 г. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе следующих нормативных документов и методических материалов
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса Учитель: Башловкина Елена Юрьевна г. Ростов 2013 г. Пояснительная записка iconРусский язык. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса моу сош №2 с п. Куба составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса Учитель: Башловкина Елена Юрьевна г. Ростов 2013 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по биологии в 5а классе на 2013/2014 учебный год Составитель Усольцева Елена Александровна Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена наосновании программы по биологии для 5–9 классов авторов: А. А. Плешаков,...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса Учитель: Башловкина Елена Юрьевна г. Ростов 2013 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта
«Народное образование» 2005 г., №8 и авторской программы по русскому языку для 5-11 классов С. И. Львовой, которая полностью соответствует...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса Учитель: Башловкина Елена Юрьевна г. Ростов 2013 г. Пояснительная записка iconПрограмма по русскому языку 5 класс (авторы программы М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов) Пояснительная записка
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса Учитель: Башловкина Елена Юрьевна г. Ростов 2013 г. Пояснительная записка iconПрограмма по русскому языку рассчитана на 5 часов в неделю (165 часов в год), уроки письма 4 часа в неделю
Рабочая учебная программа по русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса Учитель: Башловкина Елена Юрьевна г. Ростов 2013 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по обществознанию для 6 класса 2013-2014 уч год Составитель: Яблокова Наталья Валентиновна 2013 год Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, авторской...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса Учитель: Башловкина Елена Юрьевна г. Ростов 2013 г. Пояснительная записка iconПрограмма по русскому языку 1-4кл. Автор Рамзаева Т. Г
Рабочая программа по русскому языку 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы